страница 1 страница 2 ... страница 4 | страница 5 Министерство образования и науки Республики Казахстан
Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова
Учебно–методический комплекс
по дисциплине «Информатика»
Для специальности: 5B011100 - Информатика
Кредит: 1 семестр – 3 кредита
Количество часов: 1 семестр – 135 часов
Кокшетау – 2011.
Ф.4.02-01
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова
УТВЕРЖДЕНО
Решением совета факультета
Декан факультета
_________ Хамзина Б.Е.
(подпись) (ФИО)
«__31___» _сентября__ 2011 г.
ПРОГРАММА
дисциплины для студентов
(СИЛЛАБУС)
Дисциплина «Информатика»
Для специальности: 5B011100 - Информатика
Кредит: 1 семестр – 3 кредита
Количество часов: 1 семестр – 135 часов
Кокшетау – 2011
Программа дисциплины для студентов (силлабус) составлена старшим преподавателем Костангельдиновой А.А.
Рассмотрено на заседании кафедры Информатика и методика преподавания
«_31_» _августа_ 2011 г. / Протокол № __1___/
Заведующий кафедрой _Ильяшева Г.И.____________________________
(Ф.И.О. , подпись
Одобрено методической комиссией _физико-математического_ факультета
«_31_» _сентября_ 2011 г. / Протокол № __1___/
Председатель УМК _Мухамедрахимова Г.И. _____________
(Ф.И.О. , подпись)
2. Данные о преподавателе
Преподаватели: Костангельдинова А.А.
Должность преподавателя, ученая степень: старший преподаватель кафедры Информатики и МП
Офис кафедры: Кафедра информатики и МП, 5 этаж, каб. №504.
Тел. рабочий, E-mail: 25-53-06.
Консультативное время: с 800 до 1600 часов.
3. Данные о дисциплине
Наименование: «Информатика»
Место и время проведения аудиторных занятий курса
Виды деятельности
|
день недели
|
время
|
аудитория
|
Ауд. занятия
|
Лекции
|
Согласно расписания
|
Практические (семинарские)
|
Лабораторные
|
СРСП
|
I Промежуточный контроль (ПК)
|
Согласно календарного плана
|
II Промежуточный контроль (ПК)
|
Итоговый контроль (экзамен)
|
Выписка из учебного плана:
Курс
|
семестр
|
Кол-во
кредитов
|
Лекции
в часах
|
Практ., семинарск. занятия, в часах
|
Лаборат. занятия, в часах
|
СРСП в
часах
|
СРС
в часах
|
Всего
в часах
|
Форма контроля
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
1
|
1
|
3
|
30
|
15
|
|
45
|
45
|
135
|
экзамен
|
4. Пререквизиты дисциплины: школьный курс информатики, математики.
Постреквизиты дисциплины: знания по данной дисциплине необходимы для изучения следующих дисциплин: «Практикум на компьютере», «Теоретические основы информатики», «Архитектура компьютера», «База данных и информационные системы», «Педагогическая информатика», «Программирование», «Компьютерное моделирование», «Технологии и методики обучения информатике», «Новые технологии в ИС».
5. Описание дисциплины
Информатика – это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и их взаимодействием со средой применения, а также одна из фундаментальных областей научного знания, отражающая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.
Предмет информатики составляют следующие понятия:
-
техническое обеспечение средств вычислительной техники;
-
программное обеспечение средств вычислительной техники;
-
алгоритмическое обеспечение средств вычислительной техники.
Дисциплина преподается в течение первого и второго семестра, объемом 3 кредита (30 аудиторных часов лекционных занятий, 60-семинарских занятий)
Цель и задачи дисциплины
Основной задачей информатики является: систематизация приемов и методов работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники. Цель систематизации состоит в выделении, внедрении и развитии передовых, наиболее эффективных технологий, в автоматизации этапов работы с данными, а также методическом обеспечении новых исследований. Основной задачей данной дисциплины является: изучение понятий, обоснование методов и освоение приемов работы с информационными ресурсами вычислительной техники.
В результате изучения данной дисциплины в соответствии с Государственным стандартом специальности студенты должны:
Иметь представление
-
об общей характеристике процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации при решении задач проектирования, о технических и программных средств реализации информационных процессов;
-
о новейших технологиях в области информационных систем и информатики;
-
о сущности информации и информационных процессов.
Уметь работать с такими программными продуктами как:
-
ОС Windows - настройка системы, работа с основными элементами: Рабочий стол, Корзина, Пуск;
-
текстовый процессор MS Word - ввод и форматирование текста, вставка объекта, настройка печати, создание комплексных документов, использование расчетов в Word;
-
электронные таблицы MS Excel - работа с элементами программы: ячейки, формулы, диаграммы, проведение анализа и прогнозирования на основе имеющихся данных;
-
система управления базами данных MS Access - работа с базами данных, создание таблиц, проектирование запросов, создание форм, программирование макросов;
-
ознакомление с основными параметрами задания электронных адресов, отправки электронной почты с использованием специальных программ: Internet Explorer, Outlook Express;
-
создавать модели коммуникаций в различных областях человеческой деятельности;
-
применять информационные технологии в образовании.
Знать
-
основные понятия информатики;
-
роль информатики в современном мире;
-
операционные системы, офисные приложения;
-
о компьютерных сетях;
-
о вирусах, антивирусные программы;
-
основы программирования, основы и свойства алгоритма, современные языки программирования.
Приобрести практические навыки
-
работы в программе Проводник;
-
выполнения стандартных действий с окнами;
-
работы с объектно-ориентированными программами;
-
работы с файловой структурой.
6. План занятий
6.1. учебно-тематический план аудиторных занятий
№
|
Содержание
(тема и вопросы)
|
Лекции
в часах
|
Практ., семин., занятия в часах
|
Лабор. занятия, в часах
|
Ссылка на учебную и методическую литературу
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
| -
|
Предмет, объекты и составные части информатики. Задачи информатики.
|
1
|
|
|
[1] – [5], [28], [29]
| -
|
Понятие информации. Виды информации. Кодирование информации.
|
1
|
|
|
[1], [18], [29]
| -
|
Арифметические основы информатики.
|
2
|
1
|
|
[1], [5] –[7], [25], [29]
| -
|
Логические основы информатики.
|
2
|
|
|
[17], [29], [35], [45]
| -
|
Алгоритмические основы информатики.
|
2
|
|
|
[1], [5], [8], [20], [29] , [41]
| -
|
Основы компьютерной графики.
|
1
|
|
|
[3], [5]-[8], [12], [42]
| -
|
Архитектура персонального компьютера.
|
2
|
|
|
[3], [5]-[8], [12], [42]
| -
|
Состояние и тенденции развития ЭВМ.
|
1
|
|
|
[7], [18],
[26]-[29], [44]
| -
|
Назначение, классификация программного обеспечения.
|
2
|
|
|
[1]-[8], [43]
| -
|
Виды и назначение ОС. Основы работы в ОС Windows.
|
2
|
1
|
|
[1]-[10], [38]- [41]
| -
|
Операционная система MS DOS. Программа-оболочка NC.
|
1
|
1
|
|
[16], [29]
| -
|
Сервисное программное обеспечение.
|
1
|
1
|
|
[1]-[5], [18], [19], [26]
| -
|
Прикладные программные продукты.
|
1
|
|
|
[1]-[10], [22], [24]
| -
|
Текстовый процессор MS Word.
|
2
|
2
|
|
[1]-[10], [22], [24], [26], [30], [32]
| -
|
Процессоры электронных таблиц. MS Excel.
|
2
|
3
|
|
[10], [17], [31], [41], [44]
| -
|
Система управления базой данных.
|
2
|
3
|
|
[3], [11], [21], [33], [45]
| -
|
Трехмерные графические системы. Средства разработки презентации.
|
1
|
1
|
|
[1], [12],
[42]-[45]
| -
|
Компьютерные сети.
|
1
|
|
|
[1], [6], [13], [26], [29], [33] – [41]
| -
|
Глобальные и локальные сети. Электронное правительство.
|
2
|
1
|
|
[1]-[3], [8], [13], [14], [34], [40]
| -
|
Защита от несанкционированного вмешательства в информационные процессы.
|
1
|
|
|
[1], [3], [15], [26], [37], [40]- [45]
| -
|
Создание WEB-страниц.
|
|
1
|
|
[37], [40]- [45]
|
|
ИТОГО:
|
30
|
15
|
|
|
6.2. учебно-тематический план СРСП
№
|
Темы СРСП
|
СРСП в часах
|
Ссылка на учебную и методическую литературу (осн.и доп.)
|
Другие источники (сайты, электр. учебники)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
| -
|
Решение задач. Кодирование информации, единица измерения информации.
|
3
|
[8], [25], [29]
|
www.ya.ru
www.rambler.ru
| -
|
Решение задач. Перевод чисел из одной СС в другую СС. Двоичная система счисления и арифметика.
|
2
|
[1], [29], [41], [45]
|
| -
|
Прямой и обратный коды. Выполнение арифметических операций с числами с плавающей точкой.
|
1
|
|
| -
|
Самостоятельная работа и тестирование по теме «Арифметические основы».
|
1
|
[1], [25], [45]
|
www.ya.ru
www.rambler.ru
| -
|
Булева алгебра – построение функции, таблица истинности, составление схем.
|
2
|
[1], [25], [43]
|
www.rambler.ru
| -
|
Самостоятельная работа и тестирование по теме «Логические основы информатики».
|
1
|
[1], [25], [43]
|
www.rambler.ru
| -
|
Решение типовых задач линейной структуры.
|
2
|
[7], [16], [17]
|
www.ya.ru
| -
|
Решение типовых задач ветвящейся и циклической структуры.
|
2
|
|
| -
|
Самостоятельная работа по теме
«Алгоритмические основы».
|
1
|
[20], [21], [23], [27], [33]
|
www.mail.ru
| -
|
Решение задач на растровую и векторную графику.
|
1
|
[20], [29], [45]
|
| -
|
Самостоятельная работа по теме «Основы компьютерной графики».
|
1
|
[20], [29], [45]
|
| -
|
Самостоятельная работа и тестирование по темам «Архитектура ПК», «Состояние и тенденции развития ЭВМ», «Состояние и тенденции развития программного обеспечения».
|
1
|
[1], [7], [16], [17], [20], [27], [33], [45]
|
| -
|
Операционная система Windows. Основные объекты и приемы работы с ОС Windows.
|
1
|
[1]-[10], [16], [17], [18], [44]
|
www.ya.ru
www.rambler.ru
| -
|
Тестирование по теме «Операционная система Windows».
|
1
|
[1]-[10], [16], [17], [18], [44]
|
www.ya.ru
www.rambler.ru
| -
|
Операционная система MS – Dos. Операционная оболочка NC.
|
1
|
[16], [17], [45]
|
www.ya.ru
www.rambler.ru
| -
|
Тестирование по теме «Операционная система MS – Dos и NC».
|
1
|
[16], [17], [45]
|
www.ya.ru
www.rambler.ru
| -
|
Рубежный контроль 1
|
1
|
|
| -
|
Программы-архиваторы. Файловые менеджеры.
|
1
|
[1]-[10], [16], [18], [41], [43]
|
www.mail.ru
| -
|
Тестирование по теме «Сервисное ПО».
|
1
|
|
| -
|
MS Word. Работа издательских систем.
|
4
|
[1]-[4], [30], [33], [38]
|
www.ya.ru
| -
|
Тестирование по теме "Текстовый процессор MS Word».
|
1
|
|
| -
|
«Электронные таблицы - MS Excel» - работа с Функцией.
|
2
|
[2], [8], [17], [31], [41], [44]
|
www.ya.ru
www.rambler.ru
| -
|
«Специальные средства MS Excel» (решение математических, экономических, производственных задач).
|
3
|
[2], [8], [17], [31], [41], [43]-[45]
|
www.ya.ru
www.rambler.ru
| -
|
Контрольное практическое задание и тестирование по теме «Табличный процессор MS Excel».
|
1
|
|
| -
|
База данных MS Access. Работа с моделями. Создание отчета. Разработка базы данных.
|
4
|
[1], [9]-[11], [17], [21], [29]
|
www.ya.ru
www.rambler.ru
| -
|
Контрольное практическое задание и тестирование по теме «Система управления базами данных MS Access».
|
1
|
|
| -
|
Создание презентации в MS Power Point.
|
2
|
[1], [12], [29]
|
www.ya.ru
www.rambler.ru
| -
|
Создание Web- страницы с помощью Front Page.
|
1
|
[1], [3], [12]-[19], [33], [40]-[44]
|
www.ya.ru
www.rambler.ru
| -
|
Рубежный контроль 2
|
1
|
|
|
|
ИТОГО:
|
45
|
|
|
5.2.1 Задания по темам СРСП
1 НЕДЕЛЯ
Тема: Решение задач. Кодирование информации, единица измерения информации (3 часа).
Цель: умение использовать таблицу кодов ASCII, двоичное кодирование для всех символов, измерять информацию.
Форма проведения: комбинированная
Краткое содержание темы:
Растровое изображение представляет собой совокупность точек (пикселей) разных цветов. Для черно-белого изображения информационный объем одной точки равен одному биту (либо черная, либо белая – либо 1, либо 0). Для четырех цветного–2бита. Для 8 цветов необходимо – 3 бита. Для 16 цветов – 4 бита. Для 256 цветов – 8 бит (1 байт). Цветное изображение на экране монитора формируется за счет смешивания трех базовых цветов: красного, зеленого, синего. Для получения богатой палитры базовым цветам могут быть заданы различные интенсивности. 4 294 967 296 цветов (True Color) – 32 бита (4 байта).
Целое число закодируйте одним, двумя или четырьмя байтами. Для этого положительное целое число переведите из десятичной в двоичную систему счисления. Отрицательное целое число закодируйте, используя, дополнительный код (когда старший двоичный разряд используется как признак отрицательности числа, а остальные разряды должны быть такими, чтобы сумма отрицательного числа и его модуля равнялась нулю). Для вещественных чисел используйте для каждого числа часть байтов отводите для хранения мантиссы числа, а часть — для порядка числа.
Информационный вес каждого символа: i = Iog2256 = 8 бит = 1 байт.
Информационный объем книги равен произведению количества страниц в книге, количества строк на странице и количества символов в строке.
1 пиксель черно-белого экрана кодируется 1 битом информации (черная точка или белая точка). Количество различных цветов К и количество битов для их кодировки b связаны формулой: К = 2Ь.
Объем памяти, необходимой для хранения графического изображения, занимающего весь экран (видеопамяти), равен произведению разрешающей способности на количество бит, кодирующих одну точку. В видеопамяти ПК хранится битовая карта (двоичный код изображения), она считывается процессором не реже 50 раз в секунду и отображается на экране.
Задания:
1. Закодируйте с помощью ASCII-кода свою фамилию, имя, номер группы.
2. На листе в клеточку нарисуйте рисунок. Закодируйте ваш рисунок двоичным кодом.
3. Средняя скорость чтения ученика составляет 160 символов в минуту. Сколько информации он переработает за 7 часов непрерывного чтения текста?
4. Найдите код каждого символа текста по таблице ASCII.
5. Составьте сообщение и закодируйте его.
6. Декодируйте текст «49 0А 9А ВА».
Вопросы:
1. Что такое кодирование и декодирование?
2. В чем достоинство и недостаток кодирования, применяемого в компьютерах?
Сколько двоичных разрядов необходимо для кодирования 1 символа?
3. Какая форма представления информации – непрерывная или дискретная – приемлема для компьютеров и почему?
4. Какова единица измерения информации?
5. Как задаются производные единицы измерения информации?
6. Как определяется алфавит?
7. Как кодируются символы в памяти компьютера?
8. Что собой представляет таблица ASCII кодов?
9. Как кодируются целые положительные, действительные числа в памяти компьютера?
10. Каковы особенности представления целых отрицательных чисел в памяти компьютера?
Литература:
-
Информатика. Базовый курс. Ред. С.В. Симонович. СПб., «Питер»., 2001,-638 с.
-
Балафанов Е.К., Бурибаев Б., Даулеткулов А.. 30 уроков по информатике, Алматы, Джагамбек, 1999г, 442с (на русском и казахском языках).
-
Информатика. Острейковский В.А. – 2001.
2 НЕДЕЛЯ
Тема (А): Решение задач. Перевод чисел из одной СС в другую СС. Двоичная система счисления и арифметика (2 часа).
Цель: Закрепить навыки работы в позиционной и непозиционной системе счисления, умение выполнять арифметические операции в СС. Умение использовать правило триады и тетрады при решении задач.
Форма проведения: комбинированная
Задания:
1. Выполните арифметические действия в двоичной системе счисления.
а)10110,012+1011,1012; б)11012*112; в)101,1012-11,012; с)1011012-1011,1012; д) 10112:10,012.
2. Переведите дробные числа из двоичной системы в восьмеричную, десятичную, шестнадцатеричную систему счисления и наоборот.
-
101,1110112; 11,1101012; 1101,101010112
-
12,6538; 325,716538; 6532,4728;
-
19А,8В6С516; 19А,8В6С516 19А,8В6С516
-
12310; 56,47110; 235,02610
3. В саду 100 фруктовых деревьев, из них 36 яблонь и 16 груш. Определить в какой системе счисления подсчитаны деревья?
4. В группе 1011 студентов изучают английский язык, 11001 изучают французский. Определить, сколько всего студентов в группе?
5. Выполните арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системе счисления.
а) 1238+5678; б) 11012+112; в) 2А616+СВ916; с) 45А316-32ВС16; д) 6В316-2С616.
6. Перевести число (99)10 в восьмеричную систему счисления.
7. Переведите число (143)8 в десятичную систему счисления.
8. Переведите число (5555)8 в десятичную систему счисления.
9. Переведите число (2632)10 в двоичную систему счисления.
10. Переведите число (645)8 в двоичную систему счисления.
11. Переведите число (А5С)16 в десятичную систему счисления.
Вопросы:
-
Как можно перевести число из двоичной системы в 8-ую, 10-ую, 16-ую?
-
Как можно перевести число из 8-ной, 10-ой, 16-ой системы счисления в 2-ую СС?
-
Правило триады, тетрады.
-
Верно ли, что в компьютерах используется римская система счисления?
-
Верно ли, что десятичную позиционную систему счисления изобрели в Древней Индии?
-
Верно ли, что запись цифр с помощью иероглифов применяли на Руси?
-
Верно ли, что мы не пользуемся в быту шестидесятеричной системой счисления древних шумеров?
-
Верно ли, что число 443423 может быть записано в пятеричной системе счисления?
-
Какое правило используется для перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную систему счисления?
-
Какое правило используется для перевода дробных чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную систему счисления?
-
Сколько существует видов перевода чисел из двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления?
Литература:
-
Информатика. Базовый курс. Ред. С.В. Симонович. СПб., «Питер»., 2001,-638 с.
-
Аладьев В.З., Хунт Ю.Я., Шишаков М.Л., Основы информатики. Учебное пособие, М., Филин, 1998, 496с.
-
Балафанов Е.К., Бурибаев Б., Даулеткулов А.. 30 уроков по информатике, Алматы, Джагамбек, 1999г, 442с (на русском и казахском языках)
Тема (В): Прямой и обратный коды (1 час). Выполнение арифметических операций с числами с плавающей запятой (1 час).
Цель: Умение решать задачи на перевод чисел, с мантиссой числа.
Форма проведения: комбинированная
Задания.
1. Найти дополнительные коды чисел: а) 100112; 11012-11002; б) 4578; 1768 -678; в)А916, АВ516 -77А16. г) 52710-13610.
2. Выполнить вычитание числа 101012 из числа 1101102 напрямую и через сложение (дополнительный код).
3. Привести примеры арифметических действий в СС с основаниями 10, 2, 8 и 16. Вычитание выполнить обычным способом и через дополнительный код.
4. Схематически изобразить содержимое 8-разрядных ячеек памяти некоторой ЭВМ после записи в них чисел а) 1310, б) 1710, в) -3110 в формате с плавающей и фиксированной запятой.
5. Схематически изобразить содержимое 13-разрядных ячеек памяти ЭВМ, в которой знак числа и знак порядка записываются в разряды 2-8, порядок – в разряды 9-12, после записи в них в формате с плавающей запятой чисел а) 9010, б) 6,2510, в) -0,002310.
Вопросы:
-
В каких форматах в памяти ЭВМ хранятся числа?
-
Зачем в ЭВМ используются два формата представления чисел: с плавающей и фиксированной точкой?
-
Что является знаком разделения целой и дробной части числа?
-
Что называется дополнительным кодом?
-
Что такое переполнение?
-
Что такое мантисса и порядок числа?
-
Какая форма используется для представления числа с плавающей точкой?
-
Какому условию должна удовлетворять мантисса в нормализованной форме?
-
Каков диапазон представления целых чисел в 16-разрядном машинном слове?
Литература:
-
Информатика. Базовый курс. Ред. С.В. Симонович. СПб., «Питер»., 2001,-638 с.
-
Аладьев В.З., Хунт Ю.Я., Шишаков М.Л., Основы информатики. Учебное пособие, М., Филин, 1998, 496с.
-
Балафанов Е.К., Бурибаев Б., Даулеткулов А.. 30 уроков по информатике, Алматы, Джагамбек, 1999г, 442с (на русском и казахском языках).
-
Информатика. Острейковский В.А. – 2001.
3 НЕДЕЛЯ
Тема (А): Самостоятельная работа и тестирование по теме «Арифметические основы» (1 час).
Самостоятельная работа.
1. Переведите из двоичной СС в 8-ую, 10-ую, 16-ую систему счисления и наоборот следующие числа: a) (1001101)2 ; b) (10000000000110)2; c) (11000011010100000)2; d) (111000100)2; e) (111111001110001)2 ; f) (1010011)2.
2. Выполнить арифметические действия: a) (1001+101)2 ; b) (1001100/110)2; c) (1101*11)2; d) (11,100-1,011)2; e) (111,11100+1110,001)2 ; f) (10100/11)2.
Тестовый материал.
1) Какие арифметические операции применяются при переводе из десятичной в двоичную?
-
деление;
-
умножение;
-
сложение;
-
вычитание;
-
A, B.
2) Какие арифметические операции применяются при переводе дробного числа в двоичную систему?
-
деление;
-
умножение;
-
сложение;
-
вычитание;
-
A, B.
3) Какая система использует, кроме цифр от нуля до девяти, латинские буквы от A до F?
-
двоичная;
-
десятичная;
-
восьмеричная;
-
шестнадцатеричная
-
нет правильного ответа.
4) Каков диапазон в десятичной системе счисления?
-
от 0 до 255;
-
от 1 до 256;
-
от 0 до 256;
-
от 1 до 255;
-
от 0 до 1.
5) Какой цифрой в системе счисления обозначают отсутствие сигнала?
-
2;
-
3;
-
4;
-
0;
-
1.
6) Какой цифрой в системе счисления обозначают наличие сигнала?
-
2;
-
3;
-
1;
-
0;
-
4.
7) Какие арифметические операции применяются при переводе из двоичной системы в десятичную?
-
деление + сложение;
-
умножение + вычитание;
-
умножение + сложение;
-
деление + вычитание;
-
умножение.
Литература:
-
Информатика. Базовый курс. Ред. С.В. Симонович. СПб., «Питер»., 2001,-638 с.
-
Балафанов Е.К., Бурибаев Б., Даулеткулов А.. 30 уроков по информатике, Алматы, Джагамбек, 1999г, 442с (на русском и казахском языках).
-
Информатика. Острейковский В.А. – 2001.
Тема (В): Булева алгебра – построение функции, таблицы истинности, составление схем (2 часа).
Цель: научить студентов составлять булевы функции, таблицы истинности.
Форма проведения: комбинированная
Задания:
1. Построить таблицу истинности и логическую схему по данному Булеву выражению: F=(X1X2X3) X2.
2. По данному Булево выражение = Y постройте таблицу истинности.
3. По функциональной схеме составьте структурную формулу и упростите ее.
4. Упростить логическую функцию, т. е. преобразовать ее с помощью законов алгебры логики. и составьте таблицу истинности и схему.
5. По функциональной схеме составит формулу.
6. Составьте по данной схеме булеву функцию и таблицу истинности.
7. Некий любитель приключений отправился в кругосветное путешествие на яхте, оснащённой бортовым компьютером. Его предупредили, что чаще всего выходят из строя три узла компьютера — a, b, c, и дали необходимые детали для замены. Выяснить, какой именно узел надо заменить, он может по сигнальным лампочкам на контрольной панели. Лампочек тоже ровно три: x, y и z.
8. Министры иностранных дел России, США и Китая обсудили за закрытыми дверями проекты соглашения о полном разоружении, представленные каждой из стран. Отвечая затем на вопрос журналистов: "Чей именно проект был принят?", министры дали такие ответы: Россия — "Проект не наш, проект не США"; США — "Проект не России, проект Китая"; Китай — "Проект не наш, проект России". Один из них (самый откровенный) оба раза говорил правду; второй (самый скрытный) оба раза говорил неправду, третий (осторожный) один раз сказал правду, а другой раз — неправду. Определите, представителями каких стран являются откровенный, скрытный и осторожный министры.
9. Построить логическую схему и таблицу истинности по данному булеву выражению:
F=X1X2 (X3X2).
Вопросы:
1. Что называется конъюнкцией, дизъюнкцией, отрицанием? (Приведите пример).
2. Что такое логический элемент компьютера? Каким основным законам подчиняются при составлении таблицы истинности?
3. У инвертора сколько входов и сколько выходов?
4. Что такое триггер?
5. Что такое сумматор?
Литература:
-
Ростовцева И.В., Свистунова \В.В.Методическое пособие по курсу «Пользователь ПК», Санкт-Петербург, 2003г.: ОС Windows- с. 4-11, , MS Excel-21-26
-
Фигурнов В.Э. – IBM для пользователя. Краткий курс. М. : Инфра- М., 1999г, ст.25-43
4 НЕДЕЛЯ
Тема (А): Самостоятельная работа и тестирование по теме «Логические основы информатики» (1 час).
Цель: знать следующие понятия: конъюнкция, дизъюнкция, отрицание.
Уметь: освоить основные приемы работы с формулами и схемами.
Форма проведения: комбинированная
Задания: Составьте по данной схеме булеву функцию и таблицу истинности.
страница 1 страница 2 ... страница 4 | страница 5
|