Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:


-
751,02kb. 3 стр.

 Главная   »  
страница 1 ... страница 9 | страница 10 | страница 11 страница 12 страница 13 | страница 14 | страница 15

813 – Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если во время молитвы человека станет одолевать дремота, пусть прекращает её, ибо может случиться так, что (, желая попросить прощения у Аллаха), он (вместо этого) станет обращаться с мольбой против себя, сам того не зная». Этот хадис передали ан-Насаи 1/99 и Ибн Хиббан 2584. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 813.


814 – Передают со слов Ибн ‘Умара о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если (подневольный) раб заключит брак без позволения своего хозяина, то его брак считается недействительным». Этот хадис передали Абу Дауд 2079, Ибн Маджах 1960, ад-Дарими 2234. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 814, «Ирвауль-гъалиль» 6/353.

815 – Передают со слов ‘Абдуллы ибн Сарджиса, да будет доволен им Аллах, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Когда будете ложиться спать, тушите лампы, ибо, поистине, мышь (может) повлечь за собой фитиль и поджечь обитателей дома. Закрывайте двери, завязывайте бурдюки и прикрывайте (сосуды) с питьем». Этот хадис передали Ахмад 5/82, ат-Табарани, аль-Хаким 1/186. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 815.

816 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Когда будете ложиться спать, гасите свои светильники, ибо, поистине, шайтан указывает подобному этой363 на это364 и он поджигает вас» 365. Этот хадис передали Абу Дауд 5247, Ибн Хиббан 5519, аль-Хаким 4/284-285, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 6063 со слов Ибн ‘Аббаса. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 816, «Сахих Сунан Абу Дауд» 4369, «Сильсиля ас-сахиха» 1426.

817 – Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Когда произносится призыв к молитве, шайтан отступает, с шумом испуская ветры, чтобы не слышать этого призыва, а когда призыв завершается, он (снова) подступает. И он отступает во время икъамы, а когда объявление о начале молитвы завершается, он (снова) подступает, чтобы встать между человеком и его сердцем и внушать ему: “Вспомни о том-то и том-то”, о чём тот и не помышлял (до молитвы, и он делает это) для того, чтобы человек оставался (в подобном) положении, не ведая, сколько (рак’атов) молитвы он совершил». Этот хадис передали Малик 152, Ахмад 2/460, аль-Бухари 608, Муслим 389, Абу Дауд 516 и ан-Насаи 2/21. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 817.

818 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Когда звучит призыв к молитве, открываются врата небес и отвечается на мольбу». Этот хадис передали ат-Таялиси 2106 и ад-Дыйаъ аль-Макъдиси со слов Анаса. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 818, «Сильсиля ас-сахиха» 1413.

819 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Когда заревёт осёл, прибегайте к защите Аллаха от шайтана побиваемого камнями». Этот хадис передал ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 7312 со слов Сухайба. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 819.

820 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Когда кто-нибудь из вас почувствует боль, пусть положит руку на то место, где он ощущает боль и семь раз скажет: "Прибегаю к величию Аллаха и Его могуществу от зла того, что я ощущаю" /А’узу би-‘иззати-Ллахи ва къудратихи ‘аля кулли шайъин мин шарри ма аджиду/». Этот хадис передали Ахмад 6/390 и ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 19/92 со слов Ка’ба ибн Малика. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 820, «Сильсиля ас-сахиха» 1415.

821 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если кто-нибудь из вас обнаружит это, – то есть мазью366 - , пусть помоет свой половой орган и совершит (такое же) омовение, (которое он совершает) для молитвы». 367 Этот хадис передали Малик 84, Ахмад 6/4, 5, ан-Насаи 1/97, Маджах 505, Ибн Хиббан 1106, ‘Абду-р-Раззакъ 600, аль-Байхакъи 1/115, Ибн Хазм 1/106 со слов аль-Микъдада ибн аль-Асвада. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 821, «Сахих Сунан Абу Дауд» 201.

822 – Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если кто-нибудь из вас почувствует что-то в животе и станет сомневаться, вышло ли из него что-то или нет368, пусть не покидает мечеть, пока не услышит звук или не почувствует запах» 369. Этот хадис передали Ахмад 2/414, Муслим 362, Абу ‘Авана 1/267, Абу Дауд 177, ат-Тирмизи 75, ад-Дарими 721, Ибн Хузайма 24, ат-Таялиси 2422, аль-Байхакъи 2/254 и др. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 822.

823 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если во время молитвы кто-либо из вас почувствует ризз370, пусть прервет (молитву) и совершит омовение». Этот хадис передал ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат» со слов Ибн ‘Умара. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 823.

824 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если женщину постигнет во сне то же, что и мужчину, пусть искупается». Этот хадис передал Саммувйах со слов Анаса. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 824.

826 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если поддержание этого дела будет поручено неспособным, жди наступления этого Часа» 371. Этот хадис передал аль-Бухари 59 со слов Абу Хурайры. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 826, «Мишкат аль-масабих» 5439.

827 – Муса ибн Тальха передал, что его отец рассказывал о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если кто-нибудь из вас поставит перед собой что-то наподобие седла, пусть совершает молитву, и тогда тот, кто пройдёт перед ним не помешает ему». Этот хадис передали Муслим 499 и ат-Тирмизи 335. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 827, «Сыффату саля» 63.

828 – Передают со слов Саубана о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если в моей общине падет меч, то он уже не поднимется до Судного дня!»372 Этот хадис передал ат-Тирмизи 2202. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 828, «Мишкат аль-масабих» 5406.

1 Иначе говоря, со слов первых пророков

2 В комментариях указывается, что эти слова можно понимать как побуждение совершать любые дела, если человек не чувствует стыда перед Аллахом и людьми, что указывает на их дозволенность. С другой стороны, эти слова можно понимать и как угрозу: если ты лишён чувства стыда, то можешь творить, что угодно, но потом Аллах воздаст тебе за всё. См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари», хадис № 1951.пер. Вл. Нирша. См. также комментарий к хадису № 19 из книги «Сорок хадисов» ан-Навави. Составитель: Имам Мухйи-д-дин Абу Закарийя бин Шариф ан-Навави. Перевод с арабского: Вл. Нирша.

3 “Дубба” − сосуды для вина из высушенных тыкв.

4 “Накир” − сосуды для вина, выдолбленные из корней пальмы.

5 “Хантам” − кувшины, изготовлявшиеся из глины, в которую добавляли шерсть и кровь. Прежде в таких кувшинах в Медину привозили вино. Впоследствии запрет на использование таких сосудов был отменён, но запрет на употребление любых алкогольных напитков остался в силе.

6 “Музаффат” − сосуд для вина, бока которого обмазывались смолой. Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил употреблять то, для чего этот сосуд и кувшины предназначались. См. "Мухтасар Сахих аль-Бухари", хадис 49. пер. Вл. Нирша.

7 То есть сплетничать.

8 Ансар (мн. ч. от насир − “помощник”; по-русски употребляется только в форме мн. ч. – ансары) − жители Йасриба (Медины) из племён аус и хазрадж, которые признали пророка Мухаммада,да благословит его Аллах и приветствует , своим вероучителем, предоставили ему и его мекканским сподвижникам убежище в своём городе и оказали им материальную помощь. По инициативе пророка,да благословит его Аллах и приветствует , ансары и мухаджиры побратались друг с другом.

9 Здесь имеется в виду и то, что лицемер не возвращает доверенного ему имущества. Таким образом, речь идёт о всех тех, кто поступает вероломно.

10 В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «… даже если он постится, молится и утверждает, что он – мусульманин».

11 То есть посещать мечети на закатную, вечернюю и утренние молитвы, как об этом говорится, например, в мазхабе Абу Ханифы. См.: Б. аль-‘Айни «Шарх Сунан Абу Дауд».

12 Бадр − название группы колодцев в 150 километрах к юго-западу от Медины. 15 марта 624 года в этом месте отряд мусульман под руководством пророка, да благословит его Аллах и приветствует, одержал первую значительную победу над превосходящими силами мекканцев. Участники этого сражения пользовались особым уважением, пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, пообещал, что им будут прощены все грехи.

13 ‘Акаба − название места, находящегося в долине Мина близ Мекки. В 620 году в сезон паломничества к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, прибыло двенадцать его последователей из числа представителей племён аус и хазрадж, живших в Медине (Йасриб). Они присягнули ему на верность Исламу и поклялись не делать того, о чём говорится в данном хадисе, а также в 12-м айате суры “Испытуемая”. В мусульманской историографии это событие получило название “первой Акабы”. “Второй Акабой” называют встречу пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с группой из семидесяти с лишним мединцев, с которыми он окончательно условился о переселении /хиджра/ в Медину, назначив для обеспечения этой акции двенадцать своих представителей или же старшин /нукаба/, в числе которых был и ‘Убада бин ас-Самит, да будет доволен им Аллах.

14 Речь идёт об имевших место в голодные годы случаях убийства бедуинами младенцев женского пола, которых живьём закапывали в землю. Их убивали также, боясь позора.

15 Здесь имеется в виду, что не следует выдвигать заведомо ложные обвинения против невинных людей, заявлять о наличии родственных связей между людьми, на самом деле в родстве не состоящими, и т.д.


16 С этими словами Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к больному лихорадкой, которого он навестил вместе с Абу Хурайрой.


17 Аль-Джухфа - селение, расположенное на расстоянии примерно 250 км к юго-западу от Медины..

18 Имеется ввиду тот, кто будет жить по нему.

19 Это из история о клевете на 'Аишу, которую передали аль-Бухари и Муслим.

20 Имам ас-Сан’ани сказал: «Это значит, что Аллах ненавидит заядлого спорщика, который пытается во что бы то ни стало убедить в чём-то другого человека, поскольку суть спора состоит в том, что ты стараешься доказать несостоятельность слов другого, чтобы обнаружить их недостатки, желая при этом только унизить утверждающего нечто иное и подчеркнуть своё превосходство перед ним».

21 Имеется в виду человек, отклонившийся от истины и не останавливающийся перед совершением грехов.

22 Иначе говоря, на священной территории, например, в Мекке и её окрестностях.

23 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел, чтобы к нему приводили слабых и беспомощных, так как благодаря благу их присутствия остальным мусульманам ниспосылался их удел и оказывалась помощь в борьбе с врагами.

24 Имеется ввиду, что у путника есть право перед местным жителем пить первым из воды Замзам.

25То есть мне приходится дышать в сосуд во время питья.

26 Ибн Сумаййа - это ‘Аммар ибн Ясир – сподвижник пророка, да благословит его Аллах и да приветствует!

27 То, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) упомянул в одном хадисе десятерых, не указывает на то, что обрадованных Раем сподвижников было только десять, ибо в других хадисах также упоминаются и другие сподвижники. Например, ‘Абдуллах ибн Салям, Джа’фар ибн Абу Талиб, Хадиджа, Фатыма, Хасан и Хусайн, и многие другие также были обрадованы Раем еще при жизни (да будет доволен ими всеми Аллах). Однако эти десятеро имеют преимущество над остальными сподвижниками.

28 Его звали Абу Суфьян ибн аль-Харис ибн ‘Абдуль Мутталиб. Говорят также, что его звали аль-Мугъира. Он был двоюродным братом пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и был очень похож на него. Принял ислам в год покорения Мекки и в последствии хорошо исповедовал ислам. До принятия ислама он был злейшим врагом пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его последователей и его религии. Принимал участие в битве при Хунайне, где наряду с аль-‘Аббасом проявил стойкость. Умер в двадцатом году по хиджре, да будет доволен им Аллах!

29 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду, что йеменцы отличаются силой веры и с готовностью принимают ислам. См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари». Пер. Вл. Нирша.

30 Здесь речь идёт о бедуинах. Там же.

31 Хафиз Ибн Раджаб сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, радовал своих сподвижников наступлением Рамадана. И некоторые ученые говорили: “Этот хадис является основой в дозволенности поздравления людьми друг друга с наступлением месяца Рамадан”». См. “Лятаифуль-ма’ариф” 156. Также говорили шейх Ибн Баз, аш-Шанкъити и другие.

32 Один из передатчиков этого хадиса. Прим. Пер.

33 В другой версии у имама ат-Тирмизи сказано, что передатчик хадиса сказал: «Я думаю, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Явился ко мне во сне”».

34 То есть угощение гостей и кормление неимущих.

35 То есть наказание.

36 Хусайн ибн ‘Али ибн Абу Талиб – внук пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует.

37 По всей видимости, имеется ввиду глина, которая стала красной от крови, как указание на то, что Хусайн будет убит. Аллах знает об этом лучше.

38 Здесь имеется в виду нечто вроде подливы.

39 Это разделение идет по причине сомнения одного из передатчиков хадиса, что именно несла в посуде Хадиджа. Однако в версии имама ат-Табарани сказано, что это был хайс. См. "ас-Сирадж аль-ваххадж" 9/505. Хайс − блюдо, приготовляемое из фиников, творога или муки и топлёного масла".

40 Речь идёт не о жалобах в буквальном смысле слова, а о том, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, страдавший от сильного недомогания, кому-то сказал о том, что болеет.

41 Имам аль-Мунауи сказал в "Файдуль-Къадир": "Т.е. побрызгал водой место изара, за которым находится половой орган у человека. Ведь у Джибриля нет полового органа, поскольку ангелы не мужского и не женского пола".

42 Сура №6 «аль-Ан’ам», 158.

43 Сура №42 «аш-Шура», 7

44 У Муслима в риваяте приходит: "... (несмотря на то, что ныне, находясь) среди многобожников, вы подобны белому волоску на шкуре черного быка…".

Фразу: "Вы же в многобожии", следует понимать как: "Вы же в многобожии, которое вас окружает, подобны белому волоску на шкуре черного быка".



45 Здесь пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, запрещает своим сподвижникам задавать ему много лишних вопросов или же быть слишком дотошными там, где это неуместно.

46 В хадисе речь идёт о случае, когда сподвижник пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, Му’аз ибн Джабаль, да будет доволен им Аллах, будучи имамом у людей удлинил молитву. Не выдержав это, один человек отошёл в сторону и завершил молитву индивидуально. Когда Му’азу сказали об этом, он сказал: «Он лицемер». Узнав об этом, этот человек отправился к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и рассказал ему об этом, после чего пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, и высказал Му’азу это порицание.

47 Сура № 91 «аш-Шамс».

48 Сура № 87 «аль-А’ля».

49 Сура № 92 «аль-Лейль».

50 Сура № 96 «аль-‘Алякъ».

51 Имам аль-Мунави сказал: «В другом риваяте сказано: “неся на своей шее …”. Ас-Суюты указал, что этот хадис хороший, а Хафиз аль-Хайтами сказал: “Его передатчики – передатчики “ас-Сахих”» и его отосланную версию передали аш-Шафи’и и аль-Байхакъи от Тавуса”.
Эти слова пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему, когда отправлял его на сбор закята.
Абу-ль-Валид – кунья ‘Убады ибн ас-Самита. Он был из числа хазраджитов, из племени бани ‘амр ибн ‘ауф. Принимал участие в битве при Бадре, был из числа тех, кто присягал пророку на верность, достойным ученым и славным сподвижником. Также он был из числа тех, кто собирал Коран. ‘Умар ибн аль-Хаттаб во времена своего правления назначил его судьей в Палестине. См. «Файд аль-къадир», стр. 123.».
‘Убада ибн ас-Самит умер в Рамле в возрасте семидесяти двух лет. Ибн Са’д сказал: «Я слышал тех, кто рассказывал, что ‘Убада дожил до времен правления Му’авийи». Йахйа ибн Букайр и др. сказали: «Он умер в тридцать четвертом году по хиджре». Дамра передал от Раджаъ ибн Абу Салямы, что он сказал: «Его могила находится возле “Байт аль-Къудс” (в Иерусалиме)». См. «Сияр а’лям ан-нубаляъ» аз-Захаби 2/5.

52 В комментариях указывается, что здесь имеется в виду либо кромешная тьма, либо всевозможные трудности, либо мучения и наказания.

53 Сообщается, что Сахль ибн ‘Амр (говорят также, что его имя - Сахль бин ар-Раби’ бин ‘Амр) аль-Ансари, известный как Ибн аль-Ханзалийа и являвшийся одним из тех, кто принёс клятву, угодную Аллаху, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Как-то) раз посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проходивший рядом с верблюдом, живот которого (от голода) подтянуло к спине (, остановился и) сказал: “Побойтесь Аллаха в том, что касается ....”».

54 Здесь имеются в виду рабы.

55 Сообщается, что ‘Али сказал: «Последними словами пророка, да благословит его Аллах и приветствует, были (следующие): “Молитва, молитва! Бойтесь Аллаха в том, что касается тех, кем вы владеете”». Этот хадис передали Ахмад 1/78 и 3/117, аль-Бухари в «Аль-Адаб аль-муфрад» 158, Абу Дауд 5156, ан-Насаи и Ибн Маджах 2697, аль-Байхакъи 8/11, аль-Хаким 3/57, Ибн Хиббан 1220, Ибн Абу Дунйа 1/9, со слов Анаса ибн Малика.

56 Сообщается, что ан-Ну’ман бин Башир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды) мой отец сделал мне подарок, но ‘Амра бинт Раваха сказала: “Я не соглашусь (с этим), пока ты не попросишь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, засвидетельствовать (дарение)”. Тогда (мой отец) пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “Я сделал подарок моему сыну от ‘Амры бинт Раваха, но она сказала мне, чтобы я призвал в свидетели тебя, о посланник Аллаха!” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “А сделал ли ты такие же подарки и всем остальным своим детям?” (Мой отец) ответил: “Нет”. (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Побойтесь Аллаха и будьте (одинаково) справедливы ко (всем) вашим детям!” − после чего (мой отец) вернулся обратно и забрал свой подарок». См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари», пер. Вл. Нирша.

57 Аль-Мунави сказал: «“и в тени” – где собираются люди для дозволенного и т.п., всякое место, которое они выбирают для решения своих житейских вопросов, которые дозволены (шариатом)». См. «Файдуль-къадир» 1/136-137.

58 Аль-Мунави сказал: «“Это то, когда кто-то из вас садится” - то есть для справления своей нужды и справляет её. “В тени” - то есть всякая тень, будь то от стены, дерева и др». См. «Файдуль-къадир» 1/137.

59 Имам аль-Мунави сказал: “Это означает: остерегайтесь несправедливости, чтобы на вас не призвал проклятия притесненный, даже если он неверный или грешник, поскольку мольба притесненного получает ответ, а его нечестие остается с ним”. См. “Файдуль-Къадир” 1/236.

60 По «михрабами» в хадисе речь идет о почетных местах в середине собрания и т.п., как об этом говорили хафиз аль-Хайсами, имам Ибн аль-Асир, имам аль-Мунави, шейх аль-Албани и др. Смысл запрета в том, чтобы это не привело человека к высокомерию, гордыни и т.п. И хоть некоторые имамы посчитали, что под «михрабом» речь идет о михрабах, которые устанавливают в мечетях, то это ошибочное мнение, поскольку во время пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не было михрабов. Аллах же знает об этом лучше всех!

61 На ранних этапах истории ислама полным названием Иерусалима было Илийа мадинат байт аль-макъдис— «Илия, город Храма [Соломона]», но обычно город называли просто Илия или, чаще всего, Байт аль-Макъдис (название Аль-Къудс появилось позднее). Впоследствии город стали называть Байт аль-мукъаддас, а название Байт аль-Макъдис осталось за Храмом. В Коране сказано: «Преславен Тот, Кто перенёс Своего раба ночью, чтобы показать ему [некоторые] Наши знамения, из Запретной мечети и Мечеть отдалённейшую» (17:1). Здесь под Отдалённейшей мечетью (аль-масджид аль-акъса) имеется в виду не ныне существующая мечеть, основанная 637 г. ‘Умаром ибн аль-Хаттабом, а аль-харам аш-шариф — «благородная святыня» — священная территория в восточной части средневекового Иерусалима, на горе Мориа, в целом, откуда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был вознесён (ми’радж) на небеса. В своём труде «Рассказы о пророках» Ибн Касир пишет: «Люди Писания считают, что Отдалённейшая мечеть (аль-масджид аль-Акъса) была построена Иа’кубом (мир ему), и это — мечеть, которая находится в Иерусалиме. Таким образом, Йа’куб, которого называют также Исраиль (мир ему), построил эту мечеть через сорок лет после завершения строительства Каабы Ибрахимом и Исма’илом»

62 Под естеством (фитра) здесь подразумевается ислам как присущая каждому человеку от рождения вера в Единого Бога. Слово фитра используется для обозначения пребывания в состоянии естественной предрасположенности к чему-либо (см. также комментарий II). Таким образом, слова Джибриля (мир ему) означают: ты выбрал символ ислама и прямоты, ибо молоко, в отличие от вина, легко усваивается, а употребление его не приводит к дурному.

63 Таков, по мнению аль-Хаттаби, имама ан-Навави и ряда других комментаторов, смысл этих слов. Иные считают, что Джибриля (мир ему) спрашивают: «Послан ли он [к людям]?» — то есть «приступил ли он к исполнению своей пророческой миссии?»

64 Их матери были родными сестрами.

65 Здесь имеется в виду пророк Идрис (мир ему).

66 Обитаемый Дом (аль-байт аль-ма'мур) — небесный храм, аналог Каабы, который находится напротив неё на седьмом небе.

67 См. суру №53 «ан-Наджм», 14. Так называется дерево, которое находится на седьмом небе, в том месте Рая, за пределы которого мир форм уже не распространяется. Знанием о том, что находится за этими пределами, не обладают ни избранные пророки. Ни приближенные к Аллаху ангелы. См. также примечание к хадису № 82, и котором сообщается, что сидрат аль-мунтаха находится на шестом небе.

68 См. суру №53 «ан-Наджм», 16.

69 Имеется в виду, что Муса (мир ему) всеми силами старался добиться от израильтян совершения всех обязательных молитв, но так и не достиг желаемого.

70 “Сиддикъ” − почётное прозвище Абу Бакра, да будет доволен им Аллах.

71 ‘Умар ибн аль-Хаттаб был убит в 644, а ‘Усман ибн ‘Аффан, да будет доволен Аллах ими обоими, − в 656 г.

72 21Передают со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднялся на Ухуд вместе с Абу Бакром, ‘Умаром и ‘Усманом, и (гора) под ними затряслась, (пророк же, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Успокойся Хираъ, ....».

73 Эти черты, являющиеся проявлением неверия, остались от эпохи джахилиййи. Они всё время находятся в людях, и освобождается от них только тот, кого избавил от них Всевышний Аллах, одарив знаниями и верой. Однако не всякий, у кого проявляется одна черта неверия, становится абсолютным неверным, как и не всякий, в котором есть одна черта веры, становится истинным верующим.
Из хадиса видно, что терпение является обязательным религиозным предписанием, а к неверию относится и то, что не выводит человека из мусульманской общины. См. ‘Абд ар-Рахман ибн Хасан, «Фатх аль-Маджид».

74 То есть: еда станет благословенной для вас и вы будете насыщаться ею.

75 Имеется в виду не конкретный человек, а вообще людей, убивать которых можно только в известных случаях, на что имеются соответствующие указания в шариате.

76 Другими словами, бегство с поля боя.

77 То есть не пытайтесь делать то, что вам не по силам делать постоянно, придерживайтесь умеренности.

78 Имеется в виду, что людям следует радоваться обещанной им Аллахом награде.

79 Мурсаль (отосланный) – сообщение, в цепочке рассказчиков которого отсутствуют сподвижник Пророка Мухаммада, ссылающийся на Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

80 Здесь речь идёт о дополнительных добровольных молитвах.

81 Могилы здесь упомянуты в связи с тем, что молитвы на кладбищах совершать запрещается.

82 Абу Тураб − буквально “отец пыли”, то есть извалявшийся в пыли. Впоследствии ‘Али, да будет доволен им Аллах, гордился этим прозвищем и любил, когда его так называли. См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари». Пер. Вл. Нирша.

83 То есть примите приглашение на свадьбу. См. «Файдуль Къадир».

84 То есть, кроме, как при наказании установленного шариатом/хадд/. См. «Файдуль Къадир».

85 «Отвечайте на это приглашение» – имеется в виду приглашение на свадебный пир. См. «Файдуль-къадир».

86 «Легкая», то есть лишенная излишеств. Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Ханифия упоминается наряду с легкостью, поскольку религия ханифия – это единобожие и легкость в делах. И это является противоположностью двум вещам, а это многобожие и запрещение дозволенного”. См. “Игъасату-лляхфан” 1/135.

Имам Закария аль-Ансари сказал в отношении этого хадиса: “Легкая религия – означает: Религия, в которой нет стесненности и трудностей в отличие от прочих религий”. См. “Тухфатуль-Бари” 1/199.


Имам аль-Бухари привел этот хадис в своем «Сахихе» в главе под названием «Религия легка».
Хафиз Ибн Хаджар в отношении этой главы «Религия легка», сказал: “Она названа легкой религией по отношению к предыдущим религиям, ибо Аллах снял с этой общины то бремя, которое было возложено на другие общины. И самым ярким пример этому является форма покаяния, которая у предыдущих общин была в виде самоубийства, тогда как покаянием этой уммы является прекращение совершения греха, твердое намерение никогда не совершать подобного и раскаяние”. См. “Фатхуль-Бари” 1/115.
То, о чем говорит Ибн Хаджар упоминается в Коране: «Вот сказал Муса своему народу: “О мой народ! Вы были несправедливы к себе, когда стали поклоняться тельцу. Покайтесь перед своим Создателем и убейте сами себя. Так будет лучше для вас перед вашим Создателем”. Затем Он принял ваши покаяния. Воистину, Он – Принимающий покаяния, Милосердный» (аль-Бакъара 2: 54).
Со слов Абу Мусы и Анаса (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправлял кого-либо из своих сподвижников с каким-либо поручением, он говорил им: «Радуйте и не отвращайте! Облегчайте, а не усложняйте!» аль-Бухари 69, Муслим 1734.
Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал своим сподвижникам: «Поистине, вы посланы, чтобы облегчать и не посланы, чтобы усложнять!» ат-Тирмизи 147. Хадис достоверный.

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Облегчение – это умеренность и середина в поклонении, чтобы человек не делал упущений в возложенных обязанностях на него, а также и не взваливал на себя то, что ему не под силу”. См. “аль-Махаджа” 51.

От Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Всевышний Аллах любит, когда принимают Его облегчения, так же как Он не любит, когда преступают Его запреты». Ахмад 2/108, Ибн Хиббан 2742, аль-Къада’и 1078. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” № 1059.

Что же касается примеров тому, как шариат Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) сделал облегчения в положениях религии, то их великое множество, среди которых: Дозволенность произнесения слов неверия при принуждении. Всевышний Аллах сказал: «Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, – не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения» (ан-Нахль 16: 106).

Имам аль-Багъави сказал: “Ученые единогласны, что тому, кого принудили произнести слова неверия, дозволено произнести это своим языком. И если он скажет это языком, не имея такого убеждения, то это не является куфром! Но если он откажется и будет за это убит, то это лучше”. См. “Тафсир аль-Багъави” 5/329.

Также из числа облегчений, дарованных Всевышним Аллахом Его рабам, это поедание мертвечины при голоде. Всевышний Аллах сказал: «Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха. Если же кто-либо вынужден съесть запретное, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то нет на нем греха. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (аль-Бакъара 2: 173).

Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды у одной семьи умер мул, а у них не было ничего, что они могли есть. Тогда они пришли к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сообщили ему об этом, и он позволил им съесть этого мула”. аль-Баззар в “Кашф аль-астар” 3/328. Хадис хороший. См. “аль-Джами’ ас-сахих” 4/181.

Также из числа облегчений, это совершение очищения для молитвы чистой землей, в случае отсутствия воды или опасения заболеть, усугубить болезнь или умереть в случае ее использования; дозволенность сокращения молит для путника, совмещение двух молитв в пути или при необходимости; протирание носков вместо мытья ног, и многое другое.

Все упомянутое указывает на то, что религия Ислам – легкая религия! Однако следует подчеркнуть, что Ислам не нуждается в многочисленных упрощениях различных проповедников наших дней, которые упраздняют ее в противоречие ее велениям и ясным запретам! Примеров этому в наши дни множество, как например, дозволения музыки; дозволение совместного пребывания посторонних друг другу мужчин и женщин; рукопожатие посторонних мужчин и женщин; заявление о том, что борода в Исламе не обязательна, и главное что в душе; заявление о том, что принцип дружбы и непричастности в Исламе не существует, и т.п.

Делая опровержения тем, кто совершает послабления в религии Аллаха в угоду своих страстей, имам Ибн Хазм сказал: “А кто в этом опирается на слова Аллаха: «Аллах желает вам облегчения, и не желает для вас затруднения» (аль-Бакъара 2:185), то мы знаем, что все веленное Аллахом итак является легким (для исполнения), и об этом сказал сам Аллах: «Не сделал Он для вас никакого затруднения в религии» (аль-Хадж 22:78)”. См. “аль-Ихкам” 869.



Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди говорил: “Все, что повелел Аллах Своим рабам является легким в своей основе. Однако если произойдет что-либо затруднительное, то это облегчается другим положением, либо снятием этого вообще, либо исполнением этого в упрощенном виде”. См. “Тафсир ас-Са’ди” 198.

87 Речь идет не о мазхабе имама Абу Ханифы, что именуется как ханафия. Ханифия – это религия единобожия, очищенная ото лжи. Ханифом является тот, кто следует религии пророка Ибрахима (мир ему) и нашего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, как об этом сказали имамы ас-Синди и аль-Мунави. См. “аль-Хашия” и “Файдуль-Къадир” 1/205.


88 Имеется в виду совершение той или иной обязательной молитвы сразу же после наступления установленного для неё периода времени.

89 “Биляд” – мн. число от “баляд”, что означает также “страна; область”.

90 Причиной является то, что с одной стороны, на рынках люди чаще всего обманывают друг друга, занимаются ростовщичеством и совершают прочие неподобающие вещи, а с другой, меньше всего поминают Аллаха.

91 Слово “мурсаль” является причастием страдательного залога от глагола “арсаля” (отпускать). Таким образом, отпускающий как бы отпустил иснад, не связав его с известным передатчиком.
В качестве термина это слово служит для обозначения хадиса, в конце иснада которого после имени последователя (табиина) имеется пропуск. Последователем (табиином) называют такого человека, который, будучи мусульманином, встречался с кем-нибудь из сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и умер в исламе. В таком хадисе приводятся слова последователя независимо от того, мал он был или стар: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал то-то», или: «…сделал то-то», – или: «В его присутствии было сделано то-то». Мухаддисы называют хадис “мурсаль”, если он имеет такую форму. Подр. см. «Пособие по терминологии хадисов».



92 То есть Абу Бакра, да будет доволен им Аллах.

93 Иначе говоря, неимущие, которые трепеливо сносят жизненные невзгоды и притеснения людей.

94 Имеются в виду силой подчиняющие других своей воле.

95 Суфйан ибн Уйейна сказал: «“Малику-ль-амляк” означает то же, что и “шахиншах”».
В другой версии этого хадиса говорится: «Этот человек вызовет самый сильный гнев Аллаха и будет самым скверным человеком в Его глазах в день Воскресения».

96 Сура № 112 «Аль-Ихляс»

97 Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал это ансарам, которые в день Ухуда пожаловались ему, что трудно рыть могилы отдельно для каждого погибшего.

98 Ибн ‘Урва аль-Ханбали в «аль-Кавакиб» (575/29/1) по этому поводу сказал: «На основании этого хадиса и мужу, и жене дозволено видеть любой участок тела супруга и прикасаться к нему. Даже половые органы не являются исключением в этом вопросе. Поскольку супругам дозволено наслаждаться половыми органами друг друга, им также дозволено смотреть на них и касаться их, как любого другого участка тела. Той же позиции придерживался Малик и другие ученые. Ибн Са’д передавал следующие слова аль-Вакъиди: “Я сам слышал от Малика ибн Анаса и Ибн Аби Зиъба, что они не считали грехом, то, что муж видит наготу жены, а жена видит наготу мужа”». Затем Ибн ‘Урва сказал: «Все же смотреть на половые органы нежелательно, так как ‘Аиша сказала: “Я не видела гениталий посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”». Ибн ‘Урва не знал о том, что цепочка рассказчиков этого хадиса слабая. См. «Адабу-з-Зифаф».

99 Цепочка рассказчиков этого хадиса хорошая. Аль-Хаким назвал его достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Ибн Дакъикъ аль-‘Ид назвал этот хадис сильным в сочинении «аль-Илмам» (126/2). Ан-Насаи озаглавил главу, в которой приведен данный хадис, словами: «Может ли женщина смотреть на половые органы супруга». Аль-Бухари привел этот хадис в качестве примечания в своем сборнике «ас-Сахих», в «Главе о купании в одиночестве в укромном месте, будучи обнаженным, и о том, что лучше прикрывать наготу во время купания». Затем он привел хадис Абу Хурайры, в котором сообщается, что пророки Муса и Аййуб, мир им, совершали купание в уединении, будучи обнаженными. Тем самым аль-Бухари указал на то, что слова из хадиса: «Аллах более чем люди, заслуживает того, чтобы Его стыдились», означают, что прикрытие наготы в одиночестве является более предпочтительным и желательным, но не является обязательным, как это может показаться на первый взгляд. Аль-Мунави писал: «Шафи’иты полагают, что это высказывание следует воспринимать как рекомендацию. Одним из тех, кто придерживался подобного мнения, был Ибн Джарир. Он истолковал этот хадис в книге «аль-Асар» как рекомендацию, сказав: «Это так, поскольку ни одно творение, обнажено оно или нет, не сможет скрыться от всевышнего Аллаха». Ибн Хаджар также высказал подобные соображения. Желающие могут обратиться его к сочинению «аль-Фатх» (1/307). См. «Адабу-з-Зифаф».

100 Имеется в виду, что следует укорачивать усы, чтобы они не закрывали верхнюю губу.

101 Имеются в виду сандалии.

102 Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел мальчика, часть волос на голове которого сбрили, а часть оставили, и запретил им (его родителям) это, сказав: “Либо сбривайте …”».

103 Имеется в виду шум, издававшийся крыльями ангела Джибрила, который передавал пророку, да благословит его Аллах и приветствует, слова Аллаха. Этот шум являлся предвестником откровения как такового.

104 Передают со слов ‘Аиши – матери правоверных, да будет доволен ею Аллах о том, что (однажды) аль-Харис ибн Хишам, да будет доволен им Аллах, спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «О посланник Аллаха, как приходят к тебе откровения?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Иногда приходящее ко мне подобно звону колокола, что является для меня наиболее тяжким, а когда я усваиваю сказанное, это покидает меня. Иногда же ангел предстаёт передо мной в образе человека и обращается ко мне со своими словами, и я усваиваю то, что он говорит».

‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «И мне приходилось видеть, как в очень холодные дни ему ниспосылались откровения, а после завершения ниспослания со лба его всегда лился пот». аль-Бухари, 2.



105 См. «Файдуль-Къадир».

106 Хафиз Ибн Касир говорил: «Шариат требует чтение Корана красивым размеренным голосом, который повлечет размышление и понимание Корана, смирение и желание подчиниться его велениям. Что же касается новоизобретенных песенных голосов, которые подобны развлекательному и музыкальному ритму, то Коран отвергает подобное и строго относится к подобному виду чтения. И в Сунне упоминаются строгие тексты относительно подобного чтения!» См. «Фадаиль аль-Къуран» 19.

107 “Биль-къаддум”: в комментариях указывается, что слово “къаддум” можно понимать и как название места. В этом случае перевод должен быть таким: «Ибрахим, мир ему, совершил обрезание в возрасте восьмидесяти лет в аль-Къаддуме».

Хафиз ибн Хаджар сказал: «Наиболее вероятно, что то, что упомянуто в хадисе, является инструментом. Абу Я’ла рассказывал, что ‘Али ибн Раби’а сказал: “Ибрахиму было приказано обрезать себя, поэтому он обрезал себя теслом, и это было очень болезненно для него. Тогда Аллах ниспослал ему: “Ты поторопился сделать это, прежде, чем Мы сообщили тебе, какой инструмент использовать.” Он сказал: “О Боже, я не хотел задерживать повиновение Твоему приказу”».

Ибн аль-Къаййим сказал: «Обрезание было одним из испытаний, которым Аллах проверял Ибрахима, Своего близкого друга. Он выполнил их совершенно, поэтому Аллах сделал его лидером человечества. Передают, что он был первым, кто был обрезан, как упомянуто выше. В “ас-Сахихе” – говорится то, что Ибрахим обрезал себя, когда ему было восемьдесят лет. После него обрезание продолжилось среди посланников и их последователей, и даже Иисус был обрезан. Христиане подтверждают это и не отрицают, поскольку они также подтверждают, что ему запрещалось мясо свиней …». См. «Тухфатуль-маудуд», стр. 158-159.

Среди имамов было разногласие относительно слова «къаддум». Одни сказали, что речь идет о местности с таким названием, и это мнение выбрал имам аль-Бухари. А другие говорили, что речь идет о тесле, инструменте плотников, с помощью которого пророк Ибрахим (мир ему) совершил обрезание. См. «Фатхуль-Бари» 11/91.

Обрезание было вменено по причине чистоты, поэтому оно не является обязательным до совершеннолетия, поскольку ребенок не обязан выполнять предписания шариата до совершеннолетия. См. «Маусуатуль-фикъхия» 19/28, «Тухфатуль-маудуд» 110.

Время для обрезания не установлено в Сунне. Имамы высказывали по этому поводу множество различных мнений. Имам Малик говорил: «В основном, что я видел в нашем городе (Медине), это то, что ребенку делали обрезание тогда, когда у него появлялись зубы». Имам Ахмад говорил: «О времени обрезания я ничего не слышал!» Аль-Ляйс ибн Са’д говорил: «Следует совершать обрезания между семью и десятью годами». Хасан аль-Басри считал порицаемым совершение обрезания на седьмой день после рождения мальчика, говоря, что в этом уподобление иудеям. Эти высказывания и еще другие привел имам Ибн аль-Мунзир в своей книге «аль-Ашраф», в главе «Обрезание», а затем сказал: «Нет относительно запрета на обрезание, в какое либо время установленного запрета, так же как и нет установленного времени для желательности этого, нет относительно этого указания в сунне, которому следует следовать. По этой причине данное действие остается дозволенным в любое время, и нельзя запрещать в этом что-то кроме как при наличии довода!» См. «аль-Маджму’» 1/307, «Тальхысуль-хабир» 4/83.

Также одно из мнений ученых, что время обрезания ребенка тот период его возраста, когда он сможет легче это перенести. См. «аль-Инсаф» 1/124.

Одно мнение состоит в том, что обрезание является обязательным как для мужчин, так и для женщин. Это мнение аш-Ша’би, Раби’и, аль-Ауза’и, Яхьи ибн Са’ида аль-Ансари, шафи’итов, а также одно из мнений Малика. См. «аль-Инсаф» 1/123, «аль-Маджму’» 3/422.

Второе мнение состоит в том, что обрезание не является обязанностью, но является весьма желательной Сунной. Это мнение ханафитов, а также одно из мнений имама Ахмада, и ему отдал предпочтение имам аш-Шаукани. См. «Мухтасар Халиль» 3/48, «Найлюль-аутар» 1/162.

И третье мнение состоит в том, что обрезание является обязательным для мужчин и доволенным для женщин, но не обязательным для них. Это мнение имама Ахмада, и его выбрал Ибн Къудама, и этому следовали некоторые шафи’иты, а также это выбрали шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди, Ибн ‘Усаймин и ученые Постоянного комитета. См. «аль-Мугъни» 1/115, «аль-Мухтарат аль-джалия» 16, «Фатава аль-Ляджна» 5/1134.

Имам Ибн Къудама говорил: «Что же касается обрезания, то оно является обязательным в отношении мужчин, и дозволенным, но не обязательным для женщин, и это мнение многих ученых. Имам Ахмад говорил: “У мужчин вопрос обрезания строже, чем у женщин”». См. «аль-Мугъни” 1/70.

Шейх ибн ‘Усаймин (да помилует его Аллах) сказал: «Самое правильное мнение – то, что это является обязательным для мужчин и желательным для женщин. Различие между ними – в том, что в случае с мужчиной, это служит интересу, относящемуся к одному из условий молитвы, а именно, чистоте (тахара). Потому что, если остаётся крайняя плоть, при выходе мочи из уретры часть её скапливается там, и это вызывает жжение и инфекцию. Каждый раз при движении человека, и каждый раз при сжатии крайней плоти выделяются некоторые капли мочи, образуя наджасу (нечистоту). В случае же с женщиной это служит цели, которая должна уменьшить её желание. Это – для её же совершенства». «Шарх аль-Мумти’», 1/133-134.



108 Эти слова посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал аль-Харису ибн Зайд аль-Асади, когда тот принял Ислам и сказал, что у него есть восемь жён.

109 Здесь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщает людям о ходе и завершении сражения между мусульманами и византийцами при Му’те (Южная Сирия, 629 г.). Командиром отряда мусульман был первоначально назначен Зайд Ибн Хариса, а его заместителями, соответственно, Джа’фар ибн Абу Талиб и ‘Абдуллах ибн Раваха, да будет доволен ими Аллах.

110 Имеется в виду, что, отправляя отряд в поход, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не назначал его командиром. Халид ибн аль-Валид, да будет доволен им Аллах, принявший ислам незадолго до битвы при Му’те, являлся одним из самых выдающихся полководцев раннего периода истории ислама. Умер в 642 году.

111 Аль-Мунави сказал: «“В конце времен”» – то есть времени сподвижников, да будет доволен ими Всевышний Аллах, и их время – это время лучшее из времен. Это было из числа чудес пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так как он известил о том, что произойдет в будущем». См. «Файдуль-Къадир».

112 «Изгоните многобожников с Аравийского полуострова» – этот хадис нуждается в правильном понимании и разъяснении. В нем идет речь об определенных местах, а не о географическом понимании слова «Арабский полуостров». И в нем речь идет о запрете на проживание в Хиджазе, а не на любое пребывание. Сподвижник пророка – Джабир в отношении слов Аллаха: «О те, которые уверовали! Воистину, многобожники являются нечистыми. И пусть они после этого их года не приближаются к Заповедной мечети!» (ат-Тауба, 28), сказал: “Если только речь не идет о рабах или же об ахлю-з-зимма”. Ибн Хузайма 1329. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.

Следовательно есть какие-то исключения.

Также хафиз Ибн Хаджар в отношении хадиса: «Выгоняйте иудеев из аравийского полуострова!», сказал: “Однако многобожникам (мушрикам) запрещено проживать из арабского полуострова только в Хиджазе, а это Мекка, Медина, а также Ямама и то, что в нее входит. А все иное к этому не имеет отношения, даже если какая-та территория именуется «джазиратуль-‘араб». Все единогласны, что Йемен относится к этому вопросу, но вместе с чем он также входит в джазиратуль-‘араб!” См. “Фатхуль-Бари” 198.
Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Смысл хадиса: «Не соберутся в джазиратуль-‘араб две религии!» в том, что не будут обряды куфра в джазиратуль-‘араб. Т.е. например, не будут построены церкви, призыва их колоколов и т.п. И это не значит что никого из людей не будет исповедующих куфр, нет! Смысл в том, что не будет церквей или мест их поклонения, как это для мусульман мечети! А что касается хадиса: «Выгоняйте иудеев из аравийского полуострова!», то смыcл этих слов именно в том, чтобы они не проживали там! И это не относится к работникам”. См. “Бабуль-мафтух” 2/368, вопрос № 1055.


113 Название большого района на границе с Йеменом, население которого исповедовало христианство. См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари», пер. Вл. Нирша.

114 Сообщается, что Риб’и ибн Хираш сказал: «Один человек из (племени) бану амир рассказал нам о том, что как-то раз он попросил у находившегося у себя дома пророка, да благословит его Аллах и приветствует, разрешения войти, сказав: “Могу ли я войти?” Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел своей служанке: “Выйди к этому (человеку), научи его, как следует спрашивать разрешения, и скажи ему, чтобы он говорил: “Мир вам, можно ли мне войти?” ” И этот человек выслушал его, а потом сказал: “Мир вам, можно ли мне войти?”, – после чего пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил ему войти и он вошёл».

115 То есть презренным и унизительным. См. «Лисан аль-‘араб».

116 Аль-Мунави комментируя слова «всяких красноречивых лицемеров» сказал: «То есть знающий говорун, но с невежественным сердцем, испорченным вероубеждением, обольщающий людей своим болтливым языком, вследствие чего множество людей, которые следуют за ним совершают ошибки». См. «Файдуль-Къадир» 1/221.

117 Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Знайте, что цель мольбы – это присутствие сердца, как мы уже разъяснили. На это существует бессчетное количество доказательств, а знание по этому поводу, ясно настолько, что его не стоит упоминать». См. «Аль-Азкар» стр. 356.

Некоторые саляфы сказали: «Ответ на ду’а может опаздывать из-за того, что его дорога перекрыта грехами».



118 В этом хадисе речь идёт о тяжбе, которую вели ‘Али ибн Абу Талиб, Зайд и Джа’фар ибн Абу Талиб из-за дочери дяди пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Хамзы ибн ‘Абдуль-Мутталиба, который стал шахидом в битве при Ухуде. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, решил отдать девочку на попечение Джа’фара, который был женат на её тёте со стороны матери.

119 Абуль-Ахвас рассказывал, что его отец поведал ему о том, что однажды он пришел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в плохой одежде. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: «Есть ли у тебя имущество?» Он сказал: «Да». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: «И что это за имущество?» Он ответил: «Аллах даровал мне верблюдов, овец, лошадей и рабов». (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Если Аллах одарил тебя имуществом, то пусть на тебе будут видны следы Его милости и щедрости». Этот хадис передали Ахмад 4/137, Абу Дауд 4063, ат-Тирмизи 2006, ан-Насаи 8/181 и аль-Хаким 1/76, который сказал: «Иснад хадиса достоверный» и с ним согласился аз-Захаби. Шейх ‘Абдуль Къадир аль-Арнаут назвал его иснад достоверным в комментариях к книге “Джами’ аль-Усуль”.

120 Имам аль-Мунави сказал: «Если к вам придут благородные люди» - то есть их вожди, которым подчиняются (люди), известные из них своей знатностью и почетом. См. «Файдуль-Къадир» 1/241.

121 Сообщается, что Абу Къатада, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды,) когда мы совершали молитву вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, он услышал (позади себя) шум и крики людей. Закончив молиться, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “В чём дело?” Они ответили: “Мы спешили на молитву”. Тогда он сказал: “(Впредь) не делайте так! Когда идёте на молитву, вам следует вести себя тихо ….”» и так до конца хадиса.

Под словами «а пропущенное вами совершите самостоятельно» имеется в виду совершение пропущенных рак’атов сразу же после завершения общей молитвы.



122 То есть привёл свою душу к покорности Тебе.

123 То есть предоставил Тебе решать всё.

124 Имеется в виду стремление к получению награды Аллаха.

125 Иначе говоря, перед наказанием в мире вечном.

126 “Фитра”. Это слово образовано от корня фа-та-ра. От этого же корня образовано и слово “фатр” − изобретение; начинание. Слово “фитра” обозначает состояние, иными словами “фитра” есть пребывание в состоянии естественной предрасположенности.

Ибн Касир пишет: «Это означает, что человек появляется на свет, уже обладая определёнными врождёнными свойствами и будучи по природе своей готовым к восприятию религии, и если предоставить его самому себе, то он будет неуклонно следовать своему естеству, а отклоняющийся отклоняется от него только под воздействием людей или установившихся традиций» (“Ан-Нихайа”, 3/457).



Ибн Хаджар пишет: «Среди людей не было единодушия относительно того, как следует понимать слово “фитра”, но, согласно наиболее распространённому мнению, имеется в виду Ислам. Ибн ‘Абд аль-Барр сказал: “Так его понимала большая часть наших предшественников, что же касается обладающих знанием, то во всех их толкованиях указывается, что в словах Всевышнего “(…с) естеством (, что дано тебе) Аллахом, Который сотворил людей так…” под “естеством” подразумевается Ислам (покорность воле Аллаха)”» (“Фатх аль-Бари” 3/248).

127 Имеется в виду, что любовь к нему начинают испытывать сердца людей.

128 Сура № 109 «аль-Кафирун».

129 Это значит, что если в промежуток времени, отведённый для совершения послеполуденной или же любой иной молитвы, человек успеет совершить полностью хотя бы один рак’ат, а потом доведёт свою молитву до конца, то она будет действительной.

130 То есть пусть сначала сходит в туалет и справит свою нужду, чтобы это не мешало ему во время молитвы. Прим. пер.

131 Хишам ибн ‘Урва ибн аз-Зубайр ибн аль-‘Аввам аль-Курайши аль-Асади аль-Мадини Абуль-Мунзир. Он видел ‘Абдуллу ибн ‘Умара, который погладил его по голове и обратился за него с мольбой. Также он видел Джабира ибн ‘Абдуллах, Сахля ибн Са’да, Анаса ибн Малика, слышал хадисы от ‘Абдуллы ибн аз-Зубайра и его отца. от него передавал хадисы Яхйа ибн аль-Къаттан и многие др. Ибн Са’д сказал: «Он был надежным и достойным доверия, знал много хадисов и являся доводом. Скончался в Багдаде в 146-м году по хиджре и похоронен на кладбище в аль-Хайразан». См. Б. аль-‘Айни «Шарх Сунан Абу Дауд» 1/136.
Аз-Захаби писал: «Хишам ибн ‘Урва ибн аз-Зубайр – имам, надежный, шейхуль-Ислам. Родился в 61-м году. Вухайб сказал: “Хишам ибн ‘Урва приехал к нам и он был подобен аль-Хасану и Ибн Сирину”. Абу Хатим ар-Рази сказал: “Достойный доверия, имам в хадисах”. ‘Али ибн аль-Мадини сказал: “Он передал приблизительно четыреста хадисов”. Яхйа ибн Ма’ин и группа ученых сказали: “Заслуживающий доверия”. Некоторые сказали, что Хишам умер в Багдаде в 146-м году, а похоронную молитву над ним совершил Абу Джа’фар аль-Мансур. На неправильность этого указывал аль-Фалляс, который сказал: “В сорок седьмом”. Также говорят, что он умер в сорок пятом и прожил 87 лет. Возможно, что хадисы Хишама превышают тысячу, а Аллах знает об этом лучше всех!» См. «Сияр а’лям ан-нубаляъ» 11/36-53.

132 ‘Абдуллах ибн аль-Аркъам – был сподвижником. Он был писарем пророка, да благословит его Аллах и приветствует, затем у Абу Бакра и ‘Умара. Принял Ислам в год покорения Мекки. Он передал от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, только один этот хадис. См. Б. аль-‘Айни «Шарх Сунан Абу Дауд».

133 То есть ‘Абдуллах ибн аль-Аркъам.

134 То есть, пусть совершает с ней совокупление, если желает. См. «Файдуль-Къадир».

135 Передают со слов Абуль-Вадака о том, что он слышал, как Абу Са’ид аль-Худри говорил: «Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о предохранении /‘азль/ и он сказал: “Не из каждой жидкости появляется ребёнок, а если Аллах захочет что-то создать, то этому ничто не помешает”».

136 То есть три, пять, и т.д., поскольку в хадисе переданном от Салмана сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть никто из вас не очищается (после испражнения) менее, чем тремя камнями». Этот хадис передал Муслим 262.

137 Ибн Хузайма в своем «Сахихе» (3/91), в отношении этого хадиса сказал: «Женщину, умастившуюся благовонием, чтобы этот запах почуяли мужчины, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) назвал прелюбодейкой. Однако этот поступок не влечет наказания плетьми или забивание камнями. Если бы сравнение в именовании прелюбодейкой было бы в равнозначности греха, то надушившуюся было бы обязательно наказать так же, как и истинную прелюбодейку. Однако причина, влекущая наказание – это именно половой акт в половой орган, поэтому нельзя выносить решение о наказании того, кто назван прелюбодеем без совершения прелюбодеяния!»

Т.е. данный хадис является устрашением, в котором этот запрет именуется прелюбодеянием, как подобным образом именуются в разных хадисах и прочие грехи, влекущие прелюбодеяние в его истинном смысле, как например хадис: «Прелюбодеянием языка являются слова». Абу аш-Шейх, хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 3576.

Или хадис: «Прелюбодеянием глаз является взгляд». Ибн Са’д, ат-Табарани, хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 3575.

Также правильно понять упомянутый хадис помогут слова имама аль-Мунави, который сказал: «Если женщина умастится благовониями и пройдет мимо сообщества мужчин, то она вызывает тем самым у мужчин страсть своим благовонием, после чего те начинают бросать на нее взоры. А каждый, кто смотрит на нее, совершает прелюбодеяние своим зрением. По этой причине она тоже несет ответственность за этот грех, ибо она побудила его к этому. Следовательно, она причина совершения прелюбодеяния глазами, а значит и сама прелюбодейка». См. «Файдуль-Къадир» 5/27.



Как нам стало ясно, смысл хадиса в сравнении этого греха с прелюбодеянием для устрашения и указания на тяжесть его греха, поскольку это все из числа тех вещей, которые могут стать причиной настоящего прелюбодеяния.

138 То есть три, пять, и т.д., поскольку в хадисе переданном от Салмана сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть никто из вас не очищается (после испражнения) менее, чем тремя камнями». Этот хадис передал Муслим 262.

139 Сообщается, что Абу Са’ид сказал: «Однажды, когда мы сидели у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, к нему пришла женщина и сказала: “О посланник Аллаха! Мой муж Сафван ибн аль-Му’атталь бьёт меня, когда я молюсь, заставляет меня прервать пост, когда я пощусь, и совершает утреннюю молитву не иначе как после восхода солнца!” А Сафван в это время сидел у него. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его об этом, и Сафван сказал: “О посланник Аллаха, что касается её слов ‹Он бьёт меня, когда я молюсь›, то она читает по две суры, хотя я запретил ей это”. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Достаточно людям и одной суры”. Сафван продолжил: “Что же касается её слов ‹Он заставляет меня прервать пост›, то она начинает поститься, а я молод и не в силах терпеть”. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Женщина не должна поститься без разрешения мужа”. Сафван продолжил: “Что же касается её слов ‹Совершает утреннюю молитву не иначе как после восхода солнца›, то вся наша семья известна тем, что мы не просыпаемся до восхода солнца”. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Когда проснёшься, совершай молитву”». Этот хадис передал Абу Дауд 2459. Его также приводят Ибн Хиббан 1488, аль-Хаким 1/602 и Ахмад 3/80 с безупречным (сахих) иснадом, отвечающим требованиям аль-Бухари и Муслима. Пути, которыми передаётся этот хадис перечислены в «Ирвауль-гъалиль» (2004). См. также «Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха» 1/680.
Савфан ибн Му’атталь — сподвижник посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, из племени судам, участник завоевания ал-Джазира (Месопотамия), умер во время правления халифа Му’авии на посту наместника Шимшата, завоеванного арабскими войсками под его командованием.

140 Имеется в виду, что за некоторые благие дела Аллах вознаграждает Своих рабов более чем в десятикратном размере.

141 В этом хадисе недвусмысленно указано на то, что Аллах – творец как добра, так и зла. Данный тезис противоречит тому, что говорят му’тазилиты и им подобные, – а именно, что зло, якобы, не является творением Господа, Благословенный Он и Всевышний. Однако то, что Аллах является создателем зла, не противоречит его совершенству. Напротив, это указывает на Его совершенство, Благословенный Он и Всевышний. Подробно об этом говорится в сочинениях, специально посвященных данной теме. Одним из лучших среди них является книга Ибн аль-Каййима «Шифа аль-’Алиль фи аль-Када ва-ль-Кадар ва-т-Та’лиль» («Излечение недуга в вопросах судьбы, предопределения и причинноследственной связи»). Желающие могут обратиться к этому сочинению. Можно ли использовать вышеприведенную молитву при покупке, скажем, автомобиля? Полагаю, что да, так как человек, купивший его, желает извлечь из него пользу и опасается его вреда. См. «Адабу-з-зифаф».

142 При этом, естественно, следует заменять слова “утро” и “день” на “вечер” и “ночь” и говорить: «Амсайна ва амсаль-мульку ли-Лляхи, Рабби-ль-‘алямин. Аллахумма, инни ас’алюка хайра хазихи-ль-ляйляти: фатхаха, ва насраха, ва нураха, ва барак’атуха, ва худаха, ва а‘узу бика мин шарри ма фиха ва шарри ма къабляха, ва шарри ма ба’даха».

143 Имам аль-Бухари назвал главу, в которой привёл этот хадис так: «Не следует мужчине возвращаться домой после долгого отсутствия ночью, чтобы не получилось так, будто он в чём-то подозревает (своих жён) или выискивает их недостатки».

144 Сообщается, что ‘Амир ибн Са’д ибн Абу Ваккъас сказал: «Я написал Джабиру ибн Самуре письмо, (которое должен был доставить ему) мой слуга Нафи’. (В этом письме я писал): “Передай мне что-нибудь, что ты слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. (В ответ) мне он написал (следующее): “Я слышал, как вечером той пятницы, когда побиванию камнями подвергли человека из племени аслям, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Эта религия будет существовать, пока не настанет Час этот , или пока не (получат власть) над вами (в разное время) двенадцать халифов, и все они будут из племени курайш” И я слышал, как он сказал: “Небольшая группа мусульман завоюет белый дом, дом хосроя (или-, рода хосроя)”. И я слышал, как он сказал: “Перед наступлением Часа этого (появятся) лжецы, остерегайтесь же их!” И я слышал, как он сказал: “Если Аллах дарует кому-нибудь из вас добро, пусть начинает (расходовать его) с себя и членов своей семьи”. И я слышал, как он сказал: “Я опережу вас (и буду ждать вас) у водоёма /хауд/”».

145 Имеется в виду между рукой и половым органом. Прим. пер.

146 То есть: когда ночь наступает с востока, день отступает с запада, а солнце полностью опускается за горизонт.

147 Сура “Ибрахим”, аят 27.

148 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал это Умм Саляме, которая сказала ему, что не совершила завершающий обход вокруг Ка’бы.

149 Иначе говоря, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел ему прочесть немного из того, что он помнил наизусть.

150 То есть совершите пропущенные вами рак’аты сразу же после завершения коллективной молитвы.

151 Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Слова “Когда объявляют о начале молитвы” означают “когда будут произносить икъаму на обязательную молитву”. В словах “нет молитвы, кроме обязательной” указание на запрет совершения добровольной молитвы после призыва к обязательной, будь это добровольная молитва из числа сунан-раватиб или нет. В другой версии этого хадиса со слов ‘Амр ибн Динара есть добавка, где пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: “И даже не совершается два рак’ата утренней Сунны (после призыва на обязательную)?!” Он ответил: “И даже два рак’ата утренней Сунны”. Этот хадис приводит Ибн ‘Ади, и иснад его является хорошим. Что касается слова “обязательной”, то речь может идти как о пропущенной обязательной молитве, так и той, к которой призывают, но правильнее то, что речь идет именно о той молитве, к которой призывают. Это подтверждается хадисом, передаваемым Ахмадом и ат-Тахави: “Когда призовут к молитве, то нет молитвы кроме той, к которой призвали!”» См. “Фатхуль-Бари” 2/173.

152 То есть пусть сначала сходит в туалет и справит свою нужду, чтобы это не мешало ему во время молитвы. Прим. пер.

153 Сообщается, что Абу Усайд, да будет доволен им Аллах, сказал: «В день (битвы при) Бадре, когда мы выстроились рядами перед курайшитами, а они выстроились рядами перед нами, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Когда они приблизятся к вам, вы должны будете обстреливать их из луков”». аль-Бухари 2900.

154 Имеются в виду жена, дети или рабы.

155 Имам аль-Багъави сказал: «Совершение гъусля от полового осквернения/джанаба/ становится обязательным по двум причинам: введения головки в половой орган, или же выхода семени, как из мужчины, так и из женщины». См. «Шарху-с-Сунна» 1/11.

156 Жидкость, которая появляется у мужчины, когда он целует или играется (со своей женой). См. «Лисан аль-‘Араб».

157 То есть не приближался к своей жене. прим.пер.

158 То есть не слишком затягивает молитву.

159 Сура № 91 «аш-Шамс».

160 Сура № 87 «аль-Аля».

161 Сура № 92 «аль-Лейль».

162 Передают, что Джабир, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Му’аз руководил групповой вечерней молитвой и сильно удлинил её. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Му’аз! Хочешь ли ты стать искусителем? Если ты руководишь людьми в групповой молитве, то читай …».

163 То есть не затягивай слишком молитву.

164 Имеются в виду мелкие прегрешения.

165 Имеется в виду имам, возглавляющий коллективную молитву.

166 Имеются в виду мелкие прегрешения.

167 Шейху Ибн Базу задали вопрос: В книге «Сахих аль-джами’» я прочитал хадис под номером 397, о котором шейх аль-Албани сказал, что он достоверный. Этот хадис: передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда пройдет половина месяца ша’бан, то не поститесь, пока не наступит рамадан». Так же есть другой хадис, в этом сборнике он под номером 4638, о котором сказал шейх аль-Албани, что он достоверный. Этот хадис: передается от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что она сказала: «Самыми любимыми месяцами для поста у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, были ша’бан, который он соединял с рамаданом». Как правильно понять эти хадисы?


страница 1 ... страница 9 | страница 10 | страница 11 страница 12 страница 13 | страница 14 | страница 15

Смотрите также:


-
751,02kb. 3 стр.