страница 1 1. В соответствии со статьей 13 Закона Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) валютные операции между резидентами запрещены, за исключением случаев, указанных в данной статье.
Одним из исключений из данной нормы является внесение банковских вкладов физическими лицами в пользу других физических лиц.
Данная норма означает, что физическое лицо-резидент вправе вносить (пополнять) банковские вклады (вклады до востребования, срочные и условные) в иностранной валюте в пользу другого физического лица-резидента, как путем открытия вкладов на имя определенного физического лица, так и путем пополнения имеющихся вкладов.
Вклады в пользу другого физического лица могут вноситься как наличными деньгами, так и путем переводов денег со счетов.
Ведение банковского счета, в том числе в иностранной валюте, не подпадает под исключительный случай. В этой связи, банки вправе изымать комиссию за ведение банковского счета клиента-резидента только в тенге. В случае отсутствия на счете клиента средств в национальной валюте, банк вправе снять комиссию за ведение банковского счета путем изъятия эквивалентной суммы денег с валютного счета клиента и дальнейшей ее конвертации в тенге.
2. Согласно пункту 5 Правил осуществления валютных операций, утвержденных постановлением Правления НБРК от 29.10.05 г. №134 (далее – Правила), при проведении платежей и (или) переводов денег по валютным операциям резидент (нерезидент) представляет в уполномоченный банк валютный договор и/или документы, подтверждающие исполнение либо на основании которых необходимо исполнение обязательств (по сделкам, связанным с экспортом или импортом).
Согласно Закону валютный договор - соглашение, учредительные документы, включая изменения и дополнения к ним, а также иные документы, на основании и (или) во исполнение которых осуществляются валютные операции.
При этом в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Закона, уполномоченные банки не вправе требовать представления документов, не относящихся непосредственно к проводимой операции.
Исходя из изложенного, при перечислении обязательных платежей в бюджет и пенсионные фонды, в качестве валютного договора юридическими лицами-нерезидентами могут быть представлены в уполномоченный банк счета, квитанции к оплате, соответствующие платежные поручения.
При перечислении нерезидентами заработной платы и бонусов своим работникам уполномоченный банк вправе, в случае невозможности представления трудовых договоров, приказов о выплате заработанной платы, требовать от нерезидента представления ведомости о начислении денег работникам.
В силу пункта 3 статьи 43 Гражданского кодекса РК, филиалы и представительства наделяются имуществом (в том числе деньгами) создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. В этой связи, при проведении платежей и переводов денег по валютным операциям, предусматривающим финансирование юридическими лицами своих филиалов и представительств, в уполномоченный банк необходимо представить Положение о филиале (представительстве).
Проведение платежей и/или переводов денег по валютным операциям по корреспондентским счетам банков-нерезидентов, открытых в уполномоченных банках, осуществляется на основании и в соответствии с договором корреспондентского счета.
Согласно пункту 14 Правил при оформлении заявки на приобретение иностранной валюты за национальную валюту, за исключением случаев, установленных подпунктом 2) статьи 13 Закона, юридические лица-резиденты указывают цели покупки, а также прикладывают валютный договор, во исполнение которого приобретается иностранная валюта, и уполномочивают банк продать данную валюту за национальную валюту по курсу банка в случае ее неиспользования.
Учитывая, что в части приобретения и продажи иностранной валюты в отношении нерезидентов не установлены требования по представлению валютного договора, банки-нерезиденты вправе осуществлять такие операции с уполномоченными банками без их представления.
Согласно абзацу 11 пункта 5 Правил в целях уточнения обстоятельств сделки и классификации операции и ее участников юридические лица-резиденты и нерезиденты также представляют по требованию уполномоченных банков учредительные документы.
Представление учредительных документов может потребоваться в случаях, когда однозначно невозможно определить из валютного договора:
-
необходимость регистрации/лицензирования резидентом валютной операции, исходя из доли в объекте инвестирования (требуются учредительные документы объекта инвестирования);
-
необходимость регистрации резидентом валютной операции при последующей продаже акций (долей участия, паев инвестиционных фондов), (ликвидации инвестиций) исходя из норм пункта 91 Правил.
Согласно статье 2 Закона, если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе, то применяются правила международного договора.
Данное относится как к Закону, так и подзаконным нормативным правовым актам. То есть действие Правил распространяется на операции, проводимые дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями и представительствами международных организаций, в той части, в которой Правила не противоречат международным договорам, заключенным Республикой Казахстан. В случае возникновения противоречий, будут действовать правила международного договора.
Статья 24 Венской конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) устанавливает, что архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.
Республика Казахстан к указанной Конвенции присоединилась постановлением Верховного Совета РК от 31 марта 1993 года №2057-XII.
Согласно разъяснениям Министерства иностранных дел Республики Казахстан «присоединение влечет за собой те же юридические последствия, что и ратификация». Исходя из этого, положения указанной Конвенции имеют такой же приоритет перед законами Республики Казахстан, как и ратифицированные договоры.
Учитывая то, что деятельность дипломатических представительств, консульских учреждений и представительств международных организаций осуществляется согласно международным договорам, данные организации вправе не представлять в уполномоченный банк валютный договор и документы, подтверждающие исполнение либо на основании которых необходимо исполнение обязательств (по сделкам, связанным с экспортом или импортом), имеющие статус неприкосновенности, для проведения платежей и (или) переводов денег по валютным операциям.
3. Пунктом 8 Правил предусмотрено, что в случае проведения юридическим лицом-резидентом перевода денег с карт-счета по валютным операциям, изъятия наличных денег с карт-счета для проведения валютных операций в размере, превышающем эквивалент десяти тысяч долларов США, юридическое лицо-резидент представляет в уполномоченный банк документы, предусмотренные подпунктами 6) и 9) пункта 5 Правил.
Согласно этому юридическое лицо-резидент предоставляет указанные документы при:
-
осуществлении одной транзакции, превышающей эквивалент 10 тыс. долларов США;
-
разовом изъятии наличных денег в иностранной валюте (в тенге), превышающей эквивалент 10 тыс. долларов США за пределами РК.
4. Согласно пункту 9 Правил осуществления валютных операций в Республике Казахстан (далее-Правила), утвержденных постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 29.10.2005г. №134, в случае невозможности представления физическим лицом по валютным операциям документов, требуемых в соответствии с подпунктами 5) , 6) и 9) пунктом 5 Правил, уполномоченный банк осуществляет платеж и (или) перевод денег (выдачу денег) только при указании цели, а также наличии в поручении (заявлении) на перевод денег (на получение денег) записи:
1) подтверждающей, что данный платеж и (или) перевод денег не связан с предпринимательской деятельностью физического лица, осуществлением им валютных операций, требующих получения лицензии, регистрационного свидетельства, свидетельства об уведомлении, оформления паспорта сделки (только при отсутствии документов, требуемых в соответствии с подпунктами 6) и 9) пункта 5 настоящих Правил);
2) разрешающей уполномоченному банку представление информации о данном платеже и (или) переводе денег в правоохранительные органы и Национальный Банк по их требованию.
Вместе с тем, форма заявления на получение денег не установлена.
Исходя из изложенного, считаем целесообразным, уполномоченному банку требовать от физического лица предоставления заявления на получение денег в произвольной форме либо разработать собственную форму заявления, содержащую вышеуказанные записи.
5. Согласно пункту 10 Правил осуществления валютных операций в Республике Казахстан если общая сумма проводимых физическим лицом в течение календарного месяца через один уполномоченный банк платежей и (или) переводов денег по валютным операциям с использованием своих карт-счетов превышает эквивалент пятидесяти тысяч долларов США, уполномоченный банк в течение пяти рабочих дней по истечении календарного месяца представляет в Национальный Банк информацию о проведенных им переводах денег.
В этой связи уполномоченный банк представляет информацию по следующим операциям физических лиц с использованием карт-счетов (если совокупная сумма их превысит эквивалент 50 т. долларов США):
-
изъятие наличных денег с банкомата либо по POS-терминалу держателями платежных карточек за пределами Республики Казахстан.
-
проведение платежей и (или) переводов денег держателями платежных карточек за пределами Республики Казахстан;
-
получение платежей и (или) переводов денег держателями платежных карточек из-за рубежа;
-
проведение платежей и (или) переводов денег держателями платежных карточек – нерезидентами на территории Республики Казахстан
Для упрощения порядка работы с клиентами – физическими лицами, являющимися держателями платежных карточек данного уполномоченного банка, и исключения дополнительного посещения ими банка рекомендуем при заключении договоров о выдаче платежной карточки внести в договора либо добавить в уже действующие договора пункты о том, что:
- в случае, если для проведения валютной операции требуется получение лицензии и(или) регистрационного свидетельства и (или) свидетельства об уведомлении, физическое лицо - резидент должен получить их в порядке предусмотренном валютным законодательством;
- физическое лицо предоставляет право уполномоченному банку информировать Национальный банк в случаях и в порядке указанных в пункте 10 Правил.
страница 1
|