страница 1
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины»
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе УО «ГГУ им. Ф. Скорины» _______________ И.В. Семченко
«___» ______________ 2010 г.
Регистрационный № УД-______ /р.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
КУРС «ВНЕШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ»
Учебная программа для специальности
1-03 04 02-02 «Социальная педагогика. Практическая психология»
Факультет психологии и педагогики
Кафедра педагогики
Курс (курсы) 2
Семестр (семестры) 4
Лекции 18 часов
Практические занятия 24 часов Зачет 4 семестр
Самостоятельная управляемая
работа студентов 6 часов
Всего аудиторных часов Форма получения
по дисциплине 48 часа высшего образования дневная
Всего часов
по дисциплине/курсу 658/68 часов
Составитель: С.А. Вальченко, старший преподаватель
2010
Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы, утвержденной _____ __________________ 2010 г.,
регистрационный номер ТД-_______ /тип.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры педагогики
___ ___________ 2010 г., протокол №___
Заведующий кафедрой
________________________ Ф.В. Кадол
Одобрена и рекомендована к утверждению методическим советом факультета психологии и педагогики
___ ___________2010 г., протокол №___
Председатель
___________________ Л.Н. Городецкая
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Социально-педагогическая деятельность в Республике Беларусь имеет тенденцию к ускоренному развитию. Важнейшим направлением социальной политики в нашей стране является социально-педагогическая помощь и поддержка категорий населения, нуждающихся в особом внимании со стороны государства и общества. Семья, дети и молодежь относятся к объекту социально-педагогической науки и практики. Социально-педагогическая деятельность оказывает формирующее воздействие на становление личности в обществе и является одним из ведущих факторов ее социального воспитания.
В структуру учреждений образования Республики Беларусь включена социально-педагогическая и психологическая служба. В ее системе осуществляется социально-педагогическая деятельность, направленная на социализацию и социальную адаптацию учащихся. В состав специалистов социально-педагогической и психологической службы (СППС) входит социальный педагог, осуществляющий социально-педагогическую деятельность во взаимодействии с другими специалистами СППС. Профессиональная подготовка социальных педагогов, включает определенные компетенции в области социального воспитания в школе, внешкольного воспитания и образования, социально-педагогических основ работы с одаренными детьми, по месту жительства, в детских оздоровительных лагерях, а также основ профессиональной ориентации и социально-педагогической валеологии.
Освоение студентами основ теории и практики социально-педагогической деятельности направлено на обеспечение качества профессиональной подготовки выпускников к социально-педагогической деятельности, включающей наличие у них социально-личностных компетенций. На достижение данной цели направлено формирование у студентов знаний, умений и навыков социально-педагогической работы, профессиональных личностных качеств и черт, которые обеспечивают мотивацию и готовность к осуществлению социально-педагогической деятельности.
Курс «Внешкольное воспитание и обучение» имеет целью сформировать у студентов системные знания, умения и навыки организации социально-педагогической работы во внешкольных учреждениях воспитания и образования в соответствии с их спецификой.
Задачами дисциплины является:
– расширение и углубление знаний о системе и структуре учебно-воспитательного процесса во внешкольном учреждении;
–овладение умениями и навыками осуществления социально-педагогической деятельности во внешкольных учреждениях;
– формирование готовности к социально-педагогической деятельности во внешкольных учреждениях;
– формирование творческого подхода к социально-педагогической работе во внешкольном учреждении.
В результате изучения курса «Внешкольное воспитание и обучение» студент:
а) должен знать:
– основные функции и историю становления системы внешкольного обучения и образования;
– нормативно-правовую основу работы внешкольных учреждений;
– направления внешкольной работы, виды и структуру внешкольных учреждений;
– содержание деятельности социального педагога в системе СППС внешкольного учреждения;
– специфику контингента учащихся внешкольных учреждений, формы и методы работы с учащимися.
б) должен уметь:
– планировать и осуществлять социальное воспитание во внешкольной работе;
– анализировать, обобщать и распространять педагогический опыт внешкольной работы с детьми;
– организовывать социально-педагогическую помощь и поддержку детей в процессе развития у них интересов и творческих способностей;
– организовывать массовую внешкольную работу с учащимися;
– осуществлять межведомственное взаимодействие во внешкольной работе.
Общее количество часов по дисциплине – 68, аудиторное количество часов – 48, из них: лекции – 18, семинары – 24, самостоятельная управляемая работа (СУРС) – 6. Форма отчетности – зачет.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Раздел 1. ВНЕШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ
ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ
Тема 1.1. Специфика внешкольного воспитания и обучения
Цель, задачи и социально-педагогическая значимость системы внешкольного воспитания и обучения. Роль и место внешкольного учреждения в системе образования и воспитания в Республике Беларусь.
Концептуальная основа внешкольного воспитания и обучения. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. Практико-деятельностная основа учебно-воспитательного процесса.
Содержание деятельности и функции внешкольного учреждения. Ценностно-ориентационная, коммуникативная, социально-адаптационная, психотерапевтическая, культурообразующая, профориентационная, рекреационная функции и их характеристика.
Основные понятия учебного курса. Специфичность понятий «внешкольное воспитание», «внешкольное обучение», «внешкольная педагогика».
Тема 1.2. Становление системы внешкольного воспитания и обучения в Республике Беларусь
Формирование и развитие системы внешкольного воспитания и обучения в Республике Беларусь. Опыт организации внешкольной работы в 20-30-е годы ХХ века. Вклад в развитие внешкольной работы П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, В.П. Шацкой. Идеи А.С. Макаренко о развитии внешкольной работы.
Функционирование системы внешкольных учреждений в 40-80-ые годы ХХ в. Достоинства и недостатки в их работе. Процесс дифференциации интересов детей и развитие специализированных внешкольных учреждений.
Историко-педагогический аспект развития форм и методов работы внешкольных учреждений. Формы работы по организации гражданского, военно-патриотического, трудового, спортивно-массового, социально-политического воспитания учащихся.
Развитие учреждений внешкольного воспитания и обучения в 90-е годы ХХ в. – начале ХХI в. Традиции и перспективы внешкольной работы. Обновление содержания, методов и форм деятельности.
Тема 1.3. Нормативно-правовое обеспечение внешкольной работы
Нормативно-правовая основа внешкольной работы с учащимися. Юридические аспекты создания и функционирования учреждений внешкольного воспитания и обучения. Типовое положение о внешкольном учреждении воспитания и обучения.
Тенденции развития системы внешкольного воспитания и обучения. «Программа развития учреждений внешкольного воспитания и обучения в Республике Беларусь на 2005-2007 годы». Приоритетные задачи развития учреждений внешкольного воспитания и обучения в настоящее время.
Совершенствование нормативно-правовой базы учреждений внешкольного воспитания и обучения. Усиление взаимосвязи школы и внешкольных учреждений.
Тема 1.4. Направления внешкольной работы и виды внешкольных
учреждений
Направления внешкольной работы. Связь содержания внешкольной работы с целями и направлениями воспитания в Республике Беларусь, «Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь».
Виды внешкольных учреждений и их функционирование. Республиканские и региональные центры внешкольной работы в организации системы внешкольной работы.
Профильные учреждения внешкольного воспитания и обучения. Центры технического творчества. Станции научно-технической, туристско-краеведческой и эколого-биологической направленности. Клубы как тип внешкольного учреждения и их виды. Школы по различным отраслям науки и культуры. Детские студии по различным видам искусства.
Специализированные учреждения внешкольного воспитания и обучения. Школа искусств, музыкальная и художественная школы и их роль в развитии способностей учащихся. Физико-математическая школа. Детско-юношеская спортивная школа. Школа олимпийского резерва.
РАЗДЕЛ 2. РАБОТА ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Тема 2.1. Организация работы внешкольного учреждения.
Структура внешкольного учреждения и ее характеристика. Отделы внешкольного учреждения (информационно-методический, организационно-массовый, художественно-эстетический, социально-психолого-педагогической службы, технического творчества, спорта и туризма и др.).
Функции Совета учреждения внешкольного воспитания и обучения. Педагогический совет внешкольного учреждения, его функции, задачи, тематика заседаний. Материально-техническая база внешкольного учреждения.
Специфика организации учебного процесса внешкольного учреждения. Учебное занятие как основная организационная форма работы. Методические требования к проведению учебного занятия. Построение и анализ занятия кружка.
Тема 2.2. Социальное воспитание во внешкольном учреждении
Социализация и реабилитация ребенка во внешкольном учреждении. Основные задачи развития личности. Использование технологий педагогической адаптации, абилитации, реабилитации в учреждениях внешкольного воспитания и обучения.
Формирование и развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся во внешкольной работе. Развитие мотивации личности к творческой деятельности. Создание благоприятной и солидарной среды деятельности.
Коррекционнно-воспитательная работа во внешкольных учреждениях. Особенности работы с различными социальными категориями воспитанников. Современные технологии коррекционной работы.
Тема 2.3. Работа социального педагога внешкольного учреждения
Внешкольные учреждения как сфера занятости социального педагога. Социальный педагог в системе социально-педагогической и психологической службы внешкольного учреждения. Приоритетные задачи работы социального педагога.
Функции и содержание социально-педагогической работы во внешкольном учреждении. Поддержка взросления ребенка (социализирующее общение, адаптация, реабилитация). Поддержка и помощь в сложных жизненных ситуациях. Комплексно-целевые программы работы социально-педагогической службы с детьми и подростками («Семья», «Подросток», «Одаренные дети», «Ранняя профилактика девиантного поведения»).
Основные формы деятельности по социальной защите детей и подростков. Создание фондов, ассоциаций, обществ социальной защиты детей и подростков. Создание территориальных социально-педагогических служб. Инновационные формы социально-педагогической работы.
Тема 2.4. Работа с контингентом учащихся внешкольного учреждения
Контингент учащихся и специфика социального педагогического взаимодействия во внешкольном учреждении. Личностно ориентированный подход во внешкольной работе с различными категориями детей. Гуманистическая направленность личностного подхода. Развитие творческого потенциала ребенка в условиях внешкольного учреждения.
Самореализация подростков в условиях внешкольной работы. Подросток как субъект деятельности. Развитие способностей к освоению новых видов и форм деятельности. Косвенное педагогическое управление деятельностью подростков и стимулирование их саморазвития.
Технологии индивидуальной педагогической поддержки детей и подростков во внешкольном учреждении. Субъект-субъектный характер взаимоотношений педагога и учащегося. Основные методы воспитания в ходе совместной деятельности.
Досуговая и профориентационная функции внешкольных учреждений. Обеспечение условий для инициативного и поливариативного проведения досуга. Организация и проведение массовых мероприятий. Методические основы деятельности.
РАЗДЕЛ 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Тема 3.1. Учебно-воспитательный процесс внешкольного учреждения
воспитания и обучения
Структура, характеристики и управление педагогическим процессом внешкольного учреждения. Демократизация управления внешкольным учреждением. Модели управления. Интеграция воспитательных сил – важнейшее условие эффективности педагогического процесса.
Информирование и привлечение школьников к занятиям во внешкольных учреждениях. Создание целостной системы информационного обслуживания во внешкольном учреждении. Роль руководителя учреждения в создании системы информирования.
Межведомственное взаимодействие внешкольных учреждений. Сотрудничество педагогов внешкольных учреждений с классными руководителями и учителями школ. Взаимодействие внешкольных учреждений с органами местного управления и общественными организациями.
Тема 3.2. Основы внешкольного воспитания и обучения
Принципы и особенности внешкольного педагогического процесса. Гуманность, добровольность и доступность, сотворчество и сотрудничество, занимательность внешкольного педагогического процесса. Личностная ориентированность педагогического процесса.
Методы и формы обучения и воспитания во внешкольном учебном процессе и специфика их применения. Динамичность, подвижность и изменчивость методов и форм деятельности. Диалогические методы как средство сотворчества педагогов и учащихся.
Социальное воспитание и стимулирование активности учащихся во внешкольной работе. Развитие индивидуальности учащихся во внешкольном педагогическом процессе. Работа с одаренными детьми и ее специфика. Педагогическое руководство самовоспитанием.
Тема 3.3. Методическая функция и планирование работы внешкольного учреждения
Планирование деятельности как педагогический процесс. Классификация процессуальных основ планирования. Виды, структура и содержание планов внешкольного учреждения. Планирование социально-педагогической работы во внешкольном учреждении. Критерии эффективного планирования.
Образовательные программы и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса. Виды программ внешкольного учреждения. Классификация учебных программ.
Изучение, обобщение и распространение опыта внешкольной работы. Традиции и новации во внешкольной деятельности. Основные формы работы по популяризации внешкольного воспитания и обучения. Республиканские недели учреждений внешкольного воспитания и обучения. Проведение конкурса «Педагог года внешкольного учреждения».
Тема 3.4. Педагогическое взаимодействие во внешкольном учреждении Коммуникативный процесс и педагогическое взаимодействие во внешкольном учреждении. Построение педагогического диалога, создание коммуникативной обстановки в процессе деятельности. Зависимость эффективности педагогического процесса от личностно-профессиональных качеств педагога. Сотрудничество в детском коллективе. Самоуправление как средство творческого самовыражения воспитанников. Демократизм в детском сообществе. Организация увлекательных перспектив деятельности как условие развития коллектива. Социально-педагогическое взаимодействие внешкольного учреждения с семьей и школой. Основные направления плодотворного сотрудничества учреждений внешкольного воспитания и обучения со школой. Формы работы педагогов внешкольных учреждений с родителями учащихся.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
Номер раздела, темы, занятия
|
Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов
|
Количество аудиторных часов
|
Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)
|
Литература
|
Формы контроля
знаний
|
лекции
|
практические
(семинарские)
занятия
|
лабораторные
занятия
|
управляемая
(контролируемая)
самостоятельная работа студента
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1
|
Внешкольные учреждения в системе образования и воспитания в Республике Беларусь
|
4
|
8
|
–
|
4
|
|
|
|
1.1
|
Специфика внешкольного воспитания и обучения
1 Цель, задачи и социально-педагогическая значимость системы внешкольного воспитания и обучения.
2 Концептуальная основа внешкольного воспитания и обучения.
3 Содержание деятельности и функции внешкольного учреждения.
4 Основные понятия учебного курса.
|
2
|
2
|
–
|
–
|
|
[1],[2],[5], [8],[23],
[25],[36], [38], [39]
|
|
1.2
|
Становление системы внешкольного воспитания и обучения в Республике Беларусь
1 Формирование и развитие системы внешкольного воспитания и обучения в Республике Беларусь.
2 Функционирование системы внешкольных учреждений в 40-80-ые годы ХХ в.
3 Историко-педагогический аспект развития форм и методов работы внешкольных учреждений.
4 Развитие учреждений внешкольного воспитания и обучения в 90-е годы ХХ в. – начале ХХI в.
|
–
|
2
|
–
|
2
|
|
[6],[7],[8], [24],[25],
[29]
|
Защита рефератов
|
1.3
|
Нормативно-правовое обеспечение внешкольной работы
1 Нормативно-правовая основа внешкольной работы с учащимися.
2 Тенденции развития системы внешкольного воспитания и обучения.
3 Совершенствование нормативно-правовой базы учреждений внешкольного воспитания и обучения.
|
2
|
2
|
–
|
–
|
|
[1],[11],
[14], [16],
[34],[35], [38], [40],
[46]
|
|
1.4
|
Направления внешкольной работы и виды внешкольных учреждений
1 Направления внешкольной работы.
2 Виды внешкольных учреждений и их функционирование.
3 Профильные учреждения внешкольного воспитания и обучения.
4 Специализированные учреждения внешкольного воспитания и обучения.
|
–
|
2
|
–
|
2
|
|
[2],[5], [7],[9],
[11],[23], [38], [39]
|
Защита рефератов
|
2
|
Работа внешкольных учреждений
|
8
|
8
|
–
|
–
|
|
|
|
2.1
|
Организация работы внешкольного учреждения.
1 Структура внешкольного учреждения и ее характеристика.
2 Функции Совета учреждения внешкольного воспитания и обучения.
3 Специфика организации учебного процесса внешкольного учреждения.
|
2
|
2
|
–
|
–
|
|
[9],[14], [26],[27],
[28],[41]
|
|
2.2
|
Социальное воспитание во внешкольном учреждении
1 Социализация и реабилитация ребенка во внешкольном учреждении.
2 Формирование и развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся во внешкольной работе.
3 Коррекционнно-воспитательная работа во внешкольных учреждениях.
|
2
|
2
|
–
|
–
|
|
[4],[12],
[18],[19], [38], [39]
|
|
2.3
|
Работа социального педагога внешкольного учреждения
1 Внешкольные учреждения как сфера занятости социального педагога.
2 Функции и содержание социально-педагогической работы во внешкольном учреждении.
3 Основные формы деятельности по социальной защите детей и подростков.
|
2
|
2
|
–
|
–
|
|
[17],[18],
[19],[38],
[44]
|
Контроль-ная работа
|
2.4
|
Работа с контингентом учащихся внешкольного учреждения
1 Контингент учащихся и специфика социального педагогического взаимодействия во внешкольном учреждении.
2 Самореализация подростков в условиях внешкольной работы.
3 Технологии индивидуальной педагогической поддержки детей и подростков во внешкольном учреждении.
4 Досуговая и профориентационная функции внешкольных учреждений.
|
2
|
2
|
–
|
–
|
|
[10],[14],
[19],[38], [44]
|
|
3
|
Методические основы работы внешкольных учреждений
|
6
|
8
|
–
|
2
|
|
|
|
3.1
|
Учебно-воспитательный процесс внешкольного учреждения воспитания и обучения
1 Структура, характеристики и управление педагогическим процессом внешкольного учреждения.
2 Информирование и привлечение школьников к занятиям во внешкольных учреждениях.
3 Межведомственное взаимодействие внешкольных учреждений.
|
2
|
2
|
–
|
–
|
|
[1],[2],
[25],[36], [38]
|
|
3.2
|
Основы внешкольного воспитания и обучения
1 Принципы и особенности внешкольного педагогического процесса.
2 Методы и формы обучения и воспитания во внешкольном учебном процессе и специфика их применения.
3 Социальное воспитание и стимулирование активности учащихся во внешкольной работе.
|
2
|
2
|
–
|
–
|
|
[1], [2],
[24],[25], [36]
|
Контроль- ная работа
|
3.3
|
Методическая функция и планирование работы внешкольного учреждения
1 Планирование деятельности как педагогический процесс.
2 Образовательные программы и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса.
3 Изучение, обобщение и распространение опыта внешкольной работы.
|
2
|
2
|
–
|
–
|
|
[3],[5],
[13], [15],
[24],[33], [38], [43]
|
|
3.4
| Педагогическое взаимодействие во внешкольном учреждении
1 Коммуникативный процесс и педагогическое взаимодействие во внешкольном учреждении.
2 Сотрудничество в детском коллективе.
3 Социально-педагогическое взаимодействие внешкольного учреждения с семьей и школой.
|
–
|
2
|
–
|
2
|
|
[2],[17], [20],[21],
[31],[45], [38], [46]
|
|
| Итого |
18
|
24
|
–
|
6
|
|
|
|
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Перечень практических занятий
1. Специфика внешкольного воспитания и обучения.
2. Становление системы внешкольного воспитания и обучения в Республике Беларусь.
3. Нормативно-правовое обеспечение внешкольной работы.
4. Направления внешкольной работы и виды внешкольных учреждений.
5. Организация работы внешкольного учреждения.
6. Социальное воспитание во внешкольном учреждении.
7. Работа социального педагога внешкольного учреждения.
8. Работа с контингентом учащихся внешкольного учреждения.
9. Учебно-воспитательный процесс внешкольного учреждения воспитания и обучения.
10. Основы внешкольного воспитания и обучения.
11. Методическая функция и планирование работы внешкольного учреждения.
12. Педагогическое взаимодействие во внешкольном учреждении.
Формы контроля знаний
1. Реферативные работы.
2. Контрольные работы.
Темы реферативных работ
1. Опыт организации внешкольной работы в 20-30-е годы ХХ века.
2. Вклад в развитие внешкольной работы П.П. Блонского.
3. Развитие идей внешкольной работы в трудах С.Т. Шацкого и В.П. Шацкой.
4. Идеи А.С. Макаренко о развитии внешкольной работы.
5. Функционирование системы внешкольных учреждений в 40-50-ые годы ХХ в.
6. Обновление принципов внешкольной работы в 60-ые годы.
7. Застойные явления во внешкольной работе в 70-ые годы ХХ века.
8. Развитие учреждений внешкольного воспитания и обучения в 90-е годы ХХ в. – начале ХХI в.
9. Формы организационно-массовой работы со школьниками в советское время.
10. Формы работы внешкольных учреждений по гражданскому и военно-патриотическому воспитанию учащихся.
11. Формы работы по организации общественно-полезной и трудовой деятельности школьников.
12. Формы и методы работы по развитию инициативы и самостоятельности учащихся во внешкольных учреждениях.
13. Использование инновационных форм работы во внешкольных учреждениях в настоящее время.
14. Виды внешкольных учреждений и их функционирование.
15. Национальный центр художественного творчества детей и молодежи как учреждение внешкольного воспитания и обучения.
16. Республиканский центр туризма и краеведения: история и современное состояние.
17. Республиканский центр технического творчества учащихся: история и перспективы развития.
18. Республиканский экологический центр детей и юношества: формы и методы работы.
19. Национальный детский оздоровительный лагерь «Зубренок»: традиции и инновации воспитания.
20. Станции научно-технической, туристско-краеведческой и эколого-биологической направленности.
21. Клубы как тип внешкольного учреждения и их виды.
22. Школы по различным отраслям науки и культуры.
23. Детские студии по различным видам искусства.
24. Школа искусств, музыкальная и художественная школы и их роль в развитии способностей учащихся.
25. Детско-юношеская спортивная школа. Школа олимпийского резерва.
Темы контрольных работ
1. Работа социального педагога внешкольного учреждения.
2. Основы внешкольного воспитания и обучения.
Литература
Основная
-
Аб зацвярждэнні Палажэння аб установе, якая забяспечвае атрыманне пазашкольнага выхавання і навучання // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2003. – № 6.
-
Актуальные аспекты организации воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях в 2009/2010 учебном году // Пазашкольнае выхаванне. – 2009. – № 9. – С. 3-19.
-
Беляева, Н.М. Методические основы планирования в учреждении внешкольного воспитания и обучения / Н.М. Беляева // Пазашкольнае выхаванне. – 2007. – № 3. – С. 20-26.
-
Беляева, Н.М. Организация поддержки личностного роста ребенка во внешкольном учреждении / Н.М. Беляева // Праблемы выхавання. – 2005. – № 3. – С. 57-63.
-
Беляева, Н.М. Современные модели организации внешкольного воспитания / Н.М. Беляева // Праблемы выхавання. – 2007. – № 3. – С. 16-21.
-
Березина, В.А. Воспитание в системе дополнительного образования детей (Россия) / В.А. Березина // Пазашкольнае выхаванне. – 2010. –№ 6. – С. 16-19.
-
Бирюкова, Л.Л. Инновационные формы методической деятельности учреждений внешкольного образования и воспитания / Л.Л. Бирюкова // Пазашкольнае выхаванне. – 2000. – № 1. – С. 48-49.
-
Васильченко, Н.В. Приоритетные задачи инновационной деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения / Н.В. Вкасильченко // Пазашкольнае выхаванне. – 2009. – № 2. – С. 8-11.
-
Евладова, Е.Б. [и др.] Дополнительное образование детей: учебник для студ. пед. училищ и колледжей / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.М. Михайлова. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 349с.
-
Игнатович, А.А. Психолого-педагогический подход к развитию одаренности в системе внешкольного воспитания и обучения / А.А. Игнатович // Пазашкольнае выхаванне. – 2007. – № 6. – С. 16-18.
-
Инструкция об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь: утв. постановлением МО РБ 24.02.2003 г., № 8 // Пазашкольнае выхаванне. – 2006. – № 2. – С.3-7.
-
Коваленко, Г.П. Внешкольная педагогика: не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка / Г.П. Коваленко // Праблемы выхавання. – 2000. – № 4. – С. 106-117.
-
Колобова, Е.Ф. Внешкольное воспитание и образование: приоритеты, проблемы, поиск / Е.Ф. Колобова // Праблемы выхавання. – 2006.– № 3. – С.38-41.
-
Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: утв. постановлением МО РБ 14.12.2006 г. № 125 // Пазашкольнае выхаванне. – 2007. – № 5. – С. 3-11; № 6.– С. 3-11.
-
Корнева, Н.Г. Методическая служба в учреждении дополнительного образования детей (из опыта работы) / Н.Г. Корнева. – М. : ГОУДОД ФЦРС ДОД, 2005. – 72с.
-
Критерии и показатели качества воспитания в учреждениях, обеспечивающих получение внешкольного воспитания и обучения: утв. приказом МО РБ от 13.10.2003 г. № 393 // Пазашкольнае выхаванне. – 2003. – № 11. – С.5-13.
17. Литвинович, В.Г. Методическое обеспечение и проблема эффективности системы внешкольного образования и воспитания детей / В.Г. Литвинович // Пазашкольнае выхаванне. – 2001. – № 6. – С. 51–52.
18. Литвинович, В.Г. Социальная защита детей и подростков как функция деятельности учреждения внешкольного воспитания и обучения / Литвинович В.Г. // Пазашкольнае выхаванне. – 2004. – № 5. – С.15-19.
19. Литвинович, В.Г. Учреждение внешкольного воспитания и обучения в социуме / В.Г. Литвинович // Пазашкольнае выхаванне. – 2005. – №5. – С.18-22.
20.Литвинович, В.Г. Сотрудничество и взаимодействие с детскими и молодежными объединениями / В.Г. Литвинович // Пазашкольнае выхаванне. – 2009. – № 2. – С.19-22.
21. Ловцова, С.З. Учреждения внешкольного воспитания и обучения и школа: содержательные аспекты взаимодействия / С.З. Ловцова // Праблемы выхавання. – 2007. – № 3. – . 28-39.
22. Малашевич, В.В. Критерии и показатели качества воспитания в учреждених внешкольного воспитания и обучения / В.В. Малашевич // Пазашкольнае выхаванне. – 2003. – № 11. – С.6-13.
23. Малашевич, В.В. О некоторых направлениях развития воспитания в системе учреждений внешкольного воспитания и обучения детей / В.В. Малашевич // Пазашкольнае выхаванне. – 2005. – № 7. – С. 3-7.
24. Малашевич, В.В. Методическая работа в учреждении внешкольного воспитания и обучения и ее основные функции / В.В. Малашевич // Пазашкольнае выхаванне. – 2006. – № 2. – С. 28–30.
25. Малашевич, В.В. Учебно-воспитательный процесс в учреждениях внешкольного воспитания и обучения и его особенности / В.В. Малашевич // Пазашкольнае выхаванне. – 2007. – № 5. – С. 12-14.
26. Малашевич, В.В. Педагогический совет учреждения внешкольного воспитания и обучения / В.В. Малашевич // Пазашкольнае выхаванне. – 2008. – № 5. – С.19-22.
27. Малашевич, В.В. Методическая работа: резервы сровершенствования / В.В. Малашевич // Пазашкольнае выхаванне. – 2008. – № 6. – С. 3-5.
28. Малашевич, В.В. Передовой педагогический опыт как фактор совершенствования практики внешкольного воспитания и обучения учащихся / В.В. Малашевич // Пазашкольнае выхаванне. – 2008. – № 7. – С. 3-4.
29. Малашевич, В.В.Внешкольное воспитание и обучение: аналитический обзор / В.В. Малашевич // Пазашкольнае выхаванне. – 2009. – № 4. – С. 57-64.
30. Малашевич, В.В. Детскому техническому творчеству – 80 лет: странички истории / В.В. Малашевич // Пазашкольнае выхаванне. – 2009. – № 10. – С. 4-8.
31. Методические рекомендации взаимодействия общеобразовательных учреждений, учреждений внешкольного воспитания и обучения с общественным объединением «Белорусская республиканская пионерская организация» // Пазашкольнае выхаванне. – 2009. – № 11. – С. 13-22.
32. Молочников, С.Г. Внешкольное воспитание и обучение: состояние и перспективы / С.Г. Молочников // Праблемы выхавання. – 2009. – № 5. – С. 31-32.
33.О некоторых организационных формах методической деятельности в учреждении внешкольного воспитания и обучения // Пазашкольнае выхаванне. – 2006. – № 3. – С. 8–11.
34. Палажэнне аб установе, якая забяспечвае атрыманне пазашкольнага выхавання і навучання: зацв. пастановай МА РБ 31.12.2002 г., № 59 // Пазашкольнае выхаванне. – 2003. – № 1. – С. 3-11.
35. Румова, В.Н. Механизмы развития внешкольного учреждения как открытой социально-воспитательной системы / В.Н. Румова, Н.В. Сергеева // Праблемы выхавання. – 2007. – № 3. – . 40-42.
36. Сочок, Н.П. Роль учреждения внешкольного воспитания и обучения в системе воспитания / Н.П. Сочок // Пазашкольнае выхаванне. – 2004. – № 2. – С. 8-12.
37. Свободное время школьника / сост. Н.С. Криволап, О.А. Минич. – Минск : Изд. ООО «Красико-принт», 2005. – 176с.
38. Сущенко, Т.И. Основы внешкольной педагогики: пособие для классных руководителей, педагогов внешкольных учреждений / Т.И. Сущенко. – Минск : Бел. навука, 2000. – 221с.
39. Сущность, функции, проблемы и тенденции развития системы внешкольного воспитания и обучения (беседа с главным редактором журнала «Пазашкольнае выхаванне» В.В. Малашевичем) // Пазашкольнае выхаванне. – 2006. – № 11. – С. 3-6; № 12.– С. 4-9.
40. Учреждение дополнительного образования детей как воспитательная организация (опыт работы). – М. : ГОЧ ЦРС ДОД, 2003. – 64с.
41. Фришман, И.И. Методика работы педагога дополнительного образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.И. Фишман. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 160 с.
42. Харитонова, Н.П. Программа развития учреждения внешкольного воспитания и обучения: сущность, структура, содержание / Н.П. Харитонова, Н.Т. Новикова // // Пазашкольнае выхаванне. – 2004. – № 4. – С.24-28.
43. Храмцова, Ф.И. Педагогическая идеология учреждения внешкольного воспитания и обучения: методический аспект / Ф.И. Храмцова // Пазашкольнае выхаванне. – 2006. – 9. – С. 3-8.
44. Храмцова, Ф.И.Социализирующая роль внешкольной педагогики / Ф.И. Храмцова // Пазашкольнгае выхаванне. - 2009. – № 3. – С. 14-17.
45. Яковлева, И.А. Система внешкольного воспитания и обучения на пути к новому качеству: актуальность научно-педагогического поиска / И.А. Яковлева // Пазашкольнае выхаванне. – 2008. – № 9. - С. 8-16.
46. Якжик, В.В. Внешкольное воспитание и обучение: новое качественное состояние / В.В. Якжик // Пазашкольнае выхаванне. – 2010. – № 3. – С.3-4.
Дополнительная
-
Авласевич, С.Н. Организация работы кабинета экологии и охраны природы на базе учреждения внешкольного воспитания и обучения / Авласевич // Пазашкольнае выхаванне. – 2007. – № 1. – С. 16-22.
-
Астрэйка, С.Я. Саціяльна-педагагічныя аспекты развіцця тэхнічнай творчасці вучняў / С.Я. Астрэйка // Пазашкольнае выхаванне. – 2008. – № 4. – С.11-15.
-
Астрэйка, С.Я. Саціяльна-педагагічныя аспекты развіцця тэхнічнай творчасці навучэнцаў / С.Я. Астрэйка // Пазашкольнае выхаванне. – 2009. – № 10. – С.17-21.
-
Деменкова, М.А. Формирование личности ребенка в учреждении внешкольного обучения / М.А. Деменкова // Пазашкольнае выхаванне. – 2002. – № 5. – С. 9–12.
-
Венгерова, Л.М. Планирование и организация научно-экспериментальной работы в учреждениях внешкольного воспитания и обучения / Л.М. Венгерова // Пазашкольнае выхаванне. – 2007. – № 5. – С. 22-25.
-
Кашлев, С.С. Смена парадигмы педагогического процесса учреждения внешкольного воспитания и обучения (методическая разработка педсовета) / С.С. Кашлев // Пазашкольнае выхаванне. – 2007. – № 1.– С.6-12.
-
Куприянов, Б.В. Работа с начинающими вожатыми / Б.В. Куприянов, П.С. Ручко. – М. : ГОУДОД ФЦРС ДОД, 2006. – 72с.
-
Катович, Н.К. Личностно ориентированный подход как основа воспитательного процесса / Н.К. Катович // Пазашкольнае выхаванне. – 2003. – № 6. – С. 17–20; № 7. – С. 10–14.
-
Кедярова, Р.Н. Социально-педагогическая работа с семьей в условиях внешкольного учреждения / Р.Н. Кедярова // Социально-педагогическая работа. – 2001. – № 3. – С. 48–62.
-
Молочников, С.Г. Модели учебных программ в учреждениях внешкольного воспитания и обучения / С.Г. Молочников // Пазашкольнае выхаванне. – 2005. – № 7. – С.11-17.
-
Пашкевич, Ю.У. Создание единого информационного пространства в системе учреждений внешкольного воспитания и обучения / Ю.У. Пашкевич // Пазашкольнае выхаванне. – 2005. – № 11. – С. 15-17.
-
Сидоревич, Т.А. Создание здоровьесберегающей среды в учреждениях внешкольного воспитания и обучения: теория и практика / Т.А. Сидоревич // Пазашкольнае выхаванне. – 2006. – № 10. – С.12-15.
-
Сущенко, Т.И. Управление внешкольным педагогическим процессом / Т.И. Сущенко. – Запорожье, 1993.– 124с.
-
Тармола, Т.Н. Образовательная программа внешкольного воспитания и обучения «Академия пионерских наук» / Т.Н. Тармола // Пазашкольнае выхаванне. – 2009. – № 10. – С.38-42.
-
Тимофеенко, А.Р. Роль учреждений внешкольного воспитания и обучения в формировании гражданственности подрастающего поколения / А.Р. Тимофеенко // Пазашкольнае выхаванне. – 2005. – № 4. – С.6-9.
-
Федорук, Н.А. Развитие школьного краеведения в Беларусиво второй половине 19 - начале 20 века / Н.А. Федорук // Пазашкольнае выхаванне. – 2009. – № 11. – С. 19-23.
-
Цыркун, К.И. Классификация кружков учреждений внешкольного воспитания и обучения технического направления деятельности / К.И. Цыркун// Пазашкольнае выхаванне. – 2006. – № 9. – С.11-14.
-
Цыркун, К.И. Учреэжения внешкольного воспитания и обучения технического профиля / К.И. Цыркун // Пазашкольнае выхаванне. - 2008. – № 5. – С. 23-26.
-
Цыркун, К.И. Педагогические идеи А.С. Макаренко во внешкольной работе по трехническому творчеству учащихся / К.И. Цыркун // Пазашкольнае выхаванне. – 2009. – № 10. – С.8-14.
-
Шапуров, В.Л. Учреждения внешкольного воспитания и обучения во взаимодействии и сотрудничестве / В.Л. Шапуров // Пазашкольнае выхаванне. – 2003. – № 12. – С.3-5.
страница 1
|