Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2
НЕДЕЛЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ

      Международный день детской книги отмечается ежегодно в день рождения датского писателя-сказочника Ганса Христиана Андерсена, (1805-1875). Обычно к этому дню во многих странах приурочивают проведение недели детской и юношеской книги. Проводят утренники, конкурсы, выставки, конференции и фестивали, посвященные лучшим книгам мира. Программы яркие, развлекательные, запоминающиеся. И везде, у всех стран и народов королем праздника считается Андерсен.



Семь дней в конце марта вот уже пятьдесят пять лет в нашей стране называются Неделей детской книги, или, если угодно, “Книжкиными именинами”. Идея, ее воплощение весной военного 1943 года, да и само название книжного праздника принадлежали детскому писателю Льву Абрамовичу Кассилю.

План мероприятий Недели детской книги
«Великий сказочник Х.К. Андерсен»:
1. Чтение сказок Х.К. Андерсена: громкие чтения, индивидуальные (1-4 кл.)
2. Книжная выставка «Великий сказочник» – отв. библиотека
3. Цикл бесед о жизни и творчестве Андерсена (1-5 кл.) – отв. библиотека
4. Просмотр видеофильмов и мультфильмов по произведениям Андерсена
6. Конкурс детских рисунков «С волшебной кисточкой по сказкам Андерсена» (совместно с уроками рисования)
7. Викторина по сказкам Андерсена – отв. библиотека
9. Литературная игра по сказкам Андерсена (по параллелям) 
10.Заключительный праздник: подведение итогов, литературная игра – викторина среди сборных команд 1-4 кл., постановка инсценированной сказки, награждение по всем номинациям и участников праздника.

ВЕЛИКИЙ СКАЗОЧНИК



   Ганс – Кристиан Андерсен родился в 1805 г. в старом датском городе Оденсе (им. падеж – ред. ), в семье сапожника на острове Фюн. Городок находился в котловине, где почти всегда застаивался туман. Оденсе славился своими резчиками по дереву. В старости он занимался тем, что вырезал всякие причудливые игрушки – людей с птичьими головами, или коров с крыльями. И раздавал эти фигурки соседским мальчишкам.
   Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук и несколько вазочек на окнах, в них цвели тюльпаны.


   Мальчик любил выдумывать невероятные истории.
   В доме у Андерсенов у мальчика был только один благодарный слушатель – старый кот по имени Карл. Но у Карла был крупный недостаток: кот часто засыпал, не дослушав до конца интересную сказку. Но мальчик не сердился на старого кота: он все ему прощал за то, что Карл никогда не позволял себе сомневаться в существовании колдуний,  догадливых трубочистов, говорящих цветов и лягушек с бриллиантовыми коронами на голове.
   Первые сказки мальчик услышал от отца и старух из соседней богадельни. Весь день они пряли серую шерсть и бормотали свои нехитрые рассказы. Мальчик переделывал эти рассказы по-своему, украшал их, как бы расценивая свежими красками, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их, но уже от себя, богоделкам. А те только ахали и шептались между собой, что маленький Кристиан слишком умен. Мальчик умел радоваться всему интересному и хорошему, что попадается на каждом шагу и на каждой тропинке. Редкая способность Андерсена замечать то, что ускользает от ленивых глаз.
   В Оденсе был свой театр, там маленький Кристиан впервые увидел пьесу с романтическим названием «Дунайская дева». Он был ошеломлен этим спектаклем и с тех пор стал ярым театралом на всю свою жизнь, до самой смерти.
Но на театр не было денег. И мальчик заменил подлинные спектакли воображаемыми. Он подружился с городским расклейщиком афиш, начал помогать ему, а за это получал в подарок афишу каждого нового спектакля.
   Кристиан приносил афишу домой, забивался в угол и тут же выдумывал свою захватывающую дух пьесу, под тем же названием, что и на афише. Мальчик был автором и актером, музыкантом и художником, осветителем и певцом.
Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. Он занимался тем, что мечтал. Это обстоятельство даже помешало ему вовремя научиться грамоте: он одолел ее позже, чем все мальчики его возраста.
      Родители же мечтали сделать из мальчика хорошего портного. Мать учила его кроить и шить. Но мальчик если что-либо шил, то только пестрые платья из лоскутков для своих театральных кукол (у него был свой домашний театр), а вместо кройки он научился виртуозно вырезать из бумаги узоры и маленьких танцовщиц. Этим искусством он по поражал всех даже в годы своей старости. Когда Кристиану исполнилось 14 лет, умер его отец. Вскоре после смерти отца Андерсен отпросился у матери и на жалкие сбережные гроши уехал в столицу Копенгаген – завоевать счастье, хотя он сам еще толком не знал, в чем оно заключается.
      Было много огорчений и обид, особенно в первые годы в Копенгагене, в годы нищеты и пренебрежительного покровительства со стороны признанных поэтов, писателей и музыкантов
   Слишком часто, даже в старости, Андерсену давали понять, что он «бедный родственник» в датской литературе и что ему – сыну сапожника и бедняка – следует знать свое место среди господ советников и профессоров.
   Андерсен говорил, что за свою жизнь он выпил не одну чашу горечи. Его замалчивали, на него клеветали, над ним насмехались. Он страдал, но не покорялся. Он часто негодовал. Он гордился своей кровной близостью к беднякам – к крестьянам и рабочим. В «Союзе рабочих» он первый из детских писателей начал читать рабочим свои удивительные сказки.
   На 23 году жизни выходит первая книга Андерсена «Прогулка на остров Амагер». В этой книге сказочник выпустил в мир «пестрый рой своих фантазий». На скудный гонорар от своих книг Андерсен устремился в путешествие по Европе: поездка, встречи, знакомства с писателями, поэтами, музыкантами, художниками.
   Он писал всюду, где его заставала жажда писать: Рим и Париж, Афины и Константинополь, Лондон и Амстердам. Андерсен писал быстро, хотя потом долго и придирчиво правил свои рукописи. Он был чистейшим образцом импровизации.
   Умер Андерсен в 1875 году. Несмотря на частые невзгоды ему выпало на долю подлинное счастье – быть обласканным своим народом. Он был поэтом бедняком, несмотря на то, что короли считать за честь пожать его сухощавую руку.
   Он был народным певцом. Вся его жизнь свидетельствует о том, что сокровища подлинного искусства заключены только в сознании народа и нигде больше.
Поэзия насыщает сердце народа подобно тому, как мириады капелек влаги насыщают воздух Дании. Поэтому нигде нет таких широких и ярких радуг, как там.
   Пусть же это радуги почаще сверкают, как многоцветные триумфальные арки, над могилкой великого сказочника Андерсена и над кустами его любимых белых роз.


 

Литературная игра-викторина для учащихся
1-4 классов
«МОЙ ЛЮБИМЫЙ СКАЗОЧНИК»

Цель: в игровой форме закрепить знания учащихся по детской литературе; развивать интерес к чтению, память, речь, внимание; научить работать в команде, культуре поведения на праздниках.

Ход игры: 1. «Звездный час»
2. Зрительский конкурс
3. Конкурс «Бюро находок»
4. «Узнай сказку по рисунку» с выставки.
5. Конкурс «Угадай сказку»
6. «Портреты героев»
7. Зрительские конкурсы
8. Отгадай кроссворд
9. Заключение
Произведения для повторения:
Сказки Х.К.Андерсена:
«Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Огниво», «Русалочка», «Свинопас», «Оле-Лукое», «Снежная королева», «Золотой мальчик», «Стойкий оловянный солдатик», «Красные башмачки», «О том, как буря перевесила вывески», «Принцесса на горошине», «Дюймовочка», «Соловей», «Снеговик», «Дорожный товарищ», «Под ивою», «На утином дворе», «Дворовый петух и флюгерный», «Аисты», «Новое платье короля»


 

 

Ведущий:
Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 г. в Дании в городке Оденсе. Чем же был богат этот мальчик? У него были самодельные игрушки, кукольный картонный театр и куча старых театральных афиш. Билет в настоящий театр был не по карману сыну сапожника. Ханс забивался дома в уголок и сочинял там спектакли потешались и дразнили фантазером. Но Ханс Кристиан вырос и стал писателем. Его сказки вы, надеюсь, сейчас вспомните.
(Играют две команды. Им нужно заранее придумать названия и девизы, имеющие отношение к творчеству Андерсена).

Команда «Огниво»


Мы сверкаем, мы сверкаем,
Мы добро лишь излучаем,
Никогда не унываем,
Потому что мы – друзья!



Команды «Путешественники по сказкам»
В сказочный мир мы сегодня идем
И за собой всех ребят позовем.
Мы дружная команда, веселые друзья,
Со сказкою рядом шагаем всегда!

1. «Звездный час»

1.В какой стране жил великий сказочник Х.К.Андерсен? (Жирным шрифтом отмечен верный ответ)
Швеция
Германия
Дания

2.Какие из трех произведений не принадлежит перу Андерсена. Назовите его:


«Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Золотой гусь» (братья Гримм)
3.Из трех предложенных предметов два взяты из сказки «Огниво». Определите лишний предмет.
Монеты, Сабля, Оловянный солдатик

4.Из какой сказки эта песенка? «Ах, мой милый Августин, все прошло, все!»


«Русалочка», «Свинопас», «Оле-Лукойе»

5.Кто из героев Андерсена мог сказать о себе такое: «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала троллей, и я все стал видеть злым и безобразным».


Кай, Герда, солдат


 

КРОССВОРД «Великий сказочник»

1. Родина Андерсена  (Дания)


2. Волшебный предмет, которому служили три глазастые собаки (Огниво)
3. Подруга Кая (Герда)
4. В него превратился Гадкий утенок (Лебедь)
5. Из нее Элиза вязала рубашки, чтобы расколдовать братьев (Крапива)
6. Она обменяла голос на ноги (Русалочка)
7. Птичка, которая заставила плакать императора (Соловей)
8. Его целовала принцесса за всякие безделушки. (Свинопас)



В выделенной полосе получится слово АНДЕРСЕН

Викторины по сказкам АНДЕРСЕНА




Викторина по сказке «Дюймовочка»

1. Автор сказки «Дюймовочка». (Андерсен)


2. Цветок, из которого появилась девочка. (Тюльпан)
3. Чему равен рост Дюймовочки? (Одному дюйму)
4. Кто на всю зиму приютил Дюймовочку?
5. Подземный жених. (Крот)
6. Чем для Дюймовочки была скорлупа грецкого ореха? (Колыбелью)
7. Кто спас Дюймовочку от жабы? (Мотылек)
8. Кого  спасла Дюймовочка в подземелье? (Ласточку)
9. Кто не захотел жениться на Дюймовочке? (Жук)
10. Самое трудное время года для Дюймовочки. (Осень,зима)

Викторина по сказке «Русалочка»

1. Кто был спасен Русалочкой? (Принц)
2. Время суток, когда Русалочки не спали. (Ночью)
3. Что слышал принц, и это волновало и завораживало его? (Песня русалочки)
4. Кто помог Русалочке стать девушкой земной? (Ведьма)
5. Что взамен ног взяла ведьма? (Голос)
6. Что отдали Ведьме сестры Русалочки? (Волосы)
7. Что осталось вместо Русалочки? (Морская пена)



Викторина по сказке «Снежная королева»

1. Что разбилось на зловещие осколки? (Зеркало)


2. Имя друга Герды. (Кай)
3. Кто искал Кая. (Герда)
4. Что выращивали Кай и Герда? (Розы)


5. «Плохая» девочка, оказавшаяся очень доброй.(Маленькая разбойница) 
6. Имя вороны.(Ручная ворона)
7. Красавец – зверь, на котором скакала Герда.(Северный олень)
8. Какое слово надо было сложить из льдинок? (Вечность)
 


                   ВЕСЕЛЫЙ АУКЦИОН

Продается книга, но не за деньги, а за правильный ответ на вопрос:

Что возьмешь за него? – спросила она.
Десять поцелуев.
Как можно! – сказала она.
А дешевле нельзя! О чем идет речь? (Горшочек – «Свинопас»)

Ну, давай мне его! – сказала она.


На что тебе это! – спросил он
Не твое дело! – сказала она. Получил деньги. Отдавай.
Ну нет! – сказал. Говори сейчас же, зачем тебе оно, не то я вытащу саблю да отрублю тебе голову.
Не скажу! – ответила она.
О чем идет речь? (Огниво – «Огниво»)



Ну, как дела? – спросила она.
Да вот одно никак не лопается.
А ну-ка покажи мне его, которое не лопается.
Вот точно так же и меня однажды провели.
И хлопот же мне было с ним… Брось его…
(Утки о яйце из сказки «Гадкий утенок»)

Как это мило сделано! – воскликнули они.


Больше чем мило, – сказал император. – Это прямо недурно.
Фи! Это вовсе не искусственная, а самая настоящая!
О чем идет речь? (О розе из сказки «Свинопас»)


 

                         «Бюро находок»

Ведущая: Ребята, представьте, что ночью, когда вас не было, в классе побывали гости. Вот их забытые вещи. Давайте вернем их владельцам! Кому же принадлежат эти предметы?

Задания первой команде:
Зонтик. (Оле-Лукойе)
Горошина (Принцесса, «Принцесса на горошине»)
Санки. (Каю, «Снежная Королева»)
Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочке)

Задания второй команде:


Бумажный кораблик (Солдатику, «Стойкий оловянный солдатик»);
Крапива (Элизе, «Дикие лебеди») ;
Белая и красная розы (Герде и Каю, «Снежная королева») ;
Музыкальный горшочек (Принцу, «Свинопас») .


 

                       «Портреты героев»
Команды должны узнать, о каких персонажах идет речь
Задание первой команде (их задает вторая команда).


 
«В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развевались блестящие крылышки» (Эльф, «Дюймовочка»).


 
«Она была прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и все-таки живая! Глаза ее сверкали как звезды, но в них не было ни теплоты, ни красоты» («Снежная королева») ;



«Они уже ходили в школу, на груди у каждого красовалась звезда, а сбоку гремела сабля; писали они на золотых досках алмазными грифелями и отлично умели читать – хоть по книжке, хоть наизусть – все равно. Сразу было слышно, что читают настоящие принцы! У них была сестрица…» (Одиннадцать братьев-принцев, «Дикие лебеди») ;

Задание второй команде (задает первая команда)


«Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая…» (Принцесса, «Принцесса на горошине») ;



Шел солдат по дороге: раз-два! Раз-два! ранец за спиной, сабля сбоку; он шел домой» (Солдат «Огниво»);


 
«Было когда-то двадцать пять солдатиков, родных братьев по матери – старой оловянной ложке. Ружье на плече, голова прямо, красный с синим мундир – ну прелесть, что за солдаты. Все солдатики были совершенно одинаковы, кроме одного. На него не хватило олова, и он был одноногим» (Солдатик, «Стойкий оловянный солдатик»)


 

Ведущая: Я вижу, все немного устали! Объявляется перерыв! Наши артисты сейчас предложат вниманию гостей маленький спектакль А команды должны будут узнать сказку Андерсена.

Сценарий сказки «Принцесса на горошине» Г.Х.Андерсена.

 

Ведущий – Щипунова Анна

Принц – Зайцев Игорь

Принцесса – Плешкова Лена

Королева – Горькавая Даша

Король – Качалов Алеша 

 

Ведущий: Жил-был один принц, и захотелось ему жениться на

                  принцессе.

Принц: Я объездил весь свет, чтобы найти себе невесту, да так

               и не нашел. Я никак не смог узнать, настоящие они или нет.

               Всем им чего-нибудь не хватало. Поэтому я вернулся домой

               очень огорченный, - уж очень хотелось найти

               настоящую принцессу.

Ведущий: Однажды вечером разыгралась непогода: гремел гром,

               сверкала молния, дождь лил как из ведра. Вдруг кто-то

                постучал в городские ворота и король пошел отпирать.

                За воротами стояла мокрая от дождя девушка.

Принцесса: Пустите меня переночевать, я вся промокла. Да не

                подумайте ничего плохого, я настоящая принцесса.

Королева: Ну, это уж мы проверим.

Ведущий: – подумала королева.

                Но ничего не сказала и молча пошла в спальню.

                На голые доски кровати она положила горошину и

                прикрыла ее тюфяками и перинами.

                На эту кровать уложили принцессу спать.

                Утром ее королева спросила.

Королева: - Как принцесса спала?

Принцесса: - Ах, очень плохо! Я почти всю ночь напролет

                 глаз не смыкала. Один бог знает, что такое попало мне в

                 постель. Я лежала на чем-то твердом, и теперь у меня

                 все тело в синяках. Это просто ужасно!

Королева: Да, ты, настоящая принцесса, раз почувствовала маленькую

                Горошину. Столь чувствительной может быть только

                настоящая принцесса!

Ведущий: Тогда принц женился на ней – теперь он не сомневался,

                то нашел настоящую принцессу. А горошина попала в

                 кунсткамеру, где лежит до сих пор.

 

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Ведущая: В 1956 г. Международным советом по книгам для детей и юношества была основана международная премия Х.К.Андерсена, присуждается она один раз в два года в апреле. Поначалу премия Андерсена присуждалась только автору лучшей детской книги, а с 1966 г. ее выдают еще и лучшему художнику-иллюстратору. В разные годы премию получали писатели: Джанни Родари (Италия); Астрид Линдгрен (Швеция); художник Татьяна Маврина из России и другие.


Все лауреаты получили красивые медали с профилем Андерсена.
С 1967 г. день рождения Х.К.Андерсена (2 апреля) стал отмечаться еще и как Международный день детской книги.


 


Подведение итогов, награждение команд и победителей в зрительских конкурсах. 

 

                           Сценарий



 закрытия Недели детской книги(2009 Г.).

Библиотекарь: Здравствуйте, дорогие ребята!

Мы снова рады приветствовать вас здесь в этом уютном зале на заключительном празднике, завершающем нашу Неделю детской книги, посвященную Хансу Кристиану Андерсену. А почему я не слышу ваших аплодисментов нашему юбиляру? И не вижу ваших улыбок? А ведь ученые уже давно доказали, что улыбка сохраняет фигуру (это для девочек), препятствует облысению (это для мальчиков) и всем продлевает жизнь ровно на пять минут! Поэтому, пожалуйста, повернитесь друг к другу и улыбнитесь. И хорошее настроение на сегодняшний день вам обеспечено!

Но давайте все-таки сейчас вспомним, а какой день рождения замечательного сказочника мы с вами отметили? (ответ детей).
Когда слышишь имя Ханса Кристиана Андерсена, то перед глазами возникают всем знакомые любимые сказочные герои: бесстрашная девочка Герда, идущая в ледяное царство, чтобы освободить мальчика Кая от волшебных чар Снежной королевы; трудолюбивая и добрая Дюймовочка, которая прошла все испытания и нашла своё счастье в чудесной солнечной стране эльфов; стойкий оловянный солдатик и много, много других.

И сегодня, на наш праздник книги прилетели герои сказок Андерсена из далекой Дании. Итак, ребята, встречайте! Пусть сказочные герои представятся, а еще лучше, если они загадают вам загадку про себя, а вы отгадаете, кто это и из какой сказки пришли!  Ну что, попробуем отгадать?


(выступление костюмированных героев)

Я пролетаю над землей,
На мне кафтан горит огнем,
Забудешь скуку ты со мной,
Как маленький Ялмар,
Когда раскрою над тобой
Я зонт чудесный свой.  
 (Оле-Лукойе)

На мне жениться хочет
Слепой и жадный Крот.
Мышь надо мной хохочет,
А ласточка спасет!   (Дюймовочка)

Налетела злая вьюга,
Ах! Я потеряла друга.     (Герда)

Меня слепым зовут всегда,
Но это вовсе не беда.
Я под землей построил дом,
Все кладовые полны в нем. (Крот)

Да, я спала хорошо,… но не слишком!
Будто всю ночь на камнях лежала.
Я почти глаз не сомкнула, и – ах!
Все мое тело теперь в синяках. (Принцесса на горошине)

История забавная –
Исколесил полсвета я,
Искал невесту славную.
Как много на земле принцесс
Со взглядами манящими!
Но вызывают интерес
Лишь только настоящие.      (Принц)

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, звончей?
Кто же это? … (Соловей)

Чок, чок, пятачок,
Сзади розовый крючок,
Посреди бочонок, голос тонок, звонок.   (Свинья)

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь
Тут же вдоволь нажжужусь…..(жук)

 

Ах, что же делать мне, друзья?
Библиотекарь:  Наш юный друг!
Бери с собой в дорогу
Своих любимых сказочных друзей.
В заветный час они тебе помогут
Найти мечту и сделать жизнь светлей!

В начале Недели, ребята, вы узнали, что Х.К.Андерсен родился 2 апреля 1805 года в семье сапожника в небольшом датском городке Оденсе. Рано потеряв отца, Андерсен уезжает в большой город, столицу Дании – Копенгаген. Он пишет стихи, пьесы, романы. А сказки сделали его известным всему миру. Сколько сказок написал Х.К.Андерсен за свою жизнь? (более 170-ти)


А сейчас мы посмотрим инсценированные отрывки  из сказок Андерсена, которые подготовили нам ученики 4-А класса.
 (можно выбрать лучшие инсценировки Недели и показать на заключительном празднике)
Спасибо, ребята!
Кто из нас не мечтал быть самым-самым? Сегодня мы подводим итоги Недели детской книги, и сейчас будут объявлены победители различных номинаций.

Хочешь все на свете знать?


В библиотеку приходи опять!
В ней лекарство от зевоты –
Игры, песни, анекдоты.
И микстура от тоски –
Сказки, комиксы, стихи!

Итак, объявляется первая номинация


«Лучший знаток сказок Андерсена»
За активное участие в конкурсах, викторинах, литературных играх награждается…
Лучшим знатоком сказок Андерсена 1-а класса становится…
Струговец Антон ученик 3 а класса.

Краски акварельные, прозрачные, свирельные,


Легче пуха облака,
Солнце ярко-красное,
Машет крыльями слегка
Бабочка атласная.
Кистью влажною чуть-чуть
Прикоснешься к краске,-
Мчится конь в далекий путь
В акварельной сказке.

Согласитесь, книгу с картинками (иллюстрациями) читать гораздо интереснее. Ведь картинки помогают нам лучше представить себе героев и события. В Неделю детской книги вам представилась такая возможность, как самим стать художниками-иллюстраторами книг Х.К.Андерсена.


Рисунки сдавали до последнего дня. Жюри было сложно определить самых-самых, но все-таки…

И сейчас объявляется следующая номинация:




страница 1 страница 2

Смотрите также: