страница 1 страница 2
Утверждены
решением областного маслихата
от «_____» _____________ 2010г.
№______
Правила
застройки территории населенных пунктов
Южно-Казахстанской области
Настоящие Правила застройки территории населенных пунктов Южно-Казахстанской области (далее - Правила) разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан, Земельным кодексом Республики Казахстан, Экологическим кодексом Республики Казахстан, кодексом Республики Казахстан "Об административных правонарушениях", законами Республики Казахстан "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан", «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», "О жилищных отношениях", "Об индивидуальном жилищном строительстве", «О лицензировании», иными нормативными правовыми актами и определяют условия и требования по использованию субъектами архитектурной, градостроительной и строительной деятельности земельных участков, проектированию и застройке территории населенных пунктов и природных зон, устанавливают порядок прохождения разрешительных процедур на размещение и строительство новых или изменение (перепрофилирование, переоборудование, перепланировку, реконструкцию, расширение, капитальный ремонт) существующих объектов недвижимости и временных сооружений, регулируют иные отношения, связанные с осуществлением архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории Южно-Казахстанской области.
Раздел 1. Общие положения.
Глава 1. Основные понятия, используемые в Правилах
1. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
благоустройство - совокупность работ (по инженерной подготовке территории, устройству дорог, развитию коммуникационных сетей и сооружений водоснабжения, канализаций, энергоснабжения и др.) и мероприятий (по расчистке, осушению и озеленению территории, улучшению микроклимата, охраны от загрязнения воздушного бассейна, открытых водоемов и почвы, санитарной очистке, снижении уровня шума и др.), осуществляемые в целях приведения той или иной территории в состояние, пригодное для строительства, нормального пользования по назначению, создания здоровых, удобных и культурных условий жизни населения.
градостроительный регламент - режим, разрешение, ограничение (включая обременение, запрещение и сервитут) использования территорий (земельных участков) и других объектов недвижимости, а также любых допустимых изменений их состояния, установленных в законодательном порядке.
заказчик (застройщик) - юридическое или физическое лицо, имеющее намерение осуществить строительство определенного объекта и получившее постановление местного исполнительного органа о предоставлении земельного участка под строительство или разрешение на использование земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности или землепользования.
инженерная, транспортная и социальная инфраструктуры - комплекс сооружений и коммуникаций инженерного оборудования (водопроводные сети, канализация, теплоснабжение, электрические сети), связи, транспорта (автомобильные дороги, остановки, места для парковки), а также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающий устойчивое развитие и функционирование населенного пункта.
объекты недвижимости - объекты, в отношении которых осуществляется деятельность по использованию, строительству и реконструкции: здания, сооружения и земельные участки, на которых эти объекты располагаются.
подрядчик - юридическое или физическое лицо, которое выполняет работы по договору с заказчиком и имеет лицензию на осуществление соответствующих видов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории Республики Казахстан.
разрешенное использование земельных участков и иных объектов недвижимости - использование объектов недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом, ограничениями на использование указанных объектов, установленными в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также сервитуты.
незаконное строительство - строительство (возведение) самовольных построек (жилые дома, другие строения, сооружения или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, а также созданное без получения на это необходимых разрешений).
строительная площадка - территория, используемая для размещения возводимого объекта, временных строений и сооружений, техники, отвалов грунта, складирования строительных материалов, изделий, оборудования и выполнения строительно-монтажных работ.
строительные нормы и правила - нормативно-технические документы, подлежащие обязательному исполнению при осуществлении проектирования и строительства.
субъекты архитектурной, градостроительной и строительной деятельности - государственные органы, физические и юридические лица, участвующие в формировании и развитии среды обитания и жизнедеятельности человека на территории Южно-Казахстанской области;
эксплуатирующая организация - организация, осуществляющая эксплуатацию инженерных коммуникаций (водопроводные и электрические сети, газо- и теплоснабжение, связь и т.п.), зданий и сооружений.
линии регулирования застройки (линии застройки) - границы застройки, устанавливаемые при размещении зданий (сооружений, строений) с отступом от границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов, иных элементов в планировочной структуре населенных пунктов от улиц, проездов, площадей (красная линия) и границы максимально допустимых зон возможного распространения завалов (обрушений) зданий (сооружений, строений) в результате разрушительных землетрясений, иных бедствий природного или техногенного характера (желтая линия) или от границы земельного участка.
проект - замысел физических и юридических лиц или государства по обеспечению необходимых условий обитания и жизнедеятельности человека, представленный в форме архитектурной, градостроительной и строительной документации (чертежей, графических и текстовых материалов, инженерных и сметных расчетов).
эскиз (эскизный проект) - упрощенный вид проектного (планировочного, пространственного, архитектурного, технологического, конструктивного, инженерного, декоративного или другого) решения, выполненный в форме схемы, чертежа, первоначального наброска (рисунка) и объясняющий замысел этого решения.
авторский надзор - надзор за соответствием выполняемых строительно-монтажных работ проектным решениям, осуществляемый лицами, разработавшими проект, на протяжении всего периода строительства и приемки в эксплуатацию законченных объектов.
технический надзор - надзор за строительством на всех стадиях реализации проекта, включая качество, сроки, стоимость, приемку выполненных работ и сдачу объектов в эксплуатацию.
мониторинг застройки территорий населенных пунктов - система наблюдения за состоянием и изменением объектов недвижимости, которые ведутся по единой методике посредством изучения состояния среды жизнедеятельности.
дорожные органы – уполномоченный государственный орган по автомобильным дорогам, его территориальные органы, осуществляющие управление государственными автомобильными органами общего пользования.
проектировщик – юридические и физические лица, имеющие лицензию на осуществление соответствующих видов проектно-изыскательской деятельности.
архитектурно-планировочное задание - комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению объекта на конкретном земельном участке (площадке, трассе), а также обязательные требования, условия и ограничения к проектированию и строительству, устанавливаемые в соответствии с градостроительными регламентами для данного населенного пункта.
придорожные полосы – участки земель, примыкающих к полосе отвода автомобильных дорог, в границах которых устанавливаются особые условия пользования землей для обеспечения безопасности движения транспорта и населения.
полоса отвода – земли транспорта, занятые автомобильными дорогами, для размещения соответствующих конструктивных элементов и инженерных сооружений автомобильной дороги, а также зданий, сооружений, защитных и декоративных лесонасаждений и устройств дорожной связи, необходимой для их эксплуатации.
зоны (районы) повышенной сейсмической опасности - районы с возможным (ожидаемым) сейсмическим воздействием интенсивностью семь и более баллов.
государственная экспертиза проектов - обязательная форма комплексной оценки юридическим лицом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан, без права осуществлять какую-либо иную деятельность, проектов (предпроектной или проектно-сметной документации) и являющейся единой государственной системой, дублирование функций которой не допускается.
строительно-монтажные работы - комплекс работ, выполняемых при возведении зданий и сооружений, включающий общестроительные, отделочные, санитарно-технические, специальные, а также монтажные работы.
исполнительная документация - комплект рабочих чертежей на строительство объекта с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенным в них изменениям, сделанными лицами, ответственными за производство работ, сертификаты, технические паспорта и др. документы, удостоверяющие качество материалов, акты об освидетельствовании скрытых работ, журналы работ, акты промежуточной и окончательной приемки, проведенных испытаний систем и др.
рабочая комиссия - временный коллегиальный орган, проводящий комплексную проверку готовности объекта для предъявления ее результатов государственной приемочной комиссии.
приемочная комиссия - коллегиальный орган, проводящий комплексную проверку готовности объекта (комплекса), контрольное испытание технологического оборудования и инженерных систем и принимающий построенный объект в эксплуатацию.
государственная приемочная комиссия - комиссия, назначаемая в установленном порядке для приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта за счёт государственных инвестиции либо с их участием, а также все другие объекты, затрагивающие государственные и общественные интересы.
2. В Правилах используются иные понятия, используемые в нормативных правовых актах, в соответствии с которыми разработаны Правила.
Глава 2. Обеспечение соблюдения градостроительных требований
3. Застройка и использование земельных участков допускаются строго по целевому назначению, определенному местным исполнительным органом города (района) и градостроительным регламентом, отражаемому в правоудостоверяющих документах на земельные участки.
4. Основные принципы застройки территории населенных пунктов:
осуществление застройки в соответствии с Правилами и проектами, утвержденными в установленном законодательством порядке;
недопущение действия, оказывающие отрицательное воздействие на городские, сельские и природные ландшафты, объекты инженерной (подземных и наземных коммуникаций), транспортной инфраструктур и благоустройства территорий, затрагивающие законные интересы третьих лиц и препятствующие реализации прав собственников, владельцев, арендаторов или пользователей сопредельных земельных участков и иных объектов недвижимости;
обеспечение сохранности территории и объектов, признанных в установленном законодательством порядке историческими, культурными ценностями и охраняемыми объектами;
надлежащее содержание зданий, строений, сооружений и иных объектов на земельных участках, благоустройству земельных участков в соответствии с архитектурно-градостроительной документацией, строительными нормами и правилами, экологическими, санитарными, противопожарными и иными специальными нормативами, требованиями законодательства Республики Казахстан о безопасности дорожного движения, правилами благоустройства;
выполнение предписаний и реагирование на уведомления государственных органов, осуществляющих контроль в области градостроительства;
содействие должностным лицам государственных органов, осуществляющим контроль в области градостроительства, в реализации ими своих полномочий;
предоставление необходимой проектно-сметную документацию, материалы комплексных инженерных изысканий и иные материалы заинтересованным государственным органам в установленном законодательством Республики Казахстан порядке;
соблюдение требований законодательства Республики Казахстан по охране окружающей среды.
5. Граждане и юридические лица взаимодействуют с организациями, осуществляющими проведение инвентаризации объектов недвижимости, ведение государственного градостроительного кадастра и мониторинга застройки территории города (района), в части предоставления информации по принадлежащим им объектам недвижимости.
6. На территории города (района) осуществление проектно-изыскательских, экспертных, строительно-монтажных работ, работ по производству строительных материалов, изделий и конструкций производиться при наличии соответствующей лицензии в области архитектуры, градостроительства и строительства. Порядок и условия выдачи лицензий определяются законодательством Республики Казахстан о лицензировании.
7. Обязательным условием осуществления проектно-изыскательских, экспертных, строительно-монтажных работ является наличие соответствующих документов, подтверждающих право на проектирование, производство работ в сейсмически опасных районах у лиц, ответственных за проектирование и производство работ.
Раздел 2. Регулирование застройки территории населенных пунктов области
Глава 3. Разрешение на производство строительно-монтажных работ
8. Разрешение на производство строительно-монтажных работ выдается органом государственного архитектурно-строительного контроля (далее госархстройконтроля) на основании заявлений граждан и юридических лиц, документов, удостоверяющих их права на земельные участки, и наличии проектно-сметной документации, положительного заключения экспертизы на эту документацию, государственной лицензии с перечнем видов строительно-монтажных работ на право осуществления архитектурной, градостроительной и строительной деятельности генерального подрядчика, подписки ответственного лица за строительством от генерального подрядчика и заказчика в установленной форме, при наличии действующих удостоверений по курсу "Сейсмостойкое строительство" (в сейсмических районах).
9. Разрешение на строительство подлежит регистрации органом, выдавшим разрешение на строительство. Разрешение органа госархстройконтроля оформляются на производство следующих строительно-монтажных работ:
1) новое строительство, реконструкция (перепланировка, переоборудование), расширение, техническое перевооружение и капитальный ремонт зданий, сооружений и комплексов различного назначения;
2) капитальный ремонт, реставрацию и консервацию, определение охранных зон объектов и сооружений, отнесенных к памятникам истории, археологии, культуры и архитектуры;
3) новое строительство, реконструкция, расширение, техническое перевооружение и капитальный ремонт подземных и наземных инженерных коммуникаций и сооружений, автомагистралей, улиц, проездов и транспортных сооружений, железнодорожных путей и сооружений, троллейбусных линий и сооружений;
4) новое строительство, реконструкция и капитальный ремонт площадей, парков и других зеленых зон различного назначения, бассейнов и фонтанов, ограждений, уличного освещения, рекламы различных видов, информационных устройств, другие работы по обустройству территорий общественного назначения.
10. Объекты торговли, общественного питания и другие объекты сервиса, а также их реклама в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования могут быть размещены в местах, определенными местными исполнительными органами в пределах соответствующих административно-территориальных единиц по согласованию с дорожными органами.
11. Разрешение на строительство технически не сложного объекта, который в соответствии с законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности контролю со стороны государственной архитектурно-строительной инспекции не подлежит, застройщик получает в местном исполнительном органе города (района). Без разрешительных документов выполняются следующие строительно-монтажные работы:
1) возведение временных строений, располагаемых на собственных
приусадебных участках или участках садовых и огородных товариществ, а также жилых и (или) хозяйственно-бытовых помещений для сезонных работ и отгонного животноводства;
2) изменение других технически несложных строений, предназначенных для личного пользования физических лиц, в том числе:
- ремонт кровли без изменения конфигурации, цвета и типа покрытия;
- замена столярных изделий без изменения их размеров и формы;
- внутренние отделочные работы;
- наружные отделочные работы без изменения элементов фасада и цвета;
- ремонт и замена санитарно-технических устройств и оборудования в зданиях и сооружениях без изменения существующей схемы инженерного обеспечения, планировки помещений и фасадов;
- размещение торговых точек для обслуживания населения на период проведения праздничных массовых мероприятий.
Изменение элементов фасада и цвета подлежит обязательному согласованию с органом архитектуры и градостроительства.
12. Контроль за осуществлением работ по строительству и реконструкции объектов недвижимости в соответствии с разрешением на строительство, а также градостроительным регламентом, строительными нормами и правилами осуществляется согласно требований законодательства.
13. В выдаче разрешения на производство строительно-монтажных работ органами госархстройконтроля может быть отказано в следующих случаях:
нецелевого использования земельного участка;
несоответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка;
несоответствия проектной документации строительным нормам и правилам, а также природоохранным, санитарным и противопожарным нормативам, требованиями законодательства о безопасности дорожного движения;
отсутствие положительного заключения экспертизы проектно-сметной документации;
отсутствия исходящей разрешительной документации;
отсутствие лицензии у исполнителя.
14. Разрешение на производство строительно-монтажных работ выдается на весь срок нормативной продолжительности строительства, утвержденной в составе проектной (проектно-сметной) документации.
15. В случае не завершения в течении нормативного срока продолжительности строительства разрешение на строительство может быть продлено на основании заявления застройщика с приложением всех документов, перечень которых утвержден уполномоченным государственным органом архитектуры, градостроительства и строительства. Действие разрешения может быть приостановлено в случае установления фактов нарушения правил производства работ, отступления от утвержденного проекта, отсутствия положительного заключения экспертизы в случаях, предусмотренных законодательством и других нарушений норм законодательства, при этом застройщику в письменной форме выдается соответствующее предписание.
16. При переходе прав собственности на объекты недвижимости действие разрешения на их строительство сохраняется. Данное разрешение на строительство подлежит перерегистрации в госархстройконтроле.
Глава 4. Требования по содержанию строительных площадок
17. Строительная площадка находится в ведении застройщика, при подрядном способе - в ведении подрядчика с момента выдачи разрешения на производство работ.
18. Границы строительной площадки определяются строительным генеральным планом, разработанным в соответствии с нормами и правилами, согласованными со всеми заинтересованными органами и службами и утвержденным органом архитектуры города (района). Мероприятия по закрытию улиц, ограничению движения транспорта, изменению движения общественного транспорта, предусмотренные стройгенпланом, перед началом работ согласовываются с органами дорожной полиции, учреждениями транспорта, связи города (района). После окончания необходимости в ограничениях, указанные органы должны быть поставлены в известность.
19. Строительная площадка, расположенные на ней здания, временные строения и сооружения, а также отдельные помещения в существующих зданиях и сооружениях, приспособленные к использованию для нужд строительства, должны соответствовать требованиям действующих строительных, пожарных, санитарно-эпидемиологических норм и правил, предъявляемым к бытовым, производственным, административным и жилым зданиям, сооружениям и помещениям.
20. В целях исключения отрицательного влияния на благоустройство города, недопущения выноса загрязнений строительные площадки должны соответствовать требованиям Правил благоустройства, санитарного содержания, организации уборки и обеспечения чистоты на территории населенного пункта города (района), оборудованы устройствами или бункерами для сбора мусора, а также пунктами очистки или мойки колес транспортных средств на выездах, а на линейных объектах – в местах, указанных местным исполнительным органом города (района).
21. До начала строительно-монтажных работ строительная площадка и опасные зоны работ за ее пределами должны быть ограждены. При въезде на площадку должны быть установлены информационные щиты с указанием наименования объекта, названия застройщика (заказчика), подрядчика (генподрядчика), фамилии, должности и телефона ответственного производителя работ по объекту.
Раздел 3. Строительство объектов гражданско-промышленного и иных назначений
Глава 5. Основные требования к процессу строительства
§1. Общие требования
22. Разрешительными документами на проектирование объекта являются:
1) постановление местного исполнительного органа города (района) о предоставлении на подведомственной территории земельного участка (территории, трассы), под строительство заявленного объекта либо разрешение на использование под строительство участка, принадлежащего застройщику на праве собственности или землепользования, либо постановление на проведение запрашиваемых изменений существующего объекта (отдельных частей объекта), не связанных с дополнительным отводом (прирезкой) земельного участка (территории);
2) архитектурно-планировочное задание архитектуры (разработка, состав, соблюдение порядка сбора исходных данных, согласования, регистрации и условии хранения АПЗ координируется областным управлением архитектуры и градостроительства);
3) договор об условиях освоения земельного участка (включающий требования по размещению вывески, ее конфигурации, размеров и содержания).
23. Разрешительные документы оформляются на проведение следующих видов проектных работ:
проектирование нового строительства, реконструкции (перепланировка, переоборудование), расширения, технического перевооружения и капитального ремонта здания, сооружений и комплексов различного назначения;
проектирование капитального ремонта, реставрации и консервации, определения охранных зон объектов и сооружений, отнесенных к памятникам истории, археологии, культуры и архитектуры;
проектирование нового строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения и капитального ремонта подземных и наземных инженерных коммуникаций и сооружений, автомагистралей, улиц, проездов и транспортных сооружений, остановок общественного транспорта;
проектирование нового строительства, реконструкции и капитального ремонта площадей, парков и других зеленых зон различного назначения, бассейнов и фонтанов, ограждений и малых архитектурных форм, уличного освещения, подсветки зданий, сооружений и комплексов, рекламы различных видов, информационных устройств и уличных указателей, других работ по обустройству территорий общественного назначения;
проектирование природного ландшафта;
проектирование размещения и обустройства объектов временного назначения (павильонов, киосков, летних площадок, рынков, автостоянок, гаражей, автозаправочных станций, пунктов технического осмотра и диагностики автомобилей, вспомогательных строений и сооружений различного назначения, установление ограждений, временных инженерных сетей, уличного освещения и других объектов);
проектирование сноса строений и зеленых насаждений, земляных работ по планировке территорий, разборки внешних и внутренних несущих стен зданий, строений и сооружений, асфальтирования, бетонирования и укладки тротуарных плит на основных пешеходных участках и площадях и других видов работ, в результате которых изменяются функциональное использование и внешние параметры объекта.
24. Застройщик, имеющий намерение осуществить строительство объекта, в соответствии с земельным законодательством получает в местном исполнительном органе города (района) постановление о предоставлении земельного участка под строительство (проектирование) этого объекта либо разрешение на использование под строительство (проектирование) участка, принадлежащего заказчику на праве собственности или землепользования, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
25. Постановление местного исполнительного органа города (района) о предоставлении земельного участка (разрешение на использование участка) под строительство (проектирование) является основанием для составления задания застройщика на проектирование намеченного объекта.
26. Решение о предоставлении земельного участка либо ранее выданное разрешение на использование имеющегося у застройщика участка под строительство (проектирование) может быть отозвано, если на этом участке ведется другое несанкционированное строительство.
27. Заявление на получение архитектурно-планировочного задания и технических условий представляется заказчиком в местный исполнительный орган города (района). Поставщики услуг по инженерному и коммунальному обеспечению в районе предполагаемого строительства по заявке местного исполнительного органа города (района) выдают технические условия на подключение к источникам инженерного и коммунального обеспечения в запрашиваемых (расчетных) параметрах, требующихся для строительства и устойчивого функционирования введенного впоследствии в эксплуатацию объекта, либо отвечают мотивированным отказом.
28. Отказ в выдаче технических условий на услуги в запрашиваемых (расчетных) параметрах производится в соответствии с нормами и положениями антимонопольного законодательства.
29. Разработанная в соответствии с заданием на проектирование, архитектурно-планировочным заданием и иными исходными материалами проектная (проектно-сметная) документация проходит согласование и утверждение в соответствии с требованиями, установленными государственными нормативными документами.
30. Экспертиза документации проводится в соответствии с требованиями, установленными Законом "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан".
31. Процесс строительства сопровождается архитектурно-строительным контролем в соответствии с законодательством.
32. Завершенный строительством объект подлежит приемке в эксплуатацию в соответствии с законодательством.
33. Без разрешительных документов при обязательном контроле со стороны органа архитектуры выполняются следующие строительные работы:
- текущий ремонт по ранее согласованной проектной документации;
- размещение торговых точек для обслуживания населения на период проведения праздничных массовых мероприятий.
34. Изменение элементов фасада (конфигурация, цвет, вывеска) подлежит согласованию с органом архитектуры города (района) также как для вновь возводимых объектов.
§ 2. Проектирование строительства и реконструкции
35. Проектирование нового строительства, реконструкции (реставрации, расширения, капитального ремонта, технического перевооружения) и благоустройства объектов осуществляется в соответствии с постановлением местного исполнительного органа города (района) (решением органа архитектуры города (района)) и заданием на проект, утвержденным застройщиком.
36. Разработка проектной документации выполняется в соответствии с архитектурно-планировочным заданием (АПЗ), выдаваемым органом архитектуры города (района), с учетом требований санитарных, экологических, противопожарных и строительных норм, законодательства о безопасности дорожного движения.
В архитектурно-планировочное задание включаются: топографическая съемка М 1:500, технические условия на электроснабжение, водоснабжение и канализации, газоснабжение, теплоснабжение, телефонизацию, общие рекомендации по проектированию объектов различного назначения с учетом природно-климатических, сейсмических и градостроительных условий, а также архитектурному решению, отделке фасадов и внутренних помещений, оформлению вывесок, их размеров, месторасположения на фасаде, кровли и чердачных помещений с применением современных строительных и отделочных материалов, систем водоотвода атмосферных осадков с кровель и прилегающих к объекту территорий, озеленения и благоустройства территорий, покрытия проезжих частей улиц и тротуаров, малых архитектурных форм, рекламы, освещения и подсветки в темное время суток.
37. Разработка проекта осуществляется по следующим этапам:
1) разработка эскизного проекта (включающий эскиз вывески, с её размерами, конфигурацией и месторасположением);
2) разработка рабочего проекта (в том числе раздел "Охрана окружающей среды");
3) экспертиза проекта, в том числе экологическая (в предусмотренных законодательством случаях);
4) утверждение проекта застройщиком.
38. Разработанный проект представляется на рассмотрение экспертизы. В случае отклонения проекта от строительных норм, требований и рекомендаций архитектурно-планировочного задания проект с замечаниями возвращается на доработку с повторным его рассмотрением в установленном порядке.
39. Экспертиза проектов на соответствие техническим регламентам осуществляется физическими и (или) юридическими лицами, имеющими соответствующую лицензию. Физические и юридические лица, претендующие на звание негосударственных экспертных центров или экспертов на осуществление экспертизы проектов строительства объектов, не относящихся к исключительной компетенции государственной экспертизы в обязательном порядке проходят аттестацию в уполномоченном органе для получения соответствующей аккредитации и прохождения аттестации в качестве эксперта, подлежащее ежегодной пролонгации.
40. К исключительной компетенции государственной экспертизы относится экспертиза обоснований инвестиций, технико-экономических обоснований и расчетов, проектной (проектно-сметной) документации для строительства объектов (комплексов):
1) возводимых за счет государственных инвестиций или с их участием, а также возводимых без участия государственных инвестиций, но предусматривающих установленную в законодательном порядке долю государственной собственности в объемах выпускаемой продукции или предоставляемых услуг;
2) в части соответствия государственным нормативным требованиям по санитарной, экологической, пожарной и взрывной безопасности, охране труда, надежности конструкций, устойчивости функционирования потенциально опасных и технически сложных объектов, по обеспечению доступа для инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и рекреационной инфраструктуры, независимо от источников финансирования строительства;
3) все технически сложные объекты и технически не сложные объекты, построенные в районах повышенной сейсмической опасности либо с иными особыми геологическими (гидрогеологическими) или геотехническими условиями, а также в зонах особого регулирования.
41. В обязанности разработчика проектной документации в процессе строительства входит:
1) внесение изменений в проектную документацию в случаях изменения во время строительства градостроительной документации или действующих нормативных документов;
2) ведение авторского надзора за строительством объекта и участие в государственной приемочной (приемочной) и рабочей комиссиях в соответствии с законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
§ 3. Требования к проектированию инженерных сетей и сооружений
42. Проектирование магистральных инженерных сетей и сооружений осуществляется по заказу эксплуатирующих и иных организаций. Физические и юридические лица, заинтересованные в строительстве магистральных инженерных сетей и сооружений, также могут выступать заказчиками на их проектирование и строительство с последующей передачей на баланс эксплуатирующих организаций.
43. Проектирование разводящих и внутриплощадочных инженерных сетей, обеспечивающих функционирование объектов, а также сетей внутри зданий и сооружений независимо от протяженности осуществляется по заказу застройщиков в соответствии с техническими условиями эксплуатирующих организаций.
44. Проекты инженерных сетей выполняются на полноценной топогеодезической основе и подлежат согласованию с органом архитектуры города (района) в установленном законодательством порядке. Проекты инженерных сетей согласовываются также с органом экспертизы.
Глава 6. Строительство
45. Разрешение на строительство - постановление местного исполнительного органа города (района) о предоставлении земельного участка для строительства (проектирования, разрешения строительства на участке, находящемся у застройщика на праве собственности или землепользования), на реконструкцию зданий, строений, сооружений и магистральных инженерных сетей, благоустройство территории.
46. Срок строительства устанавливается согласно нормативного срока продолжительности строительства, утвержденного в составе проектной (проектно-сметной) документации.
47. Застройщики, имеющие положительное заключение органа экспертизы на проектную документацию, по представлении акта на право собственности (землепользования) или договора аренды обращаются с заявлениями в Управление государственного архитектурно-строительного контроля (далее госархстройконтроль) о предоставлении разрешений на производство строительно-монтажных работ.
48. Выдаче разрешения на производство строительно-монтажных работ предшествует подготовка территории строительства, которая включает следующие виды работ:
1) ограждение территории строительной площадки в соответствии со строительным генеральным планом;
2) установка паспорта с указанием основных показателей объекта;
3) устройство временных зданий и сооружений и их подключение к временным внутриплощадочным сетям;
4) прокладка временных внутриплощадочных и внеплощадочных инженерных сетей;
5) устройство временных подъездных дорог, проездов и площадок.
49. После выполнения вышеуказанных условий орган госархстройконтроля выдает разрешение на производство строительно-монтажных работ с указанием нормативного срока продолжительности строительства, утвержденного в составе проектной (проектно-сметной) документации.
50. В придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования не допускается строительство капитальных сооружений, за исключением объектов дорожной службы и объектов дорожного сервиса.
51. В полосе отвода автомобильных дорог общего пользования запрещается производить работы или размещать какие-либо сооружения без разрешения соответствующих дорожных органов.
52. Решения о предоставлении земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса в придорожных полосах или объектов за их пределами, когда для доступа к ним требуется подъезд, принимаются соответствующим местным исполнительным органом в установленном порядке по согласовании с дорожными органами.
53. По завершении строительства объекта заказчики до приемки объекта в эксплуатацию в установленном законодательством порядке заказывают и представляют в орган архитектуры города (района) исполнительную топографическую съемку объекта в электронном виде и на бумажных носителях.
Глава 7. Требования к производству работ по строительству и ремонту инженерных сетей и сооружений
54. Требования к производству работ по строительству и ремонту инженерных сетей и сооружений определяются настоящими Правилами, правилами благоустройства, санитарного содержания, организации уборки и обеспечения чистоты населенных пунктов, строительными нормами и правилами.
55. Завершенные строительством объекты, а также применяемые строительные материалы, продукция, оборудование и выполняемые в процессе всего срока строительства работы, включая контрольные операции, должны отвечать требованиям законодательства, нормативных документов, градостроительной и проектной документации и обеспечивать охраняемые законом безопасность, здоровье и иные интересы пользователей строительной продукцией, а также ее соответствие требованиям по охране окружающей среды
56. Строительство объекта осуществляется по проектной документации, разработанной и утвержденной в соответствии со строительными нормами и правилами и прошедшей в обязательном порядке экспертизу. В случаях, когда для строительства определенного объекта в строительную площадку должны быть включены территории земельных участков, не принадлежащих застройщику, до экспертизы и утверждения проектной документации должны быть получены согласия владельцев этих территорий на их временное использование (сервитуты), а в состав утверждаемой проектной документации должен быть дополнительно включен строительный генплан с указанием этих территорий. Без проектной документации либо по эскизам (эскизным проектам) может осуществляться строительство технически несложных объектов, перечень которых установлен соответствующими нормативными правовыми актами в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
57. В компетенцию застройщика (заказчика) входят:
1) получение в соответствии с земельным законодательством в местном исполнительном органе постановления о предоставлении земельного участка под строительство определенного объекта или разрешения на строительство данного объекта на земельном участке, принадлежащем застройщику на праве собственности или землепользования (за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности);
2) общее ведение строительства, включая взаимоотношения с местным исполнительным органом, и принятие по согласованию с инвестором решений о начале, приостановке, прекращению строительства и консервации объекта;
3) привлечение (при подрядном способе строительства) для выполнения строительно-монтажных работ подрядчика на основе конкурса (тендера) или без него в соответствии с действующим законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
4) обеспечение выноса в натуру линий регулирования застройки и создания геодезической разбивочной основы;
5) получение в соответствующем органе госархстройконтроля разрешения на производство строительно-монтажных работ (за исключением объектов, которые в соответствии с действующим законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности контролю со стороны государственной архитектурно-строительной инспекции не подлежат);
6) обеспечение технического надзора за ходом и качеством выполнения строительно-монтажных работ;
7) участие в освидетельствовании скрытых работ, промежуточной приемке ответственных конструкций, систем и оборудования;
8) организация наладки и опробования оборудования, пробного выпуска продукции и других мероприятий по подготовке объекта к вводу в эксплуатацию;
9) подготовка комплекта документации, необходимой для предъявления объекта к приемке в эксплуатацию;
10) создание по согласованию с инвестором и обеспечение работы рабочей и приемочной комиссий, обеспечение работы государственной приемочной комиссии в соответствии с законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
11) предъявление законченного строительством объекта для приемки его в эксплуатацию государственной приемочной (приемочной) комиссии или самостоятельная приемка объекта в эксплуатацию в случаях, установленных действующим законодательством;
12) хранение и передача соответствующей организации комплекта исполнительной и эксплуатационной документации.
58. В компетенцию подрядчика (исполнителя работ) в процессе строительства входит:
1) ведение и документирование входного контроля поставляемых строительных материалов, изделий и оборудования;
2) разработка и применение организационно-технологической документации в соответствии с настоящими нормами;
3) организационное и технологическое обеспечение соблюдения требований проектной и нормативно-технической документации к качеству строительно-монтажных работ;
4) ведение и документирование операционного контроля строительно-монтажных работ;
5) выполнение и документирование освидетельствования скрытых работ, промежуточной приемки ответственных конструкций и оборудования в порядке и составе, установленном проектной документацией и (или) договором подряда;
6) обеспечение безопасности труда на строительной площадке в соответствии с требованиями строительных норм и правил;
7) обеспечение безопасности производимых работ для окружающей среды, территорий и населения в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами;
8) обеспечение охраны стройплощадки и объекта от несанкционированного проникновения людей и животных, до приемки объекта в эксплуатацию застройщиком (заказчиком);
9) выполнение требований местных исполнительных органов по поддержанию порядка на прилегающей к стройплощадке территорий;
10) участие в работе государственной приемочной (приемочной) комиссии в соответствии с законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
59. В компетенцию технического надзора входит:
1) приемка геодезических работ и подписание актов;
2) проверка соответствия типов, видов и марок применяемых материалов, изделий и конструкций, указанным в проектной документации;
3) проверка наличия у подрядчика документов, удостоверяющих качество применяемых им строительных материалов, изделий и конструкций – технических паспортов и других документов о качестве, сертификатов, а также документированных результатов входного контроля и лабораторных испытаний;
4) контроль за устранением дефектов в проектной документации, выявленных в процессе строительства – документированный возврат дефектной документации проектировщику, контроль и документированная приемка исправленной документации, передача ее подрядчику;
5) инспекционный контроль соответствия состава и качества выполнения технологических операций, в том числе операционного контроля;
6) участие в освидетельствовании и оценке скрытых работ (совместно с ответственным представителем подрядчика); выполнение, при необходимости, контрольных измерений и испытаний, подписание совместно с ответственным представителем подрядчика акта освидетельствования скрытых работ;
7) участие в промежуточной приемке ответственных конструкций (совместно с ответственным представителем подрядчика); выполнение, при необходимости, контрольных измерений и испытаний, подписание акта их приемки (совместно с ответственным представителем подрядчика);
8) оценка достоверности геодезических исполнительных схем при промежуточной приемке ответственных конструкций (при необходимости – с выборочным контролем точности положения элементов конструкций);
9) надзор за соблюдением требования по запрещению производства дальнейших работ до оформления актов на скрытые работы и промежуточной приемки ответственных конструкций;
10) контроль наличия и правильности ведения подрядчиком исполнительной технической документации;
11) контроль исполнения подрядчиком указаний и предписаний органов государственного надзора и авторского надзора;
12) контроль за своевременным устранением дефектов и недоделок, выявленных при приемке отдельных видов работ, конструктивных элементов зданий, сооружений и объекта в целом;
13) участие в проверках, проводимых органами государственного надзора, в том числе в оценке состояния и соответствия проекту поступающего на монтаж оборудования, в оценке качества его монтажа, в комплексном опробовании и приемке;
14) контроль за соответствием объемов и сроков выполнения предъявленных к оплате строительно-монтажных работ рабочей документации, проведение учета объемов и стоимости принятых и оплаченных строительно-монтажных работ, а также объемов и стоимости некачественно выполненных исполнителем работ и затрат на устранение дефектов и переделки (выполняется по специальному поручению заказчика);
15) участие в освидетельствовании объектов, подлежащих консервации, и оформлении документации на консервацию или временное прекращение строительства объектов, а также в оценке технического состояния объектов при пере даче их исполнителям для возобновления работ;
16) извещение органов государственного надзора обо всех случаях аварийного состояния на объектах строительства и объемах работ по ликвидации аварий;
60. Распределение базовых организационных функций между участниками строительства – юридическими и физическими лицами – закрепляется договорами между ними. При ведении строительства застройщиком – организацией комплексного типа – распределение базовых организационных функций между подразделениями этой организации закрепляется распорядительными документами руководства организации.
61. В течение всего срока строительства обеспечиваются безопасность производимых работ для окружающей среды, территории и населения, обеспечение безопасности труда на строительной площадке, выполнение требований местной администрации по поддержанию порядка на прилегающей к строительной площадке территории. В случае обнаружения в ходе работ объектов, имеющих историческую, культурную или иную ценность, исполнитель работ приостанавливает ведущиеся работы, известив об обнаруженных объектах учреждения и органы, предусмотренные законодательством.
62. В процессе строительства выполняются:
1) входной контроль поставляемых строительных материалов, изделий, оборудования и монтажной оснастки, устанавливающий их соответствие требованиям проектной документации, распространяющихся на них стандартов и (или) технических условий;
2) контроль соответствия материалов и изделий, изготавливаемых исполнителем работ собственными силами, требованиям проектной документации и распространяющихся на эти мате риалы и изделия стандартов;
3) операционный контроль качества выполнения норм технологического режима всех технологических операций, проверка документирования результатов этого контроля;
4) оценка соответствия выполняемых работ и конструкций, скрываемых при выполнении последующих работ, требованиям проектной документации, строительных норм, правил и стандартов. Перечень таких работ и конструкций должен быть установлен в проектной документации, технических условиях на объект или договоре подряда;
5) опробование и (или) испытания смонтированных систем и оборудования; перечень таких систем и оборудования также должен быть установлен в проектной документации, технических условиях на объект или договоре подряда.
63. Состав и технология выполнения всех видов контроля, измерений и испытаний, средства измерений и испытательное оборудование соответствуют требованиям действующей нормативно - технической документации и обеспечивают необходимую достоверность результатов контроля, измерений и испытаний.
64. В процессе выполнения строительно-монтажных работ исполнитель работ ведет производственную и исполнительную документацию, предусмотренную действующими нормами и правилами.
65. В течение всего срока строительства обеспечивается доступ на строительную площадку и объект представителей органов государственного надзора, технадзора заказчика и авторского надзора.
66. При проведении процедур оценки соответствия работ и конструкций, скрываемых при выполнении последующих работ, а также испытаний и опробований смонтированных инженерных систем и оборудования исполнитель работ не позднее чем за три рабочих дня официально извещает представителей органов государственного надзора, а также технадзора застройщика (заказчика) и авторского надзора о проведении соответствующих процедур. Представители органов государственного надзора участвуют в указанных процедурах по собственному усмотрению в пределах своей компетенции.
67. Для принятия необходимых мер предосторожности и предупреждения повреждений инженерных сетей и сооружений лицо, ответственное за производство работ не позднее, чем за сорок восемь часов до начала работ приглашает на место предстоящих работ представителей эксплуатирующих организаций, устанавливает совместно с ними точное расположение существующих сетей и сооружений и принимает меры к их полной сохранности.
68. Руководители эксплуатирующих организаций обеспечивают явку своих представителей к месту производства работ и дают исчерпывающие письменные условия обеспечения сохранности принадлежащих им сетей и сооружений при производстве работ. Работы по вскрытию дорожных покрытий и разрытию улиц, площадей и других мест общего пользования производятся только при наличии разрешения органа коммунального хозяйства и/или эксплуатирующих организаций.
69. Лицо, ответственное за производство работ, до начала работ:
1) получает разрешение на право производства работ в органе коммунального хозяйства (согласованное с органом по охране окружающей среды);
2) устанавливает по границам разрытия ограждения и знаки установленного ГОСТом образца;
3) в местах движения транспорта (при наличии возможности) подготавливает проезды для движения транспорта с установкой соответствующих ограждений и дорожных знаков;
4) в местах движения пешеходов подготавливает пешеходные мостики с поручнями и обеспечивает освещение участка разрытия в ночное время;
5) при наличии зеленых насаждений в зоне работы механизмов ограждает их глухими щитами, гарантирующими их сохранность и обеспечивающими доступ к лоткам и колодцам.
70. При разрытиях, требующих закрытия проездов, соответствующими знаками ясно обозначается объезд. При необходимости изменения маршрутов автотранспорта заказчик согласовывает их с местным исполнительным органом города (района) и дорожной полицией с извещением граждан через средства массовой информации.
71. Разработка траншей начинается после предварительной подготовки, гарантирующей максимальное сбережение дорожного покрытия. Доставка материалов к месту выполнения работ допускается не ранее чем за двадцать четыре часа до начала выполнения работ.
72. На улицах, площадях и других благоустроенных территориях рытье траншей и котлованов для укладки подземных коммуникаций производится с соблюдением следующих условий:
1) работы выполняются короткими участками в соответствии с проектом производства работ;
2) работы на последующих участках начинаются только после завершения всех работ на предыдущем участке, включая восстановительные работы и уборку территорий;
3) грунт, выбранный из траншей и котлованов, вывозится с места работ немедленно, кроме объемов грунта на обратную засыпку и уплотнение котлованов;
4) обратная засыпка траншей производится песчаным, галечниковым грунтом, отсевом щебня или другими маслосжимаемыми (модуль деформации 20 МПа и более) местными материалами, не обладающими цементирующими свойствами, с послойным уплотнением грунта;
5) при прокладке магистральных инженерных сетей по улицам, ширина асфальтобетонного покрытия которых составляет не более семи метров, асфальтобетонное покрытие восстанавливается на всю ширину существующей дороги, а при ширине более семи метров восстановление асфальтобетонного покрытия выполняется по траншее и в зоне работы строительных механизмов;
6) при прокладке телефонных линий, электрических кабелей и других инженерных сетей по тротуарам с шириной асфальтобетонного покрытия менее двух метров асфальтобетонное покрытие восстанавливается по всей ширине тротуаров, а при ширине два и более метров восстановление асфальтобетонного покрытия выполняется по траншее и в зоне работы строительных механизмов;
7) Зеленые насаждения, крышки колодцев подземных сооружений, водосточные решетки и лотки сохраняются не засыпанными землей, строительными материалами и иным мусором.
73. По окончании разработки траншеи лицо, ответственное за производство работ, обязано освидетельствовать представителю органа госархстройконтроля соответствие разработки траншеи проекту инженерной сети и оформляет данное соответствие актом.
74. В случае несоответствия проектам трасс инженерных сетей при производстве или окончании строительно-монтажных работ органом архитектуры города (района) выдается предписание на перекладку этих сетей. Переустройство инженерных сетей для приведения в соответствие с проектом осуществляется за счет организации, производившей эти работы.
75. В случае появления просадок, разрушения верхнего слоя асфальтобетонного покрытия в местах прокладки инженерных сетей получатель разрешения на производство работ регулярно в течение двух лет производит повторное восстановление асфальтобетонного покрытия при обоснованном установлении причин их появления органом коммунального хозяйства.
76. По окончании монтажа инженерных сетей и строительства инженерных сооружений, но до засыпки грунтом последних подрядчик сдает один экземпляр исполнительной съемки в орган архитектуры города (района).
77. Исполнительная съемка коммуникаций, имеющих люки и колодцы (на прямых участках без углов поворота), производится после засыпки траншей и полного восстановления элементов внешнего благоустройства.
78. Исполнительные съемки всех инженерных сетей и их сооружений по одному экземпляру предоставляются органу архитектуры города (района). Исполнительный чертеж является паспортом инженерной сети или сооружения и представляет собой план и профиль, выполненные на основании инструментальной геодезической съемки строящегося объекта.
79. Приемка в эксплуатацию законченных строительством инженерных сетей производится государственными или приемочными комиссиями, в которые входят представители застройщика, органа архитектуры, органа по охране окружающей среды, органов госархстройконтроля, генерального подрядчика, субподрядной организации, проектной организации, технической инспекции и при необходимости других заинтересованных организаций.
80. Рассмотрев предъявленную документацию, комиссия производит осмотр построенных сооружений в натуре и устанавливает:
1) соответствие выполненных работ исполнительным чертежам;
2) качество выполненных работ;
3) недоделки.
81. После устранения отмеченных комиссией недоделок инженерная сеть принимается в постоянную эксплуатацию.
82. Приемка инженерных сетей в эксплуатацию производится после полного завершения работ, включая установку люков, колодцев и полного восстановления элементов благоустройства.
83. Надлежащее состояние колодцев, тепловых камер, люков на улицах и внутриквартальных территориях города (населенных пунктов) обеспечивается эксплуатирующей организацией, в ведении которой находится данная инженерная сеть.
84. В случае обнаружения при строительстве зданий и сооружений, а также работах по благоустройству территорий инженерной подземной сети, уложенной с отступлением от проекта, зарегистрированного в органе архитектуры города (района), и принятой в эксплуатацию, эта сеть подлежит перекладке за счет организации, принявшей ее в эксплуатацию. Указанные работы могут быть проведены коммунальными службами города (района) с последующим возмещением понесенных затрат в установленном законом порядке.
Глава 8. Приемка объектов завершенного строительства
85. Приемка в эксплуатацию объектов и комплексов после завершения их строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, реставрации и капитального ремонта осуществляется в порядке, установленном Законом Республики Казахстан "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан".
86. Приемка в эксплуатацию объектов производится государственной приемочной комиссией (приемочной комиссией) при полной готовности объекта. Персональный состав государственных приемочных комиссий утверждается органом, назначившим комиссию.
87. Подготовка объекта к приемке государственной приемочной (приемочной) комиссией заключается в:
1) оценке соответствия объекта требованиям проектной документации, строительных норм, правил и стандартов, выполняемой рабочей комиссией, создаваемой решением застройщика (заказчика) или технадзором заказчика;
2) подготовке комплекта документации, предъявляемой Государственной приемочной (приемочной) комиссии при приемке объекта в эксплуатацию.
88. В случаях, если утвержденным проектом это предусмотрено, то к полной готовности могут относиться жилые и общественные здания без внутренних облицовочных, малярных, обойных работ, устройства чистых полов, установки санитарно-технического оборудования и приборов, электротехнических приборов бытового назначения, газовых и электрических кухонных плит, внутриквартирных дверных блоков, впоследствии выполняемых с учетом возможностей и пожеланий покупателей. При этом наружные отделочные работы по объекту, а также внутренние отделочные работы в помещениях (частях здания) общего пользования должны быть выполнены в полном объеме. Приемка государственной приемочной комиссией (приемочной комиссией) подобных объектов осуществляется только после окончания всех вышеуказанных работ.
89. До оформления государственного акта приемки заказчики совместно с подрядчиком и службами города и района готовят:
1) акты рабочей комиссии;
2) исполнительно-техническую документацию.
90. Приемка объектов и комплексов в эксплуатацию осуществляется после устранения замечаний рабочей комиссии и оформляется актами государственной приемочной комиссии, утверждаемыми в установленном порядке, либо актами приемочной комиссии.
91. В состав рабочей комиссии включаются:
1) ответственный представитель застройщика (заказчика, инвестора) – председатель комиссии;
2) ответственный представитель разработчика проектной документации, представители субпроектировщиков (разработчиков специальных разделов проекта);
3) ответственный представитель подрядчика (генподрядчика, субподрядчика);
4) ответственные представители эксплуатационных организаций;
5) ответственные представители служб государственного санитарно-эпидемиологического надзора, государственного противопожарного надзора, других органов надзора – по их усмотрению.
92. В процессе комплексной проверки готовности объекта к приемке его в эксплуатацию рабочая комиссия:
1) проверяет комплектность, содержание и оформление документации, представленной подрядчиком (генподрядчиком, субподрядчиками);
2) выполняет оценку соответствия выполненных строительных конструкций требованиям проектной документации;
3) выполняет испытания и опробования технологического оборудования и инженерных систем;
4) выполняет проверку исполнения замечаний и предписаний представителей технического, авторского надзора, государственных органов надзора, занесенных в журналы технического и авторского надзора и общий журнал работ;
5) может выполнить проверку достоверности результатов контроля, измерений и испытаний;
6) может выполнить контроль достоверности представленных подрядчиком (генподрядчиком, субподрядчиками) исполнительных геодезических схем, если этот контроль не выполнялся при промежуточной приемке ответственных конструкций.
93. По результатам комплексной проверки рабочая комиссия составляет заключение о готовности объекта к приемке его в эксплуатацию. При обнаружении отступлений от требований проектной документации и нормативных документов в конструкциях, технологическом оборудовании, инженерных сетях, отделке предъявляемого к приемке объекта и благоустройстве прилегающей к нему территории рабочая комиссия составляет заключение о неполной готовности объекта к приемке его в эксплуатацию и прикладывает к нему перечень обнаруженных дефектов. Заключение рабочей комиссии, оформленное в установленном законодательством порядке, представляется застройщику (заказчику) вместе с упомянутым выше перечнем обнаруженных дефектов при их наличии. Застройщик (заказчик) предъявляет перечень обнаруженных рабочей комиссией дефектов (при их наличии) подрядчику для их устранения в сроки, определенные по согласованию с подрядчиком.
94. При наличии разрешения на строительство приемка в эксплуатацию завершенных строительством технически несложных объектов заказчиком осуществляется самостоятельно.
95. Утвержденный в установленном порядке акт приемки построенного объекта в эксплуатацию является основанием для регистрации объекта в государственном органе регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
96. Гарантийные сроки эксплуатации объектов устанавливаются в соответствии с законодательством.
97. Застройщик после завершения строительства объекта и регистрации прав на него представляет органу архитектуры города (района) данные и документацию, необходимую для составления градостроительного паспорта, в порядке, предусмотренном законодательством.
Глава 9. Прекращение строительства и консервация объекта.
98. При необходимости прекращения или приостановки работ на срок более 6 месяцев застройщик-(заказчик) должен обеспечить консервацию объекта (приведение его и территории, использованной для строительства, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность основных конструкции и безопасность объекта для населения и окружающей среды).
99. Застройщик (заказчик) в трехдневный срок извещает о принятом решении подрядчика и соответствующий орган архитектурно-строительной инспекции и местный исполнительный орган, после чего застройщик (заказчик) и подрядчик не позднее чем через месяц составляют акт о приостановке строительства с описанием состояния объекта, указанием объемов и стоимости выполненных работ, ведомость примененных (смонтированных) на объекте оборудования, материалов и конструкций, ведомость неиспользованных и подлежащих хранению оборудования, материалов и конструкций, перечень работ, необходимых для сохранности объекта и неиспользованных оборудования, материалов и конструкций. Одновременно застройщик (заказчик) организует приемку выполненной части объекта.
100. Сохранность объекта и его безопасность для окружающей территории и населения в течение всего периода консервации обеспечивается застройщиком (заказчиком) или уполномоченной им организацией. При этом ограждение площадки должно поддерживаться в исправном состоянии, проходы и проезды на площадку закрыты.
Глава 10. Безопасность и качество строительства
101. Безопасность и качество строительной продукции (объектов) обеспечивается:
1) соблюдением требований безопасности, установленных техническими регламентами и действующими нормативными документами по стандартизации на строительную продукцию;
2) лицензированием субъектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и аттестацией специалистов;
3) экспертизой обоснований инвестиций в строительство и проектной (проектно-сметной) документацией;
4) архитектурно-строительным контролем, техническим и авторским надзором;
5) стандартизацией продукции, используемой в проектировании и
строительстве;
6) аттестацией и аккредитацией испытательно-аналитических лабораторий, сертификацией продукции, используемой в строительстве, а также технической оценкой новой продукции, способов производства, оснастки в строительстве;
7) метрологической деятельностью в проектировании и строительстве;
8) организацией сдачи и приемки завершенных строительством объектов в эксплуатацию;
9) совершенствованием техники и технологии строительства;
10) проведением паспортизации объектов в сейсмоопасных регионах;
11) обследованием и наблюдением за состоянием эксплуатируемых либо законсервированных и иных незавершенных строительством объектов, вмешательством с целью обеспечения нормативных характеристик.
102. На протяжении всего периода строительства (консервации) и срока службы (эксплуатации) объектов обязательно обеспечение собственниками (заказчиками, владельцами, нанимателями, арендаторами) следующих основных характеристик их качества:
1) безопасности при возведении и эксплуатации, включая ведение работ и содержание;
2) соответствия требованиям охраны труда;
3) устойчивости и надежности функционирования;
4) соответствия экологическим требованиям.
103. Обеспечение основных характеристик качества является обязанностью всех субъектов, участвующих в инженерных изысканиях для капитального строительства, проектировании, изготовлении (производстве) и поставке строительных материалов, изделий и конструкций, строительстве, консервации строительства незавершенных объектов, приемке в эксплуатацию, содержании и эксплуатации объектов, а также их постутилизации.
104. Субъектами, обеспечивающими качество строительной продукции (объектов) в соответствии с их функциями, являются органы (службы, должностные лица) архитектурно-строительного контроля, экспертизы проектов, стандартизации и сертификации строительной продукции, заказчики, застройщики, изыскатели, проектировщики, изготовители (производители) и поставщики используемой в строительстве продукции, производители работ, собственники (пользователи, наниматели, арендаторы) указанной продукции (объектов).
Глава 11. Восстановительные работы по ликвидации аварий инженерных сетей
105. При повреждениях подземных инженерных сетей и сооружений, послуживших причиной остановки производства, несчастных случаев, руководители или другие полномочные представители организации, в эксплуатации которой находятся эти сооружения, после получении сигнала об аварии принимают следующие меры:
1) немедленно вызывают аварийную бригаду под руководством ответственного лица для отключения и переключения поврежденных сетей;
2) уведомляют об аварии орган коммунального хозяйства, службы благоустройства, дорожную полицию, противопожарную службу, а также другие организации, имеющие смежное подземное хозяйство у места аварии. Кроме указанных организаций, в случае нанесения ущерба окружающей среде уведомляется орган по охране окружающей среды, в случае аварии на водопроводных и/или канализационных сетях - санитарно-эпидемиологическая служба. Если крупная авария произошла в ночное время, телефонограмма передается дежурному аппарата акима города (района) для координации действий организаций по ликвидации аварии.
106. В случаях, когда работы по ликвидации аварии вызывают закрытие проезда, органы дорожной полиции принимают меры к решению вопроса о временном закрытии проезда и маршруте объезда, а также установлении с владельцами поврежденных сетей срока ликвидации повреждений.
107. Работы по ликвидации последствий аварии осуществляет организация, допустившая повреждение инженерных сетей и сооружений. Во всех случаях производства работ по ликвидации последствий аварии организация, производящая работы, обязана, не прекращая работы, получить ордер на производство работ в инспекции или соответствующих службах. Восстановление покрытий, а также других элементов благоустройства должно начаться не позднее двух дней после окончания работ. Указанные работы могут быть проведены коммунальными службами города (района) с последующим возмещением понесенных затрат в установленном законом порядке.
108. Если подземные сооружения пришли в негодность и имеются другие сооружения, которые можно использовать взамен пришедших в негодность, то пришедшие в негодность сооружения исключаются из эксплуатации и извлекаются из грунта.
109. Работы по ликвидации недействующих сооружений и восстановление покрытий в местах разрытий производятся после получения разрешения органа коммунального хозяйства в порядке, установленном настоящими Правилами.
страница 1 страница 2
|