Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2


ПРОЕКТ

На 10.03.09



Закон Республики Казахстан

О государственном контроле и надзоре
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) государственный контроль и надзор – деятельность, осуществляемая уполномоченными законами Республики Казахстан государственными органами контроля и надзора, по обеспечению соблюдения законности, предупреждению, выявлению и устранению причин и условий нарушения законодательства, восстановлению нарушенных конституционных прав и свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, проверке точного и единообразного применения и выполнения обязательных требований законодательных актов Республики Казахстан;

2) органы государственного контроля и надзора - государственные органы уполномоченные законами Республики Казахстан на проведение государственного контроля и надзора за деятельностью юридических лиц и (или) субъектов частного предпринимательства в соответствии с законами Республики Казахстан;

3) проверка - мероприятие органа государственного контроля и надзора, с целью определения соответствия исполнения юридическим лицом и (или) субъектом частного предпринимательства обязательных требований законодательных актов Республики Казахстан, при проведении которого требуется взаимодействие указанных органов с проверяемыми субъектами, на которых возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля и надзора.

Субъект проверки - юридическое лицо или субъект частного предпринимательства;

Объект проверки – проверяемый объект субъекта проверки;

4) риск – вероятность нарушения конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, создания опасности жизни и здоровью населения, нанесения ущерба интересам общества и государству, окружающей среде в результате неисполнения и (или) неполного исполнения обязательных требований юридическим лицом и (или) субъектом частного предпринимательства при осуществлении их деятельности;

5) орган государственной регистрация – государственный орган, осуществляющий в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов, и его территориальные подразделения.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о государственном контроле и надзоре


  1. Законодательство Республики Казахстан о государственном контроле и надзоре основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

  2. Если международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются непосредственно правила международного договора.


Статья 3. Сфера применения настоящего Закона

1. Настоящий Закон регулирует отношения в области организации и проведения государственного контроля и надзора деятельности юридических лиц и субъектов частного предпринимательства независимо от их правового статуса, форм собственности и видов деятельности.

2. Положения настоящего Закона о государственной регистрации актов о назначении проверок не применяются к проверкам, проводимым:

1) в отношении собственных территориальных и структурных подразделений органа государственного контроля либо подведомственного ему государственного органа, учреждения и организации;

2) в порядке контроля и надзора в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан;

3) в порядке контроля и надзора за обеспечением защиты государственной тайны;

4) в порядке контроля и надзора за объектами, признаваемых опасными в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также особо важных и режимных объектов, перечень которых устанавливается Правительством Республики Казахстан;

5) при наличии реальной угрозы или в силу наступления чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вспышек опасных инфекционных заболеваний;

6) в рамках возбужденных уголовных дел, дознания, предварительного следствия, в том числе проведение оперативно-розыскных мероприятий, проверки содержания лиц в изоляторах временного содержания, следственных изоляторах и приемниках–распределителях, ведения оперативно-розыскной деятельности органами уголовного преследования, осуществления проверок учетно-регистрационной дисциплины в правоохранительных органах;

7) для осуществления правосудия и исполнительного производства;

8) органом государственного контроля и надзора в силу необходимости осуществления контроля исполнения обязательств по заключенным им договорам гражданско-правового характера;

9) по инициативе юридического лица и (или) субъекта частного предпринимательства о его проверке;

10) при осуществлении органами государственного контроля и надзора, возложенных на них надзорных и контрольных полномочий, на непрерывной и/или постоянной правовой основе;

11) в порядке контроля в области безопасности продукции для жизни и здоровья людей и сохранности имущества.

Закрепление сотрудников государственного органа, осуществляющего контроль в таких случаях, проводится на основании письменного уведомления, предоставляемого при первом посещении проверяемого субъекта.

В письменном уведомлении указываются наименование государственного органа контроля и надзора, фамилия, имя и должность уполномоченного лица, его подпись, печать государственного органа, номер уведомления, фамилия имя и должность закрепленного сотрудника на осуществление контроля за данным объектом;

12) на контрольно-пропускных пунктах, пунктах и постах, организованных в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

3. Отношения, возникающие при проведении контроля и надзора, указанных в пункте 2 настоящей статьи, регулируются в соответствии с законами Республики Казахстан.


Статья 4. Задачи государственного контроля и надзора

Задачами государственного контроля и надзора являются:



  1. обеспечение соблюдения законности и управление рисками;

  2. предупреждение, выявление и устранение причин и условий нарушения законодательства;

  3. восстановление нарушенных конституционных прав и свобод и законных интересов граждан и юридических лиц;


Статья 5. Основные принципы осуществления государственного контроля и надзора

Государственный контроль и надзор основывается на принципах:

1) законности - осуществления государственного контроля и надзора в строгом соответствии с требованиями, установленные законодательными актами Республики Казахстан;

2) презумпции добросовестности - юридическое лицо и (или) субъект частного предпринимательства, подвергающийся государственному контролю и налзору признаётся добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное;


3) гласности - обеспечения органом государственного контроля и надзора свободного доступа к информации о нормативных правовых актах, устанавливающих обязательные требования, соответствующей сферы контроля и надзора, и обязательное информирование субъекта о результатах государственного контроля и надзора;

4) равенства всех перед законом и судом;

5) недопустимости нарушения режима работы, установленного до начала проверки, юридического лица и (или) субъекта частного предпринимательства в период проведения проверки;

6) профессионализма и компетентности должностных лиц государственных органов;

7) ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностными лицами государственных органов должностных обязанностей и превышение ими своих полномочий.

8) установления обязательных требований законами Республики Казахстан;

Основными принципами осуществления государственного контроля и надзора являются:

1) законность – осуществление государственного контроля и надзора в строгом соответствии с требованиями, установленные законодательными актами Республики Казахстан;

2) презумпция добросовестности – (юридическое лицо и (или) субъект частного предпринимательства, подвергающийся государственному контролю и налзору признаётся добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное;

3) гласность обеспечение органом государственного контроля и надзора свободного доступа к информации о нормативных правовых актах, устанавливающих обязательные требования, соответствующей сферы контроля и надзора, и обязательное информирование субъекта о результатах государственного контроля и надзора;

4) недопустимость нарушения режима установленного до начала проверки работы юридического лица и (или) субъекта частного предпринимательства в период проведения проверки;

5) установление обязательных требований законами Республики Казахстан;

6) осуществление государственного контроля и надзора на основании результатов системы управления рисками;

7) недопустимость дублирования проверок;

8) устранение в полном объеме органами государственного контроля и надзора нанесенного ущерба в результате допущенных нарушений в случае признания уполномоченным государственным органом либо судом жалобы юридического лица и (или) субъекта частного предпринимательства обоснованной;

9) недопустимость взимания органами государственного контроля платы с юридических лиц и (или) субъектов частного предпринимательства за проведение проверки, за исключением, случаев возмещения расходов органов государственного контроля и надзора на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований;

11) недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) субъектов частного предпринимательства в результате проведения проверки. - отредактировать

Статья 6. Система управления рисками

1. Система управления рисками органа государственного контроля и надзора основана на оценке рисков и включает меры, вырабатываемые и (или) применяемые органами государственного контроля и надзора в целях выявления и предупреждения риска. На основе результатов оценки рисков осуществляется дифференцированное применение мер государственного контроля и надзора.

Система управления рисками включает в себя:

1) информацию об итогах воздействия государственного контроля и надзора на деятельность юридических лиц и (или) субъектов частного предпринимательства по противодействию рискам в отчетном периоде;

2) аналитические прогнозы о видах деятельности и (или) объектах юридических лиц и субъектах частного предпринимательства, могущих в плановый период допустить риск, требующий воздействия мерами государственного контроля и надзора;

3) перечень показателей риска в сфере контроля и надзора уполномоченного государственного органа, в соответствии с которыми определяется применение мер государственного контроля и надзора в отношении деятельности юридического лица и (или) субъекта частного предпринимательства;

4) уполномоченным государственным органом в сфере контроля и надзора организуется открытый доступ заинтересованным лицам к перечню показателей риска и порядку его формирования.

4) перечень видов деятельности и (или) объектов юридических лиц и субъектов частного предпринимательства, подлежащих воздействию дифференцированными мерами государственного контроля и надзора в планируемый период;

5) решения о снижении административного вмешательства в сферу деятельности юридических лиц и субъектов частного предпринимательства при осуществлении государственного контроля и надзора в планируемом периоде.

3. Уполномоченным государственным органом в сфере контроля и надзора организуется открытый доступ заинтересованным лицам к перечню показателей риска и порядку его формирования.

4. Система управления рисками органа государственного контроля и надзора может содержать иную информацию для управления рисками, в том числе в автоматизированной форме.

5. Меры органов государственного контроля и надзора по управлению рисками:

1) письменное сообщение юридическому лицу и (или) субъекту частного предпринимательства о поступлении информации о нарушении им обязательных требований и необходимости проведения проверки собственными силами и дать ответ в орган государственного контроля и надзора о её результатах;

2) широкое информирование субъектов частного предпринимательства через средства массовой информации и иные средства об изменениях обязательных требованиях, принимаемых мерах по поддержанию допустимого уровня риска, а также мерах по снижению административного вмешательства при осуществлении государственного контроля и надзора.

3) назначение и проведение дифференцированной проверки;

4) лицензирование вида деятельности.


Статья 7. Компетенция органов государственного контроля и надзора при осуществлении государственного контроля и надзора

1. Правом осуществления контроля и надзора пользуются лишь те государственные органы и должностные лица, которым это право специально предоставлено законом.

2. Органы государственного контроля и надзора:

1) разрабатывают и реализуют единую государственную политику в области государственного контроля и надзора;

2) осуществляют государственный контроль и надзор деятельности юридических лиц и (или) субъектов частного предпринимательства на основе ведения системы управления рисками;

на предмет соблюдения законодательства Республики Казахстан;

3) запрашивают документы и информацию, которые связаны с осуществлением деятельности проверяемых юридичических лиц и (или) субъектов частного предпринимательства, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

4) разрабатывают нормативные правовые акты в области государственного контроля и надзора;

5) осуществляют взаимную координацию деятельности органов государственного контроля и надзора в Республике Казахстан;

6) осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.


Статья 8. Виды и основания назначения проверки

1. Проверки подразделяются на следующие виды:

1) плановая проверка - проверка, проводимая с учетом временных интервалов и в соответствии с планом, утвержденным в соответствующем порядке и в случаях, определенных законодательством Республики Казахстан;
плановая — запланированная государственным органом проверка, проводимая с учетом установленных законами Республики Казахстан временных интервалов по отношению к предшествующим проверкам;

внеплановая — проверка, назначаемая в связи со сложившейся социально-экономической ситуацией, требующей немедленного реагирования на обращения физических и юридических лиц;

рейдовая — проверка на предмет наличия лицензии, регистрационных и иных разрешительных документов, а также правильности применения контрольного оборудования, являющегося объектом контроля государственного органа. По закону РК О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам предпринимательства от 31.01.06г.


2)  внеплановая проверка - проверка, назначаемая в связи со сложившейся ситуацией, требующей немедленного устранения угрозы жизни и здоровью физических лиц, окружающей среде, по фактам, изложенным в обращениях и иной информации, о нарушениях прав и законных интересов физических и юридических лиц, непосредственным выявлением признаков нарушений законодательства Республики Казахстан, а также в целях контроля за исполнением требований об устранении выявленных нарушений в результате плановой проверки;

Плановые и внеплановые проверки подразделяются на:

- совместную проверку – проверка, назначаемая совместным актом нескольких государственных органов и (или) назначаемая актом одного государственного органа с указанием в акте участвующих в проверке других государственных органов;

- встречную проверку - проверка, проводимая в отношении третьих лиц в случае, если при проведении проверки в проверяемом субъекте возникает необходимость в получении дополнительной информации о проведенных операциях, о реализации договорных либо иных взаимоотношений, связанных с проверяемым объектом проверки;

- рейдовую проверку - проверка, назначаемая одновременно в нескольких объектах проверки по одному вопросу, одному основанию и по единой методике проведения проверки;

- контрольную проверку - проверка, проводимая государственными органами в целях исполнения устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой;

- иные виды проверок предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан.

2. Плановая проверка назначается в целях управления рисками и на основании норм законов Республики Казахстан, регламентирующих соответствующий государственный контроль по, определенным органом государственного контроля и надзора, видам деятельности и (или) объектам юридических лиц и (или) субъектам частного предпринимательства.

Планы проверок предоставляются в орган государственной регистрации за двадцать дней до начала планового периода.

3. Внеплановая проверка может быть назначена государственным органом:



1) во исполнение поручений или запросов Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, Генеральной прокуратуры Республики Казахстан;

2) по обращениям иных государственных органов;

3) в случае получения информации о ситуациях, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью населения, окружающей среде и имуществу;

4) в целях контроля исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований в результате плановой проверки;

При проведении внеплановой проверки исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушения обязательных требований запрещается осуществлять проверку соблюдения иных обязательных требований.

5) по обращению физического и юридического лица о нарушении юридическим лицом и (или) субъектом частного предпринимательства обязательных требований, если нарушаются его права и свободы.

Назначение внеплановой проверки в таких случаях согласовывается с прокурором.

Порядок согласования с прокуратурой при назначении проверки в случаях указанных в настоящем пункте, определяется Генеральной прокуратурой Республики Казахстан.

Обращение, не позволяющее установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля и надзора, не может служить основанием для проведения внеплановой проверки, за исключением случаев угрозы государственной или общественной безопасности.

6) в случае не поступления ответа юридического лица и (или) субъекта частного предпринимательства об устранении либо отсутствии нарушений обязательных требований на письменное сообщение органа государственного контроля и надзора об имеющейся информации о нарушении им обязательных требований;

7) по мотивированной необходимости проведения проверки в третьем лице для получения дополнительной информации об исполнении обязательных требований субъектом, в котором проводится проверка;

8) по решению органа государственного контроля и надзора в отношении иных юридических лиц и (или) субъектов частного предпринимательства, использующих соответствующие однородные товары (работы, услуги) и (или) объекты, как и в проверенном субъекте, в котором были выявлены нарушения обязательных требований;

9) не предоставление в установленный срок юридическим лицом и (или) субъектом частного предпринимательства документов обязательной отчетности без уважительных причин, а также письменных пояснений о причинах, препятствовавших представлению таких документов.

Юридические лица и (или) субъекты частного предпринимательства, в отношении которых проводилась проверка государственными органами контроля и надзора, могут быть повторно проверены в рамках проверки деятельности указанных органов.


Статья 9. Порядок проведения проверки

1. Проверки проводятся на основании акта о назначении проверки (постановление, предписание, приказ, задание, направление и т.д.) государственного органа, оформленного в порядке, установленном настоящим Законом, и прошедшего государственную регистрацию в органе государственной регистрация, за исключением случаев предусмотренных настоящим Законом.

Государственная регистрация акта о назначении проверки осуществляется до начала проверки путем его предоставления территориальному подразделению органа государственной регистрации по месту нахождения проверяемого объекта, в том числе в электронном формате.

Запрещается проведение проверки без государственной регистрации акта о его назначении в органе государственной регистрации, за исключением случаев предусмотренных настоящим Законом.

При проведении проверки по иным правилам, предусмотренными ратифицированным Республикой Казахстан международным договором, государственная регистрация акта о назначении проверки и предоставление информационных документов о проверке осуществляется после завершения проверки.

В исключительных случаях, когда необходимость проверки вызвана сложившейся социально-экономической ситуацией, требующей немедленного устранения угрозы общественному порядку, здоровью населения и национальным интересам Республики Казахстан, а также при проведении проверки во внеурочное время (ночное, выходные или праздничные дни), в силу необходимости пресечения нарушений непосредственно в момент их совершения и проведения неотложных действий для закрепления доказательств, государственная регистрация актов о назначении проверок должна быть произведена в органе государственной регистрация в течение следующего рабочего дня после начала проверки.

В таких случаях, а также в случае проведения проверки по правилам ратифицированного международного договора, проверка может быть начата по предъявлению служебного удостоверения и незарегистрированного в органе государственной регистрации акта о назначении проверки.

Пресечение должностным лицом без назначения проверки нарушений обязательных требований и иных противоправных действий юридическим лицом и (или) субъектом частного предпринимательства в момент их совершения не является проверкой. (Устранить противоречие с предыдущими абзацами)

2. В акте о назначении проверки указываются:

1) дата и регистрационный номер акта о назначении проверки по регистрации журналу органа государственного контроля и надзора;

2) наименование государственного органа, фамилия, имя отчество, занимаемая должность лица, обладающего полномочиями по назначению проверки, его подпись, а также печать органа государственного контроля и надзора;

3) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение проверки и иных участников проверки;

4) организационно-правовая форма проверяемого объекта, полное наименование, фамилия, имя, отчество руководителя объекта, его местонахождение и регистрационный номер налогоплательщика (далее - PНH), при наличии индивидуальный идентификационный номер (далее - ИИН) или Бизнес - идентификационный номер (далее - БИН) (реквизиты "РНН", "ИИН", "БИН" не заполняются центральными государственными органами). РНН должен быть указан не позже окончания проверки в информационных учетных документах, предоставляемых в орган государственной регистрации;

5) предмет назначенной проверки (указание конкретных норм законодательного акта, исполнение либо соблюдение которых подлежат проверке);

6) дата начала и окончания проверки;

7) правовые основания назначения проверки в соответствии с требованиями настоящего Закона, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

8) проверяемый период;

9) подпись лица, уполномоченного подписывать акты, и печать государственного органа.

3. Период, подлежащий проверке, не должен превышать срок исковой давности, установленный в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

4. Порядок регистрации актов о назначении проверки, уведомлений о приостановлении, возобновлении, продлении сроков проверки, об изменении состава участников и предоставлении информационных учетных документов о проверке и его результатах устанавливается органом государственной регистрации.

5. Орган государственной регистрации при выявлении нарушений норм законодательства вправе отказать в регистрации акта о назначении проверки, уведомления о приостановлении, продлении, возобновлении течения срока, а также об изменении состава участников проверки.

Решение об отказе в таких случаях органом государственной регистрации выносится письменно в 2-х экземплярах в срок не более 24 часов, с момента поступления акта о назначении проверки, уведомления о приостановлении, продлении, возобновлении течения срока, а также об изменении состава участников проверки.



При совпадении окончания срока вынесения отказа с выходным или праздничным днем, то срок применения права отказа определяется на следующий рабочий день.

Отказ должен быть мотивирован с указанием конкретных нарушений требований законодательства Республики Казахстан.

Необоснованный отказ государственному органу в регистрации акта о назначении, уведомления о приостановлении, продлении, возобновлении течения срока, а также об изменении состава участников проверки может быть обжалован в вышестоящий орган либо в суд.

6. На основании одного акта о назначении проверки проводится только одна проверка, за исключением рейдовых проверок.

Порядок указания в акте о назначении рейдовой проверки объектов, подлежащих проверке, устанавливается в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

По завершении рейдовой проверки в орган государственной регистрации информационные учетные документы предоставляются по каждому проверенному субъекту отдельно.

7. Запрещается проведение проверки органом государственного контроля и надзора, в том числе его территориальным органом, объекта юридического лица и (или) субъекта частного предпринимательства уже проверенного периода, по одному и тому же вопросу в случаях проведения такой проверки ранее другим органом государственного контроля и надзора, в том числе его территориальным либо вышестоящим органом.

8. Органы государственного контроля и надзора за десять календарных дней до начала проведения плановой проверки письменно уведомляют проверяемый субъект о назначении проверки.

Законодательством Республики Казахстан может быть предусмотрен иной срок уведомления по отдельным видам контроля и надзора.

В случае отсутствия проверяемого субъекта по месту нахождения, указанного в регистрационных данных, плановая проверка может осуществляеться без уведомления в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан.

9. Проверка проводится только по тому вопросу (вопросам) и тем должностным лицом (лицами), указанными в акте о назначении проверки, включая лиц, уполномоченных на проведение проверки в случае изменения их состава.

Состав должностных лиц, проводящих проверку, может изменяться по решению органа государственного контроля и надзора, о чем уведомляется орган государственной регистрации до начала участия в проверке лиц, не указанных в акте о назначении проверки.

10. Срок проведения проверки не должен превышать тридцати календарных дней, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан.

Течение срока проведения проверки органом государственного контроля и надзора может быть приостановлено мотивированным решением и вновь возобновлено.

Срок проведения проверки может быть продлен мотивированным решением органа государственного контроля и надзора в случаях и на срок в соответствии с законами Республики Казахстан.

Не подлежит продлению срок проведения проверки по причине не качественного проведения проверки по вине должностного лица и иных лиц, указанных в акте о назначении проверки, включая случаи изменения их состава.

Срок проведения проверки включает в себя период от даты начала проверки до даты окончания проверки, указанных в акте о назначении проверки, и срок продления проверки.

Срок продления проверки указывается в календарных днях.



Началом проверки является момент вручения копии зарегистрированного акта о назначении проверки руководителю объекта проверки, а в случае его отсутствия иному должностному лицу, обладающему правом на получение указанного акта.

В случае приостановления проверки, период приостановления не включается в срок проведения проверки.

Сроком окончания проверки является дата, исчисляемая путем сложения календарных дней продления срока проведения проверки и даты окончания проверки, указанной в акте о назначении проверки.

Проверка может быть завершена раньше срока окончания проверки.

Для проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом проверок, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего проверку, руководителем органа государственного контроля и надзора или его заместителем срок проведения проверки может быть продлен, но не более, чем на тридцать дней, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан.

Для субъектов малого предпринимательства срок проведения проверки не должен превышать трех дней, за исключением случаев проверки нескольких объектов, расположенных в разных населенных пунктах. В таких случаях время проезда не включается в срок проведения проверки.

Продление сроков проверок субъектов малого предпринимательства не допускается.

Срок проведения внеплановой проверки не может превышать десяти рабочих дней, если иное не предусмотрено законом.

Продление срока осуществления внеплановой проверки не допускается, за исключением случаев, указанных в подпункте 3) пункта 3 статьи 8 и абзаце четыре пункта 10 настоящей статьи.

Датой завершения проверки является дата вручения проверяемому субъекту акта о его результатах.



Датой завершения рейдовой проверки является дата окончания рейда.

11. В отношении одного юридического лица и (или) субъекта частного предпринимательства органом государственного контроля плановая проверка проводится не более, чем один раз в два года, а в отношении субъекта малого предпринимательства не более, чем один раз в три года и не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан.

12. В случае нарушения органом государственного контроля и надзора или его должностным лицом установленного законодательными актами Республики Казахстан порядка проведения проверки в субъекте частного предпринимательства (в том числе, необоснованное назначение проверки, производство проверки без вынесения акта и регистрации его в органе государственной регистрации в соответствии с настоящим Законом, неправомерное изъятие документов, незаконная инвентаризация материальных ценностей, приостановление производства, составление излишних справок, предъявление необоснованных запросов) в объем убытков, предъявляемых к возмещению, могут быть включены суммы вознаграждений, выплаченных работникам субъектов частного предпринимательства за подготовку материалов для проверки, заработная плата за время вынужденной остановки производства, упущенная выгода, которую получил бы субъект частного предпринимательства при реализации соответствующих товаров (работ, услуг), не выпущенных вследствие приостановления производства.

Вред, причиненный субъекту частного предпринимательства действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов при проведении государственного контроля и надзора, признанными неправомерными в порядке, установленном законами Республики Казахстан, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.


Статья 10. Порядок отбора образцов продукции при осуществлении проверок

1. Отбор образцов продукции производится на основании письменного мотивированного решения руководителя органа государственного контроля и надзора или его заместителя.

В решении о необходимости отбора образцов продукции указываются количество образцов для каждого вида или типа продукции, необходимых для экспертизы, а также место осуществления этой экспертизы.

Отбор образцов продукции осуществляется в количестве не менее двух экземпляров, один (контрольный) из которых остается у проверяемого субъекта.

Отбор образцов продукции производится должностным лицом органа государственного контроля и надзора в присутствии руководителя проверяемого субъекта или уполномоченного им лица и удостоверяется актом отбора образцов продукции.

До начала отбора образцов продукции должностное лицо органа государственного контроля и надзора обязано предъявить решение об отборе образцов продукции и представить письменное разъяснение проверяемому субъекту порядка отбора образцов продукции.

Проверяемый субъект имеет право присутствовать при всех действиях должностного лица органа государственного контроля и надзора во время отбора образцов продукции и заявлять ходатайство по поводу этих действий, о чем вносится запись в акт отбора образцов продукции.

Количество отбираемых образцов продукции должно соответствовать количеству, указанному в решении органа государственного контроля и надзора об отборе образцов продукции.

Контрольные образцы должны храниться в условиях, обеспечивающих сохранность их качества и целостности.

Отобранные образцы продукции должны быть укомплектованы, упакованы и опломбированы (опечатаны).

По результатам отбора образцов продукции должностное лицо органа государственного контроля и надзора составляет акт отбора образцов.

Акт отбора образцов продукции составляется в трех экземплярах. Все экземпляры акта подписываются должностным лицом, отобравшим образцы продукции, и проверяемым субъектом или уполномоченным им лицом.

2. Один экземпляр акта отбора образцов прилагается к опломбированным (опечатанным) образцам продукции и передается вместе с образцами в уполномоченную и (или) аккредитованную организацию, которая назначена для проведения экспертизы (испытания) и указана в решении об отборе образцов продукции, второй - остается у проверяемого субъекта, третий - у лица, осуществившего отбор образцов продукции.

3. В акте отбора образцов продукции указываются: место и дата составления акта;

номер и дата решения руководителя органа государственного надзора (контроля), на основании которого осуществляется отбор образцов продукции, должности, фамилии, имена и отчества должностных лиц, осуществляющих их отбор;

наименование и местонахождение юридического лица и (или) его обособленного подразделения или фамилия, имя и отчество физического лица - предпринимателя, у которых производится отбор образцов продукции;

должность и фамилия, имя и отчество уполномоченного лица проверяемого субъекта;

перечень и количество отобранных образцов продукции с указанием производителя, даты производства, серии (номера) партии, общей стоимости образцов.

4. Условия хранения и транспортировки отобранных образцов продукции не должны изменять параметров, по которым будет проводиться экспертиза (испытание) этих образцов.

Должностное лицо, отбирающее образцы продукции для экспертизы (испытания), обеспечивает их сохранность и своевременность доставки к месту осуществления экспертизы (испытания).

5. Срок проведения экспертизы (испытания) четырнадцать рабочих дней, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан.

6. Расходы, связанные с отбором, доставкой и проведением экспертизы (испытания) образцов продукции, финансируются за счет органа государственного контроля и надзора.

7. В случае подтверждения результатами экспертизы (испытания) факта нарушения проверяемым субъектом обязательных требований им возмещаются расходы на проведение экспертизы (испытания) в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

8. При несогласии с результатами экспертизы (испытания) проверяемый субъект вправе обжаловать их в суде.

9. Для проведения повторной экспертизы (испытания) используется контрольный образец продукции, отобранный в соответствии с требованиями настоящего Закона.

10. Проверяемый субъект по своей инициативе может провести экспертизу (испытание) образца, оставшегося у него, в уполномоченной и/или аккредитованной организации. Спор о расхождении результатов экспертизы (испытания), проведенных органом государственного контроля и надзора и проверяемым субъек­том, решается судом.

11. Расходы, связанные с проведением повторной экспертизы (испытания), осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 11. Ограничения при проведении проверки

При проведении проверок должностные лица органов государственного контроля и надзора не вправе:

1) проверять выполнение обязательного требования, по вопросу не указанному в акте о его назначении, либо проверка которого не относится к компетенции органа государственного контроля и надзора, от имени которого они действуют;

2) требовать предоставления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами проверки и не относятся к его предмету.

Изъятие и выемка подлинных бухгалтерских и иных документов, активных первоисточников информации на электронных носителях, оригиналов документов, относящихся к предмету проверки допускается в случаях, установленных законами Республики Казахстан;

3) требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

4) распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения проверки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;

5) превышать установленные сроки проведения проверки;

6) должностному лицу органа государственного контроля и надзора запрещается осуществлять государственный контроль и надзор в отношении субъектов частного предпринимательства, с которыми (или со служебными лицами которых) должностное лицо состоит в семейных либо родственных отношениях.
Статья 12. Порядок оформления результатов проверки

1. По результатам проверки должностным лицом (лицами) органа государственного контроля и надзора, его осуществляющим, составляется акт о результатах проверки в двух экземплярах.

В акте о результатах проверки указываются:

1) дата, время и место его составления;

2) наименование государственного (их) органа (ов), проводившего (их) проверку;

3) дата и номер акта о назначении проверки, на основании которого проведена проверка;

4) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего (их) проверку;

5) наименование проверяемого юридического лица и фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;

6) дата начала и окончания, место и период проведения проверки;

7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях (указываются конкретные нарушенные нормы законодательного акта);

8) сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом о результатах проверки представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении проверки, их подписи или отказ от подписи;

9) подпись (и) должностного (ых) лица (лиц), проводившего (их) проверку.

К акту о результатах проведенной проверки прилагаются, при их наличии, акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, при необходимости объяснения должностных лиц, работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки.

Субъект проверки подписывает акт о результатах проверки об ознакомлении с актом с указанием, при наличии, имеющихся мотивированных замечаний, возражений и (или) дополнений. Замечание проверяемого субъекта является неотъемлемой частью акта о результатах проверки органа государственного контроля и надзора.

В случае отказа проверяемого субъекта подписать акт о результатах проверки должностное лицо органа государственного контроля и надзора вносит в такой акт соответствующую запись.

2. Один экземпляр акта о результатах проверки с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и представителю субъекта частного предпринимательства под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля и надзора.

3. Результаты проверки, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о защите государственной тайны.

4) исключен



страница 1 страница 2

Смотрите также: