страница 1 страница 2 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. С. АМАНЖОЛОВА
Институт истории и международных отношений
кафедра философии и
социально-политических теорий
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине “Культурология”
для специальностей: 050119 Иностранный язык,
050207 Переводческое дело.
Усть-Каменогорск, 2005г.
УМК обсужден на заседании кафедры философии и социально-политических теорий Протокол № 7 от 2 марта 2005 г.
УМК одобрен на заседании метод. совета Института истории и международных отношений
Протокол № 6 от 10 февраля 2005 г.
Аннотация УМК. Вузовский курс культурологии носит профессионально-ориентированный характер. Поэтому основной задачей курса является интеграция в учебном процессе гуманитарного и экономического знания с целью формирования у студентов системного мышления, а также обучению использования знаний прикладной культурологии в работе по специальности. Основные темы курса даны в таблицах, указаны промежуточные и итоговые контроли, прилагаются списки основной и дополнительной литературы, методические указания по выполнению СРС и график выполнения и сдачи заданий по дисциплине.
Учебно-методический комплекс по культурологии для студентов гуманитарных специальностей / Сост. Царегородцева С.С.
I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
(Syllabus)
-
Общие сведения:
-
Название дисциплины «Культурология».
-
Кафедра философии и социально-политических теорий.
-
Ф.И.О. преподавателя:
Царегородцева Светлана Сергеевна
-
Контактная информация: тел., - 54-04-76, электронный адрес: alatas@ok.kz, время пребывания на кафедре: среда, 15.00.
-
Место проведения: 9 уч. корпус, ул. Крылова, 72,
-
Количество кредитов: 2.
-
Выписка из учебного плана.
Курс | Семестр |
Кредиты
|
Лекции
|
Семи-
нары
|
СРСП
|
СРС
|
Всего
|
Форма
контроля
|
1
|
1
|
2
|
15
|
15
|
30
|
30
|
90
|
экзамен
|
-
Пререквизиты курса: всемирная история, история Казахстана, всемирная литература, изобразительное искусство, музыка.
-
Постреквизиты
Знание культурологии используется в дисциплинах социально-гуманитарного цикла таких как: философия, политология, социология, история Казахстана; а также этика делового общения, управление персоналом, управление человеческими ресурсами, экономическая теория и др. Это дает возможность использовать знания по культурологии (особенно прикладной) в будущей профессиональной деятельности .
По завершению курса культурология студент должен овладеть следующими знаниями и умениями:
-
Умение работать с учебной литературой, распределять учебный материал во времени и последовательности его изучения и усвоения.
-
Умение использовать, полученные знания при выявлении причинно-следственных связей между природно-климатическими условиями и развитием культуры: природно-климатическими условиями, природными ресурсами и географическим положением и развитием экономики.
-
Умение самостоятельного анализа и оценки разнообразных явлений культурной жизни.
-
Умение составлять тезисы, схемы, анализировать ответы, грамотно строить свой ответ.
-
Знание ключевых понятий курса, теоретических основ базовых культурологических концепций.
- Знание основных культурно-исторических центров, закономерностей их функционирования и развития, места культуры
-
Знание основных культурно-исторических центров, закономерностей их функционирования и развития, места культуры Казахстана в системе мировой культуры.
-
Краткое описание курса:
-
Цель курса:
-
Формирование культурного базиса для усвоения общеобразовательных и специальных дисциплин, в соответствии с требованиями гуманизации образования.
-
Знание основ теории культуры и закономерностей ее развития.
-
Развитие творческих способностей студентов, интеллектуальных, профессиональных, эстетических и нравственных качеств.
-
Сформировать у студентов навыки самостоятельного анализа и оценки сложных и разнообразных явлений культурной жизни.
-
Задачи курса применительно специальности
-
Понимание студентами феномена культуры, ее роли в человеческой жизнедеятельности.
-
Осмысление студентами социального опыта отношений между людьми, их миропонимание, отраженное в культуре.
-
Самостоятельно разбираться в вопросах влияния культурных факторов на экономическое поведение индивидов.
-
Приобретение навыков практического использования знаний и умений в вопросах учёта специфики экономического поведения различных индивидов и коллективов в современных условиях становления гражданского общества в Республике Казахстан.
-
Обучение общим приемам использования прикладной культурологии в работе по специальности как средства коммуникации с коллегами по работе и зарубежными партнерами.
-
Содержание курса
Культурология – комплексная гуманитарная наука. Истоки культурологии как науки. Исходные понятия культурологии. Связь культурологии со всеми областями знания. Культурология как средство взаимопонимания культур и народов. Зарождение и осмысление проблем культуры на различных этапах истории: античность, средние века, новое и новейшее время. Основные школы и концепции культурологии 19-20 вв.
Сущность и предназначение культуры. Структура культуры. Искусство как социально-культурный феномен. Функции искусства. Культура как полифункциональная система. Человек как феномен культуры.
Первобытная культура. Трудности познания древнейшей истории человека и его культуры. Основные источники изучения первобытной культуры и их особенности. Проблемы периодизации. Мифология, как исторически первая форма культуры. Ранние формы религиозных верований. Искусство первобытного человека.
Культура Древнего Востока. Культура Древнего Египта. Основные этапы развития культуры Древнего Египта. Роль древнеегипетской культуры в развитии мировой цивилизации. Сущность и специфические черты древнеегипетской культуры и искусства. Религиозно-мифологическая трактовка мира. «заупокойный культ» Человек в культуре Древнего Египта.
Культура Древней Месопотамии. Шумер – колыбель мировой цивилизации? Основные этапы развития культуры Междуречья. Важнейшие культурные центры. Религиозно-мифологическая трактовка мира. Культ воды и культ небес. Культурное наследие Шумера, Аккада, Вавилона, Ассирии. Особенности искусства Междуречья.
Культура Древней Индии. Основные этапы развития древнеиндийской культуры: ведизм, брахманизм, буддизм, джайнизм, индуизм. Древнеиндийское искусство и его специфика.
Культура Древнего Китая. Основные этапы в становлении древнекитайской культуры. Особенности социально-экономического развития Древнего Китая. Выдающиеся достижения. Художественная культура Древнего Китая. Конфуцианство и даосизм как основные религиозно-философские учения Китая.
Античная культура. Греко-римский мир и его место в истории человечества. Основные этапы развития культуры античного мира. Древнегреческая мифология и её универсальный характер. Миф – первооснова греческой культуры. Художественная культура Др. Греции. «Человек – мера всех вещей».
Римская культура и закат античных рабовладельческих государств. Рим – аристократическая рабовладельческая республика. Гражданско-патриотические добродетели. Древнеримская мифология. Новаторство и вклад римлян в сфере художественного творчества.
Культура средневековья. Византия – хранительница античных традиций. Основные этапы развития культуры Византии. Христианство как идеологическая доминанта в культуре Византии. Художественная культура. Архитектура. Изобразительное искусство: мозаика, иконопись. Роль Византии в развитии культуры европейского средневековья и культуры Древней Руси.Периодизация средневековья. Роль христианского вероучения и христианской церкви в средневековой культуре Европы. Великий раздел Западной и Восточной церкви. Средневековые идеалы и ценности. Образование. Художественная культура. Романский стиль. Готический стиль.
Арабо-мусульманская культура средневековья. Исламское вероучение – ядро «молодой» культуры. Основные догматы ислама. Система мусульманских ценностей. Арабские мыслители и учёные. Доминирующая роль словесности в арабо-мусульманской культуре Искусство арабского Востока. Влияние ислама на повседневный быт и образ жизни, нормы морали.
Культура эпохи Возрождения и Реформации. Эпоха Возрождения как раннее новое время: период первоначального накопления капитала, первые зачатки капиталистической промышленности в форме мануфактуры, банковское дело. Международная торговля. Периодизация ренессансной культуры. Гуманизм – ценностная основа культуры Возрождения. Искусство - главный вид духовной деятельности эпохи. Особенности культуры Северного Возрождения. Реформация и её культурно-историческое значение. Новая трудовая этика иррационально-практическое преобразование мира.
Культура Нового времени (17-19 вв.) Изменения в развитии материальной культуры европейского общества. Складывание первооснов для перехода к цивилизации индустриального типа. Буржуазные революции. Зарождение демократических институтов. Истоки и социокультурные составляющие нового времени. Место человека в окружающем его мире. Освоение новых методов познания. 18 в. образование современного типа общества – промышленной цивилизации. Просвещение и его идеалы. Распространение идеалов протестантизма. Искусство – выразитель духа и мироощущения эпохи. Барокко. Рококо. Классицизм.
19 век – век зрелости буржуазной цивилизации. Основные мировоззренческие посылы эпохи: рационализм, антропоцентризм, европоцентризм. 19 век – век переворота в науке и технике. Изменения в сфере идеологии. Человек в западноевропейской культуре.Ф. Ницше – идея сверхчеловека. А. Шопенгауэр о «людях гения» и «людях пользы». Художественная культура и её новый децентрализованный тип. Романтизм, реализм, натурализм, символизм, импрессионизм и др. палитра творческих методов искусства 19 в.
Культура 20 века. Основные культурологические школы и концепции культуры. О Шпенглер, З. Фрейд, К. Юнг, П. Сорокин, А. Тойнби, Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет и др. Демократический гуманизм, научное рационалистическое познание, космизм, техногенность как характерные черты культуры 20 века. Глобальные проблемы и их взаимосвязь. Глобальное моделирование. Конфликтность современной культуры: свобода и насилие, элитарность и массовость, плюрализм и унификация, технизация и гуманизация. Меркантилизация поведения человека. Поиск искусством 20 века новой творческой сути и места в культуре. Тотальная ломка художественных традиций. Искусство авангарда – упадок или новый взгляд? Экзистенциализм, фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт, примитивизм.
Основные этапы развития и специфика кочевой культуры. Памятники палеолита и неолита на территории Казахстана. Андроновская культура. Завершение процесса формирования нового типа скотоводческого хозяйства – кочевнического (н. 1 тыс. до н.э.) Культура саков. Памятники сакской культуры. Гунны. Смена антропологического типа жителей Казахстана. Начало тюркизации. Тюрки: хозяйство, общество, религия, художественная культура. Специфика кочевой культуры. Основные этапы её развития (Плетнева).
Средневековая культура Казахстана. Эпоха великого переселения народов (2-5 вв.) и изменение этнической и политической карты Казахстана. Великий шёлковый путь в истории культуры Казахстана. Освоение ценностей соседских культур. Средневековые города – крупнейшие центры ремесла и торговли. Верования казахов. Шаманство и культ предков. Астральный культ. Проникновение и утверждение ислама. Роль ислама в развитии материальной и духовной культуры Казахстана. Эстетика казахского средневекового быта. УНТ. ДПИ.
Культура Казахстана 17-19 вв. Кочевое хозяйство – основа хозяйственно-культурной жизни Казахстана в 17 в. Экспансия джунгарского ханства и его последствия. Присоединение Казахстана к России. Нарастание кризисных явлений в развитии кочевого общества. Переход к полукочевому скотоводству и поливному земледелию. Изменение культуры и быта казахов. Просветительство. Истоки формирования научного мировоззрения. И. Алтынсарин. Ч. Валиханов. Эпическое творчество и его особенности. Развитие письменной казахской литературы: А. Кунанбаев. А. Байтурсынов. Ш. Кудабердиев.
Культура Казахстана 20 в. 20 век – сложный и противоречивый период в истории культуры Казахстана. Октябрьский переворот 1917 г. и его значение для Казахстана. Расцвет национальной культуры? Освобождение от колониального гнёта? Общество ревнителей казахской культуры «Талап» - М. Ауэзов, Х. Досмухамедов, М. Тамышпаев (1922 г.) Образование. Реформа казахского алфавита 1929 г. – латиница, 1940 г. – кириллица. Искусство Казахстана: слёты народных акынов, организация художественных учебных заведений. Становление казахского драматического искусства, киноискусства, изобразительного искусства (А. Кастеев, А. Исмаилов, братья Ходжиковы, А. Шебеков). Казахская литература: Ш. Кудайбердиев, А. Байтурсынов, М. Дулатов и др. Творчество М. Ауэзова.
Великая Отечественная война. Эвакуация научных учреждений, вузов, театров, детских домов, киностудий «Мосфильм», «Ленфильм» в Казахстан. Развитие культуры в послевоенный период в условиях административно-командной системы. Отсутствие государственной поддержки развития казахского языка, традиций казахского народа.
25 октября 1990 г. – декларация о государственном суверенитете КССР. Декабрь 1991 – изменение названия республики. Национально-культурные центры их роль в возрождении культуры и традиций всех народов Казахстана. Культура этносов, населяющих Казахстан. Реабилитация представителей казахской интеллигенции. Восстановление исторической топонимики. Возрождение народных традиций. Реформирование системы высшего и среднего образования. Современное искусство Казахстана.
3.График выполнения и сдачи заданий
№
|
Виды работ
|
Цель и содержание
Задания
|
Рекомендуемая
Литература
|
Продол-
жительность
выполнения
|
Баллы
согласно
(рейтинг
шкале)
|
Форма
контроля
|
Сроки
сдачи
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
1
|
Письменная работа, собеседов-е
|
Закрепление
материала по теме: Искусство в системе культуры. Знание ключевых понятий и основ теории искусства.
|
Смотри стр. 17,18.
|
В течение изучения курса
|
10
|
Письменная работа.
Собесе-дование
|
1-2 нед.
|
2
|
Собеседов-е, составление схем
|
Формирование
навыков самост.
работы, закрепление ключевых понятий, знаний основных сведений по истории культуры Др. Востока, умений устанавливать причинно-следственные связи, выявлять общее и особенное.
|
См. стр. 18, 19
|
В течение изучения курса
В течение изучения курса
|
10
5
|
Письм. раб.Проверка схем. Собеседов-е.
|
2 –3нед
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
3
|
Собеседов-е, письм. работа, составление таблицы.
|
Формирование
навыков систематизации материала (таблица), выработка умения выявлять общее и особенное, Знание ключевых понятий и основных сведений по истории культуры античности.
|
См. стр. 20
|
В течение изучения курса
|
10
5
|
Письм. работа, проверка таблиц, собеседов-е
|
3-4 нед.
|
4
|
Собеседов-е, письм. работа, составление таблицы.
|
Формирование
навыков систематизации материала, знание ключевых понятий и основных этапов развития истории культуры средневековья, основных стилей и направлений в искусстве. итоговый контроль
|
См. стр. 22
|
В течение изучения курса
|
10
5
|
Письм. работа, проверка таблиц, собесед-е. Экзамен
|
5-6нед.
|
5
|
Письм. работа, эссе.
|
Формирование навыков самостоятельного мышления, творческого подхода к рассматриваемой проблеме.
|
См. стр. 23, 24
|
В течение изучения курса
|
10
15
|
Письм. работа, обсуждение и оценка эссе.
|
7-8 нед.
|
6
|
Коллоквиум, реферат.
|
Формирование
умений и навыков использовать полу-
ченные знания.
|
См. стр. 27
|
В течение изучения курса
|
15
|
Коллоквиум, реферат.
|
9-10нед.
|
7
|
Промежу-
точный
тест (рубежный контр)
|
Проверка и закрепление знаний.
|
|
1 неделя
|
|
тест
|
10
|
Кредит 2
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
8
|
Письменная работа,
собеседов-е,
посещение музея.
|
Проверка и закрепление знаний по теме: Культура кочевых племён. Формирование навыков самостоят. работы.
|
Стр. 30-35
|
В течение изучения курса
|
10
15
|
Письменная работа, собесед-е, отчёт.
|
11-12 нед.
|
|
Письменная работа,
посещение музея.
|
Закрепление основных сведений по истории культуры средневекового Казахстана, ключевых понятий и дат.
У
|
В течение изучения курса
|
10
15
|
Письменная работа, отчёт.
|
13 нед.
|
10.
|
Письменная работа,
дискуссия, составление
таблицы.
Рубежный контроль
|
Формирование
навыков устанавливать взаимную связь истории культуры Казахстана с российской и всемирной историей, умения оценивать социально-культурные процессы с т.з. цивилизационного развития, умения доказательно строить свои выступления.
|
В течение изучения курса
1 неделя
|
10
15
5
|
Письменная работа, дискуссия, таблица.
|
14 нед.
|
11
|
Письменная работа, собеседов-е, посещение музея.
|
Формирование
умений устанавливать причинно-следственную связь, выявлять общее и особенное в истории и культуре народов СССР и Казахстана.
|
В течение изучения курса
|
10
15
|
Письменная работа, собесед-е, отчёт.
|
15 нед.
|
12
|
Итоговый контроль.
|
|
1 неделя
|
|
экзамен
|
|
-
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Общие вопросы теории культуры. История мировой культуры.
Тематический план курса
2.1
№
|
Название темы
|
Часы
|
Лекции
|
практические
|
семинарские
|
СРСП
|
СРС
|
1
|
Культурология – комплексная
гуманитарная наука
|
1
|
|
1
|
2
|
2
|
2
|
Философские концепции происхождения и развития культуры.
|
1
|
|
2
|
2
|
2
|
3
|
Первобытная культура.
|
1
|
|
|
2
|
2
|
4
|
Культура Древнего Востока.
|
1
|
|
1
|
2
|
2
|
5
|
Античная культура.
|
1
|
|
1
|
2
|
2
|
6
|
Культура европейского средневековья.
|
1
|
|
1
|
2
|
2
|
7
|
Арабо-мусульманская культура средневековья.
|
1
|
|
1
|
2
|
2
|
8
|
Культура эпохи Возрождения и Реформации.
|
1
|
|
|
2
|
2
|
9
|
Культура Нового Времени (17 н. 20 вв.)
|
1
|
|
1
|
2
|
2
|
10
|
Культура ХХ века.
|
1
|
|
2
|
2
|
2
|
11
|
Основные этапы развития и специфика кочевой культуры.
|
1
|
|
1
|
3
|
3
|
12
|
Средневековая культура Казастана.
|
1
|
|
1
|
2
|
2
|
13
|
Культура Казахстана 17-19 вв.
|
1
|
|
1
|
2
|
2
|
14
|
Культура Казахстана 20 в.
|
2
|
|
2
|
3
|
3
|
|
Итого
|
15
|
|
15
|
30
|
30
|
2.2 Тезисы лекционных занятий
Тема: Культурология – комплексная гуманитарная наука.
Предмет и структура культурологии. Культурология как наука формировалась путём интнграции таких дисциплин как: культуроведение, культурфилософия, социология культуры. Как явление духовной жизни связана с философией, историей, этикой, эстетикой, и др. Как явление материальной жизни с антропологией, этнографией, этнопсихологией, демографией и др.
Оформление культурологии как науки относится к Новому времени(17 в.). Впервые термин был предложен нем. Философом и химиком В. Освальдом в 1909 г. В 1939 г. Л. Уайт вводит данное понятие в антропологические исследования и рассматривает культурологию как принципиально новый способ изучения культурных явлений, раскрытия общих закономерностей культурно-исторического процесса. Предметом культурологии являются: объективные закономерности культурных процессов, «живые» памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы формирования и развития культурных интересов человека, роль человека, сохранение и передачу культурных ценностей.
Структура культурологии. Основные блоки учебной дисциплины: теоретический, исторический. В культурологии выделяют: фундаментальную, прикладную.
Эволюция понятия культура. Основные этапы: античность, средние века, новое и новейшее время. Первоначальное значение термина культура – «возделывание, обрабатывание». М. Т.Цицерон «Тускуланские беседы» о возделывании человеческого ума. Античное понимание культуры. «Пайдейя» как образование, воспитание, следование традициям и преемственность. Средние века: культура как культ, почитание Бога, духовное совершенствование человека. Новое и новейшее время. Целостное восприятие культуры.
Структура культуры. Материальная культура. Духовная культура. Художественная культура. Категории культуры. Типология культуры и разнообразные подходы. Формы культуры: народная, массовая, элитарная. Функции культурологии: гносеологическая, эвристическая, воспитательная, мировоззренческая. Функции культуры: гуманистическая, трансляции, гносеологическая, аксиологическая, семиотическая, креативная, праксиологическая.
Основная литература: см. стр. 17, 18
Дополнительная литература: см. стр. 17, 18
Тема: Первобытная культура.
Проблема периодизации и изучения первобытной культуры. Основные подходы в антропогенезе: креоционизм,эволюционизм. Современная антропология о происхождении человека. Хронология каменного века. Эволюция развития и основные достижения. Основные источники изучения первобытной культуры и их особенности: археология, этнография, лингвистика, антропология.
Формирование мифологического сознания. Осмысление и систематизация знаний о мире. Первобытная мифология как источник и средство передачи традиций и навыков. Зачатки религиозного сознания. Ранние формы верований: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия.
Место искусства в первобытной культуре. Основные этапы формирования и развития, их особенности и характерные черты. Искусство эпохи палеолита. Зарождение основных видов изобразительного искусства. Наивный реализм, культ зверя, редкое изображение человека, отсутствие композиции и узость содержания. Искусство эпохи мезолита его переходный характер. Искусство неолита. Победа схематического стиля. Ведущее место человека. Повествовательность и композиционность. Создание произведений антропоморфной скульптуры. Распространение мелкой пластики, ремёсел. Искусство эпохи бронзы. Мегалитические сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи.
Синкретизм первобытной культуры.
Основная литература: см. стр. 18, 20
Дополнительная литература: см. стр. 18, 20
Тема: Культура Древнего Востока.
Социальные и мировоззренческие основы культуры Древнего Востока. Восточная деспотия как социальная основа древних культур. Идеал абсолютного единства, отрицание проявления индивидуальности и свободы человека – суть восточной деспотии. Теократический характер власти.
Ф. Шампальон и начало научного изучения культуры Древнего Египта. Египет – «дар Нила». Основные достижения в материальной и духовной культуре древних египтян. Основные этапы культурно-исторического развития:
-
Древнее Царство (28-23 вв. до н.э.).
-
Среднее Царство (21-!7 вв. до н.э.)
-
Новое Царство (15-11 вв. до н.э.)
Религиозно-мифологическое мировоззрение. Политеизм . Зооморфность.Культ обожествления фараона. Заупокойный культ. Протест против смерти как характерная черта египетской культуры.
Искусство Древнего Египта. Замедленное развитие. Низкий уровень развития индивидуального «Я» и творческого начала. Связь художественной культуры с религиозно-мифологическим мировоззрением. Каноничность искусства. Искусство как составная часть заупокойного ритуала. Информативность и иерархичность искусства. Влияние культуры Древнего Египта на культуру народов мира.
Основная литература: см. стр. 18, 19
Дополнительная литература: см. стр. 18, 19
Тема: Античная культура.
Греко-римский мир и его место в истории человечества. Понятие «античность» как определение греко-римской культуры. Основные этапы развития культуры античного мира. Крито-Микенская культура (3 тыс. – 12 вв. до н.э.).Гомеровский период (9 –8 вв. до н.э.). Архаический период (7-6 вв. до н.э.). Классический период (5-4 вв. до н.э.). Эллинистический период (к. 4 в. до н.э.- 1 в. до н.э.).
Крит – древнейший очаг цивилизации в Европе.
Архаический период - время наиболее интенсивного развития культуры. Специфика античной культуры. Полисная система устройства. Форма правления – демократическая республика. Основные этические нормы – активность. Неразрывность связи гражданина и полиса.
Религиозно-мифологическая картина мира. Древнегреческая мифология и её универсальный характер. Политеизм. Антропоморфность.
Основные достижения греческой культуры. Художественная культура. Архитектура как главный вид искусства. Выдающиеся памятники искусства Древней Греции.
Основная литература: см. стр. 20
Дополнительная литература: см. стр. 20
Тема: Культура европейского средневековья.
Гибель Западной Римской империи. Византия – хранительница античных традиций. Культурный синтез восточных и греко-римских традиций. Христианство как идеологическая доминанта в культуре Византии. Художественная культура Византии. Символизм христианского искусства. Роль Византии в развитии культуры европейского средневековья и культуры Древней Руси.
Периодизация средневековья. Проблемы хронологических границ. Вторжение и расселение варваров. Принятие ими христианства. Становление христианского мира. Великий раздел Западной и Восточной церкви. Роль христианского вероучения и христианской церкви в средневековой культуре Европы. Средневековое образование: диалектика и схоластика. Университеты – центры научного исследования. Средневековые идеалы и ценности. Алхимия, ереси. «Молот ведьм» и ведовские процессы. Художественная культура. Литература. Романский стиль. Готический стиль.
Основная литература: см. стр. 22
Дополнительная литература: см. стр. 22
Тема: Арабо-мусульманская культура Средневековья.
Народы Аравийского полуострова в период возникновения ислама. Исламское вероучение – ядро «молодой» культуры. Мухаммед – последний пророк в истории человечества. Мекка – центр ислама. Формирование мусульманского теократического государства. Основные направления в исламе: сунниты, шииты, суфизм. Вопрос о принципах наследвания религиозной и светской власти.
Коран – священная книга мусульман. Композиция книги. Священное предание – сунна. Догматико-ритуальная основа ислама: исповедание веры, пятикратный намаз, пост, зякят, хаджж.
Доминирующая роль словесности в культуре арабского Востока. Канонические традиции. Касыда, кыта, рубаи, газель. Арабская вязь – существенная часть образной системы ислама.
Архитектура Востока. Тип мусульманского храма – колонная мечеть. Мечеть – модель и символ веры. Прикладное искусство мусульманского мира.
Влияние ислама на повседневный быт и образ жизни, и нормы морали. Шариат.
Основная литература: см. стр. 23, 24
Дополнительная литература: см. стр. 23, 24
Тема: Культура эпохи Возрождения и Реформации.
Эпоха Возрождения как переход от средних веков к новому времени. Средства и условия формирования культуры эпохи Возрождения. Период первоначального накопления капитала. Мануфактура. Банковское дело. Международная торговля. Эра океанической цивилизации. Великие географические открытия.
Основные этапы развития культуры Ренессанса: Проторенессанс (13-14 вв.), Раннее Возрождение (15 в.), Высокое Возрождение ( пер. треть 16 в.), Высокое Позднее Возрождение (к. 16 в.).
Гуманизм – ценностная основа культуры Возрождения. Антропоцентризм. Образ волевого, интеллектуального человека творца своей судьбы и самого себя. Противоречивость эпохи. Д. Вазари о возрождении античных идеалов. Нигилистическое отношение к средневековью. Тесная связь науки и искусства. Искусство как синтез античной физической красоты и христианской духовности. Наслаждение земной жизнью во всех её проявлениях. Титаны эпохи Возрождения.
Северное Возрождение и Реформация. Религиозность, символизм, меньшая увлечённость античностью. Пантеизм как философская основа. Отголоски средневековой «эстетики безобразного». Крупнейшие мастера эпохи.
Реформация и её культурно-историческое значение. М.Лютер, Т.Мюнцер, Ж.Кальвин. Трансформация христианской культуры. Протестантский тип человека. Новая трудовая этика и рационально-практическое преобразование мира.
Основная литература: см. стр. 26
Дополнительная литература: см. стр. 26
Тема: Культура Нового времени (17- к. 19вв.)
Изменения в развитии материальной культуры европейского общества. Буржуазные революции к.16 –17 вв. и образование национальных буржуазных государств. Зарождение демократических институтов. Истоки и социокультурные составляющие европейской культуры нового времени. Освоение новых методов познания. Борьба науки против засилья религии. Век гениев.
Искусство – выразитель духа и мироощущения эпохи. Барокко. Категории барочной эстетики. Характерные черты стиля. Рококо. Зарождение классицизма. Основные черты стиля. Основные представители.
18 век – образование современного типа общества. Духовные искания эпохи. Просвещение и его идеалы: свобода, ненасилие, веротерпимость, неприятие догм, универсальное развитие личности. Поиски форм разумного переустройства общества на основе идеалов ВФБР. Вера в безграничность прогресса общества и человека. Установление «царства разума» путём развития науки. Секуляризация общественного сознания. Формирование инициативной, деятельной личности – буржуа.
Романтизм как тип культуры. Специфика романтического искусства – проблема двоемирия: сопоставления и противопоставления реального и воображаемого миров. Бегство за пространственные пределы буржуазного общества и его основные формы: бегство в природу, бегство в иные регионы, экзотические страны, воображаемое бегство, уход в собственный внутренний мир.
19 век - век зрелости буржуазной цивилизации. Основные мировоззренческие посылы эпохи: рационализм, антропоцентризм, европоцентризм. Фундаментальный вопрос эпохи: как существует мир в котором мы живём? 19 век – век переворота в науке и технике. Глубокие изменения в сфере идеологии. Дальнейшая разработка принципов либерализма в политике, экономике, социальной сфере. Всеобъемлющая массовизация жизни. Изменения в этикете: демократичность, прагматичность, утилитарность.
Художественная культура и её новый децентрализованный тип. Романтизм, реализм, натурализм, символизм, импрессионизм – палитра творческих методов искусства 19 века. Декаданс как художественное и культурное явление.
Основная литература: см. стр. 27
Дополнительная литература: см. стр. 27
Тема: Культура 20 века.
Идеалы и установки современной культуры как сплав достижений человечества. Демократический гуманизм, научное рационалистическое познание, космизм, техногенность как характерные черты культуры 20 века. Глобальные проблемы и их взаимосвязь. Футурологические исследования. Римский клуб. Глобальное моделирование. Конфликтность современной культуры: свобода и насилие, элитарность и массовость, плюрализм и унификация, технизация и гуманизация.
Нарушение преемственности в развитии социального идуховного опыта: их последствия для внутреннего мира человека. Меркантилизация поведения человека.
Поиск искусством 20 века новой творческой сути и места в культуре. Тотальная ломка художественных традиций. Многообразие видов и форм художественной культуры. Стремление создать нечто новое и невиданное. Одновременное существование различных течений и объединение в группировки с общими программами. Авангардизм, его характерные черты и сущность.
Основная литература: см. стр. 27
Дополнительная литература:
Тема: Основные этапы развития и специфика кочевой культуры.
Памятники палеолита и неолита на территории Казахстана. Андроновская культура. Тасмолинская культура. Завершение процесса формирования нового типа скотоводческого хозяйства – кочевнического.
Саки –преемники ариев в Великой степи. Азиатские саки и их основные конфедерации: тиграхауды, массагеты или парадарайя, хаомоварги. Хозяйство саков. Общество саков. Религия древних саков. Памятники сакской культуры. «Царские курганы».
Гунны и их проникновение в Казахстан, начало тюркизации. Смена антропологического типа жителей Казахстана. Общество гунов, традиции, обряды. Религиозные верования. Художественная культура гунов.
Тюрки. Возникновение народа «тюркютов» как следствие этнического смешения в период переселения на Алтай. Хозяйство тюркютов: кочевое и полукочевое скотоводство и оседло-земледельческое хозяйство. Религия древних тюркютов. Анимистический политеизм. Культ неба – Тенгри. Культ предков и его специфика древнего тотемного поклонения волку. Обычное право. Быт, нравы, традиции, обряды. Художественная культура тюркютов.
Основная литература: см. стр. 30
Дополнительная литература: см. стр. 30
Тема: Средневековая культура Казахстана.
Эпоха великого переселения народов и изменение этнической и политической карты Казахстана. Государственные образования на территории Казахстана. Основные занятия казахов.
Великий шелковый путь в истории культуры Казахстана. Освоение ценностей соседских культур.
Средневековые города. Отрар, Тараз – крупнейшие центры ремесла и торговли.
Верования казахов. Шаманство и культ предков. Астральный культ: очищающая, оплодотворяющая сила солнца, луны, звёзд. Проникновение и утверждение ислама. Роль ислама в развитии материальной и духовной культуры Казахстана. Развитие культовой архитектуры.
Эстетика казахского средневекового быта. Юрта. Казахский национальный костюм. Свадебный обряд.
Устное народное творчество. Казахский эпос и его особенности. Богатство казахской устной поэзии.
Казахские былины: лиричность и психологизм. Певцы-сказители. Акыны. Декоративно-прикладное искусство.
Основная литература: см. стр. 32, 33
Дополнительная литература: см. стр. 32, 33
Тема: Культура Казахстана 17-19 вв.
Кочевое хозяйство – основа хозяйственно-культурной жизни Казахстана. Вторжение джунгар. Упадок кочевого скотоводства как результат экспансии джунгарского ханства и строительства царским правительством укреплённых линий. Этнокультурные контакты казахов с земледельческими и кочевыми этносами Средней и Центральной Азии, Западной Сибири, Восточной Европы.
Присоединение Казахстана к России. Нарастание кризисных явлений в развитии кочевого общества. Сокращение маршрутов перекочёвок. Переход к полукочевому скотоводству и поливному земледелию. Развитие торговли. Изменение культуры и быта казахов.
Мусульманский характер образования. Мектебе. Просветительство. Открытие русских школ. Военные училища. Сибирский кадетский корпус.
Исследования русских учёных на территории Казахстана. А.С. Пушкин – поездка по местам пугачёвского движения. Запись «Козы-Корпеш» и «Баян-Сулу».
Истоки формирования научного мировоззрения. И. Алтынсарин. Ч. Валиханов.
Эпическое творчество. Тесная связь героической тематики с социальной борьбой, общественными конфликтами в родах и аул ах.
Особенности казахского эпоса. Казахские былины. Романтические достаны и тема любви в них.
Развитие письменной казахской литературы в 19 веке. А. Кунанбаев. Развитие литературного казахского языка. А. Байтурсынов. Ш. Кудайбердиев.
Основная литература: см. стр. 33
Дополнительная литература: см. стр. 33
Тема: Культура Казахстана 20 век.
20 век – сложный и противоречивый период в истории культуры Казахстана.Октябрьский переворот 1917 г. и его значение для Казахстана. Сотрудничество советской власти с национальными деятелями Казахстана. Расцвет национальной культуры? Освобождение от колониального гнёта?
Создание сети вузов в Казахстане. Реформа казахского алфавита. Отрыв казахского народа от письменной культуры дооктябрьского периода.
Общество ревнителей казахской кудьтуры «Талап». Сохранение и изучение образцов казахского искусства. Организация художественных учебных заведений.
Казахская литература: Ш. Кудайбердиев, А. Байтурсынов, М. Дулатов. Творчество М. Ауэзова.
Великая Отечественная война. Эвакуация научных учреждений в Казахстан. Интенсивное развитие науки.
Развитие культуры в послевоенный период в условиях административно-командной системы, идеологический диктат. Отсутствие государственной поддержки развития казахского языка, традиций казахского народа.
25 октября 1990 г. – декларация о государственном суверенитете Каз. ССР. Декабрь 1991 г. – изменение названия республики. Национально-культурные центры их роль в возрождении культуры и традиций всех народов Казахстана. Культура этносов, населяющих Казахстан. Реабилитация представителей казахской интеллигенции. Восстановление исторической топонимики. Возрождение народных традиций.
Современное искусство Казахстана. Социокультурная ситуация в Казахстане.
Основная литература 1-11
Дополнительная литература: 12-33
2.2.План семинарского занятия 2
Тема: Культура Древнего Востока.
План:
1. Религиозно-мифологическое представление о мире в культуре Древнего Двуречья.
2. Искусство Древнего Двуречья и его особенности.
3. Конфуцианство и даосизм как основные религиозно-философские учения Древнего Китая.
-
Искусство Древнего Китая.
-
Буддизм и индуизм, сущность и основные этапы их становления и развития.
-
Искусство Древней Индии.
Изучите вопросы, напишите конспект. Продумайте в чем актуальность данных вопросов? Как их знание может пригодиться в вашей профессиональной деятельности?
Основная литература:4, 9, 10.
Дополнительная литература: 12,16.
Методические указания:
-
Для того чтобы выполнить задания, необходимо по каждому вопросу составить конспект.
-
В конспекте выделите новые термины. Обратитесь к справочной литературе. Определения выпишите в тетрадь.
-
Запомните ключевые даты.
План занятия 2
в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
Подготовьтесь к письменной работе по ключевым понятиям следующих тем: Первобытная культура. Культура Др. Востока.
Подготовьте вопросы преподавателю, которые вызвали у вас затруднение при подготовке и в понимании их сущности.
Форма проведения – терминологический диктант, собеседование.
Методические рекомендации:
Для подготовки используйте лекционный материал и материал практических занятий.
Рекомендуемая литература:
Основная литература:4, 9, 10.
План занятия 2
в рамках самостоятельной работы студентов
Используя лекции и предложенную литературу, составьте схемы по следующим вопросам:
-
Возникновение и ранние формы верований.
-
Синкретизм первобытной культуры.
-
Искусство Древнего Востока.
Методические рекомендации:
Для того чтобы выполнить данную работу необходимо систематизировать изученный материал по данным темам, а также проявить творческий подход в выполнении заданий.
Рекомендуемая литература:
Основная литература:4, 5.
2.3.План семинарского занятия 3
Тема: Античная культура.
-
Римская культура: кризисная или оригинальная стадия античной культуры.
-
Самобытная культура этрусков и её влияние на римскую культуру.
-
Новаторство и вклад римлян в сфере художественного творчества.
Изучите задания и напишите конспект по предложенным вопросам.
Основная литература:
Основная литература:3,4, 5.
Дополнительная литература: 21.
Методические указания:
-
Для выполнения данного задания необходимо усвоить основные этапы развития римской культуры и понять её историческое своеобразие.
-
Для выполнения заданий следует обратиться к вопросу о влиянии греческой культуры на римскую.
-
При работе используйте справочную литературу. Выделите новые термины, дайте им толкование.
План занятия 3
в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
На основе изученного материала по теме «Античная культура» подготовьтесь к письменной работе. Обратите внимание на терминологию и хронологические аспекты.
Форма проведения – письменная работа, собеседование.
Методические рекомендации:
Для того, чтобы подготовиться к письменной работе необходимо обратиться к материалам лекции, практического занятия, ещё раз проработать обязательную литературу.
Рекомендуемая литература
Основная литература:4, 5.
План занятия 3
в рамках самостоятельной работы студентов
Составьте сравнительную таблицу «Основные этапы развития культуры Древней Греции и Рима».
Методические рекомендации:
-
При составлении таблицы необходимо обратиться к материалам лекции, практического занятия и проработать обязательную литературу.
-
Форма таблицы свободная.
Рекомендуемая литература:
Основная литература:4, 5.
2.4 План семинарского занятия 4
Тема: Культура средневековья.
План:
-
Византия – центр раннесредневековой культуры.
-
Символизм христианского искусства: культовая архитектура и изобразительное искусство.
-
Романское искусство – синтез художественной культуры Рима и варварских племён.
-
Светская и церковная тенденции готического искусства.
-
«Крещение» Киевской Руси и его социально-культурное значение.
-
Искусство Киевской Руси.
Изучить вопросы и написать конспект.
Основная литература: 4, 9, 30
Методические рекомендации:
-
При выполнении заданий особое внимание уделите новым терминам, обращайтесь к справочной литературе.
-
При раскрытии вопросов о стилях и направлениях средневекового искусства выделите характерные черты, свойственные данному стилю.
План занятия 4
в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
На основе изученного материала по теме «Культура европейского средневековья» подготовьтесь к письменной работе. Обратите внимание на термины, основные даты, характерные черты ведущих стилей в искусстве средневековой Европы. Особое внимание уделите вопросу о социально-культурных последствиях принятия христианства на Руси.
Форма проведения – письменная работа, собеседование.
Методические рекомендации:
-
Используйте лекционный материал и материал практического занятия по данной теме.
Рекомендуемая литература: 4,9,30.
План занятия 4
в рамках самостоятельной работы студентов
Составьте таблицу «Основные стили в искусстве средневековой Европы».
Методические указания:
-
Выделите характерные черты романского и готического стиля.
-
Форма таблицы свободная.
2.5.План семинарского занятия 5
Тема: Арабо-мусульманская культура средневековья.
План:
-
Ислам – религия книги.
-
Мир исламской культуры: система мусульманских ценностей.
-
Мечеть – модель и символ мира.
Изучите вопросы и напишите конспект.
Основная литература: 5, 9, 10.
Дополнительная литература: 18.
Методические рекомендации:
Для выполнения заданий практического занятия необходимо обратиться к лекционному материалу, ознакомиться с обязательной и дополнительной литературой. Встретившиеся новые термины необходимо выделить и найти толкование в справочной литературе. Раскрывая первый вопрос необходимо обратить внимание на построение Корана, показать его тесную связь с христианством и иудаизмом. При раскрытии второго вопроса желательно показать систему мусульманских ценностей в сравнении с христианскими или буддийскими, выделив общее и особенное. В третьем вопросе показать символичность мусульманского искусства.
План занятия 5
в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
Подготовьтесь к письменной работе по теме «Арабо-мусульманская культура средневековья». Запомните основные даты и события. Используйте при подготовке лекционный материал и практических занятий. Найдите общее и особенное в христианском и мусульманском вероисповедании.
Форма проведения – письменная работа, собеседование.
Методические рекомендации:
-
В ходе подготовки к занятию необходимо повторить материал по теме «Культура европейского средневековья».
-
В ходе собеседования обязательным является ваше умение сравнивать, выделяя общее и особенное в развитии европейской и арабской культуры средневековья.
Рекомендуемая литература: 5,9,10.
План занятия 5
в рамках самостоятельной работы студентов
-
Напишите эссе на заданную тему:
«Роль ислама в современной жизни человека».
Методические рекомендации:
При работе над эссе составьте план и продумайте, о чем вы хотите написать. Не забудьте актуализировать тему и подвести итоги своих размышлений.
Рекомендуемая литература 18.
2.6. План семинарского занятия 6
Тема: Культура нового и новейшего времени. Основные школы и концепции культурологии.
План:
-
Философия культуры О. Шпенглера.
-
Ценность как основополагающий принцип культуры в концепции П. Сорокина.
-
Культура и бессознательное начало человека в концепции З. Фрейда.
-
Концепция К. Юнга.
-
Концепция игровой культуры (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет и др.).
-
«Вызов и Ответ» - движущая пружина в развитии культуры, концепция А.Тойнби.
-
Концепция К. Ясперса.
Изучите вопросы и напишите конспект. В качестве вывода составьте схему, отражающую основные идеи концепции.
Основная литература: 3.7,8.
Дополнительная литература: 25,27,31.
Методические рекомендации:
-
Внимательно изучите каждую из предложенных концепций, напишите развёрнутый конспект.
-
Для лучшего понимания концепции составьте схему, отражающую её основные идеи.
-
При раскрытии вопросов обратите внимание на время написания концепции и соотнесите с историческими событиями данного периода.
План занятия 6
в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
Изучите темы «Культура эпохи Возрождения и Реформации», «Культура нового времени (17-н.20 вв.)». Подготовьтесь к коллоквиуму.
Основные вопросы:
-
Каковы основные черты итальянского Возрождения.
-
В чём суть гуманизма эпохи Возрождения.
-
Титаны эпохи Возрождения и их вклад в развитие мировой культуры.
-
Каковы характерные черты культуры Северного Возрождения.
-
Какое влияние оказали идеи Реформации на развитие западной культуры и цивилизации.
-
Почему 17 век называют «веком гениев».
-
Каковы характерные черты стиля барокко.
-
Классицизм и его основные представители.
-
Стиль рококо и его характерные черты.
-
Почему 18 век называют веком Просвещения.
-
Каковы основные тенденции развития европейской культуры в 19веке.
-
Что собой представляет романтизм как тип культуры.
-
Каковы основные направления в культуре декаданса.
-
Каковы характерные черты и итоги развития культуры в новое время.
Форма проведения – коллоквиум.
Методические рекомендации:
При подготовке к коллоквиуму необходимо обратиться к лекционному материалу, а также самостоятельно проработать рекомендуемую литературу.
Рекомендуемая литература 3,5.
План занятия 6
в рамках самостоятельной работы студентов
Подготовьте реферат на одну из предложенных тем:
-
Экономические противоречия и взлёт культуры в 19 веке.
-
Импрессионизм и постимпрессионизм в культуре 19 века.
-
Авангардизм – упадок искусства или новый тип мышления?
-
Глобальные проблемы современного общества и пути их решения.
Методические рекомендации:
Реферат должен представлять собой результат реферирования одной или нескольких книг по определённой теме, т.е. анализ и краткий обзор основного содержания этих книг.
Структура реферата.
-
Титульный лист;
-
Оглавление;
-
Введение;
-
Основную часть;
-
Заключение;
-
Список использованной литературы.
Требования к содержанию.
-
Примерный объём введения 1-2 стр. Во введении формулируется цель и задачи исследования, актуальность темы.
-
Примерный объём основной части 6-7 стр. Основная часть содержит анализ научной литературы по изучаемой теме. Материал основной части должен быть разбит на разделы, каждый раздел – озаглавлен, заголовок должен отражать содержание раздела основной части.
-
Объём заключения 1-2 стр. Заключение должно содержать чёткие выводы, подведение итогов.
-
В приложении можно включать вспомогательный материал репродукции, иллюстрации, копии документов, фотографии, схемы, таблицы, рисунки и т.п.
Правила оформления.
Текст реферата может быть написан от руки или набран на компьютере на одной стороне стандартного листа белой бумаги.
Необходимо строго соблюдать поля.
Рекомендуемая литература
-
Актуальные проблемы культуры 20 века. – М., 1993.
-
Вийрандт Т. Молодёжи о искусстве./ Т. Вийрандт. – Таллин, 1990.
-
Геллер К. Французская живопись 19 века./ К. Геллер. – Будапешт,1988.
-
Знаки и символы стиля модерн.// Искусство. - №6. – 1996.
-
Культурология для технических вузов./ Под ред. М.В. Булановой-Топорковой. – Ростов-на-Дону, 2001.
-
Кононенко Б.И. Основы культурологии./ Б.И. Кононенко. – М., 2002.
-
Малюга Ю.Я. Культурология./ Ю.Я. Малюга. – М., 1998.
-
Модернизм. Анализ и критика основных направлений. – М., 1981.
-
Ревалд Дж. История импрессионизма./ Дж. Ревалд. – М., 1959.
-
Самосознание европейской культуры 20 века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. – М., 1991.
страница 1 страница 2
|