страница 1
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины»
Утверждаю Проректор по учебной работе УО «ГГУ им. Ф. Скорины» _______________ И.В. Семченко
«___» ______________ 2010 г.
Регистрационный № УД-______________ /р.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ Курс «ОСНОВЫ профессиОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ»
Учебная программа для специальности
1-03 04 02-02 «Социальная педагогика.
Практическая психология»
Факультет психологии и педагогики
Кафедра педагогики
Курс (курсы) 3
Семестр (семестры) 6
Лекции 14 часов
Семинарские занятия 28 часов Зачет 6 семестр
Самостоятельная управляемая
работа студентов 6 часов
Всего аудиторных часов
по курсу 48 часов
Всего часов Форма получения
по дисциплине 68 часов высшего образования дневная
Составитель: Ф.В. Кадол, д-р пед. наук
2010
Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы,
утвержденной
регистрационный номер
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры педагогики
___ ___________ 2010 г., протокол №___
Заведующий кафедрой
________________________ Ф.В. Кадол
Одобрена и рекомендована к утверждению методическим советом факультета психологии и педагогики
___ ___________ 2010 г., протокол №___
Председатель
____________________ Л.Н. Городецкая
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность изучения учебной дисциплины «Социально-педагогическая деятельность в учреждениях образования»
Социально-педагогическая деятельность в Республике Беларусь имеет тенденцию к ускоренному развитию. Важнейшим направлением социальной политики в нашей стране является социально-педагогическая помощь и поддержка категорий населения, нуждающихся в особом внимании со стороны государства и общества. Семья, дети и молодежь относятся к объекту социально-педагогической науки и практики. Социально-педагогическая деятельность оказывает формирующее воздействие на становление личности в обществе и является одним из ведущих факторов ее социального воспитания.
В структуру учреждений образования Республики Беларусь включена социально-педагогическая и психологическая служба. В ее системе осуществляется социально-педагогическая деятельность, направленная на социализацию и социальную адаптацию учащихся. В состав специалистов социально-педагогической и психологической службы (СППС) входит социальный педагог, осуществляющий социально-педагогическую деятельность во взаимодействии с другими специалистами СППС. Профессиональная подготовка социальных педагогов, включает определенные компетенции в области социального воспитания в школе, внешкольного воспитания и образования, социально-педагогических основ работы с одаренными детьми, по месту жительства, в детских оздоровительных лагерях, а также основ профессиональной ориентации и социально-педагогической валеологии.
Цели и задачи учебной дисциплины
Освоение студентами основ теории и практики социально-педагогической деятельности направлено на обеспечение качества профессиональной подготовки выпускников к социально-педагогической деятельности, включающей наличие у них социально-личностных компетенций. На достижение данной цели направлено формирование у студентов знаний, умений и навыков социально-педагогической работы, профессиональных личностных качеств и черт, которые обеспечивают мотивацию и готовность к осуществлению социально-педагогической деятельности.
Учебная дисциплина «Социально-педагогическая деятельность в учреждениях образования» включает ряд учебных курсов. Цели и задачи учебной дисциплины конкретизируются для каждого учебного курса, входящего в ее структуру.
Данная типовая учебная программа по дисциплине «Социально-педагогическая деятельность в учреждениях образования», которая входит в цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин на первой ступени высшего образования, предназначена для студентов социально-педагогических специальностей высших учебных заведений.
Требования к освоению учебной дисциплины
Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Социально-педагогическая деятельность в учреждениях образования» определены образовательными стандартами высшего образования первой ступени.
а) должен знать:
– цель, задачи, социально-педагогические характеристики и специфика социально-педагогической деятельности в учреждениях образования различного типа;
– основы социального воспитания в современной школе;
– особенности школьной жизнедеятельности;
– сущность и систему организации, содержание и методика организации и управления социально-педагогической работой во внешкольных, социально-педагогических, интернатных учреждениях и учреждениях по месту жительства;
– формы и методы образовательно-воспитательной работы в различных типах учреждений образования;
– особенности педагогической деятельности в детском оздоровительном лагере;
– основные стратегии и программы развития одаренных детей;
– основные технологии формирования здорового образа жизни.
б) должен уметь:
– определять цель, задачи и содержание социально-педагогической деятельности в учреждениях образования различного типа, планировать и осуществлять ее во времени и с учетом особенностей различных групп населения;
– владеть методикой межличностного и межведомственного взаимодействия в системе социально-педагогической работы;
– разработать и осуществлять социально-педагогические диагностические и коррекционные программы, социально-педагогической консультирование;
– определять направления социально-педагогического консультирования учащихся и их родителей для подготовки школьников к сознательному выбору профессии;
– осуществлять анализ и систематизировать результаты социально-педагогической работы и оформлять необходимую документацию;
– организовывать педагогическую деятельность в условиях лагеря;
– выявлять проблемы одаренного ребенка и оказывать ему социально-педагогическую помощь;
– формировать у детей и подростков ценностное отношение к здоровому образу жизни.
Структура учебной дисциплины Данная программа содержит следующие учебные курсы:
1. Социальное воспитание в школе
2. Внешкольное воспитание и обучение
3. Социально-педагогическая деятельность в интернатных учреждениях
4. Социально-педагогические основы работы по месту жительства
5. Социально-педагогические основы работы с одаренными учащимися
6. Работа в детских оздоровительных лагерях
7. Основы профессиональной ориентации
8. Социально-педагогическая валеология
Для каждого курса дисциплины представлены тематический план курса, общие основы курса, основная и дополнительная литература. В программе представлены вопросы по каждому курсу.
Социально-педагогические компетенции формируются в образовательном процессе вуза посредством технологий, способствующих повышению познавательной активности студентов, вовлечению их в поиск и управление знаниями, приобретению опыта решения разнообразных задач.
Методы (технологии) обучения
Основными методами (технологиями) обучения являются:
– проблемное обучение (проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы);
– научно-исследовательский характер технологии обучения.
– интерактивные и личностно ориентированные коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, спор-диалог, учебные дебаты, круглый стол, сочинение-эссе и др.);
– игровые технологии (деловые, ролевые, имитационные игры).
Самостоятельная работа студентов
Содержание и формы контролируемой самостоятельной работы (КСР) студентов, а также модель рейтинговой системы оценки знаний (кредитно-модульной системы), обеспечивающие контрольно-оценочную деятельность преподавателя за результатами обучения студентов, разрабатываются (или выбираются и адаптируются) вузами и кафедрами в соответствии с целями и задачами подготовки специалистов.
Диагностика компетенций студента
Согласно типовым учебным планам, общее количество часов по дисциплине максимально составляет по специальностям:
1-03 04 01 Социальная педагогика; 1-03 04 02 Социальная педагогика. Дополнительная специальность – 658 часов, в том числе аудиторных 358, из них лекционных – 152, семинарских – 206;
1-01 01 07 Дошкольное образование. Дополнительная специальность (1-1-01 02-07 Дошкольное образование. Социальная педагогика) – 402 часов, в том числе аудиторных 174, из них лекционных – 100, семинарских – 74;
1-01 02 02 Начальное образование. Дополнительная специальность (1-01 02 02-09 Начальное образование. Социальная педагогика) – 394 часов, в том числе аудиторных 200, из них лекционных – 120, 20 лабораторных занятий, 60 семинарских – 20;
1-02 06 02 Технология (по направлениям). Дополнительная специальность (1-02 06 02-06 Технология (Обслуживающий труд). Социальная педагогика) – 336 часов, в том числе аудиторных 158, из них лекционных – 68, практических занятий 90;
1-03 01 04 Музыкальное искусство. Дополнительная специальность (1-03 01 04-04 Музыкальное искусство. Социальная педагогика) – 355 часов, в том числе аудиторных 190, из них лекционных – 110, семинарских – 80.
Для осуществления контроля и проведения диагностики уровня и качества сформированности у студентов социально-педагогических компетенций рекомендуется использовать промежуточное тестирование, зачеты и экзамены.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Цель курса «Основы профессиональной ориентации»: формирование у студентов современного, систематизированного и целостного научного представления о профессиональной ориентации и психологической поддержке различных категорий населения, месте профориентации в системе социальных и экономических категорий.
Задачи:
– сформировать у студентов представление о профориентации в системе социальных институтов гражданского общества;
– сформировать у студентов представление о развитии процесса профориентационной работы в нашей стране и за рубежом;
– сформировать у студентов знания, умения и навыки профориентационной работы по подготовке школьников к сознательному выбору профессии;
– обучить студентов профориентационной работе социального педагога.
а) должен знать:
– историю развития системы профориентационной работы;
– функции социальных институтов в системе профориентации;
– нормативно-правовую основу и структуру системы профориентации в Республике Беларусь;
– сущность профессионального самоопределения и этапы профессионального развития личности;
– формы и методы профориентационной работы.
б) должен уметь:
– организовать процесс профориентационной работы;
– применять профдиагностические системы;
– оказать профориентационную помощь учащимся;
– организовать и провести профессиональную консультацию;
– разработать и провести профориентационное мероприятие.
Содержание курса «Основы профессиональной ориентации»
Тема 1. Социально-экономические и исторические предпосылки развития
профориентации
Профессиональная ориентация в системе подготовки социальных педагогов. История профориентации. Основные структурные компоненты процесса профессиональной ориентации.
Тема 2. Нормативно-правовое обеспечение профориентационной работы
Взаимодействие социальных институтов в профориентационной работе с учащимися. Структура системы профориентации в Республике Беларусь. Молодежь и рынок труда. Нормативно-правовая основа профориентационной работы с учащимися.
Тема 3. Основы организации и планирования профориентационной работы
Организационные принципы и варианты профориентационной работы. Принцип «золотой середины». Взаимодействие профконсультанта с администрацией учреждения образования и смежными специалистами. Показатели и оценка эффективности профориентационной помощи. Планирование профориентационной работы.
Тема 4. Профессиональное развитие личности
Сущность процесса профессионального развития личности. Возрастные особенности и этапы профессионального развития личности. Профессиональная карьера. Развитие профессионала.
Тема 5. Личностная диагностика в системе профориентации
Личностная диагностика в профориентационной работе. Этика тестирования. Профдиагностические системы в учреждениях образования.
Тема 6. Профессиональное самоопределение личности
Сущность и принципы профессионального самоопределения личности. «Парадоксы субъектности». Профориентационная помощь учащимся в социально-педагогической деятельности. Возрастные особенности профориентационной работы. Активизация школьников в профессиональном самоопределении.
Тема 7. Профессиональное консультирование
Профориентационное консультирование в школе. Этика профессионального консультирования. Стратегии профконсультационной помощи. Факторы выбора профессии. Ошибки выбора профессии и их профилактика.
Тема 8. Методы и формы профориентационной работы в
общеобразовательных школах
Цели, задачи и организация системы профориентационной работы в школе. Программы и активизирующие методики профориентационной работы со старшеклассниками.
Тема 9. Совместная профориентационная работа с учащимися ПТУЗа
и общеобразовательных школ
Формы и методы сотрудничества специалистов ПТУЗа и школы в профориентационной работе. Профориентационная работа с учащимися ПТУЗов. Организация и проведение профориентационных мероприятий.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
Номер раздела, темы, занятия
|
Название раздела, темы, занятия;
перечень изучаемых вопросов
|
Всего часов
|
Количество аудиторных часов
|
Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)
|
Литература
|
Формы контроля знаний
|
лекции
|
семинарские занятия
|
контролируемая самостоятельная работа студента
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1.
| Социально-экономические и исторические предпосылки развития профориентации
1. Сущность и методология профессиональной ориентации школьников.
2. Профессиональная ориентация в системе подготовки социальных педагогов.
3. История профориентации.
4. Основные компоненты процесса профессиональной ориентации.
|
4
|
2
|
2
|
|
Схемы,
таблицы
|
[1],
[2],
[6]
|
|
2.
|
Нормативно-правовое обеспечение профориентационной работы
1. Взаимодействие социальных и педагогических структур в профориентационной работе с учащимися.
2. Система профориентации в Республике Беларусь.
3. Нормативно-правовая основа профориентационной работы с учащимися.
4. Современный опыт организации профориентации в зарубежных странах.
|
4
|
|
2
|
2
|
Подбор нормативно-правовых документов
|
[2],
[3],
[5],
[6]
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
3
|
Основы организации и планирования профориентационной работы
|
6
|
2
|
4
|
|
|
|
|
3.1
|
Научные основы организации и планирована профориентации в школе
1. Организационные принципы и варианты профориентационной работы. Принцип «золотой середины».
2. Взаимодействие профконсультанта с администрацией учреждения образования и смежными специалистами.
3. Показатели и оценка эффективности профориентационной помощи.
|
4
|
2
|
2
|
|
Выставка методических разработок
|
[1],
[3],
[5]
|
Тестирование
|
3.2
|
Система организации и управления профориентационной работой в школе
1. Планирование работы школы по профориентации учащихся.
2. Взаимосвязь школы с учебными заведениями по оказанию помощи учащимся в профессиональном самоопределении.
3. Школьный кабинет профессиональной ориентации и его методическое обеспечение.
4. Организационная и координационная работа школы по профориентации учащихся.
|
2
|
|
2
|
|
Выставка методических разработок
|
[1],
[2],
[4],
[5]
|
Устный опрос
|
4
|
Профессиональное развитие личности
1. Сущность процесса профессионального развития личности.
2. Основные этапы профессионального развития личности и его кризисы.
3. Профессиональная карьера.
4. Развитие профессионала.
|
4
|
|
2
|
2
|
Схемы,
таблицы
|
[3],
[5],
[6]
|
Рефераты
|
5
|
Личностная диагностика в системе профориентации
|
8
|
2
|
4
|
2
|
|
|
|
5.1
|
Сущность и методы личностной диагностики в системе профориентации
1. Личностная диагностика в профориентационной работе.
2. Этика тестирования.
3. Профдиагностические системы в учреждениях образования.
|
4
|
|
2
|
2
|
Схемы,
таблицы
|
[1],
[4],
[7]
|
Тестирование
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
5.2
|
Профессиональная пригодность и методы ее диагностики
1. Физиологические и психические предпосылки правильного выбора профессии.
2. Требования основных типов профессий к человеку.
3. Ошибки выбор профессии и их коррекция.
4. Диагностика профессиональных склонностей учащихся.
|
4
|
2
|
2
|
|
Компьютерная презентация
|
[1],
[4],
[7]
|
Тестирование
|
6
|
Профессиональное самоопределение личности
|
6
|
2
|
4
|
|
|
|
|
6.1
|
Концепция профессионального самоопределения личности
1. Сущность и принципы профессионального самоопределения личности.
2. Профориентационная помощь учащимся в социально-педагогической деятельности.
3. Возрастные особенности профориентационной работы.
4. Активизация школьников в профессиональном самоопределении.
|
4
|
2
|
2
|
|
Компьютерная презентация
|
[2],
[6].
[7],
[12],
[13]
|
Рефераты
|
6.2
|
Профессиональные интересы учащихся, их природные задатки, склонности и потребности
1. Профессиональные склонности, интересы и ценностные ориентации школьников.
2. Процесс и этапы развития профессиональных задатков и способностей.
3. Профессиональный опыт, его усвоение и возможности развития.
|
2
|
|
2
|
|
Компьютерная презентация
|
[1],
[5],
[9],
[11],
[12]
|
Контрольная работа
|
7
|
Профессиональное консультирование
|
6
|
2
|
4
|
|
|
|
|
7.1
|
Профессиональное консультирование как форма профориентации учащихся
1. Профориентационное консультирование в школе и его содержание.
2. Этика профессионального консультирования.
3. Стратегии профконсультационной помощи.
4. Факторы и ошибки выбора профессии.
|
4
|
2
|
2
|
|
Выставка педагогических материалов
|
[1],
[3],
[5],
[12],
[13],
[15]
|
Устный вопрос
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
7.2
|
Здоровье человека и выбор профессии
1. Понятия здоровье и здоровый образ жизни.
2. Требования профессии к здоровью человека.
3. Компенсация функций организма в процессе профессиональной деятельности.
4. Пути повышения профессиональной работоспособности человека.
|
2
|
|
2
|
|
Диаграммы, схемы
|
[1],
[3],
[5],
[16],
[18],
[21]
|
Составление, решение
кроссвордов
|
8
|
Методы и формы профориентационной работы в общеобразовательных школах
|
8
|
4
|
4
|
|
|
|
|
8.1
|
Цели, задачи и методы организация системы профориентационной работы в школе
1. Основная цель и задача профессиональной ориентации, ее методы и формы организации.
2. Профессиональная зрелость и профессиональный путь человека.
3. Профессиограмма и ее структура.
4. Формы и активизирующие методики профориентационной работы со старшеклассниками
|
4
|
2
|
2
|
|
Схемы,
таблицы
|
[1],
[4],
[5],
[6],
[14],
[15]
|
Анализ
педагогических ситуаций
|
8.2
|
Жизненное самоопределение старшеклассников и оптимизация выбора профессии
1. Важнейшие факторы выбора профессии и основные задачи профориентации в современной школе
2. Основные правила выбора профессии и пути ее приобретения.
3. Реализация профессиональных целей в процессе жизненного самоопределения человека.
4. Система профессиональных учебных заведений Республики Беларусь.
|
4
|
2
|
2
|
|
Компьютерная презентация
|
[1],
[5],
[6],
[12],
[15],
[16]
|
Рефераты
|
9
|
Совместная профориентационная работа с учащимися ПТУЗа и общеобразовательных школ
1. Формы и методы сотрудничества специалистов ПТУЗа и школы в профориентационной работе.
2. Профориентационная работа с учащимися ПТУЗов.
3. Организация и проведение профориентационных мероприятий в современной школе
|
4
|
|
2
|
|
Схемы,
таблицы
|
[2],
[3],
[5],
[6],
[15]
[17]
|
Итоговая
контрольная работа
|
|
Итого
|
48
|
14
|
28
|
6
|
|
|
| информационно-методическАЯ часть Перечень семинаров
1. Социально-экономические и исторические предпосылки развития профориентации
2. Нормативно-правовое обеспечение профориентационной работы
3. Научные основы организации и планирована профориентации в школе
4. Система организации и управления профориентационной работой в школе
5. Профессиональное развитие личности
6. Сущность и методы личностной диагностики в системе профориентации
7. Профессиональная пригодность и методы ее диагностики
8. Концепция профессионального самоопределения личности
9. Профессиональные интересы учащихся, их природные задатки, склонности и потребности
10. Профессиональное консультирование как форма профориентации учащихся
11. Здоровье человека и выбор профессии
12. Цели, задачи и организация системы профориентационной работы в школе
13. Жизненное самоопределение старшеклассников и оптимизация выбора профессии
14. Совместная профориентационная работа с учащимися ПТУЗа и общеобразовательных школ
Формы контроля знаний
-
Тестовые задания.
-
Реферативные работы, защита рефератов.
-
Устный опрос.
-
Письменный опрос.
-
Контрольные работы.
Темы тестовых заданий
-
Нормативно-правовое обеспечение профориентационной работы.
-
Сущность и методы личностной диагностики в системе профориентации.
-
Профессиональная пригодность и методы ее диагностики.
-
Личностная диагностика в системе профориентации.
Темы реферативных работ
1.Сущность и социально-педагогическое значение профориентации, ее методология и основные понятия.
2. Основные концепции профориентации и их современная интерпретация.
3. История возникновения и процесс становления профориентации.
4. Исторический процесс разделения труда, основные отрасли современного производства
5. Современные профессии и специальности, способы их классификации
6. Цели, основные задачи и важнейшие принципы профориентации в современной школе.
7. Важнейшие этапы профессионального пути человека, профессиональная зрелость и профессиональная карьера.
8. Профессионализация, ее структура и пути получения профессии.
9. Важнейшие факторы, ошибки и правила выбора профессии.
10. Сущность и этапы профессионального самоопределения учащихся.
11. Взаимосвязь общего и профессионального образования, основные типы профессиональных учебных заведений.
12. Профотбор и профадаптация учащихся, методика их организации.
13. Профессиональная направленность как интегральное образование личности.
14. Профессиональное долголетие человека и профессиональные кризисы.
15. Профессиональная диагностика учащихся ее основные методы.
16. Профессиональное самосознание человека и выбор профессии.
17. Готовность учащихся к выбору профессии и коррекция их профессиональных планов.
18. Здоровье и выбор профессии, участие медицинских работников в профориентации учащихся.
19. Сущность основные задачи и содержание профессионального просвещения учащихся.
20. Современные методы, формы и средства профессионального просвещения школьников
21. Примеры профессий и требований к человеку профессий типа «человек-природа», «человек-человек», «человек- художественный образ».
22. Примеры профессий и требования к человеку профессий типа «человек-техника», «человек- знаковая система».
23. Содержание профориентации учащихся в системе учебных занятий.
24. Социально-педагогическая работа по профориентации учащихся во внеурочное время.
25. Профессиональная адаптация современного специалиста и условия его профессионального самоутверждения.
26. Школьный кабинет (уголок) профориентации и его методическое обеспечение.
27. Работа школы с родителями по профориентации учащихся.
28. Взаимосвязь школы, профессиональных учебных заведений и общественных организаций по профориентации учащихся.
29. Повышение профессиональной квалификации и профессиональная аттестация.
30. Профессиональное самосохранение, переквалификация и реабилитация профессионального мастерства.
31. Система социально-педагогической работы по профориентации учащихся.
Литература
1. Кухарчук, А.М. Человек и его профессия / А.М.Кухарчук, В.В. Дях, А.Б. Широкова. – Минск : Современное слово, 2006. – 544 с.
2. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация / Е.Ю.Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 496 с.
3. Климов, Е.А. Психология профессонального самоопределения / Е.А. Климов. – М. : Издательский цент «Академия», 2007. – 229 с.
4. Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала / Е.И. Рогов. – Мю : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 336 с.
5. Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь // Пазашкольные выхаванне. – 2002. – № 2. – С. 10–15.
6. Куровская, С.Н. Социально-педагогические основы профориентации : пособие / С.Н.Куровская. – Гродно : ГрГУ, 2009. – 321 с.
7. Аб правах дзіцяці : у рэдакцыі Закона ад 2 кастр. 2000 г. // Народная асвета. – 2001. – № 1. – С. 72-77.
8. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. – 2007. – № 2. С. 3-19.
9. Концепция профильного обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (11-12 классы): утв. Приказом М-ва образования РБ 24.09.2004 г., № 893 // Сборнiк нарматыўных дакументаў Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь. – 2004. – № 21. – С. 4-19.
10. Захаров, Н.Н. Профессинальная ориентация школьников / Н.Н. Захаров, В.Д. Симоненко. – М. : Просвещение, 1989. – 192 с.
11. Климов, Е. А. Становление профессионала: приближение к идеалам культуры и сотворение их (психологический взгляд). Учебное пособие / Е. А. Климов. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 176 с.
12. Кулагин, Б. В. Основы профессиональной психодиагностики / Б.В. Кулагин. – М.: Медицина, 1984. – 216 с.
13. Профессиональная ориентация молодежи / А.Д Сазонов и др. – М. : Высшая школа, 1989. – 272 с.
14. Прошицкая, Е.Н. Практикум по выбору профессии: Уч. пособие для 8-11 кл. общеобразовательных учреждений / Е.Н. Прошицкая – М.: Просвещение, 1995. –191 с.
15 . Резапкина, Г.В. Психология и выбор профессии: Уч. Пособие для 8–11 кл. общеобразовательных учреждения / Г.В. Резапкина. – 2-е изд. – М. : Генезис, 2008. – 208 с., ил.
16. Сазонов, А.Д. Профессиональная ориентация учащихся / А.Д. Сазонов, В. Д. Симоненко [и др.]. – М. : Просвещение, 1988. – 223 с.
17. Шумская, Л.И. Личностно-профессиональное становление студентов в процессе социализации / Л.И. Шумская. – Мн. : РИВШ, 2005. – 271 с.
Дополнительная
18. Кухарчук, А.М. Тесты для выбирающих профессию / А.М. Кухарчук, В.В. Лях, С.Г. Макарова. – Минск : Современная школа, 2008. – 324 с.
19. Материалы Республиканской конференции по профессиональному обучению, профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных и других категорий населения (Минск, 16–17 декабря 2003). – Минск : БГПУ. 2004 . – 258 с.
20. Профессиональная ориентация учащихся : учеб. пособие для ин-тов / А.Д. сазонов, В.Д. Симоненко, В.С. Аванесов Б.И. Бухалов, – М. : Просвещение, 1998.
21. Профдиагностика в профессиональном самоопределении учащихся : учеб. пособие / А.М. Кухарчук, Е.Л. Седова, В.В. Лях. – Минск, 2000. – 351 с.
22. Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений : Постановление главного государственного санитарного врача Республики Беларусь 22 ноября 2006 г., « 160. – Минск : 2006. – 330 с.
23. Концепция патриотического воспитания молодежи в Республике Беларусь: принято за основу решением коллегии Государственного комитета по делам молодежи РБ // Настаўнiцкая газета. – 1998. – 14 мая.
24. Рекомендации по организационно-содержательному наполнению шестого дня учебной недели. Образовательный стандарт. Общее среднее образование. Основные нормативы и требования // Настаўнiцкая газета. – 10 сакавiка 2007. – С. 4-6.
25. Енискеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Енискеев. – М. : ТК Велби, 2007. – 560 с.
26. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. – М. : Изд-центр «Академия», 2003. – 176 с.
27. Наумчик, В.Н. Педагогический словарь / В.Н. Наумчик, М.А. Поздников, О.В. Ступакевич. Мн.: Адукацыя iвыхаванне, 2006. 280 с.
28. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Ранацевич. – Мн.: «Современное слово», 2005. – 720 с.
29. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие / Авт.-сост Л.В. Мордахаев. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 368 с.
30. Андреев, В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2002. – 608 с.
31. Быдыкина, Е. Н. Тестовые среды: теория и практика (на примере социально-гуманитарных дисциплин) : учеб.-нагляд. пособие с прил. CD-ROM / Е. Н. Бадыкина, Д. Н. Бузун. – Мн. : РИВШ, 2007. – 126 с.
32. В мире профессий: База данных о массовых профессиях в Российской Федерации. – Брянск: Изд-во БПТУ, 1995.0 205 с.
33. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению: Метод. пособие. – М. : Философия, 1997. – 80 с.
34. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – Москва: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.– 308 с.
35. Педагогическое образование в Республике Беларусь: аналитические материалы : практ. пособие / П. Д. Кухарчик [и др.]; под общ. ред. И. И. Цыркуна. – Мн. : БГПУ, 2007. – 235 с.
36. Ретивых, М.В. Подготовка школьников к профессиональному самоопределению / М.В. Ретивых. – Брянск: БГПУ, 1999. – 111 с.
37. Смагина, Л. И. Сто уроков по правам ребенка. Учебно-метод. пособие / Л. И. Смагина, А. С. Карнейчик и др. – 2-е изд. – Мн. : Унiверсiтэцкае, 1999. – 170 с.
38. Степаненков, Н.К. Профессиональная ориентация учащихся / Н.К. Степаненков. – Мн.: Университетское, 1993. – 168 с.
39. Чистякова, С.Н. Профессиональная ориентация школьников: Организация и управление / С.Н. Чистякова, Н.Н. Захаров. – М.: Педагогика, 1987. – 160 с.
40. Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П.А. Шавир. – М.: Педагогика, 1981. – 96 с.
41. Шубкин, В. Н. Начало пути: Проблемы молодежи в зеркале социологии и литературы / В. Н Шубкин. – М. : Мол. Гвардия, 1979. – 244 с., ил.
страница 1
|