Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. С. АМАНЖОЛОВА

Институт истории и международных отношений

кафедра философии и

социально-политических теорий


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине “Культурология”

для специальностей: 050119 Иностранный язык,

050207 Переводческое дело.

Усть-Каменогорск, 2005г.

УМК обсужден на заседании кафедры философии и социально-политических теорий Протокол № 7 от 2 марта 2005 г.

УМК одобрен на заседании метод. совета Института истории и международных отношений

Протокол № 6 от 10 февраля 2005 г.

Аннотация УМК. Вузовский курс культурологии носит профессионально-ориентированный характер. Поэтому основной задачей курса является интеграция в учебном процессе гуманитарного и экономического знания с целью формирования у студентов системного мышления, а также обучению использования знаний прикладной культурологии в работе по специальности. Основные темы курса даны в таблицах, указаны промежуточные и итоговые контроли, прилагаются списки основной и дополнительной литературы, методические указания по выполнению СРС и график выполнения и сдачи заданий по дисциплине.



Учебно-методический комплекс по культурологии для студентов гуманитарных специальностей / Сост. Царегородцева С.С.
I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

(Syllabus)



  1. Общие сведения:

    1. Название дисциплины «Культурология».

    2. Кафедра философии и социально-политических теорий.

    3. Ф.И.О. преподавателя:

Царегородцева Светлана Сергеевна

    1. Контактная информация: тел., - 54-04-76, электронный адрес: alatas@ok.kz, время пребывания на кафедре: среда, 15.00.

    2. Место проведения: 9 уч. корпус, ул. Крылова, 72,

    3. Количество кредитов: 2.

    4. Выписка из учебного плана.



Курс

Семестр


Кредиты

Лекции

Семи-

нары


СРСП

СРС

Всего

Форма

контроля


1

1

2

15

15

30

30

90

экзамен




    1. Пререквизиты курса: всемирная история, история Казахстана, всемирная литература, изобразительное искусство, музыка.

    2. Постреквизиты

Знание культурологии используется в дисциплинах социально-гуманитарного цикла таких как: философия, политология, социология, история Казахстана; а также этика делового общения, управление персоналом, управление человеческими ресурсами, экономическая теория и др. Это дает возможность использовать знания по культурологии (особенно прикладной) в будущей профессиональной деятельности .

По завершению курса культурология студент должен овладеть следующими знаниями и умениями:



  • Умение работать с учебной литературой, распределять учебный материал во времени и последовательности его изучения и усвоения.

  • Умение использовать, полученные знания при выявлении причинно-следственных связей между природно-климатическими условиями и развитием культуры: природно-климатическими условиями, природными ресурсами и географическим положением и развитием экономики.

  • Умение самостоятельного анализа и оценки разнообразных явлений культурной жизни.

  • Умение составлять тезисы, схемы, анализировать ответы, грамотно строить свой ответ.

  • Знание ключевых понятий курса, теоретических основ базовых культурологических концепций.

- Знание основных культурно-исторических центров, закономерностей их функционирования и развития, места культуры

  • Знание основных культурно-исторических центров, закономерностей их функционирования и развития, места культуры Казахстана в системе мировой культуры.

  1. Краткое описание курса:

    1. Цель курса:

  • Формирование культурного базиса для усвоения общеобразовательных и специальных дисциплин, в соответствии с требованиями гуманизации образования.

  • Знание основ теории культуры и закономерностей ее развития.

  • Развитие творческих способностей студентов, интеллектуальных, профессиональных, эстетических и нравственных качеств.

  • Сформировать у студентов навыки самостоятельного анализа и оценки сложных и разнообразных явлений культурной жизни.




    1. Задачи курса применительно специальности

  • Понимание студентами феномена культуры, ее роли в человеческой жизнедеятельности.

  • Осмысление студентами социального опыта отношений между людьми, их миропонимание, отраженное в культуре.

  • Самостоятельно разбираться в вопросах влияния культурных факторов на экономическое поведение индивидов.

  • Приобретение навыков практического использования знаний и умений в вопросах учёта специфики экономического поведения различных индивидов и коллективов в современных условиях становления гражданского общества в Республике Казахстан.

  • Обучение общим приемам использования прикладной культурологии в работе по специальности как средства коммуникации с коллегами по работе и зарубежными партнерами.

    1. Содержание курса

Культурология – комплексная гуманитарная наука. Истоки культурологии как науки. Исходные понятия культурологии. Связь культурологии со всеми областями знания. Культурология как средство взаимопонимания культур и народов. Зарождение и осмысление проблем культуры на различных этапах истории: античность, средние века, новое и новейшее время. Основные школы и концепции культурологии 19-20 вв.

Сущность и предназначение культуры. Структура культуры. Искусство как социально-культурный феномен. Функции искусства. Культура как полифункциональная система. Человек как феномен культуры.

Первобытная культура. Трудности познания древнейшей истории человека и его культуры. Основные источники изучения первобытной культуры и их особенности. Проблемы периодизации. Мифология, как исторически первая форма культуры. Ранние формы религиозных верований. Искусство первобытного человека.

Культура Древнего Востока. Культура Древнего Египта. Основные этапы развития культуры Древнего Египта. Роль древнеегипетской культуры в развитии мировой цивилизации. Сущность и специфические черты древнеегипетской культуры и искусства. Религиозно-мифологическая трактовка мира. «заупокойный культ» Человек в культуре Древнего Египта.



Культура Древней Месопотамии. Шумер – колыбель мировой цивилизации? Основные этапы развития культуры Междуречья. Важнейшие культурные центры. Религиозно-мифологическая трактовка мира. Культ воды и культ небес. Культурное наследие Шумера, Аккада, Вавилона, Ассирии. Особенности искусства Междуречья.

Культура Древней Индии. Основные этапы развития древнеиндийской культуры: ведизм, брахманизм, буддизм, джайнизм, индуизм. Древнеиндийское искусство и его специфика.

Культура Древнего Китая. Основные этапы в становлении древнекитайской культуры. Особенности социально-экономического развития Древнего Китая. Выдающиеся достижения. Художественная культура Древнего Китая. Конфуцианство и даосизм как основные религиозно-философские учения Китая.

Античная культура. Греко-римский мир и его место в истории человечества. Основные этапы развития культуры античного мира. Древнегреческая мифология и её универсальный характер. Миф – первооснова греческой культуры. Художественная культура Др. Греции. «Человек – мера всех вещей».

Римская культура и закат античных рабовладельческих государств. Рим – аристократическая рабовладельческая республика. Гражданско-патриотические добродетели. Древнеримская мифология. Новаторство и вклад римлян в сфере художественного творчества.

Культура средневековья. Византия – хранительница античных традиций. Основные этапы развития культуры Византии. Христианство как идеологическая доминанта в культуре Византии. Художественная культура. Архитектура. Изобразительное искусство: мозаика, иконопись. Роль Византии в развитии культуры европейского средневековья и культуры Древней Руси.Периодизация средневековья. Роль христианского вероучения и христианской церкви в средневековой культуре Европы. Великий раздел Западной и Восточной церкви. Средневековые идеалы и ценности. Образование. Художественная культура. Романский стиль. Готический стиль.

Арабо-мусульманская культура средневековья. Исламское вероучение – ядро «молодой» культуры. Основные догматы ислама. Система мусульманских ценностей. Арабские мыслители и учёные. Доминирующая роль словесности в арабо-мусульманской культуре Искусство арабского Востока. Влияние ислама на повседневный быт и образ жизни, нормы морали.

Культура эпохи Возрождения и Реформации. Эпоха Возрождения как раннее новое время: период первоначального накопления капитала, первые зачатки капиталистической промышленности в форме мануфактуры, банковское дело. Международная торговля. Периодизация ренессансной культуры. Гуманизм – ценностная основа культуры Возрождения. Искусство - главный вид духовной деятельности эпохи. Особенности культуры Северного Возрождения. Реформация и её культурно-историческое значение. Новая трудовая этика иррационально-практическое преобразование мира.

Культура Нового времени (17-19 вв.) Изменения в развитии материальной культуры европейского общества. Складывание первооснов для перехода к цивилизации индустриального типа. Буржуазные революции. Зарождение демократических институтов. Истоки и социокультурные составляющие нового времени. Место человека в окружающем его мире. Освоение новых методов познания. 18 в. образование современного типа общества – промышленной цивилизации. Просвещение и его идеалы. Распространение идеалов протестантизма. Искусство – выразитель духа и мироощущения эпохи. Барокко. Рококо. Классицизм.

19 век – век зрелости буржуазной цивилизации. Основные мировоззренческие посылы эпохи: рационализм, антропоцентризм, европоцентризм. 19 век – век переворота в науке и технике. Изменения в сфере идеологии. Человек в западноевропейской культуре.Ф. Ницше – идея сверхчеловека. А. Шопенгауэр о «людях гения» и «людях пользы». Художественная культура и её новый децентрализованный тип. Романтизм, реализм, натурализм, символизм, импрессионизм и др. палитра творческих методов искусства 19 в.

Культура 20 века. Основные культурологические школы и концепции культуры. О Шпенглер, З. Фрейд, К. Юнг, П. Сорокин, А. Тойнби, Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет и др. Демократический гуманизм, научное рационалистическое познание, космизм, техногенность как характерные черты культуры 20 века. Глобальные проблемы и их взаимосвязь. Глобальное моделирование. Конфликтность современной культуры: свобода и насилие, элитарность и массовость, плюрализм и унификация, технизация и гуманизация. Меркантилизация поведения человека. Поиск искусством 20 века новой творческой сути и места в культуре. Тотальная ломка художественных традиций. Искусство авангарда – упадок или новый взгляд? Экзистенциализм, фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт, примитивизм.

Основные этапы развития и специфика кочевой культуры. Памятники палеолита и неолита на территории Казахстана. Андроновская культура. Завершение процесса формирования нового типа скотоводческого хозяйства – кочевнического (н. 1 тыс. до н.э.) Культура саков. Памятники сакской культуры. Гунны. Смена антропологического типа жителей Казахстана. Начало тюркизации. Тюрки: хозяйство, общество, религия, художественная культура. Специфика кочевой культуры. Основные этапы её развития (Плетнева).

Средневековая культура Казахстана. Эпоха великого переселения народов (2-5 вв.) и изменение этнической и политической карты Казахстана. Великий шёлковый путь в истории культуры Казахстана. Освоение ценностей соседских культур. Средневековые города – крупнейшие центры ремесла и торговли. Верования казахов. Шаманство и культ предков. Астральный культ. Проникновение и утверждение ислама. Роль ислама в развитии материальной и духовной культуры Казахстана. Эстетика казахского средневекового быта. УНТ. ДПИ.

Культура Казахстана 17-19 вв. Кочевое хозяйство – основа хозяйственно-культурной жизни Казахстана в 17 в. Экспансия джунгарского ханства и его последствия. Присоединение Казахстана к России. Нарастание кризисных явлений в развитии кочевого общества. Переход к полукочевому скотоводству и поливному земледелию. Изменение культуры и быта казахов. Просветительство. Истоки формирования научного мировоззрения. И. Алтынсарин. Ч. Валиханов. Эпическое творчество и его особенности. Развитие письменной казахской литературы: А. Кунанбаев. А. Байтурсынов. Ш. Кудабердиев.

Культура Казахстана 20 в. 20 век – сложный и противоречивый период в истории культуры Казахстана. Октябрьский переворот 1917 г. и его значение для Казахстана. Расцвет национальной культуры? Освобождение от колониального гнёта? Общество ревнителей казахской культуры «Талап» - М. Ауэзов, Х. Досмухамедов, М. Тамышпаев (1922 г.) Образование. Реформа казахского алфавита 1929 г. – латиница, 1940 г. – кириллица. Искусство Казахстана: слёты народных акынов, организация художественных учебных заведений. Становление казахского драматического искусства, киноискусства, изобразительного искусства (А. Кастеев, А. Исмаилов, братья Ходжиковы, А. Шебеков). Казахская литература: Ш. Кудайбердиев, А. Байтурсынов, М. Дулатов и др. Творчество М. Ауэзова.

Великая Отечественная война. Эвакуация научных учреждений, вузов, театров, детских домов, киностудий «Мосфильм», «Ленфильм» в Казахстан. Развитие культуры в послевоенный период в условиях административно-командной системы. Отсутствие государственной поддержки развития казахского языка, традиций казахского народа.

25 октября 1990 г. – декларация о государственном суверенитете КССР. Декабрь 1991 – изменение названия республики. Национально-культурные центры их роль в возрождении культуры и традиций всех народов Казахстана. Культура этносов, населяющих Казахстан. Реабилитация представителей казахской интеллигенции. Восстановление исторической топонимики. Возрождение народных традиций. Реформирование системы высшего и среднего образования. Современное искусство Казахстана.

3.График выполнения и сдачи заданий






Виды работ

Цель и содержание

Задания


Рекомендуемая

Литература



Продол-

жительность

выполнения


Баллы

согласно

(рейтинг

шкале)


Форма

контроля


Сроки

сдачи


1

2

3

4

5

6

7

8

1

Письменная работа, собеседов-е

Закрепление

материала по теме: Искусство в системе культуры. Знание ключевых понятий и основ теории искусства.

Смотри стр. 17,18.



В течение изучения курса




10

Письменная работа.

Собесе-дование


1-2 нед.

2


Собеседов-е, составление схем

Формирование

навыков самост.

работы, закрепление ключевых понятий, знаний основных сведений по истории культуры Др. Востока, умений устанавливать причинно-следственные связи, выявлять общее и особенное.


См. стр. 18, 19

В течение изучения курса

В течение изучения курса




10

5


Письм. раб.Проверка схем. Собеседов-е.

2 –3нед

1

2

3

4

5

6

7

8

3

Собеседов-е, письм. работа, составление таблицы.

Формирование

навыков систематизации материала (таблица), выработка умения выявлять общее и особенное, Знание ключевых понятий и основных сведений по истории культуры античности.



См. стр. 20

В течение изучения курса


10

5


Письм. работа, проверка таблиц, собеседов-е

3-4 нед.

4

Собеседов-е, письм. работа, составление таблицы.

Формирование

навыков систематизации материала, знание ключевых понятий и основных этапов развития истории культуры средневековья, основных стилей и направлений в искусстве. итоговый контроль



См. стр. 22

В течение изучения курса


10

5


Письм. работа, проверка таблиц, собесед-е. Экзамен

5-6нед.

5



Письм. работа, эссе.


Формирование навыков самостоятельного мышления, творческого подхода к рассматриваемой проблеме.

См. стр. 23, 24



В течение изучения курса



10

15


Письм. работа, обсуждение и оценка эссе.



7-8 нед.

6


Коллоквиум, реферат.


Формирование

умений и навыков использовать полу-

ченные знания.


См. стр. 27



В течение изучения курса


15



Коллоквиум, реферат.



9-10нед.


7


Промежу-

точный


тест (рубежный контр)

Проверка и закрепление знаний.




1 неделя




тест

10

Кредит 2

1

2

3

4

5

6

7

8

8

Письменная работа,

собеседов-е,

посещение музея.


Проверка и закрепление знаний по теме: Культура кочевых племён. Формирование навыков самостоят. работы.



Стр. 30-35

В течение изучения курса




10

15


Письменная работа, собесед-е, отчёт.


11-12 нед.






Письменная работа,

посещение музея.




Закрепление основных сведений по истории культуры средневекового Казахстана, ключевых понятий и дат.

У


В течение изучения курса


10

15


Письменная работа, отчёт.

13 нед.

10.

Письменная работа,

дискуссия, составление

таблицы.

Рубежный контроль


Формирование

навыков устанавливать взаимную связь истории культуры Казахстана с российской и всемирной историей, умения оценивать социально-культурные процессы с т.з. цивилизационного развития, умения доказательно строить свои выступления.



В течение изучения курса
1 неделя

10

15

5



Письменная работа, дискуссия, таблица.

14 нед.

11

Письменная работа, собеседов-е, посещение музея.


Формирование

умений устанавливать причинно-следственную связь, выявлять общее и особенное в истории и культуре народов СССР и Казахстана.



В течение изучения курса


10

15


Письменная работа, собесед-е, отчёт.

15 нед.

12



Итоговый контроль.




1 неделя



экзамен






  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Общие вопросы теории культуры. История мировой культуры.

Тематический план курса

2.1



Название темы



Часы

Лекции

практические

семинарские

СРСП

СРС

1

Культурология – комплексная

гуманитарная наука



1




1

2

2

2

Философские концепции происхождения и развития культуры.

1




2

2

2

3

Первобытная культура.

1







2

2

4

Культура Древнего Востока.

1




1

2

2

5

Античная культура.

1




1

2

2

6

Культура европейского средневековья.

1




1

2

2

7

Арабо-мусульманская культура средневековья.

1




1

2

2

8

Культура эпохи Возрождения и Реформации.

1







2

2

9

Культура Нового Времени (17 н. 20 вв.)

1




1

2

2

10

Культура ХХ века.

1




2

2

2

11

Основные этапы развития и специфика кочевой культуры.

1




1

3

3

12

Средневековая культура Казастана.

1




1

2

2

13

Культура Казахстана 17-19 вв.

1




1

2

2

14

Культура Казахстана 20 в.

2




2

3

3




Итого

15




15

30

30

2.2 Тезисы лекционных занятий

Тема: Культурология – комплексная гуманитарная наука.

Предмет и структура культурологии. Культурология как наука формировалась путём интнграции таких дисциплин как: культуроведение, культурфилософия, социология культуры. Как явление духовной жизни связана с философией, историей, этикой, эстетикой, и др. Как явление материальной жизни с антропологией, этнографией, этнопсихологией, демографией и др.

Оформление культурологии как науки относится к Новому времени(17 в.). Впервые термин был предложен нем. Философом и химиком В. Освальдом в 1909 г. В 1939 г. Л. Уайт вводит данное понятие в антропологические исследования и рассматривает культурологию как принципиально новый способ изучения культурных явлений, раскрытия общих закономерностей культурно-исторического процесса. Предметом культурологии являются: объективные закономерности культурных процессов, «живые» памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы формирования и развития культурных интересов человека, роль человека, сохранение и передачу культурных ценностей.

Структура культурологии. Основные блоки учебной дисциплины: теоретический, исторический. В культурологии выделяют: фундаментальную, прикладную.

Эволюция понятия культура. Основные этапы: античность, средние века, новое и новейшее время. Первоначальное значение термина культура – «возделывание, обрабатывание». М. Т.Цицерон «Тускуланские беседы» о возделывании человеческого ума. Античное понимание культуры. «Пайдейя» как образование, воспитание, следование традициям и преемственность. Средние века: культура как культ, почитание Бога, духовное совершенствование человека. Новое и новейшее время. Целостное восприятие культуры.

Структура культуры. Материальная культура. Духовная культура. Художественная культура. Категории культуры. Типология культуры и разнообразные подходы. Формы культуры: народная, массовая, элитарная. Функции культурологии: гносеологическая, эвристическая, воспитательная, мировоззренческая. Функции культуры: гуманистическая, трансляции, гносеологическая, аксиологическая, семиотическая, креативная, праксиологическая.

Основная литература: см. стр. 17, 18

Дополнительная литература: см. стр. 17, 18

Тема: Первобытная культура.

Проблема периодизации и изучения первобытной культуры. Основные подходы в антропогенезе: креоционизм,эволюционизм. Современная антропология о происхождении человека. Хронология каменного века. Эволюция развития и основные достижения. Основные источники изучения первобытной культуры и их особенности: археология, этнография, лингвистика, антропология.

Формирование мифологического сознания. Осмысление и систематизация знаний о мире. Первобытная мифология как источник и средство передачи традиций и навыков. Зачатки религиозного сознания. Ранние формы верований: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия.

Место искусства в первобытной культуре. Основные этапы формирования и развития, их особенности и характерные черты. Искусство эпохи палеолита. Зарождение основных видов изобразительного искусства. Наивный реализм, культ зверя, редкое изображение человека, отсутствие композиции и узость содержания. Искусство эпохи мезолита его переходный характер. Искусство неолита. Победа схематического стиля. Ведущее место человека. Повествовательность и композиционность. Создание произведений антропоморфной скульптуры. Распространение мелкой пластики, ремёсел. Искусство эпохи бронзы. Мегалитические сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи.

Синкретизм первобытной культуры.

Основная литература: см. стр. 18, 20

Дополнительная литература: см. стр. 18, 20

Тема: Культура Древнего Востока.

Социальные и мировоззренческие основы культуры Древнего Востока. Восточная деспотия как социальная основа древних культур. Идеал абсолютного единства, отрицание проявления индивидуальности и свободы человека – суть восточной деспотии. Теократический характер власти.

Ф. Шампальон и начало научного изучения культуры Древнего Египта. Египет – «дар Нила». Основные достижения в материальной и духовной культуре древних египтян. Основные этапы культурно-исторического развития:



  1. Древнее Царство (28-23 вв. до н.э.).

  2. Среднее Царство (21-!7 вв. до н.э.)

  3. Новое Царство (15-11 вв. до н.э.)

Религиозно-мифологическое мировоззрение. Политеизм . Зооморфность.Культ обожествления фараона. Заупокойный культ. Протест против смерти как характерная черта египетской культуры.

Искусство Древнего Египта. Замедленное развитие. Низкий уровень развития индивидуального «Я» и творческого начала. Связь художественной культуры с религиозно-мифологическим мировоззрением. Каноничность искусства. Искусство как составная часть заупокойного ритуала. Информативность и иерархичность искусства. Влияние культуры Древнего Египта на культуру народов мира.

Основная литература: см. стр. 18, 19

Дополнительная литература: см. стр. 18, 19

Тема: Античная культура.

Греко-римский мир и его место в истории человечества. Понятие «античность» как определение греко-римской культуры. Основные этапы развития культуры античного мира. Крито-Микенская культура (3 тыс. – 12 вв. до н.э.).Гомеровский период (9 –8 вв. до н.э.). Архаический период (7-6 вв. до н.э.). Классический период (5-4 вв. до н.э.). Эллинистический период (к. 4 в. до н.э.- 1 в. до н.э.).

Крит – древнейший очаг цивилизации в Европе.

Архаический период - время наиболее интенсивного развития культуры. Специфика античной культуры. Полисная система устройства. Форма правления – демократическая республика. Основные этические нормы – активность. Неразрывность связи гражданина и полиса.

Религиозно-мифологическая картина мира. Древнегреческая мифология и её универсальный характер. Политеизм. Антропоморфность.

Основные достижения греческой культуры. Художественная культура. Архитектура как главный вид искусства. Выдающиеся памятники искусства Древней Греции.

Основная литература: см. стр. 20

Дополнительная литература: см. стр. 20

Тема: Культура европейского средневековья.

Гибель Западной Римской империи. Византия – хранительница античных традиций. Культурный синтез восточных и греко-римских традиций. Христианство как идеологическая доминанта в культуре Византии. Художественная культура Византии. Символизм христианского искусства. Роль Византии в развитии культуры европейского средневековья и культуры Древней Руси.

Периодизация средневековья. Проблемы хронологических границ. Вторжение и расселение варваров. Принятие ими христианства. Становление христианского мира. Великий раздел Западной и Восточной церкви. Роль христианского вероучения и христианской церкви в средневековой культуре Европы. Средневековое образование: диалектика и схоластика. Университеты – центры научного исследования. Средневековые идеалы и ценности. Алхимия, ереси. «Молот ведьм» и ведовские процессы. Художественная культура. Литература. Романский стиль. Готический стиль.

Основная литература: см. стр. 22

Дополнительная литература: см. стр. 22

Тема: Арабо-мусульманская культура Средневековья.

Народы Аравийского полуострова в период возникновения ислама. Исламское вероучение – ядро «молодой» культуры. Мухаммед – последний пророк в истории человечества. Мекка – центр ислама. Формирование мусульманского теократического государства. Основные направления в исламе: сунниты, шииты, суфизм. Вопрос о принципах наследвания религиозной и светской власти.

Коран – священная книга мусульман. Композиция книги. Священное предание – сунна. Догматико-ритуальная основа ислама: исповедание веры, пятикратный намаз, пост, зякят, хаджж.

Доминирующая роль словесности в культуре арабского Востока. Канонические традиции. Касыда, кыта, рубаи, газель. Арабская вязь – существенная часть образной системы ислама.

Архитектура Востока. Тип мусульманского храма – колонная мечеть. Мечеть – модель и символ веры. Прикладное искусство мусульманского мира.

Влияние ислама на повседневный быт и образ жизни, и нормы морали. Шариат.

Основная литература: см. стр. 23, 24

Дополнительная литература: см. стр. 23, 24

Тема: Культура эпохи Возрождения и Реформации.

Эпоха Возрождения как переход от средних веков к новому времени. Средства и условия формирования культуры эпохи Возрождения. Период первоначального накопления капитала. Мануфактура. Банковское дело. Международная торговля. Эра океанической цивилизации. Великие географические открытия.

Основные этапы развития культуры Ренессанса: Проторенессанс (13-14 вв.), Раннее Возрождение (15 в.), Высокое Возрождение ( пер. треть 16 в.), Высокое Позднее Возрождение (к. 16 в.).

Гуманизм – ценностная основа культуры Возрождения. Антропоцентризм. Образ волевого, интеллектуального человека творца своей судьбы и самого себя. Противоречивость эпохи. Д. Вазари о возрождении античных идеалов. Нигилистическое отношение к средневековью. Тесная связь науки и искусства. Искусство как синтез античной физической красоты и христианской духовности. Наслаждение земной жизнью во всех её проявлениях. Титаны эпохи Возрождения.

Северное Возрождение и Реформация. Религиозность, символизм, меньшая увлечённость античностью. Пантеизм как философская основа. Отголоски средневековой «эстетики безобразного». Крупнейшие мастера эпохи.

Реформация и её культурно-историческое значение. М.Лютер, Т.Мюнцер, Ж.Кальвин. Трансформация христианской культуры. Протестантский тип человека. Новая трудовая этика и рационально-практическое преобразование мира.

Основная литература: см. стр. 26

Дополнительная литература: см. стр. 26

Тема: Культура Нового времени (17- к. 19вв.)

Изменения в развитии материальной культуры европейского общества. Буржуазные революции к.16 –17 вв. и образование национальных буржуазных государств. Зарождение демократических институтов. Истоки и социокультурные составляющие европейской культуры нового времени. Освоение новых методов познания. Борьба науки против засилья религии. Век гениев.

Искусство – выразитель духа и мироощущения эпохи. Барокко. Категории барочной эстетики. Характерные черты стиля. Рококо. Зарождение классицизма. Основные черты стиля. Основные представители.

18 век – образование современного типа общества. Духовные искания эпохи. Просвещение и его идеалы: свобода, ненасилие, веротерпимость, неприятие догм, универсальное развитие личности. Поиски форм разумного переустройства общества на основе идеалов ВФБР. Вера в безграничность прогресса общества и человека. Установление «царства разума» путём развития науки. Секуляризация общественного сознания. Формирование инициативной, деятельной личности – буржуа.

Романтизм как тип культуры. Специфика романтического искусства – проблема двоемирия: сопоставления и противопоставления реального и воображаемого миров. Бегство за пространственные пределы буржуазного общества и его основные формы: бегство в природу, бегство в иные регионы, экзотические страны, воображаемое бегство, уход в собственный внутренний мир.

19 век - век зрелости буржуазной цивилизации. Основные мировоззренческие посылы эпохи: рационализм, антропоцентризм, европоцентризм. Фундаментальный вопрос эпохи: как существует мир в котором мы живём? 19 век – век переворота в науке и технике. Глубокие изменения в сфере идеологии. Дальнейшая разработка принципов либерализма в политике, экономике, социальной сфере. Всеобъемлющая массовизация жизни. Изменения в этикете: демократичность, прагматичность, утилитарность.

Художественная культура и её новый децентрализованный тип. Романтизм, реализм, натурализм, символизм, импрессионизм – палитра творческих методов искусства 19 века. Декаданс как художественное и культурное явление.

Основная литература: см. стр. 27

Дополнительная литература: см. стр. 27

Тема: Культура 20 века.

Идеалы и установки современной культуры как сплав достижений человечества. Демократический гуманизм, научное рационалистическое познание, космизм, техногенность как характерные черты культуры 20 века. Глобальные проблемы и их взаимосвязь. Футурологические исследования. Римский клуб. Глобальное моделирование. Конфликтность современной культуры: свобода и насилие, элитарность и массовость, плюрализм и унификация, технизация и гуманизация.

Нарушение преемственности в развитии социального идуховного опыта: их последствия для внутреннего мира человека. Меркантилизация поведения человека.

Поиск искусством 20 века новой творческой сути и места в культуре. Тотальная ломка художественных традиций. Многообразие видов и форм художественной культуры. Стремление создать нечто новое и невиданное. Одновременное существование различных течений и объединение в группировки с общими программами. Авангардизм, его характерные черты и сущность.

Основная литература: см. стр. 27

Дополнительная литература:

Тема: Основные этапы развития и специфика кочевой культуры.

Памятники палеолита и неолита на территории Казахстана. Андроновская культура. Тасмолинская культура. Завершение процесса формирования нового типа скотоводческого хозяйства – кочевнического.

Саки –преемники ариев в Великой степи. Азиатские саки и их основные конфедерации: тиграхауды, массагеты или парадарайя, хаомоварги. Хозяйство саков. Общество саков. Религия древних саков. Памятники сакской культуры. «Царские курганы».

Гунны и их проникновение в Казахстан, начало тюркизации. Смена антропологического типа жителей Казахстана. Общество гунов, традиции, обряды. Религиозные верования. Художественная культура гунов.

Тюрки. Возникновение народа «тюркютов» как следствие этнического смешения в период переселения на Алтай. Хозяйство тюркютов: кочевое и полукочевое скотоводство и оседло-земледельческое хозяйство. Религия древних тюркютов. Анимистический политеизм. Культ неба – Тенгри. Культ предков и его специфика древнего тотемного поклонения волку. Обычное право. Быт, нравы, традиции, обряды. Художественная культура тюркютов.

Основная литература: см. стр. 30

Дополнительная литература: см. стр. 30

Тема: Средневековая культура Казахстана.

Эпоха великого переселения народов и изменение этнической и политической карты Казахстана. Государственные образования на территории Казахстана. Основные занятия казахов.

Великий шелковый путь в истории культуры Казахстана. Освоение ценностей соседских культур.

Средневековые города. Отрар, Тараз – крупнейшие центры ремесла и торговли.

Верования казахов. Шаманство и культ предков. Астральный культ: очищающая, оплодотворяющая сила солнца, луны, звёзд. Проникновение и утверждение ислама. Роль ислама в развитии материальной и духовной культуры Казахстана. Развитие культовой архитектуры.

Эстетика казахского средневекового быта. Юрта. Казахский национальный костюм. Свадебный обряд.

Устное народное творчество. Казахский эпос и его особенности. Богатство казахской устной поэзии.

Казахские былины: лиричность и психологизм. Певцы-сказители. Акыны. Декоративно-прикладное искусство.

Основная литература: см. стр. 32, 33

Дополнительная литература: см. стр. 32, 33

Тема: Культура Казахстана 17-19 вв.

Кочевое хозяйство – основа хозяйственно-культурной жизни Казахстана. Вторжение джунгар. Упадок кочевого скотоводства как результат экспансии джунгарского ханства и строительства царским правительством укреплённых линий. Этнокультурные контакты казахов с земледельческими и кочевыми этносами Средней и Центральной Азии, Западной Сибири, Восточной Европы.

Присоединение Казахстана к России. Нарастание кризисных явлений в развитии кочевого общества. Сокращение маршрутов перекочёвок. Переход к полукочевому скотоводству и поливному земледелию. Развитие торговли. Изменение культуры и быта казахов.

Мусульманский характер образования. Мектебе. Просветительство. Открытие русских школ. Военные училища. Сибирский кадетский корпус.

Исследования русских учёных на территории Казахстана. А.С. Пушкин – поездка по местам пугачёвского движения. Запись «Козы-Корпеш» и «Баян-Сулу».

Истоки формирования научного мировоззрения. И. Алтынсарин. Ч. Валиханов.

Эпическое творчество. Тесная связь героической тематики с социальной борьбой, общественными конфликтами в родах и аул ах.

Особенности казахского эпоса. Казахские былины. Романтические достаны и тема любви в них.

Развитие письменной казахской литературы в 19 веке. А. Кунанбаев. Развитие литературного казахского языка. А. Байтурсынов. Ш. Кудайбердиев.

Основная литература: см. стр. 33

Дополнительная литература: см. стр. 33

Тема: Культура Казахстана 20 век.

20 век – сложный и противоречивый период в истории культуры Казахстана.Октябрьский переворот 1917 г. и его значение для Казахстана. Сотрудничество советской власти с национальными деятелями Казахстана. Расцвет национальной культуры? Освобождение от колониального гнёта?

Создание сети вузов в Казахстане. Реформа казахского алфавита. Отрыв казахского народа от письменной культуры дооктябрьского периода.

Общество ревнителей казахской кудьтуры «Талап». Сохранение и изучение образцов казахского искусства. Организация художественных учебных заведений.

Казахская литература: Ш. Кудайбердиев, А. Байтурсынов, М. Дулатов. Творчество М. Ауэзова.

Великая Отечественная война. Эвакуация научных учреждений в Казахстан. Интенсивное развитие науки.

Развитие культуры в послевоенный период в условиях административно-командной системы, идеологический диктат. Отсутствие государственной поддержки развития казахского языка, традиций казахского народа.

25 октября 1990 г. – декларация о государственном суверенитете Каз. ССР. Декабрь 1991 г. – изменение названия республики. Национально-культурные центры их роль в возрождении культуры и традиций всех народов Казахстана. Культура этносов, населяющих Казахстан. Реабилитация представителей казахской интеллигенции. Восстановление исторической топонимики. Возрождение народных традиций.

Современное искусство Казахстана. Социокультурная ситуация в Казахстане.

Основная литература 1-11

Дополнительная литература: 12-33
2.2.План семинарского занятия 2
Тема: Культура Древнего Востока.

План:


1. Религиозно-мифологическое представление о мире в культуре Древнего Двуречья.

2. Искусство Древнего Двуречья и его особенности.

3. Конфуцианство и даосизм как основные религиозно-философские учения Древнего Китая.


  1. Искусство Древнего Китая.

  2. Буддизм и индуизм, сущность и основные этапы их становления и развития.

  3. Искусство Древней Индии.

Изучите вопросы, напишите конспект. Продумайте в чем актуальность данных вопросов? Как их знание может пригодиться в вашей профессиональной деятельности?
Основная литература:4, 9, 10.

Дополнительная литература: 12,16.
Методические указания:

  1. Для того чтобы выполнить задания, необходимо по каждому вопросу составить конспект.

  2. В конспекте выделите новые термины. Обратитесь к справочной литературе. Определения выпишите в тетрадь.

  3. Запомните ключевые даты.


План занятия 2

в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

Подготовьтесь к письменной работе по ключевым понятиям следующих тем: Первобытная культура. Культура Др. Востока.

Подготовьте вопросы преподавателю, которые вызвали у вас затруднение при подготовке и в понимании их сущности.

Форма проведения – терминологический диктант, собеседование.
Методические рекомендации:

Для подготовки используйте лекционный материал и материал практических занятий.


Рекомендуемая литература:

Основная литература:4, 9, 10.
План занятия 2

в рамках самостоятельной работы студентов

Используя лекции и предложенную литературу, составьте схемы по следующим вопросам:



  1. Возникновение и ранние формы верований.

  2. Синкретизм первобытной культуры.

  3. Искусство Древнего Востока.


Методические рекомендации:

Для того чтобы выполнить данную работу необходимо систематизировать изученный материал по данным темам, а также проявить творческий подход в выполнении заданий.



Рекомендуемая литература:

Основная литература:4, 5.

2.3.План семинарского занятия 3

Тема: Античная культура.



  1. Римская культура: кризисная или оригинальная стадия античной культуры.

  2. Самобытная культура этрусков и её влияние на римскую культуру.

  3. Новаторство и вклад римлян в сфере художественного творчества.

Изучите задания и напишите конспект по предложенным вопросам.
Основная литература:

Основная литература:3,4, 5.


Дополнительная литература: 21.
Методические указания:

  1. Для выполнения данного задания необходимо усвоить основные этапы развития римской культуры и понять её историческое своеобразие.

  2. Для выполнения заданий следует обратиться к вопросу о влиянии греческой культуры на римскую.

  3. При работе используйте справочную литературу. Выделите новые термины, дайте им толкование.



План занятия 3

в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

На основе изученного материала по теме «Античная культура» подготовьтесь к письменной работе. Обратите внимание на терминологию и хронологические аспекты.



Форма проведения – письменная работа, собеседование.
Методические рекомендации:

Для того, чтобы подготовиться к письменной работе необходимо обратиться к материалам лекции, практического занятия, ещё раз проработать обязательную литературу.


Рекомендуемая литература

Основная литература:4, 5.
План занятия 3

в рамках самостоятельной работы студентов

Составьте сравнительную таблицу «Основные этапы развития культуры Древней Греции и Рима».



Методические рекомендации:

  1. При составлении таблицы необходимо обратиться к материалам лекции, практического занятия и проработать обязательную литературу.

  2. Форма таблицы свободная.


Рекомендуемая литература:

Основная литература:4, 5.
2.4 План семинарского занятия 4

Тема: Культура средневековья.

План:


  1. Византия – центр раннесредневековой культуры.

  2. Символизм христианского искусства: культовая архитектура и изобразительное искусство.

  3. Романское искусство – синтез художественной культуры Рима и варварских племён.

  4. Светская и церковная тенденции готического искусства.

  5. «Крещение» Киевской Руси и его социально-культурное значение.

  6. Искусство Киевской Руси.

Изучить вопросы и написать конспект.
Основная литература: 4, 9, 30


Методические рекомендации:

  1. При выполнении заданий особое внимание уделите новым терминам, обращайтесь к справочной литературе.

  2. При раскрытии вопросов о стилях и направлениях средневекового искусства выделите характерные черты, свойственные данному стилю.


План занятия 4

в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

На основе изученного материала по теме «Культура европейского средневековья» подготовьтесь к письменной работе. Обратите внимание на термины, основные даты, характерные черты ведущих стилей в искусстве средневековой Европы. Особое внимание уделите вопросу о социально-культурных последствиях принятия христианства на Руси.



Форма проведения – письменная работа, собеседование.
Методические рекомендации:

  1. Используйте лекционный материал и материал практического занятия по данной теме.



Рекомендуемая литература: 4,9,30.
План занятия 4

в рамках самостоятельной работы студентов

Составьте таблицу «Основные стили в искусстве средневековой Европы».



Методические указания:

  1. Выделите характерные черты романского и готического стиля.

  2. Форма таблицы свободная.


2.5.План семинарского занятия 5

Тема: Арабо-мусульманская культура средневековья.

План:


  1. Ислам – религия книги.

  2. Мир исламской культуры: система мусульманских ценностей.

  3. Мечеть – модель и символ мира.

Изучите вопросы и напишите конспект.

Основная литература: 5, 9, 10.

Дополнительная литература: 18.

Методические рекомендации:

Для выполнения заданий практического занятия необходимо обратиться к лекционному материалу, ознакомиться с обязательной и дополнительной литературой. Встретившиеся новые термины необходимо выделить и найти толкование в справочной литературе. Раскрывая первый вопрос необходимо обратить внимание на построение Корана, показать его тесную связь с христианством и иудаизмом. При раскрытии второго вопроса желательно показать систему мусульманских ценностей в сравнении с христианскими или буддийскими, выделив общее и особенное. В третьем вопросе показать символичность мусульманского искусства.


План занятия 5

в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

Подготовьтесь к письменной работе по теме «Арабо-мусульманская культура средневековья». Запомните основные даты и события. Используйте при подготовке лекционный материал и практических занятий. Найдите общее и особенное в христианском и мусульманском вероисповедании.



Форма проведения – письменная работа, собеседование.
Методические рекомендации:

  1. В ходе подготовки к занятию необходимо повторить материал по теме «Культура европейского средневековья».

  2. В ходе собеседования обязательным является ваше умение сравнивать, выделяя общее и особенное в развитии европейской и арабской культуры средневековья.


Рекомендуемая литература: 5,9,10.

План занятия 5

в рамках самостоятельной работы студентов

  1. Напишите эссе на заданную тему:

«Роль ислама в современной жизни человека».

Методические рекомендации:

При работе над эссе составьте план и продумайте, о чем вы хотите написать. Не забудьте актуализировать тему и подвести итоги своих размышлений.



Рекомендуемая литература 18.


2.6. План семинарского занятия 6

Тема: Культура нового и новейшего времени. Основные школы и концепции культурологии.

План:


  1. Философия культуры О. Шпенглера.

  2. Ценность как основополагающий принцип культуры в концепции П. Сорокина.

  3. Культура и бессознательное начало человека в концепции З. Фрейда.

  4. Концепция К. Юнга.

  5. Концепция игровой культуры (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет и др.).

  6. «Вызов и Ответ» - движущая пружина в развитии культуры, концепция А.Тойнби.

  7. Концепция К. Ясперса.

Изучите вопросы и напишите конспект. В качестве вывода составьте схему, отражающую основные идеи концепции.
Основная литература: 3.7,8.
Дополнительная литература: 25,27,31.
Методические рекомендации:

  1. Внимательно изучите каждую из предложенных концепций, напишите развёрнутый конспект.

  2. Для лучшего понимания концепции составьте схему, отражающую её основные идеи.

  3. При раскрытии вопросов обратите внимание на время написания концепции и соотнесите с историческими событиями данного периода.


План занятия 6

в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

Изучите темы «Культура эпохи Возрождения и Реформации», «Культура нового времени (17-н.20 вв.)». Подготовьтесь к коллоквиуму.

Основные вопросы:


  1. Каковы основные черты итальянского Возрождения.

  2. В чём суть гуманизма эпохи Возрождения.

  3. Титаны эпохи Возрождения и их вклад в развитие мировой культуры.

  4. Каковы характерные черты культуры Северного Возрождения.

  5. Какое влияние оказали идеи Реформации на развитие западной культуры и цивилизации.

  6. Почему 17 век называют «веком гениев».

  7. Каковы характерные черты стиля барокко.

  8. Классицизм и его основные представители.

  9. Стиль рококо и его характерные черты.

  10. Почему 18 век называют веком Просвещения.

  11. Каковы основные тенденции развития европейской культуры в 19веке.

  12. Что собой представляет романтизм как тип культуры.

  13. Каковы основные направления в культуре декаданса.

  14. Каковы характерные черты и итоги развития культуры в новое время.

Форма проведения – коллоквиум.
Методические рекомендации:

При подготовке к коллоквиуму необходимо обратиться к лекционному материалу, а также самостоятельно проработать рекомендуемую литературу.


Рекомендуемая литература 3,5.
План занятия 6

в рамках самостоятельной работы студентов

Подготовьте реферат на одну из предложенных тем:



  1. Экономические противоречия и взлёт культуры в 19 веке.

  2. Импрессионизм и постимпрессионизм в культуре 19 века.

  3. Авангардизм – упадок искусства или новый тип мышления?

  4. Глобальные проблемы современного общества и пути их решения.


Методические рекомендации:

Реферат должен представлять собой результат реферирования одной или нескольких книг по определённой теме, т.е. анализ и краткий обзор основного содержания этих книг.

Структура реферата.


  1. Титульный лист;

  2. Оглавление;

  3. Введение;

  4. Основную часть;

  5. Заключение;

  6. Список использованной литературы.

Требования к содержанию.

  1. Примерный объём введения 1-2 стр. Во введении формулируется цель и задачи исследования, актуальность темы.

  2. Примерный объём основной части 6-7 стр. Основная часть содержит анализ научной литературы по изучаемой теме. Материал основной части должен быть разбит на разделы, каждый раздел – озаглавлен, заголовок должен отражать содержание раздела основной части.

  3. Объём заключения 1-2 стр. Заключение должно содержать чёткие выводы, подведение итогов.

  4. В приложении можно включать вспомогательный материал репродукции, иллюстрации, копии документов, фотографии, схемы, таблицы, рисунки и т.п.

Правила оформления.

Текст реферата может быть написан от руки или набран на компьютере на одной стороне стандартного листа белой бумаги.

Необходимо строго соблюдать поля.
Рекомендуемая литература


  1. Актуальные проблемы культуры 20 века. – М., 1993.

  2. Вийрандт Т. Молодёжи о искусстве./ Т. Вийрандт. – Таллин, 1990.

  3. Геллер К. Французская живопись 19 века./ К. Геллер. – Будапешт,1988.

  4. Знаки и символы стиля модерн.// Искусство. - №6. – 1996.

  5. Культурология для технических вузов./ Под ред. М.В. Булановой-Топорковой. – Ростов-на-Дону, 2001.

  6. Кононенко Б.И. Основы культурологии./ Б.И. Кононенко. – М., 2002.

  7. Малюга Ю.Я. Культурология./ Ю.Я. Малюга. – М., 1998.

  8. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. – М., 1981.

  9. Ревалд Дж. История импрессионизма./ Дж. Ревалд. – М., 1959.

  10. Самосознание европейской культуры 20 века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. – М., 1991.





страница 1 страница 2

Смотрите также: