Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1


Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»


УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
_______________ И.В. Семченко

«___»______________ 2011 г.

Регистрационный № УД-______ /баз.




СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

КУРС «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО–ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА»




Учебная программа для специальности


1-03 04 02-02 «Социальная педагогика. Практическая психология»


Факультет психологии и педагогики

Кафедра педагогики


Курс (курсы) 4
Семестр (семестры) 7
Лекции 26 часов
Практические занятия 36 часов Экзамен 7 семестр

Всего аудиторных часов Форма получения

по дисциплине 62 часа высшего образования дневная

Всего часов

по дисциплине/курсу 658/130 часов

Составитель: С.А. Вальченко, старший преподаватель


2011

Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы, утвержденной 26.02. 2011 г.,

регистрационный номер ТД- А.390 /тип.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры педагогики

___ ___________ 2011 г., протокол №___
Заведующий кафедрой
________________________ Ф.В. Кадол

Одобрена и рекомендована к утверждению методическим советом факультета психологии и педагогики

___ ___________2011 г., протокол №___
Председатель
___________________ Л.И. Селиванова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина обязательного компонента «Основы работы социального педагога по месту жительства» играет важную роль в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов, социальных педагогов и психологов. Современный социальный педагог должен владеть обширными знаниями в области педагогики, психологии, социологии, философии, медицины, юриспруденции и в других наук, уметь работать с различными социальными, этническими, религиозными, половозрастными группами и отдельными личностями, нуждающимися в социально-педагогической помощи и защите. Одной из немаловажных аспектов его деятельности является работа по месту жительства учащихся.

Актуальность данного направления деятельности обусловлена таким важнейшим принципом педагогики как единство и преемственность воспитательных требований в различных сферах жизнедеятельности человека – как учебно-производственной, так и вне её, в сфере семьи, быта, свободного времени. Усиление внимания в современных условиях к вопросам воспитания людей в семейно-бытовой микросреде, по месту жительства – явление закономерное. Оно основано на ряде социально-экономических и политических обстоятельств, таких, как объективно развивающееся взаимодействие семейного и общественного воспитания; постоянная занятость родителей на производстве; негативные тенденции в развитии семейного воспитания (рост разводов, алкоголизация семьи, безнадзорность детей и др.).

Школа – один из ведущих институтов воспитания. Она должна обеспечить целостный, непрерывно организованный воспитательный процесс. У педагогических коллективов ещё немало трудностей, проблем, нерешённых вопросов в организации свободного времени, общения по месту жительства, внешкольного воспитания учащихся. Из этого вытекает необходимость организации специальной педагогической деятельности по месту жительства учащихся, целью которой является согласование воспитательных усилий среды, государственных и общественных институтов.

Жизнь учащихся в школе является педагогически организованной. Внешкольная же среда более противоречива и специфична, в определённой мере стихийна. Сознание и поведение детей формируется под действием микросреды, того опыта, который ребёнок аккумулирует из повседневной жизни. Воспринимая огромный позитивный нравственный опыт, накопленный обществом, дети подчас сталкиваются в семье, в кругу знакомых, на улице с дурными привычками, слышат высказывания, которые противоречат социальному окружению (образу жизни). И если с этим негативным опытом не бороться, то в дальнейшем он может стать отправной точкой отклоняющегося поведения, правонарушений несовершеннолетних.

Таким образом, воспитательная среда, в которой дети приобретают социальный опыт, оказывает существенное влияние на поведение личности. Как никогда остро стоит сегодня проблема усиления воспитательной значимости сферы досуга, свободного времени, деятельности и общения учащихся по месту жительства. Место жительства учащихся наиболее ярко отражает основные характерологические черты внешкольной среды – и прежде всего её широкий социальный характер. То обстоятельство, что именно по месту жительства взрослые и дети наибольшую часть времени проводят вместе, способствует наиболее тесным контактам взрослых и детей, концентрации их общения, взаимовлиянию, развитию совместной деятельности и, следовательно, создаёт естественные, благоприятные условия для активизации деятельности взрослых в воспитании детей.

В силу территориальной близости к семье воспитательная работа в жилом массиве, в микрорайоне, в доме располагает дополнительными резервами для совершенствования педагогического и общественного влияния на семью и её ближайшее окружение, на процесс семейного воспитания вы целом. Являясь своеобразным местом непосредственного соприкосновения педагогических коллективов и широкой общественности с семьёй, место жительства становится тем конкретным звеном, которое способствует взаимодействию различных социальных институтов в воспитании и формировании личности.

Целью изучения данного курса является формирование у студентов операционально-организационных основ социально-педагогической работы с детьми и подростками по месту жительства.

Задачами курса являются:

– расширение и углубление теоретико-методических знаний по осуществлению социально-педагогической и воспитательной работы по месту жительства учащихся;

– усвоение сущности, методов и средств социально-педагогической работы с учащимися и их семьями по месту жительства;

– анализ основных направлений исследований социально-педагогической деятельности по месту жительства;

– выработка умений и навыков работы с учащимися и их семьями по месту жительства.

В результате изучения дисциплины:

студент должен знать:

– основные характеристики современного общества, трудности и перспективы его развития, влияющие на характер семейного воспитания развитие социальной среды ребенка;

– направления и содержание социально-педагогической работы по месту жительства;

– функции социального педагога как организатора и координатора работы по месту жительства;

– формы, методы и технологии социально-педагогической работы по месту жительства.

Студент должен уметь:

– использовать теоретические знания курса в социально-педагогической деятельности;

– анализировать условия развития социальной среды и выделять в ней факторы, влияющие на становление и развития личности воспитанников;

– определить социально-педагогические проблемы детей, планировать и осуществлять социально-педагогическую работу по месту жительства;

– организовывать взаимодействие социальных институтов по месту жительства;

– осуществлять социально-педагогическую поддержку детей и подростков по месту жительства;

– разработать и осуществить программу работы с детьми «групп социального риска».

Студент должен владеть:

– современными методами поиска, обработки и использования знаний по проблемамсоциально-педагогической работы по месту жительству;

– системой знаний о сущности, закономерностях и современных подходах к организации и осуществлению социально-педагогической работы по месту жительства;

– навыками сравнительного анализа методов и средств воспитания детей в школе и в современной семье.

Материал дисциплины «Основы работы социального педагога по месту жительства» базируется на ранее полученных студентами знаниях по таким дисциплинам, как «Введение в специальность», «Педагогика», «Социальная педагогика», «Основы педагогического общения».

Дисциплина обязательного компонента «Основы работы социального педагога по месту жительства» изучается студентами 4 курса специальности 1-03 04 02 02 «Социальная педагогика. Практическая психология».

Общее количество часов по дисциплине – 62, аудиторное количество часов – 62, из них: лекции – 26, семинары – 36. Форма отчетности – экзамен.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Тема 1. Место жительства как социальная микросреда ребёнка

Микросреда и личность. Роль и значение микросреды в развитии личности детей и подростков. Специфика влияния городской и сельской микросреды на развитие личности. Микросоциум и стихийная социализация.

Место жительства как сфера жизнедеятельности ребенка. Благоприятные и неблагоприятные условия жизнедеятельности ребенка. Место жительства как семейно-бытовая микросреда и формы ее организации.

Социализация и социальная адаптация личности ребёнка в социокультурной среде. Влияние на процесс социализации религиозной, этнической, национально-культурной традиции. Роль идей народной педагогики в организации социально-педагогической работы по месту жительства.


Тема 2. Опыт зарубежной педагогики по организации социально-педагогической работы по месту жительства

Европейский опыт организации социальной работы по месту жительства. «Открытая» народная школа И.Г. Песталоцци. Принципы функционирования открытых педагогических систем И.Г. Песталоцци.

Идеи П. Наторпа об объединении воспитательных возможностей общества. П. Наторп о ведущей роли школы в интеграции воспитательных сил социума. Г. Ноль, А. Мерингер и А. Флютнер о создании социальной школы.

Специфика социализации детей в Европе через систему лагерей детского отдыха. Особенности организации социально-педагогической работы по месту жительства в Германии и Швеции. Социально-педагогическая работа по месту жительства в США и ее специфика в отличие от европейских государств.


Тема 3. Опыт российской и белорусской педагогики по организации социально-педагогической работы по месту жительства

Зарождение и развитие «педагогики среды» в России на рубеже ХІХ – ХХ веков. Опыт организации социальной работы по месту жительства в России в досоветское время. Роль государственных учреждений и частной благотворительности в работе с детьми по месту жительства.

Исследования и опыт практической деятельности С.Т. Шацкого. Летняя детская колония «Бодрая жизнь». План работы колонии и принципы организации детской жизни. Значимость идей С.Т. Шацкого для современной социальной педагогики.

Социально-педагогическая работа по месту жительства в советское время. Опытные станции и школы системы Наркомпроса. Принципы коллективизма и индивидуальной самодеятельности в работе А.С. Макаренко. Основные направления работы по месту жительства в России в 40-90-ые годы ХХ века.

Опыт организации работы по месту жительства в дореволюционной Беларуси. Чайные и народные дома как центры социально-педагогической работы в конце ХІХ – начале ХХ века. Частная благотворительная деятельность по созданию летних колоний и дневных детских домов.

Организация работы с детьми по месту жительства в 20-30-ые годы ХХ века. Трудности борьбы с беспризорниками. Первые детские организации и объединения (клубы, дома пионеров, станции, лагеря) и их роль в воспитании личности.

Развитие работы по месту жительства в 40-90-ые годы ХХ века. Тимуровское движение 40-х годов. Коммунарское движение 50-60-х годов. Педотряды 70-х годов и их роль в развитии личности учащихся. Создание родительских «Семейных клубов» в 80-е годы. Трудности деятельности, формализм и бюрократизм в работе. Поиск новых форм и методов работы по месту жительства в конце ХХ– начале ХХІ века.

Тема 4. Предмет и объект работы социального педагога по месту жительства

Организация воспитательной работы по месту жительства как социально-педагогическая проблема. Специфика социально-педагогической работы специалиста по месту жительства.

Предметно-объектная область социально-педагогической деятельности по мету жительства. Формирование основных сфер деятельности социального педагога по месту жительства. Стихийный и целенаправленный характер социокультурной практики в работе с детьми.

Цели и задачи социально-педагогической работы по месту жительства. Основные функции социального педагога при организации и осуществлении работы с детьми и подростками по месту жительства. «Положение о педагоге-организаторе по работе с детьми, подростками и молодежью по месту жительства» РБ, его основные задачи и направления деятельности.


Тема 5. Социально-педагогические возможности микрорайона и их использование в работе с детьми и подростками

Социально-педагогическая характеристика, тип и воспитательные возможности микрорайона. Паспорт микрорайона. Схемы (варианты) составления паспорта микрорайона.

Подросток в микрорайоне школы. Подростковые субкультуры. Специфичность субкультур, их разновидности и влияние на развитие личности. Организация эффективной жизнедеятельности социальных групп в микросоциуме. Основные условия, методы и формы организации жизнедеятельности.

Воспитательное пространство микросоциума. Вариативность воспитательного пространства. Роль внешкольных, культурно-просветительных, спортивных, досуговых центров в создании воспитательного пространства микрорайона.

Влияние микросоциума на социализацию и воспитание личности. Субъектная роль жителей, в том числе детей и подростков, как условие эффективности и долговременного влияния воспитательного пространства микросоциума.
Тема 6. Школа – центр работы по месту жительства

Школа – педагогический центр микрорайона. Социальные задачи школы. Координирующая роль школы в социально-педагогической работе с детьми и подростками по месту жительства.

Практика совместной социальной работы с детьми в школе и по месту жительства. Единый план работы школы и социально-педагогической службы. Принципы согласования деятельности и пути повышения ее эффективности. Традиционные и инновационные формы совместной работы.
Тема 7. Открытые социально-педагогические системы: проблемы и пути решения

Экспериментальная работа по созданию социально-педагогических комплексов в СССР. Структура социально-педагогического комплекса. Опыт деятельности школы № 59 г. Ярославля как воспитательного центра микрорайона.

Школа как открытая социально-педагогическая система. Качественные характеристики открытой школы. Основные этапы социально-педагогической деятельности в процессе развития открытой школы.

Модели и типы социально-ориентированных школ. Адаптивная школа. Школа оздоровительного плана (валеологическая, экологическая). Школа «домашнего типа», школа-клуб, академическая и реальная школы, школа-комплекс. Структура и содержание работы указанного типа школ.

Социальная поддержка детей и подростков во взаимодействии открытых социально-педагогических систем. Социальные функции педагогов. Методы диагностики и коррекции проблем детей и подростков.

Тема 8. Сельский социум как открытая социально-педагогическая система

Специфика сельского социума. Характеристика позитивных особенностей сельской жизни. Сельская семья и ее типология. Факторы, осложняющие работу социального педагога.

Школа как центр культурно-просветительской, социально-педагогической и воспитательной деятельности на селе. Деятельность сельского социального педагога и ее специфика. Требования к личности и профессиональной деятельности сельского социального педагога.

Социально-педагогическая работа в агрогородках. Особенности ее планирования и осуществления. Основные формы и методы работы социального педагога в агрогородках. Социально-педагогическая работа в малочисленных сельских поселениях.


Тема 9. Социальный педагог как организатор и координатор работы по месту жительства

Организация и развитие социально значимой деятельности по месту жительства. Общие принципы и подходы к организации и осуществлению деятельности. Условия эффективности деятельности. Этика социально-педагогической работы по месту жительства.

Социальный педагог как координатор региональных социальных программ. Информационно-правовая основа деятельности социального педагога как координатора региональных программ. Пути эффективного взаимодействия с учреждениями областного и республиканского масштаба.

Изучение личности воспитанников в условиях микросреды. План-схема изучения личности в семье и семьи как системы; создание картотеки. Индивидуальный и дифференцированный подход в работе с различными категориями детей и подростков.

Помощь детям и подросткам в проблемных ситуациях. Условия эффективности помощи. Взаимодействие с учебно-воспитательными учреждениями и властными структурами как условие помощи. Стимулирование детских социальных инициатив.
Тема 10. Содержание социально-педагогической деятельности с детьми и подростками по месту жительства

Планирование социально-педагогической деятельности по месту жительства. Основные подходы к планированию. Роль социального прогнозирования при составлении плана работы. Инновация и социокультурная традиция в деятельности социального педагога.

Основные направления деятельности социального педагога по месту жительства. Приоритет профилактической, охранно-защитной и посреднической деятельности социального педагога. Содержательный аспект видов деятельности.

Социальные гарантии и социальная защита детей и подростков по месту жительства. Нормативно-правовая база деятельности социального педагога по защите детей и подростков. Технология защиты семьи и ребенка в работе социального педагога. Работа с детьми из «групп социального риска». Основные принципы работы с данной категорией детей. Составление индивидуальных программ помощи детям и подросткам из группы «риска».

Виды, средства и сферы культурно-досуговой деятельности по месту жительства. Основные виды досуговых программ и их содержание. Основные этапы формирования культуры досуга детей и подростков. Стимулирование положительной мотивации воспитанников при организации и осуществлении культурно-досуговой деятельности.

Работа с разновозрастными детско-подростковыми объединениями по месту жительства. Виды объединений и содержание их деятельности. Технология социально-педагогического руководства созданием и функционированием разновозрастных объединений.

Детский социально-педагогический комплекс микрорайона. Три направления деятельности и основные задачи ДСПК. Роль социального педагога в деятельности комплекса.

Клубные объединения по интересам. Виды клубных объединений, программы и условия развития клубов. Воспитательные возможности детско-родительских клубов.

Дворовые площадки как вид детско-подросткового объединения. Виды дворовых площадок и условия их функционирования. Учеба подростков – организаторов деятельности площадки. Мониторинг качества работы площадки.
Тема 11. Основные формы работы социального педагога по месту жительства

Роль социального педагога в создании дворового театра. Подбор участников театральных представлений. Активизация и стимулирования мотивации деятельности воспитанников. Развитие творческих способностей, эстетических умений и навыков детей и подростков в процессе деятельности.

Благотворительные акции: сущность, значимость, виды. Методика подготовки и проведения благотворительных акций и иных мероприятий данной направленности. Организация сбора средств на благотворительные нужды. Проект проведения акции «Ярмарка милосердия».

Массовые мероприятия по месту жительства. Воспитательные возможности массовых мероприятий в микрорайоне, их виды и направленность. Технология подготовки и проведения массовых мероприятий.

Социально-педагогические проекты в микрорайоне. Примеры проектов деятельности («Подросток в микрорайоне», «Три месяца без ТВ», «Выбор профессии» и др.). Этапы работы над проектом. Деятельность ДСПЦ «Золак» г. Минска.

Специфика городского летнего лагеря. Организация и планирование работы в городских летних лагерях. Принципы создания детских и подростковых отрядов.

Особенности процесса развития личности воспитанников в летнее время. Проблемы детей и подростков в летнем лагере и способы их решения социальным педагогом. Специфика работы социального педагога с «трудными» подростками в условиях лагеря.

Функции и основные направления деятельности социального педагога в летнем лагере. Работа по профилактике правонарушений как приоритетное направление деятельности.


Тема 12. Работа социального педагога в семейном социуме

Характеристика современного семейного социума. Особенности семейного социума и его многоаспектность. Зависимость семейного социума от социально-экономических и политических процессов в обществе.

Феномен семьи как системы. Структура, социальное окружение семьи, функционирование, история развития. Варианты схем характеристики семьи (В.Н. Гуров, Т.В. Лодкина).

Основные этапы работы социального педагога с семьей по месту жительства. Благополучная семья как система. Деятельностно-практический и информационно-воспитательный подходы при работе с благополучной семьей. Дисфункциональная (деструктивная) семья и основы работы с ней. Особенности работы социального педагога с девиантной семьей.


Тема 13. Мониторинг качества деятельности социального педагога по месту жительства

Анализ состояния работы социального педагога по месту жительства. Сбор объективной информации. Экспертная оценка достижений и проблем деятельности. «Лист экспертной оценки» и «Схема оценки нерешенных проблем» как результаты анализа.

Корреция социально-педагогической деятельности по месту жительства. Выделение приоритетных целей и направлений деятельности, требующих коррекции. Выделение групп факторов, определяющих достижения и препятствующих достижению поставленных целей. Выбор оптимального решения. Составление корректирующей программы.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА


Номер раздела, темы, занятия

Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов



Количество аудиторных часов

Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)

Литература


Формы контроля

знаний


лекции

практические

(семинарские)

занятия


лабораторные

занятия


управляемая

(контролируемая)

самостоятельная работа студента


1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Место жительства как социальная микросреда ребёнка

1 Микросреда и личность.

2 Место жительства как сфера жизнедеятельности ребенка.

3 Социализация и социальная адаптация личности ребёнка в социокультурной среде.



2

2









[5],[6],

[11],[18], [23],[26],

[29]





2

Опыт зарубежной педагогики по организации социально-педагогической работы по месту жительства

1 Европейский опыт организации социальной работы по месту жительства.

2 Идеи П. Наторпа об объединении воспитательных возможностей общества.

3 Специфика социализации детей в Европе через систему лагерей детского отдыха.



2

2









[19],[20],

[21], [32]







3

3.1


Опыт российской и белорусской педагогики по организации социально-педагогической работы по месту жительства

1 Зарождение и развитие «педагогики среды» в России на рубеже ХІХ – ХХ веков.

2 Исследования и опыт практической деятельности С.Т. Шацкого.

3 Социально-педагогическая работа по месту жительства в советское время.



2

2









[6],[19], [23],[26]

[32]






3.2

1 Опыт организации работы по месту жительства в дореволюционной Беларуси.

2 Организация работы с детьми по месту жительства в 20-30-ые годы ХХ века..

3 Развитие работы по месту жительства в 40-90-ые годы ХХ века.





2









[1],[2],

[11],[14], [23]



Письмен-ное

тестиро-вание



4

Предмет и объект работы социального педагога по месту жительства

1 Организация воспитательной работы по месту жительства как социально-педагогическая проблема.

2 Предметно-объектная область социально-педагогической деятельности по мету жительства.

3 Цели и задачи социально-педагогической работы по месту жительства.



2

2









[5],[6],

[11],[18], [23],[26],

[29]





5

Социально-педагогические возможности микрорайона и их использование в работе с детьми и подростками

1 Социально-педагогическая характеристика, тип и воспитательные возможности микрорайона.

2 Подросток в микрорайоне школы.

3 Воспитательное пространство микросоциума.

4 Влияние микросоциума на социализацию и воспитание личности.


2

2









[5],[6],

[11],[18],

[20],[23],

[26],[29] [31]



Контроль- ная работа

6

Школа – центр работы по месту жительства

1 Школа – педагогический центр микрорайона.

2 Практика совместной социальной работы с детьми в школе и по месту жительства.


2

2









[5],[6],

[11],[18], [20],[23],

[26]


Письмен-ное

тестиро-вание



7

Открытые социально-педагогические системы: проблемы и пути решения

1 Экспериментальная работа по созданию социально-педагогических комплексов в СССР.

2 Школа как открытая социально-педагогическая система.

3 Модели и типы социально-ориентированных школ.

4 Социальная поддержка детей и подростков во взаимодействии открытых социально-педагогических систем.




2




2




[5],[6],

[11],[18], [20],[23],

[26], [29],

[31]





8

Сельский социум как открытая социально-педагогическая система

1 Специфика сельского социума.

2 Школа как центр культурно-просветительской, социально-педагогической и воспитательной деятельности на селе.

3 Социально-педагогическая работа в агрогородках.





2




2




[13],[16],

[17],[24], [27],[28]



Письмен-ное

тестиро-вание



9

Социальный педагог как организатор и координатор работы по месту жительства

1 Организация и развитие социально значимой деятельности по месту жительства.

2 Социальный педагог как координатор региональных социальных программ.

3 Изучение личности воспитанников в условиях микросреды.

4 Помощь детям и подросткам в проблемных ситуациях.


2

2









[5],[6],

[11],[18], [23],[26],

[29]





10

10.1



Содержание социально-педагогической деятельности с детьми и подростками по месту жительства

1 Планирование социально-педагогической деятельности по месту жительства.

2 Основные направления деятельности социального педагога по месту жительства.

3 Социальные гарантии и социальная защита детей и подростков по месту жительства.



2

2









[5],[6],

[11],[18], [20],[23],

[26]





10.2

1 Виды, средства и сферы культурно-досуговой деятельности по месту жительства.

2 Работа с разновозрастными детско-подростковыми объединениями по месту жительства.






2
















10.3

1 Детский социально-педагогический комплекс микрорайона.

2 Клубные объединения по интересам.

3 Дворовые площадки как вид детско-подросткового объединения.





2
















11
11.1

Основные формы работы социального педагога по месту жительства

1 Роль социального педагога в создании дворового театра.

2 Благотворительные акции: сущность, значимость, виды.


2

2









[5],[6],

[11],[18], [20],[23],

[26], [29],

[31]





11.2

1 Массовые мероприятия по месту жительства.

2 Социально-педагогические проекты в микрорайоне.






2















11.3

1 Специфика городского летнего лагеря.

2 Особенности процесса развития личности воспитанников в летнее время.

3 Функции и основные направления деятельности социального педагога в летнем лагере.





2









[15],[18], [23],[26],

[31]





12

Работа социального педагога в семейном социуме

1 Характеристика современного семейного социума.

2 Феномен семьи как системы.

3 Основные этапы работы социального педагога с семьей.



2

2









[3],[5],

[6],[9], [10],[11],

[12], [22],[23]


Контроль- ная работа

13

Мониторинг качества деятельности социального педагога по месту жительства

1 Анализ состояния работы социального педагога по месту жительства.

2 Корреция социально-педагогической деятельности по месту жительства.


2

2









[5],[6], [11],[18],

[23],[26], [29]









Итого

22

36




4












информационно-методическАЯ часть



Перечень семинаров


1. Место жительства как социальная микросреда ребёнка

2. Опыт зарубежной педагогики по организации социально-педагогической работы по месту жительства.

3. Опыт российской и белорусской педагогики по организации социально-педагогической работы по месту жительства.

4. Предмет и объект работы социального педагога по месту жительства

5. Социально-педагогические возможности микрорайона и их использование в работе с детьми и подростками.

6. Школа – центр работы по месту жительства.

7. Открытые социально-педагогические системы: проблемы и пути решения.

8. Сельский социум как открытая социально-педагогическая система.

9. Социальный педагог как организатор и координатор работы по месту жительства.

10. Содержание социально-педагогической деятельности с детьми и подростками по месту жительства.

11. Основные формы работы социального педагога по месту жительства.

12. Работа социального педагога в семейном социуме.

13. Мониторинг качества деятельности социального педагога по месту жительства.
Формы контроля знаний


  1. Тестовые задания.

  2. Контрольные работы.

  3. Реферативные работы.

Темы тестовых заданий


1. Опыт российской и белорусской педагогики по организации социально-педагогической работы по месту жительства.

2. Школа – центр работы по месту жительства.

3. Сельский социум как открытая социально-педагогическая система.


Темы контрольных работ


1. Социально-педагогические возможности микрорайона и их использование в работе с детьми и подростками.

2. Работа социального педагога в семейном социуме.


Темы реферативных работ


1. Театральное искусство как средство оптимизации воспитательного процесса.

2. Гармонизация развития личности ребенка средствами театрального искусства.

3. Образовательная и эстетическая ценность театра.

4. Роль социального педагога в создании дворового театра.

5. Благотворительные акции: сущность, значимость, виды.

6. Методика подготовки и проведения благотворительных акций.

7. Проект проведения акции «Ярмарка милосердия».

8. Проект проведения акции «Наполним мир добром».

9. Массовые мероприятия по месту жительства и их воспитательный потенциал.

10. Проект «День микрорайона»: сущность и этапы осуществления.

11. Технология подготовки и проведения социально-педагогических проектов в микрорайоне.

12. Проект «Подросток в микрорайоне»: сущность и этапы осуществления.

13. Проект «Семья: три месяца без ТВ»: сущность и этапы осуществления.

14. Проект «Подросток и закон»: сущность и этапы осуществления.

15. Проект «Древо жизни»: сущность и этапы осуществления.

16. Проект «Память сердца»: сущность и этапы осуществления.

17. Проект «Слов невесомых на свете нет»: сущность и этапы осуществления.

18. Анализ деятельности детского социально-педагогического центра «Золак» в г. Минске.

19. Опыт центра «Золак» по организации массовых мероприятий по месту жительства.

20. Опыт центра «Золак» по организации работы клубов по интересам.

21. Анализ социально-педагогической деятельности по месту жительства в Заводском микрорайоне г. Минска.

22. Анализ работы подросткового клуба «Альтернатива» г. Минска.

23. Анализ содержания работы специальной социально-педагогической смены в летних лагерях (по материалам публикаций).

24. Опыт организации городской детской республики «Ювента» г. Мозыря.

25. Содержание работы клубов по месту жительства в «Ювенте».

26. Опыт организации акции «Печальный вернисаж» в «Ювенте».

27. Специфика организации благотворительных акций в сельском социуме.

28. Специфика проведения массовых мероприятий в агрогородках и малонаселенных пунктах.

29. Опыт организации работы по месту жительства в РФ: общие подходы (по материалам публикаций).

30. Опыт клубной работы по месту жительства в РФ (по материалам публикаций).

31. Социально-педагогические программы по месту жительства: виды и методика подготовки.

32. Социально-педагогическая программа «Я и моя семья»: сущность и этапы осуществления.

33. Социально-педагогическая программа « Моя будущая семья»: сущность и этапы осуществления.

34. Социально-педагогическая программа «Моя родословная»: сущность и этапы осуществления.

35. Социально-педагогическая программа «Все профессии нужны»: сущность и этапы осуществления.

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ



Основная

1. Андрущенко, Н.Ю. Профессиональная подготовка работников системы социального воспитания в Беларуси в 20-ые годы ХХ века / Н.Ю. Андрущенко// Сацыяльна-педагагічная работа. – 2007. – № 7. – С. 23-27.

2. Андрущенко, Н.Ю. Социальная педагогика в Беларуси: конец ХIХ – первая четверть ХХ века / Н.Ю. Андрущенко // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2009. – № 5. – С. 53-57.

3. Бушная, Н.В. Субъектная позиция родителей – важный фактор формирования воспитательного пространства школы / Н.В. Бушная // Праблемы выхавання. – 2004. – № 3. – С. 69-73.

4. Вараксин, В. Организация отдыха и досуговая деятельность детей / В. Вараксин. – М. : Школьная пресса, 2006. – 96с.

5. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособие для вузов / Ю.В. Василькова. – М. : Академия, 2004. – 160 с.

6. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М. : Академия, 2006. – 440 с.

7. Васюта, Л.В. Образовательная среда в летнем детском оздоровительном центре / Л.В. Васюта // Праблемы выхавання. – 2007. – № 4. – С. 58-63.

8. Виноградова, Л. Воспитание – процесс непрерывный / Л. Виноградова // Народное образование. – 2002. – № 3. – С.19-22.

9. Виноградова, Л. Ищем новые формы взаимодействия с родительской общественностью / Л. Виноградова // Власть. – 2005. – № 7. – С. 46-53.

10. Гаврошко, Л. Эффективные формы работы с семьей / Л. Гаврошко // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2005. – № 6. – С. 44-49.

11. Галагузова, Ю.Н. [и др.] Социальная педагогика: практика глазами преподавателей и студентов / Ю.Н. Галагузова, Г.В. Сорвачева, Г.Н. Штинова. – М. : ВЛАДОС, 2001.

12. Гуров, В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей / В.Н. Гуров. – М. : Педагогическое общество России, 2006. – 320с.

13. Гурьянова, М.П. Сельская школа и социальная педагогика / М.П. Гурьянова. – Минск : Амалфея, 2000. – 448 с.

14. Каралькова, Л.В. Чайныя і народныя дамы як цэнтры сацыяльна-педагагічнай работы на Беларусі ў канцы ХІХ – пачатку ХХ стагоддзя / Л.В. Каралькова // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2002. – № 6. – С. 112-121.

15. Козловская, Л.И. Досуговые программы в социо-культурной деятельности / Л.И. Козловская // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2002. – № 3. – С. 25-31.

16. Кузьмичева, С.М. Социально-педагогическая поддержка сельской семьи в воспитании детей / С.М. Кузьмичева // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2003. – № 1. – С. 58-63.

17. Кузьмичева, С.М. Социально-педагогическая работа в сельском социуме / С.М. Кузьмичева // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2005. – № 5. – С. 39-44.

18. Литвинович, В.Г. Организация и содержание работы социального педагога с детьми и подростками по месту жительства / В.Г. Литвинович // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2007. – № 4. – С. 47-49.

19. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.В. Лодкина. – М.:Академия, 2008. – 208с.

20. Мануйлов, Ю.С. Педагогика среды на пути к воспитательному пространству / Ю.С. Мануйлов // Праблемы выхавання. – 2007. – № 3. – С. 5-9.

21. Мельничук, И.А. Трудовая школа П.П. Блонского – центр социального воспитания / И.А. Мельничук // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2005. – № 5. – С. 57-59.

22. Мицкевич, Ж.И. Содержание и методы социально-педагогической деятельности школы в семейном социуме в условиях реформирования школы / Ж.И. Мицкевич // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2003. – № 3. – С. 70-81.

23. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. для вузов / А.В. Мудрик. – М. : Академия, 2005. – 200с.

24. Никончук, А.С. Социально-педагогическая работа в сельском социуме / А.С. Никончук // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2008. – № 9. – С. 18-25.

25. Николаева, И.А. Социально-правовой проект «Подросток в микрорайоне» / И.А. Николаева // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 2009. – № 5. – С.60-61.

26. Основы социальной работы: учебник / отв. ред. П.Д. Павленок. – М. : ИНФРА, 2001. – 395с.

27. Пыкша, Е.В. Работа социального педагога с сельской молодежью / Е.В. Пыкша // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2007. – № 3. – С. 49-52.

28. Синькевич, Т.Е. Социализация личности подростков в условиях агрогородка / Т.Е. Синькевич // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2009. – № 5. – С. 16-18.

29. Словарь социального педагога и социального работника / под ред. И.И. Калачевой, Я.Л. Коломинского, А.И. Левко. – Минск : Беларуская энцыклапедыя, 2003. – 256с.

30. Словарь-справочник по социальной работе / под ред. Е.И. Холостовой. – М. : Юристъ, 1997. – 424с.

31. Тыртышная, М.А. Работа социального педагога в микрорайоне (опыт г. Йошкар-Ола) / М.А. Тыртышная // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 2009. – № 5. – С.4-59.

32. Шацкий, С.Т. Бодрая жизнь / С.Т. Шацкий // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т.1 / под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Скаткина, В.Н. Шацкой. – М. : Педагогика, 1980. – С. 127-257.

Дополнительная

1. Башкова, Л.Н. Совместная деятельность школы и семьи по формированию основ культуры здоровья школьников / Л.Н. Башкова // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2004. – № 2. – С. 53-67.

2. Барканов, С. Каникулы: теория и практика / С. Барканов // Начальная школа. – 2001. – № 5. – С.7-9.

3. Вашнева, В.И. Семейный досуг как фактор социализации личности подростка / В.И. Вашнева // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2008. – № 10. – С. 26-29.

4. Васильева, О.А. Социальная защита детей и молодежи в Германии / О.А. Васильева // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2007. – № 7. – С. 61-64.

5. Голуб, А.М. Формирование ценностных ориентаций молодежи в процессе досуговой деятельности / А.М. Голуб // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2009. – № 4. – С. 53-57.

6. Григорьев, А.Д. Социальная работа в Египте / А.Д. Григорьев // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2010. – № 1. – С. 58-64.

7. Детское движение: словарь-справочник / Под ред. Т. В. Трухачевой. – М. : Юристъ, 2005. – 163 с.

8. Кедярова, Р.Н. Работа социального педагога по предупреждению правонарушений и преступлений в летний период / Р.Н. Кедярова // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2000. – № 4. – С. 55-66.

9. Кедярова, Р.Н. Социально-педагогическая работа с семьей в условиях внешкольных учреждений / Р.Н. Кедярова // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2001. – № 3. – С. 48-62.

10. Кедярова, Р.Н. Социально-педагогическая и психологическая поддержка детей во время досуга / Р.Н. Кедярова // Праблемы выхавання. – 2003. – № 1. – С. 10-18.

11. Мирошина, М. Как составить программу работы клуба по месту жительства / М. Мирошина // Народное образование. – 2001. – № 3. – С. 54-60.

12. Никончук, А.С. Методическая подготовка социального педагога / А.С. Никончук // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2010. – № 4. – С. 55-62; № 5. – С. 51-58.

13. Цырлина, Т.В. Социальная работа в школе: американская модель / Т.В. Цырлина // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 2009. – № 1. – С.27-31.






страница 1

Смотрите также: