Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:


-
751,02kb. 3 стр.

 Главная   »  
страница 1 ... страница 11 | страница 12 | страница 13 страница 14 страница 15

«Скажите ему, чтобы схватил за член своего отца» - Ибн Фарис сказал: “Слово «аль-‘ад» (схватить), означает схватить что-то зубами. Слово «аль-ханн» означает половой орган мужчины». См. «Му’джам макъаис аль-люгъа» 4/48.

«И не говорите это в переносном смысле!» - Это значит: не следует стесняться употреблять в этом случае слово «член», заменяя его как-либо иначе! См. «ан-Нихая» и «Лисан аль-‘араб» 7/188.
Имам аль-Багъави сказал: «Открытое заявление этого неприличного слова человеку, является его результатом причисления себя к своему племени и гордостью этим!» См. «Шарху-с-Сунна» 13/120.
Шейх Ибн аль-Къаййим говорил: «Упоминание в хадисе члена отца, является наилучшим назиданием для того, кто проявляет высокомерие призывом джахилиййи! Пусть же схватит то, откуда он вышел, а это член его отца!» См. «Задуль-ма’ад» 2/400.

У этого хадиса, как и у всех прочих слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, великий смысл. Эти жесткие слова, являются воздаянием человеку за это скверное качество – национализм. Следуя завету посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, следует сказать каждому националисту: Схватись за член своего отца, который стал причиной твоего причисления к его роду и причиной твоего высокомерия! См. также «Шарх аль-Адабуль-муфрад» 3/107.

Это один из самых жестких хадисов относительно запрета национализма, указывающего на величие этого греха!

Национализм занимает одно из наихудших мест в Исламе. Каждый мусульманин обязан знать, что нет превосходства у какого-либо рода или нации перед другими, кроме как богобоязненностью и иманом!

Сообщается, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб в свое время написал амирам войск: «Если люди начнут призывать друг на друга своими племенами, то бейте их мечом, пока они не начнут призывать друг друга Исламом!» Ибн Абу Шейба 15/33.

В другой версии сказано: “Пока они не начнут говорить: «О мусульмане, о мусульмане!»” Ибн Абу Шейба 15/32.

Также сообщается, что когда один человек в Басре стал призывать к национализму, говоря: «О племя Амира!», это дошло до Абу Мусы, и он наказал его пятидесятью ударами за джахилийский призыв! Абу ‘Убайд в «Гъарибуль-хадис» 1/301.

А что касается тех, кто отрицает достоверные хадисы на основании своих умозаключений, то они находятся в опасном положении, если не покаются за это. Более того, среди имамов были те, кто считал безосновательное отрицание достоверного хадиса куфром, выводящим из религии!



242 Передают со слов Хаммама бин аль-Хариса, что (как-то раз один) человек принялся восхвалять ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, в присутствии аль-Микъдада, да будет доволен им Аллах, и тогда аль-Микъдад опустился на колени и стал бросать в лицо (восхвалявшему) мелкие камешки. ‘Усман спросил: “Что ты делаешь?”, – на что он ответил: «Поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если увидите восхваляющих, забросайте их лица землёй!”»

243 Имеется в виду молодой месяц в начале рамадана.

244 Здесь речь идёт о появлении молодого месяца в начале шавваля, следующего лунного месяца.

245 То есть по молодому месяцу в начале рамадана. Это значит: если будет облачно, отсчитайте тридцать дней с начала рамадана, после чего можете завершить пост.

246 Здесь речь идёт о появлении молодого месяца в начале шавваля, следующего лунного месяца.

247 Это значит считайте, что в предыдущем месяце, ша‘бане, было тридцать дней.

248 Иначе говоря, с началом месяца зу-ль-хиджжа.

249 Передают со слов Джабира ибн ‘Абдуллах: «(Однажды), когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, справлял малую нужду, какой-то человек проходил мимо него и поприветствовал его (т.е. сказал «Ас-Саляму 'аляйкум»). Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: “Если ты увидишь меня в подобном положении, … ”».

250 То есть в последний из трёх каменных столбов, в которые паломники бросают мелкие камешки в день жертвоприношения, а также в три последующих дня.

251 Палка с железным наконечником на конце или без наконечника, но с заострённым концом. См. «Мухтасар Сахих Муслим», стр. 511. пер. А. Нирша.

252 Всё, что было забито палкой, камнем или тем, у чего нет острия, и что запрещается употреблять в пищу. См. «Мухтасар Сахих Муслим», стр. 511. пер. А. Нирша.

253 «Если кто-нибудь из вас посетит каких-то людей» – то есть из числа своих братьев-мусульман или одного из них.

«пусть не возглавляет их в молитве» – то есть, пусть не становится их имамом в молитве у них дома без их позволения.

«и пусть молитву возглавляет человек из их числа» – так как, хозяин дома больше имеет прав возглавлять молитву. Если же они сами поставят его имамом, то в этом нет ничего неправильного. См. «Файдуль-Къадир» 1/366.

254 Речь идёт о нанесении пятидесяти ударов.

255 То есть не укоряя её и не называя во всеуслышание распутницей.

256 Иначе говоря, пусть немедленно избавится от неё.

257 Сообщается, что Малик ибн аль-Хувайрис, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Как-то) я со своим двоюродным братом прибыл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал нам: “Когда будете в пути, произносите азан и икъаму, а старший из вас пусть станет для вас имамом”».

258 Добавку к этому хадису: «И проводите ими по своим лицам», шейх аль-Альбани назвал слабой. См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 6226, «Мишкат аль-масабих» 2243.

259 Сообщается, что Абу Умама сказал: «Однажды некий мужчина спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О посланник Аллаха, что такое что такое вера?” Он ответил: “Когда твои добрые дела радуют тебя, ….”».

260 То есть: вытирать блюдо хлебом начисто.

261 Большинство ученых считало, что хадис о том, что человека, которого поймали в четвертый раз пьяным, следует убить, является отмененным. Более того, некоторые имамы говорили, что данный хадис отменен по единогласному мнению (иджма’). Однако на отмену этого хадиса нет никакого доказательства, кроме слов некоторых ученых и вымышленного иджма’а. Разве может быть так, что Аллах, обязавший Себя сохранить Свою религию, сделал так, что отмененный текст дошел до нас, а отменяющий его до нас не дошел?!

Шейх Ибн аль-Къаййим сказал: «Что касается заявленного иджма’а, который противоречит словам пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то это не иджма’! ‘Абдуллах ибн ‘Умар и ‘Абдуллах ибн ‘Амр говорили: “Придите ко мне с пьяницей в четвертый раз, и я казню его!” И это было мнением некоторых саляфов». См. «Тахзиб ас-Сунан» 6/237.

Шейх аль-Албани сказал: «Было сказано, что данный хадис отменен, однако на это нет доказательства, и это веление имеет силу, как разъяснил это шейх Ахмад Шакир в примечании к “аль-Муснад” (9/49) имама Ахмада. Однако мы считаем, что это касается назидания. Т.е. если правитель мусульман считает, что выпившего в четвертый раз следует казнить, то его казнят, а если не считает, то нет. Но это не касается бичевания, поскольку бичеванию необходимо подвергать за каждое употребление вина! И это мнение выбрал шейх Ибн аль-Къаййим, да смилуется над ним Аллах». См. «Сильсиля ас-сахиха» 3/348.

Имам аш-Шафи’и в своей книге «аль-Умм» (7/363-365)сказал: «Потом к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, привели человека, который выпил и его побили палками, потом привели во второй раз и его опять побили, потом привели его в третий раз, и его побили, потом привели в четвертый раз и так же побили его палками. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отменил хукм об убийстве, и это (отменение хукма убийства) стало облегчением».

Суфьян сказал: «Аз-Зухри рассказал этот хадис, когда у него находились Мансур ибн Му’тамир и Мухавваль ибн Рашид и сказал им: «Будьте послами к иракцам с этим хадисом».

Аш-Шафи’и сказал: «Смертная казнь это мансух /отмененное/ этим хадисом (имеется в виду хадис, в котором сам пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не убил того, кто употребил алкоголь в четвертый раз) и другими хадисами. И в этом вопросе нет никакого разногласия между теми обладателями знаний, которых я знаю».

Хадис, который привел аш-Шафи’и является спорным. Этот хадис также приводят имам Абу Дауд (4485), аль-Баззар (1562) и др. Его иснад прерванный, так как передатчик Къабиса, с чьих слов передается данный хадис, не застал пророка, да благословит его Аллах и приветствует, поэтому имам Ибн ат-Туркумани в «аль-Джаухар ан-накъи» (8/313) сказал, что он мурсаль прерванный (мункъати’), а также шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Албани назвали этот хадис слабым.

Однако слова имама аш-Шафи’и, что он не знает в этом вопросе разногласий среди ученых, внешне указывает на то, что в этом вопросе есть иджма’.

Но наличие в этом вопросе иджма’а вызывает сомнение, поскольку мнение о казни выпившего в четвертый или в пятый раз передают от некоторых сподвижников.

Это мнение выбрали захириты с Ибн Хазмом, также это мнение выбрали шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа и его ученик шейх Ибн аль-Къаййим, и этому мнению из современников отдали предпочтение шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Албани. Однако шейхуль-Ислам говорил, что казнь пьяницы пойманного многократно зависит от правителя, который может его просто побить, а может и казнить, чтобы это было уроком для других.

Кстати, у Ахмад Шакира есть отдельный труд, посвященный этому вопросу под названием «Калима аль-фасль фи къатль мудминиль-хамр».

Также доктор Али ибн Хасун – преподаватель в «Джами’а» в ар-Рияде в своей работе «Укъуба шарб аль-хамр байна аль-хадд ва-т-та’зир» выбрал мнение шейхуль-Ислама, приведя мнения всех сторон.


Однако, если сообщения от сподвижников относительно казни выпившего многократно недостоверны, то правильность этого мнения вызывает большие сомнения, ведь множество ранних имамов передают в этом вопросе иджма’ помимо аш-Шафи’и, как ат-Тирмизи, сказавший в «ас-Сунан», что относительно этого нет разногласий среди ученых ни ранних, ни поздних. Также про иджма’ говорили Къады ‘Ийяд, аль-Хаттаби, аль-Мунзири, ан-Навави, Сыддыкъ Хасан Хан и др. А хафиз аль-Мунзири сказал, передавая слова ученых: «Единогласны ученые в том, что наказание является обязательным для выпившего вино. И они также единогласны, что его не убивают, даже если он выпьет многократно, кроме того, что передается от группы отклонившихся, которые сказали: “Его следует убить после четырех наказаний”. И при этом они опираются на хадис, который для всех ученых является отмененным». См. «Мухтасар ас-Сунан» 6/289.

Выше были приведены асары от ‘Абдуллы ибн ‘Умара и ‘Абдуллы ибн ‘Амра, что выпившего в четвертый или пятый раз следует казнить.

Сообщение от ‘Абдуллы ибн ‘Амра приводит Ахмад 2/191, и оно слабое, так как передатчик аль-Хасан аль-Басри не застал ‘Абдуллу ибн ‘Амра.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Это сообщение прерванное, так как аль-Хасан не застал ‘Абдуллу ибн ‘Амра, как об этом утверждал Ибн аль-Мадини и др., поэтому нет в этом довода. И если это не является достоверным от ‘Абдуллы ибн ‘Амра, то не остается опоры для тех, кто опровергает иджма’ на оставление казни пьяницы». См. «Фатхуль-Бари» 12/80.

Также этот иснад назвал слабым и шейх Ахмад Шакир.

А что касается сообщения от ‘Абдуллы ибн ‘Умара, то имам аш-Шаукани сказал, что это ошибка в некоторых рукописях, где вместо ‘Абдуллаха ибн ‘Амра упоминается ‘Абдуллах ибн ‘Умар.


И если нет ничего достоверного от сподвижников в этом вопросе, то как сказал Ибн Хаджар не остается того, что можно было бы противопоставить иджма’у саляфов в этом вопросе, и получается первым, кто пошел в противоречие этому иджма’у были захириты и Ибн Хазм. Аллаху а’лям.

262 Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Как-то) раз к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришли иудеи и сказали: «Ас-самму ‘алейка» /Смерть тебе!/ Я стала проклинать их (за это, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: «Что с тобой?» Я сказала: «Разве ты не слышал, что они сказали?!» Он сказал: «А разве ты не слышала, что я сказал: “И вам /Ва ‘алейкум/?”» Этот хадис передал аль-Бухари 2935.

263 В этих хадисах под «приветствием» означает салям, а не именно «пожелание мира».
Ученые разошлись в этом вопросе, поскольку некоторые считали, что смысл ответа им просто «ва ‘алейкум» как раз в этой причине, что среди них есть такие, кто желает не мира, а смерти мусульманам. И поэтому мнение шейха аль-Альбани было в том, что если ты ясно слышал, что кафир поприветствовал тебя миром, то нет проблем ему ответить тем же. И в качестве довода он опирался на слова Ибн ‘Аббаса, сказавшего: «Отвечайте на салям будь это иудей, христианин или огнепоклонник, ведь Аллах говорит: “Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым” (ан-Нисаъ 4: 86)». аль-Бухари в «аль-Адаб аль-муфрад» 1107.

Абу ‘Усман ан-Нахди рассказывал: «Однажды Абу Муса написал письмо одному монаху, приветствуя его в своем письме. Ему сказали: “Ты приветствуешь его, тогда как он кафир?!”, на что он ответил: “Поистине, когда он написал мне, он поприветствовал меня и я ему отвечаю”». аль-Бухари в «аль-Адаб аль-муфрад» 1101.

Также это мнение передается от Ибн Мас’уда и Абу Умамы.

Среди ученых также были те, кто говорил, что больше слов «ва ‘алейкум салям» говорить не следует неверным, т.е. не добавлять «ва рахмату-Ллах» и «ва баракатух».

Также были такие, кто разграничивал между неверными, и говорили что неверным, с которыми есть договор, можно отвечать, а враждующим – нет.

Также были и те, кто говорил, что если мусульманин опасается неверных или в этом есть явная польза, то он может говорить им так.

Сулейман аль-А’маш рассказывал: «Однажды я сказал Ибрахиму: “Мне нужен врач-христианин, можно ли мне его приветствовать?” Он ответил: “Да, если у тебя есть нужда в нем, то приветствуй”». См. «Ахкам аль-Къуран» 5/315.

Но что касается приветствия первыми неверных, то несмотря на разногласия и в этом вопросе, то лучше этого не делать! Во-первых, на это указывает известный хадис: «Не приветствуйте первыми христиан и иудеев!», который трудно понять двояко. И поэтому отвечая на вопрос о приветствии неверных первыми, шейх Ибн ‘Усаймин сказал, что это строго запрещено и привел данный хадис. Однако он сказал: «Но если они нас поприветствуют, то мы ответим им подобным тем, как они поприветствовали». См. «Фатава Ибн ‘Усаймин» 3/33.

Во-вторых, салам – это распространение мира, которое является исключительной особенностью и приветствием мусульман друг друга.

В-третьих, в приветствовании неверных первыми есть их почитание и возвышение, тогда как мусульмане должны проявлять к ним ненависть за их неверие, а не почитать.

В-четвертых, распространение саляма влечет любовь, тогда как мусульмане не должны любить неверных. См. «Хашия Ибн ‘Абидин» 5/264, «Хашия аль-Адави» 3/110, «Фатхуль-Бари» 11/19.

Му’мар рассказывал, что Къатада говорил: «Приветствие людей Писания – это “ас-саляму ‘аля мани-ттаба’аль-худа!”» ‘Абду-р-Раззакъ 9841.



264 «Если кто-нибудь из вас услышит призыв к молитве» – то есть к утренней молитве /субх/.
«блюдо» – то есть с которого он ест или пьет.

«то пусть он не кладет его» – то есть этот сосуд.

«пока не удовлетворит свою потребность» – то есть в еде и питье.

Аль-Хаттаби сказал: «Это относится к тому случаю, о чем сказано в хадисе: “Билял произносит азан ночью, поэтому ешьте и пейте, пока азан не возвестит Ибн Умм Мактум”.



Или имеется в виду, если он услышит призыв к молитве и сомневается в наступлении рассвета, как например, если небо затянуто тучами, и он не может определить из-за его азана, что наступило время утренней молитвы». См. «‘Аун аль-Ма’бууд» 1/1090.

265 То есть: эти люди являются столь порочными и нечестивыми, что их ждёт неминуемая гибель.

266 По той причине, что если человек отзывается о ком-либо подобным образом, это значит, что он по меньшей мере отличается самодовольством и смотрит на других свысока.

267 Следовательно, произносить такие слова не рекомендуется тому, кто говорит это из тщеславия, а также из желания выказать своё презрение по отношению к людям и возвыситься над ними, а это является запретным. Что же касается того, кто говорит подобное, видя упущения людей в их религиозных делах и желая выразить своё сожаление в связи с этим, то в этом нет ничего дурного. Так толкуют и объясняют данный хадис ученые, а к числу наиболее выдающихся из тех, кто говорил об этом, относятся Малик ибн Анас, аль-Хаттаби, аль-Хумайди и другие, что разъясняется в книге “аль-Азкар”.

268 Передают со слов Ка’ба ибн ‘Уджры о том, что (однажды) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел слепой человек и сказал: «О посланник Аллаха, я слышу призыв (к молитве), однако у меня нет поводыря!?» Но (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Если слышишь призыв, …».

Имам аль-Мунави сказал: «“Если слышишь призыв” – имеется ввиду азан.


“… ответь призывающему Аллаха” – это муаззин, так как он призывает к поклонению Ему своими словами: “хаййа ‘аля соля и хаййа ‘аляль-фалях” /Спешите к молитве, спешите к успеху/. То есть, человеку следует повторять за муаззином то, что он говорит и затем явиться на коллективную молитву, если у него нет оправдания (не идти туда). Под ответом здесь имеется в виду ответить словами, делом и послушанием …». См. «Файдуль-къадир» 1/378.

269 Сообщается, что Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Один человек спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “О посланник Аллаха, как мне узнать, хорошо я поступаю или плохо?” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отве­тил: “Если услышишь, что твои соседи говорят: …”»

270 Возможно, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, надеялся, что, услышав слова мольбы верующего, ангел произнесёт слово “Амин” и попросит для него прощения у Аллаха.

271 У этого хадиса есть добавка: «Услышав крик петуха ночью, просите Аллаха о милости Его ..». Эта добавка приводится в риваяте этого хадиса передаваемого со слов Абу Хурайры. Его приводят Ахмад 2/364 и имам аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 1236. Данная добавка является достоверной, о чем сказал шейх аль-Альбани. Поэтому просить Аллаха о милости при крике петуха и обращаться за его защитой при реве осла, следует ночью, а не днем, о чем сказал имам аш-Шаукани в «Шарх Тухфату-з-закирийн» 282.
Что касается ду’а, то шейх Ибн Баз в качестве примера привел некоторые дуа, с которыми следует обращаться к Аллаху при этих случаях: «Аллахумма-гъфирли, Аллахумма а’тини мин фадлика, Аллахумма адхильни джанната /О Аллах, прости меня, о Аллах, даруй мне Свою милость, о Аллах, введи меня в рай/».Источник: http://www.binbaz.org.sa/mat/9600

272 Сподвижники спросили пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Что такое аль-василя?» Он сказал: «Это — наивысшая ступень в Раю, на которую взойдет лишь один человек, и я надеюсь, что это буду я». Этот хадис передал Ахмад со слов Абу Хурейры. В его же сборнике приводится рассказ Абу Са’ида о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аль-Василя – это наивысшая ступень перед Аллахом. Просите же Аллаха, чтобы Он даровал ее мне!» См. «аль-Бидайа ва-н-нихайа» 2/2332.

273 Сообщается, что ‘Усман ибн ‘Аффан сказал: «Обычно я продавал на рынке финики и говорил (людям): “Я уже это взвешивал и это весит столько-то и столько-то, отдавал такую меру фиников, и забирал свое прозрачное полотнище (в которой я их взвешивал)”. Мне в душу закралось сомнение из-за этого, и поэтому я спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: “Если ты назвал меру – взвесь её!”»

274 Имеется в виду случай, когда женщина хочет отправиться на молитву. Что касается той, что уже там присутствовала и вернулась к себе домой, то ей уже не запрещено пользоваться благовониями. См. комментарий к «Сахиху» Муслима Мухаммада Фуада ‘Абдуль-Бакъи 1/328

275 То есть пусть он оттолкнёт его сильнее.

276 Имеется в виду, что поступок этого человека подобен делу шайтана, стремящегося отвлечь человека от молитвы.

277 Имам аль-Мунави сказал: «“пусть не совершает после неё никакой молитвы” – то есть, пусть не совершает дополнительные молитвы, которые совершаются после нее.

или пока не выйдет” – то есть, пока не покинет место, где была совершена пятничная молитва. Здесь имеется ввиду, чтобы между ними было сделано разделение речью или выходом с места, где она (молитва) была совершена, как например, отправление домой, где желательно совершать два или четыре рак’ата». См. «Файдуль-Къадир» 1/390.



278 Изар – род одежды в виде куска ткани, который оборачивается вокруг нижней части тела.

279 От Анаса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Любая мольба удержана, пока (человек) не обратится с мольбой за пророка!» Этот хадис передали ад-Дайлями, аль-Байхакъи. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 4523.
‘Умар ибн аль-Хаттаб говорил: «Поистине, мольба останавливается между небом и землей, и не вознесет ее ничего, кроме мольбы за твоего пророка, да благословит его Аллах и приветствует!» Этот хадис передал ат-Тирмизи 1/486. Шейх аль-Албани назвал сообщение хорошим. См. «Сахих Сунан ат-Тирмизи» № 403.

Имам ан-Навави сказал: «Ученые единогласны в желательности начинать мольбу с восхваления Всевышнего Аллаха и мольбы за Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и также завершать этим мольбу. И хадисов относительно этого передается множество!» См. «аль-Азкар» 176.


Автор «Аль-Мунтакъи» сказал: «В этом (хадисе) – доказательство для тех, кто не считает, что молитва за пророка является обязательным, так как тому, кто упустил его, не было велено его восполнить. Это поддерживается тем, что он сказал Ибн Мас’уду, после упоминания ташаххуда: «… а после этого попросит у Аллаха то, что пожелает»

280 Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоим, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас станет молиться, пусть надевает одежду (состоящую) из двух кусков (ткани), ибо, поистине, Аллах более всех заслуживает, чтобы приукрашивались для Него. А если у него нет одежды (состоящей) из двух частей, то пусть он завернется в полотнище, и пусть никто из вас не заворачивается так, как заворачиваются иудеи».

281 Передают со слов Джабира ибн Йазида ибн аль-Асуада о том, что его отец рассказывал, что он совершал молитву с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он еще был юношей. И однажды, когда он совершил молитву, в углу мечети (сидели) двое мужчин, которые не молились (с пророком). Он подозвал их, и они подошли к нему, дрожа от страха, а он сказал: “Что помешало вам помолиться с нами?” Они ответили: “Мы уже помолились у себя дома”. (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Не делайте так. Если кто-нибудь из вас помолится у себя дома, а затем застанет имама еще не совершившего молитву, пусть помолится с ним, и, поистине, эта (молитва) станет для него дополнительной”

282 В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «… и те, у кого есть дела …».

283 Т.е. не совершать прелюбодеяния.

284 Имам аль-Мунави сказал: «Смысл этого хадиса в том, что необходимо обращаться с мольбой за умершего искренне, со смиренным сердцем, поскольку смысл молитвы джаназа состоит как раз в этом – в испрашивании прощения и заступничестве за умершего! И по причине искренней мольбы есть надежда на то, что Аллах примет это, ведь по этой причине была узаконена эта молитва, и ничего такого не было узаконено для живых». См. «Файдуль-Къадир» 1/505.

285 То есть произнесет слова «Аллаху акбар».

286 То есть слово «амин», которое произносят те, кто стоит за имамом, относится к мольбе имама «ихдина сироталь-мустакъим». Возможно, что первое «это» – это молитва, а второе – его слова: «Когда он возвеличит Аллаха, то возвеличивайте Его и вы, а когда он скажет: “Гъайриль-магъдуби ‘алейхим ва ля-д-даллин”, говорите: “Амин!”, когда он совершит поясной поклон, и вы склоняйтесь в поясном поклоне» и подобные действия и высказывания, и его смыслом тогда будет: «Ваша молитва связана с молитвой имама, следуйте за ним и не расходитесь с ним, так как эта молитва будет правильной и подтвержденной этой (молитвой имама)». См. «Шарх Сунан Абу Дауд» Б. аль-Айни.

287 У Абу Дауда в тексте отсутствует слово «слуга». С этим словом данный хадис приводит имам аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 174, а шейх аль-Альбани назвал этот хадис достоверным. См. «Сахих аль-Адабуль-муфрад» 130.

288 То есть эти праведные люди.

289 Иначе говоря, скажите: “Да помилует тебя Аллах!” /Йархамука-Ллаху!/

290 С таким текстом этого хадиса нет в «Сунан» Абу Дауда. Так его приводят Ибн ас-Сунни 251 и Ибн ‘Асакир в «Тарих Димашкъ» 2/391/2. Имам Ибн аль-Къаййим и хафиз ас-Суюты назвали этот хадис хорошим. См. «Задуль-ма’ад»2/403, «Джами’ ас-сагъир» 759.

291 Версию этого хадиса, которая приводится со слов Салима ибн ‘Убайда аль-Ашджа’и, шейх аль-Аьлбани назвал слабой. См. «Ирвауль-гъалиль» 3/248.

Аль-Хаким сказал: «Хилял ибн Йисаф не застал Салима ибн ‘Убайда и не видел его, и между ними есть неизвестный человек». С ним согласился аз-Захаби. В риваяте этого хадиса, который передал Абу Дауд (5032), этот передатчик назван по имени Халид ибн ‘Арфаджа, и если он действительно Халид ибн ‘Арфаджа, то он является неизвестным передатчиком, и поэтому этот иснад является слабым. См. «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 2/596.



292 Сообщается, что Абу Зарр сказал: «(Однажды) я сказал: “О посланник Аллаха, дай мне наставление!” Он сказал: “Если ты совершишь плохой поступок, соверши вслед за этим хороший, который сотрёт его”. (Абу Зарр) сказал: «Я спросил: “О посланник Аллаха, относится ли (произношение слов) “Ля иляха илля-Ллах” к хорошим поступкам?” Он ответил: “Это наилучшее из хороших дел!”»

293 Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал (мне): “О Абу Зарр, когда будешь варить бульон, добавь побольше воды и позаботься о своих соседях”». Муслим 2625.

В другой версии этого хадиса, также приводимой Муслимом, сообщается, что Абу Зарр сказал: «Мой любимейший друг, да благословит его Аллах и приветствует, дал мне наказ ,сказав: “Когда будешь варить бульон, добавь побольше воды, а потом загляни к своим соседям и одели их как положено”»



294 ‘Абду-р-Рахман имел в виду, что мусульмане будут воздавать Аллаху хвалу, благодарить Его и просить об оказании им и других милостей. См. “Мухтасар Сахих Муслим”, пер. Вл. Нирша.

295 В сборнике «ас-Сахих» имама Муслима сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину вы завоюете Миср, сами они называют его Кырат. Когда вы завоюете его, то относитесь хорошо к его жителями, ведь они под нашим покровительством, и у них с нами родственные связи». В другом риваяте говорится: «…и у них с нами родственные связи по женской линии».

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, имел ввиду, что копты породнились с арабами через Хаджар мать Исмаиля, которая была копткой, а Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, был её потомком.



296 Иначе говоря от всего того. что может нанести вред религиозным и мирским делам человека.

297 В конце этого хадиса сказано: «И ‘Абдуллах ибн ‘Амр учил этому своих детей достигших совершеннолетия, а для тех, кто не достиг этого возраста, он записывал эти слова на бумагу и вешал ему на шею». Этот хадис передали Ахмад 2/181, Абу Дауд 3893, ат-Тирмизи 3528, Ибн ас-Сунни в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 765, аль-Хаким 1/733, который сказал: «Иснад хадиса достоверный».
Ученые разошлись в достоверности этого хадиса. Например, шейх Ахмад Шакир назвал хадис достоверным.
В иснаде этого хадиса присутствует передатчик по имени Мухаммад ибн Исхакъ, который был известен как мудаллис. Так его описывали Ахмад, ад-Даракъутни и др. См. «Та’риф ахлю-т-такъдис» Ибн Хаджара.

Шейх аль-Альбани сказал, что хадис хороший, однако без добавки о том, как поступал ‘Абдуллах ибн ‘Амр. См. «Тахкыкъ аль-Калим ат-таййиб» 44.

Ибн Исхакъ был мудаллисом и передал этот хадис в форме «‘ан ‘ан» во всех его путях передач, а это добавка по его мнению является отвергаемой, так как он (Ибн Исхакъ) был единственным, кто ее приводил. См. «Сильсиля ас-сахиха» 264.

Шейх аль-Мубаракфури в комментарии к этому хадису писал: «Шейх ‘Абдуль-Хаккъ ад-Дахляви в “аль-Лума’ат” сказал: “К этому иснаду, в котором говорится о вешании на шеи мальчиков амулетов, есть замечания. Что же касается вешания тех талисманов и амулетов, которые были из обрядов во времена джахилийи, то они являются запретными/харам/ без разногласий”». См. «Тухфатуль-Ахвази» 3658-3659.

Относительно добавки к этому хадису: «И ‘Абдуллах ибн ‘Амр …», шейх Салим аль-Хиляли пишет: «Его иснад до Ибн ‘Амра является недостоверным и на него нельзя опираться в позволении вешать амулеты со словами из Корана или чего-то другого, и в нем нет довода (на это). На это указывал аш-Шаукани в “Тухфату-з-закирин” (стр. 806), который сказал: “Уже было приведено то, что указывает на отсутствие дозволенности амулетов и на поступке ‘Абдуллы ибн ‘Амра не строится довод”. И это подтверждено, так как сподвижники, да будет доволен ими Аллах, запрещали подобное. Абу ‘Убайд в “Фадаиль-Къуран” (1/111) приводит с достоверным иснадом от Ибрахима ан-Наха’и, который сказал: “Они – то есть сподвижники – запрещали амулеты со словами Корана или с чем-то другим”. Это то, что является предпочтительным, так как не подтверждено подобного от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Так же это приводит к оставлению Сунны чтения заклинаний при помощи “му’аввизат” и других. ВаЛлаху а’лям!». См. «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 1/251.


298 Тем самым человек как бы признаёт свою слабость и то, что воздать благом за благодеяние способен лишь Аллах.

299 Имеется в виду, что произнесение этих слов является ещё большим благодеянием для того, кто сделал человеку добро.

300 Иначе говоря, это означает, что один из них действительно является неверным.
Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-то скажет брату-мусульманину: «О кафир», то ваджибом станет куфр для одного из них!» Абу ‘Авана 1/23. Хадис достоверный.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: «Коран и Сунна запрещают называть мусульманина фасикъом и кафиром, кроме как на основании ясного довода, в котором не может быть сомнения!» См. «ат-Тамхид» 17/21.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр также сказал: «Не следует обвинять в неверии, кроме как на основании того, в чем нет разногласий». См. «ат-Тамхид» 17/22.

Шейх Мухаммад ибн ‘Абдуль-Ваххаб говорил: «Мы не обвиняем в неверии, кроме как за то, в чем единогласны все ученые». См. «ад-Дурару-с-сания» 1/102.

Более того, некоторые имамы передавали иджма’ о том, что выводить из Ислама можно только в таком вопросе, в котором нет разногласия. Имам Ибн Хазм говорил: «Истина состоит в том, что каждый, кто вошел в Ислам, не выходит из него кроме как на основании текста Корана, Сунны или единогласного мнения (иджма’а)! И не выходит мусульманин из Ислама на основании бездоказательственных заявлений и измышлений!» См. «аль-Фисаль» 3/392.

Имам аль-Бакъиляни говорил: «Человек не становится кафиром по причине чьих-либо слов или мнений, кроме как на основании того, в чем есть единогласное мнение мусульман!» См. «Фатава ас-Субки» 2/578.



Имам аль-Къуртуби сказал: «Точно так же, как кафир не станет верующим до тех пор, пока не отдаст предпочтение иману перед куфром, не станет верующий кафиром до тех пор, пока он не возжелает куфра по своему выбору, на что указывает единогласное мнение (иджма’)!» См. «Тафсир аль-Къуртуби» 16/203.

301 То есть: эти люди являются столь порочными и нечестивыми, что их ждёт неминуемая гибель.

302 По той причине, что если человек отзывается о ком-либо подобным образом, это значит, что он по меньшей мере отличается самодовольством и смотрит на других свысока.

303 Вторую часть этой фразы можно перевести и по-другому: … лишь Аллах даёт силу и мощь.

304 Имам ан-Навави сказал: «Наши товарищи (шафи’иты) сказали, что слышащему (азан) желательно повторять за муаззином (то, что он говорит), пока он не дойдет до двух фраз («Хаййа ‘аляс-салях» и «Хаййа ‘аляль-фалях»), так как это показывает, что он одобряет то, что говорит муаззин. Что же касается этих двух фраз, то это призыв к молитве и их должен говорить только тот, кто призывает к молитве. Также слышащему (азан) желательно говорить вместо этих двух фраз: “Ля хавля ва ля къуввата илля биллях”, ибо это означает – довериться (всецело) Аллаху Всевышнему. В двух «Сахихах» подтверждается, что Абу Муса аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, сообщил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Слова) “Ля хаула ва ля къуввата илля би-ллях”/ Нет силы и мощи, кроме как у Аллаха / – сокровище из сокровищниц Рая”». Наши товарищи сказали, что повторять призыв к молитве желательно всякому, кто слышит азан, будь это тот, кто при омовении или в состоянии осквернения, (женщине) с менструациями, старому или молодому, – поскольку это поминание (Аллаха) – и всем перечисленным людям, которым разрешается поминать Аллаха. Из этого числа исключаются те, которые в это время находятся на молитве, тот, кто справляет нужду (в отхожем месте), или совершает половой акт. Если человек выйдет из отхожего места, а муаззин все ещё будет продолжать возвещать азан, то он может продолжить за ним. Если кто-то читает Куръан, или поминает Аллаха /зикр/ или находится на уроке и так далее, то ему следует прервать то, что он делает и повторять то, что говорит муаззин. Он может потом вернуться к тому, что он делал, если пожелает, или может совершить добровольную или обязательную молитву».

305 Имеются в виду насекомые или змеи.

306 Речь идёт о таких случаях, когда человеку хочется спать так сильно, что он не в состоянии делать того, что он способен делать хорошо в обычных условиях.

307 Добавка к этому хадису «и на что он прикладывал её» является отвергаемой, так как противоречит версии этого хадиса, которую приводит имам Муслим без нее. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 1/177-178.

308 Если же кто-нибудь спросит: «Почему осел, женщина и черная собака нарушают молитву?», то ответом на этот вопрос служат слова Ибн аль-Къаййима (да смилуется над ним Аллах) сказанные им в обсуждении этого вопроса: «В установлениях, касающихся религиозных обрядов, Законотворец заложил некоторые скрытые смыслы, которые разум не может постичь в подробностях, хотя понимает их в общем». См. «И’лям аль-Муаккъи’ин» 2/106.

Сообщается, что (однажды) ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Неужели вы приравниваете нас (женщин) к собакам и ослам?! А ведь бывало так, что, когда я лежала на своём ложе, приходил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался лицом к середине (этого ложа) и начинал молиться! Я же сама не хотела находиться перед ним (в такое время) и поэтому проскальзывала меж двух ножек этого ложа и выбиралась из-под своего одеяла». аль-Бухари 508.

‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, возражает людям, высказавшим мнение, что молитву может сделать недействительной прохождение перед молящимся собаки, осла или женщины.

Сообщается, что жена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Обычно я спала перед посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (протягивая) ноги в направлении его киблы. Совершая земной поклон, он касался меня (рукой), и тогда я подбирала ноги, а когда он вставал, (снова) вытягивала их». (‘Аиша) сказала: «В то время в домах не было ламп». аль-Бухари 382.

Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, молился, она, подобно покойнице, нередко лежала на постели меж ним и къиблой. аль-Бухари 383.

Хотя в двух последних хадисах не сказано, что она проходила перед ним. Есть ли разница между лежанием и прохождением?

Между этими хадисами нет противоречия.

В хадисе выше говорится о том, кто пересекает молитву, а в этих говорится, что ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) находилась спереди пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и не переходила перед ним.

Ибн аль-Къаййим сказал: «Если человек совершает молитву без преграды (сутра), то достоверно от пророка, да благословит его Аллах и приветствует передается, что молитву нарушает (прохождение перед молящимся) женщины, осла и черной собаки. Это достоверно передается от него со слов Абу Зарра, Абу Хурайры, Ибн ‘Аббаса и ‘Абдуллы ибн аль-Мугъаффаля. А что касается хадисов, которые противоречат этим, то они двух видов: достоверные, но не ясные по смыслу (что эти упомянутые вещи не нарушают молитву), или же ясные по смыслу, но не достоверные. Поэтому, эти хадисы не оставляются по причине противоречия им. Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитву, ‘Аиша спала перед ним со стороны къиблы, и это положение не подобно прохождению (перед молящимся). Например, мужчине запрещено проходить перед молящимся, однако не порицаемо для него стоять перед ним. Также и женщина, чье прохождение нарушает молитву, не считая ее стояния». См. «Задуль-ма’ад» 1/306.

Имам Ибн Хузайма сказал: «От пророка, да благословит его Аллах и приветствует, достоверно передается, что черная собака, совершеннолетняя женщина и осёл нарушают молитву (если пройдут перед молящимся). И раз не установлено достоверно от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ничего, что противоречило бы этому, то не дозволены слова и фатва противоречащие тому, что установлено от пророка, да благословит его Аллах и приветствует!» См. «Сахих Ибн Хузайма» 2/23.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы собаки не были одной из (сотворенных) общин, то я бы непременно повелел убивать их, но убивайте из них каждую черную». Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 5321.
То есть черные собаки наиболее зловредные и непокорные из них, поэтому он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Черная собака – это шайтан». Муслим 510.

Мухаммад Фуад ‘Абдуль-Бакъи сказал: «Чёрную собаку назвали шайтаном из-за того, что она самая кусачая среди собак, самая отвратительная, от неё меньше пользы и много зевает». См. «Сахих Муслим» с тахкъикъом Мухаммада Фуада ‘Абдуль-Бакъи 1/365.

Шейху Ибн ‘Усаймину, да смилуется над ним Аллах, задали вопрос: «Как нам совместить то, что черную собаку велено убивать, потому что она – шайтан, а змею в доме нельзя убивать потому что это может быть джинн?».

Он ответил: «Под шайтаном имеется в виду, шайтан из числа собак, то есть самые злобные и скверные из них, а не шайтан из числа джинов».

Ибн аль-Къаййим, да смилуется над ним Аллах, сказал: «В каждом виде животных существуют шайтаны, а это лютые и свирепые из них, также как шайтаны из числа людей это зловредные и непокорные из них». См. «И’лям аль-Муваккъи’ин» 2/106.

Некоторые ученые считали что под словами «Черная собака – это шайтан» имеется в виду, что шайтан может принимать облик чёрной собаки. Но более правильным мнение является мнение, которое озвучено выше, как об этом сказали шейх Ибн ‘Усаймин, да смилуется над ним Аллах, и шейх аль-Фаузан (да хранит его Аллах). А полное знание об этом принадлежит лишь одному Аллаху!



309 То есть встанет на третий рак’ат, не прочитав ташаххуд после двух рак’атов, забыв про это. См. Б. аль-‘Айни «Шарх Сунан Абу Дауд» 4/340.

310 Здесь речь идёт о том месте, на котором человек ожидал начала молитвы, покинув его по уважительной причине.

Имам ан-Навави сказал: «Его, да благословит его Аллах и приветствует, слова: “Тот, кто встал со своего места а затем вернулся к нему, имеет на него больше прав”. Наши сторонники (шафи’иты) сказали: “Этот хадис о том, кто сидел на каком-то месте в мечети или где-то еще, например, для молитвы, а затем покинул его для совершения омовения и затем вернулся, или для того, чтобы решить какое-нибудь маленькое дело и вернуться …



Когда он вернется, он имеет больше прав на него на время этой молитвы, а если там кто-то сел, он может его поднять с этого места, а на том, кто сел там, обязанность покинуть это (место) из-за этого хадиса”. Это то, что считается правильным у наших сторонников, и что тот, кто сел на это место обязан покинуть его, когда вернется первый. Некоторые ученые сказали: “Это желательно, но не обязательно”, и таков мазхаб Малика, но правильным является первое. Наши сторонники сказали: “Нет разницы между тем, что он встал оттуда и оставляет там коврик или нечто подобное или нет, он имеет на него больше прав в обоих случаях”. Наши сторонники сказали: “Он будет иметь на него больше прав только на время одной этой молитвы”, а Аллах знает об этом лучше всех!» См. «Шарх Сахих Муслим» 14/160-161.

311 Сура №1 «аль-Фатиха»

312 Имам ад-Даракъутни считал, что этот хадис «маукъуф», а не «марфу’», т.е. не от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а от Абу Хурайры, с чьих слов передается этот хадис. Однако шейх аль-Альбани считал, что хадис этот достоверный как в форме «маукъуф», так и «марфу’», поскольку бывает так, что передатчик иногда рассказывает один и тот же хадис как в форме «маукъуф», так и «марфу’». По этой причине шейх аль-Альбани и назвал этот хадис достоверным в «Сильсиля ас-сахиха» 1183 и «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 729.

313 «Свой хадж» – или какая-нибудь подобная поездка в подчинении (Аллаху), как, например, военный поход.


страница 1 ... страница 11 | страница 12 | страница 13 страница 14 страница 15

Смотрите также:


-
751,02kb. 3 стр.