Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1



Ф 27-019

Учреждение образования

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы”





УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
математики и информатики

____________ Е.Н. Ливак

«___» _______ 2011 г.
Регистрационный № УД- _____/р.


Математические методы и компьютерные технологии финансового риск-менеджмента

Учебная программа для специальности:

( рабочий вариант)
1-31 03 06-01 Экономическая кибернетика
Факультет математики и информатики
Кафедра стохастического анализа и эконометрического моделирования

Курс (курсы) 4

Семестр (семестры) 7


Лекции 24 Экзамен
Практические (семинарские)

занятия _18_ Зачёт 7


Лабораторные

занятия Курсовой проект (работа) _____
Всего аудиторных часов Форма получения

по дисциплине 38 высшего образования дневная

Всего часов

по дисциплине________



Составил(а) Колузаева Е.В., ст.преподаватель, кан.физ.-мат.наук

(И.О.Фамилия, степень, звание)


2011 г.
Рабочая программа составлена на основе учебной программы по курсу “Математические методы и компьютерные технологии финансового риск-менеджмента”, рекомендованной к утверждению кафедрой стохастического анализа и эконометрического моделирования (протокол № 11 от 20 мая 2008 года), утвержденной Советом факультета математики и информатики протокол №10 от 21 мая 2008 г.




Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры стохастического анализа и эконометрического моделирования
протокол № _5__ от _25.05.2011г.;



Заведующий кафедрой

____________________ М.А.Маталыцкий

(И.О.Фамилия)


Одобрена и рекомендована к утверждению на заседании Методической комиссии по специальностям
протокол № ____- от __________2011г.
Председатель

___________________ _________________

(И.О.Фамилия)


Одобрена и рекомендована к утверждению на заседании Совета факультета
______________________________________________________________________

(название факультета)

_________________20___г., протокол N°__


Учёный секретарь

___________________ _________________

(подпись) (И.О.Фамилия)



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Цели и задачи учебной дисциплины

Изучение неконтролируемых факторов, способных повлиять на осуществление проекта и выбор наиболее действенных и оптимальных по затратам методов и технологий оценки, анализа, учета, управления, снижения и оптимизации рисков, а также соответствующего аппаратного и программного обеспечения.


1.2. Формы и методы обучения и воспитания

Программа по дисциплине предусматривает лекционны занятия и практические, зачет



1.3. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Контролируемая самостоятельная работа по курсу не планируется



1.4. Требования к компетентности (согласно образовательному стандарту специальности)

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать

– выявление и классификация основных видов риска;



­ основные способы управления рисками;

– модели оценки кредитного риска;

– регулирование рисков банковской деятельности;

– современные информационные технологии риск-менеджмента;


владеть навыками

– расчет адекватной и легко интерпретируемой количественной меры рисков;

– принятие решений об уменьшении или увеличении выявленных рисков;

– разработка и реализация процедур контроля за рисками текущих позиций.


Данная дисциплина изучается в одном семестре.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

п/п


Наименование

раздела, темы дисциплины



Содержание в соответствии с

типовой учебной программой (учебной программой)





Введение






• Понятие риска. Основные виды рисков в финансовой сфере.


Понятие неопределенности. Определение риска, подверженности риску. Рыночный риск, кредитный риск, риск ликвидности, операционный риск, риск (бизнес-) события




• Способы управления рисками


Снижение рисков с помощью страхования, резервирования, хеджирования, распределения, диверсификации, минимизации.

.




Управление кредитными рисками






Введение.

Сущность и понятие кредитного риска. Финансовые институты и инструменты, подверженные кредитному риску. Показатели кредитного риска Кредитное событие и его виды.




Классический подход к анализу кредитоспособности заемщика. Анализ кредитоспособности заемщика в РБ


Основные этапы кредитного анализа. Оценка финансово состояния предприятия с помощью аналитических коэффициентов. Инструкция по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, используемая банками РБ.




Понятие кредитного рейтинга. Системы внутренних кредитных рейтингов

Рейтинговые агентства. Шкалы кредитных рейтингов Показатели, участвующие при формировании внутренних кредитных рейтингов




Общая характеристика моделей оценки кредитного риска. Внутренний и рыночный подходы к оценке кредитного риска.


Классификация моделей оценки кредитного риска и их назначение. Основные подходы к оценке кредитного риска в зависимости от предмета исследования.




Кредитный скоринг. Его историческое развитие. Z-модель Альтмана. Математический аппарат.


Назначение кредитного скоринга, его типы. Эволюция моделей и методов кредитного скоринга. Z-модель Альтмана и ее применение. Основные подходы по анализу кредитоспособности физических лиц в коммерческих банках РБ.




Основные составляющие кредитного риска.

Вероятность наступления дефолта, подверженность кредитному риску, потери в случае дефолта. Кредитные потери



Миграция кредитных рейтингов


Матрица переходов. Наиболее известные исследования в области миграции кредитных рейтингов.




Портфельный подход к оценке и управлению кредитным риском


Предпосылки создания моделей оценки и управления кредитным риском портфеля. Основные понятия и общие принципы работы данных моделей. Сравнительный анализ наиболее известных моделей.




Модели CreditMetrics, CreditRisk+, CreditPortfolioView, Moody’s KMV Portfolio Manager

Рассмотрение наиболее важных особенностей моделей CreditMetrics, CreditRisk+, CreditPortfolioView, Moody’s KMV Portfolio Manager




Ценообразование кредитных продуктов


Традиционный подход к ценообразованию ссуд. «Пороговая» рентабельность капитала. Скорректированная на риск рентабельность капитала. Основные этапы метода ценообразования кредитов RAROC.




Управление кредитными рисками.


Процесс управления кредитными рисками, кредитная стратегия, способы управления кредитным риском




Регулирование рисков банковской деятельности


Базельское соглашения по капиталу 1988 г. («Базель I»)

Основные положения Нового Базельского соглашения по капиталу 2004 г. («Базель II»)






Информационные технологии риск-менеджмента

Технологии управления рисками,

Системы управления рисками на уровне рабочих мест,

Системы управления рисками на уровне всего предприятия (банка)

Рынок систем управления рисками





3. ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ (ПРОЕКТУ)1
3.1. Цель курсовой работы (проекта) по дисциплины

Учебным планом не предусмотрена курсовая работа по дисциплине



3.2. Объем задания2

3.3. Примерная тематика курсовых работ (проектов)

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Номер раздела, темы,

занятия


Название раздела,темы, занятия;

перечень изучаемых вопросов



Количество аудиторных часов

Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)

Литература

Формы контроля знаний

лекции

практические (семинарские) занятия

лабораторные занятия

управляемая самостоятельная работа студентов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Введение.

4



















1.1

Понятие риска. Основные виды рисков в финансовой сфере. Способы управления рисками. Снижение рисков с помощью страхования, резервирования, хеджирования, распределения, диверсификации, минимизации.

4













[1,10]




2.

Управление кредитными рисками


14

12
















121

Сущность и понятие кредитного риска. Финансовые институты и инструменты, подверженные кредитному риску. Показатели кредитного риска Кредитное событие и его виды.

2













[1,10]




2.2

Основные этапы кредитного анализа. Оценка финансово состояния предприятия с помощью аналитических коэффициентов. Инструкция по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, используемая банками РБ.

2

2










[1,10]




2.3

Рейтинговые агентства. Шкалы кредитных рейтингов Показатели, участвующие при формировании внутренних кредитных рейтингов.

Классификация моделей оценки кредитного риска и их назначение. Основные подходы к оценке кредитного риска в зависимости от предмета исследования.



2

2










[1,10]




2.4

Назначение кредитного скоринга, его типы. Эволюция моделей и методов кредитного скоринга. Z-модель Альтмана и ее применение. Основные подходы по анализу кредитоспособности физических лиц в коммерческих банках РБ.

2

2










[1,10]




2.5

Вероятность наступления дефолта, подверженность кредитному риску, потери в случае дефолта. Кредитные потери.

2













[1,10]




2.6

Матрица переходов. Наиболее известные исследования в области миграции кредитных рейтингов. Предпосылки создания моделей оценки и управления кредитным риском портфеля. Основные понятия и общие принципы работы данных моделей. Сравнительный анализ наиболее известных моделей.

2

2










[1,10]




2.7

Рассмотрение наиболее важных особенностей моделей CreditMetrics, CreditRisk+, CreditPortfolioView, Moody’s KMV Portfolio Manager




2










[1,10]




2.8

Традиционный подход к ценообразованию ссуд. «Пороговая» рентабельность капитала. Скорректированная на риск рентабельность капитала. Основные этапы метода ценообразования кредитов RAROC.

Процесс управления кредитными рисками, кредитная стратегия, способы управления кредитным риском



2

2










[1,10]




3.

Регулирование рисков банковской деятельности


4

2
















3.1

Базельское соглашения по капиталу 1988 г. («Базель I»). Основные положения Нового Базельского соглашения по капиталу 2004 г. («Базель II»).

2

2










[1,10]




4.

Информационные технологии риск-менеджмента

2

4
















4.1

Технологии управления рисками. Системы управления рисками на уровне рабочих мест. Системы управления рисками на уровне всего предприятия (банка). Рынок систем управления рисками

2

4










[1,10]







Итого

24

18


















5. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ
5.1. Перечень рекомендуемой литературы

Основная литература:

1. Энциклопедия финансового риск-менеджмента / Под ред. Лобанова А.А., Чугунова А. В. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005

2. Financial Risk Manager Handbook, 2-th edition, Wiley John Wiley & Sons, Inc., Philippe Jorion, 2000.

3. Беляков А. В. Банковские риски: проблемы учета, управления и регулирования. – М.: Издательская группа «БДЦ-пресс», 2003.

4. Введение в управление кредитными рисками / Пер. с англ. – Price Watrehouse, 1994.

5. Кабушкин А.В Управление банковским кредитным риском. – Минск: Новое знание, 2004.

6. Managing credit risk. The next great financial challenge. J.B. Caouette, E.I. Altman, P. Narayanan . J. Wiley &Sons. 1998.

7. Hand D. J., Henley W. E. Statistical classification methods in consumer credit // Journal of the Royal Statistical Society, Series A. 1997. V. 160.
Дополнительная литература:

1. Инструкция по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности». (в ред. постановления Минфина, Минэкономики, Минстата от 27.04.2007 № 69/76/52).

2. Инструкция о порядке формирования и использования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе / Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.09.2006 г. № 138.

3. Basel Committee on Banking Supervision International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards, A Revised Framework, June 2004.
5.2. Перечень средств диагностики результатов учебной деятельности

Уровень учебной деятельности диагностируется зачетом.

5. ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ


ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ



Название дисциплины, с которой требуется согласование

Название кафедры

Предложения об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой учебной дисциплине

Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу

(с указанием даты и номера протокола) 1





























1 При наличии предложений об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой учебной дисциплине
6. ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ

ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

на ____ / _____ учебный год




п/п


Дополнения и изменения

Основание




























Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

(протокол № __ от _______ 20__ г.)

Заведующий кафедрой
__________________________ ______________ _______________________

(степень, звание) (И.О.Фамилия)

УТВЕРЖДАЮ



Декан факультета

__________________________ ____________________ _________________________________
(ученая степень, ученое звание) (подпись) (И.О.Фамилия)



1 Если учебным планом учреждения высшего образования по специальности (направлению специальности, специализации) предусмотрено выполнение курсовой работы (проекта) по данной дисциплине.

2 Включая количество часов на выполнение курсовой работы (проекта) в соответствии с учебным планом по специальности (направлению специальности, специализации).



страница 1

Смотрите также: