Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 страница 3 | страница 4 | страница 5

4 Общие положения

4.1 Общая характеристика специальности

4.1.1 Подготовка выпускника по специальности Программное обеспечение информационных технологий обеспечивает получение профессиональной квалификации инженер-программист.

4.1.2 Специальность в соответствии с ОКРБ 011-2001 относится к профилю Техника и технология подготовки специалистов с высшим образованием и имеет обозначение 1-40 01 01.

4.2 Требования к предшествующему уровню подготовки

4.2.1 Предшествующий уровень образования должен быть не ниже общего среднего образования и должен быть подтвержден документом государственного образца или приравненным к нему документом.

4.2.2 Уровень подготовки абитуриента устанавливается в соответствии с утвержденными Правилами приема в высшие учебные заведения Республики Беларусь по дисциплинам:


  • белорусский язык или русский язык (на выбор);

  • математика;

  • физика.

4.3 Общие цели подготовки специалиста


Общие цели подготовки специалиста:

  • формирование и развитие социально-профессиональной компетентности, позволяющей сочетать академические, профессиональные, социально-личностные компетенции для решения задач в сфере профессиональной и социальной деятельности;

  • формирование навыков профессиональной деятельности, заключающейся в умении ставить задачи, вырабатывать и принимать решения с учетом их социальных, экологических и экономических последствий, планировать и организовывать работу коллектива;

  • формирование навыков исследовательской работы, заключающейся в планировании и проведении научного эксперимента, в умении проводить научный анализ полученных результатов, осуществлять творческое применение научных достижений в области программного обеспечения информационных технологий.

4.4 Формы обучения по специальности

Обучение по специальности предусматривает следующие формы:

очная (дневная, вечерняя), заочная.
4.5 Сроки подготовки специалиста
Нормативный срок подготовки специалиста при дневной форме обучения составляет 5 лет; не менее 300 зачетных единиц.

Нормативный срок подготовки специалиста по вечерней и заочной формам обучения увеличивается соответственно на 1 год.



5 Квалификационная характеристика специалиста

5.1 Сфера профессиональной деятельности

Сфера профессиональной деятельности специалиста на основе совокупности естественнонаучных, фундаментальных, общепрофессиональных и специальных знаний:



  • разработка программного обеспечения вычислительных систем и информационных технологий;

  • сопровождение и эксплуатация программного обеспечения вычислительных систем и информационных технологий;

  • осуществление научных и экспериментальных исследований в области программного обеспечения;

  • обучение и подготовка специалистов в области программного обеспечения вычислительных систем и информационных технологий.

5.2 Объекты профессиональной деятельности

Объектами профессиональной деятельности специалиста являются: программные и технические средства компьютерной техники, компьютерных систем и сетей.


5.3 Виды профессиональной деятельности

Выпускник вуза после адаптации до 1 года должен быть компетентным в следующих видах деятельности:



  • проектно-производственной и эксплуатационной;

  • научно-исследовательской и образовательной;

  • организационно-управленческой;

  • инновационной.

5.4 Задачи профессиональной деятельности

Выпускник вуза должен быть компетентен решать следующие профессиональные задачи:



  • теоретические и экспериментальные исследования, связанные с разработкой, совершенствованием или оценкой программных средств;

  • анализ предметной области и разработка требований к создаваемым программным средствам и системам;

  • эскизное проектирование программных средств и систем;

  • техническое проектирование программных средств;

  • кодирование программных средств;

  • тестирование, верификация и аттестация программных средств;

  • измерение, оценка качества программных средств;

  • документирование программных средств;

  • сопровождение программных средств;

  • эксплуатация программных средств, компьютерных систем и сетей;

  • управление программными проектами;

  • обучение и повышение квалификации персонала.

5.5 Состав компетенций


Подготовка специалиста должна обеспечивать формирование следующих групп компетенций:

академических, включающих способность и умение учиться, знания и умения, приобретенные в результате изучения дисциплин, предусмотренных учебным планом;

социально-личностных, включающих культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства, умение следовать им;

профессиональных, включающих знания и умения формулировать проблемы и решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.

6 Требования к уровню подготовки выпускника

6.1 Общие требования к уровню подготовки

6.1.1 Выпускник должен иметь достаточный уровень знаний и умений в области социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, дисциплин специализации для осуществления социально-профессиональной деятельности.

6.1.2 Выпускник должен уметь непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы социально-экономической и духовной жизни общества, знать идеологию белорусского государства, нравственные и правовые нормы, уметь учитывать их в своей профессиональной деятельности и жизнедеятельности.

6.1.3 Выпускник должен владеть государственными языками (белорусским, русским), одним или несколькими иностранными языками, быть готовым к постоянному профессиональному, культурному и физическому самосовершенствованию.


6.2 Требования к академическим компетенциям

Выпускник должен обладать следующими академическими компетенциями:



  • уметь работать самостоятельно и постоянно повышать свой профессиональный уровень;

  • применять полученные базовые научно-теоретические знания для решения научных и практических задач в области создания и совершенствования программного обеспечения информационных технологий;

  • иметь навыки организации проведения исследования, информационного обеспечения, а также системного и сравнительного анализа;

  • осуществлять комплексный подход к решению профессиональных проблем;

  • разрабатывать бизнес-планы технологических задач;

  • использовать технические и программные средства компьютерной техники;

  • уметь создавать и использовать в своей деятельности объекты интеллектуальной собственности;

    • применять методы математической статистики при обработке данных эксперимента;

  • уметь грамотно оформлять различные документы и излагать результаты исследований;

  • формулировать и выдвигать новые идеи.



6.3 Требования к социально-личностным компетенциям

Выпускник должен иметь следующие социально-личностные компетенции:



  • иметь высокую гражданственность и патриотизм, знать права и соблюдать обязанности гражданина;

  • иметь способность к социальному взаимодействию и межличностным коммуникациям;

  • знать и соблюдать нормы здорового образа жизни;

  • иметь способность к критике и самокритике;

  • уметь работать в коллективе;

  • использовать знания основ социологии, физиологии и психологии труда;

  • иметь способность находить правильные решения в условиях чрезвычайных ситуаций.

6.4 Требования к профессиональным компетенциям

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности, быть способным:



в проектно-производственной и эксплуатационной:

  • владеть современными технологиями анализа предметной области и разработки функциональных и нефункциональных требований к создаваемым системам и программным средствам;

  • владеть современными технологиями проектирования сложных систем и программных средств;

  • проводить технико-экономическую оценку вариантов проекта;

  • программировать на профессиональном уровне с учетом ресурсов и возможностей конкретного компьютера, требований стандартов, ограничений проекта;

  • использовать автоматизированные средства разработки программных средств;

  • владеть современными технологиями тестирования, отладки, верификации и аттестации программных средств;

  • управлять процессами жизненного цикла программных средств;

  • владеть вопросами информационно-методического и нормативно-правового обеспечения процессов развития информатизации общества;

  • владеть вопросами информационной безопасности;

  • владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации в сфере своей профессиональной деятельности;

  • владеть методами эффективной эксплуатации программных средств;

  • администрировать компьютерные системы и сети;

  • конфигурировать компьютерные системы и сети для конкретных задач определенного круга пользователей;

  • информации;

в научно-исследовательской и образовательной:

  • принимать участие в научных исследованиях, связанных с разработкой новых или совершенствованием и развитием имеющихся программных средств;

  • выполнять теоретические и экспериментальные исследования, различные виды моделирования автоматизируемых предметных областей;

  • выполнять оценку качества программных средств;

  • приобретать новые знания, используя современные информационные технологии;

  • повышать квалификацию своих подчиненных в области программного обеспечения информационных технологий;

  • организовывать и вести обучение обслуживающего персонала и пользователей;

в организационно-управленческой:

  • организовывать собственный труд и работу других исполнителей в соответствии с поставленными задачами, условиями и сроками их выполнения, планировать фонды оплаты труда;

  • контролировать и поддерживать трудовую и производственную дисциплину;

  • эффективно взаимодействовать со специалистами других подразделений и предприятий, разрабатывать и оформлять соответствующую документацию;

  • оценивать затраты труда, результаты и качество работы исполнителей;

  • анализировать работу по установленному заданию, оформлять отчеты, готовить материалы и информацию для руководства;

  • пользоваться глобальными информационными ресурсами;

  • владеть современными средствами телекоммуникаций.

  • работать с юридической литературой и трудовым законодательством;

в инновационной:

  • разрабатывать бизнес-планы создания новых технологий в области информатики и радиоэлектроники;

  • оценивать конкурентоспособность и экономическую эффективность разрабатываемых технологий;

  • проводить опытно-технологические работы при освоении новых электрохимических технологий, опытно-промышленную проверку и испытания разрабатываемых материалов и изделий;

  • составлять договора на выполнение научно-исследовательских работ, а также договора о совместной деятельности по освоению новых технологий;

  • готовить проекты лицензионных договоров о передаче прав на использование объектов интеллектуальной собственности.





страница 1 страница 2 страница 3 | страница 4 | страница 5

Смотрите также: