страница 1 Календарно-тематическое планирование
по предмету «Познание мира»
и интегрированному курсу
«Введение в экономику и финансовая грамотность».
4 класс
Литература: 1. Учебник «Познание мира»
под редакцией К.Жунусовой, А.Бирмагамбетова
Алматы, издательство «Атамура» 2004 г.
2. Наш дом. Методическое пособие для учителя 4 класс, ЦАО, «Достижение молодых», Алматы – 2008г
Пояснительная записка.
Содержание предмета «Познание мира» предусматривает последовательное овладение учащимися методами и способами познавательной деятельности, направленной на изучение различных объектов и явлений окружающей жизни.
Предмет «Познание мира» состоит из трёх укрупнённых дидактических блоков: «Человек», «Общество», «Природа». Материал каждого блока усложняется из класса в класс вследствие последовательного включения в содержание образования новых представлений и понятий.
Отличается от традиционного подход к изучению блока «Человек» - впервые человек рассматривается в рамках биологических представлений и в социальном аспекте. Изучая темы «Взаимоотношения человека с окружающим миром» (2 класс), «Человек – дитя природы» (3 класс), «Человек – часть общества» (4 класс), ученик от познания самого себя постепенно переходит к осмыслению места человека в мире. Компоновка содержания каждого блока вокруг стержневых проблем жизнедеятельности и бытия человека (например, труд как главное средство взаимодействия человека с миром), обуславливает интегрированность содержания предмета «Познание мира» в целом и обеспечивает целостность мировоззренческих представлений.
Учебный материал о природе, обществе и трудовой деятельности человека структурирован по принципу системности, что обеспечивает осознание учащимися связей и отношений в природе и обществе, создаёт возможность более полного использования познавательного и воспитательного потенциала в процессе обучения.
Требования к обязательному уровню подготовки учащихся.
З Н А Т Ь:
- о происхождении человека;
- о роли труда в жизни человека;
- о влиянии деятельности людей на окружающую среду;
- об охране окружающего мира;
- об изображении форм поверхности земли на карте Казахстана, на плане местности;
- о масштабе;
- об изменении поверхности земли под воздействием внешних сил;
- о видах полезных ископаемых;
- об охране природных сообществ;
- об изучении космоса;
- об общественной роли семьи;
- о планировании доходов семьи;
- об участии семьи и школы в хозяйственной, культурной жизни города;
- о заслуженных людях города, района, области, республики;
- о конституционных правах граждан (Конституция Республики Казахстан);
- о борьбе казахского народа за независимость, за сохранение целостности Отечества;
- о месте и роли нашей страны в мировом сообществе государств;
- о дружбе народов.
У М Е Т Ь:
- производить наблюдения за деятельностью представителей разных профессий (в зависимости от времени года);
- описывать по личным наблюдениям любой объект или явление окружающей жизни, (правильно используя слова и конструкции предложений);
- «путешествовать» по географической карте;
- характеризовать рельеф Казахстана по физической карте;
- выполнять работы с различными таблицами, чертежами, диаграммами;
- понимать условные знаки, пользоваться ими;
- определять почвенный слой по разрезу, различать виды почв на данной местности;
- определять свойства воздуха путём проведения опытов;
- проводить наблюдения за водоёмами своей местности. Объяснять происходящие в них изменения в зависимости от времени года, характеризовать их хозяйственное значение;
- характеризовать виды деятельности и труда в связи с развитием общества;
- ориентироваться в понятиях зарплата, стоимость, экономика, семейный бюджет, деньги;
- различать денежные знаки разных стран: тенге, доллар, сом, рубль и т.д.;
- пользоваться знаниями о культурных учреждениях (театр, библиотека, музей…);
учебных заведениях (школа, гимназия, институт, колледж, университет, академия …).
В целях реализации Программы повышения инвестиционной культуры и финансовой грамотности населения Республики Казахстан вводится курс «Основы экономики и финансовой грамотности» для учащихся 4 класса за счет интеграции с предметом «Познание мира» (17ч).
В настоящее время возросла важность финансового образования по двум основным причинам:
Ответственность и риск принятия решений, которые могут оказывать серьёзное влияние на жизнь и будущее, передаются от государства гражданам;
Финансовые услуги становятся всё более разнообразными, что означает, что потребителям необходимо делать трудный выбор из широкого выбора вариантов.
В вопросах семейного финансового управления и использования различных финансовых услуг, таких, как кредиты, сбережения, страхования и денежные переводы, налицо значительные проблемы между новыми требованиями и старыми практиками и подходами. Иными словами, семьи и хозяйства нуждаются в базовом финансовом образовании и просвещении, которые представляют собой предоставление знаний, навыков и подходов для усвоения положительной практики управления деньгами в вопросах зарабатывания, трат, сбережений, заимствований и инвестирования.
Цели преподавания курса «Введение в экономику и финансовая грамотность»:
- формирование базового уровня экономической и финансовой грамотности, необходимого для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни казахстанского общества, а также для профессиональной ориентации выпускников;
- формирование культуры экономического мышления: выработка адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи;
- выработка практических навыков принятия ответственных финансовых и экономических решений как в личной, так и в общественной жизни.
Реализация поставленных целей направлена на воспитание молодых людей, которые:
-
будут ответственными гражданами своей страны;
-
смогут максимально эффективно использовать свои возможности на благо себя и общества;
-
будут инициативны, активны, самостоятельны в принятии решений;
-
будут ориентированы на самообразование и развитие своей личности.
Работа по программе предполагает использование современных статистических данных и экономических показателей, активных методик обучения (ролевые игры, работа в малых группах, компьютерное моделирование и др.), технических средств (компьютеры, видеотехнику, сеть Интернет, мультимедийные программы), методов мониторинга знаний (тестовые, контрольные задания, решение экономических задач, экономические диктанты, рефераты, проекты).
Игровой аспект знакомства с миром продолжает оставаться преобладающим для детей младшего школьного возраста. Поэтому в начальной школе для изучения экономической и финансовой грамотности в основном используется метод ролевых игр. Помимо уроков, интегрированных в предмет «Познание мира», возможны внеклассные занятия.
Учебная программа по основам экономики и финансовой грамотности разработана в пяти вариантах для различных классов, при этом каждый последующий вариант является содержательным развитием предыдущего.
Для учащихся 4 класса разработан «Вариант–17» - 17 часов – сжатое изучение курса «Введение в экономику и финансовая грамотность» за счёт интеграции с предметом «Познание мира».
В календарном планировании часы учебного предмета «Введение в экономику и финансовая грамотность» выделены курсивом.
Предлагаемое распределение учебного материала является ориентировочным. Учитель вправе при тематическом планировании перераспределить материал учебника, используя
его при проведении интегрированных уроков и ролевых игр.
№
модуля
|
Т Е М А
|
Кол-во
часов
|
Дата
|
1 четверть
|
1.
1
2
3
4
5
6
|
«Человек – частица общества»
|
6
|
|
Происхождение жизни. Жизнь первобытных людей.
|
1
|
|
Труд сделал человека человеком. Техника, строительство – продукт мысли и труда человека.
|
1
|
|
Человек и культура. Памятники культуры и искусства.
|
1
|
|
Кто решает глобальные проблемы.
(роль государства).
|
1
|
|
Какую роль играет экономика в жизни страны?
|
1
|
|
Бюджет государства.
|
1
|
|
2.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
|
«Природа Земли»
|
10
|
|
Изучение природы.
|
1
|
|
Ориентирование на местности.
|
1
|
|
Казахстан на географической карте.
|
1
|
|
«Путешествие на воздушном шаре».
Экономические ресурсы страны.
|
1
|
|
Формы поверхности суши. Равнины. Горы.
|
1
|
|
Разрушение горных пород.
|
1
|
|
Как меняется поверхность земли.
|
1
|
|
Изменение поверхности земли человеком.
|
1
|
|
Поверхность земли Казахстана.
|
1
|
|
Ресурсы страны и их экономия.
|
1
|
|
3.
1
2
3
4
|
«Полезные ископаемые»
|
4
|
|
Руды чёрных металлов. Руды цветных металлов.
|
1
|
|
Горючие полезные ископаемые.
|
1
|
|
2 четверть
|
|
|
Нерудные полезные ископаемые.
|
1
|
|
Национальное богатство страны. Чем богат наш регион.
|
1
|
|
4.
1
2
3
4
|
«Вода»
|
4
|
|
Круговорот воды в природе.
|
1
|
|
Подземные воды.
|
1
|
|
Реки и озёра. Охрана воды.
|
1
|
|
Экономим воду. Решение финансовых задач «Как капли унесли в океан мамину зарплату».
|
1
|
|
5.
1
2
3
4
|
«Воздух и погода»
|
4.
|
|
Состав воздуха. Воздушная оболочка.
|
1
|
|
Погода. Климат.
|
1
|
|
Охрана воздуха.
|
1
|
|
Экономим тепло.
|
1
|
|
6.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
|
«Растительный и животный мир Казахстана»
|
10
|
|
Луга. Растения и животные луга. Охрана лугов.
|
1
|
|
Степи. Растения и животные степей.
|
1
|
|
Пустыни. Растения и животные пустынь.
|
1
|
|
Земледелие и животноводство в степях и пустынях.
|
1
|
|
3 четверть
|
Леса и тугаи. Растения и животные лесов и тугаев.
|
1
|
|
Редкие животные и птицы. Охрана животных.
|
|
|
Использование леса и его охрана.
|
1
|
|
Водоёмы. Растения и животные водоёмов. Охрана растений и животных водоёмов.
|
1
|
|
Горные местности. Растения и животные горных районов.
|
1
|
|
Красная книга Казахстана.
|
1
|
|
7.
1
2
3
4
5
6
7
|
«Земля – космическое тело»
|
7
|
|
Понятие о космосе.
|
1
|
|
Исследование космоса. Солнце – источник света и тепла.
|
1
|
|
Экономим электроэнергию. Как одна лампочка экономит деньги.
|
1
|
|
Земля – шарообразное тело.
|
1
|
|
Глобус – модель земли.
|
1
|
|
Вращение Земли вокруг оси. Смена дня и ночи.
|
1
|
|
Движение Земли вокруг Солнца. Смена времён года.
|
1
|
|
8.
1
2
3
|
«Общество»
|
3
|
|
Семья – маленькое общество. Родственные отношения.
|
1
|
|
Бюджет семьи.
|
1
|
|
Доходы и расходы семьи. Ролевая игра.
|
1
|
|
9.
1
2
3
4
5
|
«Школа»
|
5
|
|
Первый учитель. О пользе знаний.
|
1
|
|
Экономим время. Режим дня.
|
1
|
|
Как создаётся книга.
|
1
|
|
Летний директор.
|
1
|
|
Экскурсия в библиотеку.
|
1
|
|
4 четверть
|
10.
1
2
3
4
|
«Наш аул»
|
4
|
|
Крестьянское хозяйство. Богатство аула.
|
1
|
|
Новая форма организации сельского хозяйства. Связь школы с производством.
|
1
|
|
Мой дом – моя семья.
|
1
|
|
Традиции, обычаи, обряды.
|
1
|
|
11.
1
2
3
4
|
«Родная страна. Отечество»
|
11
|
|
Родина моя.
|
1
|
|
Борьба казахского народа с джунгарскими завоевателями.
|
1
|
|
Легендарный батыр Карасай.
|
1
|
|
Поединок батыра Райымбека с Секерханом.
|
1
|
|
5
6
7
8
9
10
11
|
Битва Каракерей Кабанбая с батыром Аркауылом.
|
1
|
|
Независимая свободная страна.
|
1
|
|
Ближнее и дальнее зарубежье.
|
1
|
|
Международная торговля. Почему страны торгуют друг с другом.
|
1
|
|
Гражданское общество. Правовое общество.
|
1
|
|
Страдания старого Чингиза. Гражданское движение «Невада – Семипалатинск».
|
1
|
|
Казахстан – космическая держава.
|
1
|
|
страница 1
|