страница 1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. С. АМАНЖОЛОВА
Институт филологии и журналистики
Кафедра немецкого языка
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по Введению в языкознание
для специальности 050119 « Иностранный язык:
два иностранных языка»_______________________
шифр, наименование специальности
Усть-Каменогорск, 2005
Составитель Гейгер Н.П УМК обсужден на заседании
преподаватель кафедры немецкого языка
Протокол № 6 от «2»февраля 2005г
УМК одобрен на заседании метод.
совета института филологии и
журналистики.
Протокол № 3 от «7» февраля 2005
УМК рекомендован к изданию
Метод. Отделом от « » ____ 2005
Аннотация УМК. Вузовский курс Введения в языкознание носит профессионально-ориентированный характер. Языкознание является специально-лингвистической дисциплиной, призванной ознакомить студентов с системой основных понятий и терминов языкознания, развить понимание языка как сложного феномена существующего и функционирующего в единстве и многообразии своих проявлений, а так же вооружить навыками языкового анализа, выработать профессиональное отношение к языку как средству и объекту работы. Основные темы курса даны в таблицах, указаны промежуточные и итоговые контроли, прилагаются списки основной и дополнительной литературы, методические указания по выполнению СРСП, задания по СРС.
Учебно-методический комплекс по Введению в языкознание для студентов по специальности 050119 «Иностранный язык: два иностранных языка» / Сост. Гейгер Н.П. – Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ, 2005. – с. 30
Восточно-Казахстанский государственный университет им. С. Аманжолова, 2005
-
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
(Syllabus)
-
Общие сведения:
-
1.1 Название дисциплины Введение в языкознание
-
1.2 Кафедра немецкого языка
-
1.3 ФИО преподавателя: Гейгер Наталья Павловна
-
1.4 Контактная информация: тел.: 25 28 02, время пребывания на кафедре с 8.30 до 13.00, Е-mail: geiger2005@rambler.ru
-
1.5 Место и время проведения занятий: ул. Крылова, 72, корпус № 9, согласно расписанию
-
1.6 Количество кредитов – 1
-
1.7 Выписка из учебного плана
-
Курс
|
Семестр
|
Кредиты
|
Лекции
|
Семинары
|
СРСП
|
СРС
|
Всего
|
Фор
ма
конт
роля
|
1
|
2
|
1
|
10
|
5
|
15
|
15
|
45
|
зачет
|
1.8 Пререквизиты курса:
Регулярное посещение занятий; не опаздывать на занятия; активно участвовать в учебном процессе; подготовка к каждому семинару обязательна; пропущенные занятия отрабатывать в определенное преподавателем время; использовать знания приобретенные при изучении современных языков, на занятиях по языкознанию; принимать активное участие на семинарских и лекционных занятиях.
Глоссарий
ГРАММАТИКА, -и, ж. 1. Формальный строй языка (словообразование, морфология и синтаксис), образующий вместе с фонетикой и лексикой его целостную систему. 2. Наука об этом строе. Теория грамматики. 3. Книга, описывающая этот строй. Академическая г. Учебная г. II прил. грамматический, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.). Г. строй языка. Грамматические теории. Грамматическая форма (форма слова или синтаксической конструкции, заключающая в себе абстрактное морфологическое, синтаксическое или словообразовательное значение). Грамматическое значение (абстрактное значение, присущее ряду грамматических форм и объединяющее их в одну грамматическую категорию). Грамматическая категория (ряд грамматических форм, объединённых общим грамматическим значением, напр. категория рода, категория числа, категория падежа).
ЛЕКСИКОГРАФИЯ, -и, ж. Раздел языкознания, занимающийся теорией и практикой составления словарей. II прил., лексикографический, -ая, -ое.
ЛЕКСИКОЛОГИЯ, -и, ж. Раздел языкознания - наука о словарном составе языка. II прил. лексикологический, -ая, -ое.
МОРФОЛОГИЯ, -и, ж. 1. Часть языковой системы, объединяющая слова как носители грамматической системы, их грамматические классы, законы их существования и формообразования. 2. Раздел грамматики, изучающий эту часть языковой системы.
СЕМАСИОЛОГИЯ, -и, ж. Раздел языкознания, занимающийся значениями языковых единиц. II прил. семасиологический, -ая, -ое.
СИНТАКСИС – а, м. 1. Раздел грамматики - наука о законах соединения слов и о строении предложений. 2. Система языковых категорий, относящихся к соединениям слов и строению предложений. С. словосочетания. С. предложения. С. текста. С. разговорной речи. II прил. синтаксический, -ая, -ое.
ФОНЕТИКА, -и, ж. 1. Акустические и артикуляционные свойства звуков данного языка. 2. Раздел языкознания, изучающий способы образования звуков речи и их фонетические характеристики.
ФОНОЛОГИЯ, -и, ас. 1. Раздел языкознания - учение о фонемах. Специалист по фонологии. 2. Система фонем языка. Ф. русского языка, и прия. фонологический, -ая,-ое.
ФРАЗЕОЛОГИЯ, -и, ас. 1. Раздел языкознания - наука о фразеологизмах и идиомах. 2. Совокупность фразеологизмов и идиом какого-н. языка. Ф. русского литературного языка. 3. Красивые, напыщенные фразы, скрывающие бедность или лживость содержания (книжн.). За пышной фразеологией нет никакой мысли. П прил. фразеологический, -ая, •ое (к 1 и 2 знач.). Ф. словарь.
ЭТИМОЛОГИЯ, -и, ж. 1. Раздел языкознания, изучающий происхождение слов. 2. Происхождение того или иного слова или выражения. Установить этимологию слова. * Народная этимология (спец.) - переделка заимствованного слова по образцу близкого по звучанию слова родного языка на основе ассоциации значений (напр. у Лескова: мелкоскоп вместо микроскоп). \\ прил. этимологический, -ая, -ое. Э. словарь.
ЯЗЫКОЗНАНИЕ. -я и ЯЗЫКОВЕДЕНИЕ, -я, ср. Наука об общих законах строения и функционирования человеческого языка.
1.9 Постреквизиты:
1. Теоретическая фонетика немецкого языка
2. Теоретическая грамматика немецкого языка
3. Общее языкознание
4. Лексикология
5. Стилистика
2. Краткое описание курса: 2.1 Цель курса определяются тем, что он является первым в системе теоретических дисциплин в области лингвистики, изучаемых на отделении иностранных языков.
Курс «Введение в языкознание» имеет первостепенное значение в деле подготовки высококвалифицированного учителя иностранного языка не только как закладывающий основы теоретических знаний, но и как способствующий сознательному практическому овладению изучаемым иностранным языком. Курс подготавливает студентов к изучению других предметов лингвистического цикла.
Перед курсом «введение в языкознание» ставится цель ознакомить студентов с системой основных понятий и терминов языкознания, развить понимание языка как сложного феномена существующего и функционирующего в единстве и многообразии своих проявлений, а так же вооружить навыками языкового анализа, выработать профессиональное отношение к языку как средству и объекту работы.
2.2 Задачи курса. Достижение поставленной цели осуществляется посредством выполнения следующих задач:
1.Ознакомление студентов с основными понятиями и терминами лингвистики, что способствует их подготовке к восприятию других лингвистических дисциплин.
2.Развитие у студентов интереса к лингвистическим дисциплинам, а также навыков самостоятельной творческой работы, работы с учебными пособиями и словарями, формирование навыков конспектирования лекций, статей.
3.Формирование навыков анализа и сопоставления языкового материала.
4.Развитие лингвистического мышления и компетенции.
2.3 Содержание курса. Курс введение в языкознание рассчитан на один семестр. В результате прослушивания лекции и работе на семинарских занятиях, СРСП и СРС студент должен усвоить основные понятия лингвистики, узнать о некоторых методах лингвистического анализа, ознакомиться с новыми перспективными направлениями мирового языкознания. На занятиях по введению в языкознание формируется интерес студента к определенным лингвистическим проблемам, который углубляется на старших курсах.
3. График выполнения и сдачи заданий по дисциплине
№
|
Виды работ
|
Цель и содержание задания
|
Рекомендуемая литература
|
Продолжительность выполнения
|
Баллы
(согласно
рейтинг-шкале п. 3.3, 3.4)
|
Формы контроля
|
Сроки сдачи
|
1
|
Док
лад
|
Умение кратко и четко излагать теорети
ческий матери
ал
|
Основная и дополни
тельная литература
|
в тече-ние изуче
ния темы
|
10 баллов
|
Выс-
тупление в групп
пе
|
В
указан-
ный срок
|
2
|
Выс-тупле
ние на семи-наре
|
Пока
зать хорошее Владе
ние теор. материа
лом
|
Основная литература
|
в тече-ние изуче
ния темы
|
5 баллов
|
Выс-тупление в груп-
пе
|
В
указан-
ный срок
|
3
|
Блиц-тест
|
Прове
рить знания по изучен
ной теме
|
--
|
в тече-ние изуче
ния темы
|
5 баллов
|
Пись-мен-ный тест
|
В
указан-
ный срок
|
4
|
Рефе
рат
|
Умение работать с несколькими источниками, четко и логично излагать матери
ал, правильно офор
млять реферат
|
Основная и дополнительная литература
|
в тече-ние изучения темы
|
10 баллов
|
Выс-
тупление в груп-пе
|
В
указан-
ный срок
|
5
|
Кон
трольная рабо
та
|
Прове-рить знания по разделу
|
Конспекты лекций, основная литература
|
в тече-ние изуче-ния темы
|
15 баллов
|
Пись-менная работа
|
В указанный срок
|
3.6 Список литературы содержит:
Основная литература
-
Баранникова Л.И. Введение в языкознание. Саратов: изд. Саратовского университета, 1973.-384 с.
-
Будагов Р.А. Введение в науку о языке. Изд. 2-ое, М.:
Просвещение, 1966. (1-ое изд. - 1958).
-
Булаховский Л.А. Введение в языкознание. 4.2. М.: Учпедгиз,1953.-178 с.
-
Вендина Т.И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2001.-288 с.
-
Головин Б.Н. Введение в языкознание. Изд. 3-е. М.:
Высшая школа, 1977. 311с.
-
Камчатнов A.M., Николина Н.А. Введение в языкознание. М.: изд. «Флинта», изд. «Наука», 1999. - 229 с.
Дополнительная литература
-
Касевич В.Б. Элементы общей лингвистики. М.: Наука. Гл. ред. Восточной литературы, 1977. - 183 с.
-
Кодухов В.И. Введение в языкознание. М.:
Просвещение, 1987.- 288 с.
-
Кочергина В.А. Введение в языкознание. Основы фонетики-фонологии.Грамматика. М.: изд-во МГУ, 1979. - 208 с.
-
Маслов Ю.С. Введение в языкознание. Изд. 3-е, исправл., М.: Высшая школа, 1998. (Изд. 2-е 1987, изд. 1-е 1975).- 272 с.
-
Норман Б.Ю. Основы языкознания. Минск, 1996.
-
Перетрухин В.Н. Введение в языкознание. Курс лекций. Белгород, 1968;Воронеж, 1973.
-
Реформатский А.А. Введение в языковедение / под ред. Виноградова В.А.. Москва. 1996.- 536 с.
-
Рождественский Ю.В. Введение в общую филологию. М., 1979.
-
Степанов Ю.С. Основы языкознания. М.: Просвещение, 1966. - 271 с.
Хрестоматии
-
Введение в языкознание. Хрестоматия. Под ред. А.Е. Супруна. Минск:Вышэйшая школа, 1984. - 265 с.
-
Введение в языковедение. Хрестоматия. Составители: А.Б. Блинов, И.И.Богатырева, В.П. Мурат, Г.И. Рапова. М.: Аспект Пресс, 2001. - 342 с.
Задачники, сборники упражнений, практикумы
-
Артеменко Е..Б. Сборник упражнений и заданий и контрольная работа по курсу "Введение в языкознание". Москва, 1983.
-
Баранникова Л.И. Сборник задач и упражнений по курсу "Введение в языкознание". Саратов, 1977.
-
Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. Фонетика. Имя существительное. М.-Л.: Просвещение, 1966.
-
Журинский А.Н. Лингвистика в задачах: условия, решения, комментарии. М., 1995.
-
Зиндер Л.Р. Введение в языкознание. Сборник задач. Изд. 2-е, стереотипное. М.: Высшая школа, 1998. (Изд. 1-е, 1987).
-
КалабинаС.И. Практикум по курсу "Введение в языкознание". М.: Высшая школа. 1985. (Изд. 1-е 1977).
-
Кондратов М.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. М.: Просвещение, 199 Г.
-
Кодухов В.И. Задания к практическим занятиям и контрольным работам по "Введению в языкознание". М.: Прсвещение, 1976.
-
Лингвистические задачи. Авторы-составители В.М. Алпатов, А.Д. Вентцель, Б.Ю. Городецкий и др. М.: Просвещение, 1983.
-
Малаховский В.А. Сборник задач и упражнений по курсу "Введение в языкознание". М.: Учпедгиз, 1960.
-
Мучник И.П. Введение в языкознание. Сборник задач и упражнений.М.: Учпедгиз, 1957.
-
Норман Б.Ю. Сборник задач по введению в языкознание. Минск, 1989.
-
Попова З.Д. Введение в языкознание. Пособие для практических занятий. Воронеж, 1993.
Словари и справочники
-
Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1966.
-
Васильева А.В., Виноградов В.А., Шахнарович A.M. Краткий словарь лингвистических терминов. М.,1995.
-
Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1998.
-
Потапов В.В. Краткий лингвистический справочник. Языки и письменность. М.,1997.
-
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1985.
-
Энциклопедический словарь юного филолога. Под ред. М.В.Панова. М.:Педагогика, 1984.
-
Языки и диалекты мира. М.: Наука, 1982.
3. 7 Рейтинг-шкала
Форма контроля
|
Баллы
|
Текущий
|
50
|
Рубежный
|
10
|
Итоговый
|
40
|
Всего:
|
100
|
3.8 Шкала оценивания различных видов работ:
-
Семинарские занятия – 5 баллов (ответ – 4 баллов, дополнения – 1 балла)
-
Короткий тест – 5 баллов
-
Доклад – 10 баллов (оформление – 1 балл, содержание – 9 баллов)
-
Конспект – 5 баллов (оформление – 1 балл, содержание – 4 балла)
-
Контрольная работа – 15 баллов (оформление – 1 балл, содержание – 14 баллов)
-
Реферат – 15 баллов (введение - 5 баллов, основная часть – 10 баллов, заключение – 5 баллов)
-
Домашнее задание – 5 баллов
Итого 60 баллов
4.Политика курса
- не опаздывать на занятия;
- на занятиях отключить сотовый телефон;
- пропущенные занятия отрабатывать в определенное преподавателем время;
- в случае не выполнения или несвоевременной сдачи заданий итоговая оценка снижается;
- каждые два опоздания на занятия или уходы до окончания занятий по любым причинам будут считаться как один пропущенный день занятий;
- подготовка к занятию обязательна;
- активное участие на лекционных и семинарских занятиях, выступления с мини-докладами учитываются при выставлении экзаменационной оценки.
- быть доброжелательным.
2. Учебно-методические материалы по дисциплине
2.1 Тематический план курса
Всего кредитов – 1
Наименование темы
|
Лекции
|
Семинары
|
СРСП
|
СРС
|
Языкознание как наука о языке.
Место языкознания в системе наук.
Состав и взаимодействие лингвистических дисциплин
|
1
|
|
3
|
2
|
Сущность языка.
Функции языка
|
1
|
1
|
|
1
|
Язык как система. Структура языка. Знаковая природа языка
|
1
|
|
3
|
2
|
Внутренняя структура языка. Фонетика
и фонология
|
1
|
1
|
3
|
2
|
Лексикология. Семасиология
|
1
|
|
3
|
2
|
Грамматический уровень языка.
Основные понятия грамматической системы. Морфология
|
1
|
1
|
|
1
|
Синтаксис
|
1
|
|
|
1
|
Графика и орфография. Письмо
|
1
|
1
|
|
1
|
Языки мира и их классификация
|
1
|
|
3
|
2
|
Язык в отношении к обществу и
индивиду
|
1
|
1
|
|
1
|
Всего
|
10
|
5
|
15
|
15
|
2.2 Тезисы лекционных занятий
Тема 1. Языкознание как наука о языке. Место языкознания в системе наук. Состав и взаимодействие лингвистических
дисциплин.
Тезисы лекции
-
Язык как объект языкознания. Язык – исторически сложившаяся система дискретных знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире.
-
Предмет и задачи языкознания. Основной задачей языкознания на современном этапе является изучение функционирования языков.
-
Состав и взаимодействие лингвистических дисциплин. Теоретическое и прикладное языкознание изучают язык в разных аспектах. Только взаимодействие всех лингвистических дисциплин позволяет увидеть язык во всем его многообразии.
-
Связь языкознания с другими науками. Современное состояние языкознания. Языкознание использует данные многих как гуманитарных так и точных наук: физики, философии, истории, математики и т.д. На современном этапе языкознание рассматривает язык в свете когнитивных способностей человека (когнитивный подход).
Основная литература: с. 50 – 58 [14]
Дополнительная литература: 34, 37
Тема 2. Сущность языка. Функции языка
Тезисы лекции
-
Язык как общественное явление. Язык не дан и не заложен природой, он может существовать и развиваться только в обществе. Если человек вырастает вне человеческого коллектива, он не может говорить.
-
Вопрос о функциях языка. Основные и факультативные функции языка. Когнитивная функция языка заключается в том, что язык «консервирует» знания и опыт поколений, отражает определенное мировидение народа (языковая картина мира). Коммуникативная функция – общение, передача информации.
-
Язык и мышление. Человек как единственное существо, наделенное второй сигнальной системой, способен усвоить язык. Животные лишь в некоторых случаях могут подражать человеческой речи (попугаи), но никогда не могут овладеть языком.
-
Язык и речь. Язык всегда репрезентируется в речи. Речь сиюминутна, язык константен.
Основная литература: с. 7 – 23 [10]
Дополнительная литература: 34, 37
Тема 3. Язык как система. Структура языка. Знаковая природа языка
Тезисы лекции
-
Понятия «система» и «структура». Структура – единство разнородных элементов в пределах целого. Система -
-
Язык как система. Структура языка. Структура языка включает следующие уровни: фонетический, лексический, грамматический (морфологический и синтаксический)
-
Знаковая природа языка. Знак не обладает значением, но указывает на него.
-
Основные свойства языкового знака: знак является материальным, противопоставленным другому знаку, его содержание не совпадает с материальной стороной.
-
Знаковые теории: Соссюр – классическое понимание языка как знаковой системы, Пирс – более поздняя трактовка знака.
Основная литература: с. 24 – 32 [10] / с. 27 – 37 [14]
Дополнительная литература: 34, 37
Тема 4. Внутренняя структура языка. Фонетика и фонология
Тезисы лекции
-
Основные сведения об акустике и артикуляции. Акустика занимается физическими свойствами знаков: долготой, высотой, силой, тембром.
-
Аспекты характеристики звуков речи: акустический, артикуляционный, функциональный. Акустическая характеристика исходит из физических свойств звука, артикуляционная – из тех речевых органов, при помощи которых порождается звук, функциональная – из функции звука в речи.
-
Фонетическое членение речи. Поток речи делиться на минимальные сегменты – звуки. Речь оформлена также интонацией. В данном случае мы имеем дело с просодическими единицами.
-
Звук речи. Классификация звуков речи (артикуляционная)
гласные согласные
а) по работе языка а) по соотношению шума и голоса
б) по работе губ б) по характеру преграды
в) по долготе в) по активному артикуляционно-
г) по работе небной зана- му органу
вески
-
Просодические единицы – суперсегментные единицы, способные реализоваться только вместе с линейными единицами (звуками). Сюда относятся ударение (акцентология) и интонация (просодика).
-
Понятие о фонеме. Фонологические оппозиции. Фонема не тождественна звуку, это своеобразная «модель» звука. Звук – природное явление, фонема – общественное.
Основная литература: с. 33 – 84 [10]
Дополнительная литература: 34, 37
Тема 5. Лексикология. Семасиология
Тезисы лекции
-
Слово как основная единица языка. Слово – значимая самостоятельная единица языка, основной функцией которой является номинация; в отличие от морфем слово самостоятельно (позиционная и синтаксическая самостоятельность).
-
Лексическое значение и его структура. ЛЗ по отношению к слову конкретны и индивидуальны: каждое такое значение принадлежит определенному слову и слова, т.о., лексическими значениями отграничены друг от друга.
-
Метод компонентного анализа. Значение разлагается на минимальные компоненты – семы. Разложение значения на семы и их изучение составляют метод компонентного анализа.
-
Понятия ЛСП (лексико-семантического поля) и ЛСВ (лексико-семантического варианта). Все многообразие слов можно распределить по определенным группам, объединенным определенными семантическими признаками – поля.
Основная литература: с. 85 - 120 [10]
Дополнительная литература: 34, 37
Тема 6. Грамматический уровень языка. Основные понятия грамматической системы. Морфология
Тезисы лекции
-
Грамматические значения и их типы. ГЗ выражают заключенное в слове указание на общие разряды, т.е. грамматические категории. ГЗ материально выражаются аффиксами, изменением корневого гласного, порядком слов и т.п.
-
Грамматическая форма и категория. ГК – это ряд противопоставленных друг другу однородных грамматических значений, систематически выражаемых теми или иными формальными показателями. ГК подразделяются на формообразовательные и классификационные; по характеру передаваемых значений на объективные, субъективно-объективные и формальные.
-
Морфологическое строение слова. Морфема – минимальная двусторонняя единица языка, обладающая семасиологической функцией, т.е функцией выражения понятий.
-
Основные понятия словообразования. Производные и непроизводные слова; сокращенные и сложносокращенные слова; аналитические образования.
-
Части речи. Спорные вопросы теории частей речи. В основе традиционной системы речи лежит принцип общего грамматического значения. Задача не отказываться от традиционной системы, а очистить ее от непоследовательностей и случайностей.
Основная литература: с. 125 – 185 [10]
Дополнительная литература: 34, 37
Тема 7. Синтаксис
Тезисы лекции:
-
Словосочетание. Словосочетание – сложное явление, переходное от морфологии к синтаксису: словосочетание морфологично, поскольку в нем реализуется морфологическое свойство слова присоединять к себе другие слова; словосочетание - синтаксично, т.к. в нем возникают связи и отношения, на которых формируются члены предложения, обособление, синтаксическая однородность и т.д. Виды синтаксической связи. Подчинительные связи – закрытые, а сочинительные – как правило, открытые.
-
Предложение. Предложение коммуникативно, т.е. соотнесено с определенной ситуацией и обладает коммуникативной установкой. Предложение обладает предикативной структурой.
-
Актуальное членение предложения. Актуальная информация передается линейно-динамической организацией предложения, т.е. последовательностью его элементов и местом логического ударения (тема и рема).
-
Текст. Лингвистика текста. Несмотря на популярность этого молодого течения, возникает немало спорных вопросов, касающихся в первую очередь определения текста. Основные положения лингвистики текста можно найти в работе О. Москальской «Теория текста».
Основная литература: с. 185 – 231 [10]
Дополнительная литература: 34, 37
Тема 8. Графика и орфография. Письмо
Тезисы лекции
-
Основные понятия теории письма. Звук и буква. Письмо - второе по важности средство общения. Инвентарь письма – начертательные знаки: буквы, цифры, знаки препинания и т.п. Основные понятия – графема, аллографемма.
-
Орфография и ее принципы. Орфография – правила написания значащих единиц языка (морфем и слов), а также письменного оформления словосочетаний и предложений. Орфографические принципы включают в себя: фонетические, морфологические, грамматические, дифференцировочные и традиционный принцип.
-
Транскрипция и ее виды. Задачи транскрипции. Транскрипция исходит из звучания слова и стремиться передать его с той или иной степенью точности.
-
Транслитерация. Транслитерация исходит из написания, из буквенного состава передаваемого слова или формы.
Основная литература: с. 238 – 262 [10]
Дополнительная литература: 34, 37
Тема 9. Языки мира и их классификация
Тезисы лекции
-
Многообразие языков. На Земле насчитывается около 3000 языков. Они отличаются как распространенностью и социальными функциями, так и фонетическими, морфологическими и др. характеристиками.
-
Различные подходы к классификации языков. Классификации призваны для более глубокого и всестороннего изучения языков. Существует целый ряд классификации, в основу которых положены различные принципы: ареальная, генеалогическая, типологическая и функциональная.
-
Сравнительно-исторический метод в языкознании. Генеалогическая классификация. СИМ в языкознании зародился в 17 веке, в связи с интересом к санскриту. В результате было установлено много схожих черт между современными языками и этим древним языком. Родственная близость языков положена в основу генеалогической классификации.
-
Типологическая классификация. ТКЯ заложена в работах Ф. Шлегеля. В основе классификации лежит принцип морфологического строения языка, согласно которому выделяют изолирующие, агглютинирующие и флективные языки.
-
Функциональная классификация языков. ФКЯ является многомерной и учитывает три основания деления:1) связь языка с народом, которому он принадлежит; 2) функции, которые язык выполняет в обществе; 3) распространенность языка за пределами основной этнической области.
Основная литература: с. 221 - 237 [10]
Дополнительная литература: 34, 37
Тема 10. Язык в отношении к обществу и индивиду
Тезисы лекции
-
Происхождение языка. Основные теории. Достоверно установить происхождение языка невозможно. С древних времен люди по разному пытались объяснить зарождение языка. Можно выделить следующие основные теории: теория звукоподражания, теория междометий, теория «трудовых выкриков», теория социального договора.
-
Язык и общество. Язык живет и изменяется вместе с обществом. Так как язык служит средством общения в различных слоях общества, в одном языке могут происходить существенные расслоения (арго, диалекты и т.д.).
-
Языковая политика. Построение правильной языковой политики способно решить многие проблемы современного общества. Анализ закона о языках в РК.
Основная литература: с. 457 – 500 [14]
Дополнительная литература: 34, 37
2.3 Планы семинарских занятий
Семинар 1.
Вопросы:
-
Коммуникация. Коммуникативная функция языка.
-
Когнитивные процессы. Когнитивная функция языка.
-
Понятие «языковая картина мира».
-
Отношение мышления к языку в различных лингвистических концепциях.
Задание: Приведите примеры из лексики английского, немецкого, русского и казахского языков, демонстрирующих своеобразие языковой картины мира соответствующего народа.
Основная литература: c. 24 – 32 [10]
Дополнительная литература: 34, 37
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
Студент должен проработать соответствующие параграфы учебников, ознакомиться со статьями лингвистических словарей. При выступлении на семинаре студент может пользоваться собственными записями, использовать таблицы и др. наглядный материал. Использование ксерокопий учебника не разрешается. После выступления студент должен ответить на вопросы преподавателя и студентов. Студент может также дополнять выступления. Активное участие в семинаре учитывается при выставлении рейтинговой оценки.
Семинар 2.
Вопросы
-
Комбинаторные фонетические процессы.
-
Позиционные фонетические процессы.
-
Ударение и его типы.
-
Слог. Основные теории слога.
-
Фонологические школы: Московская и Ленинградская.
Задание: Решите задачи №№ 1.1 – 1.7 (с. 15 [1]) и №№ 5.4, 5.7, 5.8 (с. 23 [1]).
Основная литература: c. 195 – 210 [14]
Дополнительная литература: 34, 37
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
Студент должен ознакомиться с теоретическим материалом, самостоятельно найти примеры различных фонетических процессов в русском и иностранных языках. Задачи решаются на семинаре. Правильное решение задачи поощряется дополнительными баллами.
Семинар 3.
Вопросы:
-
Части речи и принципы их классификации. Спорные вопросы.
-
Исторические изменения в морфемной структуре слова и их причины.
-
Морфемный и словообразовательный анализ структуры слова. Различия между ними.
-
Синтетический и аналитический строй языков.
-
Понятие об актуальном членении предложения.
-
Спорные вопросы теории текста.
Задание: Решите задачи №№ 2.1 – 2.3 (с. 62 [1]).
Основная литература: c. 125 – 185 [10]
Дополнительная литература: 34, 37
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
Студент должен иметь четкое представление о морфемном составе слов, различать синтетические и аналитические грамматические средства. Студент должен также ознакомиться с современными теориями текста.
Семинар 4.
Вопросы:
-
Возникновение и развитие основных алфавитов.
-
Происхождение письма.
-
Пиктография.
-
Идеография.
-
Фонография.
Задание: Определите вид письма в текстах, предложенных преподавателем. Обоснуйте свое мнение.
Основная литература: c. 238 – 262 [10]
Дополнительная литература: 34, 37
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
Данный семинар носит теоретический, информационный характер. Студент может использовать различные тексты для сравнения алфавитов. Особого внимания заслуживает вопрос о транскрипции: студент должен четко различать различные методы транскрипции, знать международную фонетическую символику.
Семинар 5.
Вопросы:
-
Русский язык как представитель флективного типа языков.
-
Агглютинативные языки на примере казахского языка.
-
Английский и немецкий языки и их место в генеалогической и типологической классификации.
-
Мировые, международные и государственные языки.
-
Искусственные языки.
Задание: Раскрасьте в атласе мира те регионы, в которых говорят на английском (зеленый), русском (красный) и немецком (желтый) языках. Проанализируйте полученные результаты.
Основная литература: c. 221 – 237 [10]
Дополнительная литература: 34, 37
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
Студент должен проанализировать известные языки с точки зрения грамматического строя и генеалогической классификации; иметь представления о принципах функционирования искусственных языков.
2.4 Лабораторные занятия не предусмотрены
2.5 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
Занятие 1: Современные лингвистические течения (3 часа)
Задания: подготовить материал по следующим вопросам. По одному из данных вопросов подготовить доклад
-
Современные тенденции в развитии современного языкознания.
-
Психолингвистика.
-
Этнолингвистика.
-
Гендерные исследования в языкознании.
-
Язык и разработка искусственного интеллекта. Когнитивная лингвистика.
Форма проведения: семинар
Методические рекомендации
Студент должен самостоятельно найти и изучить материал по одной из предоставленных тем. Так как современные лингвистические учения не входят в базовые учебники по языкознанию, необходимо изучить специальную литературу. Затем необходимо представить тему в группе, ответить на вопросы преподавателя и студентов. Выступление должно длиться не более 12 минут, после этого дается 10-15 минут на обсуждение и вопросы. Докладчик может использовать наглядный материал (схемы, таблицы и т.п.).
Рекомендуемая литература
Сборники «Новое в зарубежной лингвистике».
Журнал «Вопросы языкознания», номера за 2001 – 2005гг.
Занятие 2: Язык как знаковая система (3 часа)
Задания: подготовить материал по следующим вопросам. По одному из данных вопросов подготовить доклад
1. Семиотика.
2. Знаковая теория Ф. де Соссюра.
3. Виды знаковых систем.
Формы проведения: семинар
Методические рекомендации
Данные вопросы затрагиваются на лекции, однако необходимо тщательно проработать эти вопросы самостоятельно с использованием дополнительных источников. Первый и последний вопросы кратко и точно изложены в Лингвистическом словаре, поэтому работу над вопросами рекомендуется начать с ознакомлением статей «Семиотика» и «Знаковые теории».
Рекомендуемая литература: 34, 37
Занятие 3: Фонетика и фонология (3 часа)
Задания:
-
Комбинаторные фонетические процессы.
-
Позиционные фонетические процессы.
-
Ударение и его типы.
-
Слог. Основные теории слога.
-
Фонологические школы: Московская и Ленинградская.
-
Решение задач №№ 1.1 – 1.7 (с. 15 [1]) и №№ 5.4, 5.7, 5.8 (с. 23 [1]).
Формы проведения: семинар
Методические рекомендации
Данные вопросы имеют практический характер. Студент должен хорошо изучить материал по теме, уметь различать различные фонетические процессы (на примерах русского, немецкого / английского языков). После проработки данных вопросов студенты пишут контрольную работу (1 час).
Рекомендуемая литература: 5, 8, 14
Занятие 4: Лексика. Лексикология (3 часа)
Задания:
-
Полисемия.
-
Метафора.
-
Метонимия.
-
Омонимия
-
Синонимы и антонимы.
-
Табу и эвфемизмы.
-
Историческое развитие словарного состава.
Решение задач №№ 1.7 – 1.12 (с. 34 [1]).
Формы проведения: семинар
Методические рекомендации
Данное занятие посвящено проблемам лексикологии. В ходе подготовки студент должен изучить все вопросы и один вопрос рассмотреть детально (реферат). Выступление рассчитано на 10 – 12 минут. Студент должен не только рассказать теоретический материал по вопросу, но и подготовить примеры на разных языках.
Рекомендуемая литература: 5, 8, 14, 34, 37
Занятие 5: (3 часа)
Задания:
1. Типологическая классификация языков.
2. Генеалогическая классификация языков.
Формы проведения: семинар
Методические рекомендации
Студент должен хорошо ориентироваться в обеих классификациях, знать языковые семьи, иметь представление о сравнительно-историческом методе. После проработки вопросов студенты пишут контрольную работу (1 час)
Рекомендуемая литература: 5, 8, 14
2.6 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов
Занятие 1 (2 часа)
Задания: проработать конспекты по лекции1;
ознакомиться с соответствующими параграфами учебников;
подготовить доклад (СРСП1)
Методические рекомендации: самостоятельную работу следует начинать с прочтения конспекта соответствующей лекции, а затем переходить к материалам основной и дополнительной литературы. Студент должен делать краткие записи, которые он может использовать при ответах на семинаре или занятии СРСП.
Доклад рассчитан на 10 – 12 минут. Доклад в письменном виде не требуется, однако студент может использовать личные записи, наглядный материал.
Реферат предоставляется в письменном виде, 10 -15 страниц печатного текста, с указанием не менее 10 источников.
Рекомендуемая литература: с. 10 – 30 [5], с. 35 - 52 [8]
Занятие 2 (1 час)
Задания:
проработать конспекты по лекции 2;
ознакомиться с соответствующими параграфами учебников
Рекомендуемая литература: с. 24 – 32 [10]
Занятие 3 (1час)
Задания:
проработать конспекты по лекции 3;
ознакомиться с соответствующими параграфами учебников;
подготовиться к докладу по теме (СРСП 3)
Рекомендуемая литература: с. 10 – 30 [5], с. 105 – 109 [8]
Занятие 4 (2 часа)
Задания:
проработать конспекты по лекции 4;
ознакомиться с соответствующими параграфами учебников;
составить таблицу фонетических процессов с примерами из английского, русского, немецкого и/или казахского языков
Рекомендуемая литература: с. 30 – 68 [5], с.109 - 155 [8]
Занятие 5 (2 часа)
Задания:
проработать конспекты по лекции 5;
ознакомиться с соответствующими параграфами учебников;
подготовить доклад (СРСП 4)
Рекомендуемая литература: с. 69 – 114 [5], с. 184 - 231[8]
Занятие 6 (1 час)
Задания:
проработать конспекты по лекции 6;
ознакомиться с соответствующими параграфами учебников
Рекомендуемая литература: с. 150 – 186 [5], с. 232 - 270 [8]
Занятие 7 (1 час)
Задания:
проработать конспекты по лекции 7;
ознакомиться с соответствующими параграфами учебников
Рекомендуемая литература: с. 187 – 208 [5], с. 271 - 281 [8]
Занятие 8 (1 час)
Задания:
проработать конспекты по лекции 8;
ознакомиться с соответствующими параграфами учебников
Рекомендуемая литература: с. 231 – 250 [5], с. 156 – 182 [8]
Занятие 9 (2 часа)
Задания:
проработать конспекты по лекции 9;
ознакомиться с соответствующими параграфами учебников
Рекомендуемая литература: с. 251 - 258 [5], с. 285 – 329 [8]
Занятие 10 (1 час)
Задания:
проработать конспекты по лекции 1;
ознакомиться с соответствующими параграфами учебников;
подготовка к контрольной работе.
Рекомендуемая литература: с. 68 - 102 [8]
2.7 Тематика письменных работ по курсу
Тематика рефератов:
1. Происхождение языка. Основные гипотезы.
2. Язык и речь.
3. Функции языка.
4. Формы существования языка.
5. Взаимодействие языков (адстрат, субстрат, суперстрат).
6. Коммуникативно-функциональный ранг и статус языка.
7. Родство языков и языковые союзы.
8. Двуязычие и его типы.
9. Лингвистическое табу, его причины.
10. Сингармонизм в языках мира.
11. Международные искусственные языки (волапюк, эсперанто, идо, окциденталь и др.)
12. Дифтонги, поолифтонги и дифтонгоиды в языках мира.
13. Основные теории слога (почему их много?)
14. Типы и функции словесного ударения.
15. Спорадические фонетические процессы (сокращения, контаминация, изменения в результате аналогии).
16. Зоосемический перенос в языках мира.
17. Энантиосемия.
18. Пути пополнения словарного состава языка.
19. Понятие исконного и заимствованного слова.
20. Кальки и сходные с ними явления.
21. Источники идиоматической фразеологии.
22. Демотивация (деэтимологизация) и ее причины.
23. Части речи и принципы их классификации: спорное в лингвистике.
25. Языковые союзы.
26. Интеграция и дифференциация как основные процессы развития и формы взаимодействия языков.
27. Доалфавитные системы письма.
28. Возникновение и развитие кириллицы.
29. Кириллица и глаголица.
30. Финикийское письмо и его роль в истории человеческой культуры.
31. История возникновения и развития греческого алфавита.
32. Казахская письменность.
32. Понятие "ложные друзья переводчика".
33. Инверсионные (обратные) словари. Для чего они нужны?
34. Частотный словарь. Зачем он нужен?
35. Словари нового типа (обратный, частотный, словарь языка писателя, словарь ложных друзей переводчика и др.)
Тематика контрольных работ
1. Классификации языков
2. Фонетические процессы
а) комбинаторные
б) позиционные
Рекомендуемая литература: 8, 10, 14, 34
2.8 Тестовые задания для самоконтроля
1. Какие органы не являются активными:
а) губы б) язык в) голосовые связки г) твердое нёбо
2. Какой фонетический процесс не относится к комбинаторным:
а) аккомодация б) редукция в) ассимиляция г) диссимиляция
3. Чем объясняется одинаковое восприятие вне контекста следующей пары слов: леса – лиса
а) аккомодация б) редукция в) ассимиляция г) диссимиляция
4. С работой какого органа связано деление гласных по ряду и подъему:
а) губы б) язык в) голосовые связки г) твердое нёбо
5. Какое из нижеследующих слов не является мотивированным:
а) сокровище б) окрошка в) море г) учитель
6. Какой раздел языкознания изучает происхождение слов:
а) этимология б) семиотика в) семасиология г) ономастика
7. Какую основную функцию имеет слово:
а) сигнификативная б) коммуникативная в) дистинктивная г) номинативная
8. Из скольких морфем состоит слово ‘языкознание’:
а) 1 б) 2 в) 3 г) 4
9. Что не относится к грамматическим категориям:
а) перфект б) залог в) склонение г) спряжение
10. Кто из ученых прошлого выделил и описал четвертый тип языков - инкорпорирующий?
а) братья Шлегели б) А.Шлейхер в) Ф. Бопп г) Гумбольдт
11. Какие языки не относятся к индоевропейской семье:
а) семитские б) славянские в) германские г) романские
12. Какой язык не является германским:
а) английский б) немецкий в) шведский г) французский
13. К какой семье относиться казахский язык:
а) монгольские б) уральские в) тюркские г) индоевропейские
14. Кто разработал основы теории актуального членения предложения:
а) Матезиус б) Фортунатов в) Соссюр г) Шахматов
15. К какому морфологическому типу относиться казахский язык:
а) синтетический б) аналитический в) агглютинативный г) другой
16. Какой способ применяется для написания английских имен Блэр, Шекспир и т.п.
а) транскрипция б) транслитерация в) фонография г) идеография
17. Что такое полисемия:
а) однозначность б) многозначность в) устойчивое выражение
18. Какое слово не является синонимом:
а) глаз б) око в) орган зрения г) дверной глазок
19. Кто ввел понятие «фонема»
а) Б. де Куртенэ б) Фортунатов в) Трубецкой г) Соссюр
20. Кто ввел в фонологию понятие оппозиции
а) Фортунатов б) Б. де Куртенэ в) Щерба г) Трубецкой
Ключи
1
|
г
|
9
|
а
|
2
|
б
|
10
|
г.
|
3
|
б
|
11
|
а
|
4
|
б
|
12
|
г
|
5
|
в
|
13
|
в
|
6
|
а
|
14
|
а
|
7
|
а
|
15
|
в
|
8
|
г
|
16
|
б
|
17
|
б
|
19
|
б
|
18
|
г
|
20
|
г
|
2.9 Экзаменационные вопросы по курсу:
-
Проблема специфики языка: общественное значение и функции языка.
-
Язык и мышление.
-
Язык и речь.
-
Язык как система знаков особого рода. Свойства языкового знака.
-
Фонетика. Аспекты изучения звуков человеческой речи.
-
Принципы классификации звуков.
-
Фонетическое членение речи. Сегментный ряд. Суперсегментные единицы.
-
Фонетические процессы: комбинаторные, позиционные, спорадические, спонтанные.
-
Понятие о звуковом законе.
-
Основы фонологии. Понятие о фонеме. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Фонологические оппозиции. Вариативность фонем.
-
Лексикология. Слово и его место в системе языка.
-
Системные отношения в лексике.
-
Мотивированность и этимология.
-
Морфемика. Типы морфем. Морфемное строение слова.
-
Грамматика. Грамматическое значение. Типология грамматических значений.
-
Грамматические способы (средства) выражения грамматических значений (синтетические и аналитические).
-
Понятие о грамматической категории.
-
Грамматическая форма.
-
Синтаксис. Основные понятия синтаксиса.
-
Актуальное членение предложения.
-
Части речи.
-
Основные единицы синтаксиса.
-
Специальные типы письма (транскрипция, транслитерация).
-
Общее понятие о письме. Инвентарь письма.
-
Этапы и формы развития. Алфавиты.
-
Формы существования языка.
-
Социальная роль языка.
-
Сравнительно-исторический метод.
-
Генеалогическая классификация языков.
-
Типологическая (морфологическая) классификация языков.
страница 1
|