страница 1 страница 2 | страница 3
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра общественно-гуманитарных наук
Ж. И. ТРАФИМЧИК
СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Учебно-методическое пособие
для самостоятельной работы студентов 1 курса
медико-диагностического факультета,
2 курса лечебного факультета и факультета по подготовке
специалистов для зарубежных стран
медицинских вузов
Гомель
ГомГМУ
2013
УДК 316(072)
ББК 60.5я73
Т 65
Рецензент:
кандидат философских наук,
доцент кафедры общественно-гуманитарных наук
Гомельского государственного медицинского университета
С. Н. Бордак
Трафимчик, Ж. И.
Т 65 Социология личности: учеб.-метод. пособие для самостоятельной
работы студентов 1 курса медико-диагностического факультета, 2 курса лечебного факультета и факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран медицинских вузов / Ж. И. Трафимчик. — Гомель: ГомГМУ, 2013. — 60 с.
ISBN 978-985-506-537-2
Учебно-методическое пособие включает основные структурно-содержательные компоненты лекционного курса и ориентировано на освоение актуальных проблем социологии личности как предметной области социологии.
Соответствует образовательному стандарту высшей школы, современным знаниям и тенденциям преподавания специализированного модуля «Социология личности» в вузах.
Предназначено для самостоятельной работы студентов 1 курса медико-диагностического факультета, 2 курса лечебного факультета и факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран медицинских вузов
Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебным научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» 1 февраля 2013 г., протокол № 1.
УДК 316(072)
ББК 60.5я73
ISBN 978-985-506-537-2 © Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет», 2013
ТЕМА 1
СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
КАК ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ СОЦИОЛОГИИ
Глоссарий
Аномия — это «социальное условие, характеризуемое взрывом норм, управляющих социальным взаимодействием», или «такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно».
Индивид (в неоклассическом социологическом анализе) понимается как носитель социальности; как представитель определенной культуры, социальной общности и группы; как индивидуальность.
Социальная динамика (по О. Конту) — это теория прогресса. Понятие прогресса характерно только для человеческих обществ, составляет их специфику и позволяет отделить социологию от биологии.
Социальная статика (по О. Конту) — это «структура коллективного существа», которая исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам, и соответствующие законы гармонии.
Социальность человека — это характеристика субъекта, отражающая то, что он не может поддерживать свою жизнь и удовлетворять свои потребности иначе, чем в определенной общественной структуре, адаптироваться к среде иначе, чем создавая и изменяя социальную структуру, находить свое место в жизни и реализовывать себя иначе, чем в общении с себе подобными в пространстве сложившихся и регулируемых социальными институтами социальных связей и отношений.
Социология личности — это: 1) предметная область социологии, занимающаяся исследованием социокультурной обусловленности человеческой сущности, механизмов, способов и взаимодействий в обществе; 2) специальная социологическая теория, объектно-ориентированная на изучение индивидуального уровня (само) организации и структурации социума, а также протекающих на этом уровне социокультурных процессов.
1.1. История становления социологии личности
Соотношение индивида (личности) и социума (общества) как одно из основных направлений научного анализа было изначально декларировано в проекте социологии как особой социальной науки О. Контом.
Позитивизм О. Конта. По Конту любой объект, может изучаться с двух точек зрения: статической и динамической. Это относится и к изучению социальной системы. Социальная статика — это социальная анатомия, изучающая строение социального организма, социальная динамика — социальная физиология, изучающая его функционирование. Объект первой из них — общества «в состоянии покоя», объект второй — общества «в состоянии движения».
Главный закон социального прогресса у О. Конта — это закон трех стадий. Все общества раньше или позже проходят в своем развитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии.
В теологическую эпоху люди верят сначала в фетиши (фетишистский период); затем — в богов (период политеизма); наконец — в единого Бога (период монотеизма). Основным мирским занятием являются завоевательные войны. Соответственно, духовная власть принадлежит священникам, мирская — военным.
В метафизическую эпоху люди обладают правом свободной дискуссии и основываются только на индивидуальных оценках. Духовная власть, принадлежащая метафизикам и литераторам, поглощена мирской, принадлежащей законодателям и адвокатам. Значение военной деятельности сохраняется, но она становится преимущественно оборонительной.
В позитивную эпоху духовное управление осуществляется «учеными», мирское — «индустриалами».
Эволюционная теория Г. Спенсера (1820–1903 гг.). В противоположность О. Конту, Г. Спенсер сделал акцент не на том, что изменяется в обществе на разных периодах человеческой истории, а на том, почему происходят социальные перемены и почему в обществе возникают конфликты и катаклизмы. Основные идеи концепции Г. Спенсера:
-
эволюционируют в единстве все элементы Вселенной — неорганические, органические и надорганические (социальные);
-
чем менее развитыми являются физические, эмоциональные и интеллектуальные способности человека, тем сильнее его зависимость от внешних условий существования;
-
общество не может и не должно поглощать отдельную личность;
-
социология призвана изучать, прежде всего, надорганическую (социальную) эволюцию, которая проявляется в количестве и характере разного рода общественных структур, их функциях, в том, на что собственно нацелена деятельность общества, и какие продукты оно производит.
Фактуалистическая социология Э. Дюркгейма (1858–1917 гг.). Анализу социальной связи, ее характера и различных видов проявления посвящена, по сути, и одна из наиболее известных работ Дюркгейма «Самоубийство». Эта книга общепринято рассматривается как классический социологический труд. В этом исследовании Э. Дюркгейм обратился к социальным причинам самоубийств. Основные идеи концепции Э. Дюркгейма:
-
признание первостепенного и исключительного значения социальной реальности в бытии человека;
-
использование социологических методов для объяснения этого бытия;
-
утверждение, прежде всего, автономии социальной реальности по отношению к другим видам реальности — физической, биологической, психологической.
Проблема индивидуальности в рамках классической и неоклассической социологии. Нельзя обойти вниманием и проблему индивидуальности в социологических трактовках личности. Само понятие «индивидуальность» вводится для обозначения того особенного, специфического, неповторимого, что отличает одного человека от другого. Классическая социология старалась вынести эту проблематику за пределы своего рассмотрения. Мерой человека оказывалась, прежде всего, мера усвоенного социально-типического в индивиде. Таким образом, классические социологи концентрируют внимание на базовой для них абстракции, на социальности личности. Социальность человека означает, что он не может поддерживать свою жизнь и удовлетворять свои потребности иначе, чем в определенной общественной структуре, адаптироваться к среде иначе, чем создавая и изменяя социальную структуру, находить свое место в жизни и реализовывать себя иначе, чем в общении с себе подобными в интерсубъективном пространстве сложившихся и регулируемых социальными институтами социальных связей и отношений.
В неоклассическом социологическом анализе вводится представление о необходимости учета «трехуровневости» этого понятия, применяемого для характеристики индивида: как носителя социальности вообще; как представителя определенной культуры, социальной общности и группы; как индивидуальности.
1.2. Психологизация и культурологизация социологии личности
Становление неоклассических идей способствовало конституированию разных версий статусно-ролевого подхода к пониманию социальной сути человека, в соответствии с которым человек в своем личностном аспекте трактовался как:
-
в основе своей редуцируемый к социально-личностной ипостаси, что позволяет отвлечься от психологических компонент личностной структуры;
-
детерминируемый в этом измерении социальными отношениями, взаимодействиями, условиями и ситуациями;
-
принципиально «разумный» (рациональный) при определении стратегий и тактики своего поведения и действования, ориентируемого на институционально транслируемые нормы социальной жизни;
-
предсказуемый («калькулируемый») в своих социально предопределяемых действиях и поступках.
Основные направления анализа в неклассический период развития социологии:
-
Символический интеракционизм: Ч. Х. Кули (концепты первичных социальных групп и зеркального (отраженного) «Я», акцент на взаимоотношениях «Я» и «Другого» и на задачах самореализации личности); У. А. Томас (тезисы о предрасположенности личности к определенному типу поведения и конструированию (переопределению) ею своих ситуаций); Д. Г. Мид и его ученик Г. Блумер; Дж. Морено (социометрия, психодрама, социодрама) и И. Гофман (драматургическая социология).
-
Психоаналитическая традиция: З. Фрейд (трехуровневая структура личности, механизмы психической самозащиты «глубинных» структур личности, учение о комплексах и неврозах); Г. Маркузе, Э. Фромм, Э. Эриксон.
-
Культурологические концепции: экзистенциальный анализ В. Франкл; представители культурной и структурной антропологии — Л. Уайт, К. Герц, К. Леви-Стросс; представители немецкоязычной философской антропологии — М. Шелер, Х. Плеснер, А. Гелен, Э. Ротхакер; постмодернистские идеи М. Фуко, Ж. Бодрийар, М. Маффесоли, З. Бауман и др.
1.3. Предмет и функции социологии личности
СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ — предметная область социологии, занимающаяся:
-
исследованием социокультурной обусловленности человеческой сущности;
-
механизмов, способов и стратегий взаимоотношений и взаимодействий в обществе.
Может пониматься как:
-
специальная социологическая теория, объектно-ориентированная на изучение индивидуального уровня (само) организации и структурации социума, а также протекающих на этом уровне социокультурных процессов (так или иначе связанных с предельно широко понимаемыми процессами социализации и социальной адаптации);
-
совокупность разнопарадигмальных социологически ориентированных теорий личности (статусно-ролевые, диспозиционные, психологизированные, культурологизированные теории личности);
-
метатеоретический уровень рефлексии, ориентированный на выявление и критический анализ возможностей и ограничений социологических средств и социологии как научной дисциплинарности в целом в исследовании личностной проблематики (в этом случае необходим анализ и внедисциплинарной критики основных социологических парадигм и исследовательских стратегий).
ТЕМА 2
ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Глоссарий
Главный статус — статус, определяющий положение личности в общественной иерархии.
Достигаемый статус — получаемый человеком благодаря своим собственным силам или удаче. Пример: муж, инженер, изобретатель, кочегар.
Имидж — облик, который, по мнению общества, характерен для носителя того или иного статуса.
Индивид — отдельный, обособленный представитель социальной группы. Например, украинец, рабочий, учитель, студент, фермер, инженер.
Индивидуальность — неповторимость, уникальность каждого индивида. Обусловлено биологической наследственностью и особым жизненным опытом.
Личность — это, во-первых, системное качество индивида, объясняющееся его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; во-вторых, субъект и продукт социальных отношений.
Предписанный статус — тот статус, который человек получает «автоматически» при рождении или по прошествии времени.
Разделение ролей — снятие ролевого напряжения путем неосознанного временного исключения из жизни одной из ролей.
Рационализация — способ решения ролевого конфликта путем бессознательного поиска отрицательных сторон желаемой, но недостижимой роли.
Регулирование ролей — осознанный способ решения ролевого конфликта путем перекладывания ответственности за его последствия на других.
Ролевое напряжение — трудность, связанная с неправильной ролевой подготовкой, неудачным исполнением роли.
Ролевой конфликт — это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей.
Роль — поведение, ожидаемое от человека, занимающего определенный статус.
Самость (в символическом интеракционизме) — реакция личности на воздействие других людей и общества в целом, осмысление своего положения.
Смешанный статус — обладает признаками предписанного и достигаемого, но достигаемого не по желанию человека. Пример: инвалид, беженец, безработный.
Статус — 1. устойчивое положение внутри социальной системы, связанное с определенными ожиданиями, правами, обязанностями. 2. соотносительное положение личности в обществе.
Человек — психосоциобиологическое существо, прямоходящее, имеющее развитый мозг и умелые руки. Иными словами, «человек» означает родовое качество.
2.1. Понятие, структура и типы личности
«Личность» как понятие неразрывно связана с человеком. Однако человек может и не быть личностью. Возможно ли это? Разберемся с основными понятиями.
Человек — психосоциобиологическое существо, прямоходящее, имеющее развитый мозг и умелые руки. Иными словами, «человек» означает родовое качество.
Индивид — отдельный, обособленный представитель социальной группы. Например, украинец, рабочий, учитель, студент, фермер, инженер.
Индивидуальность — неповторимость, уникальность каждого индивида. Обусловлено биологической наследственностью и особым жизненным опытом.
Личность — это, во-первых, системное качество индивида, объясняющееся его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; во-вторых, субъект и продукт социальных отношений. Только что родившийся ребенок — не личность. Он — индивид. Чтобы стать личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются биологические, генетически заданные предпосылки и наличие социальной среды, с которой ребенок взаимодействует.
Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, которые составляют ее структуру. В структуре личности можно выделить биогенные, психогенные и социогенные компоненты. Биогенный компонент учитывается социологами лишь в случае увечья или болезни человека, что мешает выполнению им социальных функций. Психогенный компонент состоит из эмоций, переживаний, волевых устремлений, памяти, способностей и т. д. Здесь для исследователя важны не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле деятельности индивида.
Социогенный компонент состоит из следующих элементов:
-
объективные социальные потребности личности (физиологические, потребности в безопасности, занятости, дружбе, заботе, любви, престиже);
-
способности к творчеству, знания, навыки;
-
степень овладения культурными ценностями общества;
-
нравственные нормы, принципы, которыми руководствуется личность;
-
способ реализации в деятельности всех социальных качеств, что проявляется в семейной жизни, труде, общественно-политической, культурной деятельности, досуге — словом, в образе жизни.
Социология, типологизируя личность, пытается определить некий тип абстрактной личности, с наибольшей полнотой выражающей сущность данного общества или группы. Согласно представлениям известного социального антрополога Р. Линтона, в любом обществе выделяются два основных типа личности — нормативная — та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры; модальная — статистически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций. Чем более нестабильным становится общество (например, в условиях кризиса), тем относительно больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью.
Американский социолог Р. Дарендорф создал на основе термина Аристотеля «homo politicus» довольно интересную типологию личности. Он полагает, что для традиционного общества (первобытного, рабовладельческого, феодального) характерен тип homo faber — человек трудящийся — крестьянин, воин, политик; для современного западного общества — homo consumer — человек-потребитель, человек массы; в будущем с развитием науки, образования, техники разовьется homo universalis — человек, способный заниматься разными видами деятельности; ну а для общества бывших социалистических стран характерен homo soveticus — человек, зависящий от государства.
2.2. Основные подходы к изучению личности
Существует великое множество теорий личности:
-
Психодинамическое и социально-психологическое направление (З. Фрейд, А. Адлер, К. Г. Юнг, Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Хорни).
-
Интеракционистский подход (Ч. Кули, Дж. Мид).
-
Гуманистическая психология А. Маслоу.
-
Феноменологическое направление К. Роджерс.
-
Диспозиционное направление Г. Олпорт.
-
Когнитивный подход Дж. Келли.
-
Социально-когнитивное направление (А. Бандура, Дж. Роттер).
Основателем психодинамического направления в изучении личности считают З. Фрейда. Фрейд был убежден, что личность постоянно находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно его теории, биологические побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры, и социализация есть процесс обуздания этих побуждений. Он выделял в психике личности три уровня — Оно, Я, Сверх-Я.
Основные идеи З. Фрейда:
-
личность постоянно находится в состоянии конфликта с обществом, биологические побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры;
-
в психике личности выделял три уровня — Оно, Я, Сверх-Я;
-
процесс формирования личности проходит четыре стадии (оральная, анальная, фаллическая, генитальная);
-
неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека.
Альфред Адлер родился в Вене 7 февраля 1870 года. Поступил в Венский университет. Некоторое время специализировался в офтальмологии, затем стал психиатром. С 1902 по 1911 годы он был активным членом кружка, образовавшегося вокруг З. Фрейда.
Основные идеи А. Адлера:
-
описывает человека как единого, самосогласующегося и целостного;
-
люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве;
-
переживая неполноценность, они в течение всей жизни борются за превосходство;
-
каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого он стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство.
Карл Густав Юнг родился в Швейцарии, в 1875 году. Изучал медицину в Базельском университете, в 1900 году получил медицинскую степень по специальности психиатрия. Он был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации в 1910 году, однако в 1913 году вышел из нее.
Основные идеи К. Юнга:
-
описывает личность как результат взаимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности;
-
усматривал в личности три взаимодействующие структуры: эго (то, что осознается), личное бессознательное (вытесненные мысли, чувства) и коллективное бессознательное (архетипы, опыт человечества);
-
ввел понятие двух типов личностной ориентации, или жизненных установок: экстраверсия и интроверсия.
Эрик Эриксон родился в 1902 году в Германии, недалеко от Франкфурта. Учился в гуманистической гимназии в Германии, преуспевал в изучении истории и искусства.
Основные идеи Э. Эриксона:
-
рассматривал личность как объект влияния социальных и исторических сил;
-
воспитание в родительской семье, опыт школьных лет, отношения в группах сверстников и возможности данной культуры — все это играет огромную роль в определении направления жизни человека;
-
люди проходят через восемь стадий психосоциального опыта; на этом пути они пытаются преодолевать наиболее глубокие кризисы — например, кризис эго-идентичности (подростковый возраст), кризис эго-интеграции (поздняя зрелость) — и всегда действуют в пределах матрицы сложнейших личностных, культурных и исторических влияний.
Эрих Фромм родился в 1900 году во Франкфурте, Германия. Изучал психологию, социологию и философию, получил степень доктора философии в Гейдельбергском университете в 1922 году. Продолжил свое психоаналитическое образование в Берлинском психоаналитическом институте.
Основные идеи Э. Фромма:
-
уделял особое внимание влиянию на личность социальных и культурных факторов;
-
утверждал, что пропасть между свободой и безопасностью дошла до такого предела, что сегодня одиночество, ощущение собственной незначимости и отчужденность стали определяющими признаками жизни современного человека;
-
определенной частью людей движет желание бегства от свободы, которое осуществляется посредством механизмов авторитаризма, деструктивности, конформности;
-
здоровый путь освобождения состоит в обретении позитивной свободы благодаря спонтанной активности.
Карен Хорни родилась в Германии, неподалеку от Гамбурга в 1885 году. Получила медицинскую степень в 1915 году в Берлинском университете. В течение следующих пяти лет она изучала психоанализ в Берлинском психоаналитическом институте. Почти все это время Хорни страдала от тяжелых приступов депрессии и однажды, как сообщают ее биографы, была спасена мужем при попытке самоубийства.
Основные идеи К. Хорни:
-
социальные отношения между ребенком и родителями являются решающим фактором в развитии личности;
-
в детстве основной является потребность в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности ребенка в безопасности, это приводит к базальной враждебности, а та, в свою очередь, ведет к базальной тревоге. Базальная тревога — ощущение беспомощности во враждебном мире — является основой невроза.
Концепция З. Фрейда, наряду с идеями М. Вебера, легла в основу интеракционистской теории личности Чарльза Кули, так называемой теории «зеркального Я».
Ч. Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. Он представлял структуру личности из 3-х элементов:
-
Из того, как по нашему мнению, нас воспринимают другие.
-
Из того, как по нашему мнению, другие реагируют на то, что видят в нас.
-
Из того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.
Джордж Мид, основатель символического интеракционизма, также считал, что «Я» — самость — продукт социальный. В начале, будучи малыми детьми, мы не способны объяснить себе мотивы поведения окружающих. Научившись осмысливать свое поведение, имитируя или играя во взрослых, дети начинают все больше принимать во внимание мнение и поступки других людей. Д. Мид утверждал, что мы обретаем ощущение индивидуальности, когда подходим к себе в целом с той же меркой, что и к другим людям. Это значит, что внутренне мы одновременно являемся субъектом-наблюдателем и объектом — наблюдаемым.
Социально-когнитивное направление.
Альберт Бандура родился в 1925 г. в Канаде. В 1952 г. получил степень доктора философии. Затем он прошел годовую клиническую интернатуру в Консультативном центре штата Канзас, и занял пост на факультете психологии в Стэндфордском университете.
Джулиан Бернард Роттер родился в 1916 г. в Бруклине, Нью-Йорк. В 1941 году получил докторскую степень по клинической психологии. В 1963 году занял должность профессора в Коннектикутском университете.
Основные идеи А. Бандуры, Дж. Роттер:
-
А. Бандура утверждает, что люди не зависят целиком от контроля внешних сил и не являются свободными существами, которые могут делать все, что им захочется. Напротив, большое значение придается обоюдному взаимодействию поведенческих реакций и факторов, относящихся к окружению, — динамическому процессу, где когнитивные компоненты играют центральную роль в организации и регулировании деятельности человека.
-
Теория социального научения Дж. Роттер подчеркивает значение мотивационных и когнитивных факторов для объяснения поведения в контексте социальных ситуаций (локус контроля).
Когнитивное направление Дж. Келли
Джордж Келли родился в фермерской общине штата Канзас, в 1905 году. Учился в Университете Канзаса, изучая педагогическую социологию и трудовые отношения. В 1929 году Келли начал вести научную работу в Эдинбургском университете в Шотландии. В 1931 году получил степень доктора. Его диссертация была посвящена изучению общих факторов при расстройствах речи и чтения.
Основные идеи Дж. Келли:
-
полагал, что люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами;
-
каждый человек обладает уникальной конструктной системой (личность), которую он использует для интерпретации жизненного опыта;
-
подчеркивает влияние интеллектуальных или мыслительных процессов на поведение человека.
2.3. Статусно-ролевая концепция личности
Социальный статус — это соотносительное положение индивида в обществе, определяемое функциями, обязанностями и правами. Статус учителя имеет смысл только в соотношении с позициями ученика и директора школы, а последний – в связи с позицией министра образования, заведующего городским отделом образования и т. д.
Каждый человек в обществе выполняет определенные функции. Функция учителя — обучать школьников, функция средств массовой информации — давать представления о происходящих в стране и мире событиях. Военный выполняет функцию защиты Родины. Для выполнения функций на человека в соответствии со статусом накладываются определенные обязанности. Чем выше статус, тем больше обязанностей накладывается на человека, тем жестче требования к статусным обязанностям и тем сильнее наказываются их нарушения.
Одним из самых важных элементов статуса является социальная роль — поведение, ожидаемое от личности определенного статуса (по Н. Смелзеру). Впервые роль как динамический аспект статуса рассмотрел Р. Линтон.
Если роли жестко определены, откуда берутся способные и неспособные учителя, храбрые и трусливые солдаты, талантливые и бездарные политики? Роль стандартна, но исполняют ее люди — индивидуальности. Каждый из них по-своему объясняет себе роль, по-разному ее исполняет. Фактическое исполнение ролью личности называется ролевым поведением.
Каждый человек одновременно занимает несколько статусных позиций. Мужчина может одновременно быть украинцем, губернатором, мужем, отцом, сенатором и т. д. Совокупность статусных позиций называется статусным набором. В нем выделяются:
-
предписанный статус — тот статус, который человек получает «автоматически» при рождении или по прошествии времени. К этому типу относятся статусы, связанные с полом, национальностью, расой, входящие в системы кровного родства и аристократических титулов. Пример — женщина, американка, европеоид, брат, герцог, пасынок;
-
достигаемый статус — получаемый человеком благодаря своим собственным силам или удаче. Пример: муж, инженер, изобретатель, кочегар;
-
смешанный статус — обладает признаками предписанного и достигаемого, но достигаемого не по желанию человека. Пример: инвалид, беженец, безработный;
-
главный статус — статус, определяющий положение личности в общественной иерархии. Чаще всего главный статус человека обусловлен его работой. Когда речь идет о незнакомом человеке, мы, прежде всего, спрашиваем: «Чем занимается этот человек, как он зарабатывает на жизнь?». Ответ на этот вопрос многое говорит о нем. К главным статусам относят статус бывшего заключенного, чемпиона Олимпийских игр и др.
Каждый статус имеет не одну, а несколько ролей, на что впервые обратил внимание Р. Мертон. Так, отец выполняет роли кормильца, слесаря, плотника, электрика, опекуна, воспитателя и т. д. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором. Человек обладает комплексом статусов, каждый статус имеет собственный набор социальных ролей, причем любая из них требует особой манеры поведения и общения с людьми. Естественно, что при выполнении ролей может возникнуть ролевое напряжение — трудность, связанная с неправильной ролевой подготовкой, неудачным исполнением роли. Ролевое напряжение часто выливается в конфликты. Ролевой конфликт — это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей. Известны два типа ролевых конфликтов: 1) между ролями; 2) в пределах одной роли. Часто две и более ролей заключают в себе несовместимые обязанности. Например, женщина великолепно трудится на производстве, а дома не успевает выполнять свои обязанности жены и матери. Внутри многих ролей существуют конфликты интересов, в которых, обязанности быть честным по отношению к людям входят в конфликт с желанием «делать деньги». Если конфликт обостряется, он может привести к отходу от данной роли, к внутреннему стрессу.
Ролевые конфликты решаются обычно с помощью защитных механизмов: рационализации, разделения и регулирования ролей.
Рационализация скрывает конфликт путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли. Классический пример: девушка, не сумевшая выйти замуж, объясняет свое положение грубостью и ограниченностью современных мужчин.
Разделение ролей выражается во временном изъятии из жизни одной из ролей. Моряку, находящемуся в дальнем плавании, не сообщают о смерти матери, исключая тем самым роль сына из его сознания, чтобы не вызвать стресс.
Регулирование ролей — с помощью его индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли путем перекладывания вины на организацию, народ, класс. Классическим примером может служить обряд «умывание рук» Понтия Пилата, с помощью которого он возложил вину в казни Иисуса Христа на евреев.
С помощью механизмов бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур личность может избежать опасных последствий ролевых конфликтов.
ТЕМА 3
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Глоссарий
Агент социализации — конкретный человек или институт, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.
Агенты вторичной социализации — администрация школы, вуза, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники средств массовой информации (СМИ), лидеры партий и т. д. Их называют еще институтами социализации.
Агенты первичной социализации — родители, сверстники, родственники, любимые учителя, личные тренеры, семейные врачи, лидеры молодежных группировок.
Внушение — неосознаваемое, некритическое усвоение и последующее воспроизведение опыта, мыслей, чувств, шаблонов и алгоритмов, предлагаемых другими.
Воспитание — целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведение человека.
Десоциализация — отучение от старых норм, ценностей, ролей.
Идентификация — отождествление себя с определенными людьми или социальными группами, посредством которого осуществляется усвоение разнообразных норм, отношений, форм и алгоритмов поведения.
Обучение — приобретение новых знаний, рудиментарная форма социализации.
Подражание — сознательное или бессознательное воспроизведение навязываемых моделей поведения, опыта значимых других людей, почерпнутого из иных источников.
Полоролевая идентификация — усвоение субъектом психологических черт и особенностей поведения, характерных для людей определенного пола.
Ресоциализация — обучение новым нормам, ценностям, ролям.
Социализация — процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.
Социальная фасилитация — один из эффектов «группы», состоящий в том, что активность индивида повышается в условиях ее осуществления в «группе» по сравнению с обычным уровнем этой же активности при индивидуальном осуществлении.
Убеждение — осознанное, критическое усвоение и последующее воспроизведение ценностей, норм, ориентиров поведенческих алгоритмов и т. д.
Феральные люди — человеческие детеныши, воспитанные среди стайных зверей, например, волков.
Эмпатия — эмоциональное сопереживание через чувственную идентификацию себя с другим.
3.1. Социализация: сущность, содержание
Социализация — процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений.
Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. Социализация предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы.
В качестве источников социализации индивида выступают: а) передача культуры через семейный и др. социальные институты (прежде всего, через систему образования, обучения и воспитания); б) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности; в) первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения; г) процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль. На данном этапе социализации индивид активно усваивает социальные нормы. Система саморегуляции формируется и развивается и процессе интериоризации социальных установок и ценностей.
В отечественной психологии критиковался взгляд на социализацию, согласно которому ребенок рассматривается как изначально асоциальное существо, а сущность социализации представляется в изживании и преодолении инстинктивной детерминации поведения, первичного стремления жить в соответствии с «принципом удовольствия» (З. Фрейд). Под влиянием психоанализа этот взгляд получил широкое распространение в зарубежной детской психологии в 1920–1930-е гг.; это влияние отчетливо просматривается, например, в ранних работах Ж. Пиаже, в его концепции детского эгоцентризма. Четкое несогласие с идеей изначальной асоциальности ребенка заявил Л. С. Выготский, который в противовес выдвинул идею изначальной социальности младенца. Поясняя и развивая ее, Д. Б. Эльконин подчеркивал, что ребенок на всем протяжении своего развития — существо социальное, т. е. член общества и связан с обществом самыми тесными узами. Вне этих связей он существовать не может. Изменяется лишь место ребенка в системе общественных отношений, характер связи с обществом.
страница 1 страница 2 | страница 3
|