Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С. АМАНЖОЛОВА

Институт психологии и педагогики

Кафедра психологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине Общая психология_________________

( наименование дисциплины)


для специальностей 050301-«Юриспруденция»

(специальность, шифр )

Усть-Каменогорск, 2005

Составители :

старший преподаватель Байболов Э.Г.

старший преподаватель Тюлюпергенева Р.Ж.,

преподаватель Алимханова Ж.К.,

к.п.н. Хасенов С.С.

Кафедра психологии

УМК обсужден

на заседании кафедры психологии

Протокол №__

__________ 2005 г.

УМК одобрен на заседании Методического Совета Института педагогики и психологии.

Протокол № _от «__» ______200_г.


Учебно-методический комплекс по психологии для студентов специальностей 050301-«Юриспруденция», 050115 –«Основы права и экономики»

/ Сост. Байболов Э.Г ., Тюлюпергенева Р.Ж.., Алимханова Ж.К., Хасенов С.С.; Восточно-Казахстанский государственный университет имени С.Аманжолова. – Усть-Каменогорск: ВКГУ, 2005.


УМК предназначен для студентов юридических специальностей. Комплекс составлен в соответсвии с нормативными требованиями на основе типовой программы по общей психологии. Комплекс содержит основную информацию по современным проблемам психологии познавательных процессов, личности, эмоционально-волевой сферы, общения и т.д.


І. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

(Syllabus)



І. Общие сведения:

    1. Дисциплина - Общая психология

    2. Кафедра психологии

    3. Ст. преподаватели – Байболов Эрик Галимович,

Тюлюпергенева Раушан Жомартовна, преподаватель Алимханова Жибек Кадылхановна, к.п.н. Хасенов Саяхат Саттарович

    1. Контактная информация : р.т. – 28-67-69

    2. Место проведения занятий - учебный корпус ВКГУ № 5

1.6. Количество кредитов - 2

1.7 Выписка из учебного плана:



Курс

Семестр

Кредиты

Лекции

Сем., практ.

занятия


СРСП

СРС

Всего

Форма контроля

1

1

2

15

15

30

30

90

экзамен

1.8 Пререквизиты курса: навыки самостоятельной работы с учебной литературой, широкая информированность и эрудированность в области естественно- научных дисциплин, соответствующий интеллектуальный уровень развития.

1.9 Постреквезиты: навыки проведения научных теоретических исследований возможность использования полученных знаний и сформировавшихся навыков в дальнейшей учебной и педагогической деятельности.
2. Краткое описание курса

2.1 Цель курса - сформировать у студентов общие представления о психологии как комплексной науке о человеке.

2.2 Задачи курса:


  • обеспечение условий для усвоения студентами знаний психологических основ развития и формирования личности;

  • формирование у студентов умений анализировать психологические явления в различных сферах жизнедеятельности человека;

  • выработка навыков психологического самоанализа, самопознания и владеть простейшими приемами психической саморегуляции;

  • осознание закономерностей межличностных отношений в быту и организованном коллективе, овладение приемами эффективного общения.

2.3 Содержание курса

Дисциплина «Общая психология» предусмотрена Государственным стандартом высшего образования РК. Программа курса предназначена для студентов специальностей 050301-«Юриспруденция», 050115 –«Основы права и экономики» и включает в себя лекционные, семинарские занятия, предполагающие изучение основных закономерностей психических явлений и процессов, современных проблем психологии и формирование навыков самодиагностики.


3. График выполнения и сдачи заданий по дисциплине



Виды работ

Цель и содержание заданий

Рекомендуемая литература

Продолжительность выполнения

Баллы

Форма контроля

Сроки сдачи




Устная работа

Проверка остаточных знаний по изученному материалу

3,4,6, 7, 8, 10, 12, 16, 21

4-6 недели

10 баллов

Сдача коллоквиума

7 неделя




Письмен работа

Оценивание навыков работы с учебной и научной литера

турой


6, 7, 8, 10, 16, 18, 21

1-5 недели;
8-13

нед


ели

8 балл
5 баллов

1 кредит

(Защита реферата)



2 кредит

(Понятийный диктант)



6 неделя
14 неделя





Письмен работа

Оценка знаний по изученному курсу

6, 7, 8, 10, 16, 21,22

13-14

недели


10 баллов

Тестирование

15 неделя


3.6 Список литературы:

Основная:

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. –М.,1990.

  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.-М.,1995.

  3. Бодалев А.А. Психология личности.-М.,1988.

  4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком.-М.,1982.

  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6т.-М.,1983.

  6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.-М.,1996.

  7. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т.-М.,1992.

  8. Квинн В. Прикладная психология-СПб.,2001.

  9. Изард. К.Е. Эмоции человека-.М.,1999.С.117-338

  10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М.,1982.

  11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.-М.,1981.

  12. Немов Р.С. Психология. /В трех книгах.-М.,1994

  13. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.Н. Рогов.-М.,1995.

  14. Петровский А.В. Введение в психологию.-М.,1995.

  15. Практикум по обшей психологии/Под ред . А.Е. Щербакова-М.,1990.

  16. Психологический словарь.-2-е изд.-М.,1996.

  17. Психология личности. Тексты.-М.,1982.

  18. Психология от А до Я: Словарь персоналий.- М.,1997

  19. Психология. /Под общ. ред. В.Н. Дружинина.- СПб.: Питер, 2002.

  20. Словарь практического психолога. -Минск, 1997.

  21. Столяренко Л.Д. Основы психологии.-Ростов,1995.

  22. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. –М.,2001.

  23. Ждан А.Н. История психологии. – М., 2000.

  24. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним.- М., 1998.

Дополнительная:

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.-М.,1977.

  2. Белоус Б.С. Темперамент и деятельность:учебн.пособ.-Пятигорск,1990

  3. Айсмастас Б. Психология и педагогика.- М., 1996

  4. Андреева Г.М. Социальная психология.-М.,1989.

  5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов.-М.,1999.

  6. Аникеева Н.П. Психологичкский климат в коллективе.-М.,1989.

  7. Бороздина Л.В. Исследование уровня прситязаний.-М.,1986.

  8. Валлон А. Психическое развитие ребенка.-М.,1967.

  9. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций.-М., 1984.

  10. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология.-М.,1982.

  11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.,1991.

  12. Виденеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека.-М., 1989.

  13. Вилюнас В.К. психологические механизмы мотивации человека –М.,1990

  14. Гозман Л.Я Психология эмоциональных отношений.-М.,1987.

  15. Горбатенко А.С. Системная концепция психики и общей психологии.-Ростов,1994..

  16. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности.-М.,1989.

  17. Додонов Б.И. В мире эмоций. -Киев, 1987.

  18. История зарубежной психологии.30-60-е годы 20 века. Тексты.-М., 1986.

  19. Кан-калик В.А. Учителю о педагогическом общении. -М.,1987.

  20. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы.-М.,1990.

  21. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общие и возрастные особенности.-Минск, 1976.

  22. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании.-М.,1979.

  23. Лурия А.Р. Внимание и память. –М., 1975.

  24. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие.-1975.

  25. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию.-М.,1975.

  26. Рубинштеин С.Л. Основы общей психологии. -М., 1989. Т.1.-С.62-104

  27. Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М.1999

  28. Ярошевский М.Г. История психологии.-М.,1985.


3.7 Рейтинг- шкала

Форма контроля

Баллы

Текущий

40

Промежуточный

20

Итоговый

40

Всего

100

3.3 Шкала оценивания различных видов работ:

1. Лекция – 5 баллов: посещаемость -3 б, наличие конспектов 2 б.

2. Семинарское занятие – 15 баллов: посещаемость 5 б., участие

в семинаре 10 б,

3. СРС – 10 баллов: коллоквиум 5 б., коспектирование 2 б., реферирование 3 б.

4. СРСП – 5 баллов

6. Понятийный диктант – 5 баллов

ИТОГО – 40 баллов


4. Политика курса:

- Не опаздывать на занятия;

- отключать сотовый телефон на время занятий;

- Пропущенные занятия отрабатывать в определенное преподавателем время;

- При невыполнении и несвоевременной сдаче заданий итоговая оценка снижается;

- Каждые два опоздания на занятия и уходы до окончания занятий по любым причинам будут считаться как один пропущенный день занятий;

- Подготовка к каждому занятию обязательна;

- Быть терпимым, доброжелательным к сокурсникам и преподавателям;

- Списывание на контрольных и экзаменах строго запрещается;
2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.
2.1 Тематический план курса




Наименование темы

Лекции

Семинарские

СРСП

СРС

1

Введение в психологию

(предмет,задачи ).



Психика. Сознание

1

1

2

2

2

История развития психологических знаний

1

1

2

2

3

Методы исследования в психологии

1

1

2

2

4

Понятие деятельности

1

1

2

2

5

Ощущение и восприятие

1

1

2

2

6

Внимание

1

1

2

2

7

Понятие памяти

1

1

2

2

8

Воображение

1

1

2

2

9

Мышление и речь

1

1

2

2

10

Эмоции и чувства

1

1

2

2

11

Понятие воли, структура волевого акта

1

1

2

2

12

Психология личности

1

1

2

2

13

Психологическая характеристика темперамента

1

1

2

2

14

Сущность характера

1

1

2

2

15

Сущность способностей

1

1

2

2




ВСЕГО

15

15

30

30

Тезисы лекционных занятий составлены на основе учебно-методического пособия Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. М.,- 1998.



2.2 Тезисы лекционных занятий


  1. ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. Предмет, задачи и особенности психологии
Психология - это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Психика - это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений ре­ального мира.

Психика многообразна в своих формах и проявлениях. Психика чело­века - это его чувства, мысли, переживания, намерения, т. е. все то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.


Сознание человека - высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития, продукт труда. Кроме того, психология изучает такие явления, как бессознатель­ное, личность, деятельность и поведение.
Основной задачей психологии как науки является изучение объек­тивных закономерностей психических явлений и процессов как отра­жения объективной действительности. При этом психология ставит перед собой и ряд других задач:

  1. изучать качественные (структурные) особенности психических
    явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение;

  2. анализировать становление и развитие психических явлений и
    процессов в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей;

Основная литература: 6,7,11,12,13,14,16

Дополнительная литература: 25,49
Тема 2 История развития психологических знаний

1-й этап. Первые представления о психике носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности ви­дели причину развития явлений и движения. Аристотель распростра­нил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души.

Позже сложились две противоположные точки зрения на психи­ку - материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отли­чие от последней идеальна.



2-й этап. В XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Р. Декарт считал, что живот­ные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздей­ствия извне, а человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Д. Локк утверждал выдвинул принцип атомистического анализа сознания, соглас­но которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформиро­ваны через ассоциации более сложные образования. В XVIII в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики.

3-й этап. Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли разработка метода условных рефлек­сов в физиологии. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность декартовско-локковской концепции со­знания и заявил, что психология должна отказаться от изучения созна­ния и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно на­блюдению, т. е. на поведении человека.

4-й этап (современный). Для него характерно многообразие подхо­дов к сущности психики, превращение психологии в многоотрасле­вую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практи­ческой деятельности человека.

Основная литература: 9, 23, 52

Дополнительная литература: 14, 50, 51
Тема 3 Методы психологии
Наблюдение - метод, направленный на изучение психологических явлений в различных условиях без вмешатель­ства в их течение.

Эксперимент — метод, предполагающий активное вмешательство ис­следователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших ус­ловий для изучения конкретных психологических явлений.

Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим - когда изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующим — в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых.



Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявле­ние и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей.

Анализ результатов деятельности - метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам тру­да, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.

Опрос - метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя.

Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются; устным, когда вопросы ставятся устно; в форме интервью, при кото­ром устанавливается личный контакт с испытуемым.



Тестирование - метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.

Различают тестирование проективное, исследующее разнообразные проявления психики индивидов (обычно оно включает использование конститутивных, интерпретативных, катарсических, импрессивных, экспрессивных и аддитивных методик), и тестирование психокоррекционное (обычно предполагающее применение методик поведенческой и когнитивистской коррекции, психоанализа, гештальт- и телесно-ориентированной терапии, психодрамы, психосинтеза и трансперсональ­ного подхода).



Основная литература: 12, 13,14,15

Дополнительная литература: 28, 35,39
2 ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Мир психических явлений человека мно­гообразен. Первоначальная же картина окружающего мира складывает­ся у человека благодаря функционированию психических по­знавательных процессов. К ним относятся: ощущение, восприя­тие, представление, внимание, память, воображение, мышле­ние, речь.
Тема 5. Ощущения и восприятие

Ощущение - это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Органы чувств - это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.).

Физиологической основой ощущений является деятельность анализа­торов, которые состоят из: а) рецепторов, воспринимающих раздраже­ние нервных аппаратов, находящихся на периферии центральной не­рвной системы; б) проводящих, центростремительных (афферентных) нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры больших полушарий го­ловного мозга человека; в) центральных корковых отделов анализато­ров, где происходит "обработка" нервных сигналов, поступающих от рецепторов

Постоянная ориентировка человека в окружающей среде осуществ­ляется по физиологическому механизму "рефлекторного кольца", обес­печивающего постоянную обратную связь человека с окружающим его миром. Принцип обратной связи, открытый И. М. Сеченовым и раз­работанный затем в трудах И. П. Павлова, П. К. Анохина, позволяет понять начало и завершение процесса ощущения по закономерностям рефлекторной деятельности.



Основная литература: 12, 13, 14,15

Дополнительная литература: 48, 21
Восприятие

Восприятие - это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.

Восприятие - не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с при­сущими ей особенностями,



Преднамеренные восприятия характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Они связаны с известными во­левыми усилиями человека.

Непреднамеренные восприятия - это такие восприятия, при кото­рых предметы окружающей действительности воспринимаются без спе­циально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

Организованное восприятие (наблюдение) - это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система.

Неорганизованное восприятие - это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

Физиологические основы восприятия. Оно вызывается действующи­ми одновременно комплексными раздражителями, осуществляется од­новременной и согласованной деятельностью нескольких анализато­ров и протекает при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи.

По сравнению с ощущениями восприятие является высшей фор­мой аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно ос­мысленное восприятие. Анализ обеспечивает выделение объекта вос­приятия, на основе которого осуществляется синтез всех свойств объекта в целостный образ.



Основная литература: 12,13,14,15

Дополнительная литература: 19, 21,48

Тема 6 Внимание

Внимание - это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления.

Физиологические основы внимания. Внимание не имеет такого специального нервного центра, как зрительные, слуховые и другие ощущения и восприятия, а также движения, которые связаны с деятельностью опре­деленных участков коры больших полушарий головного мозга.

Физиологически внимание обусловлено работой тех же самых не­рвных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы. Внимание обеспечивается за счет явления доминанты, которое означает наличие в каж­дый данный момент в коре больших полушарий головного мозга учас­тка (очага) с повышенной нервной возбудимостью, господствующего (доминирующего) над остальными частями коры. В результате этого и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях



Свойства внимания. Концентрация внимания - это способность че­ловека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи.

Избирательность внимания - это сосредоточение на наиболее важ­ных предметах.

Распределение внимания - это возможность человека иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или же вы­полнять сложную деятельность, состоящую из множества одновремен­ных операций.

Объем внимания характеризуется количеством объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости.

Устойчивость внимания - это его способность задерживаться на восприятии данного объекта.

Отвлекаемость внимания чаще всего является следствием отсут­ствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности.

Основная литература : 6, 7, 12,13,

Дополнительная литература: 47,20,21
Тема 7. Понятие памяти
Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.

Различают следующие процессы памяти:



Запоминание - это запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения.

Сохранение — удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени.

Воспроизведение — это активизация закрепленного ранее содержа­ния психики.

Узнавание — это сопровождающее процессы памяти явление пси­хики, позволяющее им более эффективно функционировать.

Различают следующие виды памяти:



Наглядно-образная память — это память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т. д. образы.

Словесно-логическая память — это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации.

Двигательная память — это память на движения.

Эмоциональная память — это память на переживания.

Физиологической основой памяти являются следы бывших ранее нервных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий голов­ного мозга в результате пластичности нервной системы. Любой выз­ванный внешним раздражением нервный процесс, будь то возбужде­ние или торможение, не проходит для нервной ткани бесследно, а ос­тавляет в ней «след» в виде определенных функциональных измене­ний, которые облегчают течение соответствующих нервных процессов при их повторении, а также их повторное возникновение при отсут­ствии вызвавшего их раздражителя.

Физиологические процессы в коре головного мозга, имеющие мес­то при воспроизведении, по своему содержанию те же, что и при воспри­ятии: память требует работы тех же центральных нервных аппаратов, что и восприятие, вызванное непосредственным воздействием внеш­него раздражителя на органы чувств. Различие заключается лишь в том, что при восприятии центральные физиологические процессы непре­рывно поддерживаются раздражением рецепторов, а при памяти они представляют собой лишь «следы» бывших ранее нервных процессов.



Основная литература: 6,12,13,14, 21

Дополнительная литература: 47,20

Тема 8 Сущность воображения
Воображение - это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.

Воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на следующей основе:



  1.  вычленение из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства.

  2.  изменение величины, размеров объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшение ее по сравнению с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т. д.);

  3.  соединение в своем воображении вычлененных из разных объек­тов их частей или элементов и создание таким путем мысленного об­
    раза, представления нового, не существовавшего ранее в природе пред­мета

  4.  конструирование предмета в связи с его назначением;

  5.  мысленное усиление какого-либо свойства или качества, прида­ние этому свойству несоразмерно большего или особого значения в
    характеристике объекта;

  6.  перенос этого свойства на другие объекты ;

  7.  мысленное ослабление какого-либо свойства или качества предмета, в своей сильной степени приводящее к построению контрастно­
    го образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исход­
    ному;

  8.  создание нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов.

Физиологическую основу воображения составляют остаточные (сле­довые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концент­рации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реаль­ном процессе восприятия, сочетания образовавшихся в прошлом опы­те временных связей, составляющие базу образов воображения.

Основная литература: 12,13,14. 20,21

Дополнительная литература: 47
Тема 9. Мышление и речь
Мышление — это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Выделяют определенные операции мышления.



Анализ — это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Синтез — это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

Сравнение — это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявле­нии, таким образом, общности или различия между ними.

Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Обобщение — это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Конкретизация — это движение мысли от общего к частному.

Различают конкретные формы и способы мышления.



С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора головного мозга.

Для процесса мышления прежде всего имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анали­заторов. Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда детер­минируется внешними раздражениями, постольку образующиеся при од­новременном их возбуждении нервные связи отражают действительные зависимости между явлениями и предметами объективного мира.

Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи (ассоциации) и составляют физиологическую основу процесса мышления.

Основная литература:12,13,14,19 .

Дополнительная литература: 20,39,40, 47
Тема 8 Сущность воображения

Воображение - это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.

Воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на следующей основе:



  1.  вычленение из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства.

  2.  изменение величины, размеров объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшение ее по сравнению с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т. д.);

  3.  соединение в своем воображении вычлененных из разных объек­тов их частей или элементов и создание таким путем мысленного об­
    раза, представления нового, не существовавшего ранее в природе пред­мета

  4.  конструирование предмета в связи с его назначением;

  5.  мысленное усиление какого-либо свойства или качества, прида­ние этому свойству несоразмерно большего или особого значения в
    характеристике объекта;

  6.  перенос этого свойства на другие объекты ;

  7.  мысленное ослабление какого-либо свойства или качества предмета, в своей сильной степени приводящее к построению контрастно­
    го образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исход­
    ному;

  8.  создание нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов.

Физиологическую основу воображения составляют остаточные (сле­довые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концент­рации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реаль­ном процессе восприятия, сочетания образовавшихся в прошлом опы­те временных связей, составляющие базу образов воображения.

Основная литература: 12,13,14. 20,21

Дополнительная литература: 47
Тема 9. Мышление и речь
Мышление — это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Выделяют определенные операции мышления.



Анализ — это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Синтез — это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

Сравнение — это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявле­нии, таким образом, общности или различия между ними.

Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Обобщение — это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Конкретизация — это движение мысли от общего к частному.

Различают конкретные формы и способы мышления.



С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора головного мозга.

Для процесса мышления прежде всего имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анали­заторов. Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда детер­минируется внешними раздражениями, постольку образующиеся при од­новременном их возбуждении нервные связи отражают действительные зависимости между явлениями и предметами объективного мира.

Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи (ассоциации) и составляют физиологическую основу процесса мышления.

Основная литература:12,13,14,19 .

Дополнительная литература: 20,39,40, 47
Психологическая характеристика речи
Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.

В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом.

Речь имеет свои свойства: Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности. Понятность речи достигается синтаксически правильным по­строением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения. Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бедной. Воздейственность речи заключается в ее влиянии на мысли, чув­ства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Речь выполняет определенные функции:

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, бла­годаря речи человек может полнее передавать свои чувства, пережива­ния, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.

Функция воздействия заключается в способности человека посред­ством речи побуждать людей к действию.

Функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми по­средством слов, фраз.

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.



Основная литература: 12,13,14,15,

Дополнительная литература: 19,20, 21,
3. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ, ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ
Мир психических явлений включает не только познаватель­ные, но и эмоциональные и волевые процессы, которые делают его более насыщенным, более многообразным и более своеоб­разным.

Особую роль в то же время в функционировании психики, ее проявлении, развитии и совершенствовании играют психичес­кие состояния и психические образования, являющиеся совершенно иными психологическими феноменами, выполняя свои собствен­ные функции.



Тема 10. Эмоции и чувства
Чувства - это одна из форм отражения объективного мира в созна­нии человека, переживание им своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает.

Эмоции - это непосредственная форма выражения чувств.

Физиологические основы эмоций и чувств. Эмоции имеют рефлекторную природу и возникают под воздействием каких-либо раздражителей. Эмоции мо гут появиться также и в результате внутренних раздражении, возникающих в организме.

Раздражение рецепторов внешнего или внутреннего порядка пере­дается по центростремительным нервам в центральную нервную сис­тему в подкорковые и корковые отделы мозга. Оттуда по центробежным нервным проводникам нервные импульсы идут к различным органам тела. При эмоциях нервные процессы возбуждения или торможения распространяются на вегетативные центры, что вызывает многообразные изменения в жизнедеятельности организма.

Большую роль в активизации эмоциональных реакций играет ретикулярная формация ствола мозга. По данным многих исследовании, ретикулярная формация оказывает тонизирующее влияние на кору головного мозга, которое заключается в активизации или подавлении деятельности коры, регулирующей наше поведение.

В возникновении и протекании эмоций у человека большую роль играют механизмы второй сигнальной системы. Они приобретают зна­чение высшего коркового регулятора эмоциональных переживаний и их проявлений. Благодаря второй сигнальной системе изменяются характер и сложность эмоциональных переживаний, а также появляется возможность осознать свои эмоциональные состояния, передать эмо­циональный опыт и целенаправленно управлять своими эмоциями


Основная литература: 9, 12,13,14,

Дополнительная литература: 21,20, 19
Тема 11. Понятие воли, структура волевого акта
Воля - это способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей.

Воля человека проявляется в действиях (поступках), выполняемых с заранее поставленной целью.

Особенностями воли (волевых действий) являются:


  1.  Сознательная целеустремленность. Чтобы что-то выполнить, че­ловек должен сознательно поставить перед собой цель и мобилизовать себя на ее достижение.

  2.  Связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать себя ради
    этого человек может только в том случае, если он все хорошо обдумал и спланировал.

  3.  Связь с движениями. Для реализации своих целей человек всегда двигается, изменяет формы активности.

Физиологические основы воли. В теменной части коры больших полушарий расположена область, управляющая двигательной активнос­тью человека. Она связана со всеми участками коры, в том числе с корковыми концами всех анализаторов. Эта связь обеспечивает то, что возбуждение, возникшее в каком-либо участке коры, имеет возмож­ность достигнуть двигательной области и вызвать в ней аналогичный процесс. Информация из анализатора, пришедшая в двигательную об­ласть, служит своеобразным пусковым механизмом двигательной ре­акции. Связь двигательной области коры с другими участками мозга - предпосылка сознательных движений и действий человека.

Воля имеет условно-рефлекторную природу. На основе временной нервной связи складываются и закрепляются самые разнообразные ассоциации и их системы, что в свою очередь создает условия целенаправленности поведения. Мозг непрерывно получает сведения о том, как и что выполняется в каждый данный момент. Эти данные мысленно включаются в уже выработанную программу действия. Если дей­ствия согласуются с заранее намеченной программой, то никаких из­менений в течение действия не вносится. Если же поступают сведе­ния, не соответствующие созданной в коре мозга программе, то изме­няется либо практическая деятельность, либо предварительная про­грамма. В основе этого процесса лежит деятельность функциональных систем психики и акцептора действия.



Основная литература: 12,13,14, 51

Дополнительная литература: 20, 33, 37, 40,
Тема 12. Психология личности
Личность — это индивид, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественно полезную дея­тельность и отличающийся своими, присущими только ему индивиду­ально- и социально-психологическими особенностями (В.Г. Крысько , 1998)

В личности выделяется прежде всего ее общественная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий об­лик, т. е. создает человека природа, а формирует его общество.

Сущностная характеристика личности и се основные особенности определяются:

1. Содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью.

Мировоззрение человека — это сложившаяся у него система убеж­дений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отноше­ния, которые стали его внутренним достоянием и отложились в созна­нии в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.

Психологическая сущность мировоззрения личности проявляется в специфическом влиянии ее индивидуально- и социально-психологи­ческих качеств на поведение, действия и поступки.

2. Степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием
или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества.

3. Степенью осознанности человеком своего места в обществе.


Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разного рода обстоятельств найти своего места в обществе, что не позволяет его мировоззрению окончательно оформиться и эффективно проявляться.

4. Содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью.

5. Спецификой соотношения и проявления различных личностных
качеств.

Основная литература: 6, 20., 12,13, 13, 14,

Дополнительная литература: 1,2, 3, 21, 22,
Тема 13. Психологическая характеристика темперамента
Темперамент - это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов.

Темперамент отражает динамические характеристики деятельности и поведения человека, что выражается не столько в их конечном ре­зультате, сколько в их течении.

И. П. Павлов считал, что темперамент — это генотип, т. е. прирож­денная, природная особенность нервной системы.

Высшая нервная деятельность характеризуется различным соотно­шением двух основных процессов - возбуждения и торможения.



Возбуждение - это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга.

Торможение - это затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга.

Нервные процессы возбуждения и торможения характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью.



Сила нервных процессов характеризует нервную систему человека с точки зрения способности выдерживать влияние раздражителей внеш­ней среды.

Уравновешенность нервных процессов указывает на особенности соотношения процессов возбуждения и торможения у человека.

Подвижность нервных процессов показывает способность возбуж­дения и торможения быстро сменяться один другим.

Различные сочетания этих показателей присуши различным типам ВНД человека.

И. П. Павлов выделял четыре ярко выраженных типа ВНД и в соот­ветствии с этим четыре вида темперамента.


  1.  Сильный. У человека, которому он свойствен, процессы возбуждения и торможения сильные. Между ними существует равновесие.
    Этому типу ВНД соответствует сангвинический темперамент.

  2.  Безудержный. Возбуждение и торможение очень сильные и подвижные. Однако эти процессы не уравновешены. Этому типу ВНД со­ответствует холерический темперамент.

  3.  Инертный. Процессы возбуждения и торможения сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Этому типу ВНД соответствует флегматический темперамент.

  4. Слабый. Процессы возбуждения и торможения протекают слабо.
    Они малоподвижны, не уравновешены. Этот тип ВНД соответствует
    меланхолическому темпераменту.




Типы высшей

нервной деятельности


Характеристика нервных процессов возбуждения и торможения


по силе

по уравновешен­ности

по подвижно­сти

Сильный

Сильный

Уравнове­шенный

Подвиж­ный

Безудержный

Сильный

Неуравнове­шенный

Подвиж­ный

Инертный

Сильный

Уравнове­шенный

Малопод­вижный

Слабый

Слабый

Неуравнове­шенный

Малопод­вижный


Основная литература: 8, 7, 12, 13, 14, 15,

Дополнительная литература: 21, 20, 26,
Тема 14. Сущность характера
Характер - это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе.

Характер представляет собой совокупность сравнительно устойчи­вых и постоянно проявляющихся черт и качеств личности, которые обусловливают особенности его индивидуального и социального поведения и взаимодействия с другими людьми.

Знать характер человека - значит знать те существенные его чер­ты, которые с определенной логикой и внутренней последовательностью проявляются в поступках человека.

Несмотря на то что характер складывается из множества различных черт, он не является их механической суммой. Различные черты, вхо­дящие в характер, связаны друг с другом и создают целостную его струк­туру, которую можно рассмотреть в общепсихологическом, типологи­ческом аспектах, а также в аспекте индивидуальных особенностей.

В структуру характера входят такие взаимосвязанные существенные компоненты, которые являются общими для всех людей.

Структура и содержание характера каждого человека определяются:

а) динамикой воли

б) спецификой проявления эмоций человека и эмоционального фона


в) интеллектуальными особенностями человека;

г) взаимосвязью всех этих компонентов .

Характер тесно взаимосвязан с направленностью личности, что проявляется в активном избирательном отношении личности к требова­ниям реального мира и, таким образом, оказывает влияние на деятель­ность человека.

Характер формируется под влиянием общественных условий в ре­зультате деятельности личности. В то же время характер является про­явлением целостной личности, поэтому необходимо представлять и ее индивидуальное развитие на протяжении всего жизненного пути.



Основная литература: 6, 12, 13, 14,

Дополнительная литература: 20, 21, 51
Тема 15. Сущность способностей
Способности - это психическое свойство личности, отражающее проявления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности.

Способности бывают специальные и общие.



Специальные (профессиональные) способности - это возможности к развитию отдельных психических процессов и качеств личности для какого-то конкретного вида деятельности. Например, возможность раз­вития педагогической внимательности является необходимой специ­альной способностью учителя.

Общие способности - это благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которые одинаково важны для мно­гих видов деятельности.

Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет одаренность.

Высокая степень одаренности, реализованная человеком в опреде­ленной области, называется талантом, который выражается в чрезвычайно высоком уровне качеств и в своеобразии проявлений индивидуальных особенностей личности.

Высокая степень одаренности, выражающаяся в результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности, называется гениальностью.

Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение.

У каждого человека присутствуют определенные пред­посылки его способностей - задатки - врож­денные анатомо-физиологические особенности организма, которые об­легчают развитие способностей. Задатки многозначны. На основе одного задатка могут форми­роваться самые различные способности. Последние определяются ок­ружающей средой, характером тех требований, которые предъявляются к деятельности, избранной человеком.



Основная литература: 6, 12, 13, 14

Дополнительная литература: 20, 21, 36, 51,
Тема 4. Психологическая характеристика деятельности
Деятельностью называется совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее общественный характер, целенаправленность, плановость, длительность. Различают три вида деятельности: игру, учение, труд.



Игра - вид деятельности в условных ситуациях, направленной на усвоение общественного опыта. Учение - это процесс систематического овладения знаниями, на­выками и умениями, необходимыми для выполнения трудовой дея­тельности. Труд - это деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей. Деятельность имеет свои особенности.

Общественный характер человеческой деятельности. Какие бы виды деятельности мы ни рассматривали, все они по своему содержанию и способам выполнения - продукт общественно-исторического разви­тия человека. Занимаясь данным видом деятельности, человек выпол­няет такие действия, которые были открыты и усовершенствованы всем обществом в процессе его исторического развития, в условиях обще­ственного труда. Это имеет прямое отношение и к различным видам спортивной деятельности.

Целенаправленность деятельности. Деятельность человека в отли­чие от инстинктов животных является сознательной. В своей деятель­ности люди всегда руководствуются сознательно поставленными целя­ми, которые достигаются ими с помощью сознательно организуемых средств или способов действия. Любая деятельность состоит из отдель­ных действий, объединенных единством цели, к которой стремится человек в данной деятельности, и направленных на достижение ре­зультатов, соответствующих этой цели.

Плановость деятельности. Деятельность - это не просто сумма отдельных действий или движений. В любом ее виде действия, составля­ющие ее, представляют собой определенную систему, являются взаимосвязанными, располагаются в известном порядке, строятся по определенному плану.

Систематичность деятельности. Когда мы говорим о деятельнос­ти того или другого человека, то всегда имеем в виду ее длительный, повседневный, систематический характер. Именно этой особенностью отличается трудовая деятельность. Отдельные движения и даже дей­ствия еще не составляют деятельности.

Основная литература :10, 12, 13, 14,

Дополнительная литература: 19, 20, 21, 27,37, 40.
2.3 Планы семинарских занятий
1 семинар. Введение в психологию.

  1. Понятие психологии, ее предмет и задачи.

  2. Основные отрасли психологии

  3. Понятие психики, развитие психики у человека

  4. Природа человеческого сознания.

Основная литература: 5, 6, 7, 8, 14

Дополнительная литература: 43,44,


2 семинар. История развития психологических знаний.

  1. Развитие психологических знаний в рамках учений о душе,

сознании.

  1. развитие психологии как науки о сознании в период до формирования экспериментальной психологии

  2. Развитие экспериментальной психологии. Зарубежная психология периода открытого кризиса .

  3. Современное состояние и тенденции развития психологических знаний.

Основная литература: 7, 21, 23

Дополнительная литература: 36,40,41




3 семинар. Методы исследования в психологии.

  1. Проблема метода исследования в психологии.

  2. Наблюдение и его разновидности.

  3. Психологические тесты.

  4. Типы и виды опроса.

  5. Экспериментальный метод в психологии.

Основная литература: 3,4, 7, 8, 12,

Дополнительная литература: 42,43


4 семинар. Понятие деятельности.

  1. понятие и строение человеческой деятельности.

  2. Виды деятельности (общение, игра, учение, труд).

  3. Развитие человеческой деятельности.

  4. Деятельность и психические процессы.

  5. Умения, навыки, привычки.

Основная литература: 6, 7, 8, 10, 16, 21

Дополнительная литература: 45,46,47,


5 семинар. Ощущение и восприятие.

  1. Понятие об ощущениях.

  2. Виды и свойства ощущений.

  3. Восприятие, его виды.

  4. Свойства восприятия.

  5. Законы восприятия.

Основная литература: 6, 7, 8, 10, 16, 21

Дополнительная литература: 48,49



6 семинар. Понятие внимания.

  1. Определение внимания.

  2. Виды внимания

  3. Свойства внимания.

  4. Функции внимания.

  5. Развитие внимания.

Основная литература: 6, 7, 8, 10, 16, 21

Дополнительная литература:48,49,




7 семинар. Понятие памяти.

  1. Определение, общее представление о памяти.

  2. Классификация видов памяти.

  3. Индивидуальные различия памяти у людей.

  4. развитие памяти в онотгенезе.

Основная литература: 6, 7, 8, 10, 16, 21

Дополнительная литература: 30,31,32,34,40,45


8 семинар. Воображение.

  1. Понятие воображения.

  2. Виды воображения.

  3. Развитие воображения и его функции.

  4. Творческое воображение и личнсть.

Основная литература: 6, 7, 8, 10, 16, 21

Дополнительная литература: 36,40,41


9 семинар. Мышление и речь.

  1. Понятие и физиологические основы мышления.

  2. Виды мышления, формы и способы мышления.

  3. Речь, ее функции и виды.

  4. Соотношение мышления и речи.

Основная литература: 6, 7, 8, 10, 16, 21

Дополнительная литература: 36,40,41


10 семинар. Эмоции и чувства.

  1. Общая характеристика эмоций.

  2. Физиологические основы эмоций и чувств.

  3. Развитие эмоций и их значение в жизни человека.

  4. Виды эмоций и чувств.

Основная литература: 6, 7, 8, 10, 16, 21

Дополнительная литература: 36,40,41


11 семинар. Понятие воли. Структура волевого акта.

  1. Понятие о воле.

  2. Развитие воли у человека.

  3. Волевая регуляция поведения.

  4. структура волевого действия.

Основная литература: 6, 7, 8, 10, 16, 21

Дополнительная литература: 36,40,41


12 семинар. Психология личности.

  1. Общее понятие о личности.

  2. Формирование и развитие личности.

  3. Взаимосвязь личности и группы.

  4. Взаимосвязь социального и биологического в личности.

Основная литература: 6, 7, 8, 10, 16, 21

Дополнительная литература: 30,31,32,34,40,45


13 семинар. Психологическая характеристика темперамента.

  1. Понятие о темпераменте.

  2. Физиологические основы темперамента.

  3. Психологические характеристики типов темперамента.

  4. Темперамент и личность.

Основная литература: 6, 7, 8, 10, 16, 21

Дополнительная литература: 36,40,41



14 семинар. Характер.

  1. Определение характера.

  2. Формирование характера.

  3. Типы характеров.

  4. Личность и характер человека.

Основная литература: 6, 7, 8, 10, 16, 21

Дополнительная литература: 36,40,41


15 семинар. Способности.

  1. Понятие о способностях.

  2. Природа человеческих способностей.

  3. Уровни развития способностей и индивидуальные различия.

  4. Развитие способностей.

Основная литература: 6, 7, 8, 10, 16, 21

Дополнительная литература: 36,40,41


Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям:

  • при подготовке к семинарским занятиям необходимо использовать несколько литературных источников по данной теме;

  • устный ответ на семинарском занятии предполагает обязательное знание терминологии по изучаемой теме;

  • конспектирование литературных источников по теме семинара обязательно;

  • если студент не успел ответить по теме семинара в устной форме, он имеет возможность предоставить преподавателю на проверку конспект ответа на семинаре;

  • использование ксерокопий литературных источников при ответе на семинаре строго запрещено.



2.4 Планы лабораторных занятий учебной программой

не предусмотрены

2.5 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя.




  1. Введение в психологию

    1. Фундаментальные и прикладные отрасли психологии.

    2. Общие и специальные отрасли психологии.

    3. Игра “Кто Я?”

    4. Методика “ знаете ли вы себя?”

  1. История развития психологических знаний.

    1. Психология как наука о поведении.

    2. Психология как наука о сознании.

    3. Психология как наука о душе.

3.Методы исследования в психологии



  1. Виды психологических тестов.

  2. Моделирование в психологии.

  3. Методика “ Рисунок не существующего животного”.

4.Понятие деятельности.

  1. Понятие умения и навыков.

  2. Привычки и их роль в осуществлении деятельности.

  3. Мотивация деятельности.

  4. Проверка СРС (обзор научной литературы).

5. Ощущения и восприятие.

  1. Роль и виды ощущений у человека.

  2. основные параметры ощущений.

  3. восприятие и мышление.

. 6. Внимание.

  1. Низшие и высшие формы внимания.

  2. Психологические теории внимания.

  3. Защита реферата.

7.Память

  1. Сравнительный анализ основных механизмов памяти по ее психологическим теориям

  2. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека.

  3. Сдача коллоквиума.

8. Воображение.

  1. “Техники ”воображения.

  2. Воображение и проективные личностные тесты.

  3. Типы творческого мышления.

9. Мышление и речь

  1. Мышление, эмоции и мотивация.

  2. Понятие, тесты и коэффициент интеллекта

  3. Развитие мышления.

10.Эмоции и чувства.

  1. Эмоции и поведение.

  2. Эмоции и экспрессия

11. Понятие воли.



  1. Становление волевых качеств личности.

  2. Игры детей и их значение в развитии воли.

  3. Теоретический анализ волевого действия.

12. Понятие личности.

  1. Этапы развития личнтси по етории Э. Эриксона.

  2. Проблема устойчивости личности.

  3. Условия и факторы нормального и аномального развития личности.

13.Ппсихологическая характеристика темперамента.

  1. Темперамент и способности.

  2. Методика “определение свойств теперамента”.

  3. Индивидуальный стиль деятельности.

14. Характер.

  1. Место храктера в общей структуре деятельности.

  2. Сопоставительный анализ различных типов характеров.

  3. Методика “Акцентуации характера”.

  4. Проведение понятийного диктанта.

15. Способности.

  1. Задатки и развитие социальныхспособностей.

  2. Особенности высших человеческих способностей.

  3. Условия ускоренного развития человеческих способностей.

  4. Тестирование.

Методические рекомендации к выполнению СРСП.



  • данный вид работы осуществляется в виде практического занятия;

  • при выполнении заданий оцениваются активность и творческий подход;

  • предложенные тесты и игры предназначены для отработки навыков самопознания, общения, решения сложных жизненных ситуаций;

  • результаты проведения методик будут доступны только преподавателю, и не будут разглашаться вне занятий.

Формы проведения: круглый стол, беседа дебаты

Рекомендуемая литература.

Основная: 6, 7, 8, 10, 16, 21

Дополнительная: 30, 31, 32, 34, 40, 45



2.6 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов

І. Обзор научной литературы по темам № 1, 2, 7, 11,

12, 14


страница 1 страница 2

Смотрите также: