Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Ф 27-019
Учреждение образования

“Гродненский государственный университет имени Янки Купалы”





УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета математики и информатики

___________________ Е.Н. Ливак

«___» _____-_____________ 2010 г.

Регистрационный № УД- _______/р.


МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ

Учебная программа для специальности:

(рабочий вариант)

1-31 03 01-02 Математика (научно-педагогическая деятельность)

1-31 03 03 02 Прикладная математика

Факультет математики и информатики

Кафедра алгебры, геометрии и методики преподавания математики
Курс 3

Семестр 6


Лекции 18

Практические 16

Всего аудиторных часов 34

Курс 4


Семестр 7

Лекции 18


Практические 20 Экзамен 7семестр


Форма получения высшего образования

дн
Всего аудиторных часов 38

Составила М.В. Касперко, старший преподаватель


2010 г

Рабочая программа составлена на основе учебной программы дисциплины «Методика преподавания математики», утверждённой__________________________

Регистрационный № УД- _______________________________

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры алгебры, геометрии и методики преподавания математики

26.06.2010 г., протокол №10

Заведующий кафедрой


____________________ А.А. Гринь



Одобрена и рекомендована к утверждению на заседании Методической комиссии специальностей факультета математики и информатики

29.06.2010 г., протокол № 6

Председатель


_______________ Ю.Я. Романовский
Одобрена и рекомендована к утверждению на заседании Совета факультета математики и информатики

30.06.2010 г., протокол № 6

Учёный секретарь

_______________ _________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методика преподавания математики – одна из педагогических наук, которая исследует закономерности обучения математике на определенном уровне ее развития в соответствии с целями обучения.

Курс методики преподавания математики является важнейшим при подготовке будущего учителя математики. В процессе его изучения студент знакомится с целями и содержанием математического образования, осваивает методическую систему обучения математике, получает представление о процессе обучения математике и обучается проектированию данного процесса.

Объектом деятельности студентов в процессе изучения дисциплины выступают компетенции будущих учителей математики учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, предметом деятельности является профессиональная компетентность будущего учителя математики.

Овладение методикой преподавания математики является необходимым условием будущей успешной методической деятельности студента в качестве учителя математики.
Цель изучения дисциплины:

- формирование методического потенциала будущего учителя математики


Задачи изучения дисциплины

  • формировать методическую компетентность будущего учителя математики;

  • формировать проективно-конструкторские, организационно-управленческие и научно-исследовательские умения;

  • формировать созидательный потенциал будущего учителя математики;

  • совершенствовать культуру профессионального поведения и общения;

  • формировать потребность в профессионально-педагогическом самосовершенствовании – самообразовании и самовоспитании


Требования к уровню освоения дисциплины.

Студенты должны



знать:

  • понятийный аппарат методики преподавания математики и дидактики математики;

  • цели и задачи обучения математике в общеобразовательной школе;

  • содержание математического образования в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования;

  • методическую систему обучения математике: методы и средства обучения, формы организации учебного процесса;

  • структуру и содержание учебно-методического комплекса (УМК) по математике для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования;

  • виды, формы и методы контроля результатов учебной деятельности;

  • десятибалльную систему оценки результатов учебной деятельности учащихся;

  • методику формирования математических понятий;

  • методику изучения теорем и их доказательств;

  • методику обучения учащихся решению математических задач;

  • методику работы с правилами и алгоритмами;

уметь:

  • проектировать урок математики в контексте современных требований к организации учебной деятельности обучающихся;

  • использовать на каждом этапе урока современную методическую систему обучения;

  • проектировать внеклассную работу по математике;

  • разрабатывать дидактические материалы к уроку;

  • выполнять деятельность по управлению образовательным процессом на уроке математики;

  • выполнять контрольно-оценочную деятельность.


Требования к компетенциям

академическим:

  • овладеть базовыми научно-теоретическими знаниями преподавания математики в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования;

  • усвоить методологию и методы преподавания математики;

социально-личностным:

  • обладать способностью и готовностью учитывать социокультурные тенденции и ценностные ориентиры современной системы образования в преподавании математики;

  • обладать способностью видеть и понимать новацию, ориентироваться в ней, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своей профессиональной деятельности;

  • владеть основами межличностных отношений и общения, навыками работы в группе, различными социальными ролями;

  • анализировать личностные и профессиональные ситуации, принимать индивидуальные и совместные решения, рефлексировать результаты собственной деятельности.

профессиональным:

  • освоить методическую систему преподавания математики в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования;

  • конструировать уроки основных видов;

  • выполнять постановку целей к уроку;

  • выполнять постановку дидактической задачи к каждому этапу урока и прогнозировать ее результат;

  • проектировать педагогическую деятельность учителя на уроке математики;

  • проектировать учебную деятельность учащихся на уроке математики;

  • планировать содержание урока в соответствии с поставленными целями и задачами, конкретизировать его в соответствии с учебной программой, учебными и методическими пособиями;

  • подбирать подходящие методы и средства обучения и соответственно им определять формы организации учебной деятельности;

  • владеть методами организации и осуществления контроля результатов учебной деятельности;

  • анализировать и отбирать необходимую информацию об инновационной деятельности, осваивать и применять ее в учебно-воспитательном процессе;

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

№№

Наименование раздела, темы дисциплины

Содержание в соответствии с типовой учебной программой (учебной программой)

1


Модуль 1. Предмет, проблемы и методология методики математики.


Предмет и задачи методики преподавания математики. Связь методики преподавания математики с философией, математикой, психологией и педагогикой. История развития прогрессивных идей в методике преподавания математики. Методическая система обучения математике.

2

Модуль 2. Принципы дидактики в обучении математике.

Закономерности и принципы обучения. Реализация дидактических принципов в обучении математике.

3

Модуль 3. Цели обучения математике.


Цели обучения математике. Таксономия целей обучения. Образовательные, воспитательные и развивающие цели математики.

4

Модуль 4. Содержание математического образования в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования.

Содержание обучения математике. Содержание школьного курса математики. Анализ программы по математике. Учебно-методический комплекс по математике.


5



Модуль 5. Методы и средства обучения математике.



Методы научного познания в обучении математике: анализ и синтез, аналогия и сравнение, индукция и дедукция, обобщение, абстрагирование и конкретизация в процессе обучения математике. Математические и эмпирические методы обучения математике.

Учебно-методический комплекс по математике. Учебник как основное средство обучения. Дидактические материалы. Технические средства обучения. Наглядные пособия.



6

Модуль 6. Формы организации обучения математике в средних учебных заведениях

Урок – основная организационная форма обучения математике. Типы уроков по математике и их структура. Проектирование урока математики. Анализ и самоанализ урока математики. Факультативные занятия по математике. Внеклассная работа по математике.

7

Модуль 7. Математические понятия и методика их изучения.

Первичные и определяемые понятия. Виды определений. Способы введения понятий. Классификация понятий. Логико-математический анализ определений. Методика формирования понятий.

8

Модуль 18. Математические предложения и методика их изучения.

Аксиомы. Теоремы, виды теорем. Необходимые и достаточные условия. Методы доказательства теорем. Дедуктивные и индуктивные доказательства. Синтетические и аналитические доказательства. Доказательства от «противоречащего». Методика обучения доказательствам.

9

Модуль9. Математические задачи и обучение учащихся методам их решения.

Математические задачи и их функции. Классификация задач. Обучение поиску решения задач. Схема Пойя. Структура процесса решения задачи. Обучение учащихся методам решения математических задач.

10

Модуль 10. Организация контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся.


Виды, формы и методы контроля. Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся. Методика организации контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся.

11

Модуль 11.Методика изучения числовых систем

Числовые системы. Расширение понятия числа в школьном курсе математики. Методика изучения числовых систем.

13

Модуль 12. Методика изучения тождественных преобразований

Алгебраические выражения. Тождественные преобразования выражений на разных этапах изучения математики

14

Модуль 14. Методика изучения уравнений

Различные подходы. Методы решений уравнений. Применение уравнений при решении сюжетных задач

15

Модуль 15. Методика изучения неравенств

Различные подходы. Методы решений неравенств. Применение неравенств при решении сюжетных задач

16

Модуль 16. Методика изучения функций

Разные подходы. Методика изучения общефункциональных понятий. Методическая схема изучения функций.

17

Модуль 17. Методика изучения первых разделов геометрии

Аксиомы и теоремы. Методика изучения первых теорем. Обучение решению геометрических задач.

18

Модуль 18. Методика изучения первых разделов стереометрии

Методика изучения аксиом стереометрии. Методика изучения первых разделов стереометрии. Методика обучения решению задач по стереометрии

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

№№

те

мы



Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов


Количество аудиторных часов

Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия)


Литература


Формы контроля знаний и компетен

ций


лек

ции


Семи

нарс


кие заня

тия


Прак

тичес


кие заня

тия

Управ


ляемая самос

тоятельная работа



6 семестр

1


Модуль 1. Предмет, проблемы и методология методики математики.

2











Научно-методическое обеспечение (НМО)

Модуль


[1: с.5-7], [2: с15-20]

[8: с. 13-20]






2

Модуль 2. Принципы дидактики в обучении математике.

2



2




НМО

Модуль




[1: с.8-13] [2: с.5-10]

[1: с.16-20] [2: с.5-15]

[1: с.13-15] [2: с.2-15]

Программа по математике






3

Модуль 3. Цели обучения математике.


2



2

2

НМО

лекции


[1: с.71-73] [2: с. 43-48] [8: с.27-35] [8: с. 103,117]

[1: с.29-43] [2: с. 30-35]



Проект

4

Модуль 4. Содержание математического образования в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования.

2



2

2



НМО

лекции




Нормативный документ «Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся»

[1: с.81-86] [2: с.78-81]

[6: с.95-128] [8: с.42-46]

[9: с. 84-94]



Проект

5



Модуль 5. Методы и средства обучения математике.

2





2




НМО

лекции


[1: с. 44-54] [2: с.46-58]

[8: с. 53-59]






6

Модуль 6. Формы организации обучения математике в средних учебных заведениях

2



2





НМО

лекции


[1: с.58] [2: с.58-60]

[2: с.60-69] [9: с.47-59]

[1: с.56-63] [2: с.5-7]

[9: с.47-59]






7

Модуль 7. Математические понятия и методика их изучения.

2


2



НМО

лекции


НМО практической работы

[1: с. 63-64] [2: с.69-72]

[1: с. 64-71] [2: с.72-78]

[1: с.64-71]

[9: с.68-78 ] [8: с. 59-67, 192]



Проект

8

Модуль 18. Математические предложения и методика их изучения.


2




2




Модуль

[9: с. 59-68]




9

Модуль9. Математические задачи и обучение учащихся методам их решения.

2




2




НМО

Модуль


[1: с. 81] [2: с.78-81]

[8: с. 59-67, 192]

[1: с.86-91]

[8: с. 67-73, 190]



Проект

7 семестр

10

Модуль 10. Организация контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся.

2



2

2

НМО модуля



Экспертиза


11

Модуль 11.Методика изучения числовых систем

2



2



НМО модуля

[2, с. 86-107]

Программа по математике

Действующие в РБ учебные пособия 2009-2010г.


Проект

12

Модуль 12. Методика изучения тождественных преобразований

2




2




НМО модуля

[2,с.108-120]

Программа по математике

Действующие в РБ учебные пособия 2009-2010г.


Проект

13

Модуль 14. Методика изучения уравнений

2




2




НМО модуля

[2, с. 122-135]

Программа по математике

Действующие в РБ учебные пособия 2009-2010г.


Проект

14

Модуль 15. Методика изучения неравенств









4

НМО модуля

[2, с. 122-135]

Программа по математике

Действующие в РБ учебные пособия 2009-2010г.


Проект

15

Модуль 16. Методика изучения функций

2








НМО модуля

[2, с. 139-148]

Программа по математике

Действующие в РБ учебные пособия 2009-2010г.


Проект

16

Модуль 17. Методика изучения первых разделов геометрии

2



2




НМО модуля

[2, с. 187-194]

Программа по математике

Действующие в РБ учебные пособия 2009-2010г.


Проект

17

Методика обучения решению задач на построение

2



















18

Модуль 18. Методика изучения первых разделов стереометрии

2



2




НМО модуля

[1, с. 251-260]

Программа по математике

Действующие в РБ учебные пособия 2009-2010г.


Проект

4. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ



пп

Перечень


1

Ананченко К.А. Агульная методыка выкладання матэматыкі ў школе: Вуч. дапаможнік. – Мн.:Універсітэцкае, 1997. – 94 с.

2

Рогановский Н.М. Методика преподавания математики в средней школе: Уч. пособие. – Мн.: Высш. шк., 1990. – 267 с.

3

Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике: Учебное пособие. Изд. 2-ое, спр. И доп. – М.: Едиториал УРСС, 2005.–248 с.

4

Учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения. Математика, V – XI классы. Мн.: Национальный институт образования, 2009, 20100

5

Методика обучения геометрии: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / В.А.Гусев, В.В.Орлов, В.А. Панчишина и др.; Под ред. В.А. Гусева. – М.: Издательский центр “Академия”, 2004. –368 с.

6

Гребенюк О. С., Гребенюк Т.Б. Тория обучения: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384 с.

7

Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия», Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998 – 544 с.

8

Новік І.А. Практыкум па методыцы выкладання матэматыкі. – Мн.: Рэд. час. «Адукацыя і выхаванне», 1997. – 244 с.

9

Лабораторные работы и практические работы по методике преподавания математики. Уч. пособие для студентов физ.-мат. спец-ой пед. ин-ов. Под редакцией Е.И.Лященко. – М.: Просвещение, 1988. – 223 с.

10

Метельский Н.В. Пути соверщенствования обучения математике: проблемы современной методики математики. – Мн.: Университетское, 1989 – 160 с.

11

Метельский Н.В. Дидактика математики: общая методика и ее проблемы. Уч. пособие для вузов – 2-ое изд. – Мн.: Изд-во БГУ, 1982 – 256 с.

12

Методика преподавания математики в средней школе: общая методика. Учеб. Пособие для студентов физ.-мат. Фак. Пед. Ин-тов / В.А. Оганесян, Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканкин, В.Я. Саннинский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980. –

368 с.


13

Методика преподавания математики в средней школе: частная методика. Учеб. Пособие для студентов физ.-мат. Фак. Пед. Ин-тов / В.А. Оганесян, Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканкин, В.Я. Саннинский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1979. –

480 с.


14

Методика преподавания математики в средней школе: частная методика. Учеб. Пособие для студентов физ.-мат. Фак. Пед. Ин-тов / В.А. Оганесян, Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканкин, В.Я. Саннинский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1979. – 480 с.

15

Методика преподавания математики: Обшая методика / Сост. Р.С.Черкасов, А.А.Столяр. – М.: Просвещение, 1985. – 416 с.

16

Методика преподавания математики: Частная методика / Сост. В.И.Мишин. – М.: Просвещение, 1987. – 336 с.

17

Столяр А.А. Педагогика математики. – Мн.: Выш. Шк., 1974. – 190 с.

18

Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.

19

Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Уч. пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 268 с.

20

Журнал «Матэматыка: праблемы выкладання»

21

Журнал «Математика в школе»

22

Журнал «Математика». Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».

23

Журнал «Школьные технологии».


5. ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ


ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Название дисциплины, с которой требуется согласование

Название кафедры

Предложения об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой учебной дисциплине

Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу

(с указанием даты и номера протокола) 1



























6. ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ

ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

на ____ / _____ учебный год



п/п


Дополнения и изменения

Основание




















Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

(протокол № __ от _______ 200__ г.)
Заведующий кафедрой
__________________________ ______________ _______________________

(степень, звание) (И.О.Ф

страница 1

Смотрите также: