страница 1 страница 2  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. С. АМАНЖОЛОВА 
Институт истории и международных отношений 
 
кафедра философии и  
социально-политических теорий
 
 
 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
 по дисциплине “Культурология”
 
для специальностей: 050119 Иностранный язык,  
050207 Переводческое дело.
 
Усть-Каменогорск, 2005г.  
УМК обсужден на заседании кафедры философии и социально-политических теорий Протокол № 7 от  2 марта 2005 г.
 
УМК одобрен на заседании метод. совета Института истории и международных отношений 
Протокол №  6 от 10 февраля 2005 г. 
 
Аннотация УМК. Вузовский курс культурологии носит профессионально-ориентированный характер. Поэтому основной задачей курса является интеграция в учебном процессе гуманитарного и экономического знания с целью формирования у студентов системного мышления, а также обучению использования знаний прикладной культурологии в работе по специальности. Основные темы курса даны в таблицах, указаны промежуточные и итоговые контроли, прилагаются списки основной и дополнительной литературы, методические указания по выполнению СРС и график выполнения и сдачи заданий по дисциплине.   
 
 Учебно-методический комплекс по культурологии для студентов гуманитарных специальностей / Сост. Царегородцева С.С.
 I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
 
 (Syllabus)
 
 
  - 
 Общие сведения:
  - 
 Название дисциплины «Культурология».
  - 
 Кафедра философии и социально-политических теорий.
  - 
 Ф.И.О. преподавателя: 
       
 Царегородцева Светлана Сергеевна
   - 
 Контактная информация: тел., - 54-04-76, электронный адрес: alatas@ok.kz, время пребывания на кафедре: среда, 15.00.
  - 
 Место проведения: 9 уч. корпус, ул. Крылова, 72, 
  - 
 Количество кредитов: 2.
  - 
 Выписка из учебного плана. 
      
 
 
              Курс  |    Семестр  |   
 Кредиты
  |   
 Лекции 
  |   
 Семи-
нары
   |   
 СРСП
  |   
 СРС
  |   
 Всего
  |   
 Форма 
контроля
   |      
 1
  |   
 1
  |   
 2 
  |   
 15 
  |   
 15
  |   
 30
  |   
 30
  |   
 90
  |   
 экзамен 
  |      
 
 
   - 
 Пререквизиты курса: всемирная история, история Казахстана, всемирная литература, изобразительное искусство, музыка.
  - 
 Постреквизиты 
      
 Знание культурологии используется в дисциплинах социально-гуманитарного цикла таких как: философия, политология, социология, история Казахстана; а также этика делового общения, управление персоналом, управление человеческими ресурсами, экономическая теория и др. Это дает возможность использовать знания по культурологии (особенно прикладной) в будущей профессиональной деятельности . 
По завершению курса культурология студент должен овладеть следующими знаниями и умениями: 
  - 
 Умение работать с учебной литературой, распределять учебный материал во времени и последовательности его изучения и усвоения.
  - 
 Умение использовать, полученные знания при выявлении причинно-следственных связей между природно-климатическими условиями и развитием культуры: природно-климатическими условиями, природными ресурсами и географическим положением и развитием экономики.
  - 
 Умение самостоятельного анализа и оценки разнообразных явлений культурной жизни.
  - 
 Умение составлять тезисы, схемы, анализировать ответы, грамотно строить свой ответ.
  - 
 Знание ключевых понятий курса, теоретических основ базовых культурологических концепций.
    
 - Знание основных культурно-исторических центров, закономерностей их функционирования и развития, места культуры
  - 
 Знание основных культурно-исторических центров, закономерностей их функционирования и развития, места культуры Казахстана в системе мировой культуры.
     - 
 Краткое описание курса:  
  - 
 Цель курса:
        - 
 Формирование культурного базиса для усвоения общеобразовательных и специальных дисциплин, в соответствии с требованиями гуманизации образования.
  - 
 Знание основ теории культуры и закономерностей ее развития.
  - 
 Развитие творческих способностей студентов, интеллектуальных, профессиональных, эстетических и нравственных качеств.
  - 
 Сформировать у студентов навыки самостоятельного анализа и оценки сложных и разнообразных явлений культурной жизни.
    
 
 
   - 
 Задачи курса применительно специальности
       - 
 Понимание студентами феномена культуры, ее роли в человеческой жизнедеятельности. 
  - 
 Осмысление студентами социального опыта отношений между людьми, их миропонимание, отраженное в культуре. 
  - 
 Самостоятельно разбираться в вопросах влияния культурных факторов на экономическое поведение индивидов. 
  - 
 Приобретение навыков практического использования знаний и умений в вопросах учёта специфики экономического поведения различных индивидов и коллективов в современных условиях становления гражданского общества в Республике Казахстан. 
  - 
 Обучение общим приемам использования прикладной культурологии в работе по специальности как средства коммуникации с коллегами по работе и зарубежными партнерами. 
      - 
 Содержание курса
      
 Культурология – комплексная гуманитарная наука. Истоки культурологии как науки. Исходные понятия культурологии. Связь культурологии со всеми областями знания. Культурология как средство взаимопонимания культур и народов. Зарождение и осмысление проблем культуры на различных этапах истории: античность, средние века, новое и новейшее время. Основные школы и концепции культурологии 19-20 вв.
Сущность и предназначение культуры. Структура культуры. Искусство как социально-культурный феномен. Функции искусства. Культура как полифункциональная система. Человек как феномен культуры.  
Первобытная культура. Трудности познания древнейшей истории человека и его культуры. Основные источники изучения первобытной культуры и их особенности. Проблемы периодизации. Мифология, как исторически первая форма культуры. Ранние формы религиозных верований. Искусство первобытного человека.
 
Культура Древнего Востока. Культура Древнего Египта. Основные этапы развития культуры Древнего Египта. Роль древнеегипетской культуры в развитии мировой цивилизации. Сущность и специфические черты древнеегипетской культуры и искусства. Религиозно-мифологическая трактовка мира. «заупокойный культ» Человек в культуре Древнего Египта.  
 
 Культура Древней Месопотамии. Шумер – колыбель мировой цивилизации? Основные этапы развития культуры Междуречья. Важнейшие культурные центры. Религиозно-мифологическая трактовка мира. Культ воды и культ небес. Культурное наследие Шумера, Аккада, Вавилона, Ассирии. Особенности искусства Междуречья.
Культура Древней Индии. Основные этапы развития древнеиндийской культуры: ведизм, брахманизм, буддизм, джайнизм, индуизм. Древнеиндийское искусство и его специфика.  
 
Культура Древнего Китая. Основные этапы в становлении древнекитайской культуры. Особенности социально-экономического развития Древнего Китая. Выдающиеся достижения. Художественная культура Древнего Китая. Конфуцианство и даосизм как основные религиозно-философские учения Китая.
 
Античная культура. Греко-римский мир и его место в истории человечества. Основные этапы развития культуры античного мира. Древнегреческая мифология и её универсальный характер. Миф – первооснова греческой культуры. Художественная культура Др. Греции. «Человек – мера всех вещей». 
Римская культура и закат античных рабовладельческих государств. Рим – аристократическая рабовладельческая республика. Гражданско-патриотические добродетели. Древнеримская мифология. Новаторство и вклад римлян в сфере художественного творчества.
 
Культура средневековья. Византия – хранительница античных традиций. Основные этапы развития культуры Византии. Христианство как идеологическая доминанта в культуре Византии. Художественная культура. Архитектура. Изобразительное искусство: мозаика, иконопись. Роль Византии в развитии культуры европейского средневековья и культуры Древней Руси.Периодизация средневековья. Роль христианского вероучения и христианской церкви в средневековой культуре Европы. Великий раздел Западной и Восточной церкви. Средневековые идеалы и ценности. Образование. Художественная культура. Романский стиль. Готический стиль. 
Арабо-мусульманская культура средневековья. Исламское вероучение – ядро «молодой» культуры. Основные догматы ислама. Система мусульманских ценностей. Арабские мыслители и учёные. Доминирующая роль словесности в арабо-мусульманской культуре Искусство арабского Востока. Влияние ислама на повседневный быт и образ жизни, нормы морали.
 
Культура эпохи Возрождения и Реформации. Эпоха Возрождения как раннее новое время: период первоначального накопления капитала, первые зачатки капиталистической промышленности в форме мануфактуры, банковское дело. Международная торговля. Периодизация ренессансной культуры. Гуманизм – ценностная основа культуры Возрождения. Искусство - главный вид духовной деятельности эпохи. Особенности культуры Северного Возрождения. Реформация и её культурно-историческое значение. Новая трудовая этика иррационально-практическое преобразование мира. 
Культура Нового времени (17-19 вв.) Изменения в развитии материальной культуры европейского общества. Складывание первооснов для перехода к цивилизации индустриального типа. Буржуазные революции. Зарождение демократических институтов. Истоки и социокультурные составляющие нового времени. Место человека в окружающем его мире. Освоение новых методов познания. 18 в. образование современного типа общества – промышленной цивилизации. Просвещение и его идеалы. Распространение идеалов протестантизма. Искусство – выразитель духа и мироощущения эпохи. Барокко. Рококо. Классицизм.
 
19 век – век зрелости буржуазной цивилизации. Основные мировоззренческие посылы эпохи: рационализм, антропоцентризм, европоцентризм. 19 век – век переворота в науке и технике. Изменения в сфере идеологии. Человек в западноевропейской культуре.Ф. Ницше – идея сверхчеловека. А. Шопенгауэр о «людях гения» и «людях пользы». Художественная культура и её новый децентрализованный тип. Романтизм, реализм, натурализм, символизм, импрессионизм и др. палитра творческих методов искусства 19 в.  
Культура 20 века. Основные культурологические школы и концепции культуры. О Шпенглер, З. Фрейд, К. Юнг, П. Сорокин, А. Тойнби, Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет и др. Демократический гуманизм, научное рационалистическое познание, космизм, техногенность как характерные черты культуры 20 века. Глобальные проблемы и их взаимосвязь. Глобальное моделирование. Конфликтность современной культуры: свобода и насилие, элитарность и массовость, плюрализм и унификация, технизация и гуманизация. Меркантилизация поведения человека. Поиск искусством 20 века новой творческой сути и места в культуре. Тотальная ломка художественных традиций. Искусство авангарда – упадок или новый взгляд? Экзистенциализм, фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт, примитивизм.
 
Основные этапы развития и специфика кочевой культуры. Памятники палеолита и неолита на территории Казахстана. Андроновская культура. Завершение процесса формирования нового типа скотоводческого хозяйства – кочевнического (н. 1 тыс. до н.э.) Культура саков. Памятники сакской культуры. Гунны. Смена антропологического типа жителей Казахстана. Начало тюркизации. Тюрки: хозяйство, общество, религия, художественная культура. Специфика кочевой культуры. Основные этапы её развития (Плетнева). 
Средневековая культура Казахстана. Эпоха великого переселения народов (2-5 вв.) и изменение этнической и политической карты Казахстана. Великий шёлковый путь в истории культуры Казахстана. Освоение ценностей соседских культур. Средневековые города – крупнейшие центры ремесла и торговли. Верования казахов. Шаманство и культ предков. Астральный культ. Проникновение и утверждение ислама. Роль ислама в развитии материальной и духовной культуры Казахстана. Эстетика казахского средневекового быта. УНТ. ДПИ.
 
Культура Казахстана 17-19 вв. Кочевое хозяйство – основа хозяйственно-культурной жизни Казахстана в 17 в. Экспансия джунгарского ханства и его последствия. Присоединение Казахстана к России. Нарастание кризисных явлений в развитии кочевого общества. Переход к полукочевому скотоводству и поливному земледелию. Изменение культуры и быта казахов. Просветительство. Истоки формирования научного мировоззрения. И. Алтынсарин. Ч. Валиханов. Эпическое творчество и его особенности. Развитие письменной казахской литературы: А. Кунанбаев. А. Байтурсынов. Ш. Кудабердиев. 
Культура Казахстана 20 в. 20 век – сложный и противоречивый период в истории культуры Казахстана. Октябрьский переворот 1917 г. и его значение для Казахстана. Расцвет национальной культуры? Освобождение от колониального гнёта? Общество ревнителей казахской культуры «Талап» - М. Ауэзов, Х. Досмухамедов, М. Тамышпаев (1922 г.) Образование. Реформа казахского алфавита 1929 г. – латиница, 1940 г. – кириллица. Искусство Казахстана: слёты народных акынов, организация художественных учебных заведений. Становление казахского драматического искусства, киноискусства, изобразительного искусства (А. Кастеев, А. Исмаилов, братья Ходжиковы, А. Шебеков). Казахская литература: Ш. Кудайбердиев, А. Байтурсынов, М. Дулатов и др. Творчество М. Ауэзова.
 
Великая Отечественная война. Эвакуация научных учреждений, вузов, театров, детских домов, киностудий «Мосфильм», «Ленфильм» в Казахстан. Развитие культуры в послевоенный период в условиях административно-командной системы. Отсутствие государственной поддержки развития казахского языка, традиций казахского народа.  
25 октября 1990 г. – декларация о государственном суверенитете КССР. Декабрь 1991 – изменение названия республики. Национально-культурные центры их роль в возрождении культуры и традиций всех народов Казахстана. Культура этносов, населяющих Казахстан. Реабилитация представителей казахской интеллигенции. Восстановление исторической топонимики. Возрождение народных традиций. Реформирование системы высшего и среднего образования. Современное искусство Казахстана.
 
3.График выполнения и сдачи заданий 
 
            
 №
  |   
 Виды работ
  |   
 Цель и содержание
Задания
   |   
 Рекомендуемая
Литература 
  |   
 Продол-
жительность 
выполнения
   |   
 Баллы 
согласно  
(рейтинг 
 
шкале)
   |   
 Форма
контроля
   |   
 Сроки
сдачи
   |      
 1
  |   
 2
  |   
 3
  |   
 4
  |   
 5
  |   
 6
  |   
 7
  |   
 8
  |     |  
 1
   |   
 Письменная работа, собеседов-е
 
   |   
 Закрепление 
материала по теме: Искусство в системе культуры. Знание ключевых понятий и основ теории искусства.
   |   
 Смотри стр. 17,18. 
 
  |   
 В течение изучения курса  
 
 
  |   
 10
   |   
 Письменная работа.
 
Собесе-дование 
  |   
 1-2 нед.
   |     |  
 2
   |   
 Собеседов-е, составление схем
  |   
 Формирование
навыков самост.  
работы, закрепление ключевых понятий, знаний основных сведений по истории культуры Др. Востока, умений устанавливать причинно-следственные связи, выявлять общее и особенное.
   |   
 См. стр. 18, 19 
  |   
 В течение изучения курса 
В течение изучения курса  
 
  |   
 10
5
   |   
 Письм. раб.Проверка схем. Собеседов-е.
  |   
 2 –3нед
  |      
 1
  |   
 2
  |   
 3
  |   
 4
  |   
 5
  |   
 6
  |   
 7
  |   
 8
  |      
 3
  |   
 Собеседов-е, письм. работа, составление таблицы. 
  |   
 Формирование
навыков систематизации материала (таблица), выработка умения выявлять общее и особенное, Знание ключевых понятий и основных сведений по истории культуры античности. 
  |   
 См. стр. 20
  |   
 В течение изучения курса 
 
  |   
 10
5
   |   
 Письм. работа, проверка таблиц, собеседов-е
  |   
 3-4 нед.
  |      
 4
  |   
 Собеседов-е, письм. работа, составление таблицы.
  |   
 Формирование
навыков систематизации материала, знание ключевых понятий и основных этапов развития истории культуры средневековья, основных стилей и направлений в искусстве. итоговый контроль  
  |   
 См. стр. 22
  |   
 В течение изучения курса 
 
  |   
 10
5
   |   
 Письм. работа, проверка таблиц, собесед-е. Экзамен
  |   
 5-6нед.
  |     |  
 5
 
  
  |   
 Письм. работа, эссе.
 
  |   
 Формирование навыков самостоятельного мышления, творческого подхода к рассматриваемой проблеме.
  |   
 См. стр. 23, 24
 
 
  |   
 В течение изучения курса 
 
 
  |   
 10
15
 
   |   
 Письм. работа, обсуждение и оценка эссе.
 
 
  |   
 7-8 нед.
  |     |  
 6
 
   |   
 Коллоквиум, реферат.
 
  |   
 Формирование
умений и навыков использовать полу- 
ченные знания.
 
   |   
 См. стр. 27
 
 
  |   
 В течение изучения курса 
 
  |   
 15
 
 
  |   
 Коллоквиум, реферат.
 
 
  |   
 9-10нед.
 
 
  |     |  
 7
   |   
 Промежу-
точный 
  
 тест (рубежный контр)
  |   
 Проверка и закрепление знаний.
  |   
 
 
  |   
 1 неделя
  |   
 
 
  |   
 тест
  |   
 10
  |      
 Кредит 2
            
 1
  |   
 2
  |   
 3
  |   
 4
  |   
 5
  |   
 6
  |   
 7
  |   
 8
  |      
 8
  |   
 Письменная работа, 
собеседов-е,
 
посещение музея. 
  |   
 Проверка и закрепление знаний по теме: Культура кочевых племён. Формирование навыков самостоят. работы. 
  |   
 Стр. 30-35
  |   
 В течение изучения курса  
 
  |   
 
10
 15 
  |   
 Письменная работа, собесед-е, отчёт. 
  |   
 11-12 нед. 
  |      
 
 
  |   
 Письменная работа, 
посещение музея. 
 
  |   
 Закрепление основных сведений по истории культуры средневекового Казахстана, ключевых понятий и дат.
У
   |   
 В течение изучения курса 
 
  |   
 10
15
   |   
 Письменная работа, отчёт. 
  |   
 13 нед.
  |      
 10.
  |   
 Письменная работа, 
дискуссия, составление 
таблицы.
 
 Рубежный контроль  
   |   
 Формирование
навыков устанавливать взаимную связь истории культуры Казахстана с российской и всемирной историей, умения оценивать социально-культурные процессы с т.з. цивилизационного развития, умения доказательно строить свои выступления. 
  |   
 В течение изучения курса 
 1 неделя
  |   
 10
15
 5 
  |   
 Письменная работа, дискуссия, таблица.
  |   
 14 нед.
  |      
 11
  |   
 Письменная работа, собеседов-е, посещение музея.
 
  |   
 Формирование 
умений устанавливать причинно-следственную связь, выявлять общее и особенное в истории и культуре народов СССР и Казахстана. 
  |   
 В течение изучения курса 
 
  |   
 10
15
 
   |   
 Письменная работа, собесед-е, отчёт.
  |   
 15 нед.
  |      
 12
 
 
  |   
 Итоговый контроль.
 
  |   
 
  |   
 1 неделя
 
 
  |   
  |   
 экзамен
   |   
 
  |      
 
  - 
 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
    
 ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Общие вопросы теории культуры. История мировой культуры. 
Тематический план курса 
 
 2.1
 
             
 №
  |   
 Название темы 
  |   
 Часы
  |        
 Лекции
  |   
 практические
  |   
 семинарские
  |   
 СРСП
  |   
 СРС
  |      
 1
  |   
 Культурология – комплексная 
гуманитарная наука 
  |   
 1
  |   
 
 
  |   
 1
  |   
 2
  |   
 2
  |        
 2
  |   
 Философские концепции происхождения и развития культуры.
  |   
 1
  |   
 
 
  |   
 2
  |   
 2
  |   
 2
  |        
 3
  |   
 Первобытная культура.
  |   
 1
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 2
  |   
 2
  |        
 4
  |   
 Культура Древнего Востока.
  |   
 1
  |   
 
 
  |   
 1
  |   
 2
  |   
 2
  |        
 5
  |   
 Античная культура.
  |   
 1
  |   
 
 
  |   
 1
  |   
 2
  |   
 2
  |        
 6
  |   
 Культура европейского средневековья.
  |   
 1
  |   
 
 
  |   
 1
  |   
 2
  |   
 2
  |        
 7
  |   
 Арабо-мусульманская культура средневековья.
  |   
 1
  |   
 
 
  |   
 1
  |   
 2
  |   
 2
  |        
 8
  |   
 Культура эпохи Возрождения и Реформации.
  |   
 1
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 2
  |   
 2
  |        
 9
  |   
 Культура Нового Времени (17 н. 20 вв.)
  |   
 1
  |   
 
 
  |   
 1
  |   
 2
  |   
 2
  |        
 10
  |   
 Культура ХХ века.
  |   
 1
  |   
 
 
  |   
 2
  |   
 2
  |   
 2
  |        
 11
  |   
 Основные этапы развития и специфика кочевой культуры.
  |   
 1
  |   
 
 
  |   
 1
  |   
 3
  |   
 3
  |        
 12
  |   
 Средневековая культура Казастана.
  |   
 1
  |   
 
 
  |   
 1
  |   
 2
  |   
 2
  |        
 13
  |   
 Культура Казахстана 17-19 вв.
  |   
 1
  |   
 
 
  |   
 1
  |   
 2
  |   
 2
  |        
 14
  |   
 Культура Казахстана 20 в.
  |   
 2
  |   
 
 
  |   
 2
  |   
 3
  |   
 3
  |        
 
 
  |   
 Итого 
  |   
 15
  |   
 
 
  |   
 15
  |   
 30
  |   
 30
  |       
2.2 Тезисы лекционных занятий 
Тема: Культурология – комплексная гуманитарная наука.
 
Предмет и структура культурологии. Культурология как наука формировалась путём интнграции таких дисциплин как: культуроведение, культурфилософия, социология культуры. Как явление духовной жизни связана с философией, историей, этикой, эстетикой, и др. Как явление материальной жизни с антропологией, этнографией, этнопсихологией, демографией и др. 
Оформление культурологии как науки относится к Новому времени(17 в.). Впервые термин был предложен нем. Философом и химиком В. Освальдом в 1909 г. В 1939 г. Л. Уайт вводит данное понятие в антропологические исследования и рассматривает культурологию как принципиально новый способ изучения культурных явлений, раскрытия общих закономерностей культурно-исторического процесса. Предметом культурологии являются: объективные закономерности культурных процессов, «живые» памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы формирования и развития культурных интересов человека, роль человека, сохранение и передачу культурных ценностей. 
 
Структура культурологии. Основные блоки учебной дисциплины: теоретический, исторический. В культурологии выделяют: фундаментальную, прикладную. 
Эволюция понятия культура. Основные этапы: античность, средние века, новое и новейшее время. Первоначальное значение термина культура – «возделывание, обрабатывание». М. Т.Цицерон «Тускуланские беседы» о возделывании человеческого ума. Античное понимание культуры. «Пайдейя» как образование, воспитание, следование традициям и преемственность. Средние века: культура как культ, почитание Бога, духовное совершенствование человека. Новое и новейшее время. Целостное восприятие культуры. 
 
Структура культуры. Материальная культура. Духовная культура. Художественная культура. Категории культуры. Типология культуры и разнообразные подходы. Формы культуры: народная, массовая, элитарная. Функции культурологии: гносеологическая, эвристическая, воспитательная, мировоззренческая. Функции культуры: гуманистическая, трансляции, гносеологическая, аксиологическая, семиотическая, креативная, праксиологическая. 
Основная литература: см. стр. 17, 18
 
Дополнительная литература: см. стр. 17, 18 
Тема: Первобытная культура.
 
Проблема периодизации и изучения первобытной культуры. Основные подходы в антропогенезе: креоционизм,эволюционизм. Современная антропология о происхождении человека. Хронология каменного века. Эволюция развития и основные достижения. Основные источники изучения первобытной культуры и их особенности: археология, этнография, лингвистика, антропология. 
Формирование мифологического сознания. Осмысление и систематизация знаний о мире. Первобытная мифология как источник и средство передачи традиций и навыков. Зачатки религиозного сознания. Ранние формы верований: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия.
 
Место искусства в первобытной культуре. Основные этапы формирования и развития, их особенности и характерные черты. Искусство эпохи палеолита. Зарождение основных видов изобразительного искусства. Наивный реализм, культ зверя, редкое изображение человека, отсутствие композиции и узость содержания. Искусство эпохи мезолита его переходный характер. Искусство неолита. Победа схематического стиля. Ведущее место человека. Повествовательность и композиционность. Создание произведений антропоморфной скульптуры. Распространение мелкой пластики, ремёсел. Искусство эпохи бронзы. Мегалитические сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи. 
Синкретизм первобытной культуры.
 
Основная литература: см. стр. 18, 20 
Дополнительная литература: см. стр. 18, 20
 
Тема: Культура Древнего Востока. 
Социальные и мировоззренческие основы культуры Древнего Востока. Восточная деспотия как социальная основа древних культур. Идеал абсолютного единства, отрицание проявления индивидуальности и свободы человека – суть восточной деспотии. Теократический характер власти.
 
Ф. Шампальон и начало научного изучения культуры Древнего Египта. Египет – «дар Нила». Основные достижения в материальной и духовной культуре древних египтян. Основные этапы культурно-исторического развития: 
  - 
 Древнее Царство (28-23 вв. до н.э.).
  - 
 Среднее Царство (21-!7 вв. до н.э.)
  - 
 Новое Царство (15-11 вв. до н.э.)
    
 Религиозно-мифологическое мировоззрение. Политеизм . Зооморфность.Культ обожествления фараона. Заупокойный культ. Протест против смерти как характерная черта египетской культуры.
Искусство Древнего Египта. Замедленное развитие. Низкий уровень развития индивидуального «Я» и творческого начала. Связь художественной культуры с религиозно-мифологическим мировоззрением. Каноничность искусства. Искусство как составная часть заупокойного ритуала. Информативность и иерархичность искусства. Влияние культуры Древнего Египта на культуру народов мира. 
Основная литература: см. стр. 18, 19
 
Дополнительная литература: см. стр. 18, 19 
Тема: Античная культура.
 
Греко-римский мир и его место в истории человечества. Понятие «античность» как определение греко-римской культуры. Основные этапы развития культуры античного мира. Крито-Микенская культура (3 тыс. – 12 вв. до н.э.).Гомеровский период (9 –8 вв. до н.э.). Архаический период (7-6 вв. до н.э.). Классический период (5-4 вв. до н.э.). Эллинистический период (к. 4 в. до н.э.- 1 в. до н.э.). 
Крит – древнейший очаг цивилизации в Европе.
 
Архаический период - время наиболее интенсивного развития культуры. Специфика античной культуры. Полисная система устройства. Форма правления – демократическая республика. Основные этические нормы – активность. Неразрывность связи гражданина и полиса. 
Религиозно-мифологическая картина мира. Древнегреческая мифология и её универсальный характер. Политеизм. Антропоморфность.
 
Основные достижения греческой культуры. Художественная культура. Архитектура как главный вид искусства. Выдающиеся памятники искусства Древней Греции. 
Основная литература: см. стр. 20
 
Дополнительная литература: см. стр. 20 
Тема: Культура европейского средневековья.
 
Гибель Западной Римской империи. Византия – хранительница античных традиций. Культурный синтез восточных и греко-римских традиций. Христианство как идеологическая доминанта в культуре Византии. Художественная культура Византии. Символизм христианского искусства. Роль Византии в развитии культуры европейского средневековья и культуры Древней Руси. 
Периодизация средневековья. Проблемы хронологических границ. Вторжение и расселение варваров. Принятие ими христианства. Становление христианского мира. Великий раздел Западной и Восточной церкви. Роль христианского вероучения и христианской церкви в средневековой культуре Европы. Средневековое образование: диалектика и схоластика. Университеты – центры научного исследования. Средневековые идеалы и ценности. Алхимия, ереси. «Молот ведьм» и ведовские процессы. Художественная культура. Литература. Романский стиль. Готический стиль.
 
Основная литература: см. стр. 22 
Дополнительная литература: см. стр. 22
 
Тема: Арабо-мусульманская культура Средневековья. 
Народы Аравийского полуострова в период возникновения ислама. Исламское вероучение – ядро «молодой» культуры. Мухаммед – последний пророк в истории человечества. Мекка – центр ислама. Формирование мусульманского теократического государства. Основные направления в исламе: сунниты, шииты, суфизм. Вопрос о принципах наследвания религиозной и светской власти.
 
Коран – священная книга мусульман. Композиция книги. Священное предание – сунна. Догматико-ритуальная основа ислама: исповедание веры, пятикратный намаз, пост, зякят, хаджж. 
Доминирующая роль словесности в культуре арабского Востока. Канонические традиции. Касыда, кыта, рубаи, газель. Арабская вязь – существенная часть образной системы ислама.
 
Архитектура Востока. Тип мусульманского храма – колонная мечеть. Мечеть – модель и символ веры. Прикладное искусство мусульманского мира. 
Влияние ислама на повседневный быт и образ жизни, и нормы морали. Шариат.
 
Основная литература: см. стр. 23, 24 
Дополнительная литература: см. стр. 23, 24
 
Тема: Культура эпохи Возрождения и Реформации. 
Эпоха Возрождения как переход от средних веков к новому времени. Средства и условия формирования культуры эпохи Возрождения. Период первоначального накопления капитала. Мануфактура. Банковское дело. Международная торговля. Эра океанической цивилизации. Великие географические открытия.
 
Основные этапы развития культуры Ренессанса: Проторенессанс (13-14 вв.), Раннее Возрождение (15 в.), Высокое Возрождение ( пер. треть 16 в.), Высокое Позднее Возрождение (к. 16 в.). 
Гуманизм – ценностная основа культуры Возрождения. Антропоцентризм. Образ волевого, интеллектуального человека творца своей судьбы и самого себя. Противоречивость эпохи. Д. Вазари о возрождении античных идеалов. Нигилистическое отношение к средневековью. Тесная связь науки и искусства. Искусство как синтез античной физической красоты и христианской духовности. Наслаждение земной жизнью во всех её проявлениях. Титаны эпохи Возрождения.
 
Северное Возрождение и Реформация. Религиозность, символизм, меньшая увлечённость античностью. Пантеизм как философская основа. Отголоски средневековой «эстетики безобразного». Крупнейшие мастера эпохи. 
Реформация и её культурно-историческое значение. М.Лютер, Т.Мюнцер, Ж.Кальвин. Трансформация христианской культуры. Протестантский тип человека. Новая трудовая этика и рационально-практическое преобразование мира.
 
Основная литература: см. стр. 26 
Дополнительная литература: см. стр. 26
 
Тема: Культура Нового времени (17- к. 19вв.) 
Изменения в развитии материальной культуры европейского общества. Буржуазные революции к.16 –17 вв. и образование национальных буржуазных государств. Зарождение демократических институтов. Истоки и социокультурные составляющие европейской культуры нового времени. Освоение новых методов познания. Борьба науки против засилья религии. Век гениев.
 
Искусство – выразитель духа и мироощущения эпохи. Барокко. Категории барочной эстетики. Характерные черты стиля. Рококо. Зарождение классицизма. Основные черты стиля. Основные представители. 
18 век – образование современного типа общества. Духовные искания эпохи. Просвещение и его идеалы: свобода, ненасилие, веротерпимость, неприятие догм, универсальное развитие личности. Поиски форм разумного переустройства общества на основе идеалов ВФБР. Вера в безграничность прогресса общества и человека. Установление «царства разума» путём развития науки. Секуляризация общественного сознания. Формирование инициативной, деятельной личности – буржуа.
 
Романтизм как тип культуры. Специфика романтического искусства – проблема двоемирия: сопоставления и противопоставления реального и воображаемого миров. Бегство за пространственные пределы буржуазного общества и его основные формы: бегство в природу, бегство в иные регионы, экзотические страны, воображаемое бегство, уход в собственный внутренний мир. 
19 век - век зрелости буржуазной цивилизации. Основные мировоззренческие посылы эпохи: рационализм, антропоцентризм, европоцентризм. Фундаментальный вопрос эпохи: как существует мир в котором мы живём? 19 век – век переворота в науке и технике. Глубокие изменения в сфере идеологии. Дальнейшая разработка принципов либерализма в политике, экономике, социальной сфере. Всеобъемлющая массовизация жизни. Изменения в этикете: демократичность, прагматичность, утилитарность.
 
Художественная культура и её новый децентрализованный тип. Романтизм, реализм, натурализм, символизм, импрессионизм – палитра творческих методов искусства 19 века. Декаданс как художественное и культурное явление. 
Основная литература: см. стр. 27
 
Дополнительная литература: см. стр. 27 
Тема: Культура 20 века.
 
Идеалы и установки современной культуры как сплав достижений человечества. Демократический гуманизм, научное рационалистическое познание, космизм, техногенность как характерные черты культуры 20 века. Глобальные проблемы и их взаимосвязь. Футурологические исследования. Римский клуб. Глобальное моделирование. Конфликтность современной культуры: свобода и насилие, элитарность и массовость, плюрализм и унификация, технизация и гуманизация. 
Нарушение преемственности в развитии социального идуховного опыта: их последствия для внутреннего мира человека. Меркантилизация поведения человека.
 
Поиск искусством 20 века новой творческой сути и места в культуре. Тотальная ломка художественных традиций. Многообразие видов и форм художественной культуры. Стремление создать нечто новое и невиданное. Одновременное существование различных течений и объединение в группировки с общими программами. Авангардизм, его характерные черты и сущность. 
Основная литература: см. стр. 27
 
Дополнительная литература: 
Тема: Основные этапы развития и специфика кочевой культуры.
 
Памятники палеолита и неолита на территории Казахстана. Андроновская культура. Тасмолинская культура. Завершение процесса формирования нового типа скотоводческого хозяйства – кочевнического. 
Саки –преемники ариев в Великой степи. Азиатские саки и их основные конфедерации: тиграхауды, массагеты или парадарайя, хаомоварги. Хозяйство саков. Общество саков. Религия древних саков. Памятники сакской культуры. «Царские курганы».
 
Гунны и их проникновение в Казахстан, начало тюркизации. Смена антропологического типа жителей Казахстана. Общество гунов, традиции, обряды. Религиозные верования. Художественная культура гунов. 
Тюрки. Возникновение народа «тюркютов» как следствие этнического смешения в период переселения на Алтай. Хозяйство тюркютов: кочевое и полукочевое скотоводство и оседло-земледельческое хозяйство. Религия древних тюркютов. Анимистический политеизм. Культ неба – Тенгри. Культ предков и его специфика древнего тотемного поклонения волку. Обычное право. Быт, нравы, традиции, обряды. Художественная культура тюркютов.
 
Основная литература: см. стр. 30 
Дополнительная литература: см. стр. 30
 
Тема: Средневековая культура Казахстана. 
Эпоха великого переселения народов и изменение этнической и политической карты Казахстана. Государственные образования на территории Казахстана. Основные занятия казахов.
 
Великий шелковый путь в истории культуры Казахстана. Освоение ценностей соседских культур. 
Средневековые города. Отрар, Тараз – крупнейшие центры ремесла и торговли.
 
Верования казахов. Шаманство и культ предков. Астральный культ: очищающая, оплодотворяющая сила солнца, луны, звёзд. Проникновение и утверждение ислама. Роль ислама в развитии материальной и духовной культуры Казахстана. Развитие культовой архитектуры. 
Эстетика казахского средневекового быта. Юрта. Казахский национальный костюм. Свадебный обряд.
 
Устное народное творчество. Казахский эпос и его особенности. Богатство казахской устной поэзии. 
Казахские былины: лиричность и психологизм. Певцы-сказители. Акыны. Декоративно-прикладное искусство.
 
Основная литература: см. стр. 32, 33 
Дополнительная литература: см. стр. 32, 33
 
Тема: Культура Казахстана 17-19 вв. 
Кочевое хозяйство – основа хозяйственно-культурной жизни Казахстана. Вторжение джунгар. Упадок кочевого скотоводства как результат экспансии джунгарского ханства и строительства царским правительством укреплённых линий. Этнокультурные контакты казахов с земледельческими и кочевыми этносами Средней и Центральной Азии, Западной Сибири, Восточной Европы.
 
Присоединение Казахстана к России. Нарастание кризисных явлений в развитии кочевого общества. Сокращение маршрутов перекочёвок. Переход к полукочевому скотоводству и поливному земледелию. Развитие торговли. Изменение культуры и быта казахов. 
Мусульманский характер образования. Мектебе. Просветительство. Открытие русских школ. Военные училища. Сибирский кадетский корпус.
 
Исследования русских учёных на территории Казахстана. А.С. Пушкин – поездка по местам пугачёвского движения. Запись «Козы-Корпеш» и «Баян-Сулу». 
Истоки формирования научного мировоззрения. И. Алтынсарин. Ч. Валиханов.
 
Эпическое творчество. Тесная связь героической тематики с социальной борьбой, общественными конфликтами в родах и аул ах. 
Особенности казахского эпоса. Казахские былины. Романтические достаны и тема любви в них.
 
Развитие письменной казахской литературы в 19 веке. А. Кунанбаев. Развитие литературного казахского языка. А. Байтурсынов. Ш. Кудайбердиев. 
Основная литература: см. стр. 33
 
Дополнительная литература: см. стр. 33 
Тема: Культура Казахстана 20 век.
 
20 век – сложный и противоречивый период в истории культуры Казахстана.Октябрьский переворот 1917 г. и его значение для Казахстана. Сотрудничество советской власти с национальными деятелями Казахстана. Расцвет национальной культуры? Освобождение от колониального гнёта? 
Создание сети вузов в Казахстане. Реформа казахского алфавита. Отрыв казахского народа от письменной культуры дооктябрьского периода.
 
Общество ревнителей казахской кудьтуры «Талап». Сохранение и изучение образцов казахского искусства. Организация художественных учебных заведений. 
Казахская литература: Ш. Кудайбердиев, А. Байтурсынов, М. Дулатов. Творчество М. Ауэзова.
 
Великая Отечественная война. Эвакуация научных учреждений в Казахстан. Интенсивное развитие науки. 
Развитие культуры в послевоенный период в условиях административно-командной системы, идеологический диктат. Отсутствие государственной поддержки развития казахского языка, традиций казахского народа.
 
25 октября 1990 г. – декларация о государственном суверенитете Каз. ССР. Декабрь 1991 г. – изменение названия республики. Национально-культурные центры их роль в возрождении культуры и традиций всех народов Казахстана. Культура этносов, населяющих Казахстан. Реабилитация представителей казахской интеллигенции. Восстановление исторической топонимики. Возрождение народных традиций. 
Современное искусство Казахстана. Социокультурная ситуация в Казахстане.
 
Основная литература 1-11 
Дополнительная литература: 12-33
 2.2.План семинарского занятия 2
 Тема: Культура Древнего Востока.
 
План:
  
 1. Религиозно-мифологическое представление о мире в культуре Древнего Двуречья.
2. Искусство Древнего Двуречья и его особенности. 
3. Конфуцианство и даосизм как основные религиозно-философские учения Древнего Китая.
   - 
 Искусство Древнего Китая.
  - 
 Буддизм и индуизм, сущность и основные этапы их становления и развития.
  - 
 Искусство Древней Индии.
    
 Изучите вопросы, напишите конспект. Продумайте в чем актуальность данных вопросов? Как их знание может пригодиться в вашей профессиональной деятельности?
 Основная литература:4, 9, 10.
 
 Дополнительная литература: 12,16.
 Методические указания:
  - 
 Для того чтобы выполнить задания, необходимо по каждому вопросу составить конспект.
  - 
 В конспекте выделите новые термины. Обратитесь к справочной литературе. Определения выпишите в тетрадь.
  - 
 Запомните ключевые даты.
    
 
 План занятия 2
 
 в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
Подготовьтесь к письменной работе по ключевым понятиям следующих тем: Первобытная культура. Культура Др. Востока. 
Подготовьте вопросы преподавателю, которые вызвали у вас затруднение при подготовке и в понимании их сущности. 
 
 Форма проведения – терминологический диктант, собеседование.
 Методические рекомендации:
 
Для подготовки используйте лекционный материал и материал практических занятий. 
 Рекомендуемая литература: 
 
 Основная литература:4, 9, 10.
 План занятия 2
 
 в рамках самостоятельной работы студентов
Используя лекции и предложенную литературу, составьте схемы по следующим вопросам: 
  - 
 Возникновение и ранние формы верований.
  - 
 Синкретизм первобытной культуры.
  - 
 Искусство Древнего Востока.
    
 
 Методические рекомендации: 
Для того чтобы выполнить данную работу необходимо систематизировать изученный материал по данным темам, а также проявить творческий подход в выполнении заданий. 
 
 Рекомендуемая литература:  
 
 Основная литература:4, 5.
 
 2.3.План семинарского занятия 3
Тема: Античная культура. 
  - 
 Римская культура: кризисная или оригинальная стадия античной культуры.
  - 
 Самобытная культура этрусков и её влияние на римскую культуру.
  - 
 Новаторство и вклад римлян в сфере художественного творчества.
    
 Изучите задания и напишите конспект по предложенным вопросам.
 Основная литература:
Основная литература:3,4, 5. 
 Дополнительная литература: 21.
 Методические указания:
  - 
 Для выполнения данного задания необходимо усвоить основные этапы развития римской культуры и понять её историческое своеобразие.
  - 
 Для выполнения заданий следует обратиться к вопросу о влиянии греческой культуры на римскую. 
  - 
 При работе используйте справочную литературу. Выделите новые термины, дайте им толкование.
    
 
 
 План занятия 3
 
 в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
На основе изученного материала по теме «Античная культура» подготовьтесь к письменной работе. Обратите внимание на терминологию и хронологические аспекты. 
 
 Форма проведения – письменная работа, собеседование.
 Методические рекомендации: 
Для того, чтобы подготовиться к письменной работе необходимо обратиться к материалам лекции, практического занятия, ещё раз проработать обязательную литературу. 
 Рекомендуемая литература 
 
 Основная литература:4, 5.
 План занятия 3
 
 в рамках самостоятельной работы студентов
Составьте сравнительную таблицу «Основные этапы развития культуры Древней Греции и Рима». 
 
 Методические рекомендации: 
  - 
 При составлении таблицы необходимо обратиться к материалам лекции, практического занятия и проработать обязательную литературу.
  - 
 Форма таблицы свободная.
    
 
 Рекомендуемая литература:  
 
 Основная литература:4, 5.
 2.4 План семинарского занятия 4
Тема: Культура средневековья. 
План:
   - 
 Византия – центр раннесредневековой культуры.
  - 
 Символизм христианского искусства: культовая архитектура и изобразительное искусство.
  - 
 Романское искусство – синтез художественной культуры Рима и варварских племён.
  - 
 Светская и церковная тенденции готического искусства.
  - 
 «Крещение» Киевской Руси и его социально-культурное значение.
  - 
 Искусство Киевской Руси.
    
 Изучить вопросы и написать конспект.
 Основная литература: 4, 9, 30
 
 
 Методические рекомендации:
  - 
 При выполнении заданий особое внимание уделите новым терминам, обращайтесь к справочной литературе.
  - 
 При раскрытии вопросов о стилях и направлениях средневекового искусства выделите характерные черты, свойственные данному стилю. 
    
 
 План занятия 4
 
 в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
На основе изученного материала по теме «Культура европейского средневековья» подготовьтесь к письменной работе. Обратите внимание на термины, основные даты, характерные черты ведущих стилей в искусстве средневековой Европы. Особое внимание уделите вопросу о социально-культурных последствиях принятия христианства на Руси. 
 
 Форма проведения – письменная работа, собеседование.
 Методические рекомендации: 
  - 
 Используйте лекционный материал и материал практического занятия по данной теме.
    
 
 
 Рекомендуемая литература: 4,9,30.
 План занятия 4
 
 в рамках самостоятельной работы студентов
Составьте таблицу «Основные стили в искусстве средневековой Европы».  
 
 Методические указания: 
  - 
 Выделите характерные черты романского и готического стиля. 
  - 
 Форма таблицы свободная.
    
 
 2.5.План семинарского занятия 5
Тема: Арабо-мусульманская культура средневековья. 
План:
   - 
 Ислам – религия книги.
  - 
 Мир исламской культуры: система мусульманских ценностей.
  - 
 Мечеть – модель и символ мира.
    
 Изучите вопросы и напишите конспект.
 
 Основная литература: 5, 9, 10. 
 
 Дополнительная литература: 18.
 
 Методические рекомендации:
Для выполнения заданий практического занятия необходимо обратиться к лекционному материалу, ознакомиться с обязательной и дополнительной литературой. Встретившиеся новые термины необходимо выделить и найти толкование в справочной литературе. Раскрывая первый вопрос необходимо обратить внимание на построение Корана, показать его тесную связь с христианством и иудаизмом. При раскрытии второго вопроса желательно показать систему мусульманских ценностей в сравнении с христианскими или буддийскими, выделив общее и особенное. В третьем вопросе показать символичность мусульманского искусства. 
 План занятия 5
 
 в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
Подготовьтесь к письменной работе по теме «Арабо-мусульманская культура средневековья». Запомните основные даты и события. Используйте при подготовке лекционный материал и практических занятий. Найдите общее и особенное в христианском и мусульманском вероисповедании. 
 
 Форма проведения – письменная работа, собеседование.
 Методические рекомендации: 
  - 
 В ходе подготовки к занятию необходимо повторить материал по теме «Культура европейского средневековья».
  - 
 В ходе собеседования обязательным является ваше умение сравнивать, выделяя общее и особенное в развитии европейской и арабской культуры средневековья.
    
 
 Рекомендуемая литература: 5,9,10.
 
 План занятия 5
 
 в рамках самостоятельной работы студентов
  - 
 Напишите эссе на заданную тему:  
    
 «Роль ислама в современной жизни человека».
 
 Методические рекомендации: 
При работе над эссе составьте план и продумайте, о чем вы хотите написать. Не забудьте актуализировать тему и подвести итоги своих размышлений. 
 
 Рекомендуемая литература 18.
 
 
 2.6. План семинарского занятия 6
Тема: Культура нового и новейшего времени. Основные школы и концепции культурологии. 
План:
   - 
 Философия культуры О. Шпенглера.
  - 
 Ценность как основополагающий принцип культуры в концепции П. Сорокина.
  - 
 Культура и бессознательное начало человека в концепции З. Фрейда.
  - 
 Концепция К. Юнга.
  - 
 Концепция игровой культуры (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет и др.).
  - 
 «Вызов и Ответ» - движущая пружина в развитии культуры, концепция А.Тойнби.
  - 
 Концепция К. Ясперса.
    
 Изучите вопросы и напишите конспект. В качестве вывода составьте схему, отражающую основные идеи концепции.
 Основная литература: 3.7,8.
 Дополнительная литература: 25,27,31.
 Методические рекомендации:
  - 
 Внимательно изучите каждую из предложенных концепций, напишите развёрнутый конспект. 
  - 
 Для лучшего понимания концепции составьте схему, отражающую её основные идеи.
  - 
 При раскрытии вопросов обратите внимание на время написания концепции и соотнесите с историческими событиями данного периода.
    
 
 План занятия 6
 
 в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
Изучите темы «Культура эпохи Возрождения и Реформации», «Культура нового времени (17-н.20 вв.)». Подготовьтесь к коллоквиуму. 
Основные вопросы: 
   - 
 Каковы основные черты итальянского Возрождения.
  - 
 В чём суть гуманизма эпохи Возрождения.
  - 
 Титаны эпохи Возрождения и их вклад в развитие мировой культуры.
  - 
 Каковы характерные черты культуры Северного Возрождения.
  - 
 Какое влияние оказали идеи Реформации на развитие западной культуры и цивилизации.
  - 
 Почему 17 век называют «веком гениев».
  - 
 Каковы характерные черты стиля барокко.
  - 
 Классицизм и его основные представители.
  - 
 Стиль рококо и его характерные черты.
  - 
 Почему 18 век называют веком Просвещения.
  - 
 Каковы основные тенденции развития европейской культуры в 19веке.
  - 
 Что собой представляет романтизм как тип культуры.
  - 
 Каковы основные направления в культуре декаданса.
  - 
 Каковы характерные черты и итоги развития культуры в новое время.
    
 Форма проведения – коллоквиум.
 Методические рекомендации: 
При подготовке к коллоквиуму необходимо обратиться к лекционному материалу, а также самостоятельно проработать рекомендуемую литературу. 
 Рекомендуемая литература 3,5.
 План занятия 6
 
 в рамках самостоятельной работы студентов
Подготовьте реферат на одну из предложенных тем: 
  - 
 Экономические противоречия и взлёт культуры в 19 веке.
  - 
 Импрессионизм и постимпрессионизм в культуре 19 века.
  - 
 Авангардизм – упадок искусства или новый тип мышления?
  - 
 Глобальные проблемы современного общества и пути их решения.
    
 
 Методические рекомендации: 
Реферат должен представлять собой результат реферирования одной или нескольких книг по определённой теме, т.е. анализ и краткий обзор основного содержания этих книг.  
Структура реферата.
   - 
 Титульный лист;
  - 
 Оглавление;
  - 
 Введение;
  - 
 Основную часть;
  - 
 Заключение;
  - 
 Список использованной литературы.
    
 Требования к содержанию.
  - 
 Примерный объём введения 1-2 стр. Во введении формулируется цель и задачи исследования, актуальность темы.
  - 
 Примерный объём основной части 6-7 стр. Основная часть содержит анализ научной литературы по изучаемой теме. Материал основной части должен быть разбит на разделы, каждый раздел – озаглавлен, заголовок должен отражать содержание раздела основной части.
  - 
 Объём заключения 1-2 стр. Заключение должно содержать чёткие выводы, подведение итогов.
  - 
 В приложении можно включать вспомогательный материал репродукции, иллюстрации, копии документов, фотографии, схемы, таблицы, рисунки и т.п.
    
 Правила оформления.
Текст реферата может быть написан от руки или набран на компьютере на одной стороне стандартного листа белой бумаги. 
Необходимо строго соблюдать поля.
 Рекомендуемая литература  
   - 
 Актуальные проблемы культуры 20 века. – М., 1993. 
  - 
 Вийрандт Т. Молодёжи о искусстве./ Т. Вийрандт. – Таллин, 1990. 
  - 
 Геллер К. Французская живопись 19 века./ К. Геллер. – Будапешт,1988. 
  - 
 Знаки и символы стиля модерн.// Искусство. - №6. – 1996. 
  - 
 Культурология для технических вузов./ Под ред. М.В. Булановой-Топорковой. – Ростов-на-Дону, 2001. 
  - 
 Кононенко Б.И. Основы культурологии./ Б.И. Кононенко. – М., 2002. 
  - 
 Малюга Ю.Я. Культурология./ Ю.Я. Малюга. – М., 1998. 
  - 
 Модернизм. Анализ и критика основных направлений. – М., 1981.
  - 
 Ревалд Дж. История импрессионизма./ Дж. Ревалд. – М., 1959.
  - 
 Самосознание европейской культуры 20 века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. – М., 1991.
    
   
 
 
  страница 1 страница 2 
 |