страница 1 Белорусский государственный университет
УТВЕРЖДАЮ
Ректор Белгосуниверситета профессор
________________ В.И. Стражев
(подпись)
____________________
(дата утверждения)
Регистрационный № УД-______/р.
Практика русской речи
(Видеокурс. Чтение газеты)
Учебная программа для специальности:
Д - 210502 Русская филология
Факультет филологический_________________________________________
Кафедра прикладной лингвистики ____________________________________
Курс (курсы) ___стажеры-иностранцы__
Семестр (семестры) ___1,2______
Лекции _________ Экзамен __________
(количество часов) (семестр)
Практические (семинарские)
занятия ____176______ Зачет ______________
(количество часов) (семестр)
Лабораторные
занятия (КСР) ___ Курсовой проект (работа) ________
(количество часов) (семестр)
Всего аудиторных
часов по дисциплине __176___
(количество часов)
Всего часов Форма получения
по дисциплине _176 высшего образования __очная_____
(количество часов)
2010 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа соответствует стандартным требованиям к содержанию курса «Русский язык как иностранному (далее – РКИ) для иностранных студентов 1- 5 курсов филологических специальностей высших учебных заведений». Требования предусматривают различные уровни владения языком в соответствии с «Государственным образовательным стандартом по русскому языку как иностранному» (М., СПб.,1999 – 2000). Профессиональный модуль «Филология», в рамках которого разработан курс, ориентирован на владение русским языком как средством общения, изучения и преподавания в учебно-профессиональной сфере филологического профиля (филологи, переводчики, журналисты).
Целями дисциплины «Практика русской речи (Видеокурс. Чтение газеты)» являются:
-
приобретение и развитие навыков аудирования и говорения;
-
развитие способности прогнозирования и догадки;
-
знакомство с особенностями публицистического стиля;
-
развитие навыков чтения публицистических текстов;
-
формирование навыков письменной речи;
-
активизация навыков грамматически правильного оформления высказывания;
-
активизация и расширение лексического запаса слов;
-
введение в курс русской культуры (история, религия, музыка, кино, изобразительное искусство, архитектура и т.д.).
Реализация заявленных целей опирается на решение следующих задач:
-
расширение знаний о русском языке;
-
определение специфики русского языка на фоне других языков;
-
анализ речевой деятельности носителей языка, а также продуцируемых ими текстов;
-
определение значимости культурологического аспекта при овладении иностранным языком;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Курс состоит из нескольких разделов.
ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ. ВИДЕОКУРС
Работа с аутентичными аудиотекстами (отрывками из видеофильмов и телепрограмм) включает в себя лексический и грамматический материал, сгруппированный по следующим темам:
-
история;
-
культура;
-
природа;
-
традиции;
-
искусство.
Телеаудирование информационных программ. Тематика:
-
политика;
-
официальные встречи, визиты;
-
международные отношения, переговоры;
-
военные конфликты;
-
терроризм;
-
общество и власть, выборы;
-
экстремальные ситуации, катастрофы;
-
экономика и жизнь;
-
социальные проблемы;
-
экология;
-
семья;
-
спорт;
-
реклама, афиша;
-
прогноз погоды.
Работа с художественными фильмами включает следующие темы:
-
«золотая серия» советского кинематографа;
-
любимые комедии;
-
знаменитые экранизации произведений русской литературы»
-
новое российское кино;
-
русские кинофильмы на международном экране;
-
жанры кино, кинофестивали, конкурсы премии;
-
реклама, отзыв, рецензия, аннотация на фильм;
-
отражение русской культуры и ментальности в кинематографе;
-
сопоставление экранизаций и оригинала.
ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ГАЗЕТЫ
В процессе обучения формируются навыки и умения в трех видах чтения: просмотровом, поисковом и изучающем. Упражнения направлены на развитие следующих умений:
-
выделять главную и второстепенную информацию;
-
обобщать содержание текста4
-
трансформировать текст в зависимости от цели;
-
передавать содержание текста4
-
высказывать мнение по прочитанным статьям.
Тематика:
-
Типология современной прессы.
-
Заголовок. Метафоричность заголовков. Трудности переаода заголовков.
-
Подзаголовок – раскрытие сути информации.
-
Система газетных жанров: информация, заметка, репортаж, интервью, комментарий, отчет, беседа, статья, обозрение, «житейская» история и др.
-
Аббревиатуры и сокращения.
-
Речевые штампы.
-
Фразеологизмы.
-
Прецедентные тексты.
-
Особенности газетного синтаксиса.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
Номер раздела, темы, занятия
|
Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов
|
Количество аудиторных часов
|
Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)
|
Литература
|
Формы контроля
знаний
|
лекции
|
практические
(семинарские)
занятия
|
Лабораторные занятия
|
управляемая самостоятельная работа студента
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1
|
Средства массовой информации (8 ч.).
Общая характеристика. Обзор белорусских СМИ.
|
|
4
4
|
|
|
видеозаписи
газетные статьи
|
|
дискуссия
|
|
Международные отношения (8ч.). Официальные встречи. Межправительственные контакты. Международные политические, экономические и военные организации.
|
|
2
2
4
|
|
|
видеозаписи
газетные статьи
|
[1], [8]
|
|
|
Общество и власть (18ч.).
Политический выбор нации. Выборы президента. Парламентские выборы. Оппозиционные движения.
|
|
6
4
4
4
|
|
|
видеозаписи
газетные статьи
|
[2]
|
тестовые задания
|
|
Военные конфликты (16ч.).
Военные действия. Терроризм.
Захват заложников.
Международные террористические организации.
|
|
4
4
4
4
|
|
|
видеозаписи
газетные статьи
|
[6]
[7], [8]
|
дискуссия
|
|
Экстремальные ситуации (16ч.).
Стихийные бедствия.
Катастрофы.
|
|
8
8
|
|
|
видеозаписи
газетные статьи
|
[7], [1],
[2]
|
бесед
|
|
Экономика и жизнь (10ч.).
Экономическая ситуация в стране.
Реформы. Налоговая политика. Инфляция. Рост цен.
|
|
4
4
2
|
|
|
видеозаписи
газетные статьи
|
|
дискуссия
|
|
Социальные проблемы (24ч).
Мир семьи. Отцы и дети. Проблема взаимоотношений. Женщины в политике. Проблема наркомании и алкоголизма.
|
|
8
8
8
|
|
|
видеозаписи
|
[8]
|
беседа
|
|
Экология (16ч.).
Экологические проблемы современности. Что мы оставим потомкам? Чернобыльская катастрофа – беда ХХ века.
|
|
6
4
6
|
|
|
газетные статьи
|
[1]
|
беседа
|
|
Культура (12ч.).
Выставки, конкурсы, фестивали. Белорусские праздники, традиции, обычаи.
|
|
2
10
|
|
|
видеозаписи
|
[3]
|
|
|
История (24ч).
Знаменитые даты истории. Видеоархив российской истории. Славные имена белорусской истории.
|
|
8
8
8
|
|
|
видеозаписи
газетные статьи
|
|
тестовые задания
|
|
Научные достижения (8ч.).
Изобретения, открытия. Освоение космоса.
Русские лауреаты Нобелевской премии.
|
|
2
6
|
|
|
видеозаписи
газетные статьи
|
|
|
|
Образование (8ч.).
Система образования в Беларуси. История Белгосуниверситета. Проблемы образования.
|
|
4
4
|
|
|
газетные статьи
|
|
тестовые задания
|
|
Спорт (8ч.).
Олимпиады. Спортивное обозрение. «Их победы – наша гордость»
|
|
4
4
|
|
|
видеозаписи
|
[2]
|
дискуссия
|
|
ВСЕГО
|
|
176
|
|
|
|
|
|
ИНФОРМАЦИОННАЯ (ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ) ЧАСТЬ
-
АтабековаА. Т., Шустинова Т.В. В Эфире новости– М., 1998.
-
Вартаньянц А.Д. Мы читаем и говорим о русских художниках. – М., 1989.
-
Волкова Л.Н. Язык СМИ (для студентов – иностранцев). – М., 1999.
-
Волкова Л.Н., Комисарова Т.П. Грани политики – М., 2002.
-
Выборнова В.Н. Возможности использования ТВ на уроках русского языка для развития речи.– М., 1988.
-
Максимова А.Л. Корректировочный курс русской грамматики. – М., 1994.
-
Сыч О.В. Использование видео в обучении культуре иноязычного общения. – М., 2003.
-
Щукин А.М. Аудиовизуальные средства обучения. – М., 1985.
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Название
дисциплины,
с которой
требуется согласование
|
Название
кафедры
|
Предложения
об изменениях в содержании учебной программы
по изучаемой учебной
дисциплине
|
Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номера протокола)
|
1. Современный русский язык
|
Кафедра прикладной лингвистики
|
|
|
2. Культура Беларуси
|
Кафедра прикладной лингвистики
|
|
|
3. История русской литературы
|
Кафедра истории русской литературы
|
|
|
4. Стилистика
|
Кафедра прикладной лингвистики
|
|
|
Учебная программа составлена на основе «Русский язык как иностранный» Типовая учебная программа для иностранных студентов 1-5 курсов филологических специальностей высших учебных заведений. – М., 2005.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры прикладной лингвистики ______________ ____________________
(дата, номер протокола)
Заведующий кафедрой
______________ Л.Н. Чумак
(подпись)
Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом филологического факультета Белгосуниверситета__________________________
(дата, номер протокола)
Председатель
________________ _____________
(подпись) (И.О.Фамилия)
страница 1
|