Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 страница 3

3.2. Основные этапы социализации


Социализация — процесс, не поддающийся манипулированию, его нельзя ни ускорить, ни замедлить. Он проходит через две ступени — первичная охватывает первые два жизненных цикла — детство и юность; вторичная — охватывает последние два жизненных цикла — зрелость и старость.

Рассмотрим особенности основных жизненных циклов или этапов социализации.



Детство

Длится первые тринадцать лет жизни человека. Ни одно живое существо не имеет такого долгого этапа созревания. Человеческий ребенок рождается более беспомощным по сравнению с детенышами животных, кроме того, жить ему приходится в крайне сложной и меняющейся среде — обществе, отсюда и такой длительный срок развития. В детстве примерно до 5 лет личность формируется на 70 %. Стоит запоздать с социализацией, как начнутся необратимые процессы.



Юность

Начинается с 13 лет. В этот период происходят важные физиологические изменения и психические сдвиги — склонность к противоположному полу, усиление агрессивности, склонности к риску, стремление к независимости, самостоятельности. Если дети послушны, оценивают мир глазами родителей, учителей, то подростки стремятся к созданию собственной системы ценностей. В юности завершается создание социального «Я», формируется мировоззрение. Главная трудность — ролевой конфликт. В правовом отношении подростки рассматриваются как дети, в психологическом — уже созрели для принятия важных решений. Ролевое бесправие и отсутствие опыта толкают юных к экстремальным формам поведения: преступности, наркомании, половой свободе и т. д.



Зрелость

Признаками наступления зрелости служат экономическая, политическая и социальная самостоятельность человека. Очень важным показателем является вступление в брак, потому что впервые молодой человек из объекта социализации превращается в ее агента – сначала по отношению к супруге (супругу), затем — к ребенку.

Социализация взрослых людей имеет свою специфику. Американский социолог О. Брим показал, что она выражается, главным образом, в изменении их внешнего поведения, а в ходе социализации детей происходит формирование ценностных ориентаций. Социализация взрослых людей имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками и проходит в форме переобучения. А.И. Кравченко утверждает, что данный процесс распадается на два этапа: I этап — десоциализацию — отучение от старых норм, ценностей, ролей; II этап — ресоциализацию — обучение новым нормам, ценностям, ролям. Иногда человек попадает в столь экстремальные условия, что десоциализация заходит слишком глубоко, разрушая нравственные основы личности, а ресоциализация не может ни восстановить утраченное, ни дать чего-то нового. Такое происходит с людьми, попавшими в тюрьмы, колонии, концлагеря, психиатрические больницы, иногда — в армии.

Старость

Приспособление к старости не обязательно представляет собой процесс роста. Развитие личности может прекратиться или даже повернуться вспять из-за ослабления физических и психологических возможностей человека, что часто происходит в старости. С уходом на пенсию меняется статус — от работника и кормильца к потребителю. В современном обществе даже роли пожилых людей четко не определены. Вдова уже больше не жена, чиновник, ушедший на пенсию уже не вице-президент. Если в традиционном обществе старики выступают в роли советников, мудрецов, наставников, то в современном обществе они не пользуются особым престижем или почетом. У них растет чувство изолированности, зависимости от других, исчезают жизненные планы. Годам к семидесяти человек, как правило, начинает социализацию к смерти — подготовку моральную и материальную — к окончанию жизни.



3.3. Механизмы социализации

Н. А. Шевандрин предлагает в качестве социально-психологических механизмов социализации:

1) подражание — сознательное или бессознательное воспроизведение навязываемых моделей поведения, опыта значимых других людей, почерпнутого из иных источников;

2) внушение — неосознаваемое, некритическое усвоение и последующее воспроизведение опыта, мыслей, чувств, шаблонов и алгоритмов, предлагаемых другими;

3) убеждение — осознанное, критическое усвоение и последующее воспроизведение ценностей, норм, ориентиров поведенческих алгоритмов и т. д.;

4) идентификация — отождествление себя с определенными людьми или социальными группами, посредством которого осуществляется усвоение разнообразных норм, отношений, форм и алгоритмов поведения;

5) эмпатия — эмоциональное сопереживание через чувственную идентификацию себя с другим;

6) полоролевая идентификация — усвоение субъектом психологических черт и особенностей поведения, характерных для людей определенного пола.

В психоаналитической традиции в качестве механизмов социализации называются:


  • имитация — осознанное стремление ребенка копировать определенные модели поведения;

  • идентификация — усвоение детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных;

  • стыд — переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей;

  • чувство вины — переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей.

В социально-психологической литературе отмечены и друге явления, рассматриваемые как механизмы социализации, — групповые экспектации, ролевое научение и др.:

  • научение через последствия реакций считается наиболее рудиментарным, предполагает развитие через процедуру оперантного обуславливания. Поведение, реализуемое индивидом в повседневной практике, либо приводит к искомому результату — подкрепляется, либо не имеет никакого эффекта, либо приводит к неудаче — наказывается;

  • социальная фасилитация — один из эффектов «группы», состоящий в том, что активность индивида повышается в условиях ее осуществления в «группе» по сравнению с обычным уровнем этой же активности при индивидуальном осуществлении. Чаще всего социальная фасилитация обнаруживается в ситуации соревнования с другими членами «группы». Данный эффект замечен не только у людей, но и у животных, например в пищевом поведении (у насекомых, рыб, кур, крыс и др.). Впервые факт социальной фасилитации был научно зафиксирован в исследовании Н. Триплетта, который измерял, насколько велосипедисты увеличивают скорость в присутствии других велосипедистов.

3.4. Агенты социализации

Поскольку социализация делится на два вида — первичную и вторичную, постольку ее агенты делятся на первичных и вторичных.



Агенты первичной социализации — родители, сверстники, родственники, любимые учителя, личные тренеры, семейные врачи, лидеры молодежных группировок.

Агенты вторичной социализации — администрация школы, вуза, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники средств массовой информации (СМИ), лидеры партий и т. д. Их называют еще институтами социализации.

Агенты первичной социализации наиболее сильно влияют на человека в первой половине жизни, хотя по убывающей их воздействие сохраняется и во второй. Институты социализации преобладают во второй половине жизни человека. Первые выполняют каждый множество функций (мать-опекун, администратор, воспитательница, учительница, подруга и т. д.), вторые — одну, две (СМИ — информация, идеологическая обработка).

Среди агентов первичной социализации в превосходящей позиции находятся родители и сверстники — друзья. Родители желают, чтобы их ребенок стремился походить на взрослых, а у ровесников он учится быть ребенком. Родители наказывают его за ошибочные решения, за двойки, за нарушение нравственных принципов, норм; ровесники к его ошибкам либо равнодушны, либо их одобряют. Ровесники выполняют важную функцию — облегчают переход от состояния детской зависимости к взрослости, учат быть лидером, добиваться господства над другими — чему родители явно научить не могут. Поэтому родители часто смотрят на сверстников детей как на конкурентов в борьбе за влияние.

Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, институтов — нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые — нет. Так, взаимозаменяемы функции родителей и родственников, но директор школы не сможет заменить премьер-министра. Кроме того, социализаторская деятельность первичных агентов не оплачивается в отличие от вторых.

Начальная (первичная) социализация — область межличностных отношений и предписанных статусов — является базисной в процессе становления, обучения и адаптации социального «Я». Вторичная продолженная социализация — область формальных социальных отношений и достигаемых статусов.

ТЕМА 4

СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Глоссарий

Межличностная аттракция — формирование в процессе восприятия людьми друг друга положительного эмоционального отношения друг к другу.

Мотив — осознанное побуждение к действию, возникающее при осознании потребностей.

Объект действия — то, на что направлено действие.

Потребность — состояние субъекта, порожденное нуждой в средствах существования, объектах, необходимых для его жизни и развития, и таким образом выступающее источником активности субъекта.

Самопрезентация — процесс осознаваемого или неосознаваемого, целенаправленного или стихийного предъявления определенных аспектов собственной самости окружающим, осуществляемый при взаимодействии между людьми.

Совокупный жизненный ресурс — ресурсы энергии, времени, природных и социальных преимуществ.

Социальное взаимодействие — это систематические действия субъектов, направленные друг на друга и имеющие целью вызвать ответное ожидаемое поведение, которое предполагает возобновление действия.

Стимулы — дополнительные звенья между потребностью и мотивом, это материальные и моральные поощрения определенных действий.

Субъект действия — это носитель целенаправленной активности, тот, кто действует, обладая сознанием и волей.

Уровень притязаний — сложность задачи и результат, на который ориентируется человек в своих действиях.

Формирование впечатления о личности другого — это процесс формирования оценочных и описательный решений об анализируемом человеке.

Цель — идеальный образ процесса и результата действия.

Ценностные ориентации — это способ различения социальных явлений по степени их значимости для субъекта.

4.1. Социальное действие, признаки социального действия

Проблематику социального действия ввел Макс Вебер. Признаки социального действия (по М. Веберу):

1. субъективный смысл – личностное осмысление возможных вариантов поведения;

2. сознательная ориентация субъекта на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции.

Таким образом, социальное действие связано с решением неких жизненных проблем и сознательно сориентировано относительно ответного поведения окружающих.

У Т. Парсонса проблематика социального действия связана с выделением следующих признаков:



  • нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм);

  • волентаричность (т. е. связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды);

  • наличие знаковых механизмов регуляции.

В концепции Парсонса действие рассматривается как единичный акт и как система действия. Анализ действия как единичного акта связан с выделением актора и среды, состоящей из физических объектов, культурных образов и др. индивидов. Анализ действия как системы: рассматривается как открытая система (т. е. поддерживает обмен с внешней средой), существование которой связано с формированием соответствующих подсистем, обеспечивающих выполнение ряда функций (таблица 1).

Таблица 1 — Концепция Т. Парсонса



Функции

Подсистемы

Адаптивная

Биологический организм

Личностная

Усвоение ценностей и норм

Социальная

Совокупность социальных ролей (образцов поведения)

Культурная

Усвоенные цели и идеалы

Теоретическая модель социального действия

Создание такой модели начинается с разработки понятия социального действия, выяснения его структуры, функций и динамики.

Структура социального действия: субъект — это носитель целенаправленной активности, тот, кто действует, обладая сознанием и волей; объект — то, на что направлено действие. Субъект действия может быть рассмотрен как индивидуальный или коллективный. Коллективными субъектами выступают разнообразные общности (например, партии). Индивидуальный субъект существует внутри общностей, он может отождествлять себя с ними или вступать с ними в конфликт.

Характеристики субъекта действия:



  1. Контакт субъекта со средой порождает потребности — состояние субъекта, порожденное нуждой в средствах существования, объектах, необходимых для его жизни и развития, и таким образом выступающее источником активности субъекта.

  2. Совокупный жизненный ресурс включает ресурсы энергии, времени, природных и социальных преимуществ. Люди располагают разными жизненными ресурсами в зависимости своего социального положения (например, здоровье человека (для индивидуального субъекта); сплоченность группы (для коллективного субъекта).

  3. Социальное положение, наряду с индивидуальными качествами субъекта, определяет его уровень притязаний, т. е. сложность задачи и результат, на который он ориентируется в своих действиях.

  4. Ценностные ориентации — это способ различения социальных явлений по степени их значимости для субъекта. Они связаны с индивидуальным отражением в сознании человека ценностей общества. Устоявшиеся ценностные ориентации обеспечивают цельность сознания и поведения субъекта.

  5. Интерес как отношение субъекта к необходимым средствам и условиям удовлетворения присущих ему потребностей. Это отношение объективно и должно быть осознано субъектом. Возможно и действие вопреки своим интересам, т. е. вопреки своему реальному положению.

В функциональном аспекте выделяются этапы действия: первый этап связан с целеполаганием, выработкой целей; второй этап связан с операционной реализацией данных целей. Цель — идеальный образ процесса и результата действия. Способность к целеполаганию, т. е. к идеальному моделированию предстоящих действий, является важнейшим свойством человека как субъекта действия.

Реализация целей предполагает: 1) выбор соответствующих средств; 2) организация усилий для достижения результата. Средство — это предмет, рассмотренный с точки зрения способности служить цели (вещь, навык, отношение или информация). Достигнутый результат — синтез цели, свойств объекта и усилий субъекта. При этом условием результативности выступает соответствие цели потребностям субъекта, средств — цели и характеру объекта.



В динамическом аспекте действие предстает как момент самовозобновляющейся деятельности субъекта на основе возрастания потребностей. Потребности, интересы и ценностные ориентации выступают факторами мотивации действия, т. е. формирования его мотивов как непосредственных побуждений к действию. Мотив — осознанное побуждение к действию, возникающее при осознании потребностей. Стимулы — дополнительные звенья между потребностью и мотивом, это материальные и моральные поощрения определенных действий.

Уровни мотивации в зависимости от уровня потребностей:

1. Мотивы, связанные с социально-экономическим вопросом индивида при ориентацией на материальное вознаграждение: мотивы обеспечения жизненных благ, мотивы призвания (стремление человека к определенному роду занятий), мотивы престижа (стремление человека знать достойное, по его мнению, положение в обществе).

2. Мотивы, связанные с реализацией предписанных и усвоенных индивидом социальных норм. Этой группе также соответствует широкий спектр побуждений к действию, от гражданских, патриотических до групповой солидарности.

3. Мотивы, связанные с оптимизацией жизненного цикла. Здесь могут сменять друг друга стремления к ускоренной социальной мобильности и преодолению ролевого конфликта.



Важнейшие характеристики мотивации действий — это множественность и иерархичность мотивов, а также их определенная сила и устойчивость.

4.2. Теории социального взаимодействия

В таблице 2 представлены теории социального взаимодействия

Таблица 2 — Теории социального взаимодействия


Концепция

Автор

Основная идея, характеризующая

социальное взаимодействие



1. Социального обмена

Дж. Хоманс

Как обмен материальными и нематериальными ценностями

2. Символический интеракционизм

Дж. Мид,

Г. Блумер



Как диалог, в котором люди придают значение окружающему миру, стремятся истолковать действия других людей

3. Управление впечатлениями (социодраматический подход)

Э. Гофман

Как спектакль, где люди исполняют свои «партии», создают тот или иной образ.


Концепция социального обмена

Основные идеи концепции социального обмена:



  • В поведении человека преобладает рациональное начало, которое побуждает его стремиться к определенным выводам.

  • Социальное взаимодействие — постоянный обмен между людьми различными выгодами, а обменные сделки — элементарные акты общественной жизни (схема «стимул — реакция»).

Концепция символического интеракционизма

С точки зрения интеракционистов, человеческое общество состоит из индивидов, обладающих «личностным я», т. е. они сами формируют значения; индивидуальное действие — есть конструирование, а не просто совершение, оно осуществляется индивидом с помощью оценивания и истолкования ситуации. Личностное Я — человек может служить объектом для своих действий.

Формирование значений — набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, относит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения.

Истолкование действий другого — определение для себя значений тех или иных действий окружающих.

С точки зрения интеракционистов, объект — это не внешний стимул, а то, что человек выделяет из окружающего мира, придавая определенные значения.

Концепция управления впечатлениями

С точки зрения Э. Гофмана человек предстает как художник, творец образов. Его жизнь — это производство впечатлений. Умение управлять впечатлениями и контролировать их — значит уметь управлять другими людьми. Такой контроль осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств общения. Типичный пример — создание имиджа, реклама.



4.3. Формирование впечатления о личности. Самопрезентация

Формирование впечатления является основным компонентом социальной перцепции и представляет собой процесс формирования оценочных и описательный решений об анализируемом человеке.



Особенности процесса формирования впечатления о личности:

  • впечатление выводится из предсуществующих понятий и теорий об отдельных типах людей (Fiske, Neuberg, 1990). Человек при формировании впечатления о другом чаще использует уже готовые схемы личности, основанные на предшествующем опыте подобного рода оценок, как данного конкретного человека, так и подходящих образцов. Именно влиянием наличных схем и объясняются многочисленные искажения и ошибки сформировавшегося впечатления. В данном случае выбор человека весьма ограничен;

  • воспринимающий формирует впечатление об объекте восприятия на основе своеобразных предвосхищений, предоставляющих возможность действий в соответствии с преследуемой целью (McArthur, Baron, 1983). Характер подобных предвосхищений или эвристик зависит не только от структурирования информации о воспринимаемом объекте, но и от настроенности самого воспринимающего. Иными словами, настроенность проявляется в том, что человек видит то, что хочет видеть или настроен видеть. Эта настроенность воспринимающего, в свою очередь, зависит от социального фокуса воспринимающего, его перцептивных умений и предпринимаемых действий;

  • влияния собственного образа на интерпретацию образа других людей. Например, часто в образе другого человека фиксируются характеристики, противоположные собственным, а также осуществляется проецирование собственных качеств на него. В данном случае реализуются и такие защитные, механизмы как проекция и рационализация. В первом случае человек проецирует собственные качества на другого в целях оправдания сформировавшегося отношения, во втором случае — «достраивает» образ другого до «желаемого» из материала, который взят «с потолка»;

  • эффект ожидания и эффект контраста. В случае если поведение не противоречит ожидаемому, происходит своеобразная ассимиляция впечатления, когда же оно находится в явном противоречии с ожидаемым реализуется эффект контраста, проявляющийся в смене ориентаций в оценке на противоположные;

  • влияние на впечатление оказывает и эмоциональное отношение, и состояние, испытываемое воспринимающим. В данном случае речь идет о сигнальной функции эмоций, позволяющей ориентироваться в окружающем.

Самопрезентация в управлении впечатлением о личности

В процессе межличностного взаимодействия существенная роль принадлежит управлению впечатлением, под которым понимается целенаправленная активность по контролю и регулированию информации в целях создания соответствующего образа. В процессе управления впечатлением люди стремятся построить в сознании других людей определенные представления о себе и других (например, друзьях и врагах), объектах (учреждении, жилье) или событиях. В случае, если совершается попытка контролирования собственного образа в глазах других людей, речь идет о самопрезентации. Под самопрезентацией понимается процесс осознаваемого или неосознаваемого, целенаправленного или стихийного предъявления определенных аспектов собственной самости окружающим, осуществляемый при взаимодействии между людьми.



Основные функции и роль процесса управления впечатлением:

  • управление впечатлением рассматривается как средство получения социального одобрения и достижения жизненно значимых социальных целей, и добиваться материальных результатов (Э. Гофман). Достаточно очевидно, что успехи в социальной и профессиональной самоактуализации во многом связаны со способностями к управлению впечатлением;

  • управление впечатлением является необходимой функцией коммуникации, так как для продуктивного взаимодействия друг с другом люди должны уметь определять ситуацию и исполняемые роли, управление впечатлением позволяет участникам определиться друг в друге и наладить скоординированное и эффективное взаимодействие;

  • управление впечатлением является также средством удовлетворения потребности во власти и контроле над окружением.

В исследованиях последних лет признается факт существования различных образов и тактик эффективной самопрезентации (Jones и Pittman, 1982; Schlenker, 1980):

  • тактика запугивания, предполагающая презентацию себя как властного, иррационального в целях устрашения аудитории;

  • тактика мольбы, предполагающая презентирование себя как слабого и беззащитного, в целях вызывания сочувствия со стороны аудитории;

  • тактика образцовости, предполагающая презентацию себя как морально выдержанного в целях вызывания у аудитории чувства стыда за свои грехи;

  • тактика «биения себя в грудь», предполагающая презентирование собственных достоинств в целях вызывания уважительного отношения к себе;

  • тактика вкрадчивого обращения, предполагающая презентирование вызывающего симпатию у окружающих образа и т. д.

Часто такие тактики носят чисто манипулятивный характер и принимают формы различных игр, блестяще описанных Эриком Берном (1992 г.). Основной целью данных тактик является контроль над поведением других людей. Исследования показывают, что люди отнюдь не всегда стремятся к позитивному презентированию. Предъявляемый образ в большинстве случаев подчинен искомой цели и наиболее продуктивный путь ее достижения и определяет специфическое содержание презентации.

4.4. Межличностная аттракция и детерминирующие ее факторы

В широком смысле под межличностной аттракцией понимается формирование в процессе восприятия людьми друг друга положительного эмоционального отношения друг к другу. Плоскость исследования факторов межличностной аттракции начала разрабатываться в 1930-е годы с анализа таких вопросов, как кто кого привлекает и почему. Особое влияние на развитие исследований оказали Морено (Moreno) и Ньюкомб (Newcomb).



Относительно устойчивые эмпирические основания межличностной аттракции так же являются объектом многочисленных социально-психо-логических исследований и получили название факторов аттракции. В широком спектре исследований данной проблемной области было изучено достаточно большое количество факторов, на анализе наиболее существенных из которых мы и остановимся ниже.

Физическая привлекательность. Житейская эмпирия и результаты исследований подтверждают народную мудрость — «по одежке встречают». Вполне очевидно, что особенно на этапе установления взаимоотношений влияние внешней привлекательности достаточно велико. Внешне привлекательный человек наделяется целым рядом положительный свойств и качеств — эмоциональностью, теплотой, счастьем, успешностью и т. п.

Пространственная близость или дистанция общения. Межличностная аттракция также определяется и пространственной дистанцией между партнерами как в буквальном, так и в переносном смысле. Исследования показывают, что с увеличением привлекательности изменяется и дистанция общения. Чем ближе друг к другу люди в личностном смысле, тем комфортнее они себя ощущают и в общении на пространственно более близкой дистанции. В данном случае не срабатывает эффект отрицательной реакции на вторжение в личностную зону. Любое же приближение человека, не вызывающего положительных эмоций, в эту зону может вызывать рост дискомфорта. В частности, данное явление связано и с полем контроля за партнером. Здесь наблюдается следующая закономерность — чем знакомее и приятнее партнер, тем меньше источников информации о нем человек удерживает в поле контроля (влюбленному достаточно фиксировать в поле внимания глаза партнерши) и, наоборот, чем менее позитивны отношения, тем больше источников информации необходимо контролировать на случай негативного развития взаимоотношений.

Знакомство. Знакомство с человеком также может выступать в качестве фактора аттракции. Данному факту может быть дано много объяснений. Одно из них заключается в том, что часто неопределенность прогноза в отношении объекта, человека или события повышает уровень тревожности, в то время как наличие информированности о них приводит к повышению ощущения контролируемости.

Доступность. Люди, легко доступные и взаимоотношения с которыми не требуют сверхусилий, воспринимаются более положительно. В частности на этом моменте часто строятся так называемые «выходы в народ» политических деятелей в период предвыборных компаний. Хотя в данном случае надо иметь в виду, что факт доступности начинает приобретать свою силу лишь после исходной недоступности, чем также пользуются квалифицированные бюрократы, первоначально создавая массу искусственных преград, а потом милостиво снисходя к человеку. Постоянная же доступность, увы, с течением времени снижает привлекательность объекта.

Ожидание продолжения взаимодействия. В логике уже известной теории баланса Хайдера антиципация (предвосхищение) будущего развития позитивных взаимоотношений увеличивает привлекательность человека, конечно, при условии, что эти отношения носят позитивный характер.

Взаимность. Симпатия или антипатия к человеку во многих случаях подчиняется принципу взаимности, в соответствии с которым нам нравятся те люди, которым нравимся мы и, наоборот. Тем не менее, проявления этого фактора не носят универсального характера. Отнюдь не все люди, симпатизирующие нам, вызывают положительные эмоции. Точно так же, не все люди, которым не нравимся мы, вызывают исключительно негативные эмоции. Исследования показывают, что лица с высокой самооценкой более самодостаточны, в то время как лица с заниженной самооценкой более подвержены влиянию данного фактора.

Сходство. Фактор сходства, проявляющийся в тенденции позитивного отношению к людям сходных взглядов, поступков, убеждений и т. п. Не вызывает сомнений, что особенно для этапа установления межличностных отношений факт обнаружения сходства в партнере имеет едва ли не решающее значение. Даже для начала беседы с незнакомым попутчиком в транспорте необходимо найти общую тему диалога, нахождение которой способствует быстрому развитию взаимоотношений и формированию позитивного эмоционального фона.

Взаимодополняемость. Мы в своих отношениях стремимся к поиску людей, способных содействовать удовлетворению наших актуальных потребностей. В пользу этой гипотезы свидетельствует определенная жизненная эмпирия, заключающаяся в том, что в межличностных взаимоотношениях люди часто проявляют склонность к установлению более тесных взаимоотношений с людьми, при посредстве которых они получают возможность стать более приспособленными к решению прагматических задач. Часто в подобного рода позитивной оценке имеет место и своеобразная компенсация каких-либо собственных недостатков (например, человек со слабым здоровьем идеализирует здоровых людей и т. п.).

Эмпатия. Особая роль в формировании аттракции играет эмпатия, представляющая собой сочувствие, сопереживание человеку. Наличие подобного рода отношений позволяет человеку уменьшить негативное эмоциональное напряжение, что и приводит к чувству благодарности их носителю. Но и эмпатия отнюдь не всегда выступает универсальным фактором аттрактивности. Как минимум она должна быть ожидаемой. В случае проявления эмпатии в ситуации, когда человек ее не ждет, эффект может быть противоположным.

Способствование достижению личностно значимых целей. Очевидно, что человек, способствующий достижению актуальной цели, обладает высоким потенциалом аттрактивности и, наоборот, люди, фрустрирующие ее достижению менее аттрактивны. Тем не менее, данный фактор также срабатывает не всегда. Этим объясняется нежелание обращаться за помощью к человеку, не вызывающему положительного отношения.

Личностная гармония. Понимание сложной взаимообусловленности различных факторов друг с другом и исследования гармоничных супружеских пар привело к выдвижению Шульцем (Shultz, 1957) фактора личностной гармонии. Выдвинув в качестве ведущего основания гармоничных взаимоотношений потребности включенности, контроля и привязанности он предположил, что именно их гармоничное сочетание и приводит к высокой аттракции. При этом под потребностью включенности понималось чувство собственной необходимости для других; под потребностью контроля — необходимость принятия участия в выработке и принятии значимых решений; и под потребностью привязанности — необходимость в аффилиативных (потребности в любви, заботе, уважении), эмпатийных (сочувствие, сопереживание) отношениях. Лишь наличие совместных усилий и их высокий потенциал инерции с некоторой степенью вероятности гарантирует позитивную динамику аттракции.

ТЕМА 5

СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Глоссарий

Информационные барьеры — это препятствия, возникающие в ходе передачи и восприятия сообщений.

Общественное мнение — это оценочные суждения групп людей относительно проблем и событий действительности.

Слухи — сведения, достоверность которых не установлена и которые передаются от человека к человеку посредством устной речи.

Социальная коммуникация — это 1) передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов; 2) процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом; 3) механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).

Стереотип — это «относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, события, явления и т. п.), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе».

5.1. Основные определения и модели процесса коммуникации

Социальная коммуникация это:

  • передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов;

  • процесс, который связывает отдельные части социальных систем друг с другом;

  • механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).

Модель по Г. Лассуэлу:

В процессе коммуникации выделяют 5 элементов:



  1. Кто — коммуникатор (тот, кто передает и формирует сообщение).

  2. Что — сообщение.

  3. Как — способ передачи сообщения, канал.

  4. Кому — аудитория, которой адресуется сообщение.

  5. Зачем — с каким эффектом, эффективность.

Виды эффекты:

1) поведенческий эффект — влияние на способы поведения человека;

2) оценочные (аксиологические) эффекты — влияют на установление оценочных суждений;

3) эмоциональный эффект — влияние на страсти человека;

4) познавательный (когнитивный) эффект.

Исследования показали, что особенности реагирования на сообщение определялись субъективным образом личностной и социальной ответственности. А также интенций, приписываемых коммуникатору, его искренностью, образованностью и т. п. Так, испытуемые оказывали существенное противодействие воздействию, исходящему от человека, вызывающего подозрения, но в дальнейшем меняли свое первоначальное отношение к исходящему от него сообщению. Это отсроченное убеждение было названо эффектом неожиданного просыпания (sleeper effect). Объяснение данному эффекту видится в том, что первоначально негативное отношение к сообщению определяется подозрительностью коммуникатора, что и формирует соответствующее отношение к сообщению. Впоследствии же происходит своеобразная диссоциация сообщения от коммуникатора, и оно поучает возможность переоценки. В случае образования ассоциаций с каким либо позитивным опытом, происходит позитивизация сообщения, в случае негативного опыта — негативизация.

В исследованиях Э. Катца (E. Katz) и Майкла Гуревича (M. Gurevitch) был определен перечень социальных и психологических потребностей, удовлетворяемых при посредстве массовой коммуникации. Всего зафиксировано тридцать пять потребностей, классифицированных в пять больших групп:


  • аффективные потребности, связанные с усилением эмоциональной сферы, получением удовольствия и удовлетворения эстетических чувств;

  • когнитивные потребности, связанные с увеличением понимания, знаний и информированности;

  • интегративные потребности, связанные с укреплением доверия, статуса, компетентности и стабильности;

  • потребности, связанные с укреплением контактов с семьей, друзьями и с миром в целом;

  • потребность уменьшения напряженности.

5.2. Виды социальной коммуникации

По характеру аудитории:

  • межличностная (индивидуализированная);

  • специализированная (групповая);

  • массовая (общественное мнение, стереотипы, социальные предубеждения).

По источнику сообщения:

  • официальная (формальная) (лекция, собрание и т. д.);

  • неформальная (слухи).

По каналу передачи:

  • вербальная (речевая коммуникация);

  • невербальная (мимика, жесты, пантомимика).

Виды коммуникации различаются практически по каждому элементу процесса коммуникации.

5.3. Общественное мнение и социальные стереотипы как результаты массовой коммуникации

Социальный стереотип — это «относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, события, явления и т. п.), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе» (Петровский, Ярошевский, 1990 г.).

Стереотип — ряд широко распространенных обобщений о психологических характеристиках группы или класса людей. Стереотип чаще относится к социально-психологическим характеристикам аутгруппы («не наших») и, как правило, носит негативную направленность, подчеркивая недостатки ее членов в их противопоставлении собственным «достоинствам».



Функции стереотипов. Наличие социальных стереотипов играет весьма существенную роль в социальной жизни по той простой причине, что без них, при отсутствии исчерпывающей информации о происходящем или наблюдаемом невозможны были бы ни адекватная оценка, ни адекватный прогноз. Во-первых, стереотип позволяет резко сократить время реагирования на изменяющуюся реальность; во-вторых, ускорить процесс познания; в-третьих, предоставить хоть какое-то первичное основание для ориентировки в происходящем. В то же время, возникая в условиях дефицита информации, социальный стереотип часто оказывается ложным и играет консервативную роль, формируя ошибочные представления людей о происходящем, деформируя процесс интерпретации происходящего и характер межличностного взаимодействия. Любой социальный стереотип, оказавшийся верным в одной ситуации, может оказаться неверным в другой и, следовательно, неэффективным для решения задачи ориентировки личности в окружающем социальном мире.

Положительное значение стереотипов — помочь ориентироваться в обстоятельствах, не требующих аналитического мышления.

Отрицательное значение связано с возможным возникновением неприязни, вражды между национальными группами; а так же с тем, что они подменяют анализ информации воспроизведением стандартов поведения и оценки.

Формирование и сохранение стереотипов. Стереотипы формируются, прежде всего, в результате воспринимаемой характерности фиксируемых отличий или особенностей. Будучи установленными, они поддерживаются в силу того, что создают необходимую ориентировочную основу в отношении оценки определенного рода социальных объектов, приводя к проявлению эффекта первого впечатления, задающего своеобразия отношения. Стереотипы как бы принуждают людей на осуществление поиска информации поддерживающей его. В данном случае формируется интерпретационный фрейм, задающий характер интерпретации. Возможности поддержания и укрепления в силу присущего человеку субъективизма и связанными с ним неисчерпаемыми ресурсами предубежденного интерпретирования и атрибутирования. Поддержание стереотипа в устойчивом состоянии обеспечивается и особенностями познавательной активности. Так как стереотипы выполняют существенную для личности функцию — поддержания соответствия или консонанса в системе представлений. Стереотипы оказывают влияние на то, как будет интерпретироваться поступающая информация, особенно в случаях отсутствия альтернативной. В соответствии с их функциональной ролью в упрощении и прояснении социального окружения, стереотипы выступают в качестве инструментов сохранения возможностей, используемых в ситуациях когнитивной напряженности.

Существование стереотипов может влиять на формирование общественного мнения.



Общественное мнение — это оценочные суждения групп людей относительно проблем и событий действительности. Существование общественного мнения подразумевает наличие проблемной ситуации, относительно которой возможна дискуссия и коллективного субъекта, способного осознать собственные интересы и дискутировать относительно их реализации. Общественное мнение выступает в экспрессивной (т. е. связанной с выражением эмоций), контрольной и директивной функциях.

Информационные барьеры — это препятствия, возникающие в ходе передачи и восприятия сообщений.

Возможные информационные барьеры:



  • технические;

  • психофизиологические (связаны со способностями человека концентрировать внимание, способностью скорописи);

  • знаковый и смысловой (подразумевает способность распознавать знаки, знать слова и термины специальных языков; умение восстанавливать смысл знака в определенном контексте);

  • ситуационный (возникает, когда сообщение неактуально для человека в данной ситуации).

5.4. Слухи как пример неформальной коммуникации

Слухи — сведения, достоверность которых не установлена и которые передаются от человека к человеку посредством устной речи. В отличие от официальной информации слухи, как правило, не обладают достаточной, надежной информационной основой — наличием установленных фактов, событий и т. д., рождаются в процессе межличностного общения, в ходе обмена информацией между людьми. Они выступают в форме суждений, оценок и прогнозов, для которых характерно наибольшее соответствие ожиданиям людей, причем порождаемых как их надеждами, так и страхом перед будущим. Слухи возникают, соответственно, тогда, когда существует недоверие к официальной информации; существует недостаток информации по насущным вопросам. Только в таком состоянии человек будет искать, и передавать недостоверную информацию. Слухи как проявление неадекватного агрессивного общественного мнения могут быть вызваны социальной нестабильностью в обществе — низким уровнем удовлетворения жизненных потребностей людей, митинговой стихией, социальной напряженностью и т. д.

Слухи различают по содержанию, по информационному наполнению, по потребностям.



  • слух-мечта (в основе — вера во что-то, мечта, фантазия);

  • слух-пугало (в основе — страх, дезинформированность);

  • слух-разделитель (по отношению к какой-либо социальной группе, например, чаще всего преступления совершают лица «кавказской национальности»).

Факторы распространения слухов:

  • проблемная ситуация, создающая информационную потребность;

  • неудовлетворительность или отсутствие информации; информационная неопределенность;

  • уровень тревожности индивидов. На интерес к слухам влияет уровень состояния тревоги (опасения) индивида: более тревожные люди чаще их обсуждают и передают.

Характеристика значимости слухов:

  • являются одним из показателей социальной напряженности в обществе. Так, в разное время людей могут в большей степени интересовать те или иные вещи, события. Переключение интереса различных категорий населения от событий светской хроники, касающихся жизни знаменитых людей, к событиям политическим может свидетельствовать о нестабильности политического режима и политической власти. Интерес к экономическим проблемам может быть вызван ухудшением материального положения населения и т. д.;

  • помогают выявить степень доверия, во-первых, к существующим структурам власти, а также к официальным источникам информации, и, во-вторых, СМИ несознательным или умышленным искажением информации зачастую способствуют понижению доверия населения как к властям различного уровня, так и к себе, поскольку в глазах населения СМИ выступают проводником политики центральных и местных структур власти;

  • служат сигналом для возможных событий, как бы предвосхищая их. Например, либерализации цен предшествовали слухи об «обвальном и оглушительном росте цен», а также о том, что следствием инфляции будет «невозможность выплаты зарплаты и замене ее ценными бумагами местного значения».

Выделяют следующие функции слухов:

  • обсуждение слухов может способствовать выработке общей точки зрения и снижению межиндивидуальной вариативности мнений, что повышает сплоченность группы;

  • дискредитация оппонента;

  • провоцирование населения на выгодные одной из сторон действия;

  • введение оппонента в заблуждение;

  • возможное снабжение человека информацией в неопределенных и угрожающих ситуациях, повышение способности ориентации в окружающей реальности;

  • снижение уровня тревоги у индивидов. Антиципация возможного события, что делает его легче переносимым и уменьшает беспокойство по поводу его последствий. (Антиципация — это способность (в самом широком смысле) действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий).

Результаты воздействия слухов (по уровням взаимодействия):

а) индивидуальный уровень:



  • адаптация к среде;

  • дезинтеграция индивида;

б) групповой уровень:

  • сплочение;

  • разобщение;

в) массовый уровень:

  • изменения общественного мнения и коллективного поведения.

Неоднозначность результатов воздействия слухов делает их практически неуправляемыми. Профилактика слухов может быть сведена к распространению своевременной обширной и убедительной информации.

Причины, позволяющие снизить объем и воздействие слухов:

  • ориентация на предвидение и противостояние чувствам тревоги и неопределенности у людей;

  • предоставление населению значительного объема фактической информации и отсутствие ограничений на каналы передачи информации;

  • открытость и правдивость, запрет на искажение фактов ради краткосрочных выгод;

  • формирование у людей убежденности в деструктивной природе слухов.



страница 1 страница 2 страница 3

Смотрите также: