Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 2 | страница 3 | страница 4 страница 5
ГЛАВА 10.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Статья 53.
Принципы осуществления строительной деятельности


1. Строительная деятельность осуществляется на основе следующих принципов:

  • обеспечения равных прав участников строительной деятельности, если иное не установлено в соответствии с законодательством;

  • информирования общественности о строительной деятельности;

  • всестороннего учета государственных, общественных и частных интересов, обеспечения их максимального соблюдения при проектировании и строительстве объектов;

  • соблюдения прав собственников (владельцев, пользователей) земельных участков, эксплуатируемых объектов, имеющих отношение к выполнению строительных работ;

  • обеспечения качества строительных работ;

  • обеспечения безопасности объектов строительства для жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических и юридических лиц, окружающей среды.

2. Строительная деятельность на территории Республики Беларусь должна осуществляться с соблюдением требований настоящего Закона, иных актов законодательства, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, градостроительной документации и проектной документации на строительство.

(Статья 53 -- с учетом изменений, внесенных Законом Республики Беларусь от 20.07.2006 № 162-З, рег. № 2/1259 от 26.07.2006)



Статья 54.
Обеспечение научно-технической деятельности в строительстве


1. Научно-техническая деятельность в строительстве обеспечивается выбором приоритетных направлений научных исследований, разработкой и реализацией межгосударственных, государственных и отраслевых программ в области строительной деятельности, распределением заказов на конкурсной основе.

2. Для финансирования научно-технической деятельности в строительстве при Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь за счет средств, отчисляемых заказчиками, застройщиками от стоимости произведенных строительно-монтажных работ (оказанных услуг) в размере и порядке, определенных законодательными актами, создается государственный внебюджетный фонд развития строительной науки.

ГЛАВА 11.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Статья 55.
Инвестирование строительной деятельности


1. Инвестор, осуществляющий финансирование строительства, может реализовать инвестиционный проект собственными силами либо привлечь для его реализации заказчика, застройщика.

Отношения между инвестором, заказчиком, застройщиком регулируются законодательством и договором.



2. Заказчик, застройщик выполняют обязательства, предусмотренные законодательством и договором, заключенным с инвестором, включая:

  • своевременное целевое и обоснованное использование финансовых и иных материальных ресурсов и имущества, переданных им инвестором;

  • соблюдение сроков ввода в эксплуатацию объекта строительства;

  • надлежащее и непрерывное финансирование строительства за счет средств инвестора;

  • передачу введенного в эксплуатацию объекта строительства инвестору по акту, который подписывается обеими сторонами.

Инвестор, заказчик, застройщик за ненадлежащее выполнение обязательств несут ответственность, предусмотренную законодательством и договором.

Статья 56.
Инженерные услуги в строительстве


1. Инженерные услуги в строительстве оказываются инженером (инженерной организацией) в соответствии с договором об оказании инженерных услуг.

Инженер (инженерная организация) обеспечивает:



  • оказание услуг заказчику по инженерно-техническому сопровождению инвестиционного проекта;

  • своевременное целевое и обоснованное использование финансовых и иных материальных ресурсов и имущества;

  • соблюдение сроков ввода в эксплуатацию объекта строительства;

  • выполнение иных функций, определенных заказчиком в соответствии с законодательством и (или) договором.

2. Инженерная организация может осуществлять комплексное управление инвестиционным проектом, принимая на себя функции заказчика и генерального подрядчика, без выполнения строительно-монтажных работ собственными силами.

Статья 57.
Подрядные торги (подрядные тендеры)


1. Подрядные торги (подрядные тендеры) в обязательном порядке проводятся при размещении заказов на строительство объектов стоимостью свыше размера, установленного законодательными актами.

2. Целью подрядных торгов (подрядных тендеров) является выбор подрядчика для заключения договоров строительного подряда на:

  • строительство новых зданий, сооружений, их комплексов;

  • реконструкцию, реставрацию зданий, сооружений, выполнение отдельных видов, комплексов строительных работ, а также любых технически и организационно обоснованных сочетаний этих работ и услуг;

  • ремонт эксплуатируемых объектов строительства.

3. Организаторами подрядных торгов (подрядных тендеров) могут выступать инвестор, застройщик либо инженер (инженерная организация), действующий от имени застройщика.

4. Подрядные торги (подрядные тендеры) проводятся в форме конкурса. Выигравшим подрядные торги (подрядные тендеры) считается подрядчик, который, по заключению конкурсной комиссии, назначенной организатором торгов (тендеров), предложил лучшие условия.

5. Порядок проведения подрядных торгов (подрядных тендеров) устанавливается законодательством.

Статья 58.
Строительная авария


1. Строительная авария представляет собой внезапное неконтролируемое разрушение объекта строительства либо его части, происходящее в процессе его (ее) строительства или эксплуатации.

2. В случае возникновения строительной аварии заказчик, застройщик, инженер (инженерная организация), подрядчик, собственник (владелец) и (или) пользователь, а также государственные органы в пределах их компетенции обязаны:

  • организовать неотложную помощь пострадавшим;

  • обеспечить сохранность обстановки места аварии;

  • при необходимости принять меры по предотвращению загрязнения окружающей среды;

  • безотлагательно уведомить об аварии органы и подразделения Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, местный исполнительный и распорядительный орган, прокуратуру и орган государственного строительного надзора, а также иные органы, заинтересованные в выяснении обстоятельств аварии.

3. Расследование обстоятельств строительной аварии проводится комиссией, которая создается в течение двух суток с момента аварии заказчиком, застройщиком, инвестором, собственником (лицом, представляющим собственника), а в случае их отсутствия - местным исполнительным и распорядительным органом. К участию в работе комиссии привлекаются представители разработчика проектной документации, подрядчика, изготовителей строительных материалов и оборудования, заказчика, застройщика, органа государственного строительного надзора, государственной экспертизы градостроительных, архитектурных и строительных проектов. По результатам расследования комиссия составляет акт и в пятидневный срок направляет его заказчику, застройщику, инвестору, в Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь, прокуратуру.

4. Организация и оплата проведения экспертизы, лабораторных испытаний, инженерно-технических, технологических и гидрогеологических изысканий и иных работ, связанных с рассмотрением причин строительной аварии и устранением ее последствий, а также оформление материалов расследования обеспечиваются:

  • подрядчиком - при аварии на строящемся объекте;

  • заказчиком, застройщиком, собственником объекта строительства - при аварии на введенном в эксплуатацию объекте строительства.

Статья 59.
Строительная деятельность и охрана окружающей среды


1. При осуществлении строительной деятельности производится оценка воздействия объекта строительства на окружающую среду. Порядок оценки воздействия объекта строительства на окружающую среду определяется законодательством в области охраны окружающей среды.

2. В архитектурных и строительных проектах должны быть предусмотрены обязательные для осуществления при строительстве мероприятия, связанные с (со):

  • исключением отрицательного воздействия строительных работ на окружающую среду;

  • определением места (площадки) или специального объекта для складирования (захоронения) строительных и производственных отходов;

  • снятием, сохранением и использованием плодородного слоя почвы при проведении строительных работ;

  • рекультивацией земель;

  • принятием иных мер по охране окружающей среды.

3. Не допускается ввод в эксплуатацию объектов строительства, по которым не выполнены в полном объеме все природоохранные требования, а также не осуществлены мероприятия, предусмотренные законодательством в области охраны окружающей среды и проектной документацией на строительство.

Статья 60.
Нормативные сроки эксплуатации (службы) объекта строительства


1. Возведенный строительный объект должен соответствовать требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических и юридических лиц, экологической безопасности в течение нормативного срока его эксплуатации (службы). Нормативные сроки эксплуатации (службы) объектов строительства устанавливаются Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Нормативный срок эксплуатации (службы) объекта строительства указывается в проектной документации на строительство.



2. Разработчик проектной документации и подрядчик обязаны обеспечить безопасность объекта строительства в течение нормативного срока его эксплуатации (службы), а в случае, если этот срок не установлен, - в течение двадцати лет при условии соблюдения пользователем правил его эксплуатации.

Статья 61.
Эксплуатация объекта строительства в период гарантийного срока


1. Подрядчик, если иное не предусмотрено договором строительного подряда, гарантирует возможность эксплуатации объекта строительства в течение установленного гарантийного срока.

2. Заказчик, собственник (владелец) объекта строительства до истечения гарантийного срока обязаны произвести осмотр объекта строительства, составить акт и отразить в акте его техническое состояние и выявленные дефекты. При необходимости заказчик, собственник (владелец) объекта строительства вправе привлечь для участия в его осмотре представителей подрядчика, органа государственного строительного надзора, местного исполнительного и распорядительного органа.

3. Требования об устранении дефектов предъявляются заказчиком, собственником (владельцем) объекта строительства подрядчику в течение гарантийного срока. Устранение подрядчиком дефектов производится в срок, согласованный с заказчиком, собственником (владельцем) объекта строительства.

4. Заказчик, собственник (владелец) объекта строительства вправе устранить выявленные дефекты самостоятельно с отнесением на счет подрядчика расходов по их устранению, если подрядчик отказался их устранить либо нарушил согласованный срок их устранения. Размер расходов по устранению дефектов определяется на основании цен, действующих на время выполнения соответствующих строительных работ.

ГЛАВА 12.
ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ И КОНСЕРВАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА, ДЕМОНТАЖ И СНОС ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ


Статья 62.
Приостановление и консервация строительства


1. Приостановление строительства - временное прекращение выполнения строительных работ по обстоятельствам, не связанным с технологическими перерывами в строительстве (выполнением строительных работ), которое не влечет за собой обязательного расторжения договора строительного подряда.

2. Приостановление строительства может осуществляться по решению:

  • органов государственного строительного надзора, иных государственных органов - в случаях, установленных законодательством;

  • подрядчика - в случае невозможности дальнейшего выполнения строительных работ в течение более одного месяца по причинам временного отсутствия строительных материалов и (или) оборудования, поставляемых заказчиком, либо неоплаты заказчиком выполненных работ в сроки, определенные договором строительного подряда;

  • заказчика, застройщика - в случае намерения законсервировать объект строительства или прекратить дальнейшее строительство, а также выявления в работе подрядчика недостатков, которые могут повлечь за собой угрозу безопасности и надежности объекта строительства.

Приостановление строительства может осуществляться иными лицами по основаниям, предусмотренным законодательством и (или) договором.

3. Консервация объекта незавершенного строительства - приостановление строительства на срок свыше трех месяцев, оформленное в установленном порядке и влекущее за собой расторжение договора, на основании которого осуществлялось строительство.

4. Консервация объекта незавершенного строительства включает в себя:

  • прекращение выполнения строительных работ, предусмотренных проектной документацией на строительство;

  • осуществление необходимых мероприятий по обеспечению сохранности объекта строительства;

  • завершение заказчиком, инвестором расчетов с подрядчиком за выполненные строительные работы и расторжение договора строительного подряда;

  • проведение заказчиком, инвестором, инженером (инженерной организацией) периодических осмотров законсервированного объекта незавершенного строительства для обеспечения его сохранности и безопасности.

5. Решение о консервации объекта незавершенного строительства принимается при наличии следующих обстоятельств:

  • выявления в ходе строительства несоответствия проекта обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов;

  • выявления дефектов в проектной документации на строительство, требующих ее существенного изменения;

  • отсутствия у заказчика, застройщика средств для дальнейшего финансирования строительства, невозможности обеспечения строительства строительными материалами и оборудованием в установленные договором сроки;

  • по иным основаниям, предусмотренным законодательством или договором строительного подряда.

Решения о консервации объектов незавершенного строительства принимаются:

  • Советом Министров Республики Беларусь или уполномоченным им органом - по объектам незавершенного строительства, возводимым за счет средств республиканского бюджета;

  • местными исполнительными и распорядительными органами - по объектам незавершенного строительства, возводимым за счет средств соответствующих местных бюджетов;

  • иными заказчиками, застройщиками - по другим объектам незавершенного строительства.

В случае приостановления строительства на срок свыше трех месяцев лица, указанные в части второй настоящего пункта, по истечении указанного срока обязаны принять в течение одного месяца решение о консервации объекта незавершенного строительства.

6. В решении уполномоченного государственного органа или иного заказчика, застройщика, инвестора о консервации объекта незавершенного строительства определяются дата приостановления работ, источники финансирования, сроки разработки документации, необходимой для проведения консервации, а также меры по обеспечению сохранности строительных материалов и оборудования с указанием лица, ответственного за их сохранность.

7. Заказчиком, застройщиком или подрядчиком в течение четырнадцати дней со дня принятия решения о консервации объекта незавершенного строительства составляются:

  • акт о консервации объекта незавершенного строительства с указанием в нем сметной стоимости объемов выполненных строительных работ до момента консервации, к которому прилагаются ведомости на неиспользованные строительные материалы и несмонтированное оборудование;

  • перечень работ и затрат, необходимых для обеспечения сохранности законсервированного объекта незавершенного строительства или его конструктивных элементов.

8. На основании перечня работ и затрат, необходимых для обеспечения сохранности законсервированного объекта незавершенного строительства или его конструктивных элементов, разработчиком проектной документации составляются смета с учетом мероприятий по обеспечению сохранности объекта незавершенного строительства и техническая документация по его консервации. Строительные работы по консервации объекта незавершенного строительства, предусмотренные сметой, выполняются подрядчиком по дополнительному соглашению к договору строительного подряда, в котором предусматриваются сроки выполнения работ и сроки сдачи заказчику законсервированного объекта незавершенного строительства или его конструктивных элементов.

9. Подрядчик обязан сдать заказчику законсервированный объект незавершенного строительства в согласованные сроки и возместить понесенные по его вине убытки, а заказчик - принять этот объект.

10. В состоянии консервации объект незавершенного строительства может находиться не более трех лет. После устранения причин, вызвавших консервацию объекта незавершенного строительства, принимается решение о возобновлении его строительства. Продолжение строительства осуществляется в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства. Подрядчику по акту передаются объект незавершенного строительства и заключение разработчика проектной документации о его техническом состоянии.

11. При невозможности устранения причин консервации объекта незавершенного строительства он реализуется как объект незавершенного строительства в порядке, установленном законодательством.

В случае, если сохранение законсервированного объекта незавершенного строительства противоречит общественной пользе или представляет угрозу национальной безопасности, общественному порядку, нравственности, здоровью населения, правам, свободам и защищаемым законом интересам других лиц, на основании решения суда могут быть произведены принудительное отчуждение этого объекта с компенсированием стоимости отчужденного имущества (при этом вычитаются затраты на отчуждение и охрану указанного имущества), демонтаж или снос этого объекта за счет средств собственника (владельца).



(Статья 62 -- с учетом изменений, внесенных Законом Республики Беларусь от 20.07.2006 № 162-З, рег. № 2/1259 от 26.07.2006)

Статья 63.
Демонтаж и снос здания, сооружения


1. Местный исполнительный и распорядительный орган может принять решение о демонтаже или сносе здания, сооружения либо его части, если этот объект строительства:

  • возведен на земельном участке, самовольно занятом застройщиком;

  • возведен без получения разрешения на производство строительно-монтажных работ;

  • возведен с существенными отступлениями от проектной документации на строительство;

  • не соответствует утвержденной градостроительной документации;

  • имеет дефекты, которые угрожают жизни и здоровью граждан, сохранности имущества физических и юридических лиц и которые не могут быть устранены в процессе ремонта либо реконструкции, или не соответствует требованиям экологической безопасности.

2. Демонтаж или снос здания, сооружения осуществляются собственником (владельцем) либо за его счет другими лицами, за исключением случаев, когда объект строительства не соответствует требованиям вновь разработанной и утвержденной градостроительной документации.

3. В случае несоответствия здания, сооружения вновь разработанной и утвержденной градостроительной документации допускаются демонтаж или снос здания, сооружения, если имеется возможность удовлетворить одно из следующих требований собственника (владельца):

  • предоставить собственнику (владельцу) равноценный объект строительства на правах собственности (владения);

  • возместить стоимость объекта строительства в ценах, действующих на дату принятия решения о демонтаже или сносе;

  • перенести эксплуатируемый объект строительства на новое место.

4. Порядок возмещения убытков собственнику (владельцу) при демонтаже или сносе объекта строительства, не соответствующего требованиям вновь разработанной и утвержденной градостроительной документации, и определения их размера устанавливается законодательством.

ГЛАВА 13.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОБСТВЕННИКОВ, ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ОБЪЕКТА СТРОИТЕЛЬСТВА


Статья 64.
Информация об объекте строительства, представляемая его собственнику (владельцу)


1. Собственник (владелец) объекта строительства имеет право на информацию о:

  • технических регламентах, обязательным требованиям которых должны соответствовать строительные материалы и оборудование, выполненные строительные работы;

  • правилах эксплуатации объекта строительства;

  • гарантийных обязательствах подрядчика и порядке предъявления ему претензий;

  • сроках эксплуатации (службы) объекта строительства;

  • разработчиках проектной документации и субподрядчиках, принимавших участие в разработке проектной документации и сооружении объекта строительства.

Собственник (владелец) объекта строительства также имеет право на иную информацию в соответствии с законодательством.

2. Подрядчик, заказчик, застройщик представляют информацию об объекте строительства, предусмотренную пунктом 1 настоящей статьи, его собственнику (владельцу).

Статья 65.
Обязанности собственников, пользователей при эксплуатации объекта строительства


1. Собственники, пользователи объекта строительства обязаны эксплуатировать объект строительства в соответствии с требованиями законодательства, а также целевым и функциональным его назначением.

2. Собственники, пользователи объекта строительства, если иное не установлено законодательством, при его эксплуатации обязаны:

  • сохранять архитектурный облик объекта строительства;

  • проводить осмотры технического состояния объекта строительства;

  • содержать объект строительства в надлежащем техническом, санитарно-гигиеническом, противопожарном, экологическом и архитектурно-эстетическом состоянии;

  • соблюдать требования в области охраны окружающей среды;

  • хранить в течение всего нормативного срока эксплуатации (службы) объекта строительства архитектурные и строительные проекты, копии журналов строительных работ, протоколов испытаний и проверок оборудования, а также проектную и техническую документацию на строительные работы, выполненные в процессе эксплуатации объекта строительства;

  • вести журнал эксплуатации объекта строительства, вносить в него результаты его технических осмотров.

Периодичность технических осмотров, а также перечень объектов строительства, по которым такие осмотры необязательны, определяются Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.

3. Экспертиза технического состояния эксплуатируемого объекта строительства осуществляется не реже одного раза в пять лет комиссией, создаваемой собственником объекта строительства, с участием представителя соответствующего органа государственного надзора.

4. При выявлении дефектов в техническом состоянии объекта строительства, создающих угрозу возникновения опасности для жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических и юридических лиц, окружающей среды, органы государственного надзора вправе выдать собственнику, пользователю эксплуатируемого объекта строительства предписания об устранении имеющихся дефектов или о проведении экспертизы технического состояния объекта строительства, а при необходимости - о временном запрещении его эксплуатации.

5. Собственник, пользователь объекта строительства, если иное не установлено законодательством, обязаны периодически производить ремонт эксплуатируемого объекта строительства, выполнять требования территориальных органов архитектуры и градостроительства и иных государственных органов, осуществляющих надзор за эксплуатацией возведенных объектов строительства. Периодичность ремонтов определяется правилами эксплуатации объектов строительства.

6. Финансирование работ по ремонту либо реконструкции объекта строительства осуществляется, как правило, собственником, пользователем объекта строительства. При необходимости реставрации или ремонта объектов историко-культурного наследия местные исполнительные и распорядительные органы могут использовать иные источники финансирования, не запрещенные законодательством, если собственники, пользователи таких объектов не в состоянии за свой счет выполнить все восстановительные работы.

ГЛАВА 14.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 66.
Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2005 года, за исключением настоящей статьи и статьи 67, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Закона.



Статья 67.
Приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом

Совету Министров Республики Беларусь до 1 января 2005 года:



  • представить в установленном законодательством порядке на рассмотрение Президента Республики Беларусь и Национального собрания Республики Беларусь проекты соответствующих нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным настоящим Законом к их ведению;

  • привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

  • обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Закону;

  • принять иные меры, необходимые для реализации настоящего Закона.

Статья 68.
Признание утратившими силу некоторых актов законодательства

В связи с принятием настоящего Закона признать утратившими силу:



  • Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1993 года "Об основах архитектурной и градостроительной деятельности в Республике Беларусь" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1994 г., № 1, ст.1);

  • Закон Республики Беларусь от 31 декабря 1997 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об основах архитектурной и градостроительной деятельности в Республике Беларусь" (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1998 г., № 2, ст.8);

  • статью 2 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2000 года "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 103, 2/211);

  • Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 26 ноября 1993 года "О введении в действие Закона Республики Беларусь "Об основах архитектурной и градостроительной деятельности в Республике Беларусь" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1994 г., № 1, ст.2).



Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко


страница 1 ... страница 2 | страница 3 | страница 4 страница 5

Смотрите также: