страница 1 страница 2 | страница 3 | страница 4
Поурочные рабочие планы по лёгкой атлетике.
Разработал для преподавателей ВУЗов Плужнов Анатолий Евгеньевич,
старший преподаватель кафедры теории и практики физической культуры и спорта Костанайского государственного педагогического института.
Содержание стр.
Введение……………………………………………………………………………………………1
Поурочные рабочие планы по лёгкой атлетике – 1 курс………………………………………..3
Поурочные рабочие планы по лёгкой атлетике – 2 курс……………………………………....22
Приложение 1. Ошибки при выполнении легкоатлетических
упражнений и рекомендации по их устранению……………………………………………………..40
Приложение 2. Упражнения для развития физических качеств………………………………41
Приложение 3. Подвижные игры по лёгкой атлетике…………………………………………42
Список использованной литературы……………………………………………………………44
Введение.
Занятие по легкой атлетике слагается из многих взаимосвязанных компонентов, которые и определяют его содержание.
Основными принципами занятия являются:
- постоянная реализация основного педагогического закона - единство обучения и воспитания;
- продуманный и рациональный подбор учебного материала;
- знание техники и методики обучения различных видов легкой атлетики, умение самому продемонстрировать легкоатлетические упражнения;
- учет возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся;
- развивать и совершенствовать физические качества;
- постоянно способствовать развитию функционального состояния учащихся;
- использовать индивидуальные и групповые формы занятия;
- планировать ситуации, которые помогли бы учащимся использовать навыки легкоатлети-ческих упражнений в повседневной жизни.
Для повышения производительности занятия необходимо использовать упражнения, которые пробуждали бы интерес к двигательной деятельности, повышали бы эмоциональное состояние учащихся.
Опыт преподавателей ВУЗов показывает, что монотонные упражнения резко снижают интерес к занятиям. К таким видам относится обычная длительная и спортивная ходьба, бег, кроссы. Применение подобных упражнений с различными изменяющимися заданиями (бег с ускорением, в парах, тройной, через препятствия и т.д.) значительно повышает эмоциональность выполнения упражнений. В подготовительной части занятия целесообразно использовать выполнение ритмических упражнений под музыку (аэробика, спортивные танцы).
Все занятия необходимо проводить с высокой плотностью и обеспечивать постоянную занятость и активность каждого учащегося.
Необходимо предусмотреть рациональное соотношение физических нагрузок и отдыха. После интенсивных беговых упражнений необходимо проводить упражнения на гибкость и на осанку.
Необходимо использовать мотивированные оценки за выполнение техники легкоат-летических упражнений и уровень развития физических качеств. Низкий уровень развития качеств или плохое владение техникой упражнений вызывает негативное отношение к таким учащимся. Поэтому на всех занятиях необходимо целенаправленно включать упражнения на развитие физических качеств. Рекомендуется использовать такие варианты: развивать скоростные качества (время реакции, способность к ускорению, время одиночного движения, целостное выполнение упражнения до 6сек.; скоростно-силовые качества или ловкость), скоростно-силовые качества и ловкость; быстроту и гибкость; силу и гибкость; выносливость и гибкость.
Современное занятие должно предусматривать формирование необходимости приобретения теоретических знаний о технике выполнения упражнения, основам физических качеств, влияния занятий легкоатлетическими упражнениями на организм человека.
Специфические особенности различных вариантов бега, прыжков и метаний создают благоприятные возможности для воспитания морально-волевых качеств и трудолюбия.
По мере возможности занятия по легкой атлетике необходимо проводить на спортивной площадке, стадионе.
Обязательным компонентом занятия должны быть домашние задания. Они предусматрива-ют выполнение отдельных элементов техники упражнений, развитие физических качеств, приобретение теоретических знаний. Домашние задания разрабатываются преподавателем строго дифференцировано и должны содержать обязательный практический материал.
Каждое занятие по легкой атлетике требует высокого уровня организации. Это связано со сложностью выполнения легкоатлетических упражнений и обеспечение безопасности занятий. Должны быть исключены любые метания, стоя лицом друг к другу, встречные скоростные упражнения, эстафеты, прыжки на необорудованных местах, выполнение упражнений на скользком и мокром грунте.
Учитывая вышеприведенные общие методические рекомендации при составлении конспектов занятий руководствоваться следующими методическими установками.
Подготовительная часть занятия. В эту часть занятия необходимо включать различные построения, перестроения, уделять особое внимание осанке, а также четкому выполнению всех команд.
Целесообразно использовать различные комплексы упражнений на месте, в движении, в парах, в группах, со скакалкой и другими предметами. Включать упражнения, которые имеют эмоциональную окраску, использовать музыкальное сопровождение. Характерно, что в подготовительную часть занятия надо включать упражнения, которые не вызывают затруднения в их выполнении.
Необходимо в большом объеме включать упражнения для развития выносливости, силы, гибкости, скоростных качеств. На эту часть урока отводится 8-12 минут от общего времени. Необходимо и соблюдать следующее условие - упражнения подготовительной части не должны вызывать утомления.
Основная часть занятия. В этой части занятия предусматривается высокий уровень физических нагрузок и максимально использовать все имеющиеся условия для повышения эффективности обучения и воспитания. Необходимо четко соблюдать методическую последовательность в освоении видов легкой атлетики. Например, упражнения, связанные с точностью движений, сложной координацией, проявлением скоростно-силовых качеств и ловкости, целесообразно осваивать в начале основной части занятия, а упражнения на развитие силы и выносливости - в конце.
Подбор и использование упражнений для обучения и закрепления техники видов необходимо осуществлять по трем группам: а) общеподготовительные; б) подводящие, состоящие из имитационных и специальных; в) основные (целостное выполнение упражнений).
Упражнения целесообразно чередовать между собой, решая одновременно задачу сопряженного обучения технике с развитием необходимых двигательных качеств.
При разучивании и закреплении техники упражнений необходимо использовать групповой или поточный метод обучения. Это требует четкой организации группы и подготовки мест занятий и инвентаря. На основную часть занятия отводится 75 минут от общего времени.
Заключительная часть занятия. Проведение этой части занятия зависит от последующих занятий учащегося. Если есть последующие занятия, то в заключительной части занятия необходимо предусмотреть комплексы спокойных размеренных упражнений, направленных на расслабление, на внимание, на развитие гибкости, а также самомассаж. Задача состоит в том, чтобы в течение 3-5 минут снять эмоциональное и нервно-мышечное возбуждение.
В другом случае, если занятие проводится последним в расписании, то необходимо применять интенсивную нагрузку и в этой части занятия. Однако интенсивность не должна превышать уровня основной части. Можно проводить небольшие соревнования, игры с мячом, разнообразные эстафеты с полосой препятствий, комплексы упражнений на развитие скоростно-силовой выносливости и ловкости, силы и гибкости.
При построении плана проведения занятия необходимо соблюдать главное условие - подготовка и укрепление опорно-двигательного аппарата. Особенно необходимо предусматривать развитие силы мышц сгибателей и разгибателей стопы. Все виды легкой атлетики выполняются через взаимодействие с опорой, когда тело находится в вертикальном положении. Поэтому на опорно-двигательный аппарат и, особенно, стопу воздействуют значительные по величине нагрузки. Это требует систематического развития силы мышц туловища, конечностей. Если же постоянная нагрузка не чередуется с другими группами мышц, чему способствует чередование позы тела и исходных положений, то это может привести к развитию плоскостопия.
В занятиях по легкой атлетике необходимо применять следующие группы средств для укрепления стопы: а) силовые упражнения на развитие и укрепление мышц, опоясывающих стопу, которые связаны с удержанием ее нормального свода; б) скоростные и силовые упражнения для развития силы икроножной, сгибателей и разгибателей пальцев стопы; в)прыжковые упражнения, направленные на упругость продольного свода стопы (упражнения типа: быстрый перекат с пятки на носок, подъем на пальцах на возвышенность пятки ниже опоры, различные прыжковые упражнения с одной ноги на другую, прыжки в "глубину" с отскоком при высоте опоры 20-40 см. Для укрепления стопы необходимо выполнять упражнения при различной по твердости опоры (опилки, деревянное покрытие, резина, травяной грунт, песок). Развитие силы мышц сгибателей и разгибателей стопы, связочного аппарата должно находиться в поле внимания преподавателя.
Очень важно правильно разместить учебный материал по составным частям занятия. Предла-гается один из вариантов размещения учебных заданий в занятии:
Подготовительная часть занятия. Строевые упражнения, упражнения на осанку, бег с преодолением препятствий, с изменением темпа, направления, в ритме танца. Общеподготовитель-ные и специальные упражнения, направленные на подготовку к основной части занятия и видов легкой атлетики командные эстафеты, бег с форой, с переноской набивного мяча. Возможна и кроссовая подготовка, но она должна быть четко спланирована.
Основная часть занятия. Вначале выполняется комплекс подводящих упражнений, а затем облегченный вариант целостного упражнения или связки основных фаз. В заключение обязательно планируются скоростные и скоростно-силовые игры, эстафеты с набивными мячами. Все это должно способствовать развитию качеств.
Заключительная часть занятия. Предусматривает снижение интенсивности физических нагрузок с выполнением упражнений на гибкость, ловкость, координацию, внимание.
В заключении необходимо особо подчеркнуть, что при выполнении легкоатлетических упражнений необходимо избегать чрезмерных нагрузок на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, длительных напряжений статического характера, перенапряжения опорно-двигательного аппарата, монотонных длительных упражнений. При обучении нежелательно применять слишком длинное объяснение.
Таким образом, методика построения легкоатлетического занятия в ВУЗе представляет собой сложный процесс учебно-воспитательной работы преподавателя. Это предъявляет к преподавателю физического воспитания высокие требования к профессиональным знаниям и практическим навыкам.
Поурочные рабочие планы по лёгкой атлетике – 1 курс.
Занятие №1
Лекция №1. Физическая культура как социальное явление в жизни общества.
Занятие №2
Задачи:
1.Методическое занятие №1. Техника безопасности на занятиях физической культурой.
2. Развитие силы ног.
3.Обучение гладкому бегу в равномерном темпе.
1.Вводно-подготовительная часть - 60мин.:
- построение, приветствие, сообщение задач занятия – 3мин.;
- методическое занятие №1. Техника безопасности на занятиях физической культурой – 35мин.;
- ходьба, бег, общеразвивающие упражнения в круге – 15мин.;
- ускорения 3х40м.
2.Основная часть – 35мин.
Развитие силы ног:
- прыжки на двух ногах (на месте, в движении, лицом вперед); прыжки в положении присев в движении, лицом вперед; выпрыгивание вверх по сигналу (зрительному, слуховому, тактильному); прыжки на одной ноге и с чередованием двух ног; запрыгивание и спрыгивание толчком двумя ногами, одной ногой на небольшое возвышение (кубы, гимнастическую скамейку, горку матов и др.); прыжки по заданным ориентирам (обручам, кубам, гимнастическим скамейкам, резиновым коврикам и др.) – на удержание равновесия; выпрыгивание вверх по сигналу (зрительному, слуховому, тактильному); прыжки на двух ногах через препятствия (скамейки, обручи, маты, набивные мячи и т.д.) в длину и высоту. Перепрыгивание через скамейку сбоку толчком двумя ногами с опо-рой руками на скамейку.
Прыжки в высоту на месте с доставанием подвешенных ориентиров; выпрыгивание из полуприседа и глубокого приседа на двух ногах.
Прыжки на месте (на одной ноге, с поворотами направо и налево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места.
Научить технике бега по прямой дистанции.
Средства. 1. Бег с ускорением на 50-80 м в 3/4 интенсивности от максимальной. 2. Бег с ускорением и бегом по инерции (60-80 м). 3. Бег с высоким подниманием бедра и загребающей постановкой ноги на дорожку (30-40 м). 4. Семенящий бег с загребающей постановкой стопы (30-40 м). 5. Бег с отведением бедра назад и забрасыванием голени (40-50 м). 6. Бег прыжковыми шагами (30-60 м). 7. Движения руками (подобно движениям во время бега). 8. Выполнить 3, 4 и 6-е упражнения в повышенном темпе и перейти на обычный бег.
Методические указания. Перечень упражнений и их дозировка подбираются для каждого занимающегося с учетом недостатков в технике бега. Все беговые упражнения вначале выполняются каждым в отдельности. В беге с ускорением нужно постепенно увеличивать скорость, но так, чтобы движения бегуна были свободными. Повышение скорости следует прекращать, как только появится излишнее напряжение, скованность. При достижении максимальной скорости нельзя заканчивать бег сразу, а нужно его продолжить некоторое время, не прилагая максимальных усилий (свободный бег). Дистанция свободного бега увеличивается постепенно. Бег с ускорением — основное упражнение для обучения технике спринтерского бега.
Все беговые упражнения необходимо выполнять свободно, без излишних напряжений. При выполнении бега с высоким подниманием бедра и семенящего бега нельзя откидывать верхнюю часть туловища назад. Бег с забрасыванием голени целесообразнее проводить в туфлях с шипами. В этом упражнении следует избегать наклона вперед. Количество повторений рекомендуемых упражнений устанавливается в зависимости от физической подготовленности (3-7 раз).
3.Заключительная часть – 5мин.
Подведение итогов занятия.
Домашнее задание.
Занятия №3-4
Задачи:
1.Совершенствование гладкого бега в равномерном темпе.
2.Обучение бега в переменном темпе.
1.Вводно-подготовительная часть - 55мин.:
- построение, приветствие, сообщение задач занятия – 3мин.;
- методическое занятие№2. Основы самоконтроля – 25мин.;
- ходьба перекрестными шагами; ходьба приставными шагами правым, левым боком; ходьба спиной вперед; ходьба с чередованием длины шага; ходьба по бревну описанными выше способами - 3мин.;
- ускорения до 30 м; бег короткими и длинными шагами; бег спиной вперед; бег с выпрыгиванием по сигналу, зрительному ориентиру, медленный равномерный дозированный бег от 300 м. до 2500 м. (бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой); бег на прямых ногах; бег по ориентирам – 7мин.;
- общеразвивающие упражнения в движении – 10мин.;
- специальные беговые упражнения (техника) – 5х30м.;
- ускорения 3х40м.
2.Основная часть – 40мин.
Становление техники бега:
- бег с высокого старта 5х60м. 75-80% интенсивности.
Воспитание общей выносливости:
- медленный бег в переменном темпе – 30мин. Физически слабо подготовленным студентам чередовать бег с ходьбой (кросс может быть переменный и темповой).
При беге в переменном темпе пробегают дистанцию с различной скоростью. Например: тихо? быстро? медленно? очень быстро и т. д. вариантов можно придумать много.
Общая физическая подготовка (ОФП) – приложение 2.
Подвижные игры с обручем – приложение 3.
3.Заключительная часть – 5мин.
Подведение итогов занятия.
Домашнее задание.
Занятия №5-6
Задачи:
1.Совершенствование гладкого бега в равномерном темпе.
2.Совершенствование бега в переменном темпе.
1.Вводно-подготовительная часть - 35мин.:
- построение, приветствие, сообщение задач занятия – 3мин.;
страница 1 страница 2 | страница 3 | страница 4
|