страница 1 страница 2 страница 3 ... страница 6 | страница 7
Тема 6. субъекты международного публичного права.
Государство должно иметь государственный суверенитет, чтобы выступать на международной арене.
Государственный суверенитет:
Физические и юридические лица не являются субъектами МПП.
Субъекты МПП:
-
Государство
-
Нации, народы, борющиеся за свою независимость
-
Международные межправительственные организации
-
Государствоподобные образования.
Субъекты МПП – это коллективные образования, обладающие в соответствии с нормами международного права правами и обязанностями и способные быть участниками международных отношений.
Субъекты МПП:
-
обладают правосубъектностью
-
право заключения договора (договорная правосубъектность, ст. 6 Венской конвенции);
-
право обмениваться дипломатическими представительствами;
-
право создавать международные организации быть их членами.
-
имеют обязанность соблюдать нормы МПП
-
несут ответственность за их нарушение.
Субъекты МПП:
-
Государство – основной, первоначальный и универсальный субъект международного права.
Для возникновения государства необходимо:
-
территория,
-
население,
-
публичная власть.
Признание:
-
de jure (официально),
-
de facto (на конкретный случай).
Государственное устройство:
-
унитарные государства (РБ, Франция),
-
федеративные (ФРГ, РФ, США),
-
конфедерации (Британское содружество – уже не существует).
II. Нации и народы – нестабильные субъекты МП.
Право наций и народов на самоопределение закреплено в п.2 ст.1 Устава ООН, а Декларации «О предоставлении независимости бывшим колониям» 1960 года и «О принципах международного сотрудничества» 1970 предоставили права:
-
самостоятельно избирать политическую систему государства,
-
определять характер социального и экономического развития.
Типы самоопределения:
-
отделение части от целого
-
образование суверенного государства
-
присоединение к другому государству.
В Декларации 1970 г. закреплена зависимость права наций на самоопределение от принципа территориальной целостности и нерушимости границ.
Нации/народу необходимы:
-
территория,
-
население,
-
государственные органы, представляющие их на международной арене.
Основанием для международной правосубъектности наций является право на самоопределения, связанное с национальным суверенитетом.
III. Международные межправительственные организации – это объединения государств на основе международного договора для достижения общих целей, имеющие постоянные органы и действующие в общих интересах государств-участников.
Международные неправительственные организации (NGO's) субъектами МПП не являются (пример: Международный союз студентов). Международная организация—это орган сотрудничества государств, а не надгосударственная власть.
Основание международной правосубъектности международных организаций вытекает из полномочий, которыми эти организации наделили государства (например, заключение договоров).
Международные организации обязаны придерживаться принципов:
-
невмешательства во внутренние дела государств;
-
суверенного равенства членов организации;
-
добросовестного исполнения дружеских обязательств.
IV. Государствоподобные образования (основание: издание международного акта или признание в качестве субъекта МП).
Прмеры:
-
Гонзейский союз;
-
Ватикан (образовался на основе Латеранского соглашения в 1929 г.);
-
Кроков и Данцык;
-
Западный Берлин.
Правосубъектность гражданина ad hoc – на конкретный случай. Граждане несут ответственность за совершение международного преступления, даже если эти деяния не являются преступлениями по праву страны (Нюрнбергский трибунал).
Тема № 7 Институт признания в международном публичном праве.
Под признанием в международном публичном праве понимается односторонний добровольный акт государства, в котором оно констатирует появление на международной арене нового государства и выражает желание сотрудничать с ним.
Существуют следующие виды признаний:
-
признание государств;
-
правительств;
-
восставшей или воюющей страны;
-
международных организаций;
-
правомерности приобретения государственной территории;
-
международного статуса государства.
Условия признания (прежняя практика):
-
Берлинский конгресс 1878 года признал Болгарию, Черногорию, Румынию, Сербию с условием, что будет гарантирована свобода вероисповедания, совести;
-
признание безотзывное (de jure). Если государство нарушает условия, то оно несет международную ответственность;
-
прекращение существования самого государства может повлечь отказ от признания.
В международном праве выделяют две формы признания: явно выраженное и подразумевающееся.
Явно выраженное признание имеет место, когда государство делает официальное заявление о признании другого государства. Эта форма признания является наиболее распространенной.
Подразумевающееся признание (ad hoc) предполагает ограничительное толкование признания.
Сейчас признание должно быть полным и официальным.
Если государство подписывает международный договор, то это не значит, что оно признает другие государства-участники.
Например, Марокко, подписывая Венскую конвенцию 1969 года, оговорило, что Израиль не будет признан.
Членство государства в международных организациях не является основанием для признания.
В международном праве выделяют признание de jure и de facto.
Признание de jure является более полным и окончательным, оформляется официальным заявлением о признании и не может быть взято обратно.
Признание de facto является временным и не закрепляется официальным заявлением. Оно может быть взято обратно, если условия признания не будут исполняться.
Признание de jure и de facto могут быть как явно выраженным, так и подразумевающимся.
Существует так же коллективное признание либо непризнание.
Например, в 1975 году страны ASEAN (Индонезия, Таиланд) коллективно признали Камбоджи.
Статья 1 Панамериканского соглашения о правах и обязанностях государств 1993 года устанавливает, при каких условиях государство может быть признано:
-
постоянно проживающее население;
-
определенная территория;
-
эффективное правительство;
-
способность вступать в отношения с другими государствами.
В соответствии со ст.3 Панамериканского соглашения 1993 года, политическое существование государства не зависит от признания его другими государствами. Еще до такого признания государство имеет право защищать свою территорию и независимость, устанавливать форму государственного устройства, создавать организационные управления и наделять их полномочиями.
Выделяют следующие теории возникновения государств:
-
конститутивное (необходимо признание со стороны других государств);
-
декларативное (признание со стороны других государств не обязательно, достаточно власти, народа и территории).
Признание правительств.
Условия признания правительства:
-
если правительство осуществляет контроль над территорией и обладает административным аппаратом;
-
нет организованного сопротивления данному правительству;
-
правительство признается большинством населения.
В 1907 году была выдвинута доктрина Тобара, в соответствии с которой правительство не может быть признано, если оно пришло к власти неконституционным, революционным путем.
В 1930 году министр иностранных дел Мексики Эстрада предложил доктрину, согласно которой особого признания правительства не требуется, поскольку форма государственного устройства, пути прихода к власти – это внутренние дела государства.
Доктрина Симпсона состоит в том, что правительство не будет признано до тех пор, пока оно нарушает нормы международного права. Неважно, каким способом правительство пришло к власти, если оно соблюдает международные права, оно может быть признано.
Признание правительства в изгнании.
В случае, если новое правительство окончательно взяло под контроль всю территорию страны и прежнее правительство не предпринимает никаких попыток вернуть себе власть в стране, то оно теряет свой статус.
Правительство в изгнании может осуществлять контроль над посольствами, но новое правительство всегда может создать новое посольство.
Практика признания ЕС.
После распада СССР возникло несколько десятков государств, и ЕС столкнулось с проблемой признания.
Существуют следующие критерии:
-
уважение хартии ООН;
-
акт СБСЕ 1975 года в Хельсинки (принцип территориальной целостности, нерушимости границ);
-
Парижская хартия для новой Европы;
-
признание верховенства права;
-
демократизм;
-
уважение прав человека (соблюдение прав национальных и региональных меньшинств);
-
вновь образованное государство должно было взять на себя международные обязательства (разоружение и т. д.);
-
нерушимость границ, изменение их только мирным путем и по взаимному согласию. Это является условием для установления дипломатических отношений и сотрудничества во всех сферах.
Тема 8: Институт правоприемства в МПП.
Правоприемство – это переход прав и обязанностей государства, которое утратило суверенитет над частью или на всей своей территории к другому государству, которое приобрело суверенитет над этой территорией.
Правопреемство возникает:
* при объединении существующих государств;
* при разделе государств;
* при отделении части государства;
* при переходе части территории одного государства к другому государству.
Объекты:
? международные договора
? государственная собственность
? государственные архивы
? государственные долги
? государственная территория
? границы государства
? членство в международных организациях и органах
Основной функцией правоприемства является поддержание стабильности правовых отношений при изменении субъектов международного права.
Доктрины:
Во времена классического международного права – по аналогии с наследственным правом переход от одного суверена к другому территории и всех подданных.
Представители данной доктрины: 1.Гуго Гроций, который утверждал, что правоприемство может быть универсальным, т.е. переход всех прав без исключения.
2.Хубер: объем правоприемства происходит на усмотрение государства – приемника, переходят не все права и обязанности, а только те, которые государство само пожелает (принцип неограниченного суверенитета).
Современная доктрина говорит нам о пропорциональности правоприемственности, долгов и активов.
Правоприемственность бывает полная и частичная.
Правоприемство государст в отношении международных договоров.
Правовая основа: Венская конвенция о правоприемстве государств в отношении договоров 1978г. (вступила в силу в 1996г.) (Ст.73 Венской конвенции о праве международных договоров 1969г. Исключила договоры о правоприемстве)
Сфера применения Венской конвенции 1978г.:
Применима только в отношении письменных договоров между государствами (п.А ч.1 ст.2)
Применяется в отношении учредительных договоров международных организаций, заключенных государствами – образователями (ст.4)
Исключаются из этой сферы все договоры о границе (ст. 11,12)
Вопросы правопреемства в отношении договоров решаются в зависимости от того, что является основанием для правопреемства:
Объединение государств и создание таким образом одного государства – преемника:
любой договор, находящийся в силе в момент правопреемства в отношении каждой из объединившихся стран, продолжает действовать в отношении государства – преемника, если оно и другое государство – участник договора не условятся об ином
любой договор, который применяется лишь к той части территории государства – преемника, в отношении которой он находится в силе в момент правопреемства, если государство – преемник и другой (другие) участник(и) договора не договорились об ином
При разделении государства-предшественника и образование на его месте нескольких государств-преемников:
любой его договор, находящийся в силе, в отношении всей его территории, продолжает действовать в отношении каждого образованного в результате разделения государства-преемника, если эти государства-преемники не договорились об ином
если договор действует в отношении лишь той части государства – предшественника, которая стала государством – преемником, он продолжает находится в силе в отношении только этого государства – преемника
Отделение от государства части его территории:
если отделившаяся часть становится частью другого государства, договоры государства – предшественника утрачивает силу в отношении этой территории и вступают в действие договоры государства – преемника, за исключением случаев, когда установлено, что применение договора к данной территории было бы несовместимо с его объектом и целями или коренным образом изменило бы условия его действия
если после отделения части территории государство – предшественник продолжает существовать, находившийся в силе и не относившийся лишь к отделившейся территории договор продолжает действовать в отношении его сохранившейся территории, если заинтересованные государства не договорились об ином.
Правопреемство государств в отношении международных договоров:
не может иметь место, когда «из договора явствует или иным образом установлено, что применение этого договора в отношении государства – преемника было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменяло бы условия его действия»
не затрагивает границ, установленных договором, а также обязательств и прав, предусмотренных в договоре и относящихся к режиму границ
не затрагивает обязательств, касающихся пользования любой территорией или ограничений на это, установленных договором в пользу иностранного государства, группы государств или вообще всех государств, а равно прав, установленных договором в пользу какой-либо территории, группы государств или всех государств и касающихся пользования или ограничений пользования территорией иностранного государства.
Правопреемство государств в отношении государственной собственности, архивов и долгов.
Правовая основа: Венская конвенция о правоприемстве в отношении государственной собственности, архивов и долгов 1983г.
В отношении собственности:
Ст. 8 конвенции: государственная собственность государства – предшественника означает имущество, права и интересы, которые на момент правоприемства государства принадлежали согласно внутреннему праву государства – предшественника этому государству.
К государственной собственности относится:
- административные здания, сооружения (недвижимое имущество);
- финансовые активы;
- движимое имущество.
Передача собственности переходит без компенсации, если иное не согласовано заинтересованными государствами или не предусмотрено решением соответствующего международного органа.
При разделении государства и образовании на его территории двух или более государств – преемников:
недвижимая собственность государства – предшественника переходит к тому государству – преемнику, на территории которого она находится
недвижимая собственность, которая находится за пределами территории государства – предшественника, переходит к государствам – преемникам в «справедливых долях»
движимая собственность государства – предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства, переходит к соответствующему государству – преемнику
иная движимая собственность переходит к преемникам в «справедливых долях»
Данные правила применяются, если соответствующие государства – преемники не договорились об ином.
При передаче государством части своей территории другому государству:
недвижимая и движимая собственность, связанная с деятельностью государства – предшественника в отношении этой территории, переходят к государству – преемнику, если эти государства не договорились об ином.
При отделении части территории государства и образовании на ней государства – преемника или ее объединении с другим государством
недвижимая собственность государства – предшественника, находящаяся на отделившейся от него части территории, переходит к государству – преемнику
иная движимая собственность переходит к государству – преемнику в «справедливых долях»
Данные правила применяются, если соответствующие государства не договорились об ином.
В контексте правопреемства под государственной собственностью понимаются имущество, права и интересы, которые на момент их передачи государству-преемнику принадлежали государству-предшественнику согласно его внутреннему праву. Одной из важнейших проблем правопреемства в отношении государственной собственности является проблема компенсации за собственность, переходящую к государству-преемнику. В Венской конвенции 1983 года предусматривается, что в принципе такой переход собственности должен происходить без компенсации, если иное не согласовано заинтересованными государствами или не предусмотрено решением соответствующего международного органа. Государство-предшественник обязано принять все меры для предотвращения нанесения ущерба или разрушения собственности, переходящей к государству-преемнику. Правопреемство не затрагивает собственность, права и интересы, которые находятся на территории государства-предшественника и принадлежат третьему государству согласно внутреннему праву государства-предшественника. Нормами правопреемства устанавливается неодинаковый режим для перехода движимой и недвижимой собственности. Когда государства объединяются и создается одно государство-преемник, к этому государству переходит вся государственная собственность государств-предшественников. При разделении государства и образовании на его территории двух или более государств-преемников:
— недвижимая собственность государства-предшественника переходит к тому государству-преемнику, на территории которого она находится;
— недвижимая собственность, находящаяся за пределами территории государства-предшественника, переходит к государствам-преемникам, как указывается в Венской конвенции 1983 года, «в справедливых долях»;
— движимая собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства, переходит к соответствующему государству-преемнику; иная движимая собственность переходит к преемникам «в справедливых долях».
Все эти положения применяются, если соответствующие государства-преемники' не договорились об ином. При передаче государством части своей территории другому государству переход государственной собственности регулируется соглашением между этими государствами. При отсутствии такого соглашения недвижимая собственность государства-предшественника, расположенная на передаваемой территории, переходит к государству-преемнику; движимая собственность, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении этой территории, также переходит к государству-преемнику.
При отделении части территории государства и образовании на ней государства-преемника или ее объединении с другим государством:
— недвижимая собственность государства-предшественника, находящаяся на отделившейся от него части территории, переходит к государству-преемнику;
— движимая собственность, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении этой части территории, также переходит к государству-преемнику; иная движимая собственность переходит к нему в справедливой доле.
Ст. 33 конвенции: вопрос правоприемства не затрагивает права кредиторов.
Положения о правопреемстве в отношении государственной собственности неприменимы в том, что касается ядерного оружия, также являющегося такого рода собственностью. Согласно Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 года, каждая из ядерных держав, будь то Россия, США, Великобритания, Франция или Китай, обязуется не передавать «кому бы то ни было» ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а неядерное государство связано встречным обязательством «не принимать передачи от кого бы то ни было» ядерного оружия или ядерных взрывных устройств.
В отношении государственных архивов.
Архивы являются частью государственной собственности, но выделяются в особую группу, т.к. составляют существенную часть культурного и исторического наследия, являются основой национального самосознания и позволяют гражданам эффективно защищать свои права.
Государственный архив – это документы любого рода, которые государство-предшественник издало или получило при осуществлении функций государственного управления.
Основные принципы: единство, неделимость, т.е. все архивы в полном составе переходят от государства-предшественника к государству-приемнику.
Правоприемство в отношении государственных долгов.
Государственный долг означает любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или любого иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом. (ст. 33)
Если иначе не договорено заинтересованными государствами или не решено соответствующим международным органом, датой перехода государственных долгов государства-предшественника является момент правопреемства государств.(ст.35)
Переход государственных долгов влечет за собой прекращение обязательств государства-предшественника и возникновение обязательств государства-преемника в отношении государственных долгов, которые переходят к государству-преемнику.(ст.34)
Правопреемство государств как таковое не затрагивает прав и обязательств кредиторов.(ст.36)
Существует особое правило в отношении новых независимых государств.
Когда государство-преемник является новым независимым государством, никакой государственный долг государства-предшественника не переходит к новому независимому государству, если соглашение между ними не предусматривает иное с учетом связи между государственным долгом государства-предшественника, связанным с его деятельностью на территории, являющейся объектом правопреемства государств, и имуществом, правами и интересами, которые переходят к этому новому независимому государству.(ст.38)
Тема №9.Статус территории в МПП.
Выделяют 3 вида правового режима: - государственная территория;
- международная территория;
- территория со смешенным режимом;
Государственная территория – пространство, в приделах которого определено государство, осуществляющее свою верховную власть.
- сухопутная территория материка и (или) островов.
- водная территория (внутренняя и территория воды – 12 морских миль от крайней точки отлива).
- воздушная территория (над сухопутной и водной территорией государства).
Конвенция 1928 г. «О морском праве».
Международная территория – территория открытого моря, дно Мирового океана, комическое пространство и Антарктика.
Территория со смешенным режимом – континентальный и исключительно экономическая зона.
Трансграничный ущерб
Международный сервитут: активный и пассивный.
САП – ст. 5 этого соглашение.
Ст.125 Конвенции по морскому праву 1928 г.
Военный сервитут – Италия уступила право строить крепость на своей территории Франции (после 2 мировой войны).
Способы получения территории: - открытие,- мирная оккупация или колонизация (это действие официального органа, воля и стремление к долговременной колонизации, эффективная власть), - аннексия, - решение международного суда.(м/д Ливией и Тунисом).
Государственная граница – обозначенная на картах и закрепленная путем маркировки на местности линии и проходит по этой линии вертикальной плоскости ,определяя внешние пределы государственной территории.
Делимитация границы – договорное определение линий границы и нанесение её на карту с подробным описанием её происхождение.
Демаркация -установление специальных пограничных знаков по линии границы в соответствии с договором делимитации.
Границы: сухопутные водные.
Тема№10 Статус населения в международном публичном праве
Понятие населения и гражданства.
Под населением в международном праве понимается совокупность физических лиц, живущих на территории определенного государства и подчиненных его юрисдикции. Понятие населения включает следующие категории:
- граждане,
- иностранные граждане,
- лица без гражданства,
- беженцы.
Статья 1 Закона Республики Беларусь «О гражданстве» дает определение гражданства:
гражданство – это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных правах и обязанностях и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Обязательные условия возникновения гражданства:
- устойчивая связь лица с государством;
- взаимные права и обязанности граждан и государства;
- при издании законов и нормативных правовых актах государство должно основываться на международных стандартах в области прав и свобод человека.
Ч. 1 ст. 15 Всемирной декларации прав человека закрепляет, что каждый имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен гражданства или права изменить его.
Приобретение гражданства.
Гражданство может быть приобретено по рождению (происхождению), путем натурализации, на основании международного договора и в некоторых случаях путем реинтеграции (восстановления) и пожалования.
Гражданство приобретается, как правило, в силу рождения:
«право крови» - гражданство ребенка определяется гражданством его родителей и не зависит от места рождения. Этому принципу следуют многие страны Европы;
«право почвы» - гражданство определяется по месту рождения ребенка и не зависит от гражданства его родителей. По этому принципу определяют гражданство многие страны Латинской Америки;
смешанный - во многих правовых системах при смешанном браке гражданство ребенка могут определить сами его родители путем подачи совместного заявления в органы регистрации актов гражданского состояния. В некоторых из них (например, во Франции) родившееся от смешанного брака лицо может по достижении совершеннолетия самостоятельно решать вопрос о своем гражданстве.
В РБ существуют условия принятия гражданства:
- соблюдение Конституции,
- ценз оседлости – 7 лет,
- владение одним из государственных языков,
- законный источник существования.
Также возможно приобретение в исключительном порядке:
- оптация: добровольный выбор лицом гражданства,
- трансферт: автоматическое изменение гражданства всего населения, проживающего на передаваемом участке территории.
В исключительном порядке предоставляется гражданство лицам, находящихся за пределами государственных территорий (Израиль Закон «О гражданстве» 1971 г ).
Утрата гражданства.
Условия утраты устанавливаются внутренним правом.
Массовое лишение гражданства противоречит принципа МПП. Германия всех евреев лишила гражданства в 1941 г.
В Великобритании натурализованный гражданин может быть лишен гражданства.
Гражданство Республики Беларусь утрачивается:
- вследствие поступления лица на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного;
- по заявлению родителей (единственного родителя) в отношении ребенка, приобретшего по рождению наряду с гражданством иностранного государства гражданство Республики Беларусь;
- по основаниям, предусмотренным международными договорами Республики Беларусь. (Ст. 19 Закона)
Запрет на выход из гражданства РБ – если лицо является обвиняемым по уголовному делу или в отношении его имеется вступивший приговор суда, существует задолженность по налогам или иные невыполненные обязательства перед гражданином или юридическим лицом.
НПА:
- Конвенция 1957 г. «О гражданстве замужней женщины»,
- Конвенция 1961 г. «О сокращении безгражданства»,
- Конвенция 1997 г. «О гражданстве» (РБ в ней не участвует).
Правовой режим иностранных граждан.
Иностранный гражданин – лицо, проживающее на территории государства и не являющееся его гражданином, имеющее доказательство принадлежности к гражданству другого государства.
Правовой статус иностранцев представляет собой совокупность их прав, свобод и обязанностей в государстве пребывания, гарантированных этим государством с учетом международно-правовых стандартов в области прав человека. Между иностранцем и страной его пребывания устанавливается как бы временная правовая связь, которая может быть прервана самим иностранцем или органами власти данной страны в любое время.
Виды режимов:
1. национальный: равные права с гражданами государства за исключением политических прав,
2. специальный: ограничения или льготы иностранного государства.
Право убежища.
Основной принцип – невысылка беженцев в страну, где они подвергнуты преследованию.
П. 1 ст.14 Всемирной декларации прав человека закрепляет право искать убежище.
Конвенция «О статусе беженцев» 1951 г.: беженцы – лица, которые в силу вполне обоснованных опасений может стать жертвой преследования по причине расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к социальной группе или политическим убеждениям.
Экономические беженцы не имеют права на убежище.
После Второй мировой войны в рамках ООН для решения проблемы беженцев в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН было учреждено Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН).
Формы убежища:
- территориальное: предоставление государством иностранному гражданину убежища на своей территории, Конвенция 1967 г. «О территориальном убежище»,
- дипломатическое: предоставление убежища отдельным лицам на территории дипломатического или консульского представительства иностранного государства, в большинстве случаев — гражданам стран пребывания посольства или консульства, Венская конвенция «О праве дипломатического убежища» 1961 г.
Тема 11: Ответственность в международном публичном праве
страница 1 страница 2 страница 3 ... страница 6 | страница 7
|