Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
План-конспект серии уроков
по теме: НОД и НОК двух (и более) чисел


Подготовил: учитель математики I категории СШ №47 г.Минска Джамалов Р.Т.


Уроки: №№ 16

Дата: 0108.02.2013г.

Класс: 5




Тема: Наибольший общий делитель (НОД) и Наименьшее общее кратное (НОК) двух (и более) чисел.




Взаимосвязь со знаниями, полученными ранее:

Ученики знают: что такое деление натуральных чисел, делитель и общий делитель двух (и более) чисел; кратное и общее кратное двух (и более) чисел;

Ученики знают признаки делимости на 2, 3, и 5; умеют делить числа (с остатком и без него); имеют навыки письменного деления.

Ученики знают, что такое простые, взаимно простые и составные числа; умеют раскладывать числа на простые множители.




Цели уроков:

1. Познакомить учащихся с понятиями НОД и НОК двух (и более) чисел;

2. Очертить круг задач и области применения НОД и НОК чисел;

3. Научить учащихся находить НОД и НОК двух (и более) чисел;

4. Выработать у учащихся навык использования алгоритма нахождения НОД и НОК;

5. Решать текстовые задачи, сводящиеся к поиску НОД и НОК чисел.

Цели уроков на языке учащихся:

После проведения серии уроков по представленным темам вы:

1. Узнаете, что такое НОД и НОК двух (и более) чисел;

2. Узнаете для чего нужны НОД и НОК чисел, а также где они используются;

3. Научитесь уверенно находить НОД и НОК двух (и более) чисел;

4. Сможете решать примеры и задачи, связанные с нахождением НОД и НОК чисел.




НаЧтоБОВ (на что буду обращать внимание):

1. Знание определений НОД и НОК двух (и более) чисел;

2. Знание основных свойств НОД и НОК чисел; для способных учащихся, кроме того, знание свойств: НОД(a,b)*НОК(a,b)=a*b и НОД(a,b)=НОД(a-b,b)=НОД(a,b-a).

3. Знание правил нахождения НОД и НОК двух (и более) чисел;

4. Умение пользоваться алгоритмами нахождения НОД и НОК чисел;

5. Отвечать на вопросы, связанные с содержанием текстовой задачи;

6. Умение определить, что в задаче требуется найти (НОД или НОК чисел);

7. Решить задачу и сделать проверку правильности решения.

Как планируется провести эти уроки (методы и задания):

1. Краткое вступительное слово о важности хорошего усвоения учащимися понятий НОД и НОК чисел ввиду их обширного применения в тематическом разделе “Дроби” (операции с дробями – сравнение, сложение и вычитание) и не только…

2. Предъявление (в целях проблематизации содержания темы и мотивации учащихся) двух задач в виде ключевых вопросов (см. следующий блок), сводящихся к поиску НОД и НОК двух чисел.

3. Запись на доске и разъяснение учащимся цели серии уроков и того, на что учителем будет обращаться внимание (НаЧтоБОВ) при активной оценке работы учащихся в ходе изучения темы.

4. Работа в группах по 4 ученика, которые ищут решение предъявленных задач.

5. Предъявление результатов работы групп и их совместное обсуждение. Разделение и уяснение понятий НОД и НОК чисел. Фомулировка, введение и запись на доске и в тетради соответствующих определений НОД и НОК чисел.

6. Решение желающими (или определенными жребием палочки эскимо) у доски 2-3 примеров по разложению составного числа на простые множители в целях быстрого повторения процедуры, используюшейся и при поиске НОД и НОК чисел.

7. Пошаговый показ с соответствующими комментариями учителем процедуры поиска НОД и НОК чисел на следующих примерах:

а) НОД(120,252)=2*2*3=12, т.к. 120=2*2*2*3*5 и 252=2*2*3*3*7.

б) НОД(186,434,465)=31, т.к. 186=2*3*31, 434=2*7*31, 465=3*5*31.

в) НОК(21,14)=2*3*7=42, т.к. 21=3*7 и 14=2*7.

г) НОК(66,70,84)=2*3*11*5*7*2=4620, т.к. 66=2*3*11, 70=2*5*7, 84=2*2*3*7.

8. Выработка, фомулировка и запись на доске и в тетради соответствующих правил (алгоритмов) поиска НОД и НОК двух (и более) чисел:

а) НОД(a,b): (1) Разложить числа a и b на простые множители. (2) Отобрать множители, входящие во все разложения. (3) Перемножить отобранные множители.

б) НОК(a,b): (1) Разложить числа a и b на простые множители. (2) Взять разложение одного из данных чисел и дополнить его недостающими множителями из других разложений, включая повторения. (3) Найти полученное произведение.

9. Деление на группы в соответствии с уяснением алгоритмов методом выбора цвета светофора. Следующие примеры (№№581 и 600) ученики решают в группах соответствующего цвета. Учитель работает с группой “красных”.

10. Решение трех примеров и задачи в парах (4 парты в ряду) в режиме математического боя между рядами с определением победителей и подведением итогов. №№ 582(601), 583(602), 584(603), 589(608).

11. Учитель объясняет суть верного решения каждого из трех примеров и задачи, записывает их на доске в наиболее оптимальном формате.

12. Письменная самостоятельная работа с последующей проверкой и комментариями в режиме обратной связи в соответствии с правилами Активной оценки и НаЧтоБОВ.

13. Обобщение изученного материала.

14. Контрольная работа на последнем уроке серии для получения учащимися обобщающей оценки по теме, которая будет затем внесена в классный журнал.

Ключевые вопросы к учащимся:

1. Аня и Ваня катались в парке атракционов на двух расположенных рядом каруселях. Первая карусель делает полный оборот за 12 секунд, а вторая – за 18. Через какое время Аня и Влад снова окажутся на кратчайшем расстоянии друг от друга, если перед пуском каруселей они сели на ближайшие места?

Решение: НОК(12,18)=36. Ответ: через 36 секунд.

2. Ася и Вася играли со спичками, составляя из них различные правильные многоугольники. У Аси было 12 спичек, а у Васи – 18. Сколько они смогут составить одинаковых многоугольников с наибольшим числом сторон так, чтобы были использованы все спички?

Решение: НОД(12,18)=6. Ответ: два и три 6-угольника соответственно.

Заметки и дополнительные задания:

Для быстрых учащихся – предложить решить задачу:

Никита пригласил к себе на день рождения трёх своих друзей и приготовил для них сладкое угощение – миндальный торт. Однако он не знает, сколько из них смогут откликнуться на его приглашение. На сколько равных кусков ему следует разрезать торт, чтобы всем участникам застолья досталось поровну?



Решение: НОК(2,3,4)=12. Ответ: на 12 кусков;

Или придумать для одноклассников свою задачу.



Домашнее задание:

По три примера или задачи из §§31,32 после каждого из шести уроков серии: №№585,586,587; №№588,590,592; №№593,594,596; №№604,605,606; №№607,609,610; №№613,614,619.

Дидактические материалы и пособия:

Учебник: Л.А.Латотин, Б.Д.Чеботаревский “Математика 5”; решение задач 1 и 2 (Ключевые вопросы к учащимся), подготовленные учителем.


страница 1

Смотрите также: