страница 1 УТВЕРЖДЕНО
Решение Гродненского областного исполнительного комитета
01.07.2002 № 351
(в редакции решения Гродненского областного исполнительного комитета
30.04.2010 № 350)
Положение о системе управления охраной труда в Гродненской области
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.Положение о системе управления охраной труда в Гродненской области (далее – Положение) разработано на основании Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 года «Об охране труда» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008г., №158, 2/1453), Концепции государственного управления охраной труда в Республике Беларусь, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 августа 2005г. №904 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 129, 5/16410) и Республиканской целевой программы по улучшению условий и охраны труда на 2006–2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 августа 2005 г. № 905 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 129, 5/16411).
2.Основной целью системы управления охраной труда в Гродненской области (далее – система управления охраной труда) является создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности.
Основными задачами системы управления охраной труда являются:
совершенствование управления охраной труда;
планирование мероприятий по охране труда;
профилактика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
улучшение условий труда, устранение (приведение к допустимым величинам) опасных и вредных производственных факторов;
разработка и внедрение процедур, обеспечивающих идентификацию опасностей, оценка профессиональных рисков, подготовка, реализация и анализ эффективности мероприятий по их снижению;
стимулирование деятельности по охране труда;
изучение, обобщение и пропагандирование опыта работы трудовых коллективов по охране труда;
информирование и нормативное правовое обеспечение по вопросам охраны труда;
обеспечение контроля за соблюдением требований по охране труда.
3.Система управления охраной труда основывается на законодательстве о труде и об охране труда, в том числе на технических нормативных правовых актах, регулирующих отношения в области охраны труда.
4.Основными функциями системы управления охраной труда являются:
4.1. осуществление основных направлений государственной политики в области охраны труда;
4.2. взаимодействие и сотрудничество органов власти с нанимателями, профсоюзными организациями, органами государственного надзора и контроля в области охраны труда;
4.3. анализ и оценка показателей состояния охраны труда, внесение предложений по совершенствованию профилактической работы по охране труда.
ГЛАВА 2
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ ТРУДА
5. Субъектами управления системой управления охраной труда являются:
Гродненский областной исполнительный комитет (далее – облисполком);
Гродненский городской и районные исполнительные комитеты (далее – горрайисполкомы);
органы, уполномоченные облисполкомом управлять организациями, находящимися в областной коммунальной собственности (далее – органы управления облисполкома).
6. Объектами государственного управления охраной труда являются организации, расположенные на подведомственной территории.
7. Общее руководство деятельностью в области охраны труда на территории области осуществляет председатель облисполкома, на территории города Гродно и районов – председатели горрайисполкомов.
Непосредственное руководство организацией работы по охране труда на соответствующей территории осуществляет заместитель председателя исполнительного комитета, в ведении которого находятся вопросы охраны труда.
На заместителей председателя исполнительного комитета возлагается осуществление контроля за организацией работы по охране труда в курируемых сферах, подчиненных структурных подразделениях и организациях.
Управление охраной труда в организациях возлагается на их руководителей.
Обязанности и полномочия по охране труда руководителей и специалистов организаций определяются их должностными инструкциями и другими локальными нормативными правовыми актами.
ГЛАВА 3
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
8. Организация работы по охране труда в облисполкоме и горрайисполкомах включает:
8.1. государственное управление охраной труда на территориальном уровне;
8.2. разработку и реализацию областной, Гродненской городской и районных целевых программ по улучшению условий и охраны труда;
8.3. создание и функционирование областной, Гродненской городской и районных комиссий по охране труда;
8.4. организацию обучения и повышения квалификации, проверку знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов организаций, расположенных на подведомственной территории, которые не находятся в подчинении республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и других организаций;
8.5. создание служб охраны труда в облисполкоме и горрайисполкомах;
8.6. анализ причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях, расположенных на подведомственной территории, разработку и реализацию мер по их профилактике, в том числе по итогам полугодия и года;
8.7. рассмотрение причин несчастных случаев на производстве со смертельным исходом на заседаниях горрайисполкомов;
8.8. финансирование мероприятий территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда за счет средств местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь;
8.9. анализ состояния обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, санитарно-бытовыми помещениями и организация работы по решению этих вопросов;
8.10. проведение дней охраны труда, в том числе областных – один в полугодие, Гродненских городских и районных – ежеквартально;
8.11. пропаганду и распространение передового опыта в области охраны труда в организациях, расположенных на подведомственной территории;
8.12. проведение семинаров по охране труда для руководителей и специалистов организаций, расположенных на подведомственной территории;
8.13. иные полномочия в области охраны труда, предусмотренные законодательством.
9. Организация работы по охране труда в структурных подразделениях облисполкома, организациях, подведомственных облисполкому, предусматривает:
9.1. организационно-методическое руководство работой по охране труда в подведомственных организациях;
9.2. организацию обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей, специалистов и членов комиссий для проверки знаний по вопросам охраны труда подведомственных организаций;
9.3. анализ и оценку состояния условий и охраны труда в подведомственных организациях;
9.4. рассмотрение на заседаниях коллегиальных органов вопросов состояния условий и охраны труда в подведомственных организациях, принятие по ним соответствующих мер;
9.5. распространение передового опыта в области охраны труда в подведомственных организациях;
9.6. иные полномочия в области охраны труда, предусмотренные законодательством.
10. Работа по охране труда в организациях независимо от форм собственности включает:
10.1. планирование работ и распределение обязанностей по охране труда;
10.2. разработку и реализацию локальных соглашений по охране труда и нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда;
10.3. организацию подготовки (обучения), инструктажа, переподготовки, стажировки, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом;
10.4. обеспечение безопасной эксплуатации территории, производственных зданий (помещений) и сооружений, оборудования, технологических процессов и применяемых в производстве материалов и химических веществ, а также эффективной эксплуатации средств индивидуальной и коллективной защиты;
10.5. внедрение системы стандартов безопасности труда и систем управления охраной труда на основе государственных стандартов Республики Беларусь;
10.6. приведение в соответствие с установленными нормами санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников;
10.7. обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с установленными нормами;
10.8. проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда;
10.9. обеспечение условий труда на каждом рабочем месте, соответствующих требованиям по охране труда;
10.10. выделение в необходимых объемах финансовых средств, оборудования и материалов для осуществления мероприятий по охране труда;
10.11. обеспечение режимов труда и отдыха работников, установленных законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором;
10.12. анализ и оценку состояния условий и охраны труда, трудовой и производственной дисциплины работников в структурных подразделениях (ежемесячно);
10.13. организацию оперативного расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве и своевременную реализацию мер по их профилактике;
10.14. проведение ежемесячных дней охраны труда;
10.15.пропагандистскую работу по охране труда (выпуск "молний" и листков сатиры, размещение плакатов и наклеек по охране труда, проведение кинолектория, оборудование уголков по охране труда и кабинетов охраны труда);
10.16. организацию устранения в соответствии с законодательством выявленных нарушений требований охраны труда;
10.17. исполнение других обязанностей, предусмотренных законодательством об охране труда.
ГЛАВА 4
СТИМУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ ТРУДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА
11. В целях повышения заинтересованности организаций в создании здоровых и безопасных условий труда работников облисполком, горрайисполкомы организуют проведение ежегодных смотров-конкурсов на лучшую организацию работы по охране труда, порядок и условия которых определяются соответствующим исполнительным комитетом.
12. В организациях с учетом характера их деятельности в коллективных договорах, других локальных нормативных правовых актах предусматриваются:
12.1. меры материального и морального стимулирования работников за высокий уровень организации профилактической работы по охране труда и безопасный труд по итогам года или ежеквартально;
12.2. проведение в трудовых коллективах конкурсов, в том числе творческих, по профилактике производственного травматизма и популяризации охраны труда (на лучшее структурное подразделение, лучший плакат, девиз, слоган по охране труда).
13. Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, несут ответственность в соответствии с законодательством.
ГЛАВА 5
ИНФОРМИРОВАНИЕ И НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ТРУДА
14. Облисполком, горрайисполкомы и их структурные подразделения в пределах своей компетенции осуществляют:
14.1. подготовку проектов и принятие нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда;
14.2. информационное обеспечение населения и организаций, расположенных на подведомственной территории, по вопросам охраны труда. В организации направляются соответствующие информационные письма, а также информация может доводиться до сведения заинтересованных на совещаниях, семинарах, а также через средства массовой информации, по электронной почте и другими способами.
15. Руководители и должностные лица организаций:
15.1. информируют работающих о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда;
15.2. обеспечивают своих работников необходимыми нормативными правовыми актами, в том числе техническими и локальными, содержащими требования охраны труда;
15.3. доводят на общих собраниях, совещаниях до сведения работников содержание приказов (распоряжений) по вопросам охраны труда, обстоятельства и причины имевших место несчастных случаев, аварий и инцидентов на производстве, в том числе в аналогичных организациях и смежных отраслях (ежемесячно);
15.4. заслушивают лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, обсуждают предложения работников по улучшению условий и охраны труда.
ГЛАВА 6
КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА
16. Контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляется посредством проверок, обследований, систематического учета и анализа показателей, характеризующих состояние условий и охраны труда, а также рассмотрения и анализа обращений граждан и юридических лиц.
17. Облисполком и горрайисполкомы при осуществлении контроля за соблюдением требований по охране труда в организациях в пределах своей компетенции взаимодействуют со специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля.
18. Комитеты и управления облисполкома, органы управления облисполкома, осуществляют контроль за состоянием условий и охраны труда в подведомственных им структурных подразделениях горрайисполкомов и организациях.
19. Организации с учетом характера их деятельности разрабатывают локальные нормативные правовые акты, регламентирующие проведение контроля за соблюдением законодательства об охране труда на основании Типовой инструкции о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г. № 159 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 7, 8/10400).
ГЛАВА 7
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
20. Критерии оценки системы управления охраной труда предусматривают:
20.1. показатели безопасности труда, оценивающие общий уровень состояния охраны труда (соблюдение работающими трудовой дисциплины и требований охраны труда, их обеспеченность средствами индивидуальной и коллективной защиты, безопасность эксплуатируемого оборудования, выполнение плановых мероприятий по охране труда);
20.2. показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
20.3. показатели опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.
21. Облисполком или уполномоченный им орган не реже одного раза в год проводит анализ эффективности функционирования системы управления охраной труда с целью ее совершенствования.
страница 1
|