страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4 Раздел 4. Социальное партнерство и коллективные отношения
в сфере труда
Глава 28. Социальное партнерство в сфере труда
Статья 264. Задачи социального партнерства
Социальное партнерство в Республике Казахстан направлено на решение следующих основных задач:
1) создание эффективного механизма регулирования социальных и трудовых, и связанных с ними экономических отношений;
2) содействие в обеспечении социальной стабильности и общественного согласия на основе объективного учета интересов всех слоев общества;
3) содействие в обеспечении гарантий трудовых прав работников, осуществление их социальной защиты;
4) содействие процессу консультаций и переговоров между социальными партнерами на всех уровнях;
5) содействие разрешению коллективных трудовых споров и конфликтов.
Статья 265. Основные принципы социального партнерства
Основными принципами социального партнерства являются:
1) полномочность представителей сторон;
2) равноправие сторон;
3) свобода выбора перечня вопросов, вносимых для обсуждения;
4) добровольность принятия обязательств и обязательность их исполнения сторонами;
5) уважение интересов сторон;
6) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
7) ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине принятых обязательств по соглашению;
8) содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства.
Статья 266. Система социального партнерства
Социальное партнерство обеспечивается в форме взаимодействия сторон посредством органов социального партнерства:
1) на республиканском уровне;
2) на отраслевом уровне;
3) на региональном (областном, городском, районном) уровне;
4) на уровне организаций в форме соглашений или коллективных договоров, устанавливающих конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.
Статья 267. Формы социального партнерства
Социальное партнерство осуществляется в формах:
коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Статья 268. Стороны социального партнерства
Сторонами социального партнерства являются органы исполнительной власти, работники, работодатели в лице их представителей, уполномоченных в установленном порядке.
Статья 269. Организация социального партнерства на республиканском уровне
1. На республиканском уровне социальное партнерство обеспечивается республиканской трехсторонней комиссией по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений (далее - республиканская комиссия).
2. Республиканская комиссия является постоянно действующим органом по обеспечению согласования интересов социальных партнеров путем проведения консультаций и переговоров, которые оформляются соответствующими решениями.
3. Участниками республиканской комиссии являются полномочные представители Правительства Республики Казахстан, республиканских объединений работников и республиканских объединений работодателей.
4. Полномочными представителями республиканских объединений работников являются объединения, имеющие структурные подразделения (филиалы и представительства) на территории более половины областей Республики Казахстан, городов Астаны и Алматы, и отраслевые объединения профсоюзов.
5. Полномочными представителями республиканских объединений работодателей являются объединения, имеющие структурные подразделения (филиалы и представительства) на территории более половины областей Республики Казахстан.
Статья 270. Организация социального партнерства на отраслевом уровне
1. Социальное партнерство на отраслевом уровне обеспечивается отраслевыми комиссиями по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений (далее - отраслевая комиссия).
2. Отраслевая комиссия является постоянно действующим органом по обеспечению согласования интересов социальных партнеров путем проведения консультаций и переговоров, которые оформляются соответствующими решениями.
3. Участниками отраслевых комиссий являются полномочные представители соответствующих исполнительных органов, представители работодателей и работников.
4. Полномочными представителями республиканских отраслевых объединений работников являются объединения работников, имеющие структурные подразделения (филиалы и представительства) на территории более половины областей Республики Казахстан.
5. Полномочными представителями работодателей являются представители отраслевых предприятий.
Статья 271. Организация социального партнерства на региональном уровне
1. Социальное партнерство на региональном уровне обеспечивается областными, городскими и районными комиссиями по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений (далее - региональная комиссия).
2. Региональная комиссия является постоянно действующим органом по обеспечению согласования интересов социальных партнеров путем проведения консультаций и переговоров, которые оформляются соответствующими соглашениями и решениями.
3. Участниками региональных комиссий являются соответствующие полномочные представители местных исполнительных органов, представители работодателей и работников.
4. Представителями работников являются региональные объединения профсоюзов, профсоюзы работников крупных или средних предприятий региона. Представителями работодателей являются региональные объединения работодателей или представители крупных и средних предприятий региона.
Статья 272. Регулирование социально-трудовых отношений на уровне организаций
Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, соглашений, их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективного договора и соглашений на уровне организаций на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
Статья 273. Принципы и порядок формирования постоянно действующих республиканской, отраслевых, региональных комиссий
1. Комиссии формируются на основе следующих принципов:
1) обязательности участия представителей органов исполнительной власти, представителей работодателей и работников в деятельности комиссий;
2) полномочности сторон;
3) паритетного представительства;
4) равноправия;
5) взаимной ответственности сторон.
2. Персональный состав участников комиссий формируется каждой стороной социального партнерства самостоятельно. Все стороны социального партнерства наделяются равными полномочиями.
Статья 274. Основные цели и задачи республиканской, отраслевых, региональных комиссий
1. Основными целями комиссий являются регулирование социальных и трудовых отношений и согласование интересов сторон.
2. Основными задачами комиссий являются:
1) согласование позиций сторон по основным направлениям социальной и экономической политики;
2) разработка и заключение соглашений;
3) разработка, согласование и утверждение мероприятий по реализации соглашений;
4) проведение в рамках республиканской комиссии консультаций и выработка рекомендаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм.
3. Комиссии действуют в соответствии с утвержденными ими положениями и планами работ. Заседания комиссий проводятся не реже двух раз в год.
Статья 275. Основные права республиканской комиссии
Республиканская комиссия вправе:
1) рассматривать на своих заседаниях проблемы проведения согласованной политики в области социальных и трудовых отношений;
2) согласовывать интересы исполнительных органов, объединений работодателей и работников при разработке проекта соглашения, реализации указанного соглашения, выполнении решений комиссии;
3) запрашивать у исполнительных органов, работодателей и (или) представителей работников информацию о заключаемых и заключенных соглашениях, регулирующих социальные и трудовые отношения;
4) осуществлять контроль за выполнением своих решений, а в случае их неисполнения ответственными лицами направлять соответствующей стороне партнерства информацию с предложениями мер по устранению выявленных нарушений и привлечению к ответственности лиц, виновных в невыполнении условий соглашения;
5) запрашивать и получать у исполнительных органов информацию о социальном положении в Республике Казахстан, необходимую для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта соглашения, организации контроля за выполнением указанного соглашения, нормативные правовые акты Республики Казахстан;
6) вносить предложения по разработке нормативных правовых актов или передавать на рассмотрение уполномоченных органов инициативные проекты законов и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан в области социальных и трудовых отношений;
7) создавать рабочие группы с привлечением ученых и специалистов;
8) приглашать на заседание республиканской комиссии работников центральных исполнительных органов, общественных объединений, а также независимых экспертов;
9) принимать совместные соглашения и решения, которые обязательны для рассмотрения и исполнения в установленные комиссией сроки исполнительными органами, объединениями работодателей и работников;
10) принимать участие в проведении международных, республиканских, межрегиональных совещаний, конференций, конгрессов, семинаров по вопросам социальных и трудовых отношений и социального партнерства в порядке, согласованном с организаторами указанных мероприятий.
Статья 276. Основные права отраслевых и региональных комиссий
Отраслевые и региональные комиссии вправе:
1) рассматривать на своих заседаниях проблемы проведения согласованной политики в области социальных и трудовых отношений;
2) согласовывать интересы органов исполнительной власти, объединений работодателей и работников при разработке проекта соглашения, реализации указанного соглашения, выполнении решений комиссии;
3) запрашивать у органов исполнительной власти, работодателей и (или) представителей работников информацию о заключаемых и заключенных соглашениях, регулирующих социальные и трудовые отношения;
4) осуществлять контроль за выполнением своих решений, а в случае их неисполнения ответственными лицами направлять соответствующей стороне партнеров информацию с предложениями об устранении выявленных нарушений и привлечении к ответственности лиц, виновных в невыполнении условий соглашения;
5) создавать рабочие группы с привлечением ученых и специалистов;
6) приглашать на заседания отраслевой и региональной комиссий соответственно работников центральных и местных органов исполнительной власти, общественных объединений, а также независимых экспертов;
7) принимать совместные соглашения и решения, которые обязательны для рассмотрения и исполнения в установленные отраслевой и региональной комиссиями сроки органами исполнительной власти, представителями работодателей и работников;
8) принимать участие в проведении международных, республиканских, межрегиональных совещаний, конференций, конгрессов, семинаров по вопросам социальных и трудовых отношений и социального партнерства в порядке, согласованном с организаторами указанных мероприятий.
Глава 29. Порядок заключения соглашений между сторонами социального
партнерства
Статья 277. Порядок принятия решений республиканской, отраслевыми, региональными комиссиями
1. Решения комиссий принимаются только на основе достижения согласия всех сторон в переговорах и оформляются соответствующими соглашениями.
2. В ходе переговоров, если стороны не смогли прийти к согласию, составляется протокол, в который вносятся окончательно сформулированные предложения сторон по устранению разногласий и о сроках возобновления переговоров.
3. Порядок принятия решений и организации работы разрабатывается и утверждается комиссиями.
Статья 278. Стороны, виды и действие соглашений
1. На республиканском уровне заключается Генеральное соглашение между Правительством Республики Казахстан, республиканскими объединениями работодателей и республиканскими объединениями работников.
2. На отраслевом уровне заключаются отраслевые соглашения между соответствующими исполнительными органами и уполномоченными представителями работодателей и работников.
3. На региональном уровне заключаются региональные (областные, городские, районные) соглашения между местными исполнительными органами, объединениями работодателей, работников.
4. Действие соглашений распространяется на соответствующие исполнительные органы, работодателей и работников, которые уполномочили соответствующих представителей сторон на переговорах разработать и заключить данные соглашения от их имени, а также на исполнительные органы, работодателей и работников, присоединившихся к соглашению после его заключения.
Статья 279. Право на ведение переговоров по подготовке соглашений
1. Инициатором переговоров по разработке, содержанию, заключению, изменению, дополнению соглашения вправе выступать любая из сторон.
2. При наличии на республиканском, отраслевом, региональном уровнях нескольких уполномоченных работниками и работодателями представителей каждому из них предоставляется право на ведение переговоров от имени представляемых ими работников и работодателей.
Статья 280. Содержание соглашений
1. Соглашения должны включать в себя положения:
1) о сроке действия;
2) о порядке контроля за исполнением;
3) о порядке внесения изменений и дополнений в соглашение;
4) об ответственности сторон в случае невыполнения взятых на себя обязательств.
2. Содержание Генерального соглашения определяется постоянно действующей республиканской трехсторонней комиссией по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений, исходя из проектов Генерального соглашения, представленных всеми сторонами социального партнерства или одной из них.
3. Содержание отраслевого и регионального соглашений определяется постоянно действующими отраслевой и региональной комиссиями по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений на основе проектов соглашений, представленных всеми сторонами социального партнерства или одной из них.
4. Соглашениями могут быть предусмотрены положения:
1) об оплате, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха;
2) о механизме регулирования оплаты труда, исходя из уровня цен и инфляции, прожиточного минимума и выполнения показателей, определенных соглашением;
3) о доплатах компенсационного характера;
4) о содействии занятости, профессиональной подготовке и переподготовке работников;
5) об организации охраны здоровья работников на производстве путем создания благоприятных условий для работы и отдыха и обеспечении соответствующей окружающей среды;
6) о мерах по пропаганде здорового образа жизни;
7) о специальных мероприятиях по социальной защите работников и членов их семей;
8) о мерах защиты работников на случай временной приостановки производства;
9) о предотвращении конфликтов и забастовок, укреплении трудовой дисциплины;
10) другие положения по социально-трудовым вопросам, не противоречащие законодательству;
11) о содействии в развитии социальной инфраструктуры.
Статья 281. Порядок ведения переговоров, разработки и заключения соглашений
1. Стороны, получившие письменные предложения о начале переговоров от другой стороны, обязаны в течение десяти календарных дней рассмотреть их и приступить к переговорам.
2. Порядок ведения переговоров, сроки разработки и заключения соглашений, а также внесение в них изменений и дополнений, присоединения к ним утверждаются комиссиями.
3. Соглашения вступают в силу с момента их подписания сторонами либо со дня, установленного в соглашениях. Все приложения к соглашениям являются их неотъемлемой частью и имеют с ними равную юридическую силу.
4. Срок действия соглашения устанавливается по согласованию сторон либо до принятия нового соглашения, но не может превышать три года.
5. В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие нескольких соглашений, применяются наиболее благоприятные для работников условия соглашений.
6. Генеральное, отраслевые, региональные соглашения закрепляются подписями представителей сторон социального партнерства.
7. Подписанные сторонами отраслевые, региональные соглашения с приложениями в семидневный срок направляются для уведомительной регистрации в республиканскую комиссию.
Статья 282. Регистрация соглашения
Регистрацию генеральных, отраслевых и территориальных соглашений осуществляют соответственно Правительство Республики Казахстан, уполномоченный государственный орган по труду и его территориальные органы.
Статья 283. Контроль за выполнением соглашений
Контроль за выполнением соглашений осуществляют соответствующие комиссии по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений.
Статья 284. Координаторы комиссий
Координаторы республиканской, отраслевой и региональной комиссий назначаются совместным решением сторон. Координатор комиссии:
1) не вмешивается в деятельность сторон;
2) приглашает для участия в работе комиссии представителей объединений работодателей и работников, представителей органов исполнительной власти, не являющихся членами комиссий, а также ученых и специалистов, представителей других организаций;
3) обеспечивает работу комиссии и рабочих групп, ведение протоколов;
4) подготовку проектов решений и контроль за исполнением принятых решений.
Глава 30. Коллективный договор
Статья 285. Коллективный договор
1. Коллективные договоры должны заключаться на срок не менее одного года.
2. Сторонами коллективного договора являются работодатель и представители работников.
3. Коллективный договор также может заключаться в филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях организации. Представителем работодателя в этих случаях является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем.
4. При наличии разногласий между сторонами по отдельным положениям коллективного договора в течение двух месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.
Статья 286. Содержание и структура коллективного договора
1. Содержание и структура коллективного договора определяется сторонами. В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:
1) об улучшении организации труда и повышении эффективности производства;
2) о нормировании, формах, системах оплаты труда, размерах тарифных ставок и окладов, доплат и надбавок;
3) об индексации оплаты труда, о выплате пособий и компенсаций;
4) о продолжительности рабочего времени и времени отдыха, трудовых отпусках;
5) о создании здоровых и безопасных условий труда, улучшения охраны здоровья, гарантиях медицинского страхования работников и их семей, охране окружающей среды;
7) о регулировании трудового распорядка и дисциплины труда;
8) об обеспечении занятости, подготовке, повышении квалификации, переподготовке и трудоустройстве высвобождаемых работников;
9) о гарантиях и льготах работникам, совмещающим работу с обучением;
10) об улучшении жилищных и бытовых условий работников;
11) об оздоровлении, санатарно-курортном лечении и отдыхе работников;
12) о предотвращении расторжения трудовых договоров по инициативе работодателя по мотивам забастовок;
13) об ответственности работников и работодателя за причиненный ими ущерб;
14) об ответственности сторон за выполнение коллективного договора;
15) другие вопросы, определенные сторонами.
2. В коллективный договор включаются нормативные положения, если в законах и иных нормативных актах прямо указано о необходимости включения этих положений.
Статья 287. Действие коллективного договора
1. Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.
2. Стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет.
3. Действие коллективного договора распространяется на работников, от имени которых он заключен.
4. Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения наименования организации, расторжения трудового договора с руководителем организации.
5. При реорганизации коллективный договор сохраняет свое действие.
6. При изменении формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности. В этот срок любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет.
Статья 288. Ответственность сторон за неисполнение коллективного договора
За неисполнение обязательств, предусмотренных коллективным договором, стороны несут ответственность в соответствии с коллективным договором, а также действующим законодательством Республики Казахстан.
Статья 289. Обязательность и соотношение условий соглашений и коллективного договора
1. Условия коллективного договора, заключенного в соответствии с законодательством, являются обязательными для работодателя и работников, от имени которых он заключен.
2. Коллективный договор не должен ухудшать положение работников по сравнению с отраслевым, региональным соглашениями.
Глава 31. Разрешение коллективных трудовых споров
Статья 290. Порядок оформления и заявления требований работников
1. Требования работников по вопросам установления и изменения условий и оплаты труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений между работниками и работодателем, объединением работодателей формируются и утверждаются на общем собрании (конференции) работников большинством голосов участников собрания либо двумя третями делегатов конференции.
2. Требования работников излагаются в письменной форме и направляются работодателю, объединениям работодателей в трехдневный календарный срок.
3. В случае если указанные требования выдвигаются работниками разных работодателей, то эти требования могут представлять отраслевые или территориальные органы профессиональных союзов либо иные уполномоченные работниками лица и органы.
4. Работодатель, объединение работодателей обязаны воздерживаться от всякого вмешательства, способного воспрепятствовать проведению собрания (конференции) работников по выдвижению требований.
Статья 291. Рассмотрение требований работников
1. Работодатель, объединение работодателей обязаны рассмотреть выдвинутые работниками требования не позднее трех календарных дней со дня их получения и предпринять меры для разрешения изложенных требований, а при их невозможности в указанный срок довести свои решения и предложения в письменном виде до работников с указанием своих представителей для дальнейшего рассмотрения возникших разногласий в порядке примирительных процедур.
2. Коллективный трудовой спор считается возникшим со дня оформления письменного сообщения работодателя, объединения работодателей о существе имеющихся разногласий в отношении требований, выдвинутых работниками, либо с даты составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров, либо со дня истечения срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи в случае не сообщения работодателем, объединением работодателей своих решений.
Статья 292. Примирительные процедуры
1. В порядке примирительных процедур рассматриваются требования работников (их представителей), указанные в пункте 1 статьи 291 настоящего Кодекса.
Отклоненные работодателем, объединением работодателей (их представителями) или удовлетворенные ими частично требования первоначально рассматриваются в примирительной комиссии, а при не достижении соглашения в ней - трудовым арбитражем.
2. На любой из стадий рассмотрения коллективного трудового спора стороны могут обратиться к посреднику. Процедура посредничества является самостоятельной по отношению к примирительным процедурам в примирительной комиссии, трудовом арбитраже и может идти параллельно с ними.
Статья 293. Примирительная комиссия
1. Примирительная комиссия создается в течение трех календарных дней со дня доведения либо не сообщения своего решения работодателем, объединением работодателей (их представителями) решения до сведения работников (их представителей) либо со дня составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.
2. Примирительная комиссия рассматривает требования работников (их представителей) в срок не позднее семи календарных дней со дня ее создания.
3. В процессе примирительной процедуры комиссия консультируется с работниками (их представителями), работодателем, объединением работодателей (их представителями), государственными органами, с комиссиями по социальному партнерству и иными заинтересованными лицами.
4. Решение комиссии принимается по соглашению между сторонами на основе переговоров, оформляется протоколом, подписываемым представителями сторон и имеет для сторон обязательную силу.
5. При недостижении соглашения в примирительной комиссии в срок, установленный пунктом 3 настоящей статьи, работа примирительной комиссии прекращается, а для разрешения спора создается трудовой арбитраж.
Статья 294. Трудовой арбитраж
1. Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора в течение пяти календарных дней с участием членов республиканской, отраслевой или региональной (областной, городской, районной) трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
2. Количество членов трудового арбитража и его персональный состав определяются соглашением сторон коллективного трудового спора, трудовой арбитраж должен состоять не менее чем из пяти человек. В состав трудового арбитража включаются представители профсоюзных органов, государственный инспектор труда, специалисты, эксперты и другие лица.
3. Председатель трудового арбитража утверждается соглашением сторон из числа членов арбитража.
4. Коллективный трудовой спор рассматривается трудовым арбитражем с обязательным участием представителей сторон коллективного трудового спора, а при необходимости также с участием представителей других заинтересованных лиц.
5. Процедура рассмотрения спора определяется трудовым арбитражем и доводится до сведения сторон коллективного трудового спора.
6. Решение трудового арбитража принимается не позднее семи календарных дней со дня его создания простым большинством голосов членов арбитража. При разделении голосов членов трудового арбитража поровну решающим является голос председателя. Решение должно быть мотивированным, излагаться в письменной форме и подписываться всеми членами арбитража.
7. Решение трудового арбитража является обязательным для исполнения, если стороны об этом заключили соглашения в письменной форме.
Статья 295. Посредники при разрешении коллективного трудового спора
1. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется по соглашению сторон коллективного трудового спора.
2. В качестве посредников стороны выбирают авторитетные для них организации и лица, нейтральные по отношению к сторонам. Республиканская, отраслевая, региональная (областная, городская, районная) трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений могут с согласия сторон коллективного трудового спора привлекать к работе по урегулированию коллективных трудовых споров руководителей и работников центральных и местных исполнительных органов, ассоциаций и других объединений, органов профсоюзов, работодателей, а также независимых экспертов. Во всех случаях избрания посредников от них должно быть получено письменное согласие на посредничество.
Статья 296. Последствия достижения соглашения сторон по коллективному трудовому спору
1. Во всех случаях достижения соглашения между сторонами коллективного трудового спора о его разрешении с участием посредника или без него незаконченные примирительные процедуры прекращаются, а условиями разрешения спора считаются условия соглашения между сторонами.
2. Достижение соглашения между сторонами о разрешении спора влечет за собой прекращение забастовки, если она была объявлена.
Статья 297. Обязанности сторон и примирительных органов по урегулированию коллективных трудовых споров
1. Ни одна из сторон не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах.
2. Если примирительная комиссия и трудовой арбитраж не смогли урегулировать разногласия сторон коллективного трудового спора, причины этого в письменной форме доводятся до сведения сторон. В этом случае работники (их представители) могут приступить к проведению забастовки.
Статья 298. Гарантии в связи с разрешением коллективного трудового спора
Члены примирительной комиссии, посредники, трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы в случае согласия работодателя с сохранением средней заработной платы.
Статья 299. Право на забастовку
1. Работники могут принять решение о проведении забастовки, если посредством примирительных процедур не удалось добиться разрешения коллективного трудового спора.
2. Решение о проведении забастовки принимается на собрании (конференции) работников (их представителей) и считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей голосов участников собрания (конференции).
3. Забастовку возглавляет уполномоченный работниками (их представителями) орган (забастовочный комитет). В случае объявления забастовки работниками (их представителями) нескольких работодателей с одинаковыми требованиями ее может возглавить объединенный орган, формируемый из равного числа представителей этих работников (их представителей).
4. Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.
5. Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Статья 300. Объявление о начале забастовки
1. Работодатель, объединение работодателей (их представители) должны быть письменно предупреждены уполномоченным органом о начале забастовки и возможной ее продолжительности не позднее, чем за пятнадцать календарных дней до ее объявления.
2. В решении об объявлении забастовки указывается:
- перечень разногласий сторон, являющихся основанием для проведения забастовки;
- дата, место и время начала забастовки, ее продолжительность и предполагаемое количество участников;
- наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;
- предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки.
Статья 301. Полномочия органа, возглавляющего забастовку
1. Орган, возглавляющий забастовку, действует в пределах прав, предоставленных ему настоящим Кодексом и на основе полномочий, которыми наделяют его работники (их представители).
2. Орган, возглавляющий забастовку, имеет право:
- представлять интересы работников (их представителей) во взаимоотношениях с работодателем, объединением работодателей (их представителями), государственными, профсоюзными, иными юридическими и должностными лицами по вопросам разрешения выдвинутых требований;
- получать от работодателя, объединения работодателей (их представителей) информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников (их представителей);
- освещать ход рассмотрения требований работников (их представителей) в средствах массовой информации;
- вести переговоры с работодателем, объединением работодателей (их представителями) по вопросам разрешения коллективного трудового спора;
- привлекать специалистов для дачи заключений по спорным вопросам;
- приостанавливать забастовку с согласия работников (их представителей).
3. Для возобновления забастовки не требуется повторного рассмотрения спора примирительной комиссией, посредником или в трудовом арбитраже. Работодатель, объединение работодателей (их представители) и орган по урегулированию трудовых споров должны быть предупреждены о возобновлении забастовки не позднее, чем за три рабочих дня.
4. Полномочия органа, возглавляющего забастовку, прекращаются в случаях, когда стороны коллективного трудового спора подписали соглашение об его урегулировании, а также в случае признания забастовки незаконной.
5. При осуществлении своих полномочий орган, возглавляющий забастовку, не вправе принимать решения, относящиеся к компетенции работодателя, государственных органов и общественных объединений.
Статья 302. Незаконные забастовки
1. Забастовки признаются незаконными:
1) по политическим мотивам, в том числе с требованиями об изменении конституционного строя, созыва, роспуска или изменения порядка деятельности государственных органов, отставки их руководителей, а также требованиями, влекущими нарушения национального и расового равноправия, изменения территориальной целостности страны;
2) объявленные без соблюдения положений статей 290, 291 настоящего Кодекса;
3) в случаях, когда это создает реальную угрозу жизни и здоровью людей;
4) в организациях железнодорожного транспорта, гражданской авиации, связи, на непрерывно действующих производствах, приостановка деятельности которых связана с тяжелыми и опасными последствиями;
5) в организациях, выполняющих задачи по обеспечению обороноспособности, правопорядка и безопасности Республики;
6) в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
2. В организациях, обеспечивающих жизнедеятельность населения (общественный транспорт, организации, обеспечивающие снабжение водой, электроэнергией, теплом), забастовка может проводиться лишь в том случае, если сохраняется необходимый для жизни обеспечения населения уровень соответствующих услуг, определяемый на основе предварительного соглашения с местным исполнительным органом.
3. Решение о признании забастовки незаконной принимается судом в соответствии с законодательными актами.
4. Суд принимает к производству дело о признании забастовки незаконной по иску работодателя, объединения работодателей (их представителей), местных исполнительных органов, либо соответствующего прокурора.
5. Дело должно быть рассмотрено судом в срок не позднее десяти календарных дней со дня подачи искового заявления.
6. Решение суда о признании забастовки незаконной обязывает работников (их представителей) отменить или прекратить ее и возобновить работу не позднее суток после вручения копии решения суда органу, возглавляющему забастовку.
7. Орган, возглавляющий забастовку, имеет право на обжалование решения суда в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Статья 303. Гарантии работникам в связи с проведением забастовки
1. Участие в забастовках (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 299 настоящего Кодекса) не может рассматриваться как нарушение работником трудовой дисциплины и повлечь применение мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
2. На время забастовки за работником сохраняется место работы (должность), право на выплату пособий по социальному страхованию, трудовой стаж, а также гарантируются другие права, вытекающие из трудовых отношений.
Заработная плата за время забастовки участвующим в ней работникам не сохраняется.
3. За работниками, не принимавшими участие в забастовке, но в связи с ней не имевшими возможности выполнять свою работу, сохраняется средняя заработная плата в размерах, установленных трудовым или коллективным договорами.
Статья 304. Ответственность за незаконные забастовки
1. Организация забастовки, признанной судом незаконной, или участие в ней рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и может повлечь применение мер дисциплинарного взыскания, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
2. Лица, принуждающие к участию в забастовке путем насилия или угрозой насилия, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Раздел 5. Безопасность и охрана труда
Глава 32. Государственное управление в области безопасности
и охраны труда
Статья 305. Государственное управление, контроль и надзор в области безопасности и охраны труда
Государственное управление, контроль и надзор в области безопасности и охраны труда осуществляются Правительством Республики Казахстан, уполномоченным государственным органом по труду.
Статья 306. Государственные нормативные требования по безопасности и охране труда
1. Государственные нормативные требования по безопасности и охране труда устанавливаются нормативными правовыми актами Республики Казахстан и должны содержать правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.
2. Требования по безопасности и охране труда обязательны для исполнения работодателями и работниками при осуществлении ими деятельности на территории Республики Казахстан.
3. Порядок разработки и утверждения государственными органами нормативных правовых актов по безопасности и охране труда устанавливается Правительством Республики Казахстан.
Статья 307. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области безопасности и охраны труда
Правительство Республики Казахстан:
1) разрабатывает основные направления и обеспечивает реализацию государственной политики;
2) организует разработку и выполнение государственных программ;
3) устанавливает порядок организации и проведения государственного контроля;
4) определяет порядок предоставления информации и ведения государственной статистики с созданием банка данных;
5) обеспечивает проведение научных исследований.
Статья 308. Компетенция уполномоченного государственного органа по труду в области безопасности и охраны труда
Уполномоченный государственный орган по труду:
1) реализует государственную политику;
2) разрабатывает программы исследования по проблемам безопасности и охраны труда;
3) проводит мониторинг безопасности и охраны труда;
4) осуществляет координацию и взаимодействие с другими государственными органами, а также с представителями работников и работодателей;
5) разрабатывает и утверждает межотраслевые нормативные правовые акты Республики Казахстан;
6) проводит обучение и аттестацию государственных инспекторов труда;
7) организует государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан;
8) осуществляет контроль за своевременным и объективным проведением расследования несчастных случаев на производстве в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
9) осуществляет международное сотрудничество;
10) разрабатывает физиологически обоснованные нормы труда и осуществляет контроль за их соблюдением;
11) разрабатывает требования к проведению производственного контроля в области безопасности и охраны труда, утверждает положения о производственном контроле на предприятиях и следит за полнотой и достоверностью его осуществления;
12) организует научные исследования в области безопасности и охраны труда;
13) выполняет иные функции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 309. Компетенция территориальных подразделений уполномоченного государственного органа по труду в области безопасности и охраны труда
Территориальные подразделения уполномоченного государственного органа по труду:
1) осуществляют контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан;
2) проводят анализ причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и разрабатывают предложения по их профилактике;
3) расследуют несчастные случаи на производстве в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
4) проводят проверку знаний у работодателей (представителей работодателей) и работников, ответственных за обеспечение безопасности и охраны труда у работодателей, в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным государственным органом по труду Республики Казахстан;
5) участвуют в составе приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию объектов производственного назначения;
6) взаимодействуют с профессиональными союзами и объединениями работодателей по вопросам совершенствования нормативов безопасности и охраны труда;
7) осуществляют иные функции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 310. Мониторинг и оценка рисков в сфере безопасности и охраны труда
В целях комплексной оценки условий труда на рабочих местах, снижения производственного травматизма и предупреждения несчастных случаев на производстве уполномоченный государственный орган по труду и его территориальные подразделения организуют мониторинг и оценку рисков в сфере безопасности и охране труда.
Глава 33. Гарантии прав работников в области безопасности
и охраны труда
Статья 311. Гарантии прав на безопасность и охрану труда при заключении трудового договора
1. В трудовом договоре должна быть указана достоверная характеристика рабочего места, включая опасные и вредные производственные факторы, указаны гарантии, льготы и компенсации за работу в таких условиях, предусмотренные законодательством Республики Казахстан и коллективным договором.
2. При заключении трудового договора на тяжелых (особо тяжелых) работах, работах с вредными (особо вредными) и (или) опасными (особо опасными) условиями труда работодатель обязан предупредить работника о наиболее вероятном сроке возможного возникновения профессионального заболевания.
Статья 312. Обязательные медицинские осмотры работников
1. Заключение трудового договора на тяжелых (особо тяжелых) работах, работах с вредными (особо вредными) и (или) опасными (особо опасными) условиями труда и неблагоприятными производственными факторами, а также на подземные работы, должно осуществляться после прохождения гражданином предварительного медицинского осмотра и определения отсутствия противопоказаний по состоянию здоровья в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами уполномоченного государственного органа в области здравоохранения.
2. Работодатель за счет собственных средств обязан организовывать проведение периодических медицинских осмотров и обследований работников, занятых на тяжелых (особо тяжелых) работах, работах с вредными (особо вредными) и (или) опасными (особо опасными) условиями труда, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
3. Работники, занятые на работах, связанных с повышенной опасностью, машинами и механизмами, должны проходить предсменное медицинское освидетельствование. Список профессий, требующих предсменного медицинского освидетельствования, определяется уполномоченным государственным органом в области здравоохранения Республики Казахстан.
4. Работники, не прошедшие медицинский осмотр либо предсменное медицинское освидетельствование, если они являются обязательными в соответствии с законодательством Республики Казахстан, отстраняются работодателем от работы.
Статья 313. Гарантии прав работников на безопасность и охрану труда в процессе трудовой деятельности
1. Условия безопасности труда у работодателя на каждом рабочем месте должны соответствовать требованиям государственных стандартов, правил по безопасности и охране труда.
2. На время приостановления работ вследствие нарушения работодателем требований по безопасности и охране труда за работником сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата.
3. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья или окружающих людей не влечет привлечения его к дисциплинарной и (или) материальной ответственности.
4. В случае не обеспечения работодателем работника средствами индивидуальной и (или) коллективной защиты, спецодеждой работник вправе прекратить выполнение трудовых обязанностей, а работодатель обязан оплатить возникший по этой причине простой в размере средней заработной платы работника.
5. В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение нанесенного ему вреда производится в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом и гражданским законодательством Республики Казахстан.
6. При обнаружении у работника признаков трудового увечья, профессионального заболевания или иного повреждения здоровья вследствие воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов работодатель осуществляет перевод работника на другую работу, не противопоказанную его здоровью в порядке, предусмотренном статьей 43 настоящего Кодекса.
Статья 314. Обучение, инструктирование и проверка знаний работников по вопросам безопасности и охраны труда
1. Обучение, инструктирование, проверка знаний работников по вопросам безопасности и охраны труда проводятся работодателем за счет собственных средств.
2. Порядок и сроки проведения обучения, инструктирования и проверок знаний по вопросам безопасности и охраны труда работников определяются нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
3. Работники после заключения трудового договора обязаны пройти организуемое работодателем предварительное обучение с последующим обязательным проведением проверки знаний по вопросам безопасности и охраны труда. Работники, не прошедшие предварительное обучение, инструктирование и проверку знаний, отстраняются работодателем от работы.
4. Работники в месячный срок после заключения трудового договора или перевода на должность и периодически, не реже одного раза в три года, обязаны проходить обучение и проверку знаний по вопросам охраны и безопасности труда на курсах повышения квалификации в соответствующих высших учебных заведениях или учреждениях.
Глава 34. Права и обязанности работника и работодателя в области
безопасности и охраны труда
Статья 315. Права работника на безопасность и охрану труда
Работник имеет право:
1) на получение достоверной информации от работодателя о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске причинения вреда здоровью, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
2) на рабочее место, защищенное от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, которые могут вызвать трудовое увечье, профессиональное заболевание, иное повреждение здоровья или снижение трудоспособности;
3) на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты, специальной одеждой в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Республики Казахстан о безопасности и охране труда, а также трудовым и коллективными договорами;
4) на обращение в уполномоченный государственный орган по труду Республики Казахстан и его территориальные подразделения о проведении обследования условий и охраны труда на его рабочем месте;
5) на участие лично или через своего представителя в проверке и рассмотрении вопросов, связанных с улучшением условий, безопасности и охраны труда;
6) на отказ от выполнения работы при возникновении ситуации, создающей угрозу его здоровью или жизни, с извещением об этом непосредственного руководителя или работодателя (представителя работодателя);
7) на образование и профессиональную подготовку, необходимые для безопасного исполнения трудовых обязанностей, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
8) на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью при исполнении трудовых (служебных) обязанностей, в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;
9) на сохранение средней заработной платы на период приостановки работы у работодателя из-за несоответствия требованиям по безопасности и охране труда;
10) на обжалование неправомерных действий работодателя (представителя работодателя) в области безопасности и охраны труда.
Статья 316. Обязанности работника в области безопасности и охраны труда
Работник обязан:
1) использовать по назначению специальную одежду, индивидуальные и коллективные средства защиты;
2) немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей;
3) проходить за счет средств работодателя обязательные периодические медицинские осмотры и предсменное медицинское освидетельствование в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, а также медицинское освидетельствование для перевода на другую работу по производственной необходимости либо при появлении признаков профессионального заболевания.
Статья 317. Права работодателя в области безопасности и охраны труда Работодатель имеет право:
1) издавать в пределах своих полномочий акты по вопросам безопасности и охраны труда;
2) требовать от работников соблюдения норм безопасности и охраны труда;
3) поощрять работников за вклад в создание благоприятных условий труда на рабочих местах, рационализаторские предложения по созданию безопасных условий труда;
4) отстранять от работы и привлекать к дисциплинарной ответственности работников, нарушающих требования по безопасности и охраны труда, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Статья 318. Обязанности работодателя в области безопасности и охраны труда
1. Работодатель обязан:
1) осуществлять контроль за состоянием безопасности и охраны труда;
2) информировать работников о возможных вредных производственных факторах на территории организации и рабочих местах;
3) принимать меры по предотвращению любых рисков на рабочих местах и в технологических процессах путем проведения профилактики, замены производственного оборудования и технологических процессов на более безопасные;
4) проводить обучение и подготовку работников по безопасности и охране труда в соответствии с требованиями правил и нормативов, в том числе при внедрении нового оборудования и новых технологических процессов;
5) разрабатывать мероприятия по безопасности и охране труда и выделять средства на проведение их в организации;
6) обеспечивать работника за счет собственных средств спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов в установленные сроки их носки и осуществлять контроль за применением по назначению индивидуальных и коллективных средств защиты, спецодежды;
7) проводить инструктажи, обеспечивать работников соответствующими инструктивными документами (инструкциями, правилами, методическими указаниями) по безопасному ведению производственного процесса и работ;
8) проходить проверку знаний по вопросам безопасности и охраны труда и организовать проверку знаний руководителей и специалистов в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным государственным органом по труду;
9) проводить за счет собственных средств обязательные периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры и предсменное медицинское освидетельствование работников в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, а также при переводе на другую работу с изменениями условий труда либо при появлении признаков профессионального заболевания;
10) создать работникам за счет собственных средств необходимые санитарно-гигиенические условия, обеспечить работников средствами профилактической обработки и ремонт спецодежды и обуви, моющими и дезинфицирующими средствами, медицинской аптечкой, молоком, лечебно-профилактическим питанием не ниже норм, устанавливаемых уполномоченным государственным органом по труду;
11) беспрепятственно допускать должностных лиц уполномоченного государственного органа по труду и его территориальных подразделений, представителей работников для проведения проверок состояния безопасности, условий и охраны труда в организациях и соблюдения законодательства Республики Казахстан о безопасности и охране труда, а также для расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
12) предоставлять уполномоченному государственному органу по труду и его территориальным подразделениям, представителям работников необходимую информацию о состоянии безопасности, условий и охраны труда в организациях;
13) принимать и исполнять предписания государственных инспекторов труда;
14) осуществлять регистрацию, учет и анализ несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;
15) проводить с участием представителей работников периодическую, не реже чем один раз в пять лет, аттестацию производственных объектов по состоянию условий труда, а также обязательную аттестацию после реконструкции, модернизации, установления новой техники или технологии в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным государственным органом по труду;
16) в соответствии с законодательством Республики Казахстан возмещать вред, причиненный жизни и здоровью работника;
17) обеспечивать расследование несчастных случаев на производстве в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
18) приводить в соответствие с действующими нормами и правилами безопасности и охраны труда все основные фонды, находящиеся в эксплуатации;
19) страховать ответственность за нанесение вреда здоровью и жизни работника при исполнении им трудовых обязанностей;
20) обеспечивать гигиеническое обучение (санитарный минимум знаний по вопросам профилактики общих и профессиональных заболеваний) рабочих и специалистов, занятых во вредных и опасных условиях труда;
21) принимать неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
22) сохранить до начала расследования несчастного случая на производстве обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к состоянию аварийной ситуации, а в случае невозможности ее сохранения зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, в том числе использовать фото-, видеосъемку);
23) сообщить в течение суток в соответствующие государственные органы о групповом несчастном случае на производстве (два человека и более), тяжелом несчастном случае либо несчастном случае со смертельным исходом;
24) сообщить о случаях острого отравления в соответствующее территориальное подразделение уполномоченного органа в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
2. Трудовым либо коллективным договорами с учетом специфики деятельности работодателя и видов работ, наличия источников повышенной опасности могут быть предусмотрены дополнительные обязанности работодателя (представителя работодателя).
Глава 35. Организация безопасности и охраны труда
Статья 319. Служба безопасности и охраны труда у работодателя
1. В целях обеспечения соблюдения требований безопасности и охраны труда в производственных организациях с численностью более 50 работников работодатель обязан создать службу безопасности и охраны труда. По своему статусу служба безопасности и охраны труда приравнивается к основным производственным службам.
2. Основные направления деятельности и организации работ служб безопасности и охраны труда определяются уполномоченным государственным органом по труду Республики Казахстан.
3. Решение о введении должности специалиста по безопасности и охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности либо обязанности по безопасности и охране труда возлагаются по совместительству на другого специалиста у работодателей с численностью до 50 работников.
Статья 320. Разработка нормативов в области безопасности и охраны труда
1. Нормативы в области безопасности и охраны труда устанавливают организационные, технические, технологические, санитарно-гигиенические, биологические, физические и иные нормы, правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.
2. Разработка и утверждение отраслевых нормативов в области безопасности и охраны труда осуществляются соответствующими уполномоченными государственными органами в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
3. Разработка и утверждение инструкций по безопасности и охране труда осуществляются работодателем в порядке, утвержденном уполномоченным государственным органом по труду.
Статья 321. Требования по безопасности и охране труда при проектировании, строительстве и эксплуатации производственных объектов и средств производства
1. Проектирование, строительство и реконструкция производственных зданий и сооружений, разработка и использование технологий, конструирование и изготовление машин, механизмов, оборудования и других изделий, не отвечающих требованиям государственных стандартов, правил и норм по охране труда, санитарных, строительных правил и норм, не допускаются.
2. Новые или реконструируемые производственные объекты, средства производства или другие виды продукции не могут быть приняты и введены в эксплуатацию, если они не соответствуют требованиям по безопасности и охране труда, а также требованиям санитарных и строительных правил и норм.
3. Производственные объекты подлежат обязательной периодической аттестации по условиям труда в соответствии с порядком, установленным уполномоченным государственным органом по труду.
4. Приемка в эксплуатацию построенного объекта производственного назначения производится приемочной комиссией с обязательным участием государственного инспектора труда и представителей работников.
5. Запрещается применение средств измерений, не прошедших государственные испытания и утверждение типа, поверку, метрологическую аттестацию, не соответствующих утвержденному типу, а также товаров, материалов, сырья, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим правилам и гигиеническим нормативам.
Глава 36. Расследование и учет несчастных случаев и иных повреждений
здоровья работников, связанных с трудовой деятельностью
Статья 322. Общие положения расследования несчастных случаев
1. Расследование несчастных случаев производится в отношении:
1) лиц, получающих профессиональную подготовку;
2) лиц, обучающихся в учебных заведениях, реализующих образовательные программы начального профессионального, послевузовского профессионального образования, при прохождении ими профессиональной практики или выполнении работы у работодателя;
3) военнослужащих, привлеченных к выполнению работ, не связанных с прохождением военной службы;
4) лиц, привлекаемых к труду по приговору суда;
5) личного состава военизированных аварийно-спасательных частей, военизированной охраны, членов добровольных команд по ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, по спасению человеческой жизни и имущества.
2. Всякое повреждение здоровья работников, связанное с их трудовой деятельностью и приведшее к временной на один день и более или постоянной нетрудоспособности либо смерти, рассматривается как несчастный случай на производстве, а его обстоятельства и причины расследуются в соответствии с настоящим Кодексом.
3. Повреждения здоровья работников классифицируются и оформляются как производственные (профессиональные) травмы, если они получены:
1) перед началом или после окончания рабочего времени при подготовке и приведении в порядок рабочего места, орудий производства, средств индивидуальной зашиты и т.п.;
2) в течение рабочего времени на месте работы или во время командировки либо в другом месте, нахождение в котором было связано с выполнением трудовых или иных обязанностей, связанных с поручением работодателя или организатора работ;
3) по пути следования работника к месту работы по заданию работодателя, деятельность которого связана с передвижением между объектами обслуживания;
4) на транспорте работодателя;
5) на личном транспорте, при наличии письменного согласия работодателя на право использования его для служебных поездок;
6) в период пребывания по распоряжению работодателя на территории своей или другой организации, а также при защите имущества работодателя либо совершении иных действий по собственной инициативе в интересах работодателя;
7) при исполнении работником трудовых или служебных обязанностей во время командировки;
8) при осуществлении действий, не входящих в трудовые обязанности работника, но совершаемых в интересах работодателя (его представителя) или направленных на предотвращение аварии или несчастного случая.
Данный перечень не является исчерпывающим, и в каждом конкретном случае связь с производством определяется комиссией в ходе расследования.
4. Не оформляются как производственные (профессиональные) травмы и иные повреждения здоровья работников на производстве, в ходе расследования которых объективно установлено, что они произошли:
1) при выполнении пострадавшим по собственной инициативе работ, не связанных с интересом работодателя;
2) в результате преднамеренного (умышленного) причинения вреда своему здоровью или при совершении пострадавшим уголовного преступления (установленного приговором суда);
3) из-за внезапного ухудшения здоровья пострадавшего, не связанного с воздействием опасных и вредных производственных факторов;
4) в состоянии алкогольного опьянения, употребления сильнодействующих токсических и наркотических веществ, что явилось причиной несчастного случая.
Статья 323. Порядок расследования несчастных случаев
1. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец обязан незамедлительно сообщить работодателю.
2. Работодатель обязан:
1) организовать первую медицинскую помощь пострадавшему и его доставку в организацию здравоохранения;
2) сохранить до начала расследования обстановку на месте несчастного случая, состояние оборудования и механизмов, а также орудия труда такими, какими они были в момент происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью работников, а нарушение непрерывности производственного процесса не приведет к аварии) и произвести фотографирование места несчастного случая.
3. Ответственные должностные лица учреждений здравоохранения должны информировать работодателей и органы государственной инспекции труда о каждом случае первичного обращения с травмой или иным повреждением здоровья работников на производстве, а также в случаях острого профессионального заболевания (отравления) - органы государственной санитарно-эпидемиологической службы уполномоченного органа по делам здравоохранения.
4. Работодатель о несчастном случае на производстве или ином повреждении здоровья работников немедленно сообщает:
1) в государственную инспекцию труда уполномоченного государственного органа по труду;
2) представителю работников организации;
3) страховой организации при наличии соответствующего договора со страховой организацией;
4) местным органам государственной санитарно-эпидемиологической службы уполномоченного органа по делам здравоохранения о случаях профессионального заболевания или отравления.
При наступлении несчастного случая, указанного в пункте 11 данной статьи, работодатель также немедленно сообщает:
1) правоохранительному органу по месту, где произошел несчастный случай;
2) органам промышленного и ведомственного контроля и надзора.
5. Расследование несчастного случая, за исключением перечисленных в пункте 12 данной статьи, проводится комиссией, создаваемой в течение двадцати четырех часов работодателем с момента его наступления, в составе: руководителя подразделений организации, службы охраны труда и представителя работников.
6. В случае профессионального или острого профессионального заболевания (отравления) в расследовании комиссии принимают участие представители уполномоченного государственного органа по здравоохранению.
7. В работе комиссии вправе принимать участие представитель страховой организации, имеющей соответствующие договорные отношения с работодателем.
8. Ответственность за полное, объективное и своевременное расследование, оформление и регистрацию несчастных случаев и иных повреждений здоровья работников на производстве (далее - несчастных случаев) несет работодатель, с которым пострадавшие состоят (состояли) в трудовых отношениях.
9. Расследование несчастного случая, происшедшего с работником, направленным в другую организацию для выполнения производственного задания (служебных или договорных обязанностей) проводится комиссией, создаваемой руководителем организации, на чьей территории произошло происшествие, с участием полномочных представителей пострадавшего.
Расследование несчастного случая, происшедшего с работником организации, расположенной и ведущей работы на территории другой организации, проводится его работодателем, с участием ответственного представителя организации, на территории которой произошел несчастный случай.
10. Расследование несчастных случаев, происшедших в результате аварий транспортных средств, проводится на основании материалов расследований органов транспортной инспекции.
Органы транспортной инспекции в пятидневный срок со дня транспортного происшествия по требованию председателя комиссии по расследованию несчастных случаев обязаны представить ему копии необходимых документов.
11. Несчастные случаи, о которых не было своевременно сообщено работодателю, либо в результате которых нетрудоспособность наступила не сразу (независимо от срока давности), расследуются по заявлению пострадавшего, его полномочного представителя или по предписанию государственного инспектора труда в течение десяти дней со дня регистрации заявления, получения предписания.
12. Несчастные случаи на производстве с тяжелым или со смертельным исходом, а также групповые несчастные случаи с двумя и более работниками организации, подлежат специальному расследованию в порядке, определяемом государственным уполномоченным государственным органом по труду.
13. Специальное расследование несчастного случая проводится в течение десяти дней комиссией, создаваемой территориальным уполномоченным государственным органом по труду в составе государственного инспектора труда (руководитель), работодателя и представителя работников.
14. Расследование групповых несчастных случаев, при которых погибло от трех до пяти человек, проводится комиссией, создаваемой уполномоченным государственным органом по труду, а при гибели более пяти человек - Правительством Республики Казахстан.
15. При проведении специального расследования несчастного случая работодатель обеспечивает все необходимые условия членам комиссий и представителям органов государственного контроля для исполнения возложенных на них функций.
16. Для решения вопросов, требующих экспертного заключения, руководитель комиссии по специальному расследованию имеет право создать экспертные подкомиссии из числа специалистов организаций, ученых и контрольно-надзорных органов.
17. Запрещается без согласия руководителя комиссии по специальному расследованию проведение опроса свидетелей, очевидцев, а также параллельных расследований данного несчастного случая кем-либо или иной комиссией в дни работы официально назначенной комиссии.
Статья 324. Оформление и регистрация несчастных случаев
1. Каждый несчастный случай, связанный с производством, вызвавший у работника (работников) потерю трудоспособности не менее одного дня, в соответствии с медицинским заключением оформляется актом о несчастном случае или ином повреждении здоровья работника на производстве по установленной форме и порядке, установленном государственным уполномоченным государственным органом по труду.
2. Подтвержденные в установленном порядке организацией здравоохранения случаи профессионального заболевания и отравления оформляются также актом о несчастном случае или ином повреждении здоровья работника на производстве независимо от того, имеется или нет потеря трудоспособности.
3. По окончании расследования каждого несчастного случая работодатель не позднее трех дней обязан направлять госинспектору труда и выдать пострадавшему или его доверенному лицу упомянутый акт в пунктах 1 и 2 настоящей статьи. Материалы акта специального расследования группового несчастного случая направляется в орган государственной инспекции труда.
4. Материалы акта специального расследования в семидневный срок по окончании расследования направляются государственным инспектором труда в местные органы внутренних дел, которые должны принять решение и сообщить о принятом решении направлявшей стороне.
5. В случае несогласия с результатом расследования или несвоевременного оформления акта о несчастном случае пострадавший, представитель работников организации или иное заинтересованное лицо имеют право письменно обратиться к работодателю, который обязан в десятидневный срок рассмотреть его заявление и принять решение по существу.
6. Разногласия по вопросам расследования, оформления и регистрации несчастных случаев, возникшие в ходе расследования между работодателем и работником, рассматриваются органами государственной инспекции труда или в судебном порядке.
В случае обнаружения в материалах акта расследования нарушений требований настоящей главы Кодекса или в случае выявления факта сокрытия несчастного случая органы государственной инспекции труда вправе назначить дополнительное расследование или подготовить соответствующее заключение.
Решение государственного инспектора труда по вопросам расследования несчастных случаев и их классификации, как связанных с производством, так и не связанных с ним, оформляется в виде заключения и обязательно для исполнения работодателю.
7. Каждый несчастный случай, оформленный актом по установленной форме, заносится в журнал регистрации несчастных случаев и иных повреждений здоровья на производстве и включается в статистический отчет о временной нетрудоспособности и травматизме на производстве.
8. Материалы расследования несчастного случая подлежат хранению в организации в течение сорока пяти лет, в случае ее ликвидации материалы расследования несчастного случая в обязательном порядке должны быть переданы в государственный архив по месту ее деятельности.
Раздел 6. Контроль за соблюдением трудового законодательства
Республики Казахстан
Глава 37. Государственный контроль
Статья 325. Государственный контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан
1. Государственный контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан осуществляют государственные инспекторы труда уполномоченного государственного органа по труду и его территориальных органов.
2. К государственным инспекторам труда относятся:
1) Главный государственный инспектор труда Республики Казахстан - руководитель государственной инспекции труда уполномоченного государственного органа по труду Республики Казахстан;
2) главные государственные инспекторы труда уполномоченного государственного органа по труду Республики Казахстан - работники государственной инспекции труда уполномоченного государственного органа по труду Республики Казахстан;
3) главный государственный инспектор труда по области, городам Астана и Алматы - соответствующий заместитель руководителя областного, городов Астана и Алматы территориального органа уполномоченного государственного органа по труду Республики Казахстан;
4) государственные инспекторы труда по областям, городам и районам работники государственных инспекций труда областных, городов Астана и Алматы территориальных органов уполномоченного государственного органа по труду Республики Казахстан.
3. Положение о государственном инспекторе труда, организация деятельности государственных инспекторов труда утверждаются Правительством Республики Казахстан.
Статья 326. Права государственных инспекторов труда
При осуществлении государственного контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан государственные инспекторы труда имеют право:
1) проводить проверки соблюдения работодателями (представителями работодателей) трудового законодательства Республики Казахстан при предъявлении оформленного в установленном порядке постановления о проверке и удостоверения;
2) производить проверку выполнения условий, оговоренных в разрешениях на привлечение иностранной рабочей силы;
3) запрашивать и получать от работодателей соответствующие документы и иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на них функций;
4) выдавать обязательные для исполнения работодателями предписания об устранении выявленных нарушений трудового законодательства Республики Казахстан, а также составлять протоколы о нарушениях, налагать административные взыскания и предъявлять исковые заявления в суд;
5) давать разъяснения по вопросам, входящим в их компетенцию;
6) приостанавливать (запрещать) эксплуатацию организаций, отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест и оборудования при выявлении нарушений требований нормативных правовых актов о безопасности и охране труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;
7) запрещать выдачу и использование на рабочих местах специальной одежды, средств индивидуальной и коллективной защиты, не отвечающих установленным для них требованиям;
8) требовать отстранения от работы работников, не прошедших обучение, инструктирование, проверку знаний по вопросам безопасности и охраны;
9) направлять в соответствующие правоохранительные и судебные органы информацию, исковые требования и иные материалы по фактам нарушений трудового законодательства Республики Казахстан, невыполнение предписаний государственных инспекторов труда работодателями;
10) требовать от работодателей создания условий для исполнения возложенных на государственных инспекторов труда функций;
11) осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Статья 327. Обязанности государственных инспекторов труда
Государственные инспекторы труда обязаны:
1) осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан;
2) своевременно рассматривать обращения работников и работодателей по вопросам применения трудового законодательства Республики Казахстан;
3) выявлять причины и обстоятельства, приводящие к нарушениям трудового законодательства Республики Казахстан, принимать меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав;
4) осуществлять сбор, анализ и обобщение причин нарушений трудового законодательства Республики Казахстан, участвовать в разработке и принятии мер по реализации мероприятий, направленных на усиление работы по предупреждению нарушений трудового законодательства Республики Казахстан;
5) принимать участие в расследованиях несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и ведение их учета;
6) выдавать по результатам проверок предписания об устранении выявленных нарушений трудового законодательства Республики Казахстан;
7) осуществлять проверку выполнения лицензионных условий и условий разрешений на привлечение иностранной рабочей силы;
8) информировать работодателей о выявленных нарушениях трудового законодательства для принятия мер по их устранению, внесение предложений о привлечении виновных лиц к ответственности в случае неисполнения предписаний государственных инспекторов труда;
9) проведение разъяснительной работы по вопросам надлежащего применения трудового законодательства Республики Казахстан непосредственно для работодателей, а также через средства массовой информации;
10) не разглашать сведения, составляющие государственные секреты, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, полученную при осуществлении своих должностных полномочий.
Статья 328. Обжалование действий государственных инспекторов труда
Действия государственных инспекторов труда могут быть обжалованы в порядке подчиненности главному государственному инспектору труда по области, городам Астане и Алматы, главному государственному инспектору труда Республики Казахстан либо в судебном порядке.
Статья 329. Ответственность за нарушение трудового законодательства Республики Казахстан
Лица, виновные в нарушении трудового законодательства Республики Казахстан, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
Глава 38. Общественный контроль
Статья 330. Общественный контроль трудового законодательства
1. Общественный контроль трудового законодательства по вопросам безопасности и охраны труда осуществляют представители работников и работодателей путем создания комитетов (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей и работников.
2. Комитет (комиссия) по охране труда в целях предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний обеспечивает осуществление общественного контроля в области безопасности и охраны труда на рабочих местах.
3. Комитет (комиссия) по охране труда участвует в подготовке мероприятий по безопасности и охране труда, а также осуществляет иную деятельность по безопасности и охране труда, предусмотренную коллективным договором, не противоречащую законодательству Республики Казахстан.
Статья 331. Права представителей работников по защите прав работников
Представители работников имеют право:
1) осуществлять защиту прав работников на охрану труда перед работодателем посредством общественного контроля за соблюдением работодателями нормативных правовых актов об охране труда, заключения соглашений, коллективных договоров по созданию работодателем нормальных условий труда и техники безопасности на рабочих местах в организациях;
2) принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и в проводимых государственными инспекторами труда комплексных проверках состояния безопасности и охраны труда;
3) получать информацию и разъяснения, в том числе в письменном виде, от работодателей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда;
4) принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства;
5) принимать участие в разработке нормативных правовых актов об охране труда, вносить свои предложения;
6) обращаться в соответствующие государственные органы с требованиями о привлечении к ответственности работодателей и иных должностных лиц организаций, которые виновны в нарушении законодательства Республики Казахстан о безопасности и охране труда, положений соглашений и коллективных договоров в части охраны труда, сокрытии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
7) принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства Республики Казахстан о безопасности и охране труда, невыполнением обязательств соглашений и коллективных договоров, а также индивидуальных трудовых договоров в части безопасности и охраны труда.
Президент Республики Казахстан
_________________________
Проект Трудового кодекса Республики Казахстан (одобрен Советом по экономической политике при Правительстве Республики Казахстан 30 июня 2004 года в г. Астане)
Опубликован: "Казахстанская правда" от 31 июля 2004 г. N 169-170 (24479-24480)
страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4
|