страница 1 | страница 2 страница 3 ТЕМА 6
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ
Глоссарий
Виктимизация — относится к людям, оказывающимся изолированными в своей социальной среде (в школе и на работе) и часто подвергающимся нападениям или дурному обращению.
Предубеждение — «установление унижающих аттитюдов или представлений, выражение негативного эмоционального отношения или проявление враждебности или дискриминационного поведения в отношении членов группы вследствие их принадлежности к данной группе».
Расизм — дискриминация по расовому или этническому признаку.
Сексизм — полово-стереотипные атрибуции, которые проявляют тенденцию к вынесению различных оценок в отношении мужчин и женщин (половой стереотип).
Стигматизация — акт навешивания ярлыков, представляет собой актуализацию предубеждений и предрассудков, т. е. установки предвзятости.
Токенизм — обозначает совершение актов символической благотворительности или «подачек» в отношении членов группы меньшинств (этнических, женщин, неимущих и т. п.).
6.1. Понятие социальных предубеждений
Предубеждение определяется как «установление унижающих аттитюдов или представлений, выражение негативного эмоционального отношения или проявление враждебности или дискриминационного поведения в отношении членов группы вследствие их принадлежности к данной группе».
Характеристики феномена предубеждения:
-
являются характеристикой межгрупповых отношений; проявляются в сфере межличностных отношений;
-
имеют место по отношению к какой-либо социальной группе, а также отдельному человеку при условии его идентификации с этой группой (общие свойства, приписываемые группе, превращаются в частные, свойственные отдельному индивиду);
-
рассматриваются как аттитюд (отношение, социальная установка), причем негативный; подчеркивается, что это негативная оценка группы и ее членов, отрицательное, враждебное, презрительное отношение, антипатия, неприязнь, осуждение;
-
характеризуют неадекватность, необоснованность, ложность, основываются на ошибочной негибкой генерализации, неполной, неверной, неточной информации, а в силу этого, являются неоправданными, наконец, препятствуют адекватному восприятию и интерпретации сообщения или действия;
-
носят априорный характер, выступают как предварительное, предшествующее объективному знанию, заранее принятое мнение, преждевременное суждение, не основанное на фактах;
-
выражают определенное эмоционально-оценочное отношение к представителям группы, предубеждения проявляют себя регуляторами конкретных межличностных отношений;
-
выполняют функции оправдания неблаговидного поведения человека или группы и рационализации их негативных чувств;
-
чреваты негативными, деструктивными последствиями, мешают установлению хороших отношений между людьми, часто являются причиной непонимания, разногласий, источником межгрупповых и межличностных конфликтов и столкновений, дискриминации, препятствуют объективности и автономности оценок происходящего, наконец, подготавливают благоприятную почву для стигматизации и могут проявляться в ней;
-
с трудом поддаются изменениям под воздействием убеждения путем логической аргументации с использованием рациональных доводов. Отмечается, что предубежденный субъект совершенно не мотивирован осознать, что он пристрастен или консервативен и не может дать объективную, независимую оценку происходящим событиям.
Социобиологический подход. Опирается на основные положения эволюционной теории. С точки зрения этого подхода нетерпимость является врожденной или, по меньшей мере, имеет биологическую основу. Влияние социальных и личностных факторов представителями этого подхода (Р. Херрнстейн, К. Мюррей, Д. Спербер, В. Рейнолдс, В. Фолгер) не рассматривается. Боязнь чужаков и потребность в групповой идентификации связаны с врожденным стремлением сохранить свой вид, свою группу, а стратегии коммуникации служат целям выживания и подвержены действию факторов естественного отбора. Предубеждения являются, таким образом, биологически целесообразными.
Психоаналитический подход. На психологические корни межгрупповой напряженности впервые обратил внимание родоначальник психоанализа З. Фрейд, предложив в своих поздних работах достаточно стройную систему взглядов на природу этого явления. Фрейд постулировал факт неизбежности, универсальности аутгрупповой враждебности в любом межгрупповом взаимодействии, интерпретировав ее как главное средство держания сплоченности и стабильности группы. В рамках психоаналитической ориентации рассматривался и механизм возникновения межгрупповой враждебности. Он состоит в переносе амбивалентных эмоциональных отношений в семье на более широкий социальный контекст: отношение к лидеру и идентификация с собственной группой складываются по модели отношения к отцу в семье, агрессия же переносится на аутгруппу.
Ярким примером является концепция «авторитарной личности», предложенная Т. Адорно и коллегами. Авторы использовали идею психоанализа о предопределенности личности взрослого человека детским опытом. Исследователей интересовали психологические корни авторитарности, этноцентризма, фашизма. Их гипотеза состояла в том, что существуют люди, предрасположенные к предубеждениям. Источник такой предрасположенности коренится в особенностях социализации. Главными агентами социализации являются родители. Если они используют излишне жесткий дисциплинарный режим, требуя от ребенка строгого соблюдения социальных норм и не предоставляя ему тем самым возможности самовыражения, то у ребенка возникает естественная агрессия по отношению к ним, которая переместится на альтернативные цели. Конечный результат — формирование авторитарной личности, главной характеристикой которой является ее нетерпимость, предубежденное отношение к представителям аутгруппы. Психологический портрет авторитарной личности представлен следующими характеристиками: твердость и непреклонность убеждений; конвенциональная система ценностей; непримиримость по отношению к собственной или чужой слабости; убежденность, что людей следует наказывать за нарушение социальных норм, не стоит пытаться их понять; высокая подозрительность, особенно при столкновении с чем-то незнакомым; уважение к власти и строгое следование ее указаниям. Отношение такой авторитарной личности к власти складывается по модели отношения к родителям. Постоянно сдерживаемая враждебность к власти по механизму замещения направляется на другие социальные группы.
К. Г. Юнг, родоначальник аналитической психологии, в архетипической структуре личности рассматривает архетип тени. Тень воплощает непризнаваемые, несовместимые с сознательно избранной установкой стремления и качества; это низшая часть личности, ее темные аспекты, совокупность ее непривлекательных качеств. Тень проецируется на других. Человек просто обвиняет своего врага в недостатках, которые не хочет признать за собой. Он злится на непризнаваемые им части собственного существа. Таким образом, в терминах аналитической психологии предубеждения есть результат проецирования тени на окружающие объекты. В этом случае проецирующий и получатель проекции становятся «одной душой» и нуждаются друг в друге для своего душевного равновесия и просто существования, даже если в процессе этих странных взаимоотношений и разрушают друг друга. Психическое человека нуждается во враге и даже вносит свой вклад в его создание. Сознательное же отношение и терпимость к тени сдерживают проецирование негативных качеств психического на других и непроизвольную потребность в создании врагов.
Необихевиористский подход. Наиболее яркой иллюстрацией данного подхода является уже известная читателю концепция фрустрации и агрессии Дж. Долларда и Н. Миллера в качестве основной предлагает следующую идею: наличие агрессивного поведения всегда предполагает существование фрустрации, и наоборот, фрустрация ведет к некоторой форме агрессии. Во многих фрустрирующих ситуациях человек не в состоянии прямо выразить свою агрессивные устремления по отношению к фрустратору (со стороны последнего можно ожидать ответных агрессивных действий, источник фрустрации может быть не совсем ясен или же он находится в самом индивиде, моральные нормы могут накладывать ограничения на выражение негативных эмоций). Во всех подобных случаях выбираются новые объекты для агрессии, которые не имеют никакого отношения к фрустрации, невиновны и неспособны к удовлетворительной самозащите.
6.2. Формы проявления социальных предубеждений
Сексизм — полово-стереотипные атрибуции, которые проявляют тенденцию к вынесению различных оценок в отношении мужчин и женщин (половой стереотип). Исследования половых стереотипов показали, что как мужчины, так и женщины убеждены в том, что показатели мужчин выше показателей по параметрам интеллекта и независимости, в то время как показатели женщин выше по показателям теплоты и эмоциональных переживаний. Эти результаты оказались выраженными и в кросскультурном аспекте: в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии и некоторых регионах Ближнего востока. Это согласованные социальные стереотипы. Очевидно и то, что существует выраженное половое разделение труда: большинство официантов, продавцов, секретарей, телефонистов, медперсонала и т. п. — женщины, а большинство правоведов, инженеров, военных, руководителей и т. п. — мужчины.
Расизм — дискриминация по расовому или этническому признаку. Например, выраженное предубежденное отношение к лицам так называемой «кавказской национальности». Предубежденность может проявляться и в практически автоматизированном восприятии, проявляющемся в мгновенной фиксации расовой принадлежности оцениваемых людей.
Эйджизм — это социальные предубеждения по отношению к какой-либо возрастной категории. Во многих культурах, особенно тех, в которых сохраняются большие семьи, старость почитается — они рассматриваются как мудрые учителя и руководители. Во многих других странах, в которых доминируют небольшие семьи, эта традиция становится нехарактерной и старость начинает вызывать раздражение. В этих странах больше ценится молодость, а пожилые люди вызывают более негативные стереотипы. И расцениваются как обременительные и немощные члены общества. Они лишаются многих социальных прав и игнорируются их специальные потребности.
Токенизм или символическая благотворительность. Токенизм (от англ. token — «символический», «кажущийся») обозначает совершение актов символической благотворительности или подачек в отношении членов группы меньшинств (этнических, женщин, неимущих и т. п.). Токенизм или символическая благотворительность, подачки может использоваться организациями и обществами в целом. В Соединенных Штатах, например, критикуется символическое привлечение к работе представителей меньшинств (темнокожих, женщин), организациями, которые впоследствии не предпринимают никаких действий в отношении обеспечения их подлинного равноправия. Создается впечатление, что эти организации могут использовать меньшинства в качестве символической защиты от возможных обвинений в предубеждениях. Токенизм на этом уровне может иметь крайне вредные последствия для самооценки тех меньшинств, которые используется в качестве такого рода символов.
6.3. Стигматизация
Древние греки использовали слово «стигма» для описания телесных знаков, которые имели своим предназначением указать на нечто необычное, неестественное, постыдное, «плохое» в человеке, его социальном, психологическом или моральном статусе. Это были выжженные или вырезанные на теле человека знаки, которые свидетельствовали о том, что этот человек — раб, преступник, изменник. Это было своего рода клеймо позора, гласившее: «Этого человека следует сторониться». В настоящее время стигма представляет собой некий атрибут, дискредитирующий человека в глазах окружающих, это качество, выдающее некое «постыдное» свойство индивида, его ущербность, дефект, нежелательное отличие от нормы. Стигма наделяет индивида статусом неполноценного человека («не вполне человека»), вызывает его непринятие или, по меньшей мере, отсутствие готовности взаимодействовать с ним «на равных». Стигматизируемый — это человек, который не соответствует в каком-то отношении нормативным требованиям и ожиданиям, причем это несоответствие является нежелательным.
И. Гоффман выделяет три типа таких характеристик, обозначаемых в используемой терминологии «стигма»:
-
физический дефект;
-
недостаток характера, воспринимаемый как слабость воли;
-
родовая стигма (раса, национальность, вероисповедание и др.), которая может передаваться из поколения в поколение.
В качестве ведущего фактора, определяющего потенциальную жертву стигматизации, Дуглас выделил видимое, наблюдаемое отличие человека от большинства. Это основной способ выбора кого-то из членов группы на роль козла отпущения. Жертвой стигматизаторов становится человек, непохожий на них, не такой, как все. Вообще индивидуальные различия выполняют адаптивную функцию, составляют ресурсы группы, способствуют её развитию, расширяют и углубляют ее возможности, повышают продуктивность при решении групповых задач и достижении поставленных целей, являясь при этом приемлемым и значимым. Неординарность и индивидуальность ценятся высоко и приветствуются окружающими. Но отличие, которое было приемлемым в обычных обстоятельствах, когда дела шли хорошо, рассматривалось как полезное, может достаточно быстро стать раздражающим, вызывающим неприязнь, предубеждение, враждебность по отношению к его носителю, особенно если группа находится на переходном этапе своего развития, когда она наиболее уязвима. Человек, ставший жертвой стигматизации, рассматривается как препятствующий дальнейшему существованию группы, ее прогрессу, достижению поставленных целей, особенно если он мало участвует в делах группы, является некомпетентным. Отличие может касаться самых разнообразных характеристик человека, особенностей его поведения. Оно может быть связано с внешностью, возрастом, половой, расовой, национальной принадлежностью, религиозными и другими убеждениями, социальным положением и т. д. Здесь немаловажную роль играют имеющиеся у стигматизаторов предубеждения. Отличие может касаться как негативных сторон человека, например его некомпетентности, так и позитивных, например, более высокий уровень интеллектуального развития по сравнению с остальными может быть раздражающим, вызывающим неприязнь и предубежденное отношение. В периоды отчаяния, сильного напряжения даже цвет волос может послужить предпосылкой для стигматизации человека. Степень отличия стигматизируемого от стигматизаторов служит своего рода мерой интенсивности напряжения последних, заставляющего культурных людей вести себя неэтично и несправедливо по отношению к своему коллеге, делая из него козла отпущения.
В качестве еще одной предпосылки, определяющей выбор человека на роль козла отпущения, выделяют социальное бессилие. Оно предполагает низкую значимость человека для стигматизаторов, низкий статус, некомпетентность, изолированность, а также неспособность отплатить, постоять за себя, дать отпор. Существует гипотеза, согласно которой с целью обезопасить себя от ответных агрессивных актов, в качестве козла отпущения выбирают «безобидный объект». Но наличие социального бессилия не является обязательным условием для осуществления стигматизации. На роль козла отпущения иногда выбираются и сильные, обладающие властью члены группы. Стигматизированным может стать лидер, руководитель. Этот тип решения связан с культурной моделью, согласно которой, если группа «действует плохо», это вина руководителя. Важно отметить, что, становясь козлом отпущения, человек приобретает ценность и значимость для стигматизаторов, так как позволяет им избавиться от неприятного чувства вины, ответственности, разрядить напряжение, выместить обиды и т. д. Поэтому во многих случаях имеет место неосознанное стремление стигматизаторов удержать человека, ставшего для них козлом отпущения, рядом.
Переход из одной группы в другую часто не решает проблемы стигматизированности, освобождения от роли козла отпущения. Это может быть связано с формированием уже рассматривавшегося ранее феномена «наученной беспомощности». Сталкиваясь с многочисленными неудачами, человек как бы формирует своеобразную предуготованность к будущим неудачам (в данном случае, враждебности окружающих), снижает уровень ожидаемой эффективности, что, в свою очередь, обрекает его на новые неудачи. Он начинает вести себя как жертва: пассивно и неэнергично. Наученная беспомощность есть разновидность утраты веры в справедливый мир. Предвосхищая повторение неприятного прошлого в новой ситуации, человек неадекватно интерпретирует нейтральное отношение окружающих как негативное и столь же неадекватно реагирует, привлекая к себе внимание потенциальных стигматизаторов.
6.4. Эффекты социальных предубеждений
Из предшествующего анализа следует, что объекты предубеждений и дискриминации обладают низким статусом, влиянием в обществе и не могут избежать принятого в нем негативного отношения. Члены этих групп интернализуют (принимают как существующие) эти оценки и формируют негативный образ самих себя, который проявляется в различных контекстах:
-
Снижение самооценки. Повседневное столкновение с выражениями предубеждений приводит к снижению самооценки, т. к. в ее основании всегда лежит социальное сравнение. Носители стигмы воспринимаются окружающими как неполноценные, неспособные люди, а стигма оценивается окружающими как некое порочащее, «постыдное» качество. Результатом становится чувство стыда, которое испытывается в связи с обладанием стигмой, и стремление скрыть этот факт (если это возможно) от окружающих. Носитель стигмы может также вслед за окружающими осознавать свою неполноценность, стыдиться ее. Самооценка человека зависит от уровня его достижений. Поэтому вероятность формирования заниженной самооценки у членов стигматизированных групп высока.
-
Неудачи и понесенный ущерб. Жертвы предубеждений, принадлежащие к отвергаемой группе, лишаются источников, предоставляемых обществом для достижения успехов — например, получение качественного образования, здоровье, материальное благополучие, высокооплачиваемая работа и т. п. Таким образом, дискриминация делает очевидной реальную неуспешность и неудачливость в достижении высших стандартов в обществе. Это осознание неудачливости интернализуется жертвой предубеждений, становящейся хронически апатичной.
-
Феномен самоудовлетворяющих пророчеств, проявляющийся в формировании реальности, соответствующей сформировавшимся устойчивым представлениям о самих себе. Классическим примером такого рода являются эксперименты Розенталя и Джекобсона, подменявших показатели IQ сильных и средних учеников и соответствующим образом представлявших их учителям. Результат экспериментов заключался в том, что как ученики были представлены, так они и закончили обучение, независимо от исходных объективных оснований.
-
Формирование негативной социальной идентичности. Осознание своей принадлежности к стигматизируемой социальной группе, субъективная идентификация с ней соответственно может привести к формированию негативной социальной идентичности и снижению самооценки. Это особенно характерно для тех случаев, когда человек стал обладателем стигматизирующего качества уже после того, как усвоил доминирующие в обществе стереотипы и предубеждения и сам в прошлом подвергал стигматизации и отвержению соответствующие категории людей, относился к ним с пренебрежением. Примером такого рода является включение человека в группу нищих, просящих милостыню.
-
Депрессия, подавленность. Стигматизация сопровождается ощущением подавленности, бесперспективности собственного существования. В частности, как отмечает А. Финзен, люди, страдающие психическими заболеваниями (например, шизофренией), задаются вопросом, связанным с потребностью скрывать свое заболевание, отрицать его: «Стоит ли продолжать жить с этим заболеванием?». Такая установка повышает риск суицида. Одиночество и социальная изоляция, будучи результатом стигматизации и предубежденного отношения окружающих, могут стать источником безнадежности и отчаяния, а это основные мотивы суицида.
-
Снижение чувства контроля над окружающим миром, наученная беспомощность, пессимистический атрибутивный стиль. Наученная беспомощность возникает в тех случаях, когда человек считает себя неспособным контролировать то, что с ним происходит. Сталкиваясь с многочисленными неудачами, он формирует своеобразную предуготованность к будущим неудачам, снижает уровень ожидаемой эффективности, что, в свою очередь, обрекает его на новые неудачи. Он начинает вести себя как жертва: пассивно и неэнергично.
-
Наличие вторичной выгоды. Так, например, в ряде случаев наличие стигмы используется ее носителями для оправдания собственной неуспешности, которая имела место по причинам, не связанным с обладанием стигмой. Это способ избежать социальной ответственности: «Как я такой неполноценный могу достичь успеха?». Устранение стигмы (например, устранение физического недостатка путем хирургической операции) делает человека беззащитным перед возрастающими требованиями окружающих и лишает его возможности оправдания собственного бездействия и неудач, несостоятельности. Если человек не готов справиться с подобной ситуацией, он может избрать невротическую модель поведения.
-
Низкий уровень достижений. Ощущение собственной беспомощности может привести к снижению уровня притязаний, пассивности и бездействию и, как следствие, низким результатам и достижениям. Но такая ситуация может быть обусловлена и объективно наличием дискриминации носителей стигмы, их непринятием и социальной изоляцией, а это существенно снижает вероятность их успеха в той или иной сфере.
-
Вторичная девиация. Стигматизация как акт навешивания ярлыка рассматривается в качестве источника девиантного поведения. Г. Беккер отметил, что девиация есть «не качество поступка, который совершает человек, а скорее следствие применения другими людьми правил и санкций против «нарушителя». Появление девиантного поведения возможно при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер. Постепенно человек сам привыкает считать себя таковым и начинает вести себя в соответствии с новой ролью.
-
Последствия для общения. Результатом предубежденного отношения и стигматизации является подозрительность и недоверие представителей стигматизированных групп к окружающим. Они либо ведут себя агрессивно, занимают оборонительную позицию, либо становятся замкнутыми и избегают контакта с окружающими в ожидании враждебного отношения с их стороны, или, по меньшей мере, особо пристального внимания к своей персоне и своему «недостатку». Стигматизированные часто стремятся скрыть, если это возможно, то качество, которое может вызвать предубеждения в отношении них. Ведь даже если окружающие тщательно контролируют свои высказывания и свое поведение со стигматизированными, они все равно демонстрируют неловкость в общении с последними, боясь неосознанно их оскорбить, лишний раз напомнить об их «неполноценности». И. Гофман также указывает на тенденцию стигмы к иррадиации, распространению ее влияния на родных и близких стигматизированных индивидов, которые также могут подвергаться социальной изоляции. Так, стигма «преступник», «алкоголик» и т. д. с легкостью переносятся на ближайшее окружение. Ярлыки «жена алкоголика», «сын преступника» и другие подобные обозначения также представляют собой стигму, «клеймо».
ТЕМА 7
СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ
Глоссарий
Адаптация социальная — постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды.
Компромисс — это такой способ разрешения конфликта, когда конфликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либо уступок более слабой стороны, либо той стороне, которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний.
Консенсус — наличие между двумя или более индивидами сходных ориентаций в каком-либо отношении, та или иная степень согласия и согласованности в действиях.
Консолидация — объединение, концентрация.
Конфликт — столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, спор.
Мотив — это «субъективная причина» действия, то есть то состояние психики человека, с которым он вступает в конфликт.
Сила участников социального конфликта — это способность оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию.
Социальный конфликт — это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели.
Третейский суд (разбирательство) — арбитраж для разрешения споров по гражданским делам.
7.1. Определение конфликта и конфликтной ситуации
Социальный конфликт — это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели. Он возникает, когда одна сторона стремится к реализации своих целей или интересов в ущерб другой.
Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: «под социальным конфликтом я понимаю реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы источники этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой стороной».
В науке существует специальная отрасль социологического знания, изучающая непосредственно это социальное явление — конфликтология.
Основными субъектами конфликтов являются социальные группы, поскольку их потребности, притязания, цели могут реализовываться только через использование власти. Именно поэтому в конфликтах принимают участие такие политические силы, как государственный аппарат, политические партии, парламентские группы, фракции, «группы влияния» и т. д. Именно они являются выразителями воли больших социальных групп и основными носителями социальных интересов.
В конфликтологии большое внимание уделяется понятию сила участников социального конфликта.
Сила — это способность оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Она включает в себя ряд разнообразных компонентов:
1) физическую силу, включая и технические средства, применяемые как инструмент насилия;
2) информационно-цивилизационную форму применения социальной силы, требующую сбора фактов, статистических данных, анализа документов, изучения материалов экспертизы с целью обеспечения полноты знания о существе конфликта, о своем оппоненте для выработки стратегии и тактики поведения, использования материалов, порочащих соперника, и т. д.;
3) социальный статус, выражающийся в общественно признанных показателях (доходы, уровень власти, престиж и т. д.);
4) прочие ресурсы — деньги, территория, лимит времени, психологический ресурс и т. д.
Виды социальных конфликтов
Конфликты делят по различным основаниям, из которых наибольший интерес представляют следующие:
1. По субъекту конфликты бывают внутриличностными (могут иметь следующие формы: ролевой — возникает, когда к одному человеку предъявляют противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы; внутриличностный — может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями); межличностными (может проявляться как столкновения личностей с различными чертами характера, взглядами, ценностями и является самым распространенным); между личностью и группой (возникает, если личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы); межгрупповой (между большими социальными группами, между малыми и большими группами, между представляющими большими социальные группы партиями и организациями, между государствами и группами государств).
2. По объекту, поскольку без предмета общих притязаний конфликты не бывают; такими «предметами» являются:
а) человек (ребенок как предмет усыновления-удочерения, человек, унизивший достоинство другого человека и т. п.);
б) материальная собственность (земля, дом, квартира, деньги, ценные бумаги, все, что составляет наследство и др.);
в) интеллектуальная собственность (технологии ноу-хау, кино- и видеоматериалы, музыкальные произведения и др.);
г) религиозная вера (раздоры по поводу толкования догматов веры, культа, церковная собственность и др.);
д) условия и оплата труда (условия, по мнению одной из сторон конфликта неудовлетворительны, оплата низка и т.д.);
е) территория иностранного государства, которая, по мнению другой стороны данному государству не принадлежит;
ж) должность выгодная и престижная, за которую борется некоторое число претендентов;
з) награда, которая, по мнению одной из сторон конфликта, является незаслуженной.
3. По содержанию деятельности конфликты бывают экономические, политические, экологические, научные, религиозные, бытовые, судебные, спортивные, трудовые и др.
4. По доминирующим мотивам бывают эмоциональными и рациональными. Мотив — это «субъективная причина» действия, то есть то состояние психики человека, с которым он вступает в конфликт. В эмоциональном конфликте господствует логика чувств, а не мыслей. Непременно деление всех причастных к конфликту на «своих» и «чужих», нейтралитет не признается. Рациональные конфликты охватывают рассудочную сферу, они характерны постановкой «стратегических» целей и далеко идущих планов. В рациональных конфликтах «блюдо мести должно быть холодным».
7.2. Динамика конфликта
Стадия конфликтного поведения характеризуется максимальным использованием силы участниками конфликта, применением всех имеющихся в их распоряжении средств. Значительное влияние на развитие конфликта оказывает окружающая социальная среда, определяющая условия, в которых протекает социальный конфликт. Она может выступать либо источником внешней поддержки участников конфликта, либо сдерживающим, либо нейтральным фактором.
Социальный конфликт, как правило, проходит через основные этапы.
В конфликтологии принято выделять следующие стадии протекания конфликта:
1) скрытая стадия, на которой противоречия между участниками конфликта еще не осознаются и проявляются лишь в явном или неявном недовольстве ситуацией;
2) формирование конфликта — четкое осознание претензий, которые, как правило, высказываются противоположной стороне в виде требований;
3) инцидент — событие, которое переводит конфликт в стадию активных действий;
4) активные действия сторон, которые способствуют достижению наивысшей точки конфликта, после чего он идет на убыль;
5) завершение конфликта, причем оно не всегда осуществляется путем удовлетворения притязаний сторон.
Также необходимо помнить, что на любой из указанных стадий конфликт может прекратиться либо самостоятельно, либо по соглашению сторон, либо с участием третьей стороны.
Сочетание даже небольшого числа оснований конфликтов даёт большое разнообразие конфликтов. Но как бы они ни были разнообразны, всем им присуща повторяемость основных моментов в протекании данного явления. Представляется возможным выделение 3-х наиболее обобщенных стадий конфликта:
1. Начало конфликта. Столкновение интересов фактически бывает всегда, но само по себе столкновение не всегда превращается в конфликт. Несоответствие ценностей, интересов, целей, средств их достижения часто претерпевается стороной возможного конфликта. Она либо смиряется с несправедливостью, либо ждет своего часа, затаив обиду. Собственно конфликт начинается с определенных действий, которые направлены против интереса другой стороны. Действия таковы: анализ аргументов своих и противника, поиск союзников конфликта, «разведка боем» и др. Главные действия — впереди.
2. Кульминация конфликта. Происходит демонстрация аргументов своих и критика аргументов противника. Применяются действия как открытые, так и скрытые. Умелые дуэлянты используют любимый метод — провокацию. Он предназначен для оправдания своих действий в глазах «общественного» мнения или для того, чтобы подтолкнуть противника на ошибочные действия. Примеры: начало Первой и Второй мировых войн.
3. Разрешение конфликта. Имеет три наиболее вероятных варианта: 1) уступка одной из сторон, заканчивающаяся либо подчинением проигравшей стороны, либо ее уничтожением (заказное убийство, геноцид); 2) компромисс как результат равенства сил конфликтующих сторон; 3) участники конфликта сами становятся жертвами 3-й стороны, не принимавшей ранее участия в конфликте. «Обезьяна сидит на горе и смотрит на борьбу тигров в долине…» (китайская поговорка).
7.3. Характеристика и факторы протекания конфликтов
К изучению конфликтов обращались и обращаются многие ученые, начиная с античности и до наших дней. Аристотель, Т. Гоббс, А. Смит, К. Маркс, Л. Козер, Р. Дарендорф и многие другие изучали и анализировали причины и течение конфликтов в различных социальных системах, выявляли закономерности и особенности, искали пути разрешения. Одним из основоположников теории конфликта считается основатель марксистской школы в социологии — К. Маркс, который рассматривал и описывал антагонистические (непримиримые) противоречия между классами, видя в них главную движущую силу общества на пути социальных изменений. Рассматривая революцию как наивысшее проявление классового конфликта, К. Маркс называл их «локомотивом истории». Представители неомарксистской школы утверждают, что межклассовые конфликты не только дестабилизируют общество, но могут привести к полному разрушению социального порядка.
Во второй половине XX века появились новые направления в теории конфликта, которые объясняли социальные конфликты, как неизбежные процессы, сопровождающие функционирование и особенно развитие любого общества. В 1956 г. Георг Зиммель в своем труде «Функции социального конфликта» обосновывает развивающую функцию конфликтов путем создания новых социальных норм в обществе, которые обеспечивают и являются показателем его развития.
Л. Козер полагал, что конфликты в группе повышают ее адаптивность и способствуют внутригрупповой интеграции.
Р. Дарендорф отмечал, что в основе социальных конфликтов лежат неравные властные возможности, авторитет, престиж, господство и подчинение, т.е. конфликты возникают везде — в любой социальной системе, где есть стремление к доминированию.
П. Сорокин писал, что к возникновению конфликтов может привести подавление базовых потребностей людей в пище, одежде, свободе и т. д. А путем урегулирования может быть открыта возможность доступа к необходимым и соответствующим видам деятельности.
Э. Гидденс писал: «под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действиями людей или группами, независимо от того, какие источники этой борьбы, ее способы и средства, мобилизует каждая из сторон». Единой общепринятой типологией конфликта к настоящему времени не выработано, но конфликтология (отрасль, изучающая социальные конфликты) выработала 2-е модели описания и изучению конфликта: процессуальную — модель, изучающую динамическую сторону конфликта и конфликтного поведения; структурную — модель, анализирующую действия и причины возникновения, развития и течения конфликта.
Функции конфликтов можно разделить на конструктивные, которые смягчают противоречия, снижают напряжения, и деструктивные — способствующие развитию и течению конфликта.
Например, конструктивными функциями конфликта являются: коммуникативная функция; консолидирующая функция; функция разрядки напряженности.
Л. Козер выделял следующие конструктивные и в целом влияющие благотворно аспекты конфликта:
-
образование групп, установление и поддержание нормативных и физических границ групп;
-
установление и поддержание относительно стабильной структуры межгрупповых и внутригрупповых отношений;
-
адаптация и социализация групп и индивидов;
-
создание и поддержание баланса сил и власти;
-
получение информации об окружающей среде;
-
стимулирование нормотворчества и активизация социального контроля;
-
создание условий возникновения новых социальных институтов.
Конфликты могут иметь различные формы выражения и течения: открытие — массовые действия, массовый протест и другие. Закрытые формы — разные формы скрытого течения конфликтов, митинги. Они могут перейти, при определенных условиях, в открытые формы или быть урегулированы.
7.4. Стратегии выхода из конфликтной ситуации
К настоящему времени выработаны некоторые общие подходы и методы в урегулировании конфликтов. Например, методы избегания конфликтов; метод переговоров; метод использования посредников; метод откладывания конфликтов; метод третейского разбирательства.
Компромисс и консенсус как формы завершения социального конфликта
Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Устранение инцидента необходимо, но это недостаточное условие для разрешения конфликта. Полное разрешение конфликтной ситуации возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать различные формы, но наиболее радикальным считается такое изменение, которое устраняет причины конфликта.
Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной стороны: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте.
В современной конфликтологии можно выделить два типа успешного завершения конфликта: компромисс и консенсус.
Компромисс представляет собой такой способ разрешения конфликта, когда конфликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либо уступок более слабой стороны, либо той стороне, которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний.
Консенсус — наличие между двумя или более индивидами сходных ориентаций в каком-либо отношении, та или иная степень согласия и согласованности в действиях. Нетрудно увидеть, что именно в стадии разрешения конфликта при определенных условиях возможна такая ситуация.
М. Вебер рассматривает консенсус как неотъемлемую характеристику любого человеческого сообщества, коль скоро оно существует и не распадается. Он противопоставляет консенсус солидарности, утверждая, что поведение, основанное на консенсусе, не предполагает ее в качестве условия. При этом необходимо помнить, что консенсус не исключает полностью борьбу интересов между сторонами. Также консенсус не исключает полностью возможность разгорания нового конфликта.
По М. Веберу консенсус — это объективно существующая вероятность того, что, несмотря на отсутствие предварительной договоренности, участники той или иной формы взаимодействия отнесутся к ожиданиям друг друга как значимым для них самих. Таким образом, консенсус не всегда связан с конфликтным поведением.
Для поддержания консенсуса в обществе необходимо учитывать три обстоятельства. Во-первых, естественная готовность большинства следовать действующим законам, установлениям, нормам. Во-вторых, позитивное восприятие институтов, призванных претворять в жизнь эти законы и установления. В-третьих, ощущение принадлежности к некой общности, что способствует определенному нивелированию роли различий.
ТЕМА 8
ДЕВИАНТНОЕ, ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Глоссарий
Антисоциальное (делинквентное) поведение — это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей.
Асоциальное поведение — это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений.
Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение — это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.
Импульсивность — склонность к быстрой, необдуманной, неконтролируемой реакции.
Низкая адаптивность — неспособность быстро и эффективно изменять свое поведение в ответ на изменения ситуации.
Нормальное поведение — это нормативно-одобряемое поведение, не связанное с болезненным расстройством, характерное для большинства людей.
Отклоняющееся (девиантное) поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.
Ригидность — склонность к «застреванию» на какой-либо активности (мыслях, чувствах, действиях).
Сензитивность — повышенная чувствительность к любому внешнему воздействию.
Фрустрация — препятствие на пути реализации базовых потребностей и жизненных целей, неудачи, неуспех.
8.1. Общая характеристика девиантного поведения
Каковы причины девиации? Можно выделить причины биопсихического характера: считается, что склонность к алкоголизму, наркомании, психические расстройства могут передаваться от родителей детям. Большое внимание выяснению факторов, влияющих на появление и рост девиации, уделяли Э. Дюркгейм, Р. Мертон. Они сумели выделить социальные причины:
-
аномия, или разрегулированность общества, появляется во время социальных кризисов. Старые ценности исчезают, новых нет, и люди теряют жизненные ориентиры. Растет число самоубийств, преступлений, разрушаются семья, мораль (Э. Дюркгейм — социологический подход);
-
аномия, проявляющаяся в разрыве между культурными целями общества и социально одобряемыми способами их достижения (Р. Мертон — социологический подход);
-
конфликт между нормами культуры социальных групп (Э. Селлин – культурологический подход);
-
идентификация индивида с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры (В. Миллер — культурологический подход);
-
стремление влиятельных групп ставить «клеймо» девианта членам менее влиятельных групп (Г. Беккер — теория стигматизации);
-
законы и правоохранительные органы, которые правящие классы используют против тех, кто лишен власти (Р. Квинни — радикальная криминология) и т. д.
Целесообразно выделить те специфические особенности отклоняющегося поведения личности, которые помогут нам отличить его от других феноменов:
1) отклоняющее поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам;
2) девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей;
3) отклоняющее поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям, психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим человеком или окружающими людьми;
4) рассматриваемое поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное);
5) для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности, при этом поведение не должно быть следствием нестандартной ситуации, следствием кризисной ситуации или следствием самообороны;
6) отклоняющее поведение рассматривается в пределах медицинской нормы, оно не должно отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями. В то же время, при определенных условиях отклоняющееся поведение может переходить в патологическое. Например, зависимое поведение может перерасти в системное заболевание — алкоголизм, наркоманию;
7) еще одной особенностью отклоняющего поведения является то, что оно сопровождается снижением качества жизни и различными проявлениями социальной дезадаптации;
8) в качестве последнего признака отклоняющего поведения можно отметить его выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.
Исходя из всего перечисленного, можно дать следующее определение: отклоняющееся (девиантное) поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.
8.2. Классификация детерминирующих факторов девиантного поведения
Выделяют следующие факторы, вызывающие, провоцирующие, усиливающие и поддерживающие девиантное поведение:
А. Социально-групповые условия, вызывающие и подкрепляющие отклоняющееся поведение:
-
усвоение девиантного опыта в проблемной (девиантной) социальной группе;
-
стигматизация (навешивание ярлыков);
-
отсутствие родительской семьи;
-
неполная семья (отсутствие отца или матери);
-
семья с девиантным поведением;
-
низкий социальный статус семьи;
-
низкий уровень родительской заботы и любви;
-
семья, переживающая кризис (развод, финансовый кризис, переезд);
-
социальная изоляция личности;
-
отсутствие поддерживающей социальной группы;
-
низкий личный статус в референтной социальной группе;
-
отсутствие близких друзей;
-
отсутствие сексуального партнера;
-
общественная незанятость (отсутствие работы, любимого занятия).
Б. Индивидуально-личностная предрасположенность к отклоняющемуся поведению:
-
духовные проблемы: отсутствие или утрата смысла жизни, не сформированные нравственные ценности и др.;
-
деформации в ценностно-мотивационной системе личности: девиантные ценности; оппозиционная установка; фрустрированность потребностей; внутренние конфликты;
-
эмоциональные проблемы: доминирование негативных аффектов и чувств; низкая эмоциональная толерантность (непереносимость аффекта); эмоциональная возбудимость;
-
проблемы саморегуляции: дефицит целеполагания; низкий уровень осознанности поведения; склонность отыгрывать аффекты в действиях, непродуктивные способы совладания с повседневным стрессом (уход, изоляция, отрицание, проекция); малопродуктивные механизмы психологической зашиты; низкие адаптивные возможности;
-
нарушения идентичности: заниженная и неадекватная самооценка, размытая групповая или половая идентичность, ложная самоидентичность;
-
когнитивные искажения: дефицит знаний; стереотипы мышления, предрассудки, неадекватные установки;
-
негативный или дефицитарный жизненный опыт девиантный опыт, наличие сверхсильной травмы в личной истории.
Перечисленные особенности формируются в течение жизни. Сочетание нескольких выраженных проблем определяют психологическую предрасположенность к отклоняющемуся поведению.
В. Конституционально-биологическая уязвимость:
-
сензитивность (повышенная чувствительность к любому внешнему воздействию);
-
эмоциональность (яркость переживаний);
-
эмоциональная лабильность (резкие перепады настроения);
-
пониженный фон настроения;
-
чрезмерная двигательная подвижность;
-
импульсивность (склонность к быстрой, необдуманной, неконтролируемой реакции);
-
низкая адаптивность (неспособность быстро и эффективно изменять свое поведение в ответ на изменения ситуации);
-
склонность к быстрому формированию стойких поведенческих стереотипов;
-
ригидность — склонность к «застреванию» на какой-либо активности (мыслях, чувствах, действиях);
-
склонность к соматизации (телесному реагированию на неблагоприятные факторы);
-
сниженная обучаемость;
-
физические дефекты;
-
хронические соматические заболевания;
-
психические заболевания.
Г. Провоцирующая ситуация:
-
возрастной кризис;
-
утрата (родителя, ребенка, друга, любимого человека, любимого питомца);
-
потеря жизненно важных ресурсов (денег, жилья, работы);
-
фрустрация (препятствие на пути реализации базовых потребностей и жизненных целей, неудачи, неуспех);
-
нарциссическая травма (унизительное событие, вызывающее сильный стыд, резкое понижение чувства собственной значимости и обесценивание);
-
физический стресс (голод, сексуальная депривация, гиподинамия, болезнь);
-
вовлечение (негативный пример окружающих, соблазнение, активное вовлечение, принуждение к девиации со стороны окружающих);
-
экзистенциональный вакуум (утрата смысла жизни, обесценивание прежних ориентиров);
-
социальная дезадаптация.
Д. История и особенности самого девиантного поведения:
-
высоко опасная форма девиации (употребление тяжелых наркотиков, азартные игры, суицидальная попытка);
-
яркие психофизические переживания непосредственно во время девиации;
-
негативные последствия для здоровья;
-
положительное отношение или «созависимое» поведение ближайшего окружения;
-
положительное отношение к девиации самого ее носителя; отрицание негативных последствий и опасности; отрицание своей ответственности;
-
скрытая психологическая выгода.
8.3. Классификация видов девиантного поведения
Социология рассматривает поведенческие девиации как социальные явления, которые группируются по нескольким основаниям:
а) в зависимости от масштаба выделяют — массовые и индивидуальные отклонения;
б) по значению последствий — негативные (вызывающие вредные последствия и создающие потенциальную опасность) и позитивные;
в) по субъекту — отклонения конкретных лиц, неформальных групп (например, деятельность бандитских группировок), официальных структур, условных социальных групп (например, «женский алкоголизм»);
г) по объекту — экономические, бытовые, имущественные нарушения и другие;
д) по длительности — единовременные и длительные;
е) по типу нарушаемой нормы — преступность, пьянство (алкоголизм), наркомания, самоубийства, аморальное поведение и др.
Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев:
-
вид нарушаемой нормы;
-
психологические цели поведения и его мотивация;
-
результаты данного поведения и ущерб им причиняемый;
-
индивидуально-стилевые характеристики поведения.
В соответствие с перечисленными критериями выделяют три группы отклоняющегося поведения:
-
антисоциальное (делинквентное) поведение;
-
асоциальное (аморальное) поведение;
-
аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.
Антисоциальное (делинквентное) поведение — это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействие, запрещенные законодательством.
Асоциальное поведение — это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Данное поведение регулируется социальными группами и моральными нормами (религиозные нормы, профессиональные требования, профессиональная этика, школьные правила и т. д.). Асоциальное поведение может в следующих формах: антидисциплинарное поведение, нарушение профессиональной этики, агрессивное поведение, сексуальная распущенность, бродяжничество, иждивенчество.
Аутодеструктивное (саморазрушительное поведение) — это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).
8.4. Психические и поведенческие расстройства
Медицинская классификация поведенческих расстройств основана на психопатологическом и возрастном критериях. В соответствие с ними выделяются поведенческие нарушения, соответствующие медицинским диагностическим критериям, то есть, достигающих уровня болезни. Международная классификация болезней десятого пересмотра (1994 г.) в разделе «Классификация психических и поведенческих расстройств» называет следующие поведенческие расстройства (для взрослого возраста):
F10-19 — психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ (употребления алкоголя; опиоидов; каннабиноидов; седативных и снотворных веществ; кокаина; стимуляторов, включая кофеин; галлюциногенов; табака; летучих растворителей; сочетанного употребления или использования других психоактивных веществ);
F50-59 — поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами (расстройства приема пищи; расстройства сна неорганической природы; половая дисфункция, не обусловленная органическим расстройством или заболеванием; психические и поведенческие расстройства, связанные с послеродовым периодом; злоупотребление веществами, не вызывающими зависимость, например, стероиды, витамины);
F63 — расстройства привычек и влечений (патологическая склонность к азартным играм; патологические поджоги — пиромания; патологическое воровство — клептомания; выдергивание волос — трихотиломания; другие расстройства привычек и влечений).
МКБ-10 (1994 г.) также включает типологию поведенческих расстройств с началом, характерным для детского и подросткового возраста:
F90 — гиперкинетические расстройства;
F91 — расстройства поведения (F91.0 — расстройства поведения, ограничивающиеся семейным окружением; F91.1 — несоциализированное расстройство поведения; F91.2 — социализированное расстройство поведения; F91.3 — оппозиционно-вызывающее поведение; F91.8 — другие; F91.9 расстройство поведения, неуточненное);
F92 — смешанные расстройства поведения и эмоций;
F94 — расстройство социального функционирования;
F95 — тикозные расстройства;
F98.0 — неорганический энурез; F98.1 — неорганический энкопрез; F98.2 — расстройство питания в младенческом возрасте; F98.3 — поедание несъедобного; F98.4 — стереотипные двигательные расстройства; F98.5 — заикание; F98.6 — речь взахлеб.
Данные поведенческие расстройства диагностируются при наличии нескольких характерных симптомов, которые при этом должны сохраняться не менее 6 месяцев.
Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам являются условными, хотя, и оправданными в целях научного анализа. В реальной жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуально окрашенным и неповторимым.
ЛИТЕРАТУРА
-
Агеев, B. C. Межгрупповое взаимодействие (социально-психологические проблемы) / В. С. Агеев. — М: Изд-во МГУ, 1990.
-
Андриенко, Г. В. Социальная психология / Г. В. Андриенко. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
-
Бабосов, Е. М. Конфликтология: учеб. пособие для вузов / Е. М. Бабосов. — Минск, 2000.
-
Бабосов, Е. М. Социология личности, стратификации и управления / Е. М. Бабосов. — Минск, 2006.
-
Белинская, Е. П. Социальная психология личности: учеб. пособие для вузов / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2001.
-
Гоффман, Э. Представление себя другим / Э. Гоффман // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — С. 188–196.
-
Григорьев, П. В. Теоретическая социология. Курс лекций / П. В. Григорьев. — Ярославль: изд-во ЯГУ, 2002.
-
Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. — СПб.: Питер, 2000.
-
Дарендорф, Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы / Р. Дарендорф. — М., 2002.
-
Егоров, А. Ю. Расстройства поведения подростков / А. Ю. Егоров, С. А. Игумнов. — СПб.: Речь, 2005. — 435 с.
-
Емельянов, С. М. Практикум по конфликтологии / С. М. Емельянов. — СПб.: Питер, 2001.
-
Змановская, Е. В. Девиантология: психология отклоняющего поведения: учебное пособие для студ. / Е. В. Змановская. — 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2004. — 287 с.
-
Короленко, Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц. П. Короленко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. — СПб.: Психоневрологический ин-т им. В. М. Бехтерева, С-Петерб. психиатр. ассоциация. — 1991. — № 1. — С. 8–15.
-
Кравченко, А. И. Социология / А. И. Кравченко. — М., 2007.
-
Менделевич, В. Д. Руководство по аддиктологии / В. Д. Менделевич. — СПб.: Речь, 2007. — 768 с.
-
Платонов, К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. — М., 1986.
-
Радугин, А. А. Социология: курс лекций / А. А. Радугин, К. А. Радугин. — 3-е изд. — М., 2001.
-
Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. — М., 1994.
-
Социология / под ред. акад. Г. В. Осипова. — М., 1995.
-
Социология: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. А. Н. Елсукова. — Минск, 2004.
-
Теории личности в американской и западноевропейской психологии. — М., 1996.
-
Янчук, В. А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов / В.А. Янчук. — Минск: АСАР, 2005. — 800 с.
-
Янчук, В. А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов / В. А. Янчук. — Минск: АСАР, 2005. — 800 с.
-
Янчук, В. А. Межличностная аттракция и детерминирующие ее факторы / В. А. Янчук. // Адукацыя i выхаванне. — 1998. — № 5. — С. 45–52.
-
Янчук, В. А. Формирование и управление впечатлением о личности другого человека / В. А. Янчук // Адукацыя i выхаванне. — 1998. — № 4. — С. 45–56.
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ПРЕДМЕТНАЯ
ОБЛАСТЬ СОЦИОЛОГИИ 3
Глоссарий 3
1.1. История становления социологии личности 3
1.2. Психологизация и культурологизация социологии личности 5
ТЕМА 2. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ 6
Глоссарий 6
2.1. Понятие, структура и типы личности 7
2.2. Основные подходы к изучению личности 9
2.3. Статусно-ролевая концепция личности 12
ТЕМА 3. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ 14
Глоссарий 14
3.1. Социализация: сущность, содержание 15
3.2. Основные этапы социализации 16
3.3. Механизмы социализации 18
3.4. Агенты социализации 19
ТЕМА 4. СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 20
Глоссарий 20
4.1. Социальное действие, признаки социального действия 20
4.2. Теории социального взаимодействия 23
4.3. Формирование впечатления о личности. Самопрезентация 24
4.4. Межличностная аттракция и детерминирующие ее факторы 26
ТЕМА 5. СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ 28
Глоссарий 28
5.1. Основные определения и модели процесса коммуникации 29
5.2. Виды социальной коммуникации 30
5.3. Общественное мнение и социальные стереотипы как результаты
массовой коммуникации 30
5.4. Слухи как пример неформальной коммуникации 32
ТЕМА 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ 34
Глоссарий 34
6.1. Понятие социальных предубеждений 34
6.2. Формы проявления социальных предубеждений 37
6.3. Стигматизация 38
6.4. Эффекты социальных предубеждений 40
ТЕМА 7. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ 43
Глоссарий 43
7.1. Определение конфликта и конфликтной ситуации 43
7.2. Динамика конфликта 45
7.3. Характеристика и факторы протекания конфликтов 46
7.4. Стратегии выхода из конфликтной ситуации 48
ТЕМА 8. ДЕВИАНТНОЕ, ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ
ЛИЧНОСТИ 49
Глоссарий 49
8.1. Общая характеристика девиантного поведения 50
8.2. Классификация детерминирующих факторов девиантного
поведения 51
8.3. Классификация видов девиантного поведения 53
8.4. Психические и поведенческие расстройства 54
Литература 56
Учебное издание
Трафимчик Жанна Ивановна
СОЦИОЛОГИЯ
ЛИЧНОСТИ
Учебно-методическое пособие
для самостоятельной работы студентов 1 курса
медико-диагностического факультета,
2 курса лечебного факультета и факультета по подготовке
специалистов для зарубежных стран
медицинских вузов
Редактор Т. Ф. Рулинская
Компьютерная верстка С. Н. Козлович
Подписано в печать 03.04.2013.
Формат 60841/16. Бумага офсетная 65 г/м2. Гарнитура «Таймс».
Усл. печ. л. 3,49. Уч.-изд. л. 3,81. Тираж 320 экз. Заказ № 112.
Издатель и полиграфическое исполнение
Учреждение образования
«Гомельский государственный медицинский университет»
ЛИ № 02330/0549419 от 08.04.2009.
Ул. Ланге, 5, 246000, Гомель.
страница 1 | страница 2 страница 3
|