Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2

Кредит 2

Семинарское занятие №1

Тема: Культура кочевых племён.

План:


  1. Материальная и духовная культура саков Семиречья.

  2. Звериный стиль в искусстве саков – воплощение их мифологии, особая знаковая система кочевников.

  3. Культура древних тюрков.

  4. Специфика культуры кочевья и основные этапы её развития.

Изучите задания и напишите конспект.
Основная литература: 2,10
Дополнительная литература: 20,23, 25, 33.

Методические рекомендации:

  1. Изучите вопросы и напишите конспект, проработав основную и дополнительную литературу.

  2. Особое внимание обратите на 4 вопрос, обратившись к учебному пособию Поликарпова В.С. Лекции по культурологии.

  3. Обратите внимание на новые термины, обратитесь к справочной литературе.


План занятия 1

в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя.

Подготовьтесь к письменной работе по теме: Культура кочевых племён.



Форма проведения: письменная работа, собеседование.
Методические рекомендации:

  1. Обратите внимание на новую терминологию, даты. Запомните их.

  2. Необходимо знать основные этапы развития кочевой культуры, уметь давать им характеристику.

  3. Соотнесите этапы развития кочевой культуры с историей культуры Казахстана.

  4. Выделите характерные черты «звериного стиля» на примере «Золотого человека» из сакского кургана.


Рекомендуемая литература 2, 10,33

План занятия №1

в рамках самостоятельной работы студентов.

Посетите городской краеведческий музей. Познакомьтесь с материалами, посвящёнными древней культуре Восточного Казахстана. представленными в нём.


Методические рекомендации:

  1. В ходе посещения музея, делайте записи о экспонатах, представленных в музее.

  2. Подготовьте письменный отчёт в свободной форме.


Рекомендуемая литература: 2.
План семинарского занятия №2

Тема: Средневековая культура Казахстана.

План:


  1. Великий шёлковый путь в истории культуры Казахстана: освоение ценностей соседских культур.

  2. Средневековые города Казахстана – центры развития культуры.

  3. Эстетика казахского средневекового быта.

  4. Казахский эпос и его особенности.

5.Проникновение и утверждение ислама в казахской степи.

Изучите вопросы и напишите конспект.


Рекомендуемая литература: 10.34.

Дополнительная литература:

Методические указания:

  1. При подготовке к данному занятию необходимо вспомнить тему «Европейская средневековая культура», а также «Арабо-мусульманская культура средневековья».

  2. Раскрывая сущность вопроса, выделите общее и особенное в развитии средневековой культуры Казахстана в мировом контексте.


План занятия №2

в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя.

Подготовьтесь к письменной работе по теме «Средневековая культура Казахстана».



Форма проведения – письменная работа.
Методические рекомендации:

  1. По данной теме необходимо знать основные центры развития культуры.

  2. Обратить особое внимание на то, как и какие ценности осваивались народами Казахстана, благодаря Великому шёлковому пути.

  3. При раскрытии пятого вопроса практического занятия особое внимание обратить на последствия утверждения ислама на территории Казахстана.

  4. В конспекте выделить новые термины и ключевые даты, запомнить их.


Рекомендуемая литература:2.10.34.

План занятия №2

в рамках самостоятельной работы студентов.

Посетите городской этнографический музей, познакомьтесь с экспозицией музея, посвящённой традициям и быту казахского народа.


Методические рекомендации:

  1. В ходе посещения музея делайте записи о экспонатах, представленных в музее.

2. Подготовьте письменный отчёт. Форма отчёта свободная.

Рекомендуемая литература: 34.
План семинарского занятия №3

Тема: Культура Казахстана 17-19 вв.

План:


  1. Культура Казахстана в составе Российской империи.

  2. Казахское Просвещение 19 в.: Ч. Валиханов, И. Алтынсарин, Абай Кунанбаев.

  3. Культурологические взгляды Шакарима.

Изучите вопросы и составьте конспект.



Основная литература:2,10,
Методические указания:

  1. При работе по первому вопросу обратите внимание как на позитивные, так и на негативные последствия развития культуры Казахстана в составе Российской империи.

  2. Покажите особенности казахского Просвещения в сравнении с европейским или российским.

  3. Сформулируйте ключевые идеи Шакарима и покажите их актуальность для нашего времени.


План занятия №3

в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя.

Подготовьте краткое выступление на тему: «Вхождение Казахстана в состав Российской империи – диалог культур или колонизация?»



Форма проведения – дискуссия.
Методические рекомендации:

Основными требованиями к выступлению являются: лаконичность, логика и доказательность в изложении сути вопроса; умение отстаивать свою точку зрения.


Рекомендуемая литература: 2,10.

План занятия №3

в рамках самостоятельной работы студентов.

Составьте таблицу по теме «Культурологические взгляды казахских просветителей»


Методические рекомендации:

Для выполнения задания изучите тему «Культура Казахстана 17-19 вв.». Систематизируйте теоретический материал в таблицу. Форма таблицы свободная.


Рекомендуемая литература: 2,10.

План семинарского занятия №4.
Tема: Культура Казахстана 20 в.

План:


  1. Особенности культурного строительства в советском Казахстане.

  2. Индустриализация и коллективизация, их последствия для культуры Казахстана.

  3. Тоталитарная система и этнокультурная обстановка в Казахстане.

  4. Независимый Казахстан – духовная ситуация времени и задачи культурного возрождения.

  5. Перспективы развития казахской культуры в 21 веке.

Изучите вопросы и напишите конспект.
Основная литература: 2,10.

Методические рекомендации:

При подготовке к занятию необходимо вспомнить материал по истории Казахстана советского периода: сущность, содержание и этапы социалистической культурной революции, понятие культурного геноцида, маргинальность и манкуртизм советской культуры, тоталитаризм и культура, развал Советского Союза и демонтаж тоталитарной системы. Обратить особое внимание на следующие аспекты: обострение межнациональных отношений и коллизий этнокультуры, рынок и культура, вестернизацию казахской культуры, социокультурные процессы в религии, искусстве, образовании, основные направления культурного строительства.


План занятия №4

в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя.

Подготовьтесь к письменной работе по теме «Культура Казахстана 20 в.».


Форма проведения – письменная работа, собеседование.
Методические рекомендации:

При подготовке к письменной работе особое внимание уделите новой терминологии, при необходимости обратитесь к справочной литературе. Запомните основные даты. Также необходимо уметь обрисовать перспективы развития казахской культуры в 21 веке.


Рекомендуемая литература: 2,10.

План занятия №4

в рамках самостоятельной работы студентов.

Посетите этнографический музей с целью знакомства с экспозицией «Этнокультура Казахстана».



Методические указания:

При посещении музея обратите внимание на то, как сохраняются и возрождаются культурные традиции этносов, проживающих в Казахстане. Выясните, какие национально-культурные центры есть в нашем городе. Какую роль они играют на ваш взгляд в упрочении межнационального согласия? Свои мысли изложите письменно в форме.


Рекомендуемая литература 2,10

2.4 . - Нет.


3.6.Список рекомендованной литературы:

Основная литература


1. Борев Ю. Эстетика./ Борев Ю. – М., 1988.

2. Габитов Т., Муталипов Ж., Кулсариева А. Культурология./ Габитов Т. и др. – Алматы, 2001.

3. Культурология в вопросах и ответах./ под ред. Драча Г.В. – М., 2000.

4. Культурология. История мировой культуры./Под ред. Марковой А.Н. – М., 1997.

5. Культурология для технических вузов. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001.

6. Кононенко Б.И. Основы культурологии./ Б.И. Кононенко. – М., 2002

7. Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры./ А.С. Кармин. – Спб., 1997.

8. Мамонтов С.П. Основы культурологии./ Мамонтов С.П. – М., 1994

9. Малюга Ю. Я, Культурология./ Ю.Я. Малюга. – М., 1998.

10.Тимошинов В.И. Культурология. / Тимошинов В.И. – Алматы, 1997.

11.Эстетика. Словарь. – М., 1989.
Дополнительная литература
12. Аверинцев С.С. Древние цивилизации./ Аверинцев С.С. – М., 1989.

13 Античность как тип культуры. – М., 1989.

14.Актуальные проблемы культуры 20 века. – М., 1993.

15. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства/ Гуревич А.Я. – М., 1990.

16. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности./ Л.М. Баткин. – М., 1989.

17. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств./ Дмитриева Н.А. – М., 1987.

18. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств./ Дмитриева Н.А. – М., 1991.

19.Еремеев Д.Я. Ислам: образ жизни стиль мышления./ Д.Е. Еремеев. – М., 1990.

20. Жуковская Н.Л. Судьба кочевой культуры./ Жуковская Н.Л. – М., 1990.

21. История культуры России. – М., 1993.

22 Куманецкий К. История культуры Др. Греции и Рима./ Куманецкий К. – М., 1990.

23 Касымжанов А.Х., Касымжанова С. А. Духовное наследие казахского народа./ Касымжанов А.Х., Касымжанова С.А. – Алматы.1991.

24Каган М.С. Искусство в системе культуры./ Каган М.С. – Л., 1987.

25. Плетнёва С.А. Кочевники средневековья./ С.А. Плетнева. – М., 1982.

26. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество./ Сорокин П. – М., 1992.

27. Тайлор Э. Первобытная культура./ Тайлор Э. – М., 1989.

28. Хейзинга Й. Человек играющий./ Хейзинга Й. – М., 1992.

29. Чучайкина И.Е. Искусство как феномен культуры./ Чучайкина И.Е.// Социально-политический журнал. – 1994. - №7, №8.

30. Швейцер А. Культура и этика./ Швейцер А. – М., 1973.

31.Юхвидин Л.А. Мировая художественная культура./ Л.А. Юхвидин. – М., 1996.

32.Ясперс К. Смысл и назначение истории./ Ясперс К. – М., 1992.

33 Поликарпов В.С. Лекции по культурологии./ В.С. Поликарпов. – М., 1997.

34 Шаханова Н. Мир традиционной культуры казахов./ Н. Шаханова. – Алматы, 1998.

3.7.Шкала оценки знаний, критерии оценки знаний

Рейтинг-шкала


Форма контроля

Баллы

Текущий

20

Промежуточный (рубежный)

20

Домашний

20

Итоговый

40

Всего

100




    1. Шкала и критерии оценивания различных видов работ:

  1. Лекция - 5 (посещение - 3балла, подробное конспектирование 2 балла)

  2. Семинарское занятие – 10 (посещение - 2 балла, подробное конспектирование 5 баллов, участие в обсуждении -3 балла)

  3. Составление таблиц, схем – 5

  4. Конспект – 10

  5. Контрольная работа – 10 (содержание - 7 баллов, своевременное предоставление работы - 3 балла)

  6. Коллоквиум, собеседование, эссе, тест – 15

  7. Реферат -5 (содержание - 7 баллов, оформление - 2 балла, защита - 1 балл)

Итого: 60 баллов



4.Политика курса

  • обязательное посещение групповых и индивидуальных занятий и консультаций;

  • своевременное выполнение графика отчетных работ;

  • соблюдение методических рекомендаций по выполнению заданий;

  • соблюдение тематики письменных работ, контрольных работ и др. текущих и рубежных форм контроля;

  • обязательное использование рекомендованной литературы при организации самостоятельной работы.

  • обязательное самостоятельное выполнение тестовых заданий, проверка ответов по ключу и анализ допущенных ошибок;

  • обязательное ведение рабочей тетради по культурологии, конспектирование в ней изучаемого материала и оформление материала в виде таблиц, схем; письменное выполнение упражнений и др. заданий;

  • своевременное предъявление рабочей тетради для проверки;

  • не опаздывать на практические занятия, индивидуальные занятия и консультации;

  • отключать сотовый телефон и не жевать жевательную резинку во время занятий, консультаций;

  • в случае пропусков занятий / консультаций и несвоевременного выполнения заданий Вам может быть снижен коэффициент значимости заданий.


2.8.Тестовые задания


  1. Термин «культура» появился в:

а) Греции; г) эпоху Возрождения

б) Риме; д) эпоху Просвещения.

в) Египте;




  1. «Генезис, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни» является определением:

а) культуры; б) материальной культуры; в) духовной культуры;

г) мировой культуры; д) предмета культурологии.


  1. «Окружающая человека искусственная среда» – определение:

а) мировой культуры; б) материальной культуры;

в) духовной культуры; г) физической культуры. д) художественной культуры.


  1. Категория духовной культуры:

а) технологии;

б) мораль;


в) связь и средства связи;

г) здания и сооружения;

д) сорта растений


  1. Сколько сейчас существует видов искусства с точки зрения Ю.Борева:

а) 9; б) 13; в) 7; г) 5; д) 21.


  1. Основная функция культуры:

а) гуманистическая; г) ценностная;

б) информационно- д) знаковая.

познавательная;

в) регулятивная;




  1. Самые ранние памятники культуры относятся к эпохе:

а) палеолита; г) энеолита;

б) мезолита; д) бронзы;

в) неолита;


  1. Наскальные росписи были открыты в:

а) 5 в. до н. э.; г) 15 в. н. э.;

б) 1 в. н. э.; д) в конце 19 века н. э.

в) 7 в. н. э.;


  1. Камни, врытые в землю по кругу, называются:

а) петроглифы; г) кромлехи;

б) дольмены; д)палеолитические венеры.

в) менгиры;


  1. Изображения, сделанные первобытными людьми на камнях,

называются:

а) петроглифы; г) кромлехи;

б) дольмены; д)палеолитические венеры.

в) менгиры;

11) Кносский дворец был открыт археологом:

а) Эвансом; г) Леви – Брюлем;

б) Шлиманом; д) Картальяком.

в) Саутуолой;

12) Могилы микенских царей были открыты:

а) Эвансом; г) Леви-Брюлем;

б) Шлиманом; д) Картальяком.

в) Саутуолой;

13) Стиль керамики на острове Крит называется:

а) геометрический; д) триумфальный. б) камарес;

в) чернофигурный; г) краснофигурный;

14) Древнейший архитектурный стиль в Греции:

а) дорический; г) камарес;

б) ионический; д) классический.

в) коринфский;


  1. Архитектурный стиль, колонны которого украшены листьями аканта,

называется:

а) дорический; г) камарес;

б) ионический; д) классический.

в) коринфский;



  1. Афинский акрополь был создан в период:

а) архаики; г) догомеровский;

б) классики; д) гомеровский.

в) эллинизма;


  1. Статуи курсов и кор созданы в период:

а) архаики; г) догомеровский;

б) классики; д) гомеровский.

в) эллинизма;

18) Автор статуи «Дискобол»:

а) Мирон; г) Агесандр;

б) Фидий; д) Скопас.

в) Поликлет;

19) Автор статуи «Афродита Милосская»

а) Мирон; г) Агесандр;

б) Фидий; д) Скопас.

в) Поликлет;

20) На формирование цивилизации Древнего Рима наибольшее влияние

оказала культура:

а) греков; г) египтян;

б) хеттов; д) шумеров;

в) хурритов;

Ответы : 1-б; 2-д; 3-б; 4-б; 5-б; 6-а; 7-а; 8-д; 9-г; 10-а; 11- а; 12-б;

13-б; 14-а; 15-в; 16- б;17-а; 18-а; 19 -г ;20-а; 21-в; 22а-; 23-а; 24 - а; 25- г.


2.9.Экзаменационные вопросы по курсу.


  1. Понятие о культуре.

  2. Функции культуры.

  3. Основные виды искусства.

  4. Особенности первобытной культуры эпохи палеолита.

  5. Особенности первобытной культуры эпохи неолита.

  6. Культура Древнего Египта (Древнее и Среднее царство)

  7. Культура Древнего Египта (Новое царство)

  8. Крито-микенская культура.

  9. Культура Древней Греции: архаика.

  10. Культура Древней Греции: классика .

  11. Культура Древней Греции: элинизм.

  12. Этрусская культура и ее влияние на формирование древнеримской цивилизации.

  13. Культура Древнего Рима.

  14. Раннехристианская культура.

  15. Культура Византии.

  16. Культура Древней Руси.

  17. Арабо-мусульманская культура.

  18. Дороманская и романская культура западного средневековья.

  19. Готическая система в средневековой культуре Европы.

  20. Культура эпохи Возрождения.

  21. Стиль барокко в культуре 17 века.

  22. Особенности стиля рококо.

  23. Классицизм в культуре 18 века.

  24. Романтизм в культуре 19 века.

  25. Реализм в культуре в 19 века.

  26. Импрессионпзм и постимпрессионизм в культуре конца 19 – нач 20 века.

  27. Стиль модерн и символизм в культуре начала 20 века.

  28. Модернизм: фовизм и экспрессионизм .

  29. Модернизм: кубизм и футуризм.

  30. Модернизм: сюрреализм и абстракционизм.

  31. Наивизм в культуре 20 века.

  32. Культурологические концепции мыслителей: О. Шпенглер, К. Юнг, А. Тойнби, З. Фрейд,К. Леви-Стросс, П. Сорокин, Й. Хейзинга.

  33. Истоки казахской культуры.

  34. Традиционная культура казахов.

  35. Культура Казахстана в новейшее время.

  36. Памятники культуры Восточного Казахстана.






страница 1 страница 2

Смотрите также: