страница 1 страница 2 страница 3 | страница 4 ГЛАВА 3
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Статья 25. Территориальное общественное самоуправление
1. Территориальное общественное самоуправление — деятельность граждан на добровольной основе по месту их жительства на части территории административно-территориальной единицы (территории микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, агрогородков, поселков, деревень и других) в целях решения вопросов местного значения непосредственно или через органы территориального общественного самоуправления.
Органы территориального общественного самоуправления — организационная форма осуществления гражданами территориального общественного самоуправления.
2. На соответствующей части административно-территориальной единицы может быть создан только один орган территориального общественного самоуправления.
Статья 26. Цель, задачи территориального общественного самоуправления
1. Основной целью территориального общественного самоуправления является развитие и осуществление на соответствующей части административно-территориальной единицы инициатив граждан в вопросах местного значения.
2. Основными задачами территориального общественного самоуправления являются:
2.1. содействие реализации прав, свобод и законных интересов граждан;
2.2. оказание помощи исполнительным и распорядительным органам и Советам в работе с гражданами;
2.3. изучение, анализ и учет мнения граждан по вопросам экономического и социального развития, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
2.4. привлечение граждан к решению вопросов улучшения сохранности, эксплуатации, ремонта, благоустройства жилых домов и придомовых территорий;
2.5. участие в мероприятиях по социальной поддержке семей и различных категорий граждан, нуждающихся в такой поддержке (детей, молодежи, граждан пожилого возраста, инвалидов и других);
2.6. содействие организации досуга граждан;
2.7. участие в организации работы с неблагополучными семьями;
2.8. содействие благотворительности;
2.9. содействие возрождению и сохранению культурных ценностей, национальных обычаев и традиций, развитию художественного и технического творчества;
2.10. содействие уполномоченным органам в осуществлении деятельности по профилактике правонарушений;
2.11. содействие осуществлению нормотворческой инициативы граждан по вопросам местного значения;
2.12. содействие решению иных вопросов местного значения.
Статья 27. Органы территориального общественного самоуправления
1. Орган территориального общественного самоуправления может являться коллегиальным органом либо единоличным органом.
2. Коллегиальный орган территориального общественного самоуправления может создаваться в виде юридического лица либо без образования юридического лица.
3. Коллегиальный орган территориального общественного самоуправления, созданный в виде юридического лица, является некоммерческой организацией.
Порядок создания, деятельности и прекращения деятельности коллегиального органа территориального общественного самоуправления, созданного в виде юридического лица, определяется законодательством о юридическом лице соответствующей организационно-правовой формы с учетом положений статьи 26 настоящего Закона.
4. Коллегиальный орган территориального общественного самоуправления без образования юридического лица создается и действует в соответствии с настоящим Законом и положением об органе территориального общественного самоуправления, утверждаемым местным собранием на основе примерного положения, утверждаемого Советом областного уровня с учетом требований настоящего Закона.
5. Единоличный орган территориального общественного самоуправления (староста, старейшина и другие) действует в соответствии с настоящим Законом и положением, утверждаемым соответствующим Советом на основе примерного положения, утверждаемого Советом областного уровня с учетом требований настоящего Закона.
6. Орган территориального общественного самоуправления подотчетен в своей деятельности местному собранию и соответствующему Совету.
Контроль за деятельностью органа территориального общественного самоуправления осуществляет соответствующий Совет.
Статья 28. Полномочия местного собрания по вопросам создания и деятельности органов территориального общественного самоуправления
1. В отношении коллегиального органа территориального общественного самоуправления местное собрание:
принимает решение о создании и упразднении органа территориального общественного самоуправления;
утверждает положение об органе территориального общественного самоуправления и вносит в него изменения и (или) дополнения;
избирает членов органа территориального общественного самоуправления (с их согласия) из числа участников местного собрания и принимает решение о прекращении членства в органе территориального общественного самоуправления. Порядок избрания членов органа территориального общественного самоуправления на местном собрании определяется соответствующим Советом с учетом положений Закона Республики Беларусь от 12 июля 2000 года «О республиканских и местных собраниях» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 67, 2/186);
определяет организационную структуру органа территориального общественного самоуправления;
решает иные вопросы, относящиеся к компетенции органа территориального общественного самоуправления.
2. Решения местного собрания, принятые в рамках его полномочий, являются обязательными для органа территориального общественного самоуправления.
3. Решения местного собрания, а также иная информация о деятельности органа территориального общественного самоуправления, явившаяся предметом рассмотрения местного собрания, доводятся до участников местного собрания, членов органа территориального общественного самоуправления и других заинтересованных лиц путем рассылки материалов в десятидневный срок со дня проведения соответствующего местного собрания.
Статья 29. Членство в коллегиальном органе территориального общественного самоуправления
1. Членами коллегиального органа территориального общественного самоуправления могут являться граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста и постоянно проживающие на части территории административно-территориальной единицы, где создается данный орган территориального общественного самоуправления.
2. Кандидаты в члены коллегиального органа территориального общественного самоуправления могут выдвигаться гражданами, а также Советами, исполнительными и распорядительными органами данной административно-территориальной единицы.
3. Члены коллегиального органа территориального общественного самоуправления избираются открытым или тайным голосованием на местном собрании. Форма голосования определяется местным собранием.
4. В состав коллегиального органа территориального общественного самоуправления входят председатель, заместитель председателя и другие члены органа территориального общественного самоуправления.
5. Управление коллегиальным органом территориального общественного самоуправления осуществляет председатель органа территориального общественного самоуправления, а в его отсутствие – заместитель председателя органа территориального общественного самоуправления, избираемые и освобождаемые от обязанностей на заседании коллегиального органа территориального общественного самоуправления из числа его членов по согласованию с соответствующим Советом.
6. Председатель коллегиального органа территориального общественного самоуправления подотчетен по всем вопросам своей деятельности этому органу территориального общественного самоуправления, местному собранию и соответствующему Совету.
7. Председатель коллегиального органа территориального общественного самоуправления осуществляет руководство деятельностью органа территориального общественного самоуправления, обеспечивает выполнение органом территориального общественного самоуправления решений местного собрания, несет ответственность за деятельность этого органа территориального общественного самоуправления.
8. Полномочия председателя, заместителя председателя коллегиального органа территориального общественного самоуправления прекращаются:
по решению этого органа территориального общественного самоуправления, принятому в том числе по предложению соответствующего Совета, членов этого органа территориального общественного самоуправления, местного собрания или граждан, постоянно проживающих на части соответствующей административно-территориальной единицы, на которой создан данный орган территориального общественного самоуправления, — в случае ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей;
по собственному желанию – на основании письменного заявления;
в случае прекращения членства в этом органе территориального общественного самоуправления.
9. Члены коллегиального органа территориального общественного самоуправления имеют право:
в порядке, установленном законодательством и положением об этом органе территориального общественного самоуправления, участвовать в управлении делами органа территориального общественного самоуправления;
получать информацию о деятельности органа территориального общественного самоуправления.
10. Члены коллегиального органа территориального общественного самоуправления обязаны выполнять требования положения об этом органе территориального общественного самоуправления и решения местного собрания.
11. Членство в коллегиальном органе территориального общественного самоуправления прекращается:
по решению местного собрания, если член органа территориального общественного самоуправления систематически без уважительных причин не выполняет возложенных на него обязанностей;
по собственному желанию – на основании письменного заявления;
в случае истечения срока полномочий члена органа территориального общественного самоуправления;
в случае выезда члена органа территориального общественного самоуправления на место жительства за пределы части административно-территориальной единицы, на которой создан орган территориального общественного самоуправления;
в случае признания члена органа территориального общественного самоуправления недееспособным в установленном порядке;
в случае смерти члена органа территориального общественного самоуправления, признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим.
Статья 30. Регистрация коллегиального органа территориального общественного самоуправления
1. Для регистрации коллегиального органа территориального общественного самоуправления в течение месяца после его учреждения в соответствующий исполнительный и распорядительный орган подаются:
заявление, оформленное в порядке, установленном Советом областного уровня;
положение о коллегиальном органе территориального общественного самоуправления;
протокол местного собрания, содержащий сведения об учреждении органа территориального общественного самоуправления, утверждении положения о нем и избрании его членов;
список участников местного собрания с указанием фамилии, собственного имени, отчества, года рождения, гражданства, места жительства;
список членов органа территориального общественного самоуправления с указанием фамилии, собственного имени, отчества, даты рождения, гражданства, места жительства и номера домашнего (мобильного) телефона, места работы (учебы) и номера рабочего телефона, должности в органе территориального общественного самоуправления.
2. Регистрация коллегиального органа территориального общественного самоуправления осуществляется соответствующим исполнительным и распорядительным органом в течение десяти дней после представления документов, определенных пунктом 1 настоящей статьи.
Исполнительный и распорядительный орган в пятидневный срок после регистрации коллегиального органа территориального общественного самоуправления сообщает об этом председателю органа территориального общественного самоуправления в письменной форме и выдает ему свидетельство о регистрации коллегиального органа территориального общественного самоуправления.
3. Основаниями для отказа в регистрации коллегиального органа территориального общественного самоуправления являются:
противоречие положения об органе территориального общественного самоуправления законодательству, примерному положению о коллегиальном органе территориального общественного самоуправления, утвержденному Советом областного уровня;
несоответствие цели и задач деятельности органа территориального общественного самоуправления, указанных в положении о нем, цели и задачам деятельности органов территориального общественного самоуправления, определенным статьей 26 настоящего Закона;
несоблюдение установленного порядка выдвижения гражданами уполномоченных для участия в местном собрании и норм представительства, участия граждан в таком собрании, избрания членов органа территориального общественного самоуправления на местном собрании.
4. Коллегиальный орган территориального общественного самоуправления считается созданным с момента его регистрации.
Статья 31. Порядок деятельности органов территориального общественного самоуправления
1. Заседания коллегиального органа территориального общественного самоуправления проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.
2. Заседание коллегиального органа территориального общественного самоуправления правомочно, если в нем принимает участие не менее двух третей его членов.
Граждане имеют право свободного доступа на заседания коллегиального органа территориального общественного самоуправления, участия в его работе с правом совещательного голоса.
3. Решение коллегиального органа территориального общественного самоуправления принимается открытым голосованием простым большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании его членов.
4. Решения органа территориального общественного самоуправления распространяются только на граждан, постоянно проживающих на части соответствующей административно-территориальной единицы, на которой создан орган территориального общественного самоуправления, и исполняются гражданами на добровольной основе.
Статья 32. Упразднение коллегиального органа территориального общественного самоуправления
Коллегиальный орган территориального общественного самоуправления может быть упразднен по решению:
местного собрания;
Совета в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства.
ГЛАВА 4
МЕСТНОЕ СОБРАНИЕ, МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ И ИНЫЕ ФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 33. Местное собрание
1. Местное собрание — совместное присутствие группы граждан, собравшихся для обсуждения вопросов государственной и общественной жизни республиканского или местного значения, основная форма непосредственного участия граждан в управлении делами общества и государства.
2. Порядок инициирования, созыва, проведения, а также компетенция местных собраний определяются Законом Республики Беларусь «О республиканских и местных собраниях» и настоящим Законом.
Статья 34. Местный референдум
1. Для решения вопросов, имеющих важнейшее значение для населения соответствующих административно-территориальных единиц и отнесенных к компетенции соответствующих Советов, исполнительных и распорядительных органов, могут проводиться местные референдумы.
2. Порядок проведения местных референдумов, а также перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на местный референдум, определяются законом.
Статья 35. Инициатива граждан по принятию решений Совета
1. Граждане имеют право по вопросам местного значения в установленном порядке вносить в Совет проекты решений или мотивированные предложения о необходимости принятия, изменения, дополнения, толкования, приостановления действия, признания утратившими силу, отмены в установленном законодательством порядке решений Совета либо их отдельных положений.
2. Проекты решений по вопросам местного значения, внесенные гражданами в Совет, подлежат обязательному рассмотрению на сессии Совета с участием представителей граждан, а результаты рассмотрения - опубликованию в местных средствах массовой информации.
Статья 36. Участие граждан в финансировании и (или) возмещении расходов бюджета на определенные ими цели
1. По решению местного собрания или органа территориального общественного самоуправления на территории сельсовета, поселка городского типа, города районного подчинения может проводиться сбор средств на финансирование и (или) возмещение расходов соответствующего местного бюджета на цели, определенные местным собранием или органом территориального общественного самоуправления (далее — средства самообложения).
2. Средства самообложения включаются в соответствующий местный бюджет и расходуются исключительно на цели, определенные местным собранием или органом территориального общественного самоуправления.
3. Местное собрание или орган территориального общественного самоуправления устанавливает размеры отчисления средств самообложения, определяет сроки их уплаты с учетом требований пункта 4 настоящей статьи и категории граждан, участвующих в отчислении этих средств, рассматривает и утверждает отчет исполкома об использовании средств самообложения.
4. Отчисление средств самообложения является добровольным и производится гражданами в сроки, установленные местным собранием или органом территориального общественного самоуправления, но не позднее 1 декабря текущего года. Прием платежей осуществляется соответствующим исполкомом первичного уровня.
5. Исполком первичного уровня обеспечивает проведение за счет средств самообложения мероприятий, определенных местным собранием или органом территориального общественного самоуправления, и отчитывается о расходовании этих средств перед местным собранием или органом территориального общественного самоуправления.
6. Средства самообложения, не использованные в текущем финансовом году, остаются на счету соответствующего местного бюджета и используются в очередном финансовом году на эти же либо на иные цели, определенные местным собранием или органом территориального общественного самоуправления.
7. Контроль за порядком отчисления средств самообложения и целевым использованием собранных средств осуществляется исполкомами базового уровня.
Статья 37. Иные формы участия граждан в государственных и общественных делах
Наряду с предусмотренными настоящим Законом формами прямого участия граждан в государственных и общественных делах местное самоуправление может осуществляться и в иных формах, не противоречащих законодательству.
ГЛАВА 5
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ И РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
Статья 38. Исполнительные и распорядительные органы
1. Исполнительные и распорядительные органы являются государственными органами и осуществляют свои полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными актами законодательства.
2. Исполком является исполнительным и распорядительным органом на территории области, города, района, поселка, сельсовета, а местная администрация — на территории района в городе.
3. Исполкомы областного уровня подотчетны и подконтрольны Президенту Республики Беларусь, а также Совету Министров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства Республики Беларусь.
Исполкомы базового и первичного уровней, местные администрации подотчетны и подконтрольны Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполкомам.
Исполкомы подотчетны соответствующим Советам по вопросам, отнесенным к компетенции этих Советов.
Вышестоящие исполнительные и распорядительные органы осуществляют координацию деятельности нижестоящих исполнительных и распорядительных органов, оказывают им необходимую помощь, в том числе организационно-методическую, материальную, техническую, информационную.
4. Исполнительные и распорядительные органы являются юридическими лицами.
Структурные подразделения исполнительных и распорядительных органов могут наделяться правами юридического лица в соответствии с законодательством.
5. В состав исполкома областного уровня, исполкома базового уровня входят председатель исполкома, его заместители, управляющий делами и другие члены исполкома.
6. В состав исполкома первичного уровня входят председатель исполкома, заместитель (заместители) председателя исполкома (при наличии такой должности в составе исполкома первичного уровня), управляющий делами и другие члены исполкома.
7. В состав местной администрации входят глава местной администрации, его заместители, управляющий делами и другие члены местной администрации.
8. Типовая структура областного, Минского городского, городского (городов областного подчинения), районного исполнительных комитетов, местных администраций, а также численность работников исполнительных и распорядительных органов (без персонала по охране и обслуживанию зданий) по областям и городу Минску, в том числе численность работников структурных подразделений исполнительных и распорядительных органов, устанавливаются Президентом Республики Беларусь.
9. Структурные подразделения исполнительных и распорядительных органов, осуществляющие государственно-властные полномочия в определенной отрасли (сфере деятельности) на территории административно-территориальной единицы, подчиняются этим органам и одновременно соответствующим:
республиканским органам государственного управления — структурные подразделения исполкомов областного уровня;
структурным подразделениям областных исполкомов – структурные подразделения исполкомов базового уровня;
структурным подразделениям городских исполкомов (городов областного подчинения), Минского городского исполкома — структурные подразделения местных администраций.
10. Положения о структурных подразделениях исполкомов областного уровня, осуществляющих государственно-властные полномочия в определенной отрасли (сфере деятельности), утверждаются этими исполкомами по согласованию с соответствующими республиканскими органами государственного управления.
Положения о структурных подразделениях исполкомов базового уровня, осуществляющих государственно-властные полномочия в определенной отрасли (сфере деятельности), утверждаются этими исполкомами по согласованию с соответствующими структурными подразделениями областных исполкомов.
Положения о структурных подразделениях местных администраций, осуществляющих государственно-властные полномочия в определенной отрасли (сфере деятельности), утверждаются этими местными администрациями по согласованию с соответствующими структурными подразделениями городских исполкомов (городов областного подчинения), Минского городского исполкома.
страница 1 страница 2 страница 3 | страница 4
|