Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1


Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»


Утверждаю
Проректор по учебной работе
УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
_______________ И.В. Семченко

«___» ______________ 2010 г.

Регистрационный № УД-______________ /р.



СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

Курс «ОСНОВЫ профессиОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ»



Учебная программа для специальности

1-03 04 02-02 «Социальная педагогика.



Практическая психология»


Факультет психологии и педагогики

Кафедра педагогики


Курс (курсы) 3
Семестр (семестры) 6
Лекции 14 часов
Семинарские занятия 28 часов Зачет 6 семестр
Самостоятельная управляемая

работа студентов 6 часов


Всего аудиторных часов

по курсу 48 часов




Всего часов Форма получения

по дисциплине 68 часов высшего образования дневная

Составитель: Ф.В. Кадол, д-р пед. наук


2010

Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы,

утвержденной

регистрационный номер


Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры педагогики

___ ___________ 2010 г., протокол №___
Заведующий кафедрой
________________________ Ф.В. Кадол

Одобрена и рекомендована к утверждению методическим советом факультета психологии и педагогики

___ ___________ 2010 г., протокол №___
Председатель
____________________ Л.Н. Городецкая
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность изучения учебной дисциплины
«Социально-педагогическая деятельность в учреждениях образования»

Социально-педагогическая деятельность в Республике Беларусь имеет тенденцию к ускоренному развитию. Важнейшим направлением социальной политики в нашей стране является социально-педагогическая помощь и поддержка категорий населения, нуждающихся в особом внимании со стороны государства и общества. Семья, дети и молодежь относятся к объекту социально-педагогической науки и практики. Социально-педагогическая деятельность оказывает формирующее воздействие на становление личности в обществе и является одним из ведущих факторов ее социального воспитания.

В структуру учреждений образования Республики Беларусь включена социально-педагогическая и психологическая служба. В ее системе осуществляется социально-педагогическая деятельность, направленная на социализацию и социальную адаптацию учащихся. В состав специалистов социально-педагогической и психологической службы (СППС) входит социальный педагог, осуществляющий социально-педагогическую деятельность во взаимодействии с другими специалистами СППС. Профессиональная подготовка социальных педагогов, включает определенные компетенции в области социального воспитания в школе, внешкольного воспитания и образования, социально-педагогических основ работы с одаренными детьми, по месту жительства, в детских оздоровительных лагерях, а также основ профессиональной ориентации и социально-педагогической валеологии.
Цели и задачи учебной дисциплины
Освоение студентами основ теории и практики социально-педагогической деятельности направлено на обеспечение качества профессиональной подготовки выпускников к социально-педагогической деятельности, включающей наличие у них социально-личностных компетенций. На достижение данной цели направлено формирование у студентов знаний, умений и навыков социально-педагогической работы, профессиональных личностных качеств и черт, которые обеспечивают мотивацию и готовность к осуществлению социально-педагогической деятельности.

Учебная дисциплина «Социально-педагогическая деятельность в учреждениях образования» включает ряд учебных курсов. Цели и задачи учебной дисциплины конкретизируются для каждого учебного курса, входящего в ее структуру.

Данная типовая учебная программа по дисциплине «Социально-педагогическая деятельность в учреждениях образования», которая входит в цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин на первой ступени высшего образования, предназначена для студентов социально-педагогических специальностей высших учебных заведений.
Требования к освоению учебной дисциплины
Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Социально-педа­го­ги­ческая деятельность в учреждениях образования» определены образовательными стандартами высшего образования первой ступени.

а) должен знать:

– цель, задачи, социально-педагогические характеристики и специфика социально-педагогической деятельности в учреждениях образования различного типа;

– основы социального воспитания в современной школе;

– особенности школьной жизнедеятельности;

– сущность и систему организации, содержание и методика организации и управления социально-педагогической работой во внешкольных, социально-педаго­ги­ческих, интернатных учреждениях и учреждениях по месту жительства;

– формы и методы образовательно-воспитательной работы в различных типах учреждений образования;

– особенности педагогической деятельности в детском оздоровительном лагере;

– основные стратегии и программы развития одаренных детей;

– основные технологии формирования здорового образа жизни.

б) должен уметь:

– определять цель, задачи и содержание социально-педагогической деятельности в учреждениях образования различного типа, планировать и осуществлять ее во времени и с учетом особенностей различных групп населения;

– владеть методикой межличностного и межведомственного взаимодействия в системе социально-педагогической работы;

– разработать и осуществлять социально-педагогические диагностические и коррекционные программы, социально-педагогической консультирование;

– определять направления социально-педагогического консультирования учащихся и их родителей для подготовки школьников к сознательному выбору профессии;

– осуществлять анализ и систематизировать результаты социально-педагоги­че­ской работы и оформлять необходимую документацию;

– организовывать педагогическую деятельность в условиях лагеря;

– выявлять проблемы одаренного ребенка и оказывать ему социально-педа­гоги­ческую помощь;

– формировать у детей и подростков ценностное отношение к здоровому образу жизни.

Структура учебной дисциплины
Данная программа содержит следующие учебные курсы:

1. Социальное воспитание в школе

2. Внешкольное воспитание и обучение

3. Социально-педагогическая деятельность в интернатных учреждениях

4. Социально-педагогические основы работы по месту жительства

5. Социально-педагогические основы работы с одаренными учащимися

6. Работа в детских оздоровительных лагерях

7. Основы профессиональной ориентации

8. Социально-педагогическая валеология

Для каждого курса дисциплины представлены тематический план курса, общие основы курса, основная и дополнительная литература. В программе представлены вопросы по каждому курсу.

Социально-педагогические компетенции формируются в образовательном процессе вуза посредством технологий, способствующих повышению познавательной активности студентов, вовлечению их в поиск и управление знаниями, приобретению опыта решения разнообразных задач.


Методы (технологии) обучения
Основными методами (технологиями) обучения являются:

– проблемное обучение (проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы);

– научно-исследовательский характер технологии обучения.

– интерактивные и личностно ориентированные коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, спор-диалог, учебные дебаты, круглый стол, сочинение-эссе и др.);

– игровые технологии (деловые, ролевые, имитационные игры).
Самостоятельная работа студентов
Содержание и формы контролируемой самостоятельной работы (КСР) студентов, а также модель рейтинговой системы оценки знаний (кредитно-модульной системы), обеспечивающие контрольно-оценочную деятельность преподавателя за результатами обучения студентов, разрабатываются (или выбираются и адаптируются) вузами и кафедрами в соответствии с целями и задачами подготовки специалистов.
Диагностика компетенций студента
Согласно типовым учебным планам, общее количество часов по дисциплине максимально составляет по специальностям:

1-03 04 01 Социальная педагогика; 1-03 04 02 Социальная педагогика. Дополнительная специальность – 658 часов, в том числе аудиторных 358, из них лекционных – 152, семинарских – 206;

1-01 01 07 Дошкольное образование. Дополнительная специальность (1-1-01 02-07 Дошкольное образование. Социальная педагогика) – 402 часов, в том числе аудиторных 174, из них лекционных – 100, семинарских – 74;

1-01 02 02 Начальное образование. Дополнительная специальность (1-01 02 02-09 Начальное образование. Социальная педагогика) – 394 часов, в том числе аудиторных 200, из них лекционных – 120, 20 лабораторных занятий, 60 семинарских – 20;

1-02 06 02 Технология (по направлениям). Дополнительная специальность (1-02 06 02-06 Технология (Обслуживающий труд). Социальная педагогика) – 336 часов, в том числе аудиторных 158, из них лекционных – 68, практических занятий 90;

1-03 01 04 Музыкальное искусство. Дополнительная специальность (1-03 01 04-04 Музыкальное искусство. Социальная педагогика) – 355 часов, в том числе аудиторных 190, из них лекционных – 110, семинарских – 80.

Для осуществления контроля и проведения диагностики уровня и качества сформированности у студентов социально-педагогических компетенций рекомендуется использовать промежуточное тестирование, зачеты и экзамены.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Цель курса «Основы профессиональной ориентации»: формирование у студентов современного, систематизированного и целостного научного представления о профессиональной ориентации и психологической поддержке различных категорий населения, месте профориентации в системе социальных и экономических категорий.

Задачи:

– сформировать у студентов представление о профориентации в системе социальных институтов гражданского общества;

– сформировать у студентов представление о развитии процесса профориентационной работы в нашей стране и за рубежом;

– сформировать у студентов знания, умения и навыки профориентационной работы по подготовке школьников к сознательному выбору профессии;

– обучить студентов профориентационной работе социального педагога.

а) должен знать:

– историю развития системы профориентационной работы;

– функции социальных институтов в системе профориентации;

– нормативно-правовую основу и структуру системы профориентации в Республике Беларусь;

– сущность профессионального самоопределения и этапы профессионального развития личности;

– формы и методы профориентационной работы.



б) должен уметь:

– организовать процесс профориентационной работы;

– применять профдиагностические системы;

– оказать профориентационную помощь учащимся;

– организовать и провести профессиональную консультацию;

– разработать и провести профориентационное мероприятие.




Содержание курса «Основы профессиональной ориентации»
Тема 1. Социально-экономические и исторические предпосылки развития

профориентации

Профессиональная ориентация в системе подготовки социальных педагогов. История профориентации. Основные структурные компоненты процесса профессиональной ориентации.


Тема 2. Нормативно-правовое обеспечение профориентационной работы

Взаимодействие социальных институтов в профориентационной работе с учащимися. Структура системы профориентации в Республике Беларусь. Молодежь и рынок труда. Нормативно-правовая основа профориентационной работы с учащимися.


Тема 3. Основы организации и планирования профориентационной работы

Организационные принципы и варианты профориентационной работы. Принцип «золотой середины». Взаимодействие профконсультанта с администрацией учреждения образования и смежными специалистами. Показатели и оценка эффективности профориентационной помощи. Планирование профориентационной работы.


Тема 4. Профессиональное развитие личности

Сущность процесса профессионального развития личности. Возрастные особенности и этапы профессионального развития личности. Профессиональная карьера. Развитие профессионала.


Тема 5. Личностная диагностика в системе профориентации

Личностная диагностика в профориентационной работе. Этика тестирования. Профдиагностические системы в учреждениях образования.


Тема 6. Профессиональное самоопределение личности

Сущность и принципы профессионального самоопределения личности. «Парадоксы субъектности». Профориентационная помощь учащимся в социально-педаго­ги­ческой деятельности. Возрастные особенности профориентационной работы. Активизация школьников в профессиональном самоопределении.



Тема 7. Профессиональное консультирование

Профориентационное консультирование в школе. Этика профессионального консультирования. Стратегии профконсультационной помощи. Факторы выбора профессии. Ошибки выбора профессии и их профилактика.


Тема 8. Методы и формы профориентационной работы в

общеобразовательных школах

Цели, задачи и организация системы профориентационной работы в школе. Программы и активизирующие методики профориентационной работы со старшеклассниками.



Тема 9. Совместная профориентационная работа с учащимися ПТУЗа

и общеобразовательных школ

Формы и методы сотрудничества специалистов ПТУЗа и школы в профориентационной работе. Профориентационная работа с учащимися ПТУЗов. Организация и проведение профориентационных мероприятий.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА


Номер раздела, темы, занятия

Название раздела, темы, занятия;

перечень изучаемых вопросов



Всего часов

Количество аудиторных часов

Материальное обеспе­чение занятия (нагляд­ные, методические пособия и др.)

Литература

Формы контроля знаний

лекции

семинарские занятия

контролируемая самостоятельная работа студента

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Социально-экономические и исторические предпо­сыл­ки развития профориентации


1. Сущность и методология профессиональной ориентации школьников.

2. Профессиональная ориентация в системе подготовки социальных педагогов.

3. История профориентации.

4. Основные компоненты процесса профессиональной ориентации.



4

2

2




Схемы,

таблицы


[1],

[2],

[6]





2.

Нормативно-правовое обеспечение профориентацион­ной работы

1. Взаимодействие социальных и педагогических структур в профориентационной работе с учащимися.

2. Система профориентации в Республике Беларусь.

3. Нормативно-правовая основа профориентационной работы с учащимися.

4. Современный опыт организации профориентации в зарубежных странах.


4




2

2

Подбор нормативно-правовых документов

[2],

[3],

[5],

[6]







1

2

3

4

5

6

7

8

9

3

Основы организации и планирования профориен­та­цион­ной работы

6

2

4













3.1

Научные основы организации и планирована профориентации в школе

1. Организационные принципы и варианты профориентационной работы. Принцип «золотой середины».

2. Взаимодействие профконсультанта с администрацией учреждения образования и смежными специалистами.

3. Показатели и оценка эффективности профориентационной помощи.



4

2

2




Выставка методических разработок

[1],

[3],

[5]


Тестирование

3.2

Система организации и управления профориентационной работой в школе

1. Планирование работы школы по профориентации учащихся.

2. Взаимосвязь школы с учебными заведениями по оказанию помощи учащимся в профессиональном самоопределении.

3. Школьный кабинет профессиональной ориентации и его методическое обеспечение.

4. Организационная и координационная работа школы по профориентации учащихся.


2




2




Выставка методических разработок

[1],

[2],

[4],

[5]



Устный опрос

4

Профессиональное развитие личности

1. Сущность процесса профессионального развития личности.

2. Основные этапы профессионального развития личности и его кризисы.

3. Профессиональная карьера.

4. Развитие профессионала.


4




2

2

Схемы,

таблицы


[3],

[5],

[6]


Рефераты

5

Личностная диагностика в системе профориентации

8

2

4

2










5.1

Сущность и методы личностной диагностики в системе профориентации

1. Личностная диагностика в профориентационной работе.

2. Этика тестирования.

3. Профдиагностические системы в учреждениях образования.



4




2

2

Схемы,

таблицы


[1],

[4],

[7]


Тестирование

1

2

3

4

5

6

7

8

9

5.2

Профессиональная пригодность и методы ее диагностики

1. Физиологические и психические предпосылки правильного выбора профессии.

2. Требования основных типов профессий к человеку.

3. Ошибки выбор профессии и их коррекция.

4. Диагностика профессиональных склонностей учащихся.


4

2

2




Компьютерная презентация

[1],

[4],

[7]


Тестирование

6

Профессиональное самоопределение личности

6

2

4













6.1

Концепция профессионального самоопределения личности

1. Сущность и принципы профессионального самоопределения личности.

2. Профориентационная помощь учащимся в социально-педаго­ги­ческой деятельности.

3. Возрастные особенности профориентационной работы.

4. Активизация школьников в профессиональном самоопределении.


4

2

2




Компьютерная презентация

[2],

[6].

[7],

[12],

[13]



Рефераты

6.2

Профессиональные интересы учащихся, их природные задатки, склонности и потребности

1. Профессиональные склонности, интересы и ценностные ориентации школьников.

2. Процесс и этапы развития профессиональных задатков и способностей.

3. Профессиональный опыт, его усвоение и возможности развития.



2




2




Компьютерная презентация

[1],

[5],

[9],

[11],

[12]



Контрольная работа

7

Профессиональное консультирование

6

2

4













7.1

Профессиональное консультирование как форма профориентации учащихся

1. Профориентационное консультирование в школе и его содержание.

2. Этика профессионального консультирования.

3. Стратегии профконсультационной помощи.

4. Факторы и ошибки выбора профессии.


4

2

2




Выставка педагогических материалов

[1],

[3],

[5],

[12],

[13],

[15]

Устный вопрос



1

2

3

4

5

6

7

8

9

7.2

Здоровье человека и выбор профессии

1. Понятия здоровье и здоровый образ жизни.

2. Требования профессии к здоровью человека.

3. Компенсация функций организма в процессе профессиональной деятельности.

4. Пути повышения профессиональной работоспособности человека.


2




2




Диаграммы, схемы

[1],

[3],

[5],

[16],

[18],

[21]

Составление, решение

кроссвордов



8

Методы и формы профориентационной работы в обще­об­разовательных школах

8

4

4













8.1


Цели, задачи и методы организация системы профориентационной работы в школе

1. Основная цель и задача профессиональной ориентации, ее методы и формы организации.

2. Профессиональная зрелость и профессиональный путь человека.

3. Профессиограмма и ее структура.

4. Формы и активизирующие методики профориентационной работы со старшеклассниками


4

2

2




Схемы,

таблицы


[1],

[4],

[5],

[6],

[14],

[15]



Анализ

педагогических ситуаций



8.2

Жизненное самоопределение старшеклассников и оптимизация выбора профессии

1. Важнейшие факторы выбора профессии и основные задачи профориентации в современной школе

2. Основные правила выбора профессии и пути ее приобретения.

3. Реализация профессиональных целей в процессе жизненного самоопределения человека.

4. Система профессиональных учебных заведений Республики Беларусь.


4

2

2




Компьютерная презентация

[1],

[5],

[6],

[12],

[15],

[16]



Рефераты

9

Совместная профориентационная работа с учащимися ПТУЗа и общеобразовательных школ

1. Формы и методы сотрудничества специалистов ПТУЗа и школы в профориентационной работе.

2. Профориентационная работа с учащимися ПТУЗов.

3. Организация и проведение профориентационных мероприятий в современной школе



4




2




Схемы,

таблицы


[2],

[3],

[5],

[6],

[15]

[17]


Итоговая

контрольная работа






Итого

48

14

28

6









информационно-методическАЯ часть

Перечень семинаров


1. Социально-экономические и исторические предпо­сыл­ки развития профориентации

2. Нормативно-правовое обеспечение профориентацион­ной работы

3. Научные основы организации и планирована профориентации в школе

4. Система организации и управления профориентационной работой в школе

5. Профессиональное развитие личности

6. Сущность и методы личностной диагностики в системе профориентации

7. Профессиональная пригодность и методы ее диагностики

8. Концепция профессионального самоопределения личности

9. Профессиональные интересы учащихся, их природные задатки, склонности и потребности

10. Профессиональное консультирование как форма профориентации учащихся

11. Здоровье человека и выбор профессии

12. Цели, задачи и организация системы профориентационной работы в школе

13. Жизненное самоопределение старшеклассников и оптимизация выбора профессии

14. Совместная профориентационная работа с учащимися ПТУЗа и общеобразовательных школ



Формы контроля знаний

  1. Тестовые задания.

  2. Реферативные работы, защита рефератов.

  3. Устный опрос.

  4. Письменный опрос.

  5. Контрольные работы.

Темы тестовых заданий

  1. Нормативно-правовое обеспечение профориентационной работы.

  2. Сущность и методы личностной диагностики в системе профориентации.

  3. Профессиональная пригодность и методы ее диагностики.

  4. Личностная диагностика в системе профориентации.

Темы реферативных работ

1.Сущность и социально-педагогическое значение профориентации, ее методология и основные понятия.

2. Основные концепции профориентации и их современная интерпретация.

3. История возникновения и процесс становления профориентации.

4. Исторический процесс разделения труда, основные отрасли современного производства

5. Современные профессии и специальности, способы их классификации

6. Цели, основные задачи и важнейшие принципы профориентации в современной школе.

7. Важнейшие этапы профессионального пути человека, профессиональная зрелость и профессиональная карьера.

8. Профессионализация, ее структура и пути получения профессии.

9. Важнейшие факторы, ошибки и правила выбора профессии.

10. Сущность и этапы профессионального самоопределения учащихся.

11. Взаимосвязь общего и профессионального образования, основные типы профессиональных учебных заведений.

12. Профотбор и профадаптация учащихся, методика их организации.

13. Профессиональная направленность как интегральное образование личности.

14. Профессиональное долголетие человека и профессиональные кризисы.

15. Профессиональная диагностика учащихся ее основные методы.

16. Профессиональное самосознание человека и выбор профессии.

17. Готовность учащихся к выбору профессии и коррекция их профессиональных планов.

18. Здоровье и выбор профессии, участие медицинских работников в профориентации учащихся.

19. Сущность основные задачи и содержание профессионального просвещения учащихся.

20. Современные методы, формы и средства профессионального просвещения школьников

21. Примеры профессий и требований к человеку профессий типа «человек-природа», «человек-человек», «человек- художественный образ».

22. Примеры профессий и требования к человеку профессий типа «человек-техника», «человек- знаковая система».

23. Содержание профориентации учащихся в системе учебных занятий.

24. Социально-педагогическая работа по профориентации учащихся во внеурочное время.

25. Профессиональная адаптация современного специалиста и условия его профессионального самоутверждения.

26. Школьный кабинет (уголок) профориентации и его методическое обеспечение.

27. Работа школы с родителями по профориентации учащихся.

28. Взаимосвязь школы, профессиональных учебных заведений и общественных организаций по профориентации учащихся.

29. Повышение профессиональной квалификации и профессиональная аттестация.

30. Профессиональное самосохранение, переквалификация и реабилитация профессионального мастерства.

31. Система социально-педагогической работы по профориентации учащихся.




Литература
1. Кухарчук, А.М. Человек и его профессия / А.М.Кухарчук, В.В. Дях, А.Б. Широкова. – Минск : Современное слово, 2006. – 544 с.

2. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация / Е.Ю.Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 496 с.

3. Климов, Е.А. Психология профессонального самоопределения / Е.А. Климов. – М. : Издательский цент «Академия», 2007. – 229 с.

4. Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала / Е.И. Рогов. – Мю : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 336 с.

5. Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь // Пазашкольные выхаванне. – 2002. – № 2. – С. 10–15.

6. Куровская, С.Н. Социально-педагогические основы профориентации : пособие / С.Н.Куровская. – Гродно : ГрГУ, 2009. – 321 с.

7. Аб правах дзіцяці : у рэдакцыі Закона ад 2 кастр. 2000 г. // Народная асвета. – 2001. – № 1. – С. 72-77.

8. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. – 2007. – № 2. ­ С. 3-19.

9. Концепция профильного обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (11-12 классы): утв. Приказом М-ва образования РБ 24.09.2004 г., № 893 // Сборнiк нарматыўных дакументаў Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь. – 2004. – № 21. – С. 4-19.

10. Захаров, Н.Н. Профессинальная ориентация школьников / Н.Н. Захаров, В.Д. Симоненко. – М. : Просвещение, 1989. – 192 с.

11. Климов, Е. А. Становление профессионала: приближение к идеалам культуры и сотворение их (психологический взгляд). Учебное пособие / Е. А. Климов. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 176 с.

12. Кулагин, Б. В. Основы профессиональной психодиагностики / Б.В. Кулагин. – М.: Медицина, 1984. – 216 с.

13. Профессиональная ориентация молодежи / А.Д Сазонов и др. – М. : Высшая школа, 1989. – 272 с.

14. Прошицкая, Е.Н. Практикум по выбору профессии: Уч. пособие для 8-11 кл. общеобразовательных учреждений / Е.Н. Прошицкая – М.: Просвещение, 1995. –191 с.

15 . Резапкина, Г.В. Психология и выбор профессии: Уч. Пособие для 8–11 кл. общеобразовательных учреждения / Г.В. Резапкина. – 2-е изд. – М. : Генезис, 2008. – 208 с., ил.

16. Сазонов, А.Д. Профессиональная ориентация учащихся / А.Д. Сазонов, В. Д. Симоненко [и др.]. – М. : Просвещение, 1988. – 223 с.

17. Шумская, Л.И. Личностно-профессиональное становление студентов в процессе социализации / Л.И. Шумская. – Мн. : РИВШ, 2005. – 271 с.

Дополнительная
18. Кухарчук, А.М. Тесты для выбирающих профессию / А.М. Кухарчук, В.В. Лях, С.Г. Макарова. – Минск : Современная школа, 2008. – 324 с.

19. Материалы Республиканской конференции по профессиональному обучению, профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных и других категорий населения (Минск, 16–17 декабря 2003). – Минск : БГПУ. 2004 . – 258 с.

20. Профессиональная ориентация учащихся : учеб. пособие для ин-тов / А.Д. сазонов, В.Д. Симоненко, В.С. Аванесов Б.И. Бухалов, – М. : Просвещение, 1998.

21. Профдиагностика в профессиональном самоопределении учащихся : учеб. пособие / А.М. Кухарчук, Е.Л. Седова, В.В. Лях. – Минск, 2000. – 351 с.

22. Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений : Постановление главного государственного санитарного врача Республики Беларусь 22 ноября 2006 г., « 160. – Минск : 2006. – 330 с.

23. Концепция патриотического воспитания молодежи в Республике Беларусь: принято за основу решением коллегии Государственного комитета по делам молодежи РБ // Настаўнiцкая газета. – 1998. – 14 мая.

24. Рекомендации по организационно-содержательному наполнению шестого дня учебной недели. Образовательный стандарт. Общее среднее образование. Основные нормативы и требования // Настаўнiцкая газета. – 10 сакавiка 2007. – С. 4-6.

25. Енискеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Енискеев. – М. : ТК Велби, 2007. – 560 с.

26. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. – М. : Изд-центр «Академия», 2003. – 176 с.

27. Наумчик, В.Н. Педагогический словарь / В.Н. Наумчик, М.А. Поздников, О.В. Ступакевич. ­ Мн.: Адукацыя iвыхаванне, 2006. ­ 280 с.

28. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Ранацевич. – Мн.: «Современное слово», 2005. – 720 с.

29. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие / Авт.-сост Л.В. Мордахаев. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 368 с.

30. Андреев, В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2002. – 608 с.

31. Быдыкина, Е. Н. Тестовые среды: теория и практика (на примере социально-гуманитарных дисциплин) : учеб.-нагляд. пособие с прил. CD-ROM / Е. Н. Бадыкина, Д. Н. Бузун. – Мн. : РИВШ, 2007. – 126 с.

32. В мире профессий: База данных о массовых профессиях в Российской Федерации. – Брянск: Изд-во БПТУ, 1995.0 205 с.

33. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению: Метод. пособие. – М. : Философия, 1997. – 80 с.

34. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – Москва: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.– 308 с.

35. Педагогическое образование в Республике Беларусь: аналитические материалы : практ. пособие / П. Д. Кухарчик [и др.]; под общ. ред. И. И. Цыркуна. – Мн. : БГПУ, 2007. – 235 с.

36. Ретивых, М.В. Подготовка школьников к профессиональному самоопределению / М.В. Ретивых. – Брянск: БГПУ, 1999. – 111 с.

37. Смагина, Л. И. Сто уроков по правам ребенка. Учебно-метод. пособие / Л. И. Смагина, А. С. Карнейчик и др. – 2-е изд. – Мн. : Унiверсiтэцкае, 1999. – 170 с.

38. Степаненков, Н.К. Профессиональная ориентация учащихся / Н.К. Степаненков. – Мн.: Университетское, 1993. – 168 с.

39. Чистякова, С.Н. Профессиональная ориентация школьников: Организация и управление / С.Н. Чистякова, Н.Н. Захаров. – М.: Педагогика, 1987. – 160 с.

40. Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П.А. Шавир. – М.: Педагогика, 1981. – 96 с.

41. Шубкин, В. Н. Начало пути: Проблемы молодежи в зеркале социологии и литературы / В. Н Шубкин. – М. : Мол. Гвардия, 1979. – 244 с., ил.






страница 1

Смотрите также: