Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Белорусский государственный университет
УТВЕРЖДАЮ

Ректор Белгосуниверситета профессор

________________ В.И. Стражев

(подпись)

____________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-______/р.
Практика русской речи

(Видеокурс. Чтение газеты)

Учебная программа для специальности:

Д - 210502 Русская филология

Факультет филологический_________________________________________

Кафедра прикладной лингвистики ____________________________________

Курс (курсы) ___стажеры-иностранцы__

Семестр (семестры) ___1,2______

Лекции _________ Экзамен __________

(количество часов) (семестр)

Практические (семинарские)

занятия ____176______ Зачет ______________

(количество часов) (семестр)

Лабораторные

занятия (КСР) ___ Курсовой проект (работа) ________

(количество часов) (семестр)

Всего аудиторных

часов по дисциплине __176___

(количество часов)

Всего часов Форма получения

по дисциплине _176 высшего образования __очная_____

(количество часов)
2010 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа соответствует стандартным требованиям к содержанию курса «Русский язык как иностранному (далее – РКИ) для иностранных студентов 1- 5 курсов филологических специальностей высших учебных заведений». Требования предусматривают различные уровни владения языком в соответствии с «Государственным образовательным стандартом по русскому языку как иностранному» (М., СПб.,1999 – 2000). Профессиональный модуль «Филология», в рамках которого разработан курс, ориентирован на владение русским языком как средством общения, изучения и преподавания в учебно-профессиональной сфере филологического профиля (филологи, переводчики, журналисты).

Целями дисциплины «Практика русской речи (Видеокурс. Чтение газеты)» являются:



  • приобретение и развитие навыков аудирования и говорения;

  • развитие способности прогнозирования и догадки;

  • знакомство с особенностями публицистического стиля;

  • развитие навыков чтения публицистических текстов;

  • формирование навыков письменной речи;

  • активизация навыков грамматически правильного оформления высказывания;

  • активизация и расширение лексического запаса слов;

  • введение в курс русской культуры (история, религия, музыка, кино, изобразительное искусство, архитектура и т.д.).

Реализация заявленных целей опирается на решение следующих задач:

  • расширение знаний о русском языке;

  • определение специфики русского языка на фоне других языков;

  • анализ речевой деятельности носителей языка, а также продуцируемых ими текстов;

  • определение значимости культурологического аспекта при овладении иностранным языком;

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Курс состоит из нескольких разделов.

ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ. ВИДЕОКУРС



Работа с аутентичными аудиотекстами (отрывками из видеофильмов и телепрограмм) включает в себя лексический и грамматический материал, сгруппированный по следующим темам:

  • история;

  • культура;

  • природа;

  • традиции;

  • искусство.

Телеаудирование информационных программ. Тематика:

  • политика;

  • официальные встречи, визиты;

  • международные отношения, переговоры;

  • военные конфликты;

  • терроризм;

  • общество и власть, выборы;

  • экстремальные ситуации, катастрофы;

  • экономика и жизнь;

  • социальные проблемы;

  • экология;

  • семья;

  • спорт;

  • реклама, афиша;

  • прогноз погоды.

Работа с художественными фильмами включает следующие темы:

  • «золотая серия» советского кинематографа;

  • любимые комедии;

  • знаменитые экранизации произведений русской литературы»

  • новое российское кино;

  • русские кинофильмы на международном экране;

  • жанры кино, кинофестивали, конкурсы премии;

  • реклама, отзыв, рецензия, аннотация на фильм;

  • отражение русской культуры и ментальности в кинематографе;

  • сопоставление экранизаций и оригинала.

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ГАЗЕТЫ

В процессе обучения формируются навыки и умения в трех видах чтения: просмотровом, поисковом и изучающем. Упражнения направлены на развитие следующих умений:



  • выделять главную и второстепенную информацию;

  • обобщать содержание текста4

  • трансформировать текст в зависимости от цели;

  • передавать содержание текста4

  • высказывать мнение по прочитанным статьям.

Тематика:

  • Типология современной прессы.

  • Заголовок. Метафоричность заголовков. Трудности переаода заголовков.

  • Подзаголовок – раскрытие сути информации.

  • Система газетных жанров: информация, заметка, репортаж, интервью, комментарий, отчет, беседа, статья, обозрение, «житейская» история и др.

  • Аббревиатуры и сокращения.

  • Речевые штампы.

  • Фразеологизмы.

  • Прецедентные тексты.

  • Особенности газетного синтаксиса.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА


Номер раздела, темы, занятия

Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов



Количество аудиторных часов

Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)

Литература

Формы контроля

знаний


лекции

практические

(семинарские)

занятия


Лабораторные занятия

управляемая самостоятельная работа студента

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Средства массовой информации (8 ч.).

Общая характеристика. Обзор белорусских СМИ.





4

4









видеозаписи

газетные статьи






дискуссия




Международные отношения (8ч.). Официальные встречи. Межправительственные контакты. Международные политические, экономические и военные организации.



2

2



4






видеозаписи

газетные статьи

[1], [8]








Общество и власть (18ч.).

Политический выбор нации. Выборы президента. Парламентские выборы. Оппозиционные движения.





6

4



4

4








видеозаписи

газетные статьи


[2]


тестовые задания




Военные конфликты (16ч.).

Военные действия. Терроризм.

Захват заложников.

Международные террористические организации.





4

4



4

4








видеозаписи

газетные статьи


[6]


[7], [8]

дискуссия





Экстремальные ситуации (16ч.).

Стихийные бедствия.

Катастрофы.




8

8









видеозаписи

газетные статьи


[7], [1],

[2]


бесед




Экономика и жизнь (10ч.).

Экономическая ситуация в стране.

Реформы. Налоговая политика. Инфляция. Рост цен.




4

4



2







видеозаписи

газетные статьи






дискуссия




Социальные проблемы (24ч).

Мир семьи. Отцы и дети. Проблема взаимоотношений. Женщины в политике. Проблема наркомании и алкоголизма.





8

8



8







видеозаписи

[8]


беседа




Экология (16ч.).

Экологические проблемы современности. Что мы оставим потомкам? Чернобыльская катастрофа – беда ХХ века.





6

4



6







газетные статьи

[1]


беседа




Культура (12ч.).

Выставки, конкурсы, фестивали. Белорусские праздники, традиции, обычаи.





2

10









видеозаписи

[3]








История (24ч).

Знаменитые даты истории. Видеоархив российской истории. Славные имена белорусской истории.





8

8



8







видеозаписи

газетные статьи






тестовые задания




Научные достижения (8ч.).

Изобретения, открытия. Освоение космоса.

Русские лауреаты Нобелевской премии.




2

6









видеозаписи

газетные статьи












Образование (8ч.).

Система образования в Беларуси. История Белгосуниверситета. Проблемы образования.





4

4










газетные статьи




тестовые задания




Спорт (8ч.).

Олимпиады. Спортивное обозрение. «Их победы – наша гордость»





4

4









видеозаписи

[2]


дискуссия




ВСЕГО




176
















ИНФОРМАЦИОННАЯ (ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ) ЧАСТЬ




  1. АтабековаА. Т., Шустинова Т.В. В Эфире новости– М., 1998.

  2. Вартаньянц А.Д. Мы читаем и говорим о русских художниках. – М., 1989.

  3. Волкова Л.Н. Язык СМИ (для студентов – иностранцев). – М., 1999.

  4. Волкова Л.Н., Комисарова Т.П. Грани политики – М., 2002.

  5. Выборнова В.Н. Возможности использования ТВ на уроках русского языка для развития речи.– М., 1988.

  6. Максимова А.Л. Корректировочный курс русской грамматики. – М., 1994.

  7. Сыч О.В. Использование видео в обучении культуре иноязычного общения. – М., 2003.

  8. Щукин А.М. Аудиовизуальные средства обучения. – М., 1985.

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ




Название

дисциплины,

с которой

требуется согласование



Название

кафедры


Предложения

об изменениях в содержании учебной программы

по изучаемой учебной

дисциплине



Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номера протокола)

1. Современный русский язык

Кафедра прикладной лингвистики







2. Культура Беларуси

Кафедра прикладной лингвистики







3. История русской литературы

Кафедра истории русской литературы







4. Стилистика

Кафедра прикладной лингвистики









Учебная программа составлена на основе «Русский язык как иностранный» Типовая учебная программа для иностранных студентов 1-5 курсов филологических специальностей высших учебных заведений. – М., 2005.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры прикладной лингвистики ______________ ____________________

(дата, номер протокола)
Заведующий кафедрой

______________ Л.Н. Чумак

(подпись)

Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом филологического факультета Белгосуниверситета__________________________

(дата, номер протокола)
Председатель

________________ _____________



(подпись) (И.О.Фамилия)

страница 1

Смотрите также: