страница 1 VII. Примерная схема анализа урока по легкой атлетике.
Дата:_____Класс_____Вид урока_________Тип урока_______Количество занимающихся________
Вел урок__________
Вел анализ___________
Задачи урока:________(образовательные)
_________(оздоровительные)
_________(воспитательные)
Подготовка к уроку. Ведущему педагогические наблюдения следует обратить внимание на следующие моменты.
- Наличие плана- конспекта, соответствие его рабочему плану, правильное оформление и внешний вид.
- Оценка задач урока. Соответствие программным требованиям. Разносторонность задач ( обеспечение всестороннего и гармоничного развития занимающихся). Конкретность. Посильность и грамотность постановки задач.
- Оценка содержания конспекта. Правильный подбор средств (многообразие средств, соответствие назначению подготовительной, основной и заключительной частей урока с учетом психологических, физиологических и педагогических закономерностей обучения, уровня физического развития и физической подготовленности учащихся). Использование круга методов в соответствии со стадией обучения ( с поставленными задачами). Содержательность организационно-методических указаний. Примеры.
- Соответствие общеустановленной форме, достаточная грамотность и аккуратность написания.
Организация урока предполагает анализ непосредственной подготовки к занятию, связанной с материально-техническим оснащением и анализ организации работы учащихся и помощников учителя. Целесообразно при этом обратить внимание на следующие моменты.
- Подготовленность мест занятий, оборудования, инвентаря, их санитарно-гигиеническое состояние. Внешний вид учителя и ученика.
- Рациональность распределения времени в уроке по его частям и между видами упражнений.
- Целесообразность использования площади зала, стадиона, имеющихся снарядов и инвентаря, рациональность проводимых размещений, передвижений и перестроений учащихся, воспитательная их ценность.
- Целесообразность применяемых методов организации работы учащихся и их вариантов в каждой из частей урока (фронтальный, групповой, индивидуальный, поточный, одновременный и др.), их соответствие содержанию и задачам урока, возрасту учащихся, влияние на нагрузку, плотность урока и др. Подтверждение примерами.
- Оценка плотности урока (общей и двигательной), ее соответствие виду, типу урока. Какие приемы повышения двигательной активности учащихся использовались в различных частях урока, их эффективность в плане решения задач урока. Подтверждение примерами.
- Эффективность использования помощников из числа учащихся (физорга, дежурных, групповодов и др.), степень их подготовленности к выполнению своих обязанностей, соблюдение « Правил безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах». Контроль и оценка педагога работы помощников.
Характеристика средств, используемых в урок. Подбор средств - одна из главных сторон урока, определяющих его содержание. При анализе применяемых средств целесообразно обратить внимание на следующее.
- Соответствие средств подготовительной части ее назначению (наличие специально-подготовительных и подводящих упражнений, заданий для организации учащихся и др.). Соответствие средств контингенту занимающихся, виду урока, условиям проведения и др. Привести примеры.
- Соответствие средств основной части урока решаемым задачам ( правильно ли осуществлялся подбор подводящих упражнений, учет возможностей занимающихся, рациональная последовательность преподнесения материала, учет положительного переноса навыка, достаточная повторность, вариативность заданий и др.). Все подтверждается примерами.
- Подбор средств заключительной части урока (учитывался ли характер работы в основной части урока, как обеспечивалось восстановление организма и др.).
- Домашние задания, их правильность и характер, соблюдение основных требований к их применению.
Использование методов обучения. Анализ этой стороны методики предполагает оценку качества применения достаточно широкого круга методов, основными из которых являются:
- методы передачи знаний;
- методы практического разучивания упражнений;
- методы предупреждения и исправления ошибок;
- методы подведения итогов обучения.
Следует остановиться на следующих вопросах:
-
Качество владения и рациональность использования метода слова (Какие формы слова использовались в уроке, их многообразие, соответствие задачам, контингенту учащихся; содержательность передаваемой информации). Примеры.
-
Использование методических приемов, усиливающих воздействие слова (сравнение, повторение, интонация и т.д.). Примеры.
-
Общая культура речи педагога ( грамотность речи, ее богатство, ясность, эмоциональность и т.д.).
-
Умение пользоваться методом показа ( применение различных форм, соответствие контингенту учащихся, содержанию и конкретным задачам урока).
-
Использование методических приемов, усиливающих действие показа (быстро, замедленно и т.д.), качество и выразительность показа. Примеры.
-
Использование взаимосочетаний слова, показа и различных действий преподавателя ( слово и показ одновременно, показ с коллективным обсуждением и др.), влияние на решение поставленных перед уроком задач.
-
Качество применяемых в уроке методов практического разучивания физических упражнений: целостного, расчлененного и целостно-расчлененного (учет особенностей учащихся, решаемых задач, особенностей физического упражнения; соблюдение типичной последовательности при использовании каждого метода). Подтвердите примерами.
-
Качество применения в уроке методов предупреждения и исправления ошибок в технике физических упражнений ( многообразие методов: метод подводящих упражнений, метод изменения техники основного упражнения, метод ориентиров и пр.).
-
Применение методов предупреждения и исправления ошибок с учетом устранения причин ошибок.
-
Методические приемы, используемые в целях освоения техники упражнений. Примеры.
Методика воспитания физических качеств. Этот раздел анализа урока предполагает оценку качества решения оздоровительной задачи урока. Следует придерживаться следующих вопросов.
-
какое внимание уделяется формированию, коррекции, совершенствованию осанки в различных частях урока. Дать оценку.
-
Содержание работы по воспитанию качеств: какие задания предлагались учащимся, какие методы физического воспитания применялись (повторный, переменный и др.), их целесообразность и соответствие особенностям занимающихся, задачам урока, условиям проведения и др.
-
Оценка нагрузки в уроке ( по внешним признакам), ее соответствие возрастным особенностям учащихся, задачам урока, условиям его проведения. Рациональность используемых приемов регулирования объема и интенсивности нагрузки.
-
Паузы для отдыха, их частота и продолжительность. Привести примеры.
Воспитательная работа педагога осуществляется по ходу всего урока и пронизывает подбор средств и методов обучения, реализацию принципов воспитания. Целесообразно обратить внимание на следующее.
-
Содержание воспитательной работы на уроке. Какие задания предлагались для решения воспитательных задач в различных частях урока.
-
Что и как делалось для решения задач нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания школьников ( воспитание навыков культурного поведения, дисциплинированности, организованности, чувства дружбы и товарищества и др.; побуждение учащихся к самостоятельным усилиям, мыслительной активности, создание в уроке проблемных и поисковых ситуаций, участие занимающихся в наблюдении, в исправлении ошибок, в оценке результатов, организация взаимообучения, воспитание эстетических чувств и вкусов и др.).
-
Умение педагога владеть классом, формировать сознательное отношение, обеспечивать заинтересованность учащихся.
Выводы и предложения.
1.Образовательная ценность урока.
2.Оздоровительная ценность урока.
3.Воспитательная ценность урока.
4.Основные положительные стороны деятельности преподавателя.
5.Основные недостатки в работе учителя и конкретные практические рекомендации по совершенствованию его педагогического мастерства.
6.Оценка урока в баллах.
Фамилия студента, проводившего наблюдение на уроке.
Протокол
наблюдения применения основных навыков и умений на занятиях по легкой атлетике
Фамилия студента_________________________________курс________гр._________________
-
Части
урока
|
Содержание и учет профессионально-педагогической подготовки
|
Оценка
|
Часть I
|
1.Решение задач
|
|
2. Подбор и чередование средств
|
|
3. Команды, распоряжения
|
|
4. Показ
|
|
5. Оказание помощи
|
|
6. Исправление ошибок
|
|
7. Выправка, выбор места
|
|
8. Требовательность
|
|
9. Терминология
|
|
10.Организация
|
|
Часть II
|
1. Решение задач
|
|
2 Подбор средств (подбор спец.-подг.упр)
|
|
3.Методы воспитания физ. качеств
|
|
4. Словесный метод
|
|
5. Наглядный метод
|
|
6.Методы и организация выполнения упражнений
|
|
7. Методы исправления ошибок
|
|
8. Методы проверки результатов обучения
|
|
9. Методические приемы
|
|
10.Организация
|
|
Часть III
|
1. Решение задач
|
|
2. Подбор средств
|
|
3. Организация
|
|
Составление конспекта_____________________________________
Проведение урока__________________________________________
Дата______________________Подпись________________________
страница 1
|