Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Тема: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ПТИЦ

Класс: 8 класс

ЦЕЛЬ:

  1. обобщить знания учащихся о среде обитания, приспособленности к ней, раскрыть особенности приспособленности птиц к среде обитания, обобщить знания учащихся о значении птиц в природе и жизни человека.

  2. Развитие экологической культуры учащихся;

  3. прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, с изображением птиц разных экологических групп.
ТИП УРОКА: урок систематизации знаний.

ХОД УРОКА:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

– Добрый день, мои юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень необычная работа. Для этого мне понадобиться ваша помощь. Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак (открытые ладошки). Ответьте мне, пожалуйста, этим же знаком те, кто хочет начать работу со мной? (ладошки). Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей!


2. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

А. Фронтальный опрос.

1. Какие особенности внешнего строения отличают птиц от других наземных позвоночных животных?

2. Перечислите признаки птиц характерные для полета.

3. От какого класса произошли птицы?

4. Перечислите признаки характерные для класса пресмыкающиеся и класса птиц.

5. Какие изменения произошли в скелете птиц в связи с приспособлением к полету?

6. Опишите строение пера.

7. Какие типы перьев вы знаете?

8. Какие изменения произошли в пищеварительной системе птиц в связи с типом питания?

9. Опишите механизм двойного дыхания.

10. Какой отдел мозга лучше развит у птиц?

11. Какие органы чувств помогают птицам ориентироваться в пространстве?

12. Как происходит выделение мочи из организма, что является продуктом азотистого обмена?

13. Опишите путь движения крови по большому и малому кругу кровообращения.

14. Опишите строение сердца птиц.

15. Опишите строение мужской и женской половой системы у птиц.

16. Опишите строение яйца птиц.

17. Какие типы выведения птенцов вы знаете?

18. Перечислите причины перелета птиц.

19. Какие группы птиц выделяют в зависимости от того, как птицы реагируют на времена года?

I группа – оседлые птицы весь год живут в одной и той же местности, делают небольшие запасы на зиму (воробьи, голуби, поползни);

II группа – кочующие птицы, небольшими стаями откочевывают на юг, но не имеют постоянных мест зимовки (снегири, синицы грачи);

III группа – перелетные птицы осенью улетают из холодных мест в теплые страны (утки, соловьи, лебеди).
Б. Биологический диктант

Двойное дыхание, сложный крестец, зоб, цевка, киль, двойная аккомодация, вены, артерии, клоака, воздушные мешки ,выводковые птицы, птенцовые птицы.




  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Сообщение ученика о древней птице – археоптериксе. Примерно 180 млн лет назад первоптицы произошли от мелких пресмыкающихся. Первые первоптицы были величиной с голубя, покрытые перьями. Признаки характерные для первоптиц сохранились у современных видов птиц.

- Укажите признаки, сближающие голубя и археоптерикса, и признаки отличия.

Сегодня мы познакомимся с различными экологическими группами птиц, выявим причину деления птиц на группы.


  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

В процессе эволюции представители класса приспособились к разнообразным условиям существования и дали начало большому разнообразию видов.

Экологические типы птиц. Рассмотреть экологические типы птиц, два из которых распространены повсеместно.

  • Килевые. Летающие птицы, которые имеют киль – большой выступ на груди, один из характерных признаков птиц. Например, голуби, воробьи.

  • Бескилевые. Нелетающие птицы, представители Африканских и Американских бескрылых. У них отсутствует киль. Например, страус, дрофа.

  • Птицы, которые освоили водное пространство, имеют крылья, но не летают, расселились на побережье Антарктиды. Например, пингвины.


Экологические группы птиц. Географическое распространение птиц исключительно широко, приспособились к самым разнообразным местам обитания и заселяют всю поверхность планеты. Рассмотрим эти экологические группы и дадим им характеристику.

  1. Птицы леса. Наиболее многочисленны.

ВОРОБЪИНООБРАЗНЫЕ – жаворонки, воробъи, ласточки, дрозды, синицы. Птицы мелких и средних размеров, легкие и быстрые в полете. Питаются насекомыми, плодами и семенами растений. Гнездятся на деревьях, в дуплах, на земле. Обитают на деревьях, имеют приспособления к лазанью по стволам деревьев с острыми когтями. Опорой при движении служит хвост. Летают тяжело.

СОВООБРАЗНЫЕ – филины, сычи, совы. Птицы ведущие ночной образ жизни. Имеют тело средней величины, мягкое оперение, большие глаза, острый слух. Полет их бесшумен. Питаются в основном грызунами. Имеют конечности с острыми когтями, загнутый клюв. Способны к парению и быстрому полету.

КУРООБРАЗНЫЕ – тетерева, фазаны, куропатки. Птицы средних размеров, с короткими широкими крыльями, сильным клювом. Летают тяжело, больше находятся на земле. Питаются растительной пищей, иногда беспозвоночными.

Большинство птиц певчие, птенцовые, курообразные – выводковые.



  1. Хищные птицы

ДНЕВНЫЕ ХИЩНЫЕ ПТИЦЫ – грифы, ястребы, коршуны, орлы, соколы. Птицы средних и крупных размеров. Длина крыльев до 10 см у карликового сокола и до 115 см у американского кондора. Клюв загнут на конце, пальцы имеют острые когти. У падальщиков голова и шея не имеют перьев. Часть видов совершают перелеты, часть ведет оседлый образ жизни. Длительность жизни от 15 до 70 лет. Моногамны, яйца в гнездах насиживает самка, птенцы выходят из яйца опушенными и зрячими. Некоторое время они остаются в гнезде, так как нуждаются в кормленити, обогреве и защите.

  1. Птицы побережий и болот.

ГУСЕОБРАЗНЫЕ – цапли, журавли, аисты, выпи, фламинго. Птицы крупных размеров, имеют длинные ноги и перепонки между пальцами, длинные шею и клюв, широкие крылья. Полет их медленный или парящий. Питаются животной пищей. Для ряда птиц характерна маскирующая окраска под цвет тростника (выпь, цапля).

На берегах морских заливов и степных озер в открытой местности поселяются фламинго. Они имеют клюв своеобразной формы, который помогает им процеживать или отфильтровывать пищу. Фламинго строят гнезда на мелководье из ила, раковин моллюсков, откладывают одно яйцо.



  1. Водоплавающие птицы

ГУСЕОБРАЗНЫЕ – утки, гуси, лебеди. Птицы крупные и средней величины, ведут водный образ жизни. Оперение у них плотное с густым пухом. Ноги имеют 4 пальца. Между пальцами имеются перепонки. Уплощенный клюв имеет цедильный аппарат из роговых пластинок. Хорошо плавают и ныряют, но плохо передвигаются по земле. Многие виды совершают дальние сезонные перелеты. Большинство видов моногамны: пары образуют на всю жизнь или на период размножения. Являются выводковыми.

  1. Птицы степей и пустынь

СТРАУСЫ – нелетающие птицы. Самые крупные из современных птиц, масса 75 – 100 кг. Слабо развиты грудные мышцы и передние конечности. Киль отсутствует. Длинные и сильные задние конечности имеют 2 пальца. Телосложение плотное, длинная шея покрыта коротким пухом. Голова небольшая. Страус может развивать скорость до 70 км/ч. Страусы полигамны, вся забота о потомстве лежит на самце.

ПИНГВИНЫ – императорский, королевский, очковый. Летать и бегать не могут, но хорошо плавают и ныряют. Передние конечности видоизменены в ласты. Хорошо развит киль. Масса тела до 50 кг. Ноги короткие, толстые, имеют по 4 пальца с плавательными перепонками. Хвост короткий, держатся стаями, моногамны.



  1. Птицы культурных ландшафтов.

ВОРОБЬИНООБРАЗНЫЕ – воробьи, ласточки, синицы, скворцы, мухоловки. Крылья могут быть длинными и острыми или тупые и короткие. Хвост различен по форме и длине. Некоторые представители проводят всю жизнь на деревьях (пищухи, поползни), некоторые – в воздухе (ласточки), или на земле (жаворонки). Все они птенцовые, насекомоядные, уничтожают большое количество вредных насекомых. Для гнездования используют постройки человека (сараи, чердаки). Птицы в городах находят дополнительное количество корма на свалках. В большом количестве в городах встречаются галки, вороны.

ГОЛУБИ – по внешнему и внутреннему строению типичные представители килевых птиц. Живут оседло в населенных пунктах вблизи человека и не улетают на зиму. Держатся они стаями, растениями. Самка откладывает 2 яйца. Птенцы в яйцах развиваются около 17 дней и вылупляются голыми. Выкармливание длится 25 дней.

Птицы живут везде, где есть растения и животные, пригодные им для пищи: в лесах, горах, на лугах, болотах, степях, пустынях, тундре.


  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

А. Проверка умений узнавать изученных птиц, обосновывать их принадлежность к той или иной экологической группе.

Б. ПЕРЕЧИСЛИТЕ ПРИЗНАКИ ПТИЦ РАЗЛИЧНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП.

В. ТЕСТ «Экологические группы птиц»


  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Заполните таблицу:

Система органов

Земноводные


Пресмыкающиеся


Птицы


Пищеварительная










Дыхательная










Кровеносная










Выделительная










Нервная










Половая











ТЕСТ
1.Какие птицы относятся к водоплавающим:

А) Воробьиные Б) Гусеобразные В) Страусы Г) Голуби.



2. Какая птица относится к птицам культурных ландшгафтов:

А) Ласточка Б) Ястреб В) Гриф Г) Фламинго



3. какая из птиц не относится к килевым:

А)Воробей Б)Пингвин В)Страус Г)Фламинго



4. Какая из птиц не относится к птицам леса:

А)Жаворонок Б)Сова В)Тетерев Г)Ласточка



5) укажите характерный признак водоплавающих птиц:

А)Острые крылья Б)Загнутый клюв В)Плавательные перепонки Г)Острые когти



6. Какая из птиц способна развивать скорость до 100 км/ ч?

А)Пингвин Б)Страус В)Орел Г)Ястреб



7. У какого отряда птиц вся забота о потомстве лежит на самце?

А)Страус Б)Пингвин В)Ласточка Г)Сова



8. Какие из птиц относятся к гнездовым (Птенцовым)?

А)Гусеобразные Б)Совообразные В)Воробьинообразные Г)Пингвины



9. Какие птицы относятся к полигамным:

А)Пингвины Б)Страусы В)Орел Г)Лебедь



  1. аудите соответствие между отрядом и представителем птиц.




  1. Стаусы А. Куропатка

  2. Пингвины Б. Лебедь

  3. Воробьнообразные В. Гриф

  4. Дневные хищники Г. Филин

  5. Гусеобразные Д. Ласточка деревенская

  6. Голуби Е. Королевский пингвин

  7. Совообразные Ж. Скалистый голубь

  8. Курообразные З. Страус эму

ПТИЦЫ

  1. Укажите что указано цифрой на рисунке

1-

2-

3-



4-

5-

6-



7-

8-

9-



10-

11

12-



13-

14-


15-

16-


17-

18-


19-
2. Дайте определения понятиям: Двойное дыхание, сложный крестец, зоб, цевка, киль, двойная аккомодация, вены, артерии, клоака, воздушные мешки ,выводковые птицы, птенцовые птицы.
3.Опишите путь движения крови по большому и малому кругу кровообращения.


  1. Опишите строение яйца птиц.




  1. Опишите приспособления птиц к полету.



страница 1

Смотрите также: