Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. С. АМАНЖОЛОВА


Институт Экономики и финансов


Кафедра «Менеджмента и маркетинга»


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС




по дисциплине «Основы техники и тактики

активных видов туризма»

для специальностей: 050902 «Туризм»

Усть-Каменогорск, 2005

Составитель: УМК обсужден на заседании

Сазонова К.А. кафедры Менеджмента и

преподаватель маркетинга

Протокол № 4

от « 07 » декабря 2005 г.


УМК одобрен на заседании методического совета

Института Экономики и

Финансов

Протокол № 3

от « 11 » января 2006 г

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы техники и тактики активных видов туризма» предназначен для студентов экономических специальностей. В рамках предлагаемого курса рассматриваются основные понятия техники и тактики активных видов туризма, отечественные и зарубежные классификации путешествий. Рассмотрены содержание и методика составления тактических разработок при активном туризме, организация питания на маршруте и необходимая физическая подготовка к активному путешествию, обеспечение безопасности, меры профилактики и медицинское обеспечение при организации активных туров. А так же знакомит студентов с особенностями организации и проведения горных, водных, пеших, лыжных и велосипедных путешествий 1 – 2 категории сложности. Учебно-методический комплекс является основным источником руководства при обучении студентов полного курса основам техники и тактики активных видов туризма.



Учебно-методический комплекс по Основам техники и тактики активных видов туризма для студентов экономических специальностей / сост. Сазонова К.А. – Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ, 2005. – 33 с.
Восточно-Казахстанский государственный университет им. С. Аманжолова, 2005

  1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

(Syllabus)
Общие сведения:

1.1 Название дисциплины: Основы техники и тактики активных видов туризма

1.2 Кафедра: “Менеджмента и маркетинга”

1.3 Ф.И.О. преподавателей: Сазонова Ксения Андреевна

1.4 Контактная информация: тел. 252444, уч. корп. № 9, ауд 403.

1.5 Место проведения: уч. корп. № 9.

1.6 Количество кредитов: 3

1.7 Выписка из учебного плана:



Курс

Семестр

Кредиты

Лекции

Семинары

СРСП

СРС

Всего

Форма контроля

1

1

135

30

15

45

45

135

экзамен

1.8 Пререквизиты курса: (предварительные требования для посещения курса, набор знаний и умений, глоссарии)

у студентов обучающихся по дисциплине «Основы техники и тактики активных видов туризма» должны быть знания, полученные в средней школе, такие как география, краеведение, психология и другие.

1.9 Постреквизиты:

Знания, полученные при освоении курса дисциплины «Основы техники и тактики активных видов туризма» могут быть использованы в следующих дисциплинах: «Основы туристско-краеведческой работы», «Экскурсоведение», а также при прохождении практики: учебно-тренировочных походов.
Краткое описание курса:

2.1 Цель курса: дать полный объем учебной программы по основам техники и тактики активного вида туризма, раскрыть обширное понятие активного вида туризма и его технику и тактику продвижения, что в дальнейшем поможет студентам правильно организовать учебно-тренировочные походы и все виды активных туров.

2.2 Задачи курса:

- обучение студентов полного курса инструктора туризма и гида активных видов туризма

- рассмотреть основные виды активного туризма

- организация походов, тактика, техника, способы прохождения маршрутов водного, горно-пешего и велотуризма

- рассказать студентам об особенностях организации активных путешествий (горных, водных, велосипедных) 1-2 категории сложности

- необходимое снаряжение и меры безопасности при прохождении активных туров

- выделить основные природные объекты Восточного Казахстана, пригодные для занятий активным видом туризма
2.3 Содержание курса:

Изучение дисциплины «Основы техники и тактики активных видов туризма» в современных условиях дает возможность студентам в будущем правильно организовать активный тур, соблюдая все меры безопасности.

После изучения программы курса «Основы техники и тактики активных видов туризма» студент должен знать как:

- классифицировать различные виды активного туризма;

- организовать и провести активный туристский поход;

- разрабатывать собственный туристский маршрут;

- организовывать питание при прохождении активного маршрута;

- характеризуются снаряжения для активных путешествий;

- подготавливаются и формируются бригады сопровождения для активных туристских путешествий 1-2 категории сложности;

- оказывается первая медицинская помощь в условиях прохождения активного тура.

Должен иметь представление о:

- природных объектах Восточно-Казахстанской области, где возможно проведение активных туров;

- техники и тактике сплава по горным рекам;

- истории развития активных видов туризма;

- снаряжении и квалификации некоторых судов;

- погоде и опасностях в горах;

- порядке движения и способах преодоления препятствий при прохождении горных маршрутов;

- видах экстремального туризма и о самых популярных экстремальных местах;

- организации походного и спортивного туризма;

- экономии сил при прохождении активного маршрута.

Должен овладеть навыкам и умением:

- организовать активные путешествия в разных видах туризма;

- разработать маршрут треккинга по основным видам туризма;

- обеспечить безопасность на маршруте.



График выполнения и сдачи заданий




Виды

работ


Цель и

содержание

задания


Реко-

мен-


дуе-

мая


лите-

рату-


ра

Продол

жительность

выполнения


Бал

лы


Форма

контроля


Срок

сдачи


1

Рефераты

по классифи-кации активных видов туризма



Цель: углубить знания об активных видах туризма

Содержание:

Раскрыть основные виды туризма


1,2, 3,4,9

3 неделя

5

Защита

доклада


4

неде-


ля

2

Контрольные работы (мини-тесты)

Цель: закрепление знаний, основных понятий

1 – 8

6 неделя

2

тесты

1-10

неде-


ля

3

Контрольные работы (текущий контроль)

Цель: проверка знаний

Содержание:

Правильная техника и тактика прохождения 4активных маршрутов, необходимое снаряжение, обеспечение безопасности


1,2, 3, 4, 5,6,7,

8,9,


10

1-6

неделя


4

Вопросы по

билетам


7

неде-


ля

4

Рефераты о природных объектах ВКО

Цель: углубить знания о рекреационных ресурсах Восточного Казахстана, необходимых для развития активного туризма

11,

12,


13,

14,


15, 24,27

1-13

неделя


5

защита

14

неде-


ля

5

Промежуточный контроль

Цель: контроль знаний студентов по курсу основы техники и тактики активных видов туризма

Содержание:

организация питания на маршруте, оказание первой медицинской помощи, особенности организации и проведения активных маршрутов 1-2 категории сложности.


1 – 23

1-14 неделя

12

тесты

15

неде-


ля

Часть учебного времени студент работает совершенно самостоятельно, без помощи преподавателя. Сюда относятся следующие виды работ: 1) обязательная подготовка к каждому лекционному занятию (студенту необходимо прочитать определенную литературу, составить глоссарий терминов и понятий и т.п.); 2) решение индивидуальных задач; 3) самостоятельное изучение некоторых теоретических вопросов дисциплины.

В течение изучения дисциплины студент должен самостоятельно выполнить все задания.


Список литературы
Основная литература:

  1. Бардин К.В. Азбука туризма: о технике пешеходных путешествий / К. В. Бардин. – М.: Просвещение, 1981. – 205 с.

  2. Водоходов А.А. Горный туризм / А. А. Водоходов. – Алма-Ата: Казахстан, 1974. – 112 с.

  3. Бобылев И.Ф. Конный туризм / И. Ф. Бобылев. – М.: Профиздат, 1985. – 250 с.

  4. Ердавлетов С.Р.   География    туризма   Казахстана / С. Р. Ердавлетов. – Алма-Ата: Гылым, 1992. – 192 с.

  5. Драгачев С.П. Туризм и здоровье / С. П. Драгачев. – М.: Знание, 1984. – 96 с.

  6. Благодарев С. Водный туризм / С.  Благодарев, Н. Покровский. – М.: Физкультура и спорт, 1939. – 212 с.

  7. Ердавлетов С.Р.   Казахстан   туристский / С. Р.  Ердавлетов.  –  Алматы: Кайнар, 1989. – 192 с.

  8. Квартальнов В.А. Туризм / В. А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 256 с.

  9. Квартальнов В.А. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности / В. А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 288 с.

  10. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм / Ф. Котлер. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 787 с.

Нормативные документы

  1. Закон о туризме РК от 05.06.1999

  2. Закон Республики Казахстан от 15 июля 1997 года «Об особо охраняемых природных территориях»

  3. Закон Республики Казахстан от 23 июня 2001 года» О туристкой деятельности в Республике Казахстан»

  4. Постановления Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2000 года № 1947 «О первоочередных мерах развития туристкой отрасли»

  5. Постановления Правительства Республики Казахстан от 6 марта 2001 года № 33 «О концепции развития туризма в Республике Казахстан »

  6. Указ Президента Республики Казахстан от 30 апреля 1997 года № 3476 «О реализации Ташкентской декларации глав тюркоязычных государств проекта ЮНЕСКО и Всемирного Туристкой организации по развитию инфраструктуры туризма на Великом Шелковом пути в Республики Казахстан»

  7. Указ Президента Республики Казахстан от 27 февраля 1998 года № 3859 «О государственной программе Республики Казахстан » «Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств, создание инфраструктуры туризма»

  8. Протокольное решение заседания Правительства Республики Казахстан от 22 августа 2000 года №21 «О мерах по развитию туризма в Республике Казахстан »

  9. Постановления Правительства Республики Казахстан от 26 октября 200 года № 1604 «Об утверждении плана мероприятии по формированию туристского имиджа Казахстана на 2000-2003 года»

  10. Закон Республики Казахстан от 19 июня 1997 года №131 -1 «О государственной поддержке малого предпринимательство»

  11. Сборник нормативно правовых актов по малому предпринимательству РИВЦ, -Астана 2002

Дополнительная литература:



  1. Нормативные   документы   по   развитию   туризма /  Агентство   РК  по туризму и спорту. – Астана: Б.и., 2004. – 99 с.

  2. Актуальные   вопросы   социально-экономического   развития   РК     на современном этапе / КИСИ при Президенте РК. – Алматы: Б.и., 2004. – 144 с.

  3. Нормативные   документы    по   развитию   туризма / Агентство   РК  по туризму и спорту. – Астана: Б.и., 2004. – 99 с.

  4. Туризм   в  РК   в 2002 году // Статистический сборник: Агентство  РК по статистике. – Алматы: Б.и., 2003. – 164 с.

  5. Информация   о   ходе    реализации    Протокола    заседания  Совета  по туризму при правительстве РК от 08.10.2004 г., №24 – 4/005-803 // Департамент предпринимательства и промышленности ВКО.

  6. Информация    о     выполнении   постановления   Правительства   РК  от 29.12.2002г., №1445 «О    программе    развития   туристской  отрасли на 2003 – 2005 годы» // Департамент предпринимательства и промышленности ВКО.

  7. Программа развития туристской отрасли на 2003 – 2005 годы // Департамент предпринимательства и промышленности ВКО.

  8. Программа   создания   и   продвижения  эффективной системы брендов туристского продукта ВКО для внешнего рынка // Департамент предпринимательства и промышленности ВКО.

3.7. Информация по оценке

Рейтинг-шкала


Форма контроля

Максимальный балл

Текущий

30

Рубежный

30

Итоговый

40

Всего

100

Политика выставления оценок:

- Контроль успеваемости по дисциплине будет осуществляться в форме:


  • Текущего контроля (еженедельно): подразумевает оценку работы студента на практических и лекционных занятиях. Итоги индивидуальных занятий.

  • Рубежного контроля (5, 10, 15 недели) – выполнение тестов, контрольных работ в аудитории в присутствии преподавателя, а так же сдачу коллоквиумов.

  • Итогового контроля: проводится после окончания изучения всех тем, по которым студент должен показать целостное видение законченной, замкнутой части изученной дисциплины.

3.8 Шкала оценивания различных видов работ



  1. Реферат – 5 баллов

Оценка складывается из:

- устного сообщения (доклада) – 2 балла;

-содержания -2 балла;

-оформления- 1 балла;



  1. Лекции – 5 баллов;

-полнота лекции -3 балла;

-аккуратность- 2 балла;



  1. Семинарское занятие- 10 баллов;

-дополнения- 5 баллов;

-ответы-2 баллов;

-навыки-1 балл;

-мышление-2 балла;



  1. Конспект-10 баллов

  2. Конспект (СРС)

- единые сроки выполнения и сдачи на проверку с 12 недели

- наличие 5 тем выполненных в полном объеме; 5 баллов.

- тема № 1-6 – 2 балла, тема № 7 по 1 баллу.

Промежуточный рубежный контроль РК (тесты 20 вопросов)

Критерии оценок.


Количество

ошибок


Оценка

Баллы

0-3

«5»

12

4-7

«4»

9

8-13

«3»

6

14 и больше

«2»

0



4. Политика курса

Административные требования, предъявляющим студентам в процессе изучения дисциплин:

- отсутствие пропусков занятий без уважительной причины;

- посещение занятий строго по расписанию без опозданий;

- представления задания в указанные сроки.
За несоблюдение предусмотренных требований вводятся штрафные баллы, которые вычитываются из общей итоговой суммы полученной студентом по окончании курса «Менеджмент туризма»:

- опоздание на одно занятие – 0,2 балла;

- позднее представление работы – 0,2 балла;

- пропуск одного занятия – 0,5 балла;



- на соблюдение дисциплины – 0,5 балла


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ




    1. 2.1Тематический план курса

Всего 3 кредита




Наименование темы

Лекции

Прак.

СРСП

СРС

1

Самодеятельный походный и спортивный туризм

3

2

5

5

2

Техника и тактика сплава по горным рекам

3

1

5

5

3

Особенности организации конных походов

3

2

5

5

4

Особенности проведения и организации велосипедного туризма

2

2

5

5

5

Организация горных походов 1-2 категории сложности

4

1

5

5

6

Необходимое снаряжение, питание при прохождении активных туров

4

2

5

5

7

Оказание первой медицинской помощи

3

2

5

5

8

Экстремальный туризм

4

1

5

5

9

Туризм по природным объектам ВКО

4

2

5

5




Всего

30

15

45

45

2.2 Тезисы лекционных занятий
Тема № 1. Самодеятельный походный и спортивный туризм (3 часа)

Введение: Самодеятельный туризм – это походы и путешествия по маршрутам, разработанными туристами или туристскими клубами. Как правило, самодеятельный туризм характеризуется активными способами передвижения. При этом маршрут, состав туристской группы, снаряжение, обеспечение продуктами питания, способ передвижения и финансирование организуется самостоятельно, так называемыми самодеятельными туристами. Такие маршруты могут быть плановыми, и готовятся туристскими клубами, бюро путешествий и экскурсий или туристско-спортивными организациями.

Особенностью такого туризма является его спортивный характер и участия в нем молодежной возрастной категории.

Классификация походов и путешествий. Классификация самодеятельного туризма носит условный характер и определяется основными формами туристских мероприятий с активными способами передвижения, к числу которых относится:

- походы и экспедиции;

- туристские слеты;

- туристско-спортивные соревнования;

- учебно-туристские семинары и др.

Туристский поход – это путешествие по маршруту, проложенному по пересеченной местности с использованием активных способов передвижения. Походы подразделяются по видам туризма (пешеходные, лыжные, горные, водные и др.), по протяженности маршрута, по категории сложности, по продолжительности.

Туристские походы можно также подразделить по признаку цели на:

- оздоровительные;

- спортивные (туриады);

- учебно-тренировочные;

- научно-познавательные;

- приключенческие (экзотические).

Экспедиция – путешествие в малоизученный район с конкретно выбранной целью: исследование района, испытание снаряжения, выполнение научной и методической задачи.

Самодеятельный туризм классифицируется по следующим видам:

- пешеходный, водный, велосипедный;

- лыжный, горный, автотуризм;

- спелеологический и др.

Данные виды туризма характеризуются различными способами передвижения, видами преодолеваемых препятствий, протяженностью, снаряжением, категорией сложности.

Основная литература: 1-10

Дополнительная литература: 27,28
Тема № 2. Техника и тактика сплава по горным рекам (3 часа)

Снаряжение и квалификация некоторых судов. Важную роль в любом виде туризма играет снаряжение. Как в пешем, так и в водном туризме оно делится на личное и общественное.

К личному снаряжению в водном туризме относятся рюкзак, гидромешок, спальник, коврик, гигиенические принадлежности, личные носильные вещи, спасательный жилет, каска, весло и др.

Если туристский или спортивный поход предлагается на каяках, то каяк является личным снаряжением. В свою очередь такие суда, как рафты, катамараны, плоты или бубли относятся к снаряжению общественному.

Если распределить данные суда по квалификации «опасности», то каяк занимает первый класс. Каяки бывают разных видов: спортивные, сплавные, родейные. В водном туризме этот вид судна занимает большое место. Каяки служат для покорения горных рек, для экстрима – сплава, для преодоления порогов.

Ко второму классу можно отнести катамаран. В водном туризме он представляет собой два надутых «банана – гондолы». Данное судно делиться на сплавные катамараны для походов по бурным рекам с порогами 6 категории сложности.

К третьему классу принадлежат рафты. Это судно представляет собой большую надувную лодку. Бубель, в свою очередь, относится к четвертому классу (представляет собой два больших надувных колеса, где внутренний диаметр одного колеса составляет примерно три метра).

Сплавы по реке бывают туристскими и рабочими. Туристский сплав – это сплав, когда группа водников решила проплыть какую-либо реку или ее определенный участок. Рабочий – сплав с клиентами, чаще всего на плоту или на рафте. Поход начинается с объяснений гида. Он дает характеристику реки, количество порогов на ней, категорию реки и порогов, предупреждает об опасности.

Природа ВКО богата и разнообразна. Это и многочисленные леса, и высокие горы, и реки. Не удивительно, что водный туризм в Казахстане нашел свое развитие здесь. Многочисленные походы, путешествия, экстрим все больше привлекают не только жителей ВКО, но и жителей других областей и стран. Туристскими фирмами Восточного Казахстана разработаны водные туры различной категории сложности: сплавы по рекам Уба, Тургусун, Черная Уба и т.д.

Основная литература:4,5,6,7.

Дополнительная литература: 28.
Тема № 3. Особенности организации конных походов (3 часа).

Конный туризм – путешествия на лошадях верхом или в экипаже оказывает оздоровительное воздействие, обеспечивая активную нагрузку на всю скелетную мускулатуру. Конные путешествия не исключают возможности двигаться пешком, что позволяет дозировать нагрузки в достаточно широких пределах. К преимуществам конного туризма относится то, что во время похода все снаряжение (личное и групповое), а также грузы, перевозятся в переметных сумах, притороченных к седлу верховой лошади или в повозках, санях либо на вьючных лошадях.

Ежегодно в конных туристских походах участвуют свыше 40 тысяч человек. На турбазах туристов обучают верховой езде и обращению с лошадью в открытом манеже или на плацу (неогороженной площадке). Подготовка к многодневным путешествиям осуществляется в полевых условиях; в программу подготовки обязательно входит тренировочный поход. Маршруты конных походов верхом могут проходить по любым дорогам, лесным и горным тропам, а также без дорог – по степи, лугам и полям, через броды и овраги, по берегам рек и озер.

Путешествия в колесных экипажах и санях практически не требуют специальной подготовки, туристов на турбазах обучают главным образом приемам запряжки и управления лошадьми, уходу за ними.

Большая часть конных маршрутов рассчитана на полное самообслуживание туристов в походе и проживание в полевых условиях.

Снаряжение туриста-конника практически не отличается от снаряжения, используемого в пешем, горном, лыжном или велосипедном туризме. Непременное условие – одежда и обувь для верховой езды должны быть подобраны с учетом длительного пребывания в седле. Конское снаряжение: для верховой езды – оголовье, седло, переметные сумы, 2 вьюна (передний и задний), предмет ухода за лошадью; для езды в экипаже (санях) – комплект упряжки (узда с поводьями, хомут с гужами, дуга, седелка с подпругами, чересседельник, подбрюшник и вожжи).

Безопасность конного путешествия во многом зависит от умения туристов управлять людьми, исправности конского снаряжения и экипажей, соблюдение правил движения в полевых условиях, правильного обращения с лошадью и ухода за ней, а также от подготовленности туристов и лошадей к походу.

Основная литература: 3 – 5, 9.


Тема № 4. Особенности проведения и организации велосипедного

туризма (2 часа).

Велосипедный туризм, вид самодеятельного туризма – путешествия и спортивные походы на велосипедах. Велосипедный туризм доступен людям любого возраста, так как нагрузки в нем легко дозируются. На велосипедах можно проехать практически на любой дороге, по тропинке и просто по ровному грунту, с ним можно преодолевать пески, каменистые горные тропы и осыпи, переходить вброд реки. За день в зависимости от темпа движения, погоды, состояния дороги и наличия препятствий, велотуристы проезжают от 40 до 120 км. В походе велотуристу не приходится везти на себе снаряжение, весь груз крепится на велосипеде. В экологическом отношении велосипед наиболее чистый вид транспорта.

В снаряжении велотуристов, помимо обычных вещей, необходимых в любом туристском походе (палатка, посуда и т.д.), обязательно входит ремонтный набор с комплектом ключей, велоаптечка и запасные детали (спицы, тормозные колодки, чайки, шайбы, шарикоподшипники и др.), запасная шина или камера, гибкий стальной тросик. Одежда должна быть удобной для езды на велосипеде, из обуви предпочтительны кроссовки с твердой подошвой.

Важнейшим условием обеспечения безопасности велопохода является строгое соблюдение правил дорожного движения. Чтобы максимально уменьшить вероятность несчастного случая, необходимо снижать скорость движения на спусках, особенно на дорогах с плохим покрытием, а также при движении по мокрому шоссе или грунтовой дороге с лужами (вода может закрывать глубокие ямы). Нельзя двигаться по дорогам в сумерках и ночью. Перевозимый груз надо закреплять на велосипеде, так как у велотуриста с рюкзаком на спине снижается устойчивость во время движения, раньше приходит усталость.

Безопасность велопутешествий также во многом зависит от технического состояния велосипеда и умения управлять им, особенно на плохой дороге и при преодолении препятствий (к естественным препятствиям в велосипедном туризме относятся горные дороги и перевалы, лесные труднопроходимые тропы, участки бездорожья, броды, овраги). Поэтому технический осмотр велосипедов необходимо проводить ежедневно и любые заметные неисправности сразу же устранять.

Основная литература: 1,2,4,5,7.

Дополнительная литература: 23,24,28.


Тема № 5. Организация горных походов 1-2 категории

сложности. (4 часа)


Горы с давних времен привлекали к себе внимание человека. С развитием науки (географии, геоморфологии, геологии, геодезии, топографии, гляциологии, гидрогеологии) связано посещение высокогорных областей многими прославленными исследователями, путешественниками.

С каждым годом расширяется география горного туризма. Если раньше любителей путешествовать привлекал главным образом юг (Крым, Кавказ), то теперь их можно встретить и в Туркмении, и в Таджикистане, на Урале и в Саянах, на Кольском полуострове и в Центральном Тянь-Шане.

Каждому туристу необходимо усвоить некоторые сведения о горах. Горные хребты состоят из главных и боковых гребней, переходящих в отроги; возвышенные пункты гребней, их увалов или отдельных горных массивов называются вершинами; от вершин и гребней отходят короткие крутые гребни-ребра. Вершины различаются по своей форме: гребневидные, пики, столовые, башни, иглы, купола и т.п. Вершина, стоящая на гребне в непосредственной близости от большой вершины, носит название предвершины, неясно выраженная – плеча. Понижение между двумя близстоящими вершинами называется седловиной; наиболее низкая седловина, доступная для перехода из одной долины в другую – перевалом.

Долины по форме поперечного сечения можно разделить на щели, каньоны, V-образные и корытообразные. Линия, выше которой выпавший в горах за зиму снег не успевает стаять за лето, называется снеговой линией. Выше снеговой линии под воздействием солнечной радиации и давления вышележащих слоев снег постепенно теряет свою первоначальную структуру и превращается вначале в фирн, затем в рыхлый белый фирновый лед и, наконец, в плотный голубой глетчерный или ледниковый лед.

Успех туристского путешествия во многом зависит от погоды, поэтому надо заранее узнать о климате района путешествия, понять закономерные явления, определяющие признаки погоды. Погода в горах имеет много интересных особенностей и отличается от климата равнин. Наиболее характерной особенностью горного климата является уменьшение давления и температуры воздуха с высотой, а также долинные ветры, которые с увеличением высоты на несколько десятков метров повышают скорость на четыре метра в секунду. Погода в горах, особенно зимой, чрезвычайно изменчива. Внезапно налетевшая буря, проливной дождь или мокрый снегопад в значительной мере осложняют маршрут, делают его более опасным.

Опасности в горах. Особенности горного рельефа, своеобразие горных рек, быстро изменяющиеся метеорологические условия, увеличенная солнечная радиация, недостаток кислорода – все эти факторы могут превратиться в грозную опасность для туристов, если они из-за слабой подготовленности и отсутствия опыта не сумеют вовремя распознать ее и принять срочные меры. Опасности в горах принято классифицировать по причинам их возникновения:

- связанные с характерными условиями горного рельефа;

- зависящие от климатических особенностей горных районов;

- вызываемые неправильными действиями туристов во время путешествия и ошибками в его организации.

Подготовка к горному походу. Подготовка к путешествию начинается с комплектования группы. И от того, кто будет в составе группы, какова их физическая подготовка и туристское умение, чем интересуются, какие задачи ставят перед походом, каким временем и средствами располагают, зависит выбор маршрута путешествия.

Разработка маршрута. При подготовке к путешествию нужно, прежде всего, определить маршрут, от которого будет зависеть выбор снаряжения, подбор продуктов питания и построение тренировочных занятий по общефизической и технической подготовке.

Основная литература: 2,4,5,7,9,12,13

Дополнительная литература: 23,24,25,27
Тема № 6. Необходимое снаряжение, питание при прохождении

активных туров (4 часа).

Одной из отличительных черт современного активного вида туризма является повышение спортивного и технического уровня походов, а также освоение туристами новых районов, которые ранее считались недоступными.

Большинство туристского снаряжения можно приобрести в спортивном магазине: палатки, спальные мешки, обувь и др.; много самодельных приспособлений. Туристское снаряжение условно подразделяется на личное и групповое. Личное снаряжение: рюкзак большой с непромокаемым вкладышем, куртка штурмовка, спальный мешок, ботинки высокогорные, свитер шерстяной, рубашка ковбойка, брюки, брюки тренировочные, белье теплое, рукавицы, головной убор, носки шерстяные, плащ-накидка и т.д. Групповое снаряжение: палатка, коврик из паралона, тент, полиэтиленовая пленка, веревка альпинистская, веревка вспомогательная, молоток скальный, карабины, кошки и пр.

Питание в горном путешествии. Большая напряженная работа туристов во время передвижения по маршруту связана с повышенным обменом веществ. При этом энергетические затраты зависят от рельефа и состояния пути, темпа движения, погоды и длительности похода, тренированности участников. При ограниченной нагрузке туриста, важно подобрать такие продукты, которые при малом весе обладали бы большой калорийностью, хорошей усвояемостью, держали бы полезные витамины и питательные основные вещества (белки, жиры, углеводы).

Основная литература: 1 - 9

Дополнительная литература: 12,15
Тема № 7. Оказание первой медицинской помощи (3 часа).

Во время учебно-тренировочных занятий и походов возможны травматические повреждения и заболевания участников, что может привести к серьезным осложнениям, если пострадавшему не будет оказана своевременная и правильная помощь. Так как активные путешествия обычно совершаются вдали от населенных пунктов, где нет медицинских учреждений, туристы должны уметь различать характер травм и оказать себе и товарищу необходимую помощь.

Последствия травматических повреждений можно облегчить или быстро ликвидировать своевременным вмешательством.

Основная литература: 1 – 10


Тема №8.Экстремальный туризм (4 часа).

Активные виды отдыха завоевывают все большую популярность среди простых туристов. Особо популярными стали дайвинг, прыжки с парашютом, виндсерфинг, альпинизм. Экстремальный туризм один из самых перспективных видов туризма, который привлекает к себе все больше людей. Появляются новые места для активного отдыха, как искусственные, например горнолыжные курорты, так места созданные природой о которых люди раньше и не знали, например пещеры.

Альпинизм – считается самым экстремальным отдыхом. Сегодня альпинизм представляет собой целую индустрию. Которая равномерно развивается. Как правило, для восхождения принято выбирать лето, когда погода позволяет с минимальными потерями добраться до намеченной цели. Горные лыжи и сноуборд. Горные лыжи один из старых видов активного отдыха. С прошествием лет количество желающих покататься на горных лыжах не уменьшилось, а скорее увеличилось. Сноубординг – спуск по снегу с горных склонов на специально оборудованной доске. Это более агрессивный, активный и экстремальный вид, нежели горные лыжи.

Воздушные виды экстремального туризма: классический парашютизм, групповая акробатика, купольная акробатика, фристайл, скайсерфинг, полеты на воздушных шарах и др.

Самые популярные экстремальные места. Один из самых популярных видов экстремального туризма – дайвинг, наиболее популярен в Юго-Восточной Азии (Малайзия, Индонезия, Филиппины). Серфинг популярен в Америке и Австралии. Самый лучший рафтинг в Северной Америке – на реках Канады, Аляски и Колорадо. Наиболее перспективными местами для экстремального туризма являются Камчатка, Сахалин и Алтай. Здесь много мест для альпинизма, спелеологии, маунтибайтинга, каякинга, рафтинга.

Основная литература:8,9,10,14

Дополнительная литература:28,29
Тема №9. Туризм по природным объектам ВКО (4 часа)

Западный Алтай – известный богатейшими ресурсами полезных ископаемых район в Казахстане. В центральной части Западного Алтая проходит один из наиболее красивых и высоких хребтов – Ивановский, восточная часть которого разделяется на ряд белков с максимальными высотами. Один из наиболее высоких хребтов Рудного Алтая – хребет Холзун, простирающийся в пограничной части Казахстана и Алтайского края. Наивысшая точка его – Линейский белок (2647 м над уровнем моря). Этот могучий хребет покрыт обширными каменистыми россыпями, увенчан скалистыми пиками. Обилие снежников и осадков способствует развитию в Западном Алтае богатой гидрологической сети. Реки большую часть пути протекают горной местностью.

Южный Алтай охватывает систему хребтов. Более южное географическое положение в сравнении с Западным Алтаем и непосредственная близость с Зайсанской котловиной обуславливают хорошо выраженные засухоустойчивые варианты степной растительности, свойственные южным отрогам Курчумского хребта.

Маршруты Рудного Алтая. Восточно-Казахстанским советом по туризму и экскурсиям организованы маршруты по Рудному Алтаю различной категории сложности по всем видам активного туризма. На берегу Бухтарминского водохранилища располагается турбаза «Алтайская бухта», откуда начинаются путешествия «По алтайской тайге», «К подножью горы Белуха» и «К озеру Маркаколь».

Основная литература:4,7,12,13,15,16,17

Дополнительная литература:22,24,27,28,29


2.3План семинарских занятий:
Тема № 1 Самодеятельный походный и спортивный туризм

Вопросы семинара:

1. Организация походного и спортивного туризма.

2. Категории сложности походов, категория сложности видов маршрута.

3. Правильная техника и тактика и экономия сил.

Основная литература: 1-10

Дополнительная литература: 27,28
Тема № 2 Техника и тактика сплава по горным рекам.

Вопросы семинара:

1. Водный туризм.

2. Туристские и рабочие сплавы по горным рекам.

3. Описание походов по рекам ВКО.

Основная литература:4,5,6,7.

Дополнительная литература: 28.
Тема № 3 Особенности организации конных походов

Вопросы семинара:

1. Конный туризм.

2. Конные маршруты и походы.

3. Снаряжение туриста-конника.

Основная литература: 3 – 5, 9.


Тема № 4 Особенности проведения и организации велосипедного туризма

Вопросы семинара:

1. Велосипедный туризм.

2. Снаряжение велотуров.


3. Безопасность велосипедистов.

Основная литература: 1,2,4,5,7.

Дополнительная литература: 23,24,28.
Тема № 5 Организация горных походов 1-2 категории сложности

Вопросы семинара:

1. Горный туризм.

2. Погода и опасности в горах.

3. Подготовка к горному походу.

Основная литература: 2,4,5,7,9,12,13

Дополнительная литература: 23,24,25,27
Тема № 6 Необходимое снаряжение, питание при прохождении активных туров

Вопросы семинара:

1. Снаряжение для горного путешествия.

2. Снаряжение для водного, велосипедного, пешего и конного туризма.

3. Питание в активном путешествии.

Основная литература: 1 - 9

Дополнительная литература: 12,15
Тема № 7 Оказание первой медицинской помощи

Вопросы семинара:

1. Последствия травматических повреждений.

2. Помощь при удушье (асфиксии).

3. Первая помощь при поражении молнией.

Основная литература: 1 – 10


Тема №8 Экстремальный туризм

Вопросы семинара:

1. Виды экстремального туризма.

2. Горные виды экстремального туризма.

3. Самые популярные экстремальные места.

Основная литература:8,9,10,14

Дополнительная литература:28,29
Тема №9 Туризм по природным объектам ВКО

Вопросы семинара:

1. Западный Алтай.

2. Южный Алтай.

3. Маршруты Рудного Алтая.

Основная литература:4,7,12,13,15,16,17

Дополнительная литература:22,24,27,28,29
2.4 План лабораторных занятий

Лабораторные занятия не предусмотрены.


2.5План занятий в рамках СРСП:

.

Тема 1. Подготовка к самодеятельному и спортивному походу.



Форма проведения (5 часов).

Вопросы:


  1. Состав группы, классификация специалистов, требования к руководителю группы.

  2. Требования к походам различных категорий сложности.

  3. Этапы подготовки к походу.

Рекомендуемая литература 1-9
Тема № 2. Режим дня в походе

Вопросы:


  1. Распорядок дня инструктора;

  2. Темп и ритм движения на маршруте. Скорость движения на маршруте;

  3. Туристский привал (бивуак).

Рекомендуемая литература 1-10.
Форма поведения СРСП: устные и письменные ответы; обзор материала на примерах.
Тема № 3. Снаряжение и квалификация некоторых судов.

Вопросы:


  1. Что относят к личному снаряжению в водном туризме;

  2. Что относят к общественному снаряжению в водном туризме;

  3. Распределите суда по классификации «опасности».

Рекомендуемая литература 6,8.
Тема № 4. Описание походов по рекам ВКО.

Вопросы:


  1. Сплав по реке Уба;

  2. Сплав по реке Тургусун;

  3. Сплав по реке Черная Уба.

Рекомендуемая литература 6,8.
Тема № 5. История развития активных видов туризма.

Вопросы:


  1. История конного туризма;

  2. История горного туризма;

  3. История водного туризма.

Рекомендуемая литература 2,3,6.
Тема № 6. Погода и опасности в горах.

Вопросы:


  1. Признаки устойчивой хорошей погоды, признаки ухудшения погоды;

  2. Основные правила движения в горах;

  3. Снежная лавина, грунтовая лавина, пластовая лавина.

Рекомендуемая литература 2,4,7,9,12,13.

Форма поведения СРСП: устные и письменные ответы; обзор материала на примерах.


Тема№7. Порядок движения и способы преодоления препятствий.

Вопросы:


  1. Основные правила скалолазания;

  2. Движение по скальному рельефу.

Рекомендуемая литература 2,4,5,7,9,23,24.27.
Форма поведения СРСП: устные и письменные ответы; обзор материала на примерах.
Тема №8 Экзотические виды экстремального туризма

Вопросы:


Космический туризм;

Кайтсерфинг;

Джайлоо-туризм.

Рекомендуемая литература 8,9,10.


Тема №9 Закон РК «Об особо охраняемых природных территориях»

Вопросы:


Государственные природные заповедники и их роль в развитии активных видов туризма;

Государственные памятники природы.

Рекомендуемая литература 12.13,14.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: Изучение темы рекомендуется сопровождать краткими записями, с выделением основных понятий, вопросов темы.
2.6. План занятий в рамках СРС:
Задание 1.

Изучить Закон Республики Казахстан от 15 июля 1997 года «Об особо охраняемых природных территориях»

Закон Республики Казахстан от 23 июня 2001 года «О туристской деятельности в Республике Казахстан»


  1. Подготовить устные сообщения о современном состоянии активного туризма.

Задание 2.

Изучить Постановления Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2000 года № 1947 «О первоочередных мерах развития туристкой отрасли»

Изучить Постановления Правительства Республики Казахстан от 6 марта 2001 года № 33 «О концепции развития туризма в Республике Казахстан »



  1. Подготовиться к тестированию «Основы техники и тактики активного вида туризма»



Рекомендуемая литература 1,2,3,9,12,13,14.
Задание 3.

  1. Выделить основные рекреационные зоны, где наиболее благоприятно развивать активный туризм.

  2. Подготовиться к устному опросу по теме «Классификация активных видов туризма»

Рекомендуемая литература 1 - 10.
Задание 4.

  1. Изучить по теме 1 «Самодеятельный походный и спортивный туризм»

  2. Подготовить реферат по классификации активных видов туризма

  3. Подготовиться к тестированию

Рекомендуемая литература 1,3,4,5,7,9.
Задание 5.

  1. Подготовиться по теме 2 «Техника и тактика сплава по горным рекам»- (опрос)

  2. Разработать собственный маршрут по водному виду туризма.

  3. Выступить с докладом на 7 страниц.

Рекомендуемая литература 4,5,6,7,28.
Задание 6

  1. Подготовиться по теме «Особенности организации и проведения велосипедного туризма».

  2. Необходимое снаряжение велотуриста.

  3. Безопасность велотуриста.

Рекомендуемая литература 1,2,4,5,7.
Задание 7.

  1. Конспект «Туризм по природным объектам ВКО» по теме 9

  2. Сделать реферат;

  3. Защита рефератов по теме.

Рекомендуемая литература 3,4,5,11,27,28.
Задание 8.

Подготовиться устно «Экстремальный туризм»

Виды экстремального туризма;

Популярные места проведения экстремальных туров.

Рекомендуемая литература 1 - 10.
2.7 Тестовые задания для самоконтроля:


  1. 1.Самодеятельный туризм – это:

А) путешествие по маршруту, проложенному по пересеченной местности, с использованием активных способов передвижения

В) путешествие в малоизученный район с конкретно выбранной целью

С) сбор туристов в определенном месте на природе для выполнения предварительно намеченной программы

D) комплексное мероприятие по технике определенного туризма

E) походы и путешествия по маршрутам, разработанные самими туристами или рекомендованными туристскими клубами

2. Оптимальной считается туристская группа в количестве:

A) 10-12 человек

B) 5-7 человек

C) 15-20 человек

D) 2-5 человек

E) 20-30 человек

3. I и II категория сложности пешеходного вида маршрута:

A) 30 км, 3-4 дня, минимальный возраст участников – 11 лет; 50 км, 4-6 дней, минимальный возраст участников – 12 лет

B) 50 км, 3-4 дня, возраст участников от 11 лет; 80 км, 4-6 дней, возраст участников от 12 лет

C) 60 км, 6-8 дней, возраст участников от13 лет; 120 км, 6-8 дней, возраст участников от 14 лет

D) 25 км, 3-4 дня, возраст участников от 12 лет; 40 км, 4-6 дня, минимальный возраст участников от 13 лет

E) 10 км, 1-2 дня, возраст участников от 10 лет; 15 км, 3-4 дня, возраст участников от 12 лет

4. В число требований к руководителю группы следует отнести:

A) достаточный туристский опыт

B) знание основ психологии

E) знание основ педагогики

D) знание основ возрастной физиологии, способность оказать доврачебную медицинскую помощь

E) все ответы верны

5. Подготовка похода требует выполнения следующих этапов:

A) изучение трассы и ее особенностей

B) расчет продолжительности похода в днях

C) разработка мероприятий по безопасности

D) заготовка продуктов питания

E) все ответы верны

6. Перед походом 2 и 3 категории сложности и 1-2 категории за сколько дней до выхода группы следует направить сообщение контрольно-спасательной службе, в зоне действия которой проходит маршрут

A) за 29 дней

B) за 10 дней

C) за 5 дней

D) за 7 дней

E) за 15 дней

7. Для подростков старшего возраста рекомендуется продолжительность движения на активном маршруте:

A) не более 15-25 минут

B) не более 20-35 минут

C) не более 40-35 минут

D) более 1 часа

E) более 1,5 часа

8. Малые привалы длятся:

A) 20-25 минут

B) 10-15 минут

C) 30-35 минут

D) 5-10 минут

E) 40-45 минут

9. В первую половину дня рекомендуется преодолеть не менее:

A) 40% суточного перехода

B) 50% суточного перехода

C) 15% суточного перехода

D) 60% суточного перехода

E) 100% суточного перехода

10. Бивуак – это:

A) специальное снаряжение для горного туризма

B) один из видов активного туризма

C) название рекреационной зоны

D) туристский привал

E) вид самодеятельного походного туризма

11. Реки Восточного Казахстана «удобные» для водного туризма:

A) Сырдарья, Урал, Нижняя Тунгуска

B) Сунгари, Хуанхэ, Янцзы

C) Тургусун, Белая и Черная Уба

D) Волга, Лена, Енисей

E) Рейн, Сена, Дунай

12. К какому классу по классификации «опасности» можно отнести каяк:

A) I класс

B) II класс

C) III класс

D) IV класс

E) V класс

13. Бубель – это:

A) личное снаряжение в водном туризме

B) общественное снаряжение в водном туризме

C) название реки в Восточном Казахстане

D) одноместная лодка

E) спортивный катамаран

14. Раскройте значение команды «табань» в водном туризме

A) грести назад

B) грести вперед

C) команда предполагает следующее: всем, кто сидит, например, на правом борту рафта, открыть весла вниз по течению и подтягивать рафт к веслам

D) плыть к берегу

E) приготовиться к преодолению порога

15. Сплавы по горным рекам бывают:

A) оздоровительные и спортивные

B) учебно-тренировочные

C) научно-познавательными

D) приключенческие и экзотические

E) туристские и рабочие

16. Опасности в горах принято классифицировать по причинам их возникновения:

A) связанные с камнепадами

B) связанные с характерными условиями горного рельефа

C) зависящие от климатических особенностей горных районов

D) вызываемые неправильными действиями туристов во время путешествия и ошибками в его организации

E) все ответы верны

17. Пластовая лавина – это:

A) род мокрых, сырых лавин

B) снежные доски

C) лавина влажного снега

D) лавина сухого осевшего снега

E) лавина старого сухого снега (фирна)

18. Затраты энергии при прохождении горного маршрута на сложных участках доходят до:

A) 3200 калорий

B) 4000 калорий

C) 1200 калорий

D) 8000 калорий

E) 5200 калорий

19. Экстремальный вид туризма, вейкбординг, представляет собой:

A) один из видов дайвинга

B) спуск по горной реке на каноэ или специальных плотах

C) комбинация водных лыж, сноуборда, скейта и серфинга

D) спуск по снегу с горных склонов на специально оборудованной доске

E) прыжки с лыжей на выполнение различных фигур в свободном падении

20. Фристайл – это:

A) один из видов парашютизма

B) умение маневрировать на каяке

C) гребной слалом

D) сплав


E) купольная акробатика

Ключ правильных ответов


Номер вопроса

Правильный вариант

Номер вопроса

Правильный вариант

1

E

11

С

2

A

12

A

3

A

13

B

4

E

14

A

5

E

15

E

6

B

16

E

7

C

17

B

8

B

18

D

9

D

19

C

10

D

20

А

2.9 Экзаменационные вопросы по курсу:

1. Самодеятельный походный и спортивный туризм

2. Классификация походов и путешествий

3. Организация походного и спортивного туризма

4. Категории сложности походов

5. Требования к руководителю группы

6. Правильная техника и тактика и экономия сил

7. Разработка маршрута. Темп и ритм движения на маршруте. Скорость движения на маршруте

8. Водный туризм. Снаряжение и классификация некоторых судов

9. Техника и тактика сплава по горным рекам

10. Туристские и рабочие сплавы по горным рекам

11. Описание походов по рекам ВКО

12. Конный туризм. История конного туризма

13. Конные маршруты и походы, снаряжение туриста-конника, безопасность конного путешествия, виды конного туризма и его развитие

14. Велосипедный туризм

15. Снаряжение велотуров и безопасность велосипедистов

16. Горный туризм. История развития горного туризма

17. Погода и опасности в горах. Подготовка к горному походу

18.Питание на активном маршруте.

19. Личное и групповое снаряжение

20. Оказание первой медицинской помощи

21. Порядок движения и способы преодоления препятствий

22.Экстремальный туризм. Виды экстремального туризма

23.Популярные места развития экстремального туризма

24. Туризм по природным объектам ВКО



25. Маршруты Рудного Алтая.



страница 1

Смотрите также: