страница 1 ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
об особенностях преподавания основ наук
в общеобразовательных организациях образования Республики Казахстан в 2008-2009 учебном году
РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛАХ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
В 2008-2009 учебном году обучение русскому языку в 5-11 классах общеобразовательной школы Республики Казахстан осуществляется на основе Государственного общеобязательного стандарта среднего общего образования РК по предмету «Русский язык», утвержденного приказом Министра образования и науки Республики Казахстан за № 693 от 24.09.2002 г.
При обучении русскому языку в 5-9 классах следует использовать программы «Русский язык» для 5-7 классов общеобразовательной школы с русским языком обучения. - Алматы: РОНД, 2003; «Русский язык и русская литература». Программы для 8-9 классов общеобразовательной школы. - Алматы, 2004, которые введены приказами Министра образования и науки Республики Казахстан № 148 от 11.03.2003 и № 405 от 12.05.2004. Программы по русскому языку созданы на основе Государственного общеобязательного стандарта образования среднего общего образования РК по предмету «Русский язык». Программы детализируют и раскрывают содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
Перечень учебных изданий, разрешенных к использованию в организациях образования, определен приказами Министра образования и науки Республики Казахстан № 187 от 10 апреля;.№ 305 от 30 мая и № 389 от 1 июля 2008 года. В 2008-2009 учебном году должны использоваться учебники для 8 класса 2-ого издания, которые претерпели определенные изменения.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как средство познания действительности родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, родной язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Курс русского языка ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык может быть представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность/Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Одним из направлений реформы казахстанского образования, ориентированной на создание конкурентоспособного образовательного поля, является профилизация общего среднего уровня школы. Нормативные рамки этого процесса очерчены в Государственном общеобязательном стандарте образования (2002). В 2008-2009 учебном году 10-11 классы будут продолжать обучаться по двум направлениям: общественно-гуманитарному и естественно-математическому. При этом внутри направлений администрация школы на основе интересов и запросов учащихся формирует узкий профиль. К примеру, в общественно-гуманитарном это могут быть филологический, лингвистический, литературно-исторический, искусствоведческий и т.п. профили.
Профильная дифференциация на общем среднем уровня школы предусматривает осуществление учителем разных подходов к преподаванию предмета с учетом ожидаемого результата обучения. Если учащиеся выбрали естественно-математическое направление обучения и, соответственно, планируют в будущем овладеть профессиями, ориентированными на овладение точными науками, то задачей предметника здесь становится развить способность высказывать собственное и анализировать чужое мнение, усовершенствовать навыки передачи собственной мысли в ее устной или письменной форме. В качестве ожидаемых результатов обучения русскому языку на общем среднем уровне школы общественно-гуманитарного направления выступает формирование высокой исследовательской культуры в области устной и письменной речи, развитие ораторских способностей, а также изучение теоретических основ лингвистики и литературоведения. Профильное обучение является общеобразовательным, поэтому не должно быть ориентированным исключительно на подготовку к поступлению в вуз, а направлено на разностороннее развитие личности.
Реализация профилирующего обучения языковым дисциплинам путем выделения учебного времени за счет вариативного компонента учебного плана на общем среднем уровне школы не означает увеличение учебного материала, охватывающего следующий уровень образования. Часы прикладных курсов должны быть направлены на формирование и развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников. Из этого следует, что данное время используется учителем для внедрения новых передовых педагогических технологий обучения как условие проведения экспериментальной работы по формированию компетентностно-ориентированного подхода к своему предмету, а также как возможность раскрытия собственного творческого потенциала.
Современные педагогические технологии обучения активно используются учителями русского языка и литературы, так как этого требует сама суть языка, являющегося средством общения в обществе и познания действительности. Среди существующих технологий наиболее популярны и эффективны следующие нижеперечисленные:
личностно-ориентированного обучения и воспитания;
дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения и воспитания;
развития критического мышления через чтение и письмо;
модульного обучения;
интегративного обучения;
игрового обучения;
рефлексивного обучения и воспитания.
Эти технологии выделены не случайно: они в совокупности реализуют два главных принципа современного образования - принципы гуманизации (установление субъект-субъектных отношений) и гуманитаризации («очеловечивание» содержания образования, с точки зрения актуализации личностных и социальных смыслов). Данные педагогические технологии также способствуют эффективной реализации принципа информатизации: они усиливают гуманистическую направленность информационных технологий, ослабляют их технократическую составляющую. В частности, взаимодействуя с технологией дифференцированного обучения, ИКТ на уроке приобретают адресный характер, подбираются с учетом особенностей конкретного класса. Взаимодействуя с технологией проблемного обучения и воспитания, ИКТ помогают учащимся на более глубоком уровне понять исследуемую проблему или проблемную ситуацию. Вступая в диалог с технологией личностно-ориентированного обучения и воспитания, ИКТ могут усиливать развитие тех личностных качеств и компетенций, которые заложены в цель урока. Интеграция ИКТ с технологией ненасильственного обучения и воспитания создает благоприятные условия для повышения мотивации учебной деятельности, роста познавательного интереса. Взаимодействие с технологией рефлексивного обучения и воспитания помогает более эффективно проверять уровень понимания учебной информации.
Технология личностно-ориентированного обучения и воспитания должна быть направлена на развитие личностных качеств учащихся и воспитанников: собственно физические, психофизические, мыслительные качества и психические процессы, влияющие на познавательную деятельность, речевые, эмоционально-чувственные, поведенческие, коммуникативные, творческие. Важно подчеркнуть, что личностные качества необходимы человеку на протяжении всей его жизни, чтобы быть здоровым, успешным и счастливым. Что же касается, например, конкретной учебной информации, то она быстро забывается, если нигде в жизни потом не применяется. Иначе говоря, если педагог не развивает те или иные личностные качества детей средствами учебного предмета, то его деятельность является неэффективной и даже вредной: во-первых, разрушает здоровье детей за счет нещадной эксплуатации механической памяти и информационной перегрузки, во-вторых, способствует деградации.
Термин «дифференцированное обучение и воспитание» в педагогической среде трактуется далеко не однозначно. Это, на наш взгляд, вызвано принципиально отличными друг от друга мировоззренческими установками педагогов, породивших два подхода к дифференциации: объектный и субъектный. Мировоззренческой базой объектного подхода является отношение к человеку как объекту, чем вызвано и упрощенное отношение к самой дифференциации: отождествление сущности дифференциации с ее следствием (деление детей на группы сильных слабых). При объектном подходе к дифференциации снимается ответственность с учителя за качество обучения и воспитания. Она перекладывается на плечи детей (дети — плохие) или других педагогов, которые в дальнейшем вынуждены работать со «слабыми» детьми.
Мировоззренческой основой субъектного подхода к дифференциации является отношение к человеку как субъекту. Субъектный подход основывается на понимании сущности дифференцированного обучения и воспитания, которая должна состоять в оказании психологической и методической помощи учащимся, воспитанникам в том, чтобы они стали успешными в учебно-познавательной деятельности;
1. Могли эффективно усваивать на уроке или занятии учебную информацию.
2. Смогли грамотно, с наименьшим количеством ошибок, осуществить профессиональное самоопределение.
В связи с чем можно выделить два вида дифференциации:
а) внешняя дифференциация (профилизация);
б) внутренняя дифференциация.
В основе внешней дифференциации лежит учет познавательных интересов, образовательных потребностей учащихся, их способностей к тому или иному роду деятельности. Цель данного вида дифференциации: создать условия для осознанного профессионального самоопределения. Согласно существующим документам внешняя дифференциация должна осуществляться в два этапа: предпрофильное обучение; профильное обучение (11-12 кл.).
Первый этап направлен на выявление и удовлетворение познавательных потребностей и интересов учащихся через создание сети кружков, факультативов, а также курсов по выбору. Благодаря этому учащиеся смогут научиться делать выбор, без чего невозможно осуществить профильное самоопределение. Кроме того, этап предпрофильного обучения призван реализовать здоровьесберегающую направленность обучения. Для реализации этой цели необходимо пересмотреть содержание программ и учебников и произвести «информационную чистку»: убрать лишнюю (узконаправленную) информацию, а также информацию для углубленного изучения. Основные критерии такой чистки - это необходимость и достаточность информации.
Цель второго этапа: помочь учащимся подготовиться к поступлению в вуз и дальнейшему успешному обучению в нем.
Направления профильного обучения:
1. Изучение учебных дисциплин: базовых общеобразовательных предметов, предусмотренных учебным планом для всех профилей; профильных общеобразовательных предметов, предусмотренных учебным планом для конкретного профиля.
2. Исследовательская деятельность учащихся.
3. Диалог с вузами (дни открытых дверей, подготовительные курсы, совместная разработка и преподавание курсов).
Работа с одаренными учащимися по индивидуальным планам.
Мониторинг качества обучения.
Заметим, что работать в профильных классах сможет не каждый учитель, а только тот, кто творчески подходит к своей деятельности, обладает осознанной потребностью в личностном и профессиональном росте, способен создавать экспериментальные, авторизованные, авторские программы преподавания, кто по-настоящему влюблен в свой предмет и может, сколько бы лет он предмет ни преподавал, открывать в нем все новые и новые грани, кто способен увлекать учеников и содержанием самого предмета и процессом преподавания.
Можно выделить два вида внутренней дифференциации:
Дифференцированный подход к детям с отклонениями: умственного характера; физического характера; психического характера (задержка в развитии).
Дифференцированный подход к детям без отклонений. Важно подчеркнуть, что субъектный подход к дифференциации радикально изменяет направленность педагогического процесса: уроки или занятия педагог проводит уже не только ради выполнения программы и собственной самореализации, а главным образом, для и ради учащихся, воспитанников. Создаются условия для более глубокого понимания учебного материала, устанавливаются конструктивные отношения между педагогом и детьми, актуализируется развивающая, здоровьесберегающая направленность педагогического процесса.
Среди технологий интерактивного обучения эффективна технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), которая направлена на формирование информационное компетентности учащихся.
Такие технологии как «Круглый стол», «Мозговая атака», «Кластеры», «Взаимное обучение», работа в парах и группах, «Концептуальная таблица», «Лучший редактор» могут быть эффективными при организации прикладных курсов. Вполне применимы технологии, имеющие личностно-ориентированный характер в обучении языку, 10-минутное эссе, ролевые игры, дискуссионная карта и т.д. При составлении письменных работ и устных высказываний актуализируются такие виды работ как диспут, деловая беседа, имитационная игра, читательская конференция, интервью.
Метод проектов позволит раскрыть творческий потенциал учащихся, научить самостоятельной работе, когда учащийся самостоятельно собирает материал, анализирует, выносит на обсуждение проблемные вопросы в ходе речевого общения.
Технология модульного обучения может быть адаптирована при составлении учебных программ прикладных курсов, так как она учит самостоятельно планировать работу и индивидуализировать обучение.
Технологии интегративного обучения, основанные на концепции уменьшения предметности, укрупнения ожидаемых результатов также эффективны при обучении русскому языку.
Интересными и перспективными для достижения целей и задач обучения языку являются игровые технологии, к которым относятся деловые игры, имитационные игры, школа-театр, которые готовят школьников к общественной деятельности и развивают коммуникативную компетентность.
Кроме вышеперечисленных стандартов, программ, учебников и технологий, которые в учебном процессе являются основными при обучении русскому языку как родному, могут быть использованы и дополнительные учебные программы и учебные пособия для углубленного или факультативного изучения предметов филологического цикла. Выбор учебно-методического обеспечения зависит от уровня подготовленности, возможностей учителя и задач, которые он ставит перед собой и учащимися.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛАХ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
Концепция литературного образования учащихся школ с русским языком обучения строится на базе гуманистической педагогической парадигмы, занимающей сегодня одну из ведущих позиций в образовательной сфере. В центре внимания такой парадигмы стоит ученик с его активным участием в познавательном процессе. Характерными чертами названной парадигмы являются сотрудничество, сотворчество, умение поставить себя на место другого, поиск и нахождение истины. При таком подходе литературное образование берет в свою основу классические традиции, а именно: выявление общих законов искусства в конкретных формах литературного процесса, изучение мировой литературы в историческом контексте с учетом эстетической и этической значимости художественного произведения.
По отношению к русской литературе это особенно актуально, так как ее своеобразие связано с развитием литературного процесса на фоне истории российского государства и проявлением национального самосознания. Сегодня история России не изучается как специальная учебная дисциплина, поэтому так важно, что учащиеся общеобразовательных школ Республики Казахстан будут познавать культуру и историю России, изучая русскую классическую литературу. Также очевидно решение методического аспекта проблемы: русская литература должна предстать в сознании учащегося как система, в которой в результате взаимодействия элементов происходит обновление смысла, выработка новой информации.
Исходя из главной цели школьного литературного образования - воспитание грамотного читателя, - формулируются основные задачи, необходимые для достижения этой цели:
- закрепить и углубить навыки анализа художественного текста в единстве формы и содержания на основе учета авторской позиции;
расширить теоретико-литературные знания и усовершенствовать способы их использования как аналитического инструментария для анализа произведений;
сформировать систему глубоких знаний об истории русской литературы как о едином художественном феномене и сущностном факторе национальной ментальности;
- научить воспринимать и понимать эстетическую значимость вершинных произведений русской литературы в контексте мировой культуры;
научить понимать тексты художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятии; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствовать умения анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета;
способствовать становлению этически, эстетически содержательной поликультурной личности, уважающей культурные ценности своего и других народов.
Методологической основой литературного образования учащихся являются:
теория познания, которая раскрывает важнейшие эстетические законы постижения мира;
теория ценностей - художественных, нравственных и культурных, их взаимосвязь со структурой личности;
- герменевтика как совокупность принципов интерпретации, разъяснения, истолкования литературных явлений, опирающаяся на «внутренний опыт человека», где главным становится понимание текста через сопоставление художественных образов со своим опытом: личностным, этическим, эстетическим и интеллектуальным;
психология восприятия искусства, которая предполагает взгляд на произведение литературы, как на «совокупность эстетических знаков, направленных к тому, чтобы возбудить в людях эмоции»;
теория воспитания, в центре внимания которой стоит гуманизация школьного образования, направленная на формирование нравственных основ творческой личности, развитие ее способностей к самопознанию, самопониманию, самокоррекции, самоосовершенствованию и пониманию других людей и их сообществ.
Избранная методология предполагает определение ведущих принципов обучения, ориентированных на современные научные теории. Ими являются концепция литературоведческого анализа как - диалога автора и читателя (М.М. Бахтин), структурная поэтика (Ю.М. Лотман), понятие о национальном образе мира (Т.Д. Гачев), а также теория текста и герменевтика. При этом в познании литературных явлений можно использовать как традиционные методы научного анализа, так и новые. Традиционными можно назвать следующие методы: историко-культурологический, сравнительно-исторический, социологический, биографический, творчески-генетический. Они служат для характеристики внешних связей художественного текста. К новым методам можно отнести следующие: структурный, стилистический, микроанализ, «внимательное чтение», служащие для характеристики внутренних связей художественного текста. Также можно использовать методы функционирования текста, к которым относятся изучение критических статей, конкретно-социологические исследования читательской аудитории идр.
При изучении литературы в общеобразовательных школах с русским языком обучения предполагаются познавательные (когнитивные), рефлексивные и коммуникативные виды учебной деятельности.
Познавательные (когнитивные) типы деятельности включают в себя:
- выявление художественных фактов и их осмысление в процессе работы над конкретным текстом художественного произведения;
- умение рассматривать данное литературное произведение в историко-литературном контексте и в контексте определенной эпохи;
- отбор литературных произведений и критических статей для самостоятельного прочтения;
- систематизацию собранного и рассмотренного литературного материала.
Творческие типы деятельности включают:
- развитие творческого воображения учащегося в направлении, заданном мироощущением и мировосприятием автора;
овладение способами анализа литературного произведения, адекватными природе конкретного художественного текста;
творческие задания в области литературы (сочинения, рецензии, критические отзывы, монологи-рассуждения, эссе и т.д.);
- задания научно-исследовательского характера (реферирование, тестирование, подготовка сообщений и докладов).
Психологические типы деятельности при изучении литературы относятся к основополагающим. Они связаны с эстетическим восприятием и эмоционально-образной рефлексией. В итоге изучения литературных произведений осуществляется познание и оценка себя как личности. А самореализация выражается в формировании ее нравственных качеств и воспитании художественного вкуса, которое способствует восприятию и оценке произведений в их жанровом многообразии.
Коммуникативные типы деятельности выражаются:
- в построении межличностных отношений на основе толерантности;
в формировании навыков ведения диалога, полилога, дискуссии в ходе анализа художественного текста;
в адаптации своего понимания авторской позиции в соответствии с другими взглядами на данное литературное явление;
в развитии эмоционально-образной литературной, устной и письменной речи как основы взаимоотношений во всех сферах общественной жизни личности.
Отбор содержания литературного образования, методика изучения русской литературы в школе, ведущие типы деятельности в учебно-познавательном процессе в комплексе должны создать наиболее благоприятные условия для овладения учащимися ключевыми компетенциями, к которым относятся:
-политические и социальные компетенции: способность брать на себя ответственность., участвовать в принятии совместных решений (через • анализ и коллективное обсуждение действий героев художественных произведений);
-компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе (содержание литературного образования и социокультурная среда учащихся-казахов);
- компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением (характер предмета «литература» и виды деятельности при организации учебно-познавательного процесса);
-способность учиться всю жизнь (отобранное содержание литературного образования, охватывая небольшой объем лучших образцов русской литературы, предполагает самостоятельные пути познания русской классической литературы).
Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
В процессе обучения литературе предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» являются:
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение, сопоставление, классификация;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и
др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезисов, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Традиционный подход к преподаванию (увлечение онтологией) представляет литературу в основном как средство воспитания. При этом воспитательные цели в реальности достигаются слабо. Современная практическая психология позволяет осознать обратное - нравственные ценности скорее приходят через опыт, чем передаются вербально, путем советов и наставлений со стороны учителей и коллективных размышлений о нравственности. Таким образом, заявляя одной из целей урока формирование нравственной позиции ученика, учитель выдает желаемое за действительное, поскольку в реальности он в лучшем случае научит убедительно рассуждать и формулировать свои мысли о честности и благородстве.
Учитывая особенности возрастной периодизации развития личности ребенка, следует большее внимание уделять исследованию того, как сделано произведение с двух точек зрения: с точки зрения использования художественных средств и с точки зрения психологии восприятия. Последняя часто упускается из виду учителями, тогда как автором любого художественного текста является не что иное, как человеческая психика, мозг и именно с их особенностями будет связано восприятие и оценка этого произведения другими.
При обучении литературе следует искоренить вопиющие недостатки традиционного школьного обучения предмету, такие, как внеисторическое восприятие художественного текста, непонимание его эстетических законов и семантики художественных образов, поверхностные теоретические представления - недостатки, связанные с тем, что сегодня художественный текст вытеснен из образовательного процесса, подменяемый информацией о нем (в слове учителя, в учебниках и учебных пособиях, в дополнительной научной литературе). Актуальность предлагаемого подхода к обучению литературе заключается в том, что учитель в центр внимания учеников помещает следующие факты:
художественный текст становится материалом для обучения, т.е. художественное произведение перестает выполнять роль иллюстрации к слову учителя или автора учебника, а является главным источником знания об основах литературоведения, о теории литературы, об авторе, его эпохе и т.д.;
вместо «личной педагогики», воплощающей индивидуальные подходы одаренных профессионалов, реализуется универсальная и в то же время строго ориентированная на конкретный уникальный художественный текст методика работы;
уничтожается извечный разрыв между историей литературы, теорией, культурологией и мировой литературой;
развитие устной и письменной речи возникает спонтанно в образовательном процессе, благодаря наличию своеобразных «тренажеров» - опорных логико-структурных схем и таблиц;
- находит осуществление завет великих педагогов: обучая, воспитывать, так как в процессе обучения оказывается задействован личный опыт учащегося и достигается тот уровень понимания текста, при котором обеспечивается яркость эмоционального впечатления.
Во избежание перегрузки учащихся особое внимание при планировании учебного материала следует уделить рациональному использованию материала, предлагаемого в учебниках. Следует помнить, что содержание отдельных параграфов учебников по литературе велико по объему, а количество часов, отводимых программой на их изучение, мало, поэтому педагогу необходимо быть посредником между замыслом автора, учебником и учеником. Задача учителя - внимательно изучить программу и условные обозначения в учебнике, вычленить материал, предназначенный для ознакомления. У педагога нет необходимости прорабатывать с учащимися весь материал, предложенный в учебнике.
При планировании уроков литературы необходимо учитывать, что программа предлагает три списка литературных произведений:
для чтения и изучения;
для чтения и обсуждения;
для дополнительного чтения.
В первом списке - обязательный минимум произведений, изучение которых проходит все три этапа (восприятие, анализ, обобщение). Произведения из этой группы изучаются текстуально, достаточно подробно, с выполнением устных и письменных заданий разного характера (репродуктивного, аналитического, творческого). Произведения, предлагаемые во втором списке, предлагаются для чтения, осмысления, обсуждения в классе, для письменного или устного отзыва о них и т.д. Предметом рассмотрения может быть проблема, герой, своеобразие композиции или сюжета. Третий список включает произведения для самостоятельного чтения. Это рекомендательный, расширяющий круг чтения список. Он позволяет расширить круг чтения учащихся, предоставляет им относительную самостоятельность, положительно влияет на развитие потребности в чтении, а учителю предоставляет свободу выбора произведений с учетом особенностей класса и интересов учащихся.
Начиная с 2006-2007 учебного года, в школах Республики Казахстан было введено профильное обучение на общем среднем уровне школы. При этом предусматривался выбор школьниками или общественно-гуманитарного, или естественно-математического направления обучения. Программы, предназначенные для изучения по этим двум направлениям, не отличаются объемом учебной нагрузки, выделенной в базисном учебном плане. Поэтому на общественно-гуманитарном направлении рекомендуется широкое использование внеклассных форм организации учебного процесса, в частности, проектную работу. И в том, и в другом направлениях на изучение русской литературы отводится по 2 недельных часа.
В 10-11 классах изучается курс, названный «Русская классическая литература и современность». Цель обучения школьного предмета «Русская литература» - воспитание вдумчивого читателя. Профильная дифференциация осуществляется здесь на уровне поставленных задач и глубины подачи учебного материала. На естественно-математическом направлении дается информация более обзорного характера. Среди задач обучения обозначена выработка самостоятельного восприятия произведений словесного искусства. При обучении рекомендуется проводить межпредметные связи с теми предметами, которые близки учащимся - предметами естественного и математического циклов. Программа по русской литературе для общественно-гуманитарного направления по сути ориентирована на углубленное изучение предмета. Поэтому к задачам обучения относят развитие аналитических способностей, интерпретационных навыков, исследовательской культуры в области анализа художественного текста, творческих задатков школьников. И в том, и в другом направлении необходимо уделять внимание развитию речи как параллельной задаче всех филологических дисциплин в школе.
Основное отличие в преподавании русской литературы по направлениям обнаруживается при формулировании требований к знаниям и умениям, которыми должны овладеть школьники к концу учебного года. Так, литературно-творческая и читательская деятельность учащихся общественно-гуманитарного направления программируется на более высоком уровне и должна проявляться в компетентности в области исследовательской и креативной культуры, интерпретации художественного текста, создания собственного текста.
При организации профильного обучения на общем среднем уровне школы необходимо заложить в учебный план школы прикладные курсы и курсы по выбору.
Прикладные курсы - это обязательные для посещения курсы, которые организуются в контексте содержательных особенностей конкретного профиля. Они дифференцируются в зависимости от предназначения. В первом варианте (углубленный профильный курс) они служат для дополнения содержания профильного курса (предметов вариативной части базисного учебного плана). К профильным углубленным курсам относятся те, которые направлены на углубление изучаемых в данном направлении предметов, к примеру: «Стилистика русского языка», «Введение в литературоведение», «Основы стихосложения», «Деловой русский язык», «Техника литературного перевода», «Речевой этикет», «Выразительное чтение», «Функциональная стилистика», «История русского языка», «Основы старославянского языка», «История древнерусской литературы», «Русский фольклор», «Возвращенная» проза XX века», «Зарубежная литература: средние века», «Зарубежная литература: Эпоха Возрождения», «История зарубежной литературы XX века», «Литература на рубеже веков» и др.
Другой тип прикладных курсов может развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном образовательном уровне (предметов инвариантной части базисного учебного плана). Эти курсы служат для специализации обучения и построения индивидуальных образовательных траекторий. Прикладные курсы в данном, варианте составляются с учетом пожеланий учеников.
Курсы по выбору выходят за пределы профиля обучения. Они не являются обязательными для изучения, но должны быть предложены администрацией школы с тем, чтобы при необходимости провести корректировку профиля. При этом рекомендуется разрабатывать курсы филологической ориентации как для учащихся общественно-гуманитарного, так и естественно-математического направления. Они могут быть построены на основе следующего содержания: «Деловое письмо», «Культура речи», «Риторика», «Речевой этикет», «Основы делового общения», «Исследовательская культура», «Ораторское мастерство», «Краткий курс логики», «Основы журналистики»,
«Мировая художественная культура», «Казахское национальное театральное искусство», «История русского театра» и др. (по выбору учеников, педколлектива с учетом возможностей школы). Курсы по выбору должны быть спланированы по принципу краткосрочности и модуль; ости, а также носить занимательный характер. При организации профильного о учения рекомендуется использовать учебные пособия из серии «Библиотека лицеиста», «Библиотека педагога-экспериментатора», а также методические пособия, научные статьи, научно-популярные лингвистические и литературоведческие издания, а также периодику, освещающую проблемы профильной школы.
В 2008-2009 учебном году обучение русской литературе в 5-11 классах общеобразовательной школы Республики Казахстан осуществляется на основе Государственного общеобязательного стандарта среднего общего образования РК по предмету «Русская литература», утвержденного приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 693 от 24.09.2002 г.
Перечень учебных изданий, разрешенных к использованию в организациях образования, определен приказами Министра образования и науки Республики Казахстан № 187 от 10 апреля, № 305 от 30 мая и № 389 от 1 июля 2008 года.
Исп.: Стадниченко С.В., каб.4, тел.541898, russ@goruo.kostanay.kz
страница 1
|