страница 1 страница 2 страница 3
Обязательная литература:[2,3,13,17]
Дополнительная литература:[22,23]
Тема 11 "СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ"
Вопросы:
1. Понятие группа. Виды социальных групп.
2. Причины формирования социальных групп.
3. Структура социальной группы.
4. Особенности развития личности в группе.
Социальная группа как общность людей, объединенных едиными целями, потребностями, совместной деятельностью и составляющих элемент структуры общества.
Причины формирования социальных групп. Лидер, сублидер, исполнители и аутсайдеры как структурные компоненты социальной группы.
Положительное и отрицательное влияние группы на формирование и развитие личности. Индивидуальность и деиндивидуализация. Конформизм.
Особенности восприятия и понимания людьми друг друга. Имплицитная теория личности. "Эффект первичности", "эффект новизны" как факторы, обуславливающие восприятие другого человека.
Типичные формы восприятия и понимания человека человеком. Психологический климат в группе. Влияние установки. Причины конфликтного взаимодействия в группе. Виды конфликтов.
Обязательная литература:[2.3.4.22]
Дополнительная литература:[32.33]
Тема 12 "ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ"
Вопросы:
1. Общение как социальная связь.
2. Виды и средства общения.
3. Функции общения.
Общение как способ объединения индивидов и как способ их развития. Прямое и косвенное, непосредственное и опосредованное, вербальное и невербальное общение. Особенности межличностного и массового общения.
Функции общения: прагматическая, формирующая, функция подтверждения, функция организации и поддержки межличностных отношений, внутриличностнапя функция общения.
Типы межличностного общения. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная функции общения.
Речь как основное средство человеческого общения. Внешняя, внутренняя, письменная и устная речь. Связь между языком и речью.
Теория научения, когнитивная теория формирования речи. Речь как инструмент мышления. Свойства речи: выразительность, воздейственность, понятность и содержательность.
Обязательная литература:[2.3.8]
Дополнительная литература:22.23.32]
Тема 13 "МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГРУППЕ"
Вопросы:
1. Виды отношений в группе.
2. Развитие личности в системе межличностных отношений.
3. Типы и формы социальных объединений.
Нравственные нормы и ценности как социально-психологическая основа отношений в группе. Виды ценностей и норм. Регулятивная функция норм отношений. Групповая норма. Управление группой.
Авторитарный, демократический и либеральный стиль лидерства. Официальные и неофициальные отношения, отношения руководства и подчинения, деловые и личные, рациональные и эмоциональные.
Особенности поведения личности в группе. Модели отношений в малой группе. Социометрия как статистическая картина внутригрупповых отношений.
Особенности повышения эффективности групповой деятельности. Коллективно-кооперативная, индивидуальная и скоординированная формы организации деятельности группы. Особенности групповых дискуссий. Этапы организации групповой дискуссии.
Обязательная литература:[2.3.32]
Дополнительная литература:[30.33]
-
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ (СРСП)
Семинарское занятие 1 "История становления психологии. Предмет психологической науки"
Вопросы:
1. Обсуждение историографии психологии (работа в группах).
2. Обсуждение особенностей кризиса в психологии в начале ХХ века (работа в группах).
3. Обсуждение научных школ и направлений в психологии (индивидуальное выступление).
Задания: составление блок-схемы «Психология в структуре современных наук», заполнение таблицы «Развитие психологии как самостоятельной науки».
Литература: [4.c.4-76; 22.c.529-577; 2.гл.24; 20.c.11-66; 16.c.54-60. 82-89].
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям.
Подготовка к семинарскому занятию предполагает обязательное знакомство с литературными источниками, рекомендованными к теме, освоение основных категорий и понятий и осмысление полученной информации через призму жизненного и профессионального опыта студентов. При подготовке к данному занятию студентам необходимо составить рассказ о прошлых событиях, отражающих совокупность исследований, объектом которых является история психологии. В Х1Х веке имелись лишь разрозненные труды в этой области. В ХХ веке она складывается в особое направление, наиболее функционально представленное за рубежом в трудах Э.Боринга, Дж.Флюгеля, Л.Понграца и других.
В начале ХХ века в психологической науке возникают множество школ и направлений, предлагающие свой предмет изучения. Многие из них противопоставляют друг другу различные концепции и выводы. Все это привело к кризису в психологии. Необходимо охарактеризовать основные причины данного кризиса.
Для подготовки третьего вопроса семинара необходимо отметить недостатки и достоинства бихевиорального направления в психологии. Охарактеризовать понятие "гештальт". Охарактеризовать общую структуру психики человека, представленную в психоанализе. Отметить в чем состоит своеобразие когнитивной психологии. Отметить к каким сторонам душевной жизни человека обращается гуманистическая психология.
Семинарское занятие 2 "Историческое развитие психики и сознания"
Вопросы:
1. Обсуждение особенностей развития психики человека и животных (групповая форма работы).
2. Обсуждение стадий и уровней психического развития (индивидуальное выступление).
3. Обсуждение условий возникновения человеческого сознания (индивидуальное выступление).
Задание: сделать блок-конспект по разделу «Эволюция психики животных в онтогенезе» [36, с.172-284].
Литература:[22.с.16-42; 17; 34.с.62-68; 35.с.83-93].
Методические рекомендации по подготовке к семинарскому занятию.
При подготовке к семинарскому занятию необходимо рассмотреть структурные компоненты психики (сознание, подсознание и психомоторику). Рассмотреть строение, функционирование и свойства нервной системы человека. Выделить основные функции психики. Рассмотреть особенности психической деятельности животных. Ознакомиться с концепцией Леонтьева-Фабри "О стадиях и уровнях развития психики и поведения животных ".
Рассмотреть предпосылки и условия развития сознания человека: совместную продуктивную деятельность, опосредованную речью; создание орудий труда и совместного продукта, а также творческий характер человеческой деятельности. Отметить также значение рефлексивного сознания в жизни человека.
Семинарское занятие 3 "Сенсорная организация человека"
Вопросы:
1. Классификация ощущений и восприятия (групповая форма работы).
2. Определение общих психофизиологических закономерностей ощущений и восприятия.
3. Определение особенностей отдельных видов ощущений.
Задание: составить схему наблюдения за проявлением особенностей ощущений и восприятия.
Литература:[2;4.с.30-72;22.с.71-142; 23.с.175-180].
Методические рекомендации по подготовке к семинарскому занятию.
При подготовке к семинарскому занятию необходимо рассмотреть физиологическую основу ощущений, строение анализатора и роль каждого отдела в реализации ощущений. Отметить качественные характеристики ощущений. Рассмотреть понятия абсолютной и разносторонней чувствительности, абсолютного и разностного порога ощущений. Отметить особенность органических, статических и кинестетических ощущений. Их роль в жизни человека.
Рассмотреть кожные, обонятельные и вкусовые ощущения. Механизмы их возникновения. Особенности зрительных и слуховых ощущений.
Рассмотреть физиологические основы восприятия. Сходство и отличие ощущений и восприятия. Индивидуальные отличия в восприятии.
Семинарское занятие 4 "Память и мышление".
Вопросы:
1. Определение сущности представлений.
2. Определение видов и процессов памяти.
3. Определение логических операций и теорий мышления.
Задание: составить блок-конспект на тему «Индивидуально-психологические особенности развития памяти».
Литература:[22.с.142-208; 2;3;4; 37.с.13-77]
Методические рекомендации по подготовке к семинарскому занятию.
При подготовке необходимо рассмотреть представления как образы предметов, сцен и событий, возникающих на основе их припоминания. Отметить, что в отличие от восприятия представления носят обобщенный характер. Рассмотреть сигнальную, регулирующую, надстроечную функции представлений. Его физиологическую основу.
Отметить запоминание, сохранение, воспроизведение и узнавание как процессы памяти. Виды памяти, ее физиологическую основу и особенности.
Отметить общественно-историческую природу мышления. Основные функции мышления - познание сущности вещей и явлений, для их дальнейшего использования на практике. Допонятийную и понятийную стадии становления мышления.
Рассмотреть проблему мышления в ассоциативной эмпирической психологии, бихевиоризме, операциональной теории Ж.Пиаже, информационно-кибернетической теории и работах советских психологов.
Семинарское занятие 5 "Психология личности»
Вопросы:
1. Определение особенностей типологии личности и личностного роста.
2. Определение понятия человеческой индивидуальности.
3. Определение понятия "субъект", его психологической организации (групповая форма работы).
Задание: написание эссе на тему «Личность – это …»
Литература:[8;19;25;30;21 с.197-274].
Методические рекомендации по подготовке к семинарскому занятию.
При подготовке к занятию необходимо рассмотреть сущностную характеристику личности и ее основные особенности. Понятие человека как природного, социального и индивидуального существа. Рассмотреть общие представления об индивидуальных свойствах личности (Б.Г.Ананьев). Индивидуально-типические свойства человека. Понятие субъекта и его психологическую организацию.
Рассмотреть представление о личности как субъекте социальных отношений. Понятие жизненного пути личности. Характер как индивидуальный способ бытия личности. Личностные способности.
Семинарское занятие 6 " Обусловленность развития способностей и мотивов личности»
Вопросы:
1. Определение способностей как деятельностного выражения субъективности.
2. Определение основных проблем и понятий психологии мотивации.
3. Определение мотивации отдельных видов деятельности (групповая форма работы).
Задание: составление блока-схемы по основным понятиям психологии мотивации
Литература:[30 с.22-54; 22 с.340-352; 23 с.281-286, с.152-155]
Методические рекомендации по подготовке к семинарскому занятию.
При подготовке к семинарскому занятию студентам необходимо рассматривать способности как деятельностное выражение субъективности человека. Отметить природу человеческих способностей. Рассмотреть биологическую обусловленность способностей в концепциях Ф.Гальтона и Ф.Спирмена.
Рассмотреть проблему способностей в концепциях А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова.
Дать определение основным понятиям психологии мотивации: мотивы, мотивация, мотивировка, личностные диспозиции и ситуационные факторы. Рассмотреть потребность как универсальное свойство живых систем и основу процесса мотивации. Представить особенности мотивации поведения человека. Отметить влияние мотивации на продуктивность и качество деятельности. Отметить особенности отношения студентов к учению и учебным предметам.
Семинарское занятие 7 " Эмоции и воля"
Вопросы:
1. Воля как побудительный детерминант поведения личности.
2. Общая характеристика эмоциональных процессов.
3. Чувства как высшая форма эмоций человека.
Задание: составление схемы «Психологические особенности волевого акта человека».
Литература:[22 с.215-273; 23 с.232-238; с.260-269]
Методические рекомендации по подготовке к семинарскому занятию.
При подготовке к семинарскому занятию необходимо отметить биологическую значимость эмоций, а также специфику психического отражения в эмоциях. Осуществить сравнительный анализ классификации эмоций.
Рассмотреть представления об эмоциях в работах Б.Спинозы, В.Вундта, Л.С.Выгосткого, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева и др.
Определить понятие воли, волевого действия, волевого усилия. Отметить особенности произвольности поведения и деятельности человека. Отметить волю как особую форму психической регуляции, как механизм преодоления внешних и внутренних препятствий и трудностей.
Семинарское занятие 8 "Деятельность»
Вопросы:
1. Общее понятие о деятельности.
2. Человек как субъект деятельности.
3. Виды и категории деятельности (групповая форма работы).
Задание: составить таблицу «Особенности деятельности человека и животных». Подобрать пример практической деятельности, в которой восприятие, память, воображение и мышление присутствуют как неотъемлемые компоненты.
Литература:[40; 17 с.4-36; 2; 23 с.93-101]
Методические рекомендации по подготовке к семинарскому занятию.
При подготовке к семинарскому занятию необходимо получить общее представление о деятельности. Рассмотреть особенности деятельности человека и животных. Рассмотреть деятельность как объяснительный принцип психологии.
Представить категории деятельности. Рассмотреть соотношение понятий "деятельность" и "активность". Особенности возникновения предметной деятельности. Отличие деятельности от поведения. Мотивация и деятельность.
Внешние и внутренние компоненты деятельности. Аспекты прогрессивного преобразования деятельности.
Рассмотреть восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.
Понятие умения и навыка. Их место в структуре деятельности. Привычки и их роль в осуществлении деятельности
Семинарское занятие 9 "Закономерности общения"
Вопросы:
1. Общение как обмен информацией (групповая форма работы) .
2. Общение как взаимодействие.
3. Общение как восприятие людьми друг друга.
Задание: Заполнить таблицу «Мой стиль общения»
Партнер(ы) по общению
|
Содержание общения
|
Мои новые ощущения
|
Конкретные выводы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В данной таблице отражается какой-то один из периодов жизни (день, неделя, месяц).
Литература:[41 с.12-86; 33 с.34-88; 22 с. 427-433; 23 с.117-124].
Методические рекомендации по подготовке к семинарскому занятию.
При подготовке к семинарскому занятию необходимо определить особенности эффективности любой коммуникации. Рассмотреть стратегии и техники общения.
Особенности коммуникативных ориентаций и их влияние на тип общения. Правила эффективного общения.
Рассмотреть совместную деятельность как условие общения людей. Общение и социальные отношения личности. Социально-психологические механизмы общения. Общение как процесс психического регулирования социальной жизни личности.
2.4 ПЛАНЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
(СРСП)
Лабораторное занятие 1 "Сенсорная организация человека"
Задания:
1. Изучение особенностей восприятия формы при пассивном и активном осязании.
2. Исследование переключаемости внимания (с помощью таблиц Шульте).
Литература: [24 с. 53-57, с. 136-138].
Методические рекомендации к выполнению лабораторной работы.
Данное задание преследует две цели: во-первых, проследить и объективно зафиксировать процесс формирования осязательного образа при пассивном и активном осязании тест-объекта одной рукой и, во-вторых, выявить особенности видов движения в процессе осязания. Предусматривается проведение четырех опытов. В каждом из них в качестве стимулов предъявляются по три фигуры, отличающиеся друг от друга по степени сложности. Кроме этих четырех опытов проводится пятый опыт, позволяющий получить сведения о качественных особенностях взаимодействия обоих рук в процессе формирования осязательного образа.
Для проведения работы подготавливается набор плоских геометрических фигур, изготовленных из жесткого картона или фанеры. Фигуры отличаются друг от друга длиной углов, из величиной, размером и т.д.
Работа выполняется по инструкции преподавателя.
Выполнение этого задания позволяет экспериментально исследовать особенности переключения внимания инспытуемого. Для работы готовятся бланки с таблицей Шульте, на которой изображены 25 черных чисел (от 1 до 25) и 24 красных числа (от 1 до 24). Числа разбросаны по таблице таким образом, что порядковые числа оказываются удаленными друг от друга на максимальное расстояние. Каждое число имеет свой символ - букву латинского или русского алфавита, написанную рядом с числом. Задание выполняется по инструкции преподавателя.
Лабораторное занятие 2 "Память и мышление"
Задания:
1. Исследование динамики процесса заучивания.
2. Исследование индивидуально-психологических особенностей мышления.
Литература:[24 с.106-108,165-172].
Методические рекомендации к выполнению лабораторной работы.
Выполнение данного задания позволяет исследовать особенности динамики процесса заучивания того или иного материала.
Цель занятия: изучение динамики и позиционной зависимости продуктивности запоминания.
Для выполнения задания готовится ряд из 12 слов не связанных между собой и состоящих из 4-6 букв. В работе используется метод заучивания. Задание выполняется по инструкции преподавателя.
Следующее задание позволяет исследовать индивидуально-психологические особенности мышления.
Первый вид работы представляет собой использование методики "Отгадывание загадок". Испытуемых предъявляется для разгадывания набор из 10 загадок. Задачей испытуемого является не только отгадывание загадок, но и регистрация времени и характера суждений. Далее испытуемым предъявляется набор из 35 пословиц, позволяющих не только оценить понимание ее переносного смысла, но и соотнести их с предпочитаемым стилем собственной жизнедеятельности.
Заключительным этапом работы данного занятия является изучение особенностей группового мышления. Для этого используется методика "Кораблекрушение" (К.Рудестам), позволяющая оценить преимущества индивидуального или группового мышления при решении одной и той же задачи и проанализировать собственное поведение, например степень активности при отстаивании своей точки зрения.
Лабораторное занятие 3 "Представление и запоминание"
Задания:
1. оценка яркости-четкости представления (по методу саморанжирования).
2. Исследование непосредственного и опосредованного запоминания.
3. Исследование индивидуально-психологических особенностей мышления.
Литература:[24 с. 167-170].
Методические рекомендации к выполнению лабораторной работы.
Использование метода, основанного на принципах самонаблюдения, позволяет классифицировать представления по степени субъективной наглядности. Основу предлагаемого метода составляет принцип, заключающийся в приписывании исследуемому свойству наблюдаемого объекта. Процедура оценивания заключается в соотнесении степени выраженности исследуемого свойства с разработанной с этой целью шкалой.
Анализ результатов выполнения задания группой позволяет выявить индивидуальные различия яркости и четкости представления. Работа выполняется по инструкции преподавателя.
Целью следующего задания является определить насколько память, опирающаяся на систему связей, может расширить объем запоминаемого материала по
сравнению с тем объемом, который удерживается при непосредственном запоминании. Исследование состоит из трех экспериментов. Работа выполняется по инструкции преподавателя.
Лабораторное занятие 4 "Темперамент и характер"
Задания:
1. Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма (опросник Айзенка).
2. Исследование тревожности (опросник Спилбергера).
Литература:[24 с. 289-295].
Методические рекомендации к выполнению лабораторной работы.
Цель задания: исследование экстреверсии-интроверсии и нейротизма с использованием опросника Г.Айзенка. Данный опросник состоит из 57 вопросов, из которых 24 связаны со шкалой экстреверсии-интроверсии, еще 24 - со шкалой нейротизма, а остальные 9 входят в контрольную Л-шкалу (шкалу лжи), предназначенную для оценки степени искренности испытуемого при ответах на вопросы. Групповая форма работы проводится по инструкции преподавателя.
Лабораторное занятие 5 "Психология группы"
Задания:
1. Социометрическое исследование.
Литература:[33; 42 с.68-69].
Методические рекомендации к выполнению лабораторной работы.
Цель задания: определение популярности (непопулярности) студентов (разный социометрический статус), выявление существующих в данной студенческой группе микрогрупп. Т.е. методика позволяет получить своеобразную канву структуры студенческой группы.
Работа проводится по инструкции преподавателя.
Лабораторное занятие 6 "Межличностные отношения в группе"
Задания:
1. Самооценка качеств, важных для общения.
2. Деловая игра "Ядерная катастрофа".
3. Определение стиля поведения в конфликте (методика К.Томаса).
Литература:[ 43 с.19-28; 45 с.4-13].
Методические рекомендации к выполнению лабораторной работы.
Цель задания: определение качеств, важных для общения. На первом этапе составляется список качеств, важных для общения. На втором этапе проводится дискуссия, основной целью которой является выработать общий список качеств, важных для общения. На третьем этапе проводится ранжирование (самооценка) общего списка качеств, важных для общения.
В дальнейшей работе исследуется личностный тип поведения испытуемых в конфликтной ситуации с использованием опросника К.Томаса. В результате работы испытуемые получают представление о преобладающем типе поведения в конфликте.
Затем проводится деловая игра "Ядерная катастрофа", позволяющая сопоставить оценку и самооценку участников игры, их индивидуального стиля поведения в игровой конфликтной ситуации. Работа проводится по инструкции преподавателя.
2.5 ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ В РАМКАХ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Занятие 1 "Предмет, задачи и особенности психологической науки"
Задание: определить особенности развития психологии как самостоятельной науки.
Форма проведения: семинарское занятие.
Методические рекомендации:
1. Первая половина ХХ века знаменательна возникновением множества школ и направлений в психологии. Необходимо отметить, что нового внес исследователь в психологию и современное значение его открытий.
2. Необходимо найти определение понятию "феномен". Привести примеры психологического объяснения феноменальных проявлений. Согласно одному из физических законов, всякое тело стремится к покою, равновесию с окружающей средой. Применим ли данный закон к человеку, его психике? Какие направления в психологии придерживаются принципов объяснения, построенных на этом законе. Докажите свою точку зрения.
3. Обосновать, было ли становление психологии как науки связано с применением в ней общенаучных методов исследования.
Литература: [2,9,10,13,14,16]
Занятие 2 "Понятие о психике"
Задание: определить актуальность изучения проблемы исторического развития психики и сознания.
Форма проведения: семинарское занятие.
Методические рекомендации:
1. Необходимо выделить разные подходы к пониманию того, кому присуща психика (антропсихизм, панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм, мозгопсихизм и др.).
2. Отметить, что нового внес И.М.Сеченов в понятие рефлекса, в понимание соотношения между психикой и сознанием, в понимании психики как функции мозга. Отметить, что такое условный рефлекс, первая и вторая сигнальная система и как соотносятся эти понятия с прежними взглядами на психику, рефлекс.
3. Отметить общественно-историческую природу психики человека.
Литература[3,8,11,12,13,17,18]
Занятие 3 "Чувственные формы освоения действительности".
Задание: определить особенности функционирования сенсорной организации человека.
Форма проведения: семинарское занятие.
Методические рекомендации:
1. Необходимо отметить, что внимание является процессом (стороной) других психических процессов (сенсорное, интеллектуальное и т.д.), состоянием (сосредоточенность) и свойством личности (внимательность). Отметить особенности классификации внимания и его характеристики.
2. Отметить особенности полезависимого-полненезависимого типа восприятия. Выделить общие основания индивидуальных различий восприятия в познавательной деятельности. Показать связь поленезависимого типа восприятия с показателем интеллектуальной сферы.
Литература[2,3,13,22,27,28]
Занятие 4 "Рациональные формы освоения действительности"
Задание: определить особенности развития и функционирования мыслительной деятельности человека.
Форма проведения: семинарское занятие.
Методические рекомендации:
1. Необходимо выделить стадии решения проблемы, структуру мыслительного процесса решения проблемы. Отметить основные качества мыслительной деятельности человека, а также составляющие продуктивности его ума. Отметить, что для активизации мыслительной деятельности применяют различные методы и технологии (мозговой штурм, метод фокальных объектов, метод морфологического анализа и т.д.). Рассмотреть процесс решения творческих задач.
2. Отметить влияние на сохранение информации времени, активного ее использования. механического заучивания и т.д. Дать анализ гиперфункции памяти, избирательной репродукции и амнезии.
Литература [2,3,7,14,22,23,37]
Занятие 5 "Воображение".
Задание: определить особенности развития воображения и его значение в жизни человека.
Форма проведения: лабораторное занятие.
Методические рекомендации:
Используя предложенную в практикуме методику определить содержание, структуру и организацию знаний о мире. Т.е. тип и соответствие между представлениями индивида об объектах, внутренних для него операциях, с одной стороны, и реальностью внешнего мира - с другой.
Литература [2,3,8,23]
Занятие 6 "Психология личности".
Задание: определить обусловленность развития личности.
Форма проведения: семинарское занятие.
Методические рекомендации:
1. Составить эссе обобщающее существующие определения понятия "личность" в гуманитарных науках, отметить их сходство и различия. Дать свое понимание данного термина. Рассмотреть особенности внутренних составляющих личности и особенности их проявления в общении с окружающими.
2. Составить словарь, отражающий все определения, относящиеся к понятию "личность".
Литература[6,7,8,21,30,31,40]
Занятие 7 "Темперамент и характер".
Задание: определить особенности функционирования и проявления индивидуально-психологических свойств личности.
Форма проведения: лабораторное занятие.
Методические рекомендации:
1. Используя практикум проследить динамику жизненного пути одного испытуемого (самого себя), так как биографический метод имеет важное значение в системе комплексного психологического изучения человека. Предметом биографического метода является история личности и субъекта деятельности. Источниками данного метода выступает сам изучаемый человек и события окружающей его среды.
Литература [19,24]
Занятие 8 "Способности и направленность"
Задание: выделить суть способностей человека как деятельностного выражения его субъективности.
Форма проведения: семинарское занятие.
Методические рекомендации:
1. Определить, как взаимосвязаны способности, характер и темперамент одного и того же человека. Или доказать, что они независимы друг от друга. Определить степень их влияния или не влияния друг на друга.
Литература[2,3,8,19,22]
Занятие 9 "Эмоции и воля"
Задание: определить особенности проявления эмоционально-волевых свойств личности.
Форма проведения: лабораторное занятие.
Методические рекомендации:
1. Используя практикум получить сведения об осознаваемых эмоциях. Проведенный анализ позволит выяснить обстоятельства возникновения эмоциональных состояний, характер восприятия своих органических реакций.
Литература [24]
Занятие 10 "Деятельность".
Задание: выделить стуктурные составляющие психической деятельности человека. Сделать их анализ.
Форма проведения: лабораторное занятие.
Методические рекомендации:
1. Используя предложенные источники составить таблицу, отражающую особенности деятельности человека и животных.
Литература [2,3,13,17,22]
Занятие 11 "Социальные группы".
Задание: определить особенности межличностного общения в группе.
Форма проведения: лабораторное занятие.
Методические рекомендации:
1. Используя предложенный опросник провести экспресс-диагностику степени удовлетворенности-неудовлетворенности браком, а также степени согласования-расогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы.
Литература [7,19,22,24]
Занятие 12 "Психология общения".
Задание: определить психологические составляющие структуры общения.
Форма проведения: лабораторное занятие.
Методические рекомендации:
1. Используя практикум определить содержательные характеристики письменной речи, а также анализ способов выражения,т.е. тех психолингвических категорий, которые свидетельствуют о профессиональной и интеллектуальной компетентности, эмоциональном состоянии, общей и речевой культуре.
Литература [8,22,24]
Занятие 13 "Межличностные отношения".
Задание: определить факторы и условия возникновения продуктивного общения.
Форма проведения: лабораторное занятие.
Методические рекомендации:
1. Составить эссе на тему "Мой стиль общения", в котором отразить особенности общения с другими людьми. Дать анализ того, с какими людьми общения происходит чаще всего. Повторяются ли ощущения, которые возникают в процессе общения с разными людьми и т.д
Литература [6,8,19,21,22]
2.6 ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ В РАМКАХ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Контрольные задания для СРС по теме 1.
Задание: определить особенности методологических и теоретических основ психологии.
Методические рекомендации:
1. Охарактеризовать вклад в развитие психологии советских психологов.
2. Определить понятие "феномен". Доказать, правомерно ли говорить о феномене человека.
3. Определить особенности методов психологического исследования.
4. С помощью словаря по психологии установить предмет и задачи следующих разделов психологии: познавательных процессов, психологии личности, психологии общения, психологии религии, психологии семьи и брака, психологии труда.
Литература:[13 с.7-63; 22 с.563-577; 3 с.12-62; 45].
Контрольные задания для СРС по теме 2.
Задание: изучить естественно-научные основы психологии.
Методические рекомендации:
1. Дать определение основных подходов к пониманию психики.
2. Дать определение рефлексов головного мозга как главных механизмов адаптации.
3. Дать определение генетических корней психологии и поведения человека.
Литература:[2,3,11,12,22,27]
Контрольные задания для СРС по теме 3.
Задание: определение факторов, обуславливающих характер восприятия.
Методические рекомендации:
1. Определение внимания, его признаков и свойств.
2. Определение индивидуальных различий в восприятии.
3. Определение особенностей восприятия человека человеком.
Литература:[27 с.24-55; 7; 22 с.71-142; 23 с. 169-174]
Контрольные задания для СРС по теме 4.
Задание: определение особенностей функционирования и проявления интеллектуальной активности.
Методические рекомендации:
страница 1 страница 2 страница 3
|