Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1


Проект

Закон Республики Казахстан

О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственного контроля и надзора



Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) государственный контроль – это деятельность государственного органа по проверке и наблюдению за государственными органами, физическими и юридическими лицами на предмет соответствия их деятельности требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан, в ходе осуществления и по результатам, которой могут применяться меры правоограничительного характера (далее - контроль);

2) государственный надзор – деятельность государственного органа, по проверке и наблюдению за соблюдением государственными органами, физическими и юридическими лицами требований законодательства Республики Казахстан, в ходе осуществления и по результатам, которой могут применяться меры правоограничительного характера, в том числе оперативного реагирования (далее - надзор);

3) органы контроля и надзора – государственные органы и их территориальные подразделения, уполномоченные законами Республики Казахстан на проведение контроля и надзора;

4) объект контроля и надзора – деятельность физических и юридических лиц, их филиалов и представительств;

5) субъект контроля и надзора - физические и юридические лица, их филиалы и представительства (далее – проверяемые субъекты);

6) риск - вероятность причинения вреда в результате деятельности физического или юридического лица жизни или здоровью человека, окружающей среде, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;

7) система оценки рисков - это комплекс мероприятий, проводимый уполномоченным на осуществление органом контроля и надзора, с целью планирования проверок.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о контроле и надзоре

1. Законодательство Республики Казахстан о контроле и надзоре основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Сфера применения настоящего Закона

1. Настоящий Закон регулирует отношения в области организации проведения контроля и надзора за проверяемыми субъектами независимо от правового статуса, форм собственности и видов деятельности.

2. Настоящим Законом устанавливаются:

1) порядок проведения проверок, осуществляемых органами контроля и надзора;

2) порядок взаимодействия органов контроля и надзора при проведении проверок;

3) права проверяемых субъектов при проведении контроля и надзора, меры по защите их прав и законных интересов;

4) права и обязанности органов контроля и надзора и их должностных лиц при проведении проверок.

3. Действие настоящего Закона, за исключением статьи 9, пунктов 2 и 3 статьи 25, статьи 28 настоящего Закона, не распространяются на отношения, связанные с:

1) контроля и надзора в рамках уголовного процесса;

2) надзора в порядке судопроизводства.

Отношения, возникающие при проведении контроля и надзора, указанного в подпунктах 1) – 2) настоящей статьи регулируются законами Республики Казахстан.
Статья 4. Требования, предъявляемые к деятельности физических и юридических лиц

1. Требования, предъявляемые к деятельности физических и юридических лиц должны устанавливаться законами и постановлениями Правительства Республики Казахстан.

2. Требования, предъявляемые к деятельности государственных органов либо иных юридических лиц при осуществлении государственных функций, устанавливаются законодательством Республики Казахстан.

Требования, предъявляемые к деятельности физических и юридических лиц, связанных с бюджетными отношениями, отношениями регулирующих деятельность финансовых организаций и финансового рынка устанавливаются бюджетным, финансовым законодательством Республики Казахстан, а также законодательства Республики Казахстан, регулирующего деятельность финансовых организаций и финансового рынка.


Статья 5. Виды контроля

1. Внутренний контроль – контроль государственного органа, направленный на обеспечение исполнения его структурными и территориальными подразделениями, подведомственными государственными органами и организациями принятых государственным органом решений, а также требований законодательства Республики Казахстан.

Действие статьи 4 настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающих при осуществлении внутреннего контроля.

2. Внешний контроль – контроль органа контроля и надзора по проверке и наблюдению за деятельностью физических и иных юридических лиц требованиям, установленным статьей 4 настоящего Закона.



Статья 6. Внутренний контроль

1. Внутренний контроль подразделяется на:

1) контроль за исполнением правовых актов (мероприятий, выполнение которых предусмотрено правовыми актами). В этом случае на контроль берутся все правовые акты, в которых содержатся мероприятия, подлежащие исполнению;

2) контроль за исполнением поручений руководящих должностных лиц государственного органа, вытекающих из иных документов служебного характера.

2. Внутренний контроль производится путем:

1) истребования необходимой информации;

2) заслушивания и обсуждения отчетов и докладов об исполнении;

3) ревизии и иных форм документальной проверки;

4) проверки с выездом на место;

5) другими, не противоречащими законодательству способами.

3. Внутренний контроль производится по следующим параметрам:

1) соответствия деятельности структурных, территориальных подразделений, подведомственных государственных органов и организаций и должностных лиц поставленным перед ними задачам;

2) своевременности и полноты исполнения;

3) соблюдения требований законодательства при исполнении. 

4. Государственный орган и (или) должностное лицо, уполномоченные на осуществление внутреннего контроля либо соответствующее структурное подразделение государственного органа разрабатывают при необходимости мероприятия по контролю.

При этом государственный орган и (или) должностное лицо, уполномоченные на осуществление внутреннего контроля либо соответствующее структурное подразделение государственного органа анализируют поступающую информацию о его исполнении для определения:

1) степени и качества исполнения правового акта;

2) наличия отклонений в исполнении правового акта, установления их причин и возможных мер для устранения отклонений;

3) возможности снятия с контроля либо продления срока исполнения;

4) ответственности конкретных должностных лиц за неисполнение правового акта.

Выработанные по итогам анализа информации предложения докладываются руководству государственного органа для принятия соответствующего решения. О принятом решении информируются исполнители.

5. Снятие с контроля и продление сроков исполнения мероприятий, предусмотренных правовым актом, осуществляются руководством государственного органа.

7. Контрольная служба вышестоящего государственного органа либо органа-исполнителя заблаговременно, до истечения установленного в правовом акте срока исполнения, направляет исполнителю соответствующее письменное напоминание.

Дополнительные вопросы организации и осуществления внутреннего контроля могут определяться самим государственным органом либо вышестоящим по отношению к нему государственным органом.



Статья 7. Виды надзора

1. Надзор подразделяется на:

1) надзор, осуществляемый прокуратурой Республики Казахстан.

Прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории Республики.

Органы прокуратуры в пределах своих полномочий могут проверять, в случаях определенных Законом «О Прокуратуре» законность произведенных другими государственными органами, обладающими надзорными полномочиями, действий и принятых решений и в случае их незаконности принимать меры прокурорского реагирования.

Особенности проведения надзора, осуществляемого прокуратурой, определяются Законом Республики Казахстан «О Прокуратуре»;

2) надзор, осуществляемый уполномоченными государственными органами в порядке и на условиях установленных настоящим законом и иными законами Республики Казахстан.

Статья 8. Формы контроля и надзора

1. Контроль и надзор за деятельностью проверяемых субъектов осуществляются в форме:

1) проверки, порядок организации и проведения которой определяется настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан;

2) иных форм контроля и надзора, носящих предупредительно-профилактический характер, порядок организации и проведения, которых определяется законами Республики Казахстан.

2. Иные формы контроля и надзора проводятся уполномоченными органами контроля и надзора с учетом утвержденных критериев системы оценки рисков без посещения проверяемых субъектов.

При проведении иных форм контроля и надзора не требуются предварительное уведомление проверяемого субъекта, а также регистрация в уполномоченном органе по правовой статистики и специальным учетам.

По итогам иных форм контроля и надзора в зависимости от их вида могут быть составлены итоговые документы (справка, предписание, заключение и другое), а в случае выявления нарушения обязательное разъяснение проверяемому субъекту порядка его устранения.
Статья 9. Основные принципы и задачи контроля и надзора.

1. Контроль и надзор основывается на принципах:

1) законности;

2) равенства всех перед законом и судом;

3) презумпции добросовестности физического или юридического лица;

4) гласности;

5) равенства всех перед законом и судом;

6) профессионализма и компетентности должностных лиц государственных органов;

7) ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностными лицами государственных органов должностных обязанностей и превышение ими своих полномочий;

8) приоритета предупреждения правонарушения перед наказанием;

9) необходимости и достаточности;

10) разграничения контрольных полномочий между государственными органами;

11) поощрения добросовестных субъектов контроля и надзора, концентрации контроля и надзора на нарушителях;

12) повышения способности субъектов контроля и надзора и потребителей к самостоятельной защите своих законных прав;

13) подотчетности и прозрачности системы государственного контроля и надзора.

2. Основной задачей контроля и надзора является обеспечение безопасности производимой и реализуемой проверяемым субъектом продукции для жизни и здоровья людей, защиты их имущества, безопасности для окружающей среды, национальной безопасности Республики Казахстан, включая экономическую безопасность, предупреждения обманной практики, экономии природных и энергетических ресурсов, повышения конкурентоспособности национальной продукции.

3. Государственным органам запрещается принимать подзаконные нормативные правовые акты по вопросам порядка проведения проверок проверяемых субъектов, за исключением нормативных правовых актов, предусмотренных пунктом 1 статьи 12, пунктом 1 статьи 13, пунктом 1 статьи 14 настоящего Закона.

Статья 10. Компетенция органов контроля и надзора

1. Право проведения контроля и надзора государственными органами, его должностными лицами устанавливается законами Республики Казахстан.

2. Органы контроля и надзора:

1) разрабатывают и реализуют государственную политику в области государственного контроля и надзора в соответствующей сфере;

2) вносят предложения по совершенствованию проведения контроля и надзора;

3) организуют и проводят контроль и надзор в соответствии с законами Республики Казахстан;

4) разрабатывают в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в области контроля и надзора;

5) организуют и проводят мониторинг эффективности контроля и надзора;

6) осуществляют взаимную координацию деятельности органов контроля и надзора в Республике Казахстан;

7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.



Глава 2. Порядок организации и проведения проверок
Статья 11. Общие вопросы проверки

1. Проверка субъекта контроля и надзора - одна из форм контроля и надзора, который проводят органы контроля и надзора, путем совершения одного из следующих действий:

1) посещения проверяемого субъекта должностным лицом государственного органа;

      2) запроса необходимой информации, касающейся предмета проверки, за исключением истребования необходимой информации при проведении иных форм контроля и надзора;

      3) вызова проверяемого субъекта с целью получения информации о соблюдении им требований, установленных статьей 4 настоящего Закона.

      2. Предметом проверки является соблюдение проверяемыми субъектами контроля и надзора требований, установленных статьей 4 настоящего Закона.

3. Действия настоящей главы, за исключением пунктов 2 и 3 статьи 25, статьи 28 настоящего Закона, не распространяются на отношения, связанные с:

1) пресечением Государственной границы Республики Казахстан;

соблюдением требований безопасности дорожного движения;

      2) соблюдением физическими лицами требований хранения, ношения и использования гражданского оружия;

      3) соблюдением требований законодательства Республики Казахстан, регулирующего деятельность финансовых организаций и финансового рынка;

      4) соблюдением требований бюджетного законодательства Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы исполнения республиканского бюджета

Отношения, возникающие при проведении проверок, указанных в подпунктах 1) – 4) настоящей статьи регулируются в соответствии с законами Республики Казахстан.

Статья 12. Система управления рисками

1. В зависимости от степени риска государственные органы относят проверяемых субъектов к группам высокого, среднего либо незначительного риска и определяют для них периодичность проведения плановых проверок.

Отнесение проверяемых субъектов к группе риска осуществляется на основании показателей рисков, критериев определения рисков, критериев отнесения проверяемых субъектов к группам риска, ведомственной статистики, которые определяются центральными органами контроля и надзора.

Критерии оценки степени риска в сфере частного предпринимательства утверждаются совместным приказом уполномоченных на осуществление органов контроля и надзора и уполномоченного органа по предпринимательству и публикуются на официальных сайтах государственных органов.

2. В зависимости от степени риска государственные органы относят проверяемых субъектов к группам высокого, среднего либо незначительного риска и определяют для них периодичность проведения плановых проверок, но не чаще:

одного раза в год - при высокой степени риска;

одного раза в три года - при средней степени риска;

одного раза в пять лет - при незначительной степени риска.

Для проверки соблюдения требований, установленных пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона в области санитарно-эпидемиологического надзора, ветеринарии, карантина и защиты растений, семеноводства, зернового и хлопкового рынка периодичность проведения плановых проверок не должна быть чаще:

1) в области ветеринарии, карантина и защиты растений, семеноводства, зернового и хлопкового рынка:

одного раза в полгода - при высокой степени риска;

одного раза в год - при средней степени риска;

одного раза в три года - при незначительной степени риска;

2) в области санитарно-эпидемиологического контроля:

одного раза в месяц - при высокой степени риска;

одного раза в квартал - при средней степени риска;

одного раза в год - при незначительной степени риска;

Распределение проверяемых субъектов по степеням риска осуществляется с учетом значимости субъекта с точки зрения тяжести последствий, отраслевой статистики нарушений требований, установленных статьей 4 настоящего Закона, а также результатов внеплановых проверок.

3. Критерии оценки степени риска - совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью проверяемого субъекта, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести проверяемых субъектов к различным степеням риска.

Статья 13. Ведомственный учет

1. Государственные органы разрабатывают и утверждают акты, касающиеся форм обязательной ведомственной статистической отчетности, проверочных листов, критерии оценки степени риска, ежегодный план проведения проверок.

Формы обязательной ведомственной статистической отчетности по вопросам проверок проверяемых субъектов утверждаются совместным приказом руководителя центрального государственного органа, уполномоченного органа по правовой статистике и специальных учетов.

Формы обязательной ведомственной статистической отчетности по вопросам проверок проверяемых субъектов в сфере частного предпринимательства также должны утверждаться уполномоченным органом по предпринимательству.

2. Органы контроля и надзора на постоянной и непрерывной основе обязаны вести ведомственный учет количества проверок проверяемых субъектов, а также выявленных нарушений в соответствии с проверочными листами и принятых к ним мер административного воздействия.

Сводные данные ведомственной статистической отчетности по проверкам проверяемых субъектов публикуются на официальных сайтах государственных органов.



Статья 14. Проверочные листы

1. Для однородных групп проверяемых субъектов органы контроля и надзора, в пределах своей компетенции, выпускают проверочные листы.

Формы проверочных листов определяются и утверждаются органом контроля и надзора и подлежат опубликованию в средствах массовой информации и на официальных сайтах государственных органов.

Формы проверочных листов в сфере частного предпринимательства утверждаются совместным приказом органов контроля и надзора и уполномоченного органа по предпринимательству и публикуются на официальных сайтах государственных органов.

2. Проверочный лист включает в себя исчерпывающий перечень требований к деятельности проверяемых субъектов, установленных статьей 4 настоящего Закона, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, имущественным интересам граждан, юридических лиц и государства.

Требования к проверяемым субъектам, содержащиеся в проверочных листах, формируются в соответствии с принципами минимальной достаточности.

Требования, не предусмотренные статьей 4 настоящего Закона либо не влияющие на снижение степени риска от деятельности проверяемого субъекта, не подлежат включению в проверочные листы и в ходе проверки к проверяемым субъектам не предъявляются.

Статья 15. Виды проверок

Проверки проверяемых субъектов делятся на следующие виды:

1) плановые;

2) внеплановая.

Плановая проверка - проверка, назначаемая органом контроля и надзора, в отношении конкретного проверяемого субъекта, на основании плана проверок, утвержденного уполномоченным органом в соответствии с системой оценки рисков и с учетом установленных временных интервалов по отношению к предшествующим проверкам с целью предупреждения угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства.

Внеплановая проверка - проверка, назначаемая органом контроля и надзора в отношении конкретного проверяемого субъекта, с целью устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства.

Плановые и внеплановые проверки могут проводиться в отношении нескольких проверяемых субъектов одновременно только по соблюдению требований налогового законодательства Республики Казахстан по вопросам:

1) постановки на регистрационный учет в налоговых органах;

2) наличия контрольно-кассовых машин;

3) наличия лицензии, разрешения на отпуск этилового спирта, патента, регистрационной карточки, указанной в статье 574 Налогового кодекса Республики Казахстан.

Плановые и внеплановые поверки осуществляются в рабочее время проверяемого субъекта, установленное правилами внутреннего трудового распорядка.

3. Плановые и внеплановые проверки подразделяются на:

1) комплексные проверки;

2) тематические проверки.

При необходимости одновременного проведения проверки проверяемого субъекта несколькими органами контроля и надзора каждый из данных органов обязан оформить акт о назначении проверки и зарегистрировать его в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам.

При необходимости одновременного проведения проверки нескольких проверяемых субъектов по одному и тому же кругу вопросов одним органом контроля и надзора данный орган обязан оформить акт о назначении проверки на каждого проверяемого субъекта и зарегистрировать его в уполномоченным органе по правовой статистике и специальным учетам, за исключением проверки, проводимой по вопросам:

1) постановки на регистрационный учет в налоговых органах;

2) наличия контрольно-кассовых машин;

3) наличия лицензии, разрешения на отпуск этилового спирта, патента, регистрационной карточки, указанной в статье 574 Налогового кодекса Республики Казахстан.

Комплексная проверка - проверка деятельности проверяемого субъекта по комплексу вопросов соблюдения требований, установленных статьей 4 настоящего Закона.

Тематическая проверка - проверка деятельности проверяемого субъекта по отдельным вопросам соблюдения требований, установленных статьей 4 настоящего Закона.

4. В срок до 10 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы контроля и надзора направляют ежегодные планы проведения проверок в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам для формирования Генеральной прокуратурой Республики Казахстан ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.

5. Изменения в ежегодные планы проведения проверок не допускаются.

Генеральная прокуратура Республики Казахстан размещает ежегодный сводный план проведения плановых проверок на официальном сайте Генеральной прокуратуры Республики Казахстан в срок до 25 декабря текущего календарного года.

6. Основанием для назначения плановой проверки проверяемых субъектов является план, утвержденный органом контроля и надзора на основании результатов мероприятий системы оценки рисков.

7. Основаниями внеплановой проверки проверяемых субъектов являются:

1) контроль исполнения предписаний (постановлений, представлений, уведомлений) об устранении выявленных нарушений в результате проверки и по результатам иных форм контроля и надзора;

2) получение информации и обращений от физических и юридических лиц, государственных органов, депутатов Парламента Республики Казахстан и местных представительных органов о причинении либо об угрозе причинения существенного вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства;

3) встречная проверка в отношении третьих лиц, с которыми проверяемый субъект имел гражданско-правовые отношения, с целью получения необходимой для осуществления проверки информации;

4) инициативное обращение проверяемого субъекта о проведении проверки его деятельности;

5) реорганизация проверяемого субъекта, если в отношении него была намечена плановая проверка;

6) повторная проверка, связанная с обращением проверяемого субъекта о несогласии с первоначальной проверкой;

7) основания, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан;

8) обращения налогоплательщика, сведения и вопросы, определенные статьей 627 Налогового кодекса Республики Казахстан.

8. Внеплановые проверки не проводятся в случаях анонимных обращений.

9. Внеплановой проверке подлежат факты и обстоятельства, послужившие основанием для проведения данной внеплановой проверки.

10. В случаях возникновения или угрозы возникновения распространения эпидемии, очагов карантинных объектов, инфекционных, паразитарных заболеваний, отравлений проводится внеплановая проверка объектов без предварительного уведомления и регистрации акта о назначении проверки с последующим его представлением в течение следующего рабочего дня в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам.

11. В случае выявления оснований для проведения внеплановой проверки на объектах или у субъектов, находящихся на значительном отдалении от места расположения контролирующих и регистрирующих органов, внеплановая проверка осуществляется без предварительного уведомления и регистрации акта о назначении проверки с последующим его представлением в течение следующих пяти рабочих дней в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам.

12. Перечисленные основания для проведения плановой и внеплановой проверки применяются в отношении структурных подразделений юридических лиц, структурных подразделений юридических лиц-нерезидентов, юридических лиц-нерезидентов, осуществляющих деятельность без регистрации в органах юстиции.
Статья 16. Акт о назначении проверок

1. Проверка проводится на основании акта о назначении проверки государственным органом.

2. В акте о назначении проверки указываются:

      1) номер и дата акта;

      2) наименование государственного органа;

      3) фамилия, имя, отчество (при его наличии) и должность лица (лиц) уполномоченного на проведение проверки;

      4) наименование (фамилия, имя, отчество (при его наличии), в отношении которого назначено проведение проверки, его место нахождения, идентификационный номер, участок территории;

      5) предмет назначенной проверки;

      6) срок проведения проверки;

      7) правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

8) проверяемый период;

      9) подпись лица, уполномоченного подписывать акты, и печать государственного органа.


Статья 17. Государственная регистрация акта о назначении проверки

1. Акт о назначении проверки, за исключением встречных проверок, осуществляемых органами налоговой службы, в обязательном порядке регистрируется в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам.

Регистрация акта о назначении проверок носит учетный характер и используется для формирования и совершенствования ведомственных систем управления рисками.

Наличие регистрации акта о назначении проверки не является доказательством законности такой проверки.

Общие сведения об актах о назначении встречных проверок, осуществляемых органами налоговой службы, в разрезе субъектов частного предпринимательства ежеквартально передаются в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам.

2. Акт о назначении проверки органа контроля и надзора регистрируется до начала проверки в уполномоченном органе в по правовой статистики и специальным учетам путем его предоставления территориальному подразделению уполномоченного органа по правовой статистики и специальным учетам по месту нахождения проверяемого субъекта, в том числе в электронном формате.

Порядок государственной регистрации актов о назначении проверки, уведомлений о приостановлении, возобновлении, продлении сроков проверки, об изменении состава участников и предоставлении информационных учетных документов о проверке и его результатах определяется уполномоченным органом по правовой статистики и специальным учетам.

2. В случае, когда необходимость проверки вызвана сложившейся социально-экономической ситуацией, требующей немедленного устранения угрозы общественному порядку, здоровью населения и национальным интересам Республики Казахстан, а также при проведении проверки во внеурочное время (ночное, выходные или праздничные дни), в силу необходимости пресечения нарушений непосредственно в момент их совершения и проведения неотложных действий для закрепления доказательств, государственная регистрация актов о назначении проверок производится в уполномоченном органе по правовой статистики и специальным учетам в течение следующего рабочего дня после начала проверки.


Статья 18. Порядок проведения проверки

1. Орган контроля и надзора обязан известить в письменном виде проверяемого субъекта о начале проведения плановой проверки не менее чем за тридцать календарных дней до начала самой проверки с указанием сроков и предмета проведения проверки.

При проведении внеплановой проверки, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3), 4), 7), 8) пункта 7, пунктами 9 и статьи 15 настоящего Закона, государственный орган обязан известить проверяемый субъект о начале проведения внеплановой проверки не менее чем за сутки до начала самой проверки с указанием предмета проведения проверки.

2. Должностные лица государственных органов, прибывшие для проверки на объект, обязаны предъявить:

1) акт о назначении проверки с отметкой о регистрации в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам;

2) служебное удостоверение;

3) при необходимости, разрешение компетентного органа на посещение режимных объектов;

4) медицинский допуск, наличие которого необходимо для посещения объектов;

5) проверочный лист.

Началом проведения проверки считается момент вручения   проверяемому субъекту акта о назначении проверки.

3. В случае отказа в принятии акта о назначении проверки или воспрепятствования доступу должностных лиц государственных органов, осуществляющих проверку, к материалам, необходимым для проведения проверки, составляется протокол. Протокол подписывается должностным лицом государственного органа, осуществляющим проверку, и уполномоченным лицом проверяемого субъекта.

Уполномоченное лицо проверяемого субъекта вправе отказаться от подписания протокола, дав письменное объяснение о причине отказа. Отказ от получения акта о назначении проверки не является основанием для отмены проверки.

4. Проверка может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в акте о назначении проверки. При этом состав должностных лиц, проводящих проверку может изменяться по решению органа контроля и надзора, о чем уведомляется проверяемый субъект и орган по правовой статистике и специальным учетам до начала участия в проверке лиц, не указанных в акте о назначении проверки, с указанием причины замены.
Статья 19. Срок проведения проверки

1. Срок проведения проверки устанавливается с учетом объема предстоящих работ, а также поставленных задач и не должен превышать тридцать рабочих дней, за исключением отдельных случаев при проведении налоговой проверки, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан, а также проверок, проводимых в области санитарно-эпидемиологического контроля, ветеринарии, карантина и защиты растений, семеноводства, зернового и хлопкового рынка, для которых с учетом отраслевой особенности установлены следующие сроки проведения проверок:

1) проверки в области санитарно-эпидемиологического контроля - до пятнадцати рабочих дней и с продлением до пятнадцати рабочих дней;

2) в области ветеринарии, карантина и защиты растений, семеноводства, зернового и хлопкового рынка - не более пяти рабочих дней и с продлением до пяти рабочих дней.

При необходимости проведения специальных исследований, испытаний, экспертиз, а также в связи со значительным объемом проверки срок проведения проверки может быть продлен только один раз руководителем органа контроля и надзора (либо лицом, его замещающим) на срок не более тридцати рабочих дней, за исключением отдельных случаев при проведении налоговой проверки, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан, и случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В случае продления сроков проверки государственный орган в обязательном порядке оформляет дополнительный акт о продлении проверки с регистрацией в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам, в котором указываются номер и дата регистрации предыдущего акта о назначении проверки и причина продления.

Проверка может быть приостановлена один раз на срок не более одного месяца.

В исключительных случаях (необходимость получения сведений, документов от иностранных государств и имеющих существенное значение в рамках проводимой проверки, проведение специальных исследований, испытаний, экспертиз на срок свыше тридцати рабочих дней) срок приостановления проверки не устанавливается.

Уведомление проверяемого субъекта o приостановлении и возобновлении проверки производится за один день до приостановления либо возобновления проверки с уведомлением уполномоченного органа по правовой статистике и специальным учетам.

 При приостановлении или возобновлении проверки выносится акт о приостановлении либо возобновлении проверки.

 Исчисление срока проведения приостановленной проверки продолжается со дня ее возобновления.

 Повторное проведение проверки проверяемого субъекта, по которому проверка была приостановлена и не возобновлена в установленные в настоящей статье сроки, не допускается.

Особенности порядка и сроки проведения, продления и приостановления проверок, осуществляемых органами налоговой службы, определяются Налоговым кодексом Республики Казахстан.
Статья 20. Порядок отбора образцов продукции для экспертизы

1. Отбор образцов продукции производится на основании письменного мотивированного решения руководителя органа контроля и надзора, в котором указывается количество образцов для каждого вида или типа продукции, необходимых для экспертизы, а также место осуществления этой экспертизы.

Отбор образцов продукции осуществляется в количестве не менее двух экземпляров, один (контрольный) из которых остается у проверяемого субъекта.

Количество отбираемых образцов продукции должно соответствовать количеству, указанному в решении органа контроля и надзора об отборе образцов продукции.

2. Отбор образцов продукции производится должностным лицом органа контроля и надзора в присутствии руководителя проверяемого субъекта контроля и надзора и удостоверяется актом отбора образцов продукции.

Отобранные образцы продукции должны быть укомплектованы, упакованы и опломбированы (опечатаны).

3. Акт отбора образцов продукции составляется в трех экземплярах. Все экземпляры акта подписываются должностным лицом, отобравшим образцы продукции, и руководителем проверяемого субъекта.

Один экземпляр акта отбора образцов продукции прилагается к опломбированным (опечатанным) образцам продукции и передается вместе с образцами в организацию, уполномоченную для проведения экспертизы, указанной в решении об отборе образцов продукции.

Второй экземпляр акта отбора образцов продукции остается у проверяемого объекта контроля и надзора.

Третий экземпляр акта отбора образцов продукции хранится у лица, осуществившего отбор образцов продукции.

4. Условия хранения и транспортировки отобранных образцов продукции не должны изменять параметров, по которым будет проводиться экспертиза (испытание) этих образцов.

Должностное лицо органа контроля и надзора, отбирающее образцы продукции для экспертизы (испытания), обеспечивает их сохранность и своевременность доставки к месту осуществления экспертизы (испытания).

5. Расходы, связанные с отбором, доставкой и проведением экспертизы образцов продукции, финансируются за счет органа контроля и надзора.

6. В случае подтверждения результатами экспертизы факта нарушения проверяемым субъектом обязательных требований, установленных статьей 4 настоящего Закона, он обязан возместить расходы по проведению экспертизы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

7. Для проведения повторной экспертизы используется контрольный образец продукции, отобранный в соответствии с требованиями настоящего Закона.

8. Проверяемый субъект по своей инициативе может провести экспертизу образца, оставшегося у него, в организации, уполномоченной на проведение экспертизы.

Спор о расхождении результатов экспертизы, проведенных органом контроля и надзора и проверяемым субъектом, решается в судебном порядке.
Статья 21. Акт отбора образцов продукции

В акте отбора образцов продукции указываются:

1) место и дата составления;

2) номер и дата решения руководителя органа контроля и надзора, на основании которого осуществляется отбор образцов продукции;

3) должности, фамилии, имена и отчества должностных лиц, осуществляющих отбор образцов продукции;

4) наименование и местонахождение проверяемого субъекта, у которого производится отбор образцов продукции;

5) должность и фамилия, имя, отчество уполномоченного лица проверяемого субъекта;

6) перечень и количество отобранных образцов продукции с указанием производителя, даты производства, серии (номера) партии, общей стоимости образцов.


Статья 22. Ограничения при проведении проверки

При проведении проверки должностные лица органа контроля и надзора не вправе:

1) проверять выполнение требований, установленных статьей 4 настоящего Закона, если такие требования не относятся к компетенции государственного органа, от имени которого действуют эти должностные лица;

2) требовать предоставления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки;

3) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и (или) в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами, правилами и методами исследований, испытаний, измерений;

4) разглашать и (или) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую коммерческую или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;

5) превышать установленные сроки проведения проверки;

6) проводить заведомо повторную проверку физического или юридического лица, в отношении которого ранее проводилась проверка, по одному и тому же вопросу, за один и тот же период, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2), 4), 6), 7) и 8) пункта 7 статьи 15 настоящего Закона;

7) проводить мероприятия, носящие затратный характер, в целях государственного контроля за счет субъектов частного предпринимательства.
Статья 23. Порядок оформления проверки

1. По результатам проверки должностным лицом государственного органа, осуществляющим проверку, составляется акт о результатах проверки в двух экземплярах.

В акте о результатах проверки указываются:

1) дата, время и место составления акта;

2) наименование государственного органа, проводившего проверку;

3) дата и номер акта о назначении проверки, на основании которого проведена проверка;

4) фамилия, имя, отчество (при его наличии) и должность лица (лиц), проводившего проверку;

5) наименование или фамилия, имя, отчество (при его наличии) проверяемого субъекта, должность представителя юридического лица или представителя физического лица, присутствовавших при проведении проверки;

6) дата, место и период проведения проверки;

7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их xaрактере;

8) сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или физического лица, а также лиц, присутствовавших при проведении проверки, их подписи или отказ от подписи;

9) подпись должностного лица (лиц), проводившего проверку.

К акту о результатах проверки прилагаются при их наличии акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки.

2. В случае наличия замечаний и (или) возражений по результатам проверки руководитель юридического лица или физическое лицо либо их представители излагают их в письменном виде.

Замечания и (или) возражения могут прилагаться к акту о результатах проведения проверки, о чем делается соответствующая отметка.

3. Один экземпляр акта о результатах проверки с копиями приложений, за исключением копий документов, имеющихся в оригинале у проверяемого субъекта, вручается руководителю юридического лица или физическому лицу либо их представителям для ознакомления и принятия мер по устранению выявленных нарушений и других действий.

4. По выявленным в результате проверки нарушениям проверяемый субъект обязан в трехдневный срок при отсутствии возражений предоставить информацию о мерах, которые будут приняты по устранению выявленных нарушений, с указанием сроков, которые согласовываются с руководителем государственного органа, проводившего проверку.

5. Проверяемые субъекты имеют право вести книгу учета посещений и проверок. Должностные лица государственных органов обязаны в книге учета посещений и проверок проверяемых субъектов произвести запись о проводимых действиях с указанием фамилий, должностей и данных, изложенных в акте.

6. Изъятие и выемка подлинных бухгалтерских и иных документов запрещаются.

Изъятие и выемка подлинных документов производится в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, а также в случаях, предусмотренных Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.

7. В случае отсутствия нарушений требований, установленных статьей 4 настоящего Закона при проведении проверки в акте о результатах проверки производится соответствующая запись.

8. Завершением срока проверки считается день вручения проверяемому субъекту частного предпринимательства акта о результатах проверки не позднее срока окончания проверки, указанного в акте о назначении проверки.

9. Анонимные обращения не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Запрещается проведение иных видов проверок, не установленных настоящим Законом.


Статья 24. Меры, принимаемые должностными лицами органов контроля и надзора по фактам нарушений, выявленных при проведении проверки

1. Если в результате проведения проверки будет выявлен факт нарушений проверяемым субъектом требований, установленных статьей 4 настоящего Закона, должностное лицо (лица) органа контроля и надзора в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, обязано принять меры по устранению выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей и окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности, установленной законами Республики Казахстан.

2. Если при проведении надзора будет установлено, что деятельность, товар (работа, услуга) проверяемого субъекта представляют непосредственную угрозу жизни, здоровью людей, окружающей среде, орган надзора принимает меры правоограничительного характера в том числе оперативного реагирования по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения.

При надзоре с целью оперативного реагирования меры правоограничительного характера органом надзора применяются без возбуждения административного производства. Данные меры устанавливаются законами Республики Казахстан.

3. При контроле меры правоограничительного характера применяются только в рамках административного производства.

Приостановление или запрещение деятельности проверяемого субъекта без судебного решения допускается в исключительных случаях на срок не более трех дней с обязательным предъявлением в указанный срок искового заявления в суд.


Статья 25. Права и обязанности должностных лиц государственных органов при осуществлении контроля и надзора

1. Должностные лица государственных органов при проведении контроля и надзора за проверяемыми субъектами имеют право:

1) беспрепятственного доступа на территорию и в помещения проверяемого объекта при предъявлении документов, указанных в пункте 1 статьи 17 настоящего Закона;

2) получать документы (сведения) на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к акту о результатах проверки, а также доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) в соответствии с задачами и предметом проверки.

2. Должностным лицам государственных органов, осуществляющим проверку, запрещается предъявлять требования и обращаться с просьбами, не относящимися к предмету проверки.

3. Должностные лица государственных органов при проведении контроля и надзора обязаны:

1) соблюдать законодательство Республики Казахстан, права и законные интересы проверяемых субъектов;

2) проводить проверки на основании и в строгом соответствии с порядком,  установленным настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан;

3) не препятствовать установленному режиму работы проверяемых субъектов в период проведения проверки;

4) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законами Республики Казахстан полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований, установленных статьей 4 настоящего Закона;

5) не препятствовать проверяемому субъекту присутствовать при проведении проверки, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

6) предоставлять проверяемому субъекту необходимую информацию, относящуюся к предмету проверки при ее проведении;

7) вручить проверяемому субъекту акт о результатах проведенной проверки в день ее окончания;

8) обеспечить сохранность полученных документов и сведений, полученных в результате проведения проверки.


Статья 26. Права и обязанности проверяемого субъекта при проведении контроля и надзора

1. Проверяемые субъекты при проведении контроля и надзора вправе:

1) не допускать к проверке должностных лиц государственных органов, прибывших для проведения проверки на объект, в случаях:

несоблюдения временных интервалов по отношению к предшествующей проверке при назначении плановой проверки;

назначения государственными органами проверок по вопросам, не входящим в их компетенцию;

превышения либо истечения указанных в акте о назначении проверки сроков, не соответствующих срокам, установленным настоящим Законом;

назначения государственным органом заведомо повторной проверки физического или юридического лица, в отношении которого ранее проводилась проверка, по одному и тому же вопросу, за один и тот же период, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2), 4), 6), 7) и 8) пункта 7 статьи 15 настоящего Закона;

назначения внеплановой проверки в соответствии с подпунктом 1) пункта 7 статьи 15 настоящего Закона, если предшествующей проверкой не были выявлены нарушения;

отсутствия информации и документов, предусмотренных статьями 11, 12, 13 и пунктом 1 статьи 17 настоящего Закона;

назначения проверки за период, выходящий за рамки промежутка времени, указанного в заявлении или сообщении о совершенных либо готовящихся преступлениях, в иных обращениях о нарушениях прав и законных интересов физических, юридических лиц и государства;

поручения проведения проверки лицам, не имеющим на то соответствующих полномочий;

указания в одном акте о назначении проверки нескольких проверяемых субъектов, подвергаемых проверке, за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 15 настоящего Закона;

продления сроков проверки свыше срока, установленного настоящим Законом;

2) не представлять сведения, если они не относятся к предмету проводимой проверки или не относятся к периоду, указанному в акте;

3) обжаловать акт о назначении проверки и акт о результатах проверки и действия (бездействия) должностных лиц государственных органов в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

4) не исполнять не основанные на законе запреты государственных органов или должностных лиц, ограничивающие деятельность проверяемых субъектов;

5) фиксировать процесс осуществления проверки, а также отдельные действия должностного лица, проводимые им в рамках проверки, с помощью средств аудио- и видеотехники, не создавая препятствий деятельности должностного лица;

6) привлекать третьих лиц к участию в проверке в целях представления своих интересов и прав, а также осуществления третьими лицами действий, предусмотренных подпунктом 5) пункта 1 настоящей статьи.

2. Проверяемые субъекты при проведении государственными органами государственного контроля и надзора обязаны:

1) обеспечить беспрепятственный проход должностных лиц государственных органов на территорию и в помещения проверяемого субъекта при соблюдении требований пункта 1 статьи 17 настоящего Закона;

2) с соблюдением требований по охране коммерческой либо иной тайны представлять должностным лицам государственных органов, осуществляющим проверку, документы (сведения) на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к акту о результатах проверки, а также доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) в соответствии с задачами и предметом проверки;

3) сделать отметку о получении на втором экземпляре акта о назначении проверки.


Статья 27. Недействительность проверки, проведенной с грубым нарушением требований настоящего Закона

1. Проверка, проведенная органом контроля и надзора с грубым нарушением установленных настоящим Законом требований к организации и проведению проверки, признается недействительной, а акт по результатам данной проверки не может являться доказательством нарушения проверяемыми субъектами требований, установленных статьей 4 настоящего Закона, и является основанием для его отмены вышестоящим государственным органом или судом.

Рассмотрение вышестоящим государственным органом заявления проверяемого субъекта в связи с недействительностью проверки осуществляется в течение десяти рабочих дней с момента подачи заявления.

В случае нарушения установленного срока рассмотрения такого заявления считается, что решение принято в пользу проверяемого субъекта.

2. К грубым нарушениям относятся:

1) отсутствие оснований проведения проверки;

2) отсутствие акта о назначении проверки;

3) несоблюдение сроков уведомления о проведении проверки;

4) нарушение требований статьи 22 настоящего Закона;

5) нарушение временного интервала по отношению к предшествующей проверке при назначении плановой проверки;

6) непредставление проверяемому субъекту акта проверки.
Статья 28. Порядок обжалования решений, действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, осуществляющих контроль и надзор

1. В случае нарушения прав и законных интересов проверяемых субъектов при осуществлении контроля и надзора проверяемый субъект вправе обжаловать действия (бездействие) соответствующего органа и (или) должностного лица в вышестоящий государственный орган либо в суд в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

2. Обжалование действий (бездействия) государственных органов, связанных с возбуждением и расследованием уголовного дела, проверяемым субъектом осуществляется в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан.

Глава 3. Заключительные положения
Статья 29. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в сфере государственного контроля и надзора

Нарушение законодательства Республики Казахстан в сфере контроля и надзора влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.


Статья 30. Порядок вступления в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.


Президент

Республики Казахстан



страница 1

Смотрите также: