страница 1 страница 2 страница 3 | страница 4 | страница 5
4 Общие положения 4.1 Общая характеристика специальности
4.1.1 Подготовка выпускника по специальности Программное обеспечение информационных технологий обеспечивает получение профессиональной квалификации инженер-программист.
4.1.2 Специальность в соответствии с ОКРБ 011-2001 относится к профилю Техника и технология подготовки специалистов с высшим образованием и имеет обозначение 1-40 01 01.
4.2 Требования к предшествующему уровню подготовки
4.2.1 Предшествующий уровень образования должен быть не ниже общего среднего образования и должен быть подтвержден документом государственного образца или приравненным к нему документом.
4.2.2 Уровень подготовки абитуриента устанавливается в соответствии с утвержденными Правилами приема в высшие учебные заведения Республики Беларусь по дисциплинам:
-
белорусский язык или русский язык (на выбор);
-
математика;
-
физика.
4.3 Общие цели подготовки специалиста
Общие цели подготовки специалиста:
-
формирование и развитие социально-профессиональной компетентности, позволяющей сочетать академические, профессиональные, социально-личностные компетенции для решения задач в сфере профессиональной и социальной деятельности;
-
формирование навыков профессиональной деятельности, заключающейся в умении ставить задачи, вырабатывать и принимать решения с учетом их социальных, экологических и экономических последствий, планировать и организовывать работу коллектива;
-
формирование навыков исследовательской работы, заключающейся в планировании и проведении научного эксперимента, в умении проводить научный анализ полученных результатов, осуществлять творческое применение научных достижений в области программного обеспечения информационных технологий.
4.4 Формы обучения по специальности
Обучение по специальности предусматривает следующие формы:
очная (дневная, вечерняя), заочная.
4.5 Сроки подготовки специалиста
Нормативный срок подготовки специалиста при дневной форме обучения составляет 5 лет; не менее 300 зачетных единиц.
Нормативный срок подготовки специалиста по вечерней и заочной формам обучения увеличивается соответственно на 1 год.
5 Квалификационная характеристика специалиста 5.1 Сфера профессиональной деятельности
Сфера профессиональной деятельности специалиста на основе совокупности естественнонаучных, фундаментальных, общепрофессиональных и специальных знаний:
-
разработка программного обеспечения вычислительных систем и информационных технологий;
-
сопровождение и эксплуатация программного обеспечения вычислительных систем и информационных технологий;
-
осуществление научных и экспериментальных исследований в области программного обеспечения;
-
обучение и подготовка специалистов в области программного обеспечения вычислительных систем и информационных технологий.
5.2 Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности специалиста являются: программные и технические средства компьютерной техники, компьютерных систем и сетей.
5.3 Виды профессиональной деятельности
Выпускник вуза после адаптации до 1 года должен быть компетентным в следующих видах деятельности:
-
проектно-производственной и эксплуатационной;
-
научно-исследовательской и образовательной;
-
организационно-управленческой;
-
инновационной.
5.4 Задачи профессиональной деятельности
Выпускник вуза должен быть компетентен решать следующие профессиональные задачи:
-
теоретические и экспериментальные исследования, связанные с разработкой, совершенствованием или оценкой программных средств;
-
анализ предметной области и разработка требований к создаваемым программным средствам и системам;
-
эскизное проектирование программных средств и систем;
-
техническое проектирование программных средств;
-
кодирование программных средств;
-
тестирование, верификация и аттестация программных средств;
-
измерение, оценка качества программных средств;
-
документирование программных средств;
-
сопровождение программных средств;
-
эксплуатация программных средств, компьютерных систем и сетей;
-
управление программными проектами;
-
обучение и повышение квалификации персонала.
5.5 Состав компетенций
Подготовка специалиста должна обеспечивать формирование следующих групп компетенций:
академических, включающих способность и умение учиться, знания и умения, приобретенные в результате изучения дисциплин, предусмотренных учебным планом;
социально-личностных, включающих культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства, умение следовать им;
профессиональных, включающих знания и умения формулировать проблемы и решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.
6 Требования к уровню подготовки выпускника 6.1 Общие требования к уровню подготовки
6.1.1 Выпускник должен иметь достаточный уровень знаний и умений в области социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, дисциплин специализации для осуществления социально-профессиональной деятельности.
6.1.2 Выпускник должен уметь непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы социально-экономической и духовной жизни общества, знать идеологию белорусского государства, нравственные и правовые нормы, уметь учитывать их в своей профессиональной деятельности и жизнедеятельности.
6.1.3 Выпускник должен владеть государственными языками (белорусским, русским), одним или несколькими иностранными языками, быть готовым к постоянному профессиональному, культурному и физическому самосовершенствованию.
6.2 Требования к академическим компетенциям
Выпускник должен обладать следующими академическими компетенциями:
-
уметь работать самостоятельно и постоянно повышать свой профессиональный уровень;
-
применять полученные базовые научно-теоретические знания для решения научных и практических задач в области создания и совершенствования программного обеспечения информационных технологий;
-
иметь навыки организации проведения исследования, информационного обеспечения, а также системного и сравнительного анализа;
-
осуществлять комплексный подход к решению профессиональных проблем;
-
разрабатывать бизнес-планы технологических задач;
-
использовать технические и программные средства компьютерной техники;
-
уметь создавать и использовать в своей деятельности объекты интеллектуальной собственности;
-
применять методы математической статистики при обработке данных эксперимента;
-
уметь грамотно оформлять различные документы и излагать результаты исследований;
-
формулировать и выдвигать новые идеи.
6.3 Требования к социально-личностным компетенциям
Выпускник должен иметь следующие социально-личностные компетенции:
-
иметь высокую гражданственность и патриотизм, знать права и соблюдать обязанности гражданина;
-
иметь способность к социальному взаимодействию и межличностным коммуникациям;
-
знать и соблюдать нормы здорового образа жизни;
-
иметь способность к критике и самокритике;
-
уметь работать в коллективе;
-
использовать знания основ социологии, физиологии и психологии труда;
-
иметь способность находить правильные решения в условиях чрезвычайных ситуаций.
6.4 Требования к профессиональным компетенциям
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности, быть способным:
в проектно-производственной и эксплуатационной:
-
владеть современными технологиями анализа предметной области и разработки функциональных и нефункциональных требований к создаваемым системам и программным средствам;
-
владеть современными технологиями проектирования сложных систем и программных средств;
-
проводить технико-экономическую оценку вариантов проекта;
-
программировать на профессиональном уровне с учетом ресурсов и возможностей конкретного компьютера, требований стандартов, ограничений проекта;
-
использовать автоматизированные средства разработки программных средств;
-
владеть современными технологиями тестирования, отладки, верификации и аттестации программных средств;
-
управлять процессами жизненного цикла программных средств;
-
владеть вопросами информационно-методического и нормативно-правового обеспечения процессов развития информатизации общества;
-
владеть вопросами информационной безопасности;
-
владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации в сфере своей профессиональной деятельности;
-
владеть методами эффективной эксплуатации программных средств;
-
администрировать компьютерные системы и сети;
-
конфигурировать компьютерные системы и сети для конкретных задач определенного круга пользователей;
-
информации;
в научно-исследовательской и образовательной:
-
принимать участие в научных исследованиях, связанных с разработкой новых или совершенствованием и развитием имеющихся программных средств;
-
выполнять теоретические и экспериментальные исследования, различные виды моделирования автоматизируемых предметных областей;
-
выполнять оценку качества программных средств;
-
приобретать новые знания, используя современные информационные технологии;
-
повышать квалификацию своих подчиненных в области программного обеспечения информационных технологий;
-
организовывать и вести обучение обслуживающего персонала и пользователей;
в организационно-управленческой:
-
организовывать собственный труд и работу других исполнителей в соответствии с поставленными задачами, условиями и сроками их выполнения, планировать фонды оплаты труда;
-
контролировать и поддерживать трудовую и производственную дисциплину;
-
эффективно взаимодействовать со специалистами других подразделений и предприятий, разрабатывать и оформлять соответствующую документацию;
-
оценивать затраты труда, результаты и качество работы исполнителей;
-
анализировать работу по установленному заданию, оформлять отчеты, готовить материалы и информацию для руководства;
-
пользоваться глобальными информационными ресурсами;
-
владеть современными средствами телекоммуникаций.
-
работать с юридической литературой и трудовым законодательством;
в инновационной:
-
разрабатывать бизнес-планы создания новых технологий в области информатики и радиоэлектроники;
-
оценивать конкурентоспособность и экономическую эффективность разрабатываемых технологий;
-
проводить опытно-технологические работы при освоении новых электрохимических технологий, опытно-промышленную проверку и испытания разрабатываемых материалов и изделий;
-
составлять договора на выполнение научно-исследовательских работ, а также договора о совместной деятельности по освоению новых технологий;
-
готовить проекты лицензионных договоров о передаче прав на использование объектов интеллектуальной собственности.
страница 1 страница 2 страница 3 | страница 4 | страница 5
|