страница 1 Учебно-методический Форма
комплекс дисциплины Ф СО ПГУ 7.18.2/02
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова
Кафедра иностранной филологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС дисциплины
«Латинский язык»
для студентов специальности 050301 «Юриспруденция»
Павлодар
Методические указания Форма
Ф СО ПГУ 7.18.2/05
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова
Кафедра иностранной филологии
методические указания
к самостоятьельным работам
по дисциплине Латинский язык
для студентов специальности 050301 «Юриспруденция»
Павлодар
Лист утверждения к Форма
методическим указаниям ФСО ПГУ 7.18.1/05
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета журналистики, филологии и искусства
____________Сарбалаев Ж.Т.
искусства
_____________Сарбалаев Ж.
«___» ___________200_г.
«_____» ______________200_г.
Составитель: доцент Ислям К.С..
Кафедра иностранной филологии
Методические указания
к самостоятельным работам
по дисциплине Латинский язык
для студентов специальности 050301 «Юриспруденция»
Рекомендовано на заседании кафедры
«___»____________200_г. Протокол №_____.
Заведующий кафедрой ____________________________ Каирбаева А.К.
Одобрено учебно-методическим советом факультета филологии, журналистики и искусства
«_____» ______________200_г. Протокол №____
Председатель МС_______________________ Жуманкулова Е.Н
1. Цели и задачи дисциплины
1.1 Цель курса «Латинский язык» - обеспечивает усвоение основных положений грамматики латинского языка и наиболее употребительных слов и оборотов с тем, чтобы облегчить самостоятельную работу над латинскими юридическими и историческими источниками.
Лексика латинского служила и продолжает служить источником создания интернационализмов, особенно в области общественно-политической и научной терминологии, которая и в наши дни во многих случаях создается на базе латинских и древнегреческих словообразовательных элементов, в связи с чем на занятиях по латинскому языку рекомендуется значительное внимание уделять изучению и усвоению лексики.
1.2 Задачи дисциплины:
Обратить внимание студента на возможность сопоставлений и побудить его к дальнейшим поискам. Научить студента сознательно и грамотно применять термины на латинском языке, а также термины греко-латинского происхождения в русской транскрипции. Уделить достаточное внимание текстам посвященным древнеримским юридическим и историческим реалиям.
Положенный в основу программы грамматический план разбит на уроки, каждый из которых содержит наряду с центральной грамматической темой ряд второстепенных, непосредственно связанных с данным текстом. Построить тексты на лексике, наиболее употребительной в юридических и исторических текстах, и с достаточной полнотой показать грамматические закономерности латинского языка.
Основной задачей курса является знакомство студентов с современной латинской лексикой.
1.3 В результате изучения дисциплины студент должен знать:
- значимость и роль латинского и древнегреческого языков
в системе образования и профессиональной подготовке;
- видеть взаимосвязь языков;
- определять фонетические, лексические и грамматические особенности речи;
- производить системный анализ и перевод;
- владеть минимально достаточным объемом грамматического и лексического материала для чтения, перевода и грамматического анализа латинских текстов невысокой и средней трудности;
- знать на уровне долговременной памяти в качестве активного словарного запаса 900 лексических и словообразовательных единиц;
- знать элементы грамматики (склонение существительных и прилагательных, согласование прилагательных с существительными, глагольные формы, требуемые программой, управление предлогов, числительные, местоимения, наречия).
1.4 В результате изучения дисциплины студент должен уметь:
- уметь сравнивать факты латинского языка с параллельными явлениями родного или изучаемых современных языков;
- уметь читать и писать по-латински;
- уметь переводить с русского или казахского на латинский и с латинского на русский или на казахский термины, а также простые предложения и афоризмы.
2 Пререквизиты:
Курсу «Латинский язык» предшествуют следующие дисциплины: «Философия», «Социология», «Культурология»
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
Учебники и учебные пособия
1. Боровский Я.М. Болдырев А.В. Латинский язык. " М., 1975
2. Гончарова Н.А. Латинский язык. - Минск, 1986.
3. Дерюгин А.А., Лукьянова Л.М. Латинский язык. - Саратов, 1979.
4. Зайцев А.И. и др. Латинский язык. - Л., 1974.
5. Кацман Н.Л., Покровская 3.А. Латинский язык. - М., 1999.
6. Козаржевский А.Ч. Учебник латинского языка. - М., 1981
7. Козлова Г.Г. Латинский язык. - М., 1972.
8. Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua latina. Введение в латинский язык и античную культуру. Ч.1-3. - М., 1993 - 1994.
9. Покровская З.А., Кацман Н.А. Учебник латинского языка. - М., 1981.
10. Попов А.П., Шендяпин П.М. Латинский язык. - М., 1970.
11. Соболевский СИ. Учебник латинского языка. - М., 1953.
12. Ярхо В.Н. и др. Латинский язык. - М., 1983.
Словари и справочники
1. Агубнов М. Античные мифы и легенды: Мифологический словарь. - М., 1993.
2. Бабичев Н.Т., Боровский Я. М. Словарь латинских крылатых слов. - М., 1982.
3. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь (любое издание).
4. Краткий словарь латинских слов, сокращений, выражений. /Сост. Куприянова В.Н., Умнова Н.М. - М., 1971.
5. Кто есть кто в античном мире: Справочник. Древнегреческая и древнеримская классика. /Сост. Б. Редис. - М., 1993.
6. Латинские пословицы и афоризмы. /Сост. Дашкова М.Ф. - Алма-Ата, 1964.
7. Малинин А.М. Латинско-русский словарь (любое издание).
8. Овруцкий И.О. Крылатые латинские выражения. - М., 1969.
9. Подосинов А.В., Белов А.М. Русско-латинский словарь. - М., 2000.
Сборники задач и упражнений по латинскому языку
-
Гончарова Н.А. Латинский язык. Практическое пособие по лексике и грамматике. - Минск, 1989.
-
Кацман НА. Сборник упражнений по латинскому языку (для студентов институтов и факультетов иностранных языков). - М., 1983.
-
Сборник упражнений и текстов по латинскому языку. Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. /Сост. Станкевич А.А,, Старостенко Н.А. - Минск, 1978.
-
Хрестоматии по латинскому языку Дерюгин А.А. Chrestomathia Latina. Сборник учебных текстов к курсу Lingua latina. - Саратов, 1970.
-
Зарубежная литература Средних веков. Вып.1. Латинская, кельтская, скандинавская, провансальская, французская литературы. Хрестоматия, 2изд.-М., 1975
-
История древнего мира в художественно-исторических образах: Хрестоматия. Пособие для учителей. /Сост.Волобуев О.В., Шестаков А.В. 2-е изд. - М., J978.
-
Подосинов А.В. Lingua Latina. Введение в латинский язык и античную культуру. Ч. IV-V. Хрестоматия латинских текстов. ~М., 1995.
-
Соболевский СИ, Хрестоматия переводов с латинского языка на русский. - М., 1939.
-
Хрестоматия средневековых латинских источников. - М., 1964.
Дополнительная литература:
10. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция; Рассказы о древнегреческой культуре. - М., 1995.
11. Дерюгин А.А. Краткая грамматика латинского языка. Учебное пособие для студентов филологических и исторических факультетов. - Саратов, 1973.
3. Иванова Г.Н. Латинский инфинитив и инфинитивные обороты. - Л., 1978.
4. Люблинская А.Д. Латинская палеография. - М., 1969.
5. Модестов В.И. Римская письменность в период царей. - Казань, 1968.
6. Соболевский СИ. Грамматика латинского языка. - М., 1950.
7. Тройский И.М. Очерки из истории латинского языка. - М., 1953.
8. Федорова Е.Ф. Ранняя латинская письменность. - М., 1991.
Методические указания к СРС
Общие положения
Самостоятельная работа студентов - важнейшая составная часть подготовки специалистов.
Самостоятельная работа учит самостоятельному мышлению, способствует созданию собственных взглядов и мнений.
Самостоятельная работа студентов выполняется с целью приобретения навыков самостоятельной работы при выполнении домашних заданий, графических и расчетных работ, курсовых проектов, подготовке к практическим, лабораторным и семинарским занятиям, написания рефератов, подготовке к зачетам и экзаменам: закрепления изучения учебного материала по учебникам и конспектам занятий; выработки умения работы с научно-технической литературой; воспитания трудолюбия, целеустремленности, умения планировать и организовать рабочее время.
Самостоятельная работа студентов строится путем рационального сочетания всех ее форм на основе строгого соответствия объема заданий реальному бюджету времени студента.
Ежедневный бюджет времени студентов дневной формы обучения составляет аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Сложность и динамичность развития и функционирования сферы современного языкового образования предъявляют всем его субъектам, и прежде всего учителю, новые требования. Учитель должен не только совершенстве владеть отдельными инновационными технологиями обучения своему предмету, но и понимать сущность закономерностей, которые лежат в их основе, видеть их истоки и перспективы развития. Особенно это существенно на рубежных этапах развития методической науки, один из которых и переживает современная теория обучения неродным языкам. Для успешного выполнения функции учителю необходимо обладать соответствующими знаниями, навыками и умениями, позволяющими моделировать учебный процесс на основе целостного системного подхода к образованию.
Самостоятельная работа имеет существенное значение для успешного проведения занятия со студентами во внеурочное время. Оно способствует выявлению и развитию индивидуальных способностей и склонностей студентов. Эта форма работы дает возможность студентам проявить творческую инициативу и активность. Самостоятельная работа является основным фактором успешного проведения массовой и групповой форм работы, проведения диспутов, бесед и круглого стола.
Самостоятельная работа преследует общеобразовательные и воспитательные задачи, которые решаются в единстве с лекционным материалом и на их основе. Предоставляются студентам дополнительные возможности для более глубокого ознакомления с литературой и научными источниками.
Рекомендуется студентам по выбранным темам выступать с небольшими докладами на читательских и тематических конференциях, реферировать научно-популярные статьи.
Обмениваться информацией и впечатлениями в неподготовленной беседе по поводу прочитанного.
Без предварительной подготовки участвовать в дискуссии по всем вопросам, близким по изучаемой тематике.
Для облегчения самостоятельной работы каждая тема расписана и дается список необходимых литератур
Самостоятельной работы cтудента
№
|
Вид СРС
|
Форма контроля
|
Вид контроля
|
Объем в часах
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
Подготовка к лекционным занятиям
|
|
Проверка рабочей тетради
|
4
|
2
|
Подготовка к практическим занятиям
|
Домашнее задание
|
опрос
|
5
|
3
|
Изучение дополнительного материала не вошедшего в содержание аудиторных занятий
|
конспект
|
опрос
|
5,5
|
4
|
Подготовка к контрольным мероприятиям
|
тест
|
РК1, РК 2
|
8
|
Всего
|
22,5
|
Наименование тем
|
Содержание
|
Задание
|
1 Введение
|
Алфавит, гласные, согласные, слогораздел, количество слога, правило ударения, грамматический строй греческого языка; собственные и несобственные дифтонги.густое и тонкое придыхание
|
1 Ярхо В.Н. и др. Латинский язык. М., 1983
Упр1 стр.6
по сборнику
Стр.7-11
по учебнику
|
2 Фонетика и графика
|
2.1 Учения о звуках и их обозначениях
2.2 Изучение тем: «Важнейшие фонетические законы»
2.3 Слова без ударения
2.4 ассимиляция согласных
2.5 закон ротацизма
2.6 закон редукции краткого гласного
|
1 Ярхо В.Н. и др. Латинский язык. М., 1983
Тест
Стр.11
по учебнику
Стр.17-19
по учебнику
|
3 Словообразование
|
3.1 Морфологический состав слова в латинском языке: корень, суффикс, приставка, окончание.
3.2 Наиболее употребительные префиксы и суффиксы.
3.3 Способы словообразования в латинском языке
|
1 Ярхо В.Н. и др. Латинский язык. М., 1983
Лексический минимум
Дополнит.лексика
Тексты
|
4 Морфология
|
4.1Части речи в латинском языке
4.2 Составление списка лингвистических терминов по частям речи и их грамматическим категориям.
|
1 Ярхо В.Н. и др. Латинский язык. М., 1983
Лексический минимум
Дополнит.лексика
Тексты
|
5 Имя существительное
|
5.1 Грамматические категории имени существительного.
5.2 Три склонения имен существительных
5.3 Практические способы опознания типа склонения
5.4 Составление тематических списков. Заучивание слов.
5.5 Определение типа склонения слов в списках.
|
1 Ярхо В.Н. и др. Латинский язык. М., 1983
Диктант. Тест.
Лексический миниму
Дополнит.лексика
Тексты
Упр на стр 7, 11,13 15
по сборнику
Стр.19-31
по учебнику
|
6 Имя прилагательное
|
6.1 Составление списка лингвистических терминов по частям речи и их грамматическим категориям. 6.2 Сообщение по темам «Жилье древних греков», «Скотоводство и охота в Древней Греции».
6.3 Составление списка слов в антонимических парах.
6.4 Определение типа склонения слов
6.5 Грам.категория прилагательных
6.6 Прилагательные I-IIсклонения
|
1 Ярхо В.Н. и др. Латинский язык. М., 1983
Стр.31-37
по учебнику
стр.8, 30-31
по сборнику
1 Ярхо В.Н. и др. Латинский язык. М., 1983
Диктант. Тест.
Лексический минимум
Дополнит.лексика
Тексты
Опорные схемы
|
7. Местоимения
|
7.1 Группы местоимений в латинском языке (личные, возвратные, притяжательные, вопросительные и относительные, неопределенные, указательные, отрицательные)
7.2 Склонение разных групп местоимений
7.3 Местоименные прилагательные и их склонение
7.4 Заучивание афоризмов, в составе которых есть местоимения.
7.5 Морфологический разбор местоимений.
|
1 Ярхо В.Н. и др. Латинский язык. М., 1983
Стр.13-14
по сборнику
стр.70-78
по учебнику
Диктант.Тест
Лексический минимум
Дополнит.лексика
Тексты
|
8 Глагол
|
Личные формы (Verbum/initum) и неличные форма {verbum infmitum). Наличие у личных форм признака лица, залога, наклонения, времени. Наклонения (Modi), их значение. Времена (Тетрога), их значения. Система инфекта и система перфекта. Основы инфекта, распределение по четырем спряжениям. Словарная запись глаголов: четыре основные формы и три основы. Способы образования перфектных основ.
|
1 Ярхо В.Н. и др. Латинский язык. М., 1983
Стр.84-97
по учебнику
Стр.6,8-10,22-24
Стр.32-42
по сборнику
Диктант
Тест
Лексический минимум
Дополнит.лексика
Тексты
Стр.45-55
по сборнику
|
9 Числительные
|
9.1 Сообщение по темам «Единицы счета и измерения в Античном мире», «Денежные единицы в Античном мире».
19.2 Составление сводной таблицы всех разрядов числительных. |
1 Ярхо В.Н. и др. Латинский язык. М., 1983
Стр.42-43 по сборнику
Диктант
Тест
Лексический минимум
Дополнит.лексика
Тексты
Стр.81-83
|
10 Наречия
| 10.1 Сообщение по теме 10.2 Заучивание афоризмов наречного характера и содержащих наречия. 10.3 Определение группы наречий по способу образования.
10.4 Самостоятельные и производные наречия
10.5 Степени сравнения наречия
10.6 Образование наречий от прилагательных
|
1 Ярхо В.Н. и др. Латинский язык. М., 1983
Стр.30-31
по сборнику
Диктант
Тест
Лексический минимум Дополнит.лексика
Тексты
Устный ответ
Проверка тетрадей
|
11 Предлоги
|
11.1 сочетание предлогов с падежами в латинском языке
11.2 Составление гнезда слов с одним корнем.
11.3 Предлоги употребляющиеся с аккузативом
11.4 Предлоги употребляющиеся с аблативом
11.5 Предлоги употребляющиеся с аккузативом и аблативом |
1 Ярхо В.Н. и др. Латинский язык. М., 1983
Диктант
Тест
Лексический минимум
Дополнит.лексика
Тексты
Устный ответ
Проверка тетрадей
|
12 Синтаксис
|
13.1 Простое предложение. 13.2 Двусоставное и односоставное.
13.3 Безличные и неопределенно-личные предложения. Сказуемое, способы его выражения.
13.4 Глаголы и именное сказуемое.
13.5 Согласование сказуемого с подлежащим. 13.6 Определение, предикат и аппозитивно-предикатный член.
13.7 Порядок слов в предложении
|
Тест
Лексический минимум
Дополнит.лексика
Тексты
Устный ответ
Проверка тетрадей
|
страница 1
|