Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Белорусский государственный университет
УТВЕРЖДАЮ

Декан филологического ф-та профессор

________________ И.С. Ровдо

(подпись)

____________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-______/р.

Спецкурс

«Обучающие экспертные системы»

Учебная программа для специальностей:

1 – 21 05 01 «Белорусская филология», 1 – 21 05 02 «Русская филология», 1 – 21 05 04 «Славянская филология», 1 – 21 05 05 «Классическая филология», 1 – 21 05 06 «Романо-германская филология», 1 – 21 05 07 «Восточная филология»

Факультет филологический_________________________________________

Кафедра прикладной лингвистики ____________________________________

Курс (курсы) 2-5 _______________________________

Семестр (семестры) 4-9 _____________________________

Лекции __20_______ Экзамен ____________

(количество часов) (семестр)

Практические (семинарские)

занятия ____8______ Зачет ______4-9_____

(количество часов) (семестр)

Лабораторные

занятия (КСР) _6__ Курсовой проект (работа) ________

(количество часов) (семестр)

Всего аудиторных

часов по дисциплине __32___

(количество часов)

Всего часов Форма получения

по дисциплине _48 высшего образования __очная_____

(количество часов)

Составила кандидат филологических наук, доцент О. Е. Елисеева

2011 г.


Рабочая программа создана на основе базовой учебной программы дисциплины «Обучающие экспертные системы» для студентов специальностей 1-21 05 01 Белорусская филология, 1-21 05 02 Русская филология, 1-21 05 04 Славянская филология, 1-21 05 05 Классическая филология, 1-21 05 06 Романо-германская филология, 1-21 05 07 Восточная филология филологического факультета, специальности Современные иностранные языки факультета международных отношений от 28 июня 2010 г., регистрационный № 164

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры прикладной лингвистики ______________ _17.05.2011 г., № 9_____

(дата, номер протокола)


Заведующий кафедрой

______________ Л.Ф. Гербик

(подпись)

Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом филологического факультета БГУ_____________________________________

(дата, номер протокола)
Председатель

________________ Н.Н.Хмельницкий

(подпись) (И.О.Фамилия)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Современное состояние науки и производства требует от специалистов постоянного совершенствования и повышения квалификации. В условиях постоянной интенсификации производственного процесса актуальным становится вопрос разработки компьютерных обучающих систем и средств различного типа и назначения, призванных эффективно повысить уровень и качество образования специалиста. Одним из перспективных классов таких систем являются обучающие экспертные системы (ОЭС).

Учебная программа курса «Обучающие экспертные системы» предполагает приобретение студентами знаний о компьютерных системах обучения (КСО) различного типа и, в частности, об ОЭС. В рамках указанной дисциплины рассматриваются вопросы компьютеризации современной сферы образования.



Целью дисциплины «Обучающие экспертные системы» является получение представления об обучающих экспертных системах как современном подклассе компьютерных систем обучения, изучение технологии создания КСО любого типа и приобретение практических навыков создания отдельных компонентов КСО и ОЭС: учебного материала, баз знаний, тестов.

Реализация указанной цели опирается на решение следующих задач:



  • Изучение типологии, структуры и особенностей организации компьютерных систем обучения

  • Изучение особенностей построения обучающих экспертных систем и их компонентов

  • Ознакомление с современным состоянием инструментальных программных средств, пригодных для разработки компонентов (модулей) ОЭС

  • Практическое освоение технологических этапов создания и использования модулей ОЭС на базе современных информационных технологий.

После изучения дисциплины «Обучающие экспертные системы» студент должен знать:



  • принципы построения компьютерных систем обучения и обучающих экспертных систем;

  • технологические этапы создания ОЭС;

  • современные инструментальные программные средства, используемые для создания ОЭС;

  • современные тенденции развития компьютерных систем обучения.

После выполнения цикла практических работ студент должен:

- уметь:


  • проектировать структуру ОЭС;

  • готовить учебно-методическое наполнение ОЭС;

  • разрабатывать гипертекстовые электронные учебные модули в составе ОЭС;

  • разрабатывать электронные тесты с использованием специализированных инструментальных средств;

  • создавать ОЭС с помощью оболочек для создания экспертных систем.

- получить навыки:

  • работы с современными программно-инструментальными средствами, применяемыми для создания ОЭС;

  • создания баз знаний для ОЭС;

  • тестирования работоспособности и анализа качества ОЭС;

  • разработки модулей (компонентов) ОЭС;

  • самостоятельного освоения инструментальных средств разработки модулей ОЭС.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


№п/п

Наименование разделов, тем

Количество аудиторных часов

Аудиторные


Самост. Работа

Лекции

Практич., семинар.

Лаб. занят.

КСР

1

Классификация компьютерных средств обучения

3










3

2

Технология разработки КСО и ОЭС

2










3

3

Формы представления информации в ОЭС

5

4







3

4

Гипертекст: определение, структура, использование. Основы языка гипертекстовой разметки HTML

6

4




2

3

5

Диагностика, мониторинг, тестирование и оценка знаний учащихся в рамках ОЭС

2

2




2

2

6

Использование технологий искусственного интеллекта для создания обучающих экспертных систем

2

2




2

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА


Номер раздела, темы, занятия

Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов



Количество аудиторных часов



лекции

практические

(семинарские)

занятия


Лабораторные занятия

управляемая самостоятельная работа студента

Материа льное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)

Литература

Формы контроля знаний

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Классификация компьютерных средств обучения (3 ч.)

3



















1.1

Общий обзор проблемы обучения с использованием компьютерной техники: необходимость, актуальность, своевременность, области использования компьютерных систем обучения (КСО). Этапы развития КСО. Требования к современным КСО. Роль КСО в системе обучения. Электронные средства обучения (ЭСО) и электронные образовательные ресурсы: определение, структура, свойства, требования, типология, современное состояние, способы использования в учебном процессе.

1









Электронная презентация


[1], [2], [18], [19]


Опрос


1.2

Виды КСО, терминология. Способы классификации КСО. Место обучающих экспертных систем в классификации КСО. Отличительные черты интеллектуальных и экспертных КСО.

2









Электронная презентация



[1], [2], [18], [19]

Опрос

2

Технология разработки КСО и ОЭС (2 ч.)

2



















2.1

Сходство и отличия КСО и ОЭС. Этапы проектирования и разработки электронных образовательных ресурсов.

Этапы создания КСО. Этапы создания ОЭС. Гипертекстовые электронные учебные модули как одна из основных составляющих компьютерной обучающей системы. Место подсистемы тестирования знаний в ОЭС. База знаний ОЭС. Экспертные системы и обучающие экспертные системы.



2











Электронная презентация

[2], [3], [18], [19]

Опрос


3

Формы представления информации в ОЭС (5 ч.)

5

















3.1

Виды и формы представления информации в ОЭС: текст, гипертекст, формула, таблица, рисунок, схема, диаграмма, звук, речь, музыка, видео, анимация, интерактивная компьютерная графика и анимация, интерактивное видео, 2D-графика и анимация, 3D-графика и анимация, «комбинированные» формы представления информации.

Систематизация и адаптация текстов для ОЭС. Структурно-логические текстовые элементы ОЭС. Интерактивность и образность текста. Введение в компьютерную лингводидактику. Электронные форматы для хранения текстовой информации: txt, rtf, doc, xls, ppt, chm, html, pdf, djvu и др. Программные средства, которые можно использовать для подготовки и систематизации текстового наполнения ОЭС.



2








Электронная презентация

[1], [4], [5], [6], [7] , [17]

Опрос


3.2

Компьютерная графика: виды, форматы файлов, использование в ОЭС и КСО. Растровая и векторная графика. Электронные форматы для хранения графики: растровых графических файлов; векторных графических файлов; для хранения анимации и 3D-графики. Инфографика как средство повышения наглядности учебного материала. Роль компьютерной графики во внешнем оформлении электронных образовательных ресурсов. Педагогический дизайн и юзабилити. Программные средства создания и обработки графической информации для ОЭС.

Использование средств мультимедиа при разработке ОЭС. Электронные форматы хранения аудио-информации (звук, музыка, речь). Программы для создания и обработки звука на персональном компьютере. Электронные форматы хранения видео-информации. Программы для создания и обработки видео на персональном компьютере.



3










Электронная презентация



[4], [7] , [17]

Опрос


4

Гипертекст: определение, структура, использование. Основы языка гипертекстовой разметки HTML (12 ч.)

6

4




2










4.1

Гипертекст как универсальная основа для наполнения ОЭС учебно-методическим материалом. Открытость и гибкость гипертекстовой технологии.

Создание гипертекста с помощью визуального редактора. Структура html-документа.




2

2





Электронная презентация




[8], [9], [10], [11] , [17]



Опрос


4.2

Типология гиперссылок. Создание и использование различных видов гиперссылок. Создание нумерованных и маркированных списков средствами языка HTML. Внедрение графических компонентов (рисунков, фотографий, фоновых изображений) в гипертекст. Использование таблиц в гипертексте. Создание гипертекстового шаблона оформления ОЭС.

Особенности подготовки графических компонентов (рисунков, фотографий и т.п.) для гипертекстового учебника: оптимизация изображений, сжатие файлов, коррекция фотографий и пр.



2

1




2

Раздаточный материал, слайды

[8], [9], [10], [11]

Самостоя-тельная работа

4.3

Основы технологии создания интерактивной веб-анимации. Внедрение веб-анимации в ОЭС.

Файловая система гипертекстового учебного модуля.



2

1







Электронная презентация


[8], [9], [10], [11]

Опрос

5

Диагностика, мониторинг, тестирование и оценка знаний учащихся в рамках ОЭС

(6 ч.)

2

2




2










5.1

Введение в электронные тесты: возможности, типология тестов и тестовых заданий, структура тестов и особенности их организации.

Разработка электронных тестов для ОЭС с использованием специализированных программно-инструментальных средств.



2

2




2

Раздаточный материал, слайды


[12], [13], [14]



Самостоя-тельная работа



6

Использование технологий искусственного интеллекта для создания обучающих экспертных систем (6 ч.)

2

2




2










6.1

Основы технологии искусственного интеллекта. Базы данных и базы знаний. Системы управления знаниями. Интеллектуальные обучающие системы и обучающие экспертные системы. Проектирование ОЭС с использованием традиционных средств создания компьютерных систем обучения и моделей обработки знаний. Интеграция экспертных знаний и гипертекстового электронного учебного модуля.

Создание фрагмента экспертной обучающей системы с использованием специализированной оболочки.

Понятие "дружественного" интерфейса компьютерной системы. Актуальность интеллектуального интерфейса в ОЭС и в любой компьютерной системе вообще.


2

2




2

Иллюстра-тивный материал, слайды



[2], [3],

[15], [16], [17], [20]



Самостоя-тельная работа




ВСЕГО

20

8




6










ИНФОРМАЦИОННАЯ (ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ) ЧАСТЬ


Основная литература


  1. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. – М.: Филинъ, 2003. – 616 с.

  2. Интеллектуальные обучающие системы и виртуальные учебные организации/ В.В.Голенков, В.Б.Тарасов, О.Е.Елисеева и др.; Под ред. В.В.Голенкова, В.Б.Тарасова. – Мн.: БГУИР, 2001

  3. Голенков В.В., Гулякина Н.А., Елисеева О.Е. Инструментальные средства проектирования интеллектуальных обучающих систем: Методическое пособие по курсу "Интеллектуальные обучающие и тренажерные системы" для студентов специальности "Искусственный интеллект". Мн.: БГУИР, 1999. - 102 с.

  4. Чепмен Дж., Чепмен Н. Цифровые технологии мультимедиа. – М.: Вильямс, 2006. – 624 с.

  5. Бовтенко М. А. Компьютерная лингводидактика. - М., 2005.

  6. Актуальные вопросы компьютерной лингводидактики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.forteacher07.ru/content/view/127/49/

  7. Сообщество специалистов по юзабилити, проектированию пользовательских интерфейсов и user experience Беларуси [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.usability.by/

  8. Ломов А. Самоучитель HTML, CSS, скрипты. Практика создания сайтов. – М.: BHV, 2005. – 416 с.

  9. Язык разметки гипертекстов HTML (любой учебник)

  10. Adobe Dreamweaver CS4. Официальный учебный курс. М.: ЭКСМО, 2009. – 304 с.

  11. Сетевые ресурсы, посвященные вопросам разработки гипертекстов (любые)

  12. Республиканский институт контроля знаний [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rikz.unibel.by/ru/

  13. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xpt.narod.ru/files/html/xpt/materials/pedagogicheskij_kontrol.htm

  14. Уроки по работе с программой HotPotatoes [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hotpot-anna.narod.ru

  15. Фулин В., Ручкин В. Универсальный искусственный интеллект и экспертные системы. – М.: BHV, 2009. – 240 с.

  16. Сетевые ресурсы, посвященные вопросам разработки экспертных систем (любые)


Дополнительная литература


  1. Варианты заданий и списки полезных ссылок на персональном сайте Елисеевой О.Е. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://olae7.narod.ru

  2. Образование и XXI-й век: Информационные и коммуникационные технологии / Под ред. Кинелева В.Г. – М.: Наука, 1999.

  3. Сборники трудов Международной научно-методической конференции «Дистанционное обучение – образовательная стратегия XXI века» (БГУИР)..

  4. Сердюков Р.Е., Елисеева О.Е. Структура знаний семантического электронного учебника // Вторые чтения, посвященные памяти профессора В.А. Карпова, Минск, 28 марта 2008 г. : сб. материалов. – Минск : Изд. центр БГУ, 2008. – С. 71 – 75.

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ




Название

дисциплины,

с которой

требуется согласование



Название

кафедры


Предложения

об изменениях в содержании учебной программы

по изучаемой учебной

дисциплине



Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номера протокола)

1. Современный русский язык

Кафедра прикладной лингвистики




17. 05. 2011,

протокол № 9



2. Методика преподавания РКИ

Кафедра прикладной лингвистики




17. 05. 2011,

протокол № 9



3. Общее языкознание

Кафедра общего и теоретического языкознания




17. 05. 2011,

протокол № 9




Дополнения и изменения

к учебной программе по изучаемой учебной дисциплине на _________ / __________ учебный год



№ п/п

Дополнения и изменения

Основание








Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры



прикладной лингвистики (протокол № ____ от ________ 20___ г.)

(название кафедры)

Заведующий кафедрой

К.ф.н., доцент_________ _______________________ _Л. Ф. Гербик____________

(степень, звание) (подпись) (И.О.Фамилия)


УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета


Д.ф.н., профессор__ _________________ __И. С. Ровдо_______

(степень, звание) (подпись)

страница 1

Смотрите также: