страница 1 страница 2 страница 3 | страница 4 | страница 5
A
B
Z2
Z1
S
Тестовый материал.
-
Какому логическому элементу (вентилю) соответствует данная таблица истинности
А
|
B
|
Выход
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
| -
ИЛИ
-
И
-
НЕ
-
исключающее ИЛИ
-
ИЛИ-НЕ.
-
Интегральная схема, выполняющая функции центрального процессора, называется:
-
Микропроцессор.
-
Электронная лампа.
-
Резистор.
-
Транзистор.
-
Микросхема.
-
Какому логическому элементу (вентилю) соответствует данная таблица истинности
А
|
B
|
Выход
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
| -
ИЛИ
-
И
-
НЕ
-
исключающее ИЛИ
-
ИЛИ-НЕ.
-
Какому логическому элементу (вентилю) соответствует данная таблица истинности
А
|
B
|
Выход
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
| -
ИЛИ
-
И
-
НЕ
-
исключающее ИЛИ
-
ИЛИ-НЕ.
-
Какому логическому элементу (вентилю) соответствует данная таблица истинности
-
ИЛИ
-
И
-
НЕ
-
исключающее ИЛИ
-
ИЛИ-НЕ.
-
Принцип «первым вошел – первым вышел» реализован в
-
очереди
-
стеке
-
записи
-
файле
-
Нет верного ответа
-
Какая из следующих булевых операций записана правильно:
-
0 или 1 = 0
-
1 и 1 = 1
-
0 и 0 = 1
-
0 и 1 = 1
-
1 и 0 = 1
-
Признаки результата выполнения команды указывает регистр
-
указатель команд
-
флагов
-
общего назначения
-
сегментов
-
Нет верного ответа
Дополнительные задания:
1. Установите, какие из следующих предложений являются логическими высказываниями, а какие — нет (объясните почему): а) “Солнце есть спутник Земли”; б) “2+3=4”;
в) “сегодня отличная погода”; г) “в романе Л.Н. Толстого “Война и мир” 3 432 536 слов”; д) “Санкт-Петербург расположен на Неве”; е) “музыка Баха слишком сложна”;
ж) “первая космическая скорость равна 7.8 км/сек”; з) “железо — металл”; и) “если один угол в треугольнике прямой, то треугольник будет тупоугольным”; к) “если сумма квадратов двух сторон треугольника равна квадрату третьей, то он прямоугольный”.
2. Укажите, какие из высказываний предыдущего упражнения истинны, какие — ложны, а какие относятся к числу тех, истинность которых трудно или невозможно установить.
3. Приведите примеры истинных и ложных высказываний:
-
а) из арифметики; б) из физики;
-
в) из биологии; г) из информатики;
-
д) из геометрии; е) из жизни.
Литература:
-
Ростовцева И.В., Свистунова \В.В.Методическое пособие по курсу «Пользователь ПК», Санкт-Петербург, 2003г.: ОС Windows- с. 4-11, , MS Excel-21-26
-
Фигурнов В.Э. – IBM для пользователя. Краткий курс. М. : Инфра- М., 1999г, ст.25-43
Тема (В): Решение типовых задач линей ной структуры (2 часа).
Цель: умение составлять алгоритм решение задач линейной структуры.
Форма проведения: комбинированная
Задания:
1. Составьте блок-схему следующей задачи. Вычислить площадь и периметр треугольника, прямоугольника, если известны стороны треугольника и прямоугольника.
2. Составьте блок-схему и решение уравнения на алгоритмическом языке.
а)у=2х2-5х+6; в) у=
3. Найдите наибольший общий делитель (НОД), наименьшее общее кратное (НОК) двух целых чисел.
4. Для целых чисел а=100, b=18 найдите НОД и определите, сколько раз выполняются три шага (а=b, а>b, a
5. Напишите алгоритм следующей формуле: у=(ах2+в)/(х2-с).
6. Составьте алгоритм деления отрезка попалам с помощью циркуля и линейки (нахождение середины).
7. Вычислите длину объема окружности с радиусом r.
8. Составить алгоритм нахождения остатка деления целочисленного числа k на n и значения вычисления выражений
9. Приведите несколько алгоритмов, взятых из жизни.
Вопросы:
-
Что такое алгоритм? Откуда произошло это слово?
-
Каковы основные свойства алгоритма?
-
Как можно объяснить формальное исполнение алгоритма?
-
Что вы понимаете под исполнителем алгоритма? Какая разница между исполнителем-человеком и исполнителем-машиной?
Литература.
-
Информатика. Базовый курс. Ред. С.В. Симонович. СПб., «Питер»., 2001,-638 с.
-
Балафанов Е.К., Бурибаев Б., Даулеткулов А.. 30 уроков по информатике, Алматы, Джагамбек, 1999г, 442с (на русском и казахском языках).
-
Каймин В.А., Питеркин В.М., Уртминцев А.Г. Информатика. Учебное пособие, 1998, 208с.
5 НЕДЕЛЯ:
Тема: Решение типовых задач ветвящейся и циклической структуры (2 часа).
Цель: Умение решать задачи, развивать логическое мышление.
Форма проведения: комбинированная
Задания.
1. Если данное число х меньше нуля, то z присвойте значение большего из двух чисел х и у, иначе z присвойте значение полусуммы этих чисел.
2. Даны два числа. Меньшее из них замените полусуммой этих чисел, а большее - их произведением. Составьте программу на алгоритмическом языке.
3. Ввести два числа. Напечатать сначала меньшее, затем большее из них.
4. Даны числа x и y. Вычислите число z, равное x+y, если x<=y, и 1 - х + y в противном случае.
5.Даны два числа. Выведите первое из них, если оно больше второго, и оба числа, если это не так.
6. Даны 100 медных и 100 алюминиевых шаров одинакового радиуса. Медные шары имеют заряды по 100 нКл каждый, а алюминиевые не заряжены. Какой максимальный заряд можно передать алюминиевым шарам при помощи соприкосновений этих шаров и как это сделать? Составьте блок-схему и программу на алгоритмическом языке.
7. Составьте блок-схему для нахождения суммы любых десяти чисел, вводимых с клавиатуры.
8. Найти корни квадратного уравнения. Составьте блок-схему и решение уравнения на алгоритмическом языке. Значение, какого типа может иметь переменная х?
9. Даны радиус круга и сторона квадрата. У какой фигуры площадь больше?
10. Дано целое число. Определить: a. является ли оно четным; b. оканчивается ли оно цифрой 7; c. делится ли оно на 13.
11. Объявите переменные, необходимые для вычисления значения функции у=х2. Сколько переменных входит в формулу у=х2?
12. Найдите сумму натуральных числе от 1 до 100.
13. Вычислите значение функции у при изменении ее аргумента х -4 до +4 с шагом 0,2: .
14. Каждая бактерия ежеминутно делится на 2. если в начале у нас была одна бактерия, то сколько бактерий появится через 5, 7, 9, …, 15 минут? При этом вновь появившаяся бактерия через каждую минуту делится на 2.
15. В кассе имеются купюры достоинством в К рублей и в 1 рубль. Выдать N рублей минимальным набором купюр заданного достоинства.
16. Определим сколько купюр достоинством K необходимо для выдачи суммы наиболее близкой к данной, но меньше ее. А затем какую сумму осталось выдать.
17. Дано вещественное число А, содержащее два знака до запятой и два после. Получить новое число, поменяв в числе А целую и дробную части.
18. Данная задача не относится к целочисленной арифметике, ведь дано вещественное а не целое число. Попробуем найти целую и дробную части. А потом просто соберем новое число увеличив дробную часть в 100 раз и уменьшив целую часть тоже в 100 раз.
19. Заданы длины а, в,с и р четырех отрезков прямой. Проверьте, могут ли отрезки быть сторонами квадрата, прямоугольника.
Вопросы.
1. Перечислите способы записи и описания алгоритмов.
2. Назовите особенности изображения алгоритма с помощью графика.
3. Какие блоки относятся к основным и вспомогательным?
4. Что называется простым алгоритмическим языком, языком программирования?
5. Что относится к ключевым словам?
6. Что такое транслятор?
7. Как вы понимаете термин серия?
8. Какова структура команды присваивания?
9. В чем сходство и отличия между программой и алгоритмом?
10. Перечислите свойства алгоритмов, выполняемых на компьтере.
11. Какие способы описания алгоритмов вы знаете?
12. Какими могут быть этапы решения задач на компьютере?
13. Перечислите виды блоков в схеме алгоритма, их изображения и связи.
14. Что вы знаете о линейных, разветвляющих и циклических алгоритмов?
15. Назовите итерационные циклы и их особенности.
Литература.
-
Информатика. Базовый курс. Ред. С.В. Симонович. СПб., «Питер»., 2001,-638 с.
-
Балафанов Е.К., Бурибаев Б., Даулеткулов А.. 30 уроков по информатике, Алматы, Джагамбек, 1999г, 442с (на русском и казахском языках).
-
Информатика. Острейковский В.А. – 2001.
-
Каймин В.А., Питеркин В.М., Уртминцев А.Г. Информатика. Учебное пособие, 1998, 208с.
Тема (В): Самостоятельная работа и тестирование по теме «Алгоритмические основы» (1 час).
Цель: освоить основные приемы работы с операторами.
Форма проведения: комбинированная
Задания.
1. Дано трехзначное число. Найти число, полученное при прочтении его цифр справа налево.
2. Дано трехзначное число. В нем зачеркнули первую слева цифру и приписали ее в конце. Найти полученное число.
3. Дано трехзначное число. В нем зачеркнули последнюю справа цифру и приписали ее в начале. Найти полученное число.
4. Дано трехзначное число. Найти число, полученное при перестановке первой и второй цифр заданного числа.
Тестовый материал.
-
Именем какого великого математика назван термин алгоритм?
-
Джона фон Неймана.
-
Вильгельма Лейбница.
-
Чарльза Бебиджа.
-
Мухаммеда аль-Хорезми.
-
Ады Лавейс.
-
Алгоритмы, при исполнении которых отдельные команды или серии команд выполняются неоднократно, называют
-
разветвляющимися
-
линейными
-
циклическими
-
последовательными
-
Нет верного ответа
-
Алгоритм, в котором порядок действий фиксирован, и каждое действие выполняется только один раз, называется
-
последовательным
-
циклическим
-
линейным
-
разветвляющимся
-
Нет верного ответа
-
Алгоритм, в котором порядок действий зависит от некоторых условий, называется
-
разветвляющимся
-
циклическим
-
линейным
-
последовательным
-
Нет верного ответа
-
Из перечисленного характеристиками алгоритма являются: 1) детерминированность; 2) конечность; 3) понятность; 4) дискретность; 5) массовость
-
2, 4, 5
-
1, 2, 3
-
1, 3, 4
-
1, 4, 5
-
Нет верного ответа
-
Алгоритм —
-
Система правил, описывающая последовательность действий, которые необходимо выполнить для решения задачи.
-
Совокупность нумерованных действий.
-
Процесс выполнения вычислений.
-
Пути решения задачи.
-
Указание на выполнение действий.
-
Алгоритм исполнен процессором компьютера, если он записан:
-
На алгоритмическом языке.
-
В виде блок-схем.
-
На машинном языке.
-
На латинском языке.
-
На естественном языке.
-
К свойствам алгоритма относятся:
-
Точность, достоверность, простота, цена.
-
Результативность, дискретность.
-
Наличие натуральных и стоимостных показателей, цифровых данных.
-
Линейность, цикличность, стоимость.
-
Эффективность, гибкость.
-
Способы описания алгоритмов:
-
школьный, алгоритмический
-
словесный, операторный, графический
-
словесный, символьный, графический
-
школьный, алгоритмический, графический
-
блок-схема, программа, текст
-
При построении блок-схемы алгоритма блоком «параллелограмм» изображается:
-
вызов вспомогательного алгоритма
-
анализ условия
-
расчет параметров
-
ввод и вывод данных
-
принтер
-
Графическая форма представления алгоритма – это:
-
Изображение алгоритма в виде последовательно соединённых геометрических фигур
-
Изображение алгоритма в виде записи каждого шага в словесной форме
-
Изображение алгоритма в виде графика
-
Изображение алгоритма в виде последовательности операторов
-
Изображение алгоритма в виде таблиц
-
Графическое изображение логической структуры алгоритма:
-
Язык программирования.
-
Машинный язык.
-
Блок- схема.
-
Словесный.
-
Формально - словесный.
-
Блок, определяющий начало или конец алгоритма.
-
-
-
-
-
-
Блок, определяющий ввод или вывод информации:
-
-
-
-
-
-
Блок, определяющий изменения значения:
-
-
-
-
-
-
Блок, определяющий последующие шаги выполнения алгоритма в зависимости от выполнения условия:
-
-
-
-
-
Литература:
-
Информатика. Острейковский В.А. – 2001.
-
Каймин В.А., Питеркин В.М., Уртминцев А.Г. Информатика. Учебное пособие, 1998, 208с.
6 НЕДЕЛЯ
Тема (А): Решение задач на растровую и векторную графику (1 час).
Цель: знать следующие понятия точка; растр; пиксель.
Уметь: освоить основные приемы работы с графикой.
Форма проведения: комбинированная.
Задания.
1. Объем памяти, необходимой для хранения графического изображения, занимающего весь экран (видеопамяти), равен произведению разрешающей способности на количество бит, кодирующих одну точку. В видеопамяти ПК хранится битовая карта (двоичный код изображения), она считывается процессором не реже 50 раз в секунду и отображается на экране.
Экран компьютера может работать в различных режимах, которые отличаются разрешающей способностью и количеством возможных цветов каждой точки.
Заполните таблицу:
Количество точек
|
Количество
цветов
|
Кол-во
бит на точку
|
Информ-ый объем экрана
|
по горизонтали
|
по вертикали
|
всего
|
64 0
|
480
|
?
|
2 (2J = 2)
|
?
|
?
|
320
|
200
|
?
|
10 (21- 16)
|
>
|
?
|
2. Память ЭВМ вводится текст со скоростью 180 символов в секунду. Сколько потребуется времени, чтобы заполнить 32 Кбайта?
3.Учебная программа занимает 19 Кбайт памяти ПК. Инструкция к программе занимает 1 кадр дисплея (25 строк по 80 символов). Какую часть программы занимает инструкция?
4. Подготовить буквенные диктанты, анаграммы, кроссворды различных видов, используя слова: информация, код, кодирование, алфавит, азбука, декодирование, графический, числовой, символьный, бит, байт.
5. Придумать свою кодировочную таблицу и зашифровать с её помощью свой домашний адрес.
6. Закодировать изображение “маленького монитора” с сеткой размером 10х10 (пусть “1” обозначает закрашенный квадрат, а “0” – не закрашенный).
Вопросы.
1. Какого количества информации требует двоичное кодирование 1 точки на цветном экране (16 цветов)?
2. Растровый графический файл содержит черно-белое изображение (без градации серого) размером 100х100 точек. Каков информационный объем этого файла?
3. Что является минимальным объектом, используемым в векторном графическом редакторе?
4. В процессе преобразования графического файла количество цветов уменьшилось с 65 536 до 256. Во сколько раз уменьшится информационный объем файла?
5. Чем отличаются растровые и векторные изображения?
6. В чем суть кодирования графической информации?
7. Файл, с какой информацией будет иметь наибольший информационный объем?
Литература:
-
Информатика. Острейковский В.А. – 2001.
-
Каймин В.А., Питеркин В.М., Уртминцев А.Г. Информатика. Учебное пособие, 1998, 208с.
страница 1 страница 2 страница 3 | страница 4 | страница 5
|