страница 1 страница 2
Кредит 2 Семинарское занятие №1
Тема: Культура кочевых племён.
План:
-
Материальная и духовная культура саков Семиречья.
-
Звериный стиль в искусстве саков – воплощение их мифологии, особая знаковая система кочевников.
-
Культура древних тюрков.
-
Специфика культуры кочевья и основные этапы её развития.
Изучите задания и напишите конспект.
Основная литература: 2,10
Дополнительная литература: 20,23, 25, 33.
Методические рекомендации:
-
Изучите вопросы и напишите конспект, проработав основную и дополнительную литературу.
-
Особое внимание обратите на 4 вопрос, обратившись к учебному пособию Поликарпова В.С. Лекции по культурологии.
-
Обратите внимание на новые термины, обратитесь к справочной литературе.
План занятия 1
в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя.
Подготовьтесь к письменной работе по теме: Культура кочевых племён.
Форма проведения: письменная работа, собеседование.
Методические рекомендации:
-
Обратите внимание на новую терминологию, даты. Запомните их.
-
Необходимо знать основные этапы развития кочевой культуры, уметь давать им характеристику.
-
Соотнесите этапы развития кочевой культуры с историей культуры Казахстана.
-
Выделите характерные черты «звериного стиля» на примере «Золотого человека» из сакского кургана.
Рекомендуемая литература 2, 10,33
План занятия №1
в рамках самостоятельной работы студентов.
Посетите городской краеведческий музей. Познакомьтесь с материалами, посвящёнными древней культуре Восточного Казахстана. представленными в нём.
Методические рекомендации:
-
В ходе посещения музея, делайте записи о экспонатах, представленных в музее.
-
Подготовьте письменный отчёт в свободной форме.
Рекомендуемая литература: 2.
План семинарского занятия №2
Тема: Средневековая культура Казахстана.
План:
-
Великий шёлковый путь в истории культуры Казахстана: освоение ценностей соседских культур.
-
Средневековые города Казахстана – центры развития культуры.
-
Эстетика казахского средневекового быта.
-
Казахский эпос и его особенности.
5.Проникновение и утверждение ислама в казахской степи.
Изучите вопросы и напишите конспект.
Рекомендуемая литература: 10.34.
Дополнительная литература:
Методические указания:
-
При подготовке к данному занятию необходимо вспомнить тему «Европейская средневековая культура», а также «Арабо-мусульманская культура средневековья».
-
Раскрывая сущность вопроса, выделите общее и особенное в развитии средневековой культуры Казахстана в мировом контексте.
План занятия №2
в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя.
Подготовьтесь к письменной работе по теме «Средневековая культура Казахстана».
Форма проведения – письменная работа.
Методические рекомендации:
-
По данной теме необходимо знать основные центры развития культуры.
-
Обратить особое внимание на то, как и какие ценности осваивались народами Казахстана, благодаря Великому шёлковому пути.
-
При раскрытии пятого вопроса практического занятия особое внимание обратить на последствия утверждения ислама на территории Казахстана.
-
В конспекте выделить новые термины и ключевые даты, запомнить их.
Рекомендуемая литература:2.10.34.
План занятия №2
в рамках самостоятельной работы студентов.
Посетите городской этнографический музей, познакомьтесь с экспозицией музея, посвящённой традициям и быту казахского народа.
Методические рекомендации:
-
В ходе посещения музея делайте записи о экспонатах, представленных в музее.
2. Подготовьте письменный отчёт. Форма отчёта свободная.
Рекомендуемая литература: 34.
План семинарского занятия №3
Тема: Культура Казахстана 17-19 вв.
План:
-
Культура Казахстана в составе Российской империи.
-
Казахское Просвещение 19 в.: Ч. Валиханов, И. Алтынсарин, Абай Кунанбаев.
-
Культурологические взгляды Шакарима.
Изучите вопросы и составьте конспект.
Основная литература:2,10,
Методические указания:
-
При работе по первому вопросу обратите внимание как на позитивные, так и на негативные последствия развития культуры Казахстана в составе Российской империи.
-
Покажите особенности казахского Просвещения в сравнении с европейским или российским.
-
Сформулируйте ключевые идеи Шакарима и покажите их актуальность для нашего времени.
План занятия №3
в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя.
Подготовьте краткое выступление на тему: «Вхождение Казахстана в состав Российской империи – диалог культур или колонизация?»
Форма проведения – дискуссия.
Методические рекомендации:
Основными требованиями к выступлению являются: лаконичность, логика и доказательность в изложении сути вопроса; умение отстаивать свою точку зрения.
Рекомендуемая литература: 2,10.
План занятия №3
в рамках самостоятельной работы студентов.
Составьте таблицу по теме «Культурологические взгляды казахских просветителей»
Методические рекомендации:
Для выполнения задания изучите тему «Культура Казахстана 17-19 вв.». Систематизируйте теоретический материал в таблицу. Форма таблицы свободная.
Рекомендуемая литература: 2,10.
План семинарского занятия №4.
Tема: Культура Казахстана 20 в.
План:
-
Особенности культурного строительства в советском Казахстане.
-
Индустриализация и коллективизация, их последствия для культуры Казахстана.
-
Тоталитарная система и этнокультурная обстановка в Казахстане.
-
Независимый Казахстан – духовная ситуация времени и задачи культурного возрождения.
-
Перспективы развития казахской культуры в 21 веке.
Изучите вопросы и напишите конспект.
Основная литература: 2,10.
Методические рекомендации:
При подготовке к занятию необходимо вспомнить материал по истории Казахстана советского периода: сущность, содержание и этапы социалистической культурной революции, понятие культурного геноцида, маргинальность и манкуртизм советской культуры, тоталитаризм и культура, развал Советского Союза и демонтаж тоталитарной системы. Обратить особое внимание на следующие аспекты: обострение межнациональных отношений и коллизий этнокультуры, рынок и культура, вестернизацию казахской культуры, социокультурные процессы в религии, искусстве, образовании, основные направления культурного строительства.
План занятия №4
в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя.
Подготовьтесь к письменной работе по теме «Культура Казахстана 20 в.».
Форма проведения – письменная работа, собеседование.
Методические рекомендации:
При подготовке к письменной работе особое внимание уделите новой терминологии, при необходимости обратитесь к справочной литературе. Запомните основные даты. Также необходимо уметь обрисовать перспективы развития казахской культуры в 21 веке.
Рекомендуемая литература: 2,10.
План занятия №4
в рамках самостоятельной работы студентов.
Посетите этнографический музей с целью знакомства с экспозицией «Этнокультура Казахстана».
Методические указания:
При посещении музея обратите внимание на то, как сохраняются и возрождаются культурные традиции этносов, проживающих в Казахстане. Выясните, какие национально-культурные центры есть в нашем городе. Какую роль они играют на ваш взгляд в упрочении межнационального согласия? Свои мысли изложите письменно в форме.
Рекомендуемая литература 2,10
2.4 . - Нет.
3.6.Список рекомендованной литературы:
Основная литература
1. Борев Ю. Эстетика./ Борев Ю. – М., 1988.
2. Габитов Т., Муталипов Ж., Кулсариева А. Культурология./ Габитов Т. и др. – Алматы, 2001.
3. Культурология в вопросах и ответах./ под ред. Драча Г.В. – М., 2000.
4. Культурология. История мировой культуры./Под ред. Марковой А.Н. – М., 1997.
5. Культурология для технических вузов. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001.
6. Кононенко Б.И. Основы культурологии./ Б.И. Кононенко. – М., 2002
7. Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры./ А.С. Кармин. – Спб., 1997.
8. Мамонтов С.П. Основы культурологии./ Мамонтов С.П. – М., 1994
9. Малюга Ю. Я, Культурология./ Ю.Я. Малюга. – М., 1998.
10.Тимошинов В.И. Культурология. / Тимошинов В.И. – Алматы, 1997.
11.Эстетика. Словарь. – М., 1989.
Дополнительная литература
12. Аверинцев С.С. Древние цивилизации./ Аверинцев С.С. – М., 1989.
13 Античность как тип культуры. – М., 1989.
14.Актуальные проблемы культуры 20 века. – М., 1993.
15. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства/ Гуревич А.Я. – М., 1990.
16. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности./ Л.М. Баткин. – М., 1989.
17. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств./ Дмитриева Н.А. – М., 1987.
18. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств./ Дмитриева Н.А. – М., 1991.
19.Еремеев Д.Я. Ислам: образ жизни стиль мышления./ Д.Е. Еремеев. – М., 1990.
20. Жуковская Н.Л. Судьба кочевой культуры./ Жуковская Н.Л. – М., 1990.
21. История культуры России. – М., 1993.
22 Куманецкий К. История культуры Др. Греции и Рима./ Куманецкий К. – М., 1990.
23 Касымжанов А.Х., Касымжанова С. А. Духовное наследие казахского народа./ Касымжанов А.Х., Касымжанова С.А. – Алматы.1991.
24Каган М.С. Искусство в системе культуры./ Каган М.С. – Л., 1987.
25. Плетнёва С.А. Кочевники средневековья./ С.А. Плетнева. – М., 1982.
26. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество./ Сорокин П. – М., 1992.
27. Тайлор Э. Первобытная культура./ Тайлор Э. – М., 1989.
28. Хейзинга Й. Человек играющий./ Хейзинга Й. – М., 1992.
29. Чучайкина И.Е. Искусство как феномен культуры./ Чучайкина И.Е.// Социально-политический журнал. – 1994. - №7, №8.
30. Швейцер А. Культура и этика./ Швейцер А. – М., 1973.
31.Юхвидин Л.А. Мировая художественная культура./ Л.А. Юхвидин. – М., 1996.
32.Ясперс К. Смысл и назначение истории./ Ясперс К. – М., 1992.
33 Поликарпов В.С. Лекции по культурологии./ В.С. Поликарпов. – М., 1997.
34 Шаханова Н. Мир традиционной культуры казахов./ Н. Шаханова. – Алматы, 1998.
3.7.Шкала оценки знаний, критерии оценки знаний
Рейтинг-шкала
Форма контроля
|
Баллы
|
Текущий
|
20
|
Промежуточный (рубежный)
|
20
|
Домашний
|
20
|
Итоговый
|
40
|
Всего
|
100
|
-
Шкала и критерии оценивания различных видов работ:
-
Лекция - 5 (посещение - 3балла, подробное конспектирование 2 балла)
-
Семинарское занятие – 10 (посещение - 2 балла, подробное конспектирование 5 баллов, участие в обсуждении -3 балла)
-
Составление таблиц, схем – 5
-
Конспект – 10
-
Контрольная работа – 10 (содержание - 7 баллов, своевременное предоставление работы - 3 балла)
-
Коллоквиум, собеседование, эссе, тест – 15
-
Реферат -5 (содержание - 7 баллов, оформление - 2 балла, защита - 1 балл)
Итого: 60 баллов
4.Политика курса
-
обязательное посещение групповых и индивидуальных занятий и консультаций;
-
своевременное выполнение графика отчетных работ;
-
соблюдение методических рекомендаций по выполнению заданий;
-
соблюдение тематики письменных работ, контрольных работ и др. текущих и рубежных форм контроля;
-
обязательное использование рекомендованной литературы при организации самостоятельной работы.
-
обязательное самостоятельное выполнение тестовых заданий, проверка ответов по ключу и анализ допущенных ошибок;
-
обязательное ведение рабочей тетради по культурологии, конспектирование в ней изучаемого материала и оформление материала в виде таблиц, схем; письменное выполнение упражнений и др. заданий;
-
своевременное предъявление рабочей тетради для проверки;
-
не опаздывать на практические занятия, индивидуальные занятия и консультации;
-
отключать сотовый телефон и не жевать жевательную резинку во время занятий, консультаций;
-
в случае пропусков занятий / консультаций и несвоевременного выполнения заданий Вам может быть снижен коэффициент значимости заданий.
2.8.Тестовые задания
-
Термин «культура» появился в:
а) Греции; г) эпоху Возрождения
б) Риме; д) эпоху Просвещения.
в) Египте;
-
«Генезис, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни» является определением:
а) культуры; б) материальной культуры; в) духовной культуры;
г) мировой культуры; д) предмета культурологии.
-
«Окружающая человека искусственная среда» – определение:
а) мировой культуры; б) материальной культуры;
в) духовной культуры; г) физической культуры. д) художественной культуры.
-
Категория духовной культуры:
а) технологии;
б) мораль;
в) связь и средства связи;
г) здания и сооружения;
д) сорта растений
-
Сколько сейчас существует видов искусства с точки зрения Ю.Борева:
а) 9; б) 13; в) 7; г) 5; д) 21.
-
Основная функция культуры:
а) гуманистическая; г) ценностная;
б) информационно- д) знаковая.
познавательная;
в) регулятивная;
-
Самые ранние памятники культуры относятся к эпохе:
а) палеолита; г) энеолита;
б) мезолита; д) бронзы;
в) неолита;
-
Наскальные росписи были открыты в:
а) 5 в. до н. э.; г) 15 в. н. э.;
б) 1 в. н. э.; д) в конце 19 века н. э.
в) 7 в. н. э.;
-
Камни, врытые в землю по кругу, называются:
а) петроглифы; г) кромлехи;
б) дольмены; д)палеолитические венеры.
в) менгиры;
-
Изображения, сделанные первобытными людьми на камнях,
называются:
а) петроглифы; г) кромлехи;
б) дольмены; д)палеолитические венеры.
в) менгиры;
11) Кносский дворец был открыт археологом:
а) Эвансом; г) Леви – Брюлем;
б) Шлиманом; д) Картальяком.
в) Саутуолой;
12) Могилы микенских царей были открыты:
а) Эвансом; г) Леви-Брюлем;
б) Шлиманом; д) Картальяком.
в) Саутуолой;
13) Стиль керамики на острове Крит называется:
а) геометрический; д) триумфальный. б) камарес;
в) чернофигурный; г) краснофигурный;
14) Древнейший архитектурный стиль в Греции:
а) дорический; г) камарес;
б) ионический; д) классический.
в) коринфский;
-
Архитектурный стиль, колонны которого украшены листьями аканта,
называется:
а) дорический; г) камарес;
б) ионический; д) классический.
в) коринфский;
-
Афинский акрополь был создан в период:
а) архаики; г) догомеровский;
б) классики; д) гомеровский.
в) эллинизма;
-
Статуи курсов и кор созданы в период:
а) архаики; г) догомеровский;
б) классики; д) гомеровский.
в) эллинизма;
18) Автор статуи «Дискобол»:
а) Мирон; г) Агесандр;
б) Фидий; д) Скопас.
в) Поликлет;
19) Автор статуи «Афродита Милосская»
а) Мирон; г) Агесандр;
б) Фидий; д) Скопас.
в) Поликлет;
20) На формирование цивилизации Древнего Рима наибольшее влияние
оказала культура:
а) греков; г) египтян;
б) хеттов; д) шумеров;
в) хурритов;
Ответы : 1-б; 2-д; 3-б; 4-б; 5-б; 6-а; 7-а; 8-д; 9-г; 10-а; 11- а; 12-б;
13-б; 14-а; 15-в; 16- б;17-а; 18-а; 19 -г ;20-а; 21-в; 22а-; 23-а; 24 - а; 25- г.
2.9.Экзаменационные вопросы по курсу.
-
Понятие о культуре.
-
Функции культуры.
-
Основные виды искусства.
-
Особенности первобытной культуры эпохи палеолита.
-
Особенности первобытной культуры эпохи неолита.
-
Культура Древнего Египта (Древнее и Среднее царство)
-
Культура Древнего Египта (Новое царство)
-
Крито-микенская культура.
-
Культура Древней Греции: архаика.
-
Культура Древней Греции: классика .
-
Культура Древней Греции: элинизм.
-
Этрусская культура и ее влияние на формирование древнеримской цивилизации.
-
Культура Древнего Рима.
-
Раннехристианская культура.
-
Культура Византии.
-
Культура Древней Руси.
-
Арабо-мусульманская культура.
-
Дороманская и романская культура западного средневековья.
-
Готическая система в средневековой культуре Европы.
-
Культура эпохи Возрождения.
-
Стиль барокко в культуре 17 века.
-
Особенности стиля рококо.
-
Классицизм в культуре 18 века.
-
Романтизм в культуре 19 века.
-
Реализм в культуре в 19 века.
-
Импрессионпзм и постимпрессионизм в культуре конца 19 – нач 20 века.
-
Стиль модерн и символизм в культуре начала 20 века.
-
Модернизм: фовизм и экспрессионизм .
-
Модернизм: кубизм и футуризм.
-
Модернизм: сюрреализм и абстракционизм.
-
Наивизм в культуре 20 века.
-
Культурологические концепции мыслителей: О. Шпенглер, К. Юнг, А. Тойнби, З. Фрейд,К. Леви-Стросс, П. Сорокин, Й. Хейзинга.
-
Истоки казахской культуры.
-
Традиционная культура казахов.
-
Культура Казахстана в новейшее время.
-
Памятники культуры Восточного Казахстана.
страница 1 страница 2
|