страница 1 Рекомендации по планированию и организации работы учебного кабинета
Школьный кабинет – это специальное помещение с рационально-размещенным комплектом учебного оборудования, мебелью и приспособлениями, обеспечивающими эффективное преподавание предмета. Оборудование кабинета можно рассматривать как часть учебно-воспитательной работы в школе, к которой может и должен быть привлечен широкий круг инициативных учеников. Они могут помочь в изготовлении наглядных пособий, таблиц, схем и плакатов, в оформлении сменных и постоянных стендов, в выпуске газет, в создании картотек и т.д. Работа по оборудованию кабинета, а также занятия в нем развивают у школьников интерес к предмету, творческие способности.
Требования к учебному кабинету:
-
Наличие паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, дидактических материалов и др.
-
Наличие плана работы учебного кабинета на учебный год и перспективу.
-
Соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.
-
Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета: наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов и др. (по плану работы учебного кабинета).
-
Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы школы.
-
Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения профилю кабинета, требованиям стандарта образования и образовательным программам.
-
Наличие комплекса дидактических материалов, типовых заданий, тестов, самостоятельных и контрольных работ и других материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса (по профилю кабинета).
-
Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой.
-
Открытое и наглядное предъявление учащимся минимально необходимого содержания образования и требований к уровню обязательной подготовки (стандарта образования).
-
Обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требования базового и повышенного уровней образовательного стандарта.
-
Наличие стендового материала учебного кабинета: рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности, по выполнению программы развития умений и навыков, по организации и выполнению домашней работы, по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (практикум, семинар, лабораторная работа, тестирование, зачет, собеседование, экзамен и др.).
-
Наличие экрана результативности выполнения учащимися образовательного стандарта.
-
Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными учащимися, консультаций и др.
В учебном кабинете выделяют
три основных части оборудования:
1. Учебное оборудование.
2. Мебель и приспособления.
3. Специальные средства для научной организации учебного процесса и управления им.
Учебное оборудование:
-
учебно-наглядные пособия, учебные приборы (демонстрационные; лабораторные);
-
учебно-наглядные изобразительные пособия (модели строения атомов, веществ; макеты;
-
наглядные печатные пособия (таблицы по темам;дидактический материал; портреты ученых, писателей и др.);
4. Аудиовизуальные средства обучения (диапозитивы; диа-, кино-, видеофильмы и т.п.
5. Общее лабораторное оборудование (лабораторная химическая, физическая, биологическая посуда; наборы химических реактивов, биологических и физических материалов; лабораторные принадлежности и инструменты).
Специализированная мебель и приспособления кабинета:
1. Рабочее место учителя:
-
демонстрационный стол;
-
классная и магнитная доски;
-
экран.
2. Рабочее место ученика: парта, лабораторный стол.
3. Вытяжной шкаф.
4. Шкафы секционные многоцелевые.
5. Сейф лабораторный.
Специальные средства для научной организации учебного процесса и управления им:
1. Картотеки:
а) контрольных заданий;
б) подготовки учебного оборудования к уроку;
в) учета учебного оборудования;
г) индивидуальных заданий и др.
2. Научно-методическая литература для подготовки учителя к урокам.
Необходимая документация учебного кабинета:
-
Паспорт учебного кабинета.
-
Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.
-
Журнал или картотека наглядных пособий, раздаточного материала.
-
Правила техники безопасности работы в учебном кабинете.
-
Журнал инструктажа учащихся при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий, а также инструктаж лаборанта.
-
Правила поведения учащихся в учебном кабинете.
-
График работы учебного кабинета.
-
Акт приёмки учебного кабинета администрацией школы.
-
План работы кабинета на учебный год.
-
Перспективный план работы кабинета (план дооборудования).
Вся документация кабинета химии ведется учителем (зав.кабинетом) регулярно и в соответствии с установленными методическими требованиями и сроками. Она должна быть упорядочена в папках с соответствующими названиями, например:
-
Кабинет ----------.
-
Охрана труда.
-
Нормативные документы.
-
Планирование учебной работы.
-
Работа по самообразованию учителя.
-
Современные образовательные технологии.
-
Методические рекомендации.
-
Нетрадиционные формы занятий по ------.
-
Неделя -------- в школе.
-
Внеклассная работа по ---------.
-
Работа с одаренными детьми.
-
Новости науки.
-
Проблемы современной ---------(биологии, экологии, географии, белорусского языка и.т.д.).
-
Библиография.
и др. по усмотрению учителя.
Папка «Кабинет _________»
-
Диагностическая карта учебного кабинета №___
Школа № _____________________________________________
Тип школы _____________________________________________
Зав. кабинетом: _____________________________________________
(Ф.И.О., квалификационная категория, стаж работы)
Наличие:
-
Паспорт кабинета _______________________________________________
-
Правила поведения учащихся в кабинете ______________________
-
Правила техники безопасности ____________________________________
-
График работы кабинета (уроки по расписанию, расписание внеклассных занятий) _______________________________________________________
-
План работы кабинета на учебный год ______________________________
-
Перспективный план работы кабинета ______________________________
-
Административный контроль за деятельностью кабинета, контроль за выполнением требований к кабинету со стороны МО (школьного и районного) _____________________________________________________
Оформление кабинета:
1. Государственная символика _______________________________________
2. Материалы образовательного стандарта (нормативные документы, информационно-методические письма МО РБ, программы, календарно-тематическое планирование, информация по ЦТ и т.д.) __________________
3. Рекомендации для учащихся (информационные стенды) ______________
4. Работы учащихся (рефераты, творческие работы, выставки и т.д.) _______
5. Действенность кабинета и его оформление: содержание, качество, сменяемость ______________________________________________________
6. Эстетичность оформления ________________________________________
Обеспечение деятельности кабинета:
1. Санитарно-гигиеническое состояние ________________________________
2. Сохранность школьной мебели ____________________________________
3. Наличие современных учебно-методических комплектов, дидактических материалов ______________________________________________________
4. Наличие дидактических пособий для учителя, предметных газет и журналов ________________________________________________________
5. Наличие раздаточного материала, его систематизация и хранение ______
6. Наличие дополнительной литературы по предмету ____________________
7. Обеспечение кабинета ТСО _______________________________________
Для своевременной оценки работы заведующего кабинетом и качества функционирования кабинета проводится его паспортизация.
Цель паспортизации учебного кабинета:
проанализировать состояние кабинета, его готовность к обеспечению требований стандартов образования, определить основные направления работы по приведению учебного кабинета в соответствие требованиям учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
ПАСПОРТ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА № ________
-
Фамилия, имя, отчество заведующего кабинетом _____________________________
-
Фамилия, имя, отчество лаборанта _________________________________________
-
Класс, ответственный за кабинет __________________________________________
-
Ф.И.О. учителей, работающих в кабинете ___________________________________
Урок
|
Дни недели
|
Понедельник
|
Вторник
|
Среда
|
Четверг
|
Пятница
|
Суббота
|
1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 Параллели, для которых оборудован кабинет _________________________________
6 Площадь кабинета _______________________________________________________
7 Число посадочных мест ___________________________________________________
-
Акт готовности кабинета к учебному году.
Протокол
решения методического совета школы о готовности учебного
кабинета к обеспечению условий реализации образовательной
программы на ______/_______ учебный год
Кабинет №_____________________
Зав. кабинетом________________________________________________________________
Замечания методического совета:________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Решение методического совета: _________________________________________________
Дата __________________________
Оценка состояния кабинета
Учебный год
|
Оценка состояния кабинета
|
август
|
январь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка деятельности кабинета №___за_____/_____учебный год
1. Самоанализ работы зав. кабинетом, самооценка:__________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Оценка учащихся (по результатам анкетирования): ______________________________
_____________________________________________________________________________
3. Оценка методического объединения учителей:___________________________________
4. Оценка методического совета: ________________________________________________
5. Выводы и предложения по дальнейшей работе кабинета:__________________________
6. Акт-разрешение на проведение занятий в кабинете химии, физики, биологии.
-
План работы кабинета на год (блоки):
План составляется учителем-предметником, отвечающим за кабинет соответственно его профилю и функциональному назначению.
1блок: анализ работы кабинета в прошлом учебном году.
2 блок: задачи на новый учебный год, в которых отражается тематическое планирование, обновление дидактического материала, составление опорных конспектов, диагностических карт, схем, приобретение видеофильмов, таблиц, учебно-методического материала по профилю кабинета соответственно стандарта образования и образовательной программы школы; сохранение материально-технической базы кабинета.
3 блок: методическая работа.
4 блок: работа с учащимися.
-
Перспективный план работы кабинета на три года.
№ п/п
|
Что планируется
|
Сроки
|
Ответственный
|
Результат/
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОПИСЬ
имущества и документации кабинета № _____
№ п/п
|
Наименование имущества
|
Количество
|
1.
|
Учительский стол
|
|
2.
|
Учительский стул
|
|
4.
|
Парты двуместные
|
|
5.
|
Стулья ученические
|
|
6.
|
Шкафы
|
|
7.
|
Доска
|
|
8.
|
Доска магнитная
|
|
9.
|
Ящик для хранения печатных пособий
|
|
10.
|
Тумбочка
|
|
11.
|
Карнизы
|
|
12.
|
Шторы
|
|
13.
|
Подставка для цветов
|
|
14.
|
Трибуна (в кабинетах гуманитарного цикла)
|
|
15.
|
Стенды
|
|
16.
|
Зеркало
|
|
17.
|
Декоративные цветы
|
|
18.
|
Термометр
|
|
19.
|
Указка
|
|
20.
|
Часы
|
|
21.
|
Подставка для книг
|
|
22.
|
Экран
|
|
23.
|
|
|
Инвентарная ведомость на технические средства
обучения учебного кабинета № _____
№ п/п
|
Наименование ТСО
|
Марка
|
Год приобретения
|
Инвентарный № по школе
|
1.
|
Телевизор
|
|
|
|
2.
|
Видеомагнитофон
|
|
|
|
3.
|
Видеоплеер
|
|
|
|
4.
|
Магнитофон
|
|
|
|
5.
|
Проигрыватель
|
|
|
|
6.
|
Музыкальный центр
|
|
|
|
7.
|
Фильмоскоп
|
|
|
|
8.
|
Эпидиаскоп
|
|
|
|
9.
|
Эпипроектор
|
|
|
|
10.
|
Диапроектор
|
|
|
|
11.
|
Эпископ
|
|
|
|
12.
|
Графопроектор
|
|
|
|
13.
|
Компьютер
|
|
|
|
14.
|
|
|
|
| -
Должностная инструкция заведующего кабинетом.
-
Обязанности лаборанта кабинета химии, физики, биологии.
Папка «Охрана труда»
В ней должны содержаться следующие документы:
-
Инструкция по охране труда для кабинетов (лабораторий) химии, физики, биологии.
-
Инструкция по охране труда для учащихся в кабинете (лаборатории) химии, биологии, физике, разработанная на основе инструкции из правил по ОТ.
-
Указания о проведении обучения и инструктажа по охране труда.
-
Оказание первой медицинской помощи.
-
Перечень средств и медикаментов для аптечки данных кабинетов.
-
Примерный план пожаротушения в данных кабинетах.
-
Сведения об особых свойствах и группах хранения веществ из Типового перечня для учебных заведений.
В классе должен быть оформлен уголок по технике безопасности, где размещаются:
-
правила поведения в кабинете химии, биологии, физике,
-
инструкции по ТБ,
-
памятка по оказанию доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях,
-
примерный план пожаротушения.
Папка «Нормативные документы»
При организации учебно-воспитательного процесса в любом учебном году необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми документами:
-
Инструктивно – методические письма
-
Стандарты
-
Концепции
-
Нормы оценки
-
Инструкция о порядке формирования культуры устной и письменной речи в УО
-
СанПиН
-
Рекомендации по организации методической работы по данному предмету
-
Программы для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего
образования.
-
Календарно-тематическое планирование.
-
Рабочие планы (могут быть отдельно).
-
Планы работы факультативов, кружков, курсов по выбору (обязательно название, класс, тематика, даты проведения занятий).
Папка «Современные образовательные технологии»
Может содержать краткую характеристику наиболее распространенных технологий учебно-воспитательного процесса, теоретический материал по используемым учителем новым педагогическим технологиям, разработки уроков с использованием современных технологий образовательного процесса.
Папка «Портфолио»
Папка «Работа с одаренными детьми»
Содержит задания внутришкольных, районных, областных олимпиад, отчеты об их проведении, материалы для подготовки к олимпиадам и т.п.
Папка «Измерители образовательного стандарта»
По сути это классификатор материалов для проверки знаний, умений и навыков учащихся, который можно оформить в виде таблиц. Например:
№ п/п
|
Класс
|
Тема
|
Количество
|
|
|
|
|
Аналогично: тесты, практические работы, лабораторные опыты, карточки для самостоятельной работы и т.п. Следует оказать, где находятся те или иные работы (в какой тематической папке или отдельно, на какой полке, в каком шкафу).
В кабинете обязательно должна быть картотека имеющейся литературы. Её можно оформить следующим образом.
Картотека учебно-методической и справочной литературы
-
Учебники и учебные пособия.
№ п/п
|
Название
|
Автор
|
Издательство
|
Год издания
|
Количество экземпляров
|
|
|
|
|
|
| -
Справочники, сборники задач.
-
Методические пособия.
-
Дополнительная литература по предмету.
-
Журналы и газеты.
Литература должна храниться в кабинете согласно данной картотеке в определенном порядке, чтобы можно было легко ее найти и удобно ею воспользоваться.
Можно предложить следующие разделы:
-
Учебники.
-
Сборники задач и упражнений.
-
Сборники тестов.
-
Методика преподавания _______.
-
Занимательная __________.
и т.д.
Дидактический материал
Наглядные пособия способствуют успешному усвоению школьниками учебного материала, значительно расширяют информационное поле изучаемых тем, облегчают понимание и дают возможность достигнуть лучших результатов в процессе работы. Наглядные пособия могут быть постоянными, а также использоваться для временного, краткосрочного показа.
Их также необходимо классифицировать:
№ п/п
|
Класс
|
Раздел, тема
|
Название схемы, таблицы, карточки
|
Количество экземпляров
|
|
|
|
|
|
Видеоматериалы
Во многих школах есть возможность использовать ТСО.
-
Видеокассеты.
-
Диафильмы.
-
Диапозитивы.
-
Медиатека
№ п/п
|
Класс
|
Раздел, тема урока
|
Название программы, ее фрагмент
|
|
|
|
|
Папка «Нетрадиционные формы занятий» и «Внеклассная работа»
В них можно накапливать материал к проведению уроков и внеклассных мероприятий, как разработанный самим учителем, так и взятый из литературы.
Очень удобно иметь тематические папки с планами-конспектами уроков, карточками для работы на уроке, инструктивными карточками для проведения лабораторных и демонстрационных опытов и т.п. В этих же папках можно постепенно составлять список дополнительной литературы по данной теме, статей из периодической печати, методических журналов и пособий, собирать разработки конкурсных уроков коллег.
Все папки должны иметь оглавление с перечнем имеющихся там материалов для удобства поиска и пользования.
страница 1
|