Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1




Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
_______________ И.В. Семченко

«___» ______________ 2010 г.

Регистрационный № УД-______ /р.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ


КУРС «ВНЕШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ»

Учебная программа для специальности


1-03 04 02-02 «Социальная педагогика. Практическая психология»

Факультет психологии и педагогики

Кафедра педагогики


Курс (курсы) 2
Семестр (семестры) 4
Лекции 18 часов
Практические занятия 24 часов Зачет 4 семестр
Самостоятельная управляемая

работа студентов 6 часов


Всего аудиторных часов Форма получения

по дисциплине 48 часа высшего образования дневная

Всего часов

по дисциплине/курсу 658/68 часов

Составитель: С.А. Вальченко, старший преподаватель

2010

Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы, утвержденной _____ __________________ 2010 г.,

регистрационный номер ТД-_______ /тип.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры педагогики

___ ___________ 2010 г., протокол №___
Заведующий кафедрой
________________________ Ф.В. Кадол

Одобрена и рекомендована к утверждению методическим советом факультета психологии и педагогики

___ ___________2010 г., протокол №___
Председатель
___________________ Л.Н. Городецкая

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Социально-педагогическая деятельность в Республике Беларусь имеет тенденцию к ускоренному развитию. Важнейшим направлением социальной политики в нашей стране является социально-педагогическая помощь и поддержка категорий населения, нуждающихся в особом внимании со стороны государства и общества. Семья, дети и молодежь относятся к объекту социально-педагогической науки и практики. Социально-педагогическая деятельность оказывает формирующее воздействие на становление личности в обществе и является одним из ведущих факторов ее социального воспитания.

В структуру учреждений образования Республики Беларусь включена социально-педагогическая и психологическая служба. В ее системе осуществляется социально-педагогическая деятельность, направленная на социализацию и социальную адаптацию учащихся. В состав специалистов социально-педагогической и психологической службы (СППС) входит социальный педагог, осуществляющий социально-педагогическую деятельность во взаимодействии с другими специалистами СППС. Профессиональная подготовка социальных педагогов, включает определенные компетенции в области социального воспитания в школе, внешкольного воспитания и образования, социально-педагогических основ работы с одаренными детьми, по месту жительства, в детских оздоровительных лагерях, а также основ профессиональной ориентации и социально-педагогической валеологии.

Освоение студентами основ теории и практики социально-педагогической деятельности направлено на обеспечение качества профессиональной подготовки выпускников к социально-педагогической деятельности, включающей наличие у них социально-личностных компетенций. На достижение данной цели направлено формирование у студентов знаний, умений и навыков социально-педагогической работы, профессиональных личностных качеств и черт, которые обеспечивают мотивацию и готовность к осуществлению социально-педагогической деятельности.

Курс «Внешкольное воспитание и обучение» имеет целью сформировать у студентов системные знания, умения и навыки организации социально-педагогической работы во внешкольных учреждениях воспитания и образования в соответствии с их спецификой.

Задачами дисциплины является:

– расширение и углубление знаний о системе и структуре учебно-воспи­та­тель­ного процесса во внешкольном учреждении;

–овладение умениями и навыками осуществления социально-педагогической деятельности во внешкольных учреждениях;

– формирование готовности к социально-педагогической деятельности во внешкольных учреждениях;

– формирование творческого подхода к социально-педагогической работе во внешкольном учреждении.

В результате изучения курса «Внешкольное воспитание и обучение» студент:

а) должен знать:

– основные функции и историю становления системы внешкольного обучения и образования;

– нормативно-правовую основу работы внешкольных учреждений;

– направления внешкольной работы, виды и структуру внешкольных учреждений;

– содержание деятельности социального педагога в системе СППС внешкольного учреждения;

– специфику контингента учащихся внешкольных учреждений, формы и методы работы с учащимися.



б) должен уметь:

– планировать и осуществлять социальное воспитание во внешкольной работе;

– анализировать, обобщать и распространять педагогический опыт внешкольной работы с детьми;

– организовывать социально-педагогическую помощь и поддержку детей в процессе развития у них интересов и творческих способностей;

– организовывать массовую внешкольную работу с учащимися;

– осуществлять межведомственное взаимодействие во внешкольной работе.

Общее количество часов по дисциплине – 68, аудиторное количество часов – 48, из них: лекции – 18, семинары – 24, самостоятельная управляемая работа (СУРС) – 6. Форма отчетности – зачет.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Раздел 1. ВНЕШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ

ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ

БЕЛАРУСЬ
Тема 1.1. Специфика внешкольного воспитания и обучения
Цель, задачи и социально-педагогическая значимость системы внешкольного воспитания и обучения. Роль и место внешкольного учреждения в системе образования и воспитания в Республике Беларусь.

Концептуальная основа внешкольного воспитания и обучения. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. Практико-деятельностная основа учебно-воспитательного процесса.

Содержание деятельности и функции внешкольного учреждения. Ценностно-ориентационная, коммуникативная, социально-адаптационная, психотерапевтическая, культурообразующая, профориентационная, рекреационная функции и их характеристика.

Основные понятия учебного курса. Специфичность понятий «внешкольное воспитание», «внешкольное обучение», «внешкольная педагогика».


Тема 1.2. Становление системы внешкольного воспитания и обучения в Республике Беларусь

Формирование и развитие системы внешкольного воспитания и обучения в Республике Беларусь. Опыт организации внешкольной работы в 20-30-е годы ХХ века. Вклад в развитие внешкольной работы П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, В.П. Шацкой. Идеи А.С. Макаренко о развитии внешкольной работы.

Функционирование системы внешкольных учреждений в 40-80-ые годы ХХ в. Достоинства и недостатки в их работе. Процесс дифференциации интересов детей и развитие специализированных внешкольных учреждений.

Историко-педагогический аспект развития форм и методов работы внешкольных учреждений. Формы работы по организации гражданского, военно-патриотического, трудового, спортивно-массового, социально-политического воспитания учащихся.

Развитие учреждений внешкольного воспитания и обучения в 90-е годы ХХ в. – начале ХХI в. Традиции и перспективы внешкольной работы. Обновление содержания, методов и форм деятельности.
Тема 1.3. Нормативно-правовое обеспечение внешкольной работы

Нормативно-правовая основа внешкольной работы с учащимися. Юридические аспекты создания и функционирования учреждений внешкольного воспитания и обучения. Типовое положение о внешкольном учреждении воспитания и обучения.

Тенденции развития системы внешкольного воспитания и обучения. «Программа развития учреждений внешкольного воспитания и обучения в Республике Беларусь на 2005-2007 годы». Приоритетные задачи развития учреждений внешкольного воспитания и обучения в настоящее время.

Совершенствование нормативно-правовой базы учреждений внешкольного воспитания и обучения. Усиление взаимосвязи школы и внешкольных учреждений.


Тема 1.4. Направления внешкольной работы и виды внешкольных

учреждений

Направления внешкольной работы. Связь содержания внешкольной работы с целями и направлениями воспитания в Республике Беларусь, «Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь».

Виды внешкольных учреждений и их функционирование. Республиканские и региональные центры внешкольной работы в организации системы внешкольной работы.

Профильные учреждения внешкольного воспитания и обучения. Центры технического творчества. Станции научно-технической, туристско-краеведческой и эколого-биологической направленности. Клубы как тип внешкольного учреждения и их виды. Школы по различным отраслям науки и культуры. Детские студии по различным видам искусства.

Специализированные учреждения внешкольного воспитания и обучения. Школа искусств, музыкальная и художественная школы и их роль в развитии способностей учащихся. Физико-математическая школа. Детско-юношеская спортивная школа. Школа олимпийского резерва.
РАЗДЕЛ 2. РАБОТА ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Тема 2.1. Организация работы внешкольного учреждения.

Структура внешкольного учреждения и ее характеристика. Отделы внешкольного учреждения (информационно-методический, организационно-массовый, художественно-эстетический, социально-психолого-педагогической службы, технического творчества, спорта и туризма и др.).

Функции Совета учреждения внешкольного воспитания и обучения. Педагогический совет внешкольного учреждения, его функции, задачи, тематика заседаний. Материально-техническая база внешкольного учреждения.

Специфика организации учебного процесса внешкольного учреждения. Учебное занятие как основная организационная форма работы. Методические требования к проведению учебного занятия. Построение и анализ занятия кружка.



Тема 2.2. Социальное воспитание во внешкольном учреждении

Социализация и реабилитация ребенка во внешкольном учреждении. Основные задачи развития личности. Использование технологий педагогической адаптации, абилитации, реабилитации в учреждениях внешкольного воспитания и обучения.

Формирование и развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся во внешкольной работе. Развитие мотивации личности к творческой деятельности. Создание благоприятной и солидарной среды деятельности.

Коррекционнно-воспитательная работа во внешкольных учреждениях. Особенности работы с различными социальными категориями воспитанников. Современные технологии коррекционной работы.


Тема 2.3. Работа социального педагога внешкольного учреждения

Внешкольные учреждения как сфера занятости социального педагога. Социальный педагог в системе социально-педагогической и психологической службы внешкольного учреждения. Приоритетные задачи работы социального педагога.

Функции и содержание социально-педагогической работы во внешкольном учреждении. Поддержка взросления ребенка (социализирующее общение, адаптация, реабилитация). Поддержка и помощь в сложных жизненных ситуациях. Комплексно-целевые программы работы социально-педагогической службы с детьми и подростками («Семья», «Подросток», «Одаренные дети», «Ранняя профилактика девиантного поведения»).

Основные формы деятельности по социальной защите детей и подростков. Создание фондов, ассоциаций, обществ социальной защиты детей и подростков. Создание территориальных социально-педагогических служб. Инновационные формы социально-педагогической работы.


Тема 2.4. Работа с контингентом учащихся внешкольного учреждения

Контингент учащихся и специфика социального педагогического взаимодействия во внешкольном учреждении. Личностно ориентированный подход во внешкольной работе с различными категориями детей. Гуманистическая направленность личностного подхода. Развитие творческого потенциала ребенка в условиях внешкольного учреждения.

Самореализация подростков в условиях внешкольной работы. Подросток как субъект деятельности. Развитие способностей к освоению новых видов и форм деятельности. Косвенное педагогическое управление деятельностью подростков и стимулирование их саморазвития.

Технологии индивидуальной педагогической поддержки детей и подростков во внешкольном учреждении. Субъект-субъектный характер взаимоотношений педагога и учащегося. Основные методы воспитания в ходе совместной деятельности.

Досуговая и профориентационная функции внешкольных учреждений. Обеспечение условий для инициативного и поливариативного проведения досуга. Организация и проведение массовых мероприятий. Методические основы деятельности.
РАЗДЕЛ 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Тема 3.1. Учебно-воспитательный процесс внешкольного учреждения

воспитания и обучения
Структура, характеристики и управление педагогическим процессом внешкольного учреждения. Демократизация управления внешкольным учреждением. Модели управления. Интеграция воспитательных сил – важнейшее условие эффективности педагогического процесса.

Информирование и привлечение школьников к занятиям во внешкольных учреждениях. Создание целостной системы информационного обслуживания во внешкольном учреждении. Роль руководителя учреждения в создании системы информирования.

Межведомственное взаимодействие внешкольных учреждений. Сотрудничество педагогов внешкольных учреждений с классными руководителями и учителями школ. Взаимодействие внешкольных учреждений с органами местного управления и общественными организациями.
Тема 3.2. Основы внешкольного воспитания и обучения

Принципы и особенности внешкольного педагогического процесса. Гуманность, добровольность и доступность, сотворчество и сотрудничество, занимательность внешкольного педагогического процесса. Личностная ориентированность педагогического процесса.

Методы и формы обучения и воспитания во внешкольном учебном процессе и специфика их применения. Динамичность, подвижность и изменчивость методов и форм деятельности. Диалогические методы как средство сотворчества педагогов и учащихся.

Социальное воспитание и стимулирование активности учащихся во внешкольной работе. Развитие индивидуальности учащихся во внешкольном педагогическом процессе. Работа с одаренными детьми и ее специфика. Педагогическое руководство самовоспитанием.


Тема 3.3. Методическая функция и планирование работы внешкольного учреждения

Планирование деятельности как педагогический процесс. Классификация процессуальных основ планирования. Виды, структура и содержание планов внешкольного учреждения. Планирование социально-педагогической работы во внешкольном учреждении. Критерии эффективного планирования.

Образовательные программы и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса. Виды программ внешкольного учреждения. Классификация учебных программ.

Изучение, обобщение и распространение опыта внешкольной работы. Традиции и новации во внешкольной деятельности. Основные формы работы по популяризации внешкольного воспитания и обучения. Республиканские недели учреждений внешкольного воспитания и обучения. Проведение конкурса «Педагог года внешкольного учреждения».



Тема 3.4. Педагогическое взаимодействие во внешкольном учреждении

Коммуникативный процесс и педагогическое взаимодействие во внешкольном учреждении. Построение педагогического диалога, создание коммуникативной обстановки в процессе деятельности. Зависимость эффективности педагогического процесса от личностно-профессиональных качеств педагога.

Сотрудничество в детском коллективе. Самоуправление как средство творческого самовыражения воспитанников. Демократизм в детском сообществе. Организация увлекательных перспектив деятельности как условие развития коллектива.

Социально-педагогическое взаимодействие внешкольного учреждения с семьей и школой. Основные направления плодотворного сотрудничества учреждений внешкольного воспитания и обучения со школой. Формы работы педагогов внешкольных учреждений с родителями учащихся.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА


Номер раздела, темы, занятия

Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов



Количество аудиторных часов

Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)

Литература


Формы контроля

знаний


лекции

практические

(семинарские)

занятия


лабораторные

занятия


управляемая

(контролируемая)

самостоятельная работа студента


1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Внешкольные учреждения в системе образования и воспитания в Республике Беларусь

4

8



4










1.1

Специфика внешкольного воспитания и обучения

1 Цель, задачи и социально-педагогическая значимость системы внешкольного воспитания и обучения.

2 Концептуальная основа внешкольного воспитания и обучения.

3 Содержание деятельности и функции внешкольного учреждения.

4 Основные понятия учебного курса.


2

2








[1],[2],[5], [8],[23],

[25],[36], [38], [39]






1.2

Становление системы внешкольного воспитания и обучения в Республике Беларусь

1 Формирование и развитие системы внешкольного воспитания и обучения в Республике Беларусь.

2 Функционирование системы внешкольных учреждений в 40-80-ые годы ХХ в.

3 Историко-педагогический аспект развития форм и методов работы внешкольных учреждений.

4 Развитие учреждений внешкольного воспитания и обучения в 90-е годы ХХ в. – начале ХХI в.




2



2




[6],[7],[8], [24],[25],

[29]


Защита рефератов

1.3

Нормативно-правовое обеспечение внешкольной работы

1 Нормативно-правовая основа внешкольной работы с учащимися.

2 Тенденции развития системы внешкольного воспитания и обучения.

3 Совершенствование нормативно-правовой базы учреждений внешкольного воспитания и обучения.



2

2








[1],[11],

[14], [16],

[34],[35], [38], [40],

[46]





1.4

Направления внешкольной работы и виды внешкольных учреждений

1 Направления внешкольной работы.

2 Виды внешкольных учреждений и их функционирование.

3 Профильные учреждения внешкольного воспитания и обучения.

4 Специализированные учреждения внешкольного воспитания и обучения.




2



2




[2],[5], [7],[9],

[11],[23], [38], [39]



Защита рефератов

2

Работа внешкольных учреждений

8

8














2.1

Организация работы внешкольного учреждения.

1 Структура внешкольного учреждения и ее характеристика.

2 Функции Совета учреждения внешкольного воспитания и обучения.

3 Специфика организации учебного процесса внешкольного учреждения.



2

2








[9],[14], [26],[27],

[28],[41]






2.2

Социальное воспитание во внешкольном учреждении

1 Социализация и реабилитация ребенка во внешкольном учреждении.

2 Формирование и развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся во внешкольной работе.

3 Коррекционнно-воспитательная работа во внешкольных учреждениях.



2

2








[4],[12],

[18],[19], [38], [39]






2.3

Работа социального педагога внешкольного учреждения

1 Внешкольные учреждения как сфера занятости социального педагога.

2 Функции и содержание социально-педагогической работы во внешкольном учреждении.

3 Основные формы деятельности по социальной защите детей и подростков.



2

2








[17],[18],

[19],[38],

[44]


Контроль-ная работа

2.4

Работа с контингентом учащихся внешкольного учреждения

1 Контингент учащихся и специфика социального педагогического взаимодействия во внешкольном учреждении.

2 Самореализация подростков в условиях внешкольной работы.

3 Технологии индивидуальной педагогической поддержки детей и подростков во внешкольном учреждении.

4 Досуговая и профориентационная функции внешкольных учреждений.


2

2








[10],[14],

[19],[38], [44]






3

Методические основы работы внешкольных учреждений

6

8



2










3.1

Учебно-воспитательный процесс внешкольного учреждения воспитания и обучения

1 Структура, характеристики и управление педагогическим процессом внешкольного учреждения.

2 Информирование и привлечение школьников к занятиям во внешкольных учреждениях.

3 Межведомственное взаимодействие внешкольных учреждений.



2

2








[1],[2],

[25],[36], [38]






3.2

Основы внешкольного воспитания и обучения

1 Принципы и особенности внешкольного педагогического процесса.

2 Методы и формы обучения и воспитания во внешкольном учебном процессе и специфика их применения.

3 Социальное воспитание и стимулирование активности учащихся во внешкольной работе.



2

2








[1], [2],

[24],[25], [36]



Контроль- ная работа

3.3

Методическая функция и планирование работы внешкольного учреждения

1 Планирование деятельности как педагогический процесс.

2 Образовательные программы и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса.

3 Изучение, обобщение и распространение опыта внешкольной работы.



2

2








[3],[5],

[13], [15],

[24],[33], [38], [43]





3.4

Педагогическое взаимодействие во внешкольном учреждении


1 Коммуникативный процесс и педагогическое взаимодействие во внешкольном учреждении.

2 Сотрудничество в детском коллективе.

3 Социально-педагогическое взаимодействие внешкольного учреждения с семьей и школой.




2



2




[2],[17], [20],[21],

[31],[45], [38], [46]








Итого


18

24



6












ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Перечень практических занятий


1. Специфика внешкольного воспитания и обучения.

2. Становление системы внешкольного воспитания и обучения в Республике Беларусь.

3. Нормативно-правовое обеспечение внешкольной работы.

4. Направления внешкольной работы и виды внешкольных учреждений.

5. Организация работы внешкольного учреждения.

6. Социальное воспитание во внешкольном учреждении.

7. Работа социального педагога внешкольного учреждения.

8. Работа с контингентом учащихся внешкольного учреждения.

9. Учебно-воспитательный процесс внешкольного учреждения воспитания и обучения.

10. Основы внешкольного воспитания и обучения.

11. Методическая функция и планирование работы внешкольного учреждения.

12. Педагогическое взаимодействие во внешкольном учреждении.




Формы контроля знаний

1. Реферативные работы.

2. Контрольные работы.

Темы реферативных работ
1. Опыт организации внешкольной работы в 20-30-е годы ХХ века.

2. Вклад в развитие внешкольной работы П.П. Блонского.

3. Развитие идей внешкольной работы в трудах С.Т. Шацкого и В.П. Шацкой.

4. Идеи А.С. Макаренко о развитии внешкольной работы.

5. Функционирование системы внешкольных учреждений в 40-50-ые годы ХХ в.

6. Обновление принципов внешкольной работы в 60-ые годы.

7. Застойные явления во внешкольной работе в 70-ые годы ХХ века.

8. Развитие учреждений внешкольного воспитания и обучения в 90-е годы ХХ в. – начале ХХI в.

9. Формы организационно-массовой работы со школьниками в советское время.

10. Формы работы внешкольных учреждений по гражданскому и военно-патриотическому воспитанию учащихся.

11. Формы работы по организации общественно-полезной и трудовой деятельности школьников.

12. Формы и методы работы по развитию инициативы и самостоятельности учащихся во внешкольных учреждениях.

13. Использование инновационных форм работы во внешкольных учреждениях в настоящее время.

14. Виды внешкольных учреждений и их функционирование.

15. Национальный центр художественного творчества детей и молодежи как учреждение внешкольного воспитания и обучения.

16. Республиканский центр туризма и краеведения: история и современное состояние.

17. Республиканский центр технического творчества учащихся: история и перспективы развития.

18. Республиканский экологический центр детей и юношества: формы и методы работы.

19. Национальный детский оздоровительный лагерь «Зубренок»: традиции и инновации воспитания.

20. Станции научно-технической, туристско-краеведческой и эколого-биологической направленности.

21. Клубы как тип внешкольного учреждения и их виды.

22. Школы по различным отраслям науки и культуры.

23. Детские студии по различным видам искусства.

24. Школа искусств, музыкальная и художественная школы и их роль в развитии способностей учащихся.

25. Детско-юношеская спортивная школа. Школа олимпийского резерва.

Темы контрольных работ

1. Работа социального педагога внешкольного учреждения.



2. Основы внешкольного воспитания и обучения.

Литература


Основная

  1. Аб зацвярждэнні Палажэння аб установе, якая забяспечвае атрыманне пазашкольнага выхавання і навучання // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2003. – № 6.

  2. Актуальные аспекты организации воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях в 2009/2010 учебном году // Пазашкольнае выхаванне. – 2009. – № 9. – С. 3-19.

  3. Беляева, Н.М. Методические основы планирования в учреждении внешкольного воспитания и обучения / Н.М. Беляева // Пазашкольнае выхаванне. – 2007. – № 3. – С. 20-26.

  4. Беляева, Н.М. Организация поддержки личностного роста ребенка во внешкольном учреждении / Н.М. Беляева // Праблемы выхавання. – 2005. – № 3. – С. 57-63.

  5. Беляева, Н.М. Современные модели организации внешкольного воспитания / Н.М. Беляева // Праблемы выхавання. – 2007. – № 3. – С. 16-21.

  6. Березина, В.А. Воспитание в системе дополнительного образования детей (Россия) / В.А. Березина // Пазашкольнае выхаванне. – 2010. –№ 6. – С. 16-19.

  7. Бирюкова, Л.Л. Инновационные формы методической деятельности учреждений внешкольного образования и воспитания / Л.Л. Бирюкова // Пазашкольнае выхаванне. – 2000. – № 1. – С. 48-49.

  8. Васильченко, Н.В. Приоритетные задачи инновационной деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения / Н.В. Вкасильченко // Пазашкольнае выхаванне. – 2009. – № 2. – С. 8-11.

  9. Евладова, Е.Б. [и др.] Дополнительное образование детей: учебник для студ. пед. училищ и колледжей / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.М. Михайлова. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 349с.

  10. Игнатович, А.А. Психолого-педагогический подход к развитию одаренности в системе внешкольного воспитания и обучения / А.А. Игнатович // Пазашкольнае выхаванне. – 2007. – № 6. – С. 16-18.

  11. Инструкция об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь: утв. постановлением МО РБ 24.02.2003 г., № 8 // Пазашкольнае выхаванне. – 2006. – № 2. – С.3-7.

  12. Коваленко, Г.П. Внешкольная педагогика: не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка / Г.П. Коваленко // Праблемы выхавання. – 2000. – № 4. – С. 106-117.

  13. Колобова, Е.Ф. Внешкольное воспитание и образование: приоритеты, проблемы, поиск / Е.Ф. Колобова // Праблемы выхавання. – 2006.– № 3. – С.38-41.

  14. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: утв. постановлением МО РБ 14.12.2006 г. № 125 // Пазашкольнае выхаванне. – 2007. – № 5. – С. 3-11; № 6.– С. 3-11.

  15. Корнева, Н.Г. Методическая служба в учреждении дополнительного образования детей (из опыта работы) / Н.Г. Корнева. – М. : ГОУДОД ФЦРС ДОД, 2005. – 72с.

  16. Критерии и показатели качества воспитания в учреждениях, обеспечивающих получение внешкольного воспитания и обучения: утв. приказом МО РБ от 13.10.2003 г. № 393 // Пазашкольнае выхаванне. – 2003. – № 11. – С.5-13.

17. Литвинович, В.Г. Методическое обеспечение и проблема эффективности системы внешкольного образования и воспитания детей / В.Г. Литвинович // Пазашкольнае выхаванне. – 2001. – № 6. – С. 51–52.

18. Литвинович, В.Г. Социальная защита детей и подростков как функция деятельности учреждения внешкольного воспитания и обучения / Литвинович В.Г. // Пазашкольнае выхаванне. – 2004. – № 5. – С.15-19.

19. Литвинович, В.Г. Учреждение внешкольного воспитания и обучения в социуме / В.Г. Литвинович // Пазашкольнае выхаванне. – 2005. – №5. – С.18-22.

20.Литвинович, В.Г. Сотрудничество и взаимодействие с детскими и молодежными объединениями / В.Г. Литвинович // Пазашкольнае выхаванне. – 2009. – № 2. – С.19-22.

21. Ловцова, С.З. Учреждения внешкольного воспитания и обучения и школа: содержательные аспекты взаимодействия / С.З. Ловцова // Праблемы выхавання. – 2007. – № 3. – . 28-39.

22. Малашевич, В.В. Критерии и показатели качества воспитания в учреждених внешкольного воспитания и обучения / В.В. Малашевич // Пазашкольнае выхаванне. – 2003. – № 11. – С.6-13.

23. Малашевич, В.В. О некоторых направлениях развития воспитания в системе учреждений внешкольного воспитания и обучения детей / В.В. Малашевич // Пазашкольнае выхаванне. – 2005. – № 7. – С. 3-7.

24. Малашевич, В.В. Методическая работа в учреждении внешкольного воспитания и обучения и ее основные функции / В.В. Малашевич // Пазашкольнае выхаванне. – 2006. – № 2. – С. 28–30.

25. Малашевич, В.В. Учебно-воспитательный процесс в учреждениях внешкольного воспитания и обучения и его особенности / В.В. Малашевич // Пазашкольнае выхаванне. – 2007. – № 5. – С. 12-14.

26. Малашевич, В.В. Педагогический совет учреждения внешкольного воспитания и обучения / В.В. Малашевич // Пазашкольнае выхаванне. – 2008. – № 5. – С.19-22.

27. Малашевич, В.В. Методическая работа: резервы сровершенствования / В.В. Малашевич // Пазашкольнае выхаванне. – 2008. – № 6. – С. 3-5.

28. Малашевич, В.В. Передовой педагогический опыт как фактор совершенствования практики внешкольного воспитания и обучения учащихся / В.В. Малашевич // Пазашкольнае выхаванне. – 2008. – № 7. – С. 3-4.

29. Малашевич, В.В.Внешкольное воспитание и обучение: аналитический обзор / В.В. Малашевич // Пазашкольнае выхаванне. – 2009. – № 4. – С. 57-64.

30. Малашевич, В.В. Детскому техническому творчеству – 80 лет: странички истории / В.В. Малашевич // Пазашкольнае выхаванне. – 2009. – № 10. – С. 4-8.

31. Методические рекомендации взаимодействия общеобразовательных учреждений, учреждений внешкольного воспитания и обучения с общественным объединением «Белорусская республиканская пионерская организация» // Пазашкольнае выхаванне. – 2009. – № 11. – С. 13-22.

32. Молочников, С.Г. Внешкольное воспитание и обучение: состояние и перспективы / С.Г. Молочников // Праблемы выхавання. – 2009. – № 5. – С. 31-32.

33.О некоторых организационных формах методической деятельности в учреждении внешкольного воспитания и обучения // Пазашкольнае выхаванне. – 2006. – № 3. – С. 8–11.

34. Палажэнне аб установе, якая забяспечвае атрыманне пазашкольнага выхавання і навучання: зацв. пастановай МА РБ 31.12.2002 г., № 59 // Пазашкольнае выхаванне. – 2003. – № 1. – С. 3-11.

35. Румова, В.Н. Механизмы развития внешкольного учреждения как открытой социально-воспитательной системы / В.Н. Румова, Н.В. Сергеева // Праблемы выхавання. – 2007. – № 3. – . 40-42.

36. Сочок, Н.П. Роль учреждения внешкольного воспитания и обучения в системе воспитания / Н.П. Сочок // Пазашкольнае выхаванне. – 2004. – № 2. – С. 8-12.

37. Свободное время школьника / сост. Н.С. Криволап, О.А. Минич. – Минск : Изд. ООО «Красико-принт», 2005. – 176с.

38. Сущенко, Т.И. Основы внешкольной педагогики: пособие для классных руководителей, педагогов внешкольных учреждений / Т.И. Сущенко. – Минск : Бел. навука, 2000. – 221с.

39. Сущность, функции, проблемы и тенденции развития системы внешкольного воспитания и обучения (беседа с главным редактором журнала «Пазашкольнае выхаванне» В.В. Малашевичем) // Пазашкольнае выхаванне. – 2006. – № 11. – С. 3-6; № 12.– С. 4-9.

40. Учреждение дополнительного образования детей как воспитательная организация (опыт работы). – М. : ГОЧ ЦРС ДОД, 2003. – 64с.

41. Фришман, И.И. Методика работы педагога дополнительного образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.И. Фишман. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 160 с.

42. Харитонова, Н.П. Программа развития учреждения внешкольного воспитания и обучения: сущность, структура, содержание / Н.П. Харитонова, Н.Т. Новикова // // Пазашкольнае выхаванне. – 2004. – № 4. – С.24-28.

43. Храмцова, Ф.И. Педагогическая идеология учреждения внешкольного воспитания и обучения: методический аспект / Ф.И. Храмцова // Пазашкольнае выхаванне. – 2006. – 9. – С. 3-8.

44. Храмцова, Ф.И.Социализирующая роль внешкольной педагогики / Ф.И. Храмцова // Пазашкольнгае выхаванне. - 2009. – № 3. – С. 14-17.

45. Яковлева, И.А. Система внешкольного воспитания и обучения на пути к новому качеству: актуальность научно-педагогического поиска / И.А. Яковлева // Пазашкольнае выхаванне. – 2008. – № 9. - С. 8-16.

46. Якжик, В.В. Внешкольное воспитание и обучение: новое качественное состояние / В.В. Якжик // Пазашкольнае выхаванне. – 2010. – № 3. – С.3-4.


Дополнительная


  1. Авласевич, С.Н. Организация работы кабинета экологии и охраны природы на базе учреждения внешкольного воспитания и обучения / Авласевич // Пазашкольнае выхаванне. – 2007. – № 1. – С. 16-22.

  2. Астрэйка, С.Я. Саціяльна-педагагічныя аспекты развіцця тэхнічнай творчасці вучняў / С.Я. Астрэйка // Пазашкольнае выхаванне. – 2008. – № 4. – С.11-15.

  3. Астрэйка, С.Я. Саціяльна-педагагічныя аспекты развіцця тэхнічнай творчасці навучэнцаў / С.Я. Астрэйка // Пазашкольнае выхаванне. – 2009. – № 10. – С.17-21.

  4. Деменкова, М.А. Формирование личности ребенка в учреждении внешкольного обучения / М.А. Деменкова // Пазашкольнае выхаванне. – 2002. – № 5. – С. 9–12.

  5. Венгерова, Л.М. Планирование и организация научно-экспериментальной работы в учреждениях внешкольного воспитания и обучения / Л.М. Венгерова // Пазашкольнае выхаванне. – 2007. – № 5. – С. 22-25.

  6. Кашлев, С.С. Смена парадигмы педагогического процесса учреждения внешкольного воспитания и обучения (методическая разработка педсовета) / С.С. Кашлев // Пазашкольнае выхаванне. – 2007. – № 1.– С.6-12.

  7. Куприянов, Б.В. Работа с начинающими вожатыми / Б.В. Куприянов, П.С. Ручко. – М. : ГОУДОД ФЦРС ДОД, 2006. – 72с.

  8. Катович, Н.К. Личностно ориентированный подход как основа воспитательного процесса / Н.К. Катович // Пазашкольнае выхаванне. – 2003. – № 6. – С. 17–20; № 7. – С. 10–14.

  9. Кедярова, Р.Н. Социально-педагогическая работа с семьей в условиях внешкольного учреждения / Р.Н. Кедярова // Социально-педагогическая работа. – 2001. – № 3. – С. 48–62.

  10. Молочников, С.Г. Модели учебных программ в учреждениях внешкольного воспитания и обучения / С.Г. Молочников // Пазашкольнае выхаванне. – 2005. – № 7. – С.11-17.

  11. Пашкевич, Ю.У. Создание единого информационного пространства в системе учреждений внешкольного воспитания и обучения / Ю.У. Пашкевич // Пазашкольнае выхаванне. – 2005. – № 11. – С. 15-17.

  12. Сидоревич, Т.А. Создание здоровьесберегающей среды в учреждениях внешкольного воспитания и обучения: теория и практика / Т.А. Сидоревич // Пазашкольнае выхаванне. – 2006. – № 10. – С.12-15.

  13. Сущенко, Т.И. Управление внешкольным педагогическим процессом / Т.И. Сущенко. – Запорожье, 1993.– 124с.

  14. Тармола, Т.Н. Образовательная программа внешкольного воспитания и обучения «Академия пионерских наук» / Т.Н. Тармола // Пазашкольнае выхаванне. – 2009. – № 10. – С.38-42.

  15. Тимофеенко, А.Р. Роль учреждений внешкольного воспитания и обучения в формировании гражданственности подрастающего поколения / А.Р. Тимофеенко // Пазашкольнае выхаванне. – 2005. – № 4. – С.6-9.

  16. Федорук, Н.А. Развитие школьного краеведения в Беларусиво второй половине 19 - начале 20 века / Н.А. Федорук // Пазашкольнае выхаванне. – 2009. – № 11. – С. 19-23.

  17. Цыркун, К.И. Классификация кружков учреждений внешкольного воспитания и обучения технического направления деятельности / К.И. Цыркун// Пазашкольнае выхаванне. – 2006. – № 9. – С.11-14.

  18. Цыркун, К.И. Учреэжения внешкольного воспитания и обучения технического профиля / К.И. Цыркун // Пазашкольнае выхаванне. - 2008. – № 5. – С. 23-26.

  19. Цыркун, К.И. Педагогические идеи А.С. Макаренко во внешкольной работе по трехническому творчеству учащихся / К.И. Цыркун // Пазашкольнае выхаванне. – 2009. – № 10. – С.8-14.

  20. Шапуров, В.Л. Учреждения внешкольного воспитания и обучения во взаимодействии и сотрудничестве / В.Л. Шапуров // Пазашкольнае выхаванне. – 2003. – № 12. – С.3-5.


страница 1

Смотрите также: