Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1


Учреждение образования

«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
________________ И.В. Семченко

(подпись)

____________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-____________/р.
СОЦИОЛОГИЯ
Учебная программа для специальностей
1-31 04 01 Физика (по направлениям)

1-31 04 01-02 Физика (производственная деятельность);

1-31 04 01-03 Физика (научно-педагогическая деятельность);

1-31 04 01-04 Физика (управленческая деятельность);

1-31 04 03 Физическая электроника;

1-02 05 04 Физика. Дополнительная специальность

1-02 05 04-04 Физика. Техническое творчество;

1-53 01 02 Автоматизированные системы обработки информации


Факультет юридический


Кафедра политической социологии


Курс (курсы) 4


Семестр (семестры) 7


Лекции 14 часов Экзамен 7


Практические (семинарские) занятия 18 часов


Самостоятельная управляемая работа студента (СУРС) 4 часа


Всего аудиторных


часов по дисциплине 36 часов
Всего часов Форма получения

по дисциплине 54 часа высшего образования дневная


Составил А.П. Касьяненко, к.ф.н., доцент

2010


Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы дисциплины «Социология» для высших учебных заведений, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 12 марта 2008 г. Регистрационный № ТД-СГ.008/тип.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта


на заседании кафедры политической социологии
14 мая 2010 г., протокол № 10
Заведующий кафедрой

____________ М.Я. Тишкевич


Одобрена и рекомендована к утверждению
Методическим советом юридического факультета
___ __________ 2010 г., протокол № __

Председатель


____________ И.Н. Цыкунова

Пояснительная записка

Социология – дисциплина, которая помогает студентам понять социальные явления и процессы, происходящие в данный момент в мире и белорусском обществе, исследует острые социальные проблемы неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов. Социология непосредственно воздействует на процесс формирования активной жизненной и гражданской позиции студентов, их ценностных ориентаций, в том числе и профессиональных.

Программа курса «Социология» направлена на усвоение комплекса социологических знаний, необходимых для практической деятельности, на овладение социологическими понятиями и категориями, которые отражают социальные процессы в обществе, на формирование навыков выбора эффективных управленческих решений.

Целью курса «Социология» является усвоение студентами научных представлений об обществе и социальном мире человека; развитие социологического мышления; раскрытие специфики социальных отношений и процессов в Республике Беларусь, формирование установки на практическое внедрение полученных студентами знаний в их профессиональной деятельности и других сферах социальной активности.

Задачами учебного курса являются:

- овладение студентами теоретическими основами социологической науки;

- создание у студентов теоретико-методологического фундамента для овладения необходимым минимумом знаний об обществе, его институтах, происходящих в нем социальных процессах, в контексте основных научных социологических направлений, школ и концепций;

- формирование умений и навыков практического применения полученных социологические знаний к анализу современных социальных процессов, включая процессы социального неравенства, конфликтов, социальной стратификации общества;



  • подготовка широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и имеющих научное представление о методах проведения социологических исследований.

Материал дисциплины основывается на ранее полученных студентами знаниях по таким курсам, как «Философия», «Политология».

Студент должен знать:

- основные социологические понятия и категории;

- задачи и функции социологии;

- основные социальные цели белорусского общества;

- тенденции развития современных социальных процессов;

- специфику функционирования социальных институтов в Республике Беларусь;

- социально-стратификационную модель белорусского социума;

- характеристики социальных общностей в Беларуси;

- особенности социальных и социокультурных процессов в Республике Беларусь;

- социальную политику в Республике Беларусь

Студент должен уметь:

- анализировать социальные и социокультурные процессы в Республике Беларусь и за рубежом;

- использовать социологические знания для принятия эффективных управленческих решений и осуществления предстоящих социальных и профессиональных ролей;

- осуществлять поиск и анализ необходимой социальной информации из различных источников;

- различать объективный и субъективный анализ социальной информации;

- аргументировать собственную позицию в ходе обсуждения социальных проблем

Общее количество часов- 54, аудиторное количество часов- 36, из них: лекции – 14 часов, практические занятия – 18 часа, СУРС – 4 часа. Форма отчетности – экзамен.

























Содержание учебного материала



Раздел 1 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ


Тема 1 Социология как наука, ее объект, предмет, структура и функции

Общество как объект научного познания. Особенности познания явлений и процессов общественной жизни. Предмет социологии. Социология как наука о личности, социальных общностях, социальных институтах, социальных процессах, законах и механизмах становления, функционирования и развития общества как социальной системы. Методология социологии. Социология в современном мире, ее значение в познании и регулировании социальных явлений и процессов.



Тема 2 История становления и развития социологии

Социология как наука об обществе. Объективные социальные и научные предпосылки возникновения социологии. Становление научной социологии в ХIХ в. и основные вехи ее развития.

Классический этап развития социологии: основные концепции и подходы. Формирование основных парадигм (К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер). Теория и метод социологии. Позитивистская и психологическая ориентации.

Западная социология в ХХ столетии. Периодизация социологии ХХ столетия. Эмпиризация социологии в 20-е гг. Структурный функционализм и его критика социологами субъективистской ориентации в неклассической социологии. Постнеклассический этап: от модерна к концепциям постмодерна. Размывание предметного поля социологии и ее теоретико-методологический кризис. Попытки создания интеграционных теорий (Э. Гидденс, П. Бурдье, Ю. Хабермас).

Развитие отечественной социологии. Основные теоретические направления в конце XIX– начале XX вв. Советская социология, ее основные достижения. Развитие социологии в Беларуси, России, других постсоветских республиках.
Тема 3 Общество как социально-экономическая и социокультурная

система
Понятие об обществе как системном образовании. Основные понятия «система» и «общество» и их соотношение. Основные признаки общества. Важнейшие подсистемы общества. Общество как социокультурный организм и как социально-экономическая система. Модель устойчивого развития белорусского социума.

Культура как социальное явление. Проблемы социокультурных отношений современного общества. Объективные закономерности функционирования и развития общества как социокультурной системы.


Тема 4 Культура как система ценностей и норм
Культура как система ценностей и норм, регулирующих взаимосвязи в обществе. Культурные парадигмы и их содержание. Способы организации общества и типы культур. Основные компоненты культуры как системы: ценности, нормы, обычаи, верования, язык, техника.

Специфика отдельных культур. Белорусская культура и ее компоненты. Функции культуры. Типы культур. Традиции белорусской культуры и их влияние на развитие современного белорусского общества.

Понятие культурного развития и культурной деградации. Теория культурного отставания. Социальная культура и культура социальной жизни. Социокультурные ориентации в современном белорусском обществе.
Тема 5 Личность как система
Человек как биосоциальная система. Понятие о биологической и культурной эволюции. Парадигмы развития личности в социологии (парадигма «социального поведения», символического интеракционизма, конфликта).

Процесс формирования личности. Структура личности. Социальные типы личности. Понятие социального статуса и социальной роли. Деятельность и социальное действие личности.

Социальная среда, активность и социализация личности. Социализация как социокультурный процесс: его особенности и стадии. Формы социализации. Ценностные ориентации личности. Социализация белорусской молодежи. Социокультурные ориентации современной молодежи.

Общественные и личные интересы. Социологические концепции личности. Десоциализация и ресоциализация.


РАЗДЕЛ 2 СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ, ИНСТИТУТЫ И

ПРОЦЕССЫ
Тема 6 Социальная структура и стратификация
Социальная структура (горизонтальный срез общества) и социальная стратификация (вертикальный срез), причины их возникновения. Теории социальной структуры и социальной стратификации (К. Маркс, М. Вебер, П.Сорокин, Э.Гидденс и др.). Их основные различия.

Неравенство как критерий стратификации. Основные измерения стратификации: власть, доход, образование и др. Исторические системы социальной стратификации: рабство, касты, сословия, классы. Понятия «социальный класс», «социальная группа», «социальный слой» (страта), «социальный статус». Многообразие моделей стратификации.

Социальная структура современного белорусского общества. Принципы стратификации, основные социальные группы в динамике и роль каждой группы в развитии белорусского общества. Проблема среднего и «предпринимательского» класса в современном постсоветском обществе.

Процедура формирования многомерных слоев. Факторы и механизмы стратификационного деления. Теория элит как вариант стратификационного подхода: властный и меритократический подходы. Правящий класс и властвующая элита.


Тема 7 Социальные общности и социальные группы
Определение понятия «социальная группа». Виды социальных общностей. Факторы, влияющие на формирование социальных групп. Типология социальных групп. Большие и малые группы. Первичные и вторичные группы, референтные группы. Коммуникационные связи в группах. Определение и функции лидерства в группах. Группообразующие процессы в современном белорусском обществе.

Понятие социальной общности. Характерные черты социальной общности. Виды социальных общностей. Территориальная общность. Понятие урбанизации. Тенденция ослабления межличностных связей. Национально-этнические общности. Типы этносов (этнических групп): племя, народность, нация. Этническая стратификация.

Новые тенденции и формы национально-этнического, социально-территориального структурирования глобального общества. Причины обострения межнациональных отношений. Решение национально-этнических проблем в Республике Беларусь. Национальная политика Беларуси.
Тема 8 Социальные институты и социальные организации
Понятие «социальный институт». Институт как элемент социальной системы общества. Подходы к определению социального института (О.Конт, Ф.Теннис, М.Вебер, Т.Парсонс и др.) Общие показатели, отражающие основные компоненты социальных институтов. Структура социальных институтов, их типология. Функции, цели и задачи социальных институтов. Социальные роли в институтах. Закономерности функционирования институтов. Источники развития (или кризиса) социальных институтов.

Анализ условий эффективного функционирования социальных институтов. Признание и престиж социального института. Социологический анализ основных типологий социальных институтов. Основные институты: семья, производство, государство, образование и др. Сферы влияния каждого института. Значение институциональных признаков в функционировании социальных институтов.

Социальные институты в современном белорусском обществе, их классификация. Специфика функционирования социальных институтов и социальных организаций в Республике Беларусь.
Тема 9 Социальные конфликты
Возникновение теории социальных конфликтов. Теоретические проблемы социальных конфликтов у К.Маркса. Основные конфликтные теории в ХХ-м веке. Функции социального конфликта, их применение в анализе современных политических и экономических конфликтов. Управление конфликтом как новая парадигма мышления и действия, ее использование в белорусской практике.

Этапы возникновения и развития социального конфликта. Возникновение и причины конфликтной ситуации. Характеристика и острота конфликта. Факторы, влияющие на возникновение и длительность социального конфликта. Последствия социального конфликта. Возникновение новых социальных структур в период действия конфликтов. Национальные противоречия. Причины обострения и основные направления решений национального и территориального вопросов.


Тема 10 Социальный контроль и социальное управление
Понятие социальной нормы, социального порядка, социального контроля. Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей. Элементы социального контроля: нормы и санкции. Классификация социальных норм. Типология социальных санкций. Внешний и внутренний контроль. Функции социального контроля. Способы осуществления социального контроля в обществе: социальный контроль через социализацию, через групповое давление, через принуждение и др.

Особенности социального управления и социальной политики в Республике Беларусь. Модель устойчивого развития белорусского общества. Социологическая экспертиза как способ выявления масштаба отклонений социально-экономических показателей развития объекта от нормативных показателей, заложенных в программы развития белорусского государства.



РАЗДЕЛ 3 ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Тема 11 Специальные и отраслевые теории
Отраслевые социологические дисциплины (экономическая социология, социология образования, медицины, права, политики, религии и т.п.) и специальные социологические теории (молодежи, морали, семьи и др.) Их соотношение и взаимосвязь с общей социологией.

Место отраслевых социологий в структуре социологического знания. Объект, предмет, функции и методы исследования отраслевых социологий, их отличие от общей социологии. Классификация отраслевых социологий. Теории, объясняющие социальную жизнь общества в единстве с другими сферами жизни социума. Теории, анализирующие социокультурные явления и развитие личности.

Развитие отраслевых социологических дисциплин как рефлексия на потребности практической жизни.
Тема 12 Виды и типы социологического исследования
Социологические исследование как средство познания социальной реальности. Характерные особенности социологического исследования, его структура, функции и виды. Основные компоненты социологического исследования: методология, метод, методика, техника и процедура. Методы сбора первичной социологической информации: наблюдение, анализ документов, опрос, эксперимент. Количественные и качественные методы, их соотношение. Выборочный метод и его использование. Репрезентативность выборки. Методы анализа социологической информации. Теоретическая и эмпирическая модели объекта и их использование в процессе анализа.

Программа социологического исследования – основной научно-методический документ организации и проведения исследования. Структура программы: теоретико-методологическая и методико-процедурная части. Измерения социальных явлений. Подготовка отчета о результатах исследования и прогнозирование развития исследуемого объекта.

Социологическое моделирование как метод исследования социальных и экономических отношений и процессов.

Проведение социологических исследований в Республике Беларусь как выполнение социального заказа государства для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.



Учебно-методическая карта дисциплины





Номер раздела, темы, занятия

Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов



Количество аудиторных часов

Литература


Формы контроля

знаний


лекции

практические

(семинарские)

занятия


лабораторные

занятия


контролируемая

самостоятельная работа студента



1

2

3

4

5

6

8

9

1

Теория история социологической науки

8

8













1.1

Социология как наука, ее объект, предмет, структура и функции.

1. Социология – наука об обществе, ее роль и место в современном мире.

2. Уровни социологии как социальной науки.

3. Социология и социальные науки.



2

2







[2,4,26,28,63,90!2-9,22-9]





1.2

История становления и развития социологии.

1. Социология ХIХ – начала ХХ веков.

2. Социология ХХ века.

3. Макро и микросоциология.



2

4







[2,4,14,19,21,22,

66,67,83!22222 ррпрппр]








1.3

Общество как социально-экономическая и социокультурная система.

1. Генезис понятия общества.

2. Взаимодействие личности и общества в процессе социального развития.


2

2







[1,2,4,6,15,29,70,73,78,93!22222 ррпрппр]





1. 4

Личность как система.

1. Личность как уникальная социальная система.

2. Основные социологические теории личности.

3. Социальная и психическая структура.



2

-







[2,4,14,64,65!22222 ррпрппр]





2

Социальные общности, институты и процессы

6

10




4







2.1.

Социальная структура и стратификация.

1. Социальная структура и социальная стратификация, причины их возникновения.

2. Теория социальной структуры и социальной стратификации, их различия.

3. Социальная структура современного белорусского общества..



2

2







[2,4,13,14,19,23,

24!2,4,13,14,19,23,242222222222]

!





2.2

Социальные общности и социальные группы.

1. Определение понятий «социальная группа», «социальная общность».

2. Типология социальных групп. Виды социальных общностей.

3. Группообразующие процессы в современном белорусском обществе.



-

2




2

[!2,3,4,19,24,68,

92]






2.3

Социальные институты и социальные организации.

1. Институт как элемент социальной системы общества.

2. Социологический анализ основных типологий социальных институтов.

3.Социальные институты в современном обществе, их классификация.



2

2







[1,2,3,4,19,22,46,78!22222 ррпрппр]





2.4

Социальные конфликты.

1. Возникновение теории социальных конфликтов.

2. Этапы возникновения и развития социального конфликта.

3. Управление конфликтом как новая парадигма мышления и действия, ее использование в белорусской политике.



-

2




2

[2,6,10,12,17,18,

19!22222 ррпрппр]







2.5

Социальный контроль и социальное управление.

1. Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей.

2.Социальное управление и способ его осуществления.

3. Особенности социального управления и социальной политики в Республике Беларусь.

4. модель устойчивого развития белорусского общества.


2

2







[2,6,9,6,17,20,39,

59!22222 ррпрппр]




























Экзамен

Информационно-методическая часть



Перечень практических занятий





  1. Социология как наука, ее объект, предмет, структура и функции

  2. История становления и развития социологии

  3. Общество как социально-экономическая и социокультурная система

  4. Личность как система

  5. Социальная структура и стратификация

  6. Социальные общности и социальные группы

  7. Социальные институты и социальные организации

  8. Социальный контроль и социальное управление

  9. Виды и типы социологического исследования



Формы контроля знаний





  1. Реферативные работы


Темы реферативных работ

1. Питирим Сорокин о социологии как науке. Социологическое мышление

2. Особенности микро- и макросоциологии

3. Исторические предпосылки возникновения социологии

4. Социология и общество: пути и цели использования социологических знаний

5. Теория идеального государства Платона и социальные взгляды Аристотеля

6. Н. Макиавелли – выдающийся общественный мыслитель эпохи Возрождения

7. Проблемы государства и общества, прав человека в учениях Т.Гоббса и Дж. Локка

8. Развитие науки об обществе в творчестве французских просветителей и социалистов-утопистов

9. Возникновение классической социологии (О. Конт)

10. Социологическая парадигма марксизма

11. «Понимающая социология» Макса Вебера

12. Интегральная социология Питирима Сорокина

13. Многообразие обществ и основания их типологизации

14. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общественного развития

15. Теории происхождения общества

16. Теории глобального общества

17. Теория постиндустриального общества

18. Сущность модернизации. Противоречия модернизационного периода

19. Условия стабильности и самосохранения социальных систем

20. Динамика ценностных ориентаций белорусского общества на рубеже веков

21. Особенности социальной трансформации в Беларуси в 1990-2000-е гг

22. Культурные ценности, нормы, идеалы; их роль в развитии общества и человека

23. Социальные статусы и их виды

24. Проблема идентификации личности с ролью и статусом

25. Чарльз Кули и теория зеркального «Я»

26. Сущность процесса социализации с точки зрения социологии

27. Простой советский человек как тип личности

28. Одежда и ее статусная роль

29. Г. Зиммель – аналитик моды

30. Сущность социальных институтов

31. Развитие социальных институтов

32. Наука как социальный институт

33. Р.К. Мертон о социальном поведении и его объективных последствиях

34. Проблема типологии социальных групп

35. Г.Тард и Т.Лебон о толпе

36. Малые группы и их специфика

37. Русские в Беларуси как этническая группа

38. Концепция социальной стратификации и мобильности П. Сорокина.

39. Роль среднего класса в социальной структуре общества.

40. Бедность как социальная проблема.

41. Проблема качества жизни и социальная защита населения.

42. Молодежь и молодежная политика государства.

43. Социальная мобильность, ее основные виды и формы.

44. Маргинальные слои в структуре общества.

45. Основные ориентиры социальной политики современного государства.

46. П.Сорокин о причинах и движущих силах социальной мобильности

47. Современные тенденции социальной мобильности

48. Маргинальные слои в структуре общества

49. Групповые привычки и групповое давление (Хоторнский эксперимент Элтона Мэйо (1927-1932 гг.))

50. Самоконтроль как социологическая проблема

51. Общественное мнение как разновидность социального контроля

52. Подростковая девиантность

53. Рэкет как социальное явление

54. Современные теории социальной девиации

55. Концепция социальной аномии Р. Мертона

56. Преступность в ХХ веке

57. Социологический портрет профессионального преступника

58. Место прикладного социологического метода исследования в структуре социологического знания

59. Маркетинговые исследования и их специфика

60. Телефонное интервью как метод сбора социологической информации

61. Метод фокус-групп и его применение в социологии

62. Шкалы установок в современных социологических исследованиях

63. Виды и типы вопросов

64. Композиция социологической анкеты и опросника, и основные требования к ним

65. Применение компьютерной техники для обработки и анализа социологической информации

66. Социальные функции полов в современном обществе

67. Ф. Энгельс о семье как социальной институте

68. Роль женщины в общественном развитии

69. Что такое «феминизм»?

70. Социальные проблемы молодой и студенческой семьи

71. Развод как социальная проблема

72. Неполная семья в современном обществе





































Рекомендуемая литература



Основная
1. Американская социологическая мысль. – М., 1996. – 360 с.

2. Бабосов, Е.М. Общая социологическая теория: учебное пособие для вузов / Е.М. Бабосов. - Мн.: ДизайнПРО, 1998. – 384 с.

3. Бабосов, Е.М. Общая социология: учебное пособие для вузов / Е.М. Бабосов. – Мн., 2006. – 640 с.

4. Бабосов, Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. – Мн., 2004. – 485 с.

5. Бабосов, Е.М. Прикладная социология / Е.М. Бабосов. – Мн., 2001. – 496 с.

6. Бабосов, Е.М. Социология в текстах: учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Мн.: «ТетраСистемс», 2003. – 585 с.

7. Бабосов, Е.М. Социология личности: учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Мн., 2006. – 591 с.

8. Бабосов, Е.М. Социально-стратификационная панорама современной Беларуси / Е.М. Бабосов. – Мн., 2004. – 560 с.

9. Бабосов, Е.М. Социология управления: учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Мн., 2002. – 525 с.

10. Бабосов, Е.М. Конфликтология: учебное пособие / Е.М. Бабосов. – Мн., 2000. – 464 с.

11. Батыгин, Г С. Лекции по методологии социологического исследования / Г.С. Батыгин. – М., 1994. – Глава 1-5.

12. Бестужев-Лада, И.В. Социальное прогнозирование: курс лекций / И.В. Бестужев-Лада, Г.А. Наместникова. – М., 2002. – 392 с.

13. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – С. 47-88.

14. Воронцов, А.В. История социологии: учебник для вузов / А.В. Воронцов, И.А. Громов. – М.: Владос, 2005. – с.

15. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс – М., 1999. – 632 с.

16. Гидденс, Э. Стратификация и классовая структура // Социологические исследования. – 1992. – № 7, 9, 11.

17. Данилов, А.Н. Переходное общество: проблемы системной трансформации / А.Н. Данилов. – Мн., 1997. – 487 с.

18. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРАМ, 2008. – 768 с.

19. Елсукова, Е.М. Социология: учеб. пособие для вузов / Е.М. Елсукова, Е.М. Бабосова. – Мн., 1998. – С. 7-40.

20. Ерофеева, О.Н. Социальный феномен бедности: теоретико-методологические подходы к исследованию // Социология. – 2004. – № 4.

21. История социологии: учебное пособие для вузов / под общ. ред. А.Н. Елсукова. – Мн., 1997. – 380 с.

22. История социологии: учебник / по общ. ред. В.И. Добренькова. – М., 2004. – 595 с.

23. Капитонов, Э.И. Социология 20 века / Э.И. Капитонов – Ростов-на-Дону, 1996. –503 с.

24. Лапин, Н.И. Общая социология: учебное пособие для вузов / Н.И. Лапин. – М., 2006. – 783 с.

25. Оперативные социологические исследования: методика и опыт организации / под ред. Д.Г. Ротмана, А.Н. Данилова, Л.Г. Новиковой. – Мн., 2001. – 353 с.

26. Сорокин, П.А. Структурная социология / П. А. Сорокин.– М.: Наука. – 1992. – С. 156-175.

27. Социологическая энциклопедия / под общ. ред. А.Н. Данилова. – Мн., 2003. – 703 с.

28. Тадевосян, Э.В. Социология / Э.В. Тадевосян. – М., 1998. – 349 с.

29. Тадевосян, Э.В. Общество как социальная реальность / Э.В. Тадевосян – М., 1995. – 350 с.

30. Титаренко, Л.Г. Ценностный мир современного белорусского общества: гендерный аспект / Л.Г. Титаренко. – Мн., 2004. – 286 с.

31. Толстова, Ю.Н. Анализ социологических данных. Методология, дескриптивная статистика, изучение связей между номинальными признаками / Ю.Н.Толстова – М.: Научный мир, 2000. – 352 с.

32. Фролов, С.С. Социология / С.С. Фролов. – М., 2004. – 270 с.

33. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В.А. Ядов. – Самара, 1995. – 348 с.

34. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования / В.А. Ядов – М., 1998. – 596 с.

35. Яковчук, В.Н. Экономическая социология: сокращенный курс: учеб. практ. пособие / В.Н. Яковчук. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 122 с.

Дополнительная

36. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М., 1997. – 289 с.

37. Антонов, А.И. Кризис семьи и пути его преодоления / А.И. Антонов., А.Л. Борисов – М., 1990. – 155 с.

38. Антонов, А.И. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. – М.: МГУ, 1996. – 432 с.

39. Бабей, А. Л. Социодинамика рынка труда // Социология. – 2004. – № 4.

40. Бабосов, Е.М. Качество жизни в социологическом тезаурусе // Социология. – 2003. – № 3.

41. Борисов В.А. Социальная мобильность в Советской России // Социологические исследования. – 1994. – № 4. – С. 114-117.

42. Булынко, Д.М. Приоритетные методологические подходы к изучению социальной структуры трансформирующихся обществ // Социология. – 2004. – № 3.

43. Бюхнер, П. «Современный ребенок» в Западной Европе / П. Бюхнер, Г.Г. Крюгер, Дюбуа-Реймон // Социологические исследования. – 1996. – № 5. –С. 140-147.

44. Валлерстайн, И. Конец знакомого мира. Социология XXI века / И. Валлерстайн. – М., 2004. – 368 с.

45. Вебер, М. Избранное. Образ общества / М. Вебер. – М., 1994. – 704 с.

46. Вебер, М. О некоторых категориях понимающей социологии / Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. – М., 1990. – С. 535-545.

47. Вебер, М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. –1994. – № 5.

48. Гименский Я.И. Кризис системы уголовных наказаний // Социологические исследования. – 1993. – № 12. – С. 71-84.

49. Гименский Я.С. Социология девиантного поведения как социологическая теория // Социологические исследования – 1991. – № 4.

50. Дарендорф, Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы / Р.Дарендорф. – М., 2002. – 288 с.

51. Дарендорф, Р. Тропы из утопии. Работы по теории и истории социологии / Р. Дарендорф. – М., 2002. – 397 с.

52. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. – Екатеринбург, 1998. – 208 с.

53. Демчук, М.И. Основы эффективного государства / М.И. Демчук, А.Т. Юркевич // Социология. – 2003. № 2.

54. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии

/ Э. Дюркгейм. – М., 1990. – 575 с.

55. Елизаров, А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей / А.Н. Елизаров // Социологические исследования. – 1995. – № 7. – С. 93-99.

56. Заславская, Т.И. Современное российское общество: социальный механизм / Т.И. Заславская. – М., 2004. – 400 с.

57. Зборовский, Г.Е. Зарубежные учебники по социологии // Социально-политические науки – 1990. – № 12. – С. 70-76.

58. Зиммель, Г. Избранное. / Г. Зиммель. – М., 1996. – 448 с.

59. Злотников, А.Г. Миграционные процессы в Беларуси на рубеже столетий // Социология. – 2004. – № 2.

60. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Соцполитический журнал – 1995. – № 2.

61. Ионин, Л.Г. Социология культуры / Л.Г. Ионин. – М., 1996. – 280 с.

62. Козлов, О.Н. Социология в вузе: к вопросу о предмете и месте в системе обществоведческих дисциплин // Социально-политические науки –1991. – № 2. – С. 64-73.

63. Кон, И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. – М., 1978. – 254 с.

64. Кон, И.С. Социология личности / И.С. Кон. – М., 1976. – 305 с.

65. Кондауров, В.И. Предмет социологии. Историко-социологическое введение / В.И. Кондауров. – М., 1992. – 425 с.

66. Корнилович, Э. Читая Макиавелли // Беларуская думка. – 1995. – № 8-9. – С. 18-21.

67. Косова, Л.Б. Высокостатусные группы: штрихи к социальному портрету // Социологические исследования: научный и общественно-политический журн. / учредитель Российская АН. / Л.Б. Косова, Б.В. Головачев. – 1996. – № 6. – С.45-51.

68. Кравченко, А.И. Социология: хрестоматия / А.И. Кравченко. – М., 2002. – 736 с.

69. Кравченко, А.И. Социология / А.И. Кравченко. – М., 2001. – 487 с.

70. Крайнов, В.В. Сезонная внешняя трудовая миграция молодежи Республики Беларусь // Социология. – 2003. – № 4.

71. Лихачев, Н.Е. Отношение сельских жителей к реформированию агропромышленного комплекса: итоги социологического исследования // Социология. – 2003. – № 2.

72. Луман, Н. Теория общества Н. Луман // Теория общества. – М., 1999. – С. 79-95

73. Лунеев В.В. Преступность в 20 веке. // Социологические исследования. – 1996. – № 7. – С. 93-106.

74. Монсон, П. Лодка на аллеях парка: введение в социологию // Социологические исследования. – 1996. – № 3. – С. 45-53.

75. Морозова Р.Ф. Современные социальные явления: беженцы и эмигранты // Социологические исследования – 1992. – № 3.

76. Мысливец, Н.Л. Современное белорусское студенчество: способы и формы реального включения в политический процесс // Социология. – 2003. – № 3.

77. Парсонс, Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения. // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. – М., 2002. – Ч. 2. – С. 2-24.

78. Плахов В. Д Социальные нормы и отклонения // Социологические исследования – 1995. – № 11.

79. Рубанов, А.В. Механизмы массового поведения / А.В. Рубанов. – Мн., 2000. – 446 с.

80. Руткевич, М.Н. Социология образования и молодежи. Избранное (1965-2002) / М.Н. Руткевич. – М., 2002. – 541 с.

81. Руткевич, М.Н. Социальная структура / М.Н. Руткевич. – М., 2004. – С. 241-257., 517-536, 603-613, 617-633.

82. Сапов, В.В. Социологическое знание в социальной утопии Платона // Социологические исследования – 1993. – № 9. – С.120-125.

83. Сатаров Г.А. Математика в социологии: стереотипы и предрассудки, заблуждения // Социологические исследования. – 1986. – № 3.

84. Седельников, С.С. Позиция супругов и типологические особенности реакции на развод / С.С. Седельников // Социологические исследования. –1992. – № 2.- С. 67-78.

85. Сикевич, З.В. Социологическое исследование: практическое руководство / З.В. Сикевич. – СПб., 2005. – С. 12-63.

86. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер – М., 1998. – С. 203-218.

87. Соколова, Г.Н. Социология труда: учебник для вузов / Г.Н. Соколова. – М., Мн., 2000. – с.

88. Сорокин П. Социальная мобильность, ее формы и флуктуации / Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – 548 с.

89. Сорокин, П. Общедоступный учебник социологии: учеб. пособие для вузов / П. Сорокин. – М.: Наука., 1994. – С.7-15.

90. Сорокин, П. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали / П. Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – С. 32-155.

91. Тард, Г. Мнение и толпа / Г. Тард – М., 1996. – с.

92. Теннис, Ф. Общность и общество // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. – М., 2002. – Ч. 1. – С. 97-111.

93. Турко, Т.А. Трансформация института современной семьи / Т.А. Турко // Социологические исследования. – 1995. – № 3, 10. – С. 95-99.

94. Ушаков, И. Г. Современные эмиграционные процессы в России / И.Г. Ушаков, В.Д. Воинова // Социологические исследования – 1994. – № 1.

95. Фукуяма, Ф. Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехнологической революции / Ф. Фукуяма. – М., 2004. – с.

96. Хили, Дж. Социологические и маркетинговые исследования / Дж. Хили. – Спб.: Питер, 2006. – 638 с.

97. Хэмилтон, Д. Что такое маркетинговые исследования // Социологические исследования. – 1994. – № 3. – С. 109-112. – № 5,8,9.

98. Шахотько, Л.П. Комплексная оценка демографической ситуации в Республике Беларусь с позиции обеспечения устойчивого экономического роста // Социология. – 2007. – № 3. – С. 129-134.

99. Экономико-социологический словарь / под ред. Г.Н. Соколовой. – Мн., 2002. – 303 с.

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ


Название

дисциплины,

с которой

требуется согласование



Название

кафедры


Предложения

об изменениях в содержании учебной программы

по изучаемой учебной

дисциплине



Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номера протокола)

Философия

Кафедра философии

Замечаний и предложений об изменениях в программе нет.

________________

Зав. кафедрой философии,д.ф.н., профессор

В.Н. Калмыков



Рекомендовать к утверждению учебную программу в представленном варианте

протокол № ___ от ___.___.20__

















































ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ

ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

на _____/_____ учебный год




№№

пп


Дополнения и изменения

Основание








Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

Политической социологии

(протокол № ____ от ________ 20__ г.)

Заведующий кафедрой

политической социологии

__________________ М.Я. Тишкевич

УТВЕРЖДАЮ

Декан юридического факультета УО «ГГУ им. Ф. Скорины»

к.и.н., доцент __________________ И.И. Эсмантович






страница 1

Смотрите также: