Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 ... страница 4 | страница 5


БЕЛОРУССКАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра агробизнеса

« ТОВАРОВЕДЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ И ПРОДУКТОВ ПЕРЕРАБОТКИ»
П Р А К Т И К У М

для студентов по специальности Э 02. 01. 00

«Коммерческая деятельность». и Э 01. 08. 00

«Мировая экономика и международные

экономические отношения»

Горки 1999

Рекомендовано методической комиссией экономического факультета .. …..99.

Составила ст. преподаватель С. Ф. ЕРМОЛЕНКОВА.

УДК
П Р А К Т И К У М для студентов по специальности Э 02. 01. 00 «Коммерческая деятельность». и Э 01. 08. 00 «Мировая экономика и международные экономические отношения. По дисциплине «ТОВАРОВЕДЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ И ПРОДУКТОВ ПЕРЕРАБОТКИ»

Составила ст. преподаватель С. Ф. ЕРМОЛЕНКОВА.

Горки, 1999. 77 с.


Изложена тематика лабораторно-практическихработ и методические указания по их выполнению.

Рецензенты

 Составление С. Ф. Ермоленкова, 1999.

Белорусская сельскохозяйственная академия, 1999
П Р Е Д И С Л О В И Е
Дисциплина «Товароведение сельскохозяйственной продукции и продуктов переработки» изучается в соответствии с утвержденной программой и включает объем материала, который необходимо знать специалистам–экономистам, обслуживающим сферу АПК.

Методические рекомендации к лабораторно-практическим занятиям направлены на овладение студентами классификации отдельных групп товаров, признакам, положенным в основу формирования коммерческого ассортимента. Изучение потребительских свойств, условий и сроков хранения, транспортирования и реализации, требований к упаковке и маркировке, умение оценивать качество товара позволить понять причины возникновения потерь массы и качества, правильно определять спрос и коммерческий ассортимент, предлагаемый в сфере АПК.


ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Перед началом занятий дежурный по группе или подгруппе получает образцы товаров для исследования, учебно-методическую и справочную литературу.

Занятие начинается с проверки подготовленности студентов путем опроса по теме домашнего задания. Опрос может быть проведен устно, в виде деловой игры, с помощью ЭВМ или тестов.

Преподаватель называет тему, цель лабораторных занятий, порядок их выполнения.

Работа оформляется в рабочих тетрадях в следующем порядке: дата, тема занятия, наименование и номер работы, краткое изложение методики по оценке качества продуктов, расчет (при необходимости), оформление результата согласно рекомендациям методических указаний, заключение о качестве продукта с указанием ГОСТа или другого документа о качестве.

Каждый студент выполняет задание самостоятельно.

В конце занятия студент отчитывается перед преподавателем о выполнении работы.



ТЕМАТИКА ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ





п/п

Наименование тем


Кол-во часов

1

2

3

1

Изучение стандартов, норм естественной убыли.

Сертификация продовольственной сельскохозяйственной продукции.



4
2

2

Изучение классификации ассортимента и оценка качества свежих овощей, плодов и ягод

8


3

Изучение классификации, ассортимента и оценка качества переработанных плодов и овощей.

4


4

Изучение видов и оценка качества свежих и переработанных грибов

2


5

Изучение ассортимента и оценка качества крахмала, сахара, меда.

4


6

Изучение классификации, ассортимента и оценка качества пищевых концентратов.

2


7

Изучение классификации, ассортимента и оценка качества пряностей и приправ.

2


8

Изучение ассортимента и оценка качества муки


4

9

Изучение ассортимента и оценка качества крупы.

4

10

Изучение классификации, ассортимента и оценка качества хлебобулочных и макаронных изделий.

2


11

Изучение ассортимента и оценка качества молока и кисломолочных продуктов.

4


12

Изучение ассортимента и оценка качества масла коровьего и сыров.

4


13

Изучение ассортимента и оценка качества молочных консервов.

2


14

Изучение видов и категорий упитанности мяса. Разрубка и маркировка.

2


15

Изучение ассортимента и оценка качества полуфабрикатов и субпродуктов

2


16

Изучение классификации, ассортимента и оценка качества колбасных изделий и мясо копченостей

4


17

Изучение ассортимента и оценка качества мясных консервов

2

1

2

3


18

Изучение классификации и отличий особенностей строения и пищевой ценности различных семейств рыб.

2


19

Изучение ассортимента и оценка качества рыбы охлажденной, мороженой, соленой, копченой.

4


20

Изучение ассортимента и оценка качества рыбных консервов и пресервов

2


21

Изучение ассортимента и оценка качества пищевых жиров

4


22

Изучение ассортимента и оценка качества яиц и яичных продуктов

2

ИТОГО


72



Р а б о т а 1. Изучение стандартов, норм естественной убыли, инструкции о порядке приемки продовольственных товаров по качеству и количеству. Сертификация продовольственных товаров.

Ц е л ь р а б о т ы: Изучить принцип построения стандартов, норм естественной убыли, сертификатов соответствия, качественных удостоверений, гигиенических сертификатов и протоколов испытаний на продовольственные товары. Научиться применять нормы естественной убыли и выявлять причину образования потерь.
М а т е р и а л ь н о е о б е с п е ч е н и е.

  1. Стандарты категорий: ГОСТ, СТБ, ТУ, ОСТ; видов: технических условий, правил приёмки; методов испытаний, терминов и определений.

  2. Сборники « Нормы естественной убыли»

  3. Бланки различных форм сертификации.

  4. Калькуляторы.


З а д а н и е 1. Изучение принципов построения различных категорий и видов стандартов.

Используя категории и виды стандартов, изучите и сравните их построение. Результаты запишите в тетрадь по форме, приведенной ниже:



  • категория стандарта,

  • вид стандарта,

  • группа стандарта,

  • вид продукции, на которую распространяется стандарт,

  • срок действия стандарта,

  • что обозначает номер стандарта,


З а д а н и е 2. Изучение норм естественной убыли на продовольственные товары.

Ознакомьтесь с построением и содержанием сборника « Нормы естественной убыли»: виды товарных потерь; особенности применения норм естественной убыли в опте, рознице, при транспортировании, хранении, при мелкооптовом отпуске и т.д.; общие принципы отражения потерь в учете.

Определить норму убыли ( %) конкретного вида товара: при реализации в розничной торговой сети, при хранении на складах, базах в течение указанного времени, при транспортировке на различные расстояния в различной таре.

Решите следующие задачи:



  1. Магазин торговой площадью 250 м2 реализовал за инвентаризационный период 15000 кг сахара-песка, в том числе 3000 кг фасованного в полиэтиленовые пакеты по 1 кг. Фактические потери от реализации сахара составили соответственно – 0,7 кг и 0,9 кг. Определить размер естественной убыли и экономический результат, если учесть, что цена 1 кг сахара-песка 70000, фасованного – 75000 руб.

  2. На складе-холодильнике хранились замороженные плоды и овощи:



Вид продукции

К-во,

кг


Продолжительность хранения, мес.

Факт. Потери, кг

Морковь резаная

1000

С 1.09 по 10.10


0,2

Перец сладкий

8000

С 1.09 по 5.10

О,1

Вишня


450

С 1.09 по 15.11


0,6

Слива

600

С 1.09 по 1.11


0,4

Черноплодная рябина

800

С 1.09 по 10.12


0,3

Определить размер естественной убыли по каждому виду продукции и сравнить с фактическими потерями.

3. Согласно договора-поставки из Ростова–на–Дону в Минск прибыла партия свежих овощей и фруктов: абрикосы - 15 тонн, виноград - 20 тонн, вишня - 10 тонн, груши летние - 22 тонны, арбузы - 40 тонн. Продукция перевозилась в изотермических вагонах с охлаждением. Состав прибыл в пункт назначения через 4 суток.

Определить размер естественной убыли по каждому виду продукции с учетом продолжительности перевозки и массы.

Фактические потери в пункте назначения составили:

Виноград 221 кг по цене 180000

Вишня 170 кг по цене 150000

Груша 215 кг по цене 280000

Арбуз 280 кг по цене 60000

Абрикос 280 кг по цене 150000

Определите экономический результат поставки продукции.
З а д а н и е 3. Изучение видов и правил оформления документов по сертификации продовольственных товаров.

Ознакомиться с видами документов сертификации:



  • сертификат соответствия,

  • гигиенический сертификат,

  • качественное удостоверение,

  • протокол испытаний.

Ознакомиться с правилами заполнения этих документов, сроками действия.

Самостоятельно заполнить сертификат соответствия.

Определить соответствие сертификата конкретному товару.
З а д а н и е 4. Изучение положения о приемке товаров народного потребления по качеству и количеству, изучение особых условий поставки сельскохозяйственных продовольственных товаров.

Ознакомиться с данными документами, законспектировать основные моменты.

Решить ситуационную задачу, предложенную преподавателем, на приемку сельскохозяйственной продукции по количеству и качеству.

Научиться составлять удостоверение личности, акт приёмки товаров по качеству и количеству, составить текст телеграммы для вызова представителя поставщика (общественности, эксперта)


Вопросы для самоконтроля.

  1. По какому принципу стандарты подразделяются на виды? Назовите их.

  2. Кем разрабатываются и утверждаются стандарты?

  3. Назовите категории стандартов, действующих на территории Беларуси.

  4. Какие потери товаров относятся к нормируемым, а какие – к актируемым?

  5. Что понимают под естественной убылью товаров?

  6. Назовите факторы, влияющие на размер естественной убыли.

  7. С какой целью проводится сертификация?

  8. Какие органы в РБ производят сертификацию продукции?

  9. Назовите формы документов по сертификации.

  10. Какие нормативно-технические документы регулируют приемку товаров по качеству.

  11. В какие сроки осуществляется приемка товаров по качеству и количеству?

  12. В какие сроки составляется и утверждается акт приемки?

  13. Какие документы должны быть представлены с актом приемки в арбитражный суд в случае возникновения спорных вопросов?

  14. Кто может являться представителем общественности?


Р а б о т а 2. Изучение классификации, ассортимента и оценка качества свежих овощей.
Ц е л ь р а б о т ы: Изучить отличительные признаки хозяйственно-ботанических сортов овощей, их болезни, приобрести навыки оценки качества свежих овощей, определения средней пробы, применения норм естественной убыли, составления качественного удостоверения.
М а т е р и а л ь н о е о б е с п е ч е н и е :

  1. Стандарты на свежие овощи.

  2. Натуральные образцы (картофель, свекла, морковь, капуста, лук репчатый).

  3. Альбомы «Овощи», «Болезни и сельскохозяйственные вредители свежих овощей».

  4. Муляжи, сборник « Нормы естественной убыли», калькуляторы.

  5. Линейки, ножи, разделочные доски, весы.


З а д а н и е 1. Изучение внешних признаков наиболее распространенных хозяйственно-ботанических сортов овощей, возможные заболевания и дефекты.

Изучить предложенные по каталогам, муляжам и натуральным образцам овощи и заполнить следующие таблицы:


Т а б л и ц а 1. Характеристика хозяйственно-ботанических сортов овощей.


Вид

овощей


Название хозяйственно-ботани-

ческого сорта



Срок созревания

Форма, размеры

Консистенция, вкус, цвет

Назначение

овощей


1

2

3

4

5

6



Т а б л и ц а 2. Болезни и дефекты овощей.




Вид


овощей

Название болезни или повреждения с/х вредителем

Характерные признаки заболеваний

Допускается или не допускаются стандартом

Меры предупреждения заболеваний и дефектов

1

2

3

4

5



З а д а н и е 2. Изучение порядка отбора средней пробы овощей для оценки качества Оценка качества овощей. Оформление удостоверения качества.
2.1. Порядок отбора средней пробы изучается по соответствующим стандартам.

Записать в тетрадь, как составляется средняя и объединенная проба от партии картофеля, капусты, свеклы, лука.

Решить ситуационные задачи, предложенные преподавателем, на определении средней и объединенной пробы. Задание оформить в табл. 3.
Т а б л и ц а 3. Составление объединенной пробы для определения качества свежих овощей.

Точечная проба



Вид

Овощей


Упаковка, в единицах упаковки

Масса партии, тонн

Величина выборки

Число проб

Масса пробы, кг

Масса

объединенной пробы



1

2

3

4

5

6

7

2.2. Оценка качества овощей по стандарту.

Для выполнения задания используют несколько видов овощей.

Работа выполняется в следующей последовательности:



  • определяют массу объединенной пробы;

  • определяют массу прилипшей земли;

  • рассортировывают овощи по фракциям (стандартные, дефектные, отходы);

  • результаты выражают в % к массе объединенной пробы;

  • проводят дегустационную оценку овощей;

  • результаты анализа переносят в удостоверение качества и дают заключение о качестве;
Результаты анализа оформляются табл. 4.

Т а б л и ц а 4. Результаты анализа дегустации.





п/п


Показатели качества

Данные анализа

Норма по ГОСТу

Масса ,кг

%
Товарные сорта






1.и т.д.


Наличие земли _________ кг, %

Стандартная продукция с учетом допусков __________%


Нестандартная продукция ______________%
Отходы _______________%.
Решите ситуационные задачи:


  1. В овощной магазин поступил картофель свежий поздний отборный в количестве 10000 кг по 50 кг в каждой упаковочной единице.

При оценке качества было установлено следующее:

Клубни целые, здоровые, сухие, не проросшие, не увядшие, однородные, или разнородные по форме и окраске, зрелые с плотной кожурой, округло-овальной и удлиненной формы размером 40-45 мм, имеется 1,5 % клубней позеленевших на площади более 2 см2 но не более ¼ поверхности клубня. Сделать заключение о качестве картофеля по стандарту.




  1. В овощной магазин поступила овощная продукция: картофель свежий 5000 кг, свекла свежая 2000 кг, морковь свежая 3500 кг, лук репчатый 1800 кг. За инвентаризационный период было отпущено закрытым учреждениям:

картофеля 1200 кг

моркови 800 кг

свеклы 500 кг

лука 300 кг

Реализовано населению:

картофеля 3400 кг

моркови 1100 кг

свеклы 600 кг

лука 1200 кг

Фактические потери составили:

картофеля 3,1 кг

моркови 2,5 кг

свеклы 1,2 кг

лука 0,9 кг


Определить размер естественной убыли по каждому виду продукции и вывести экономический результат по магазину.

Решение задачи оформить в виде табл. 5.

Т а б л и ц а 5. Анализ деятельности магазина


Наименование

продукции



Поступило в кг

Отпущено закрытым

учреждениям, кг



Реализовано населению Кг

Остаток в магазине, Кг

Фактические потери, кг

Форма естественной убыли, %

Размер естественной

убыли, кг



Цена за 1 кг

Экономический

результат



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Вопросы для самоконтроля:

  1. Классификация овощей и признаки классификации.

  2. Пищевая ценность свежих овощей.

  3. Дефекты и болезни овощей допускаемые и не допускаемые стандартом.

  4. Порядок составления объединенной пробы для оценки качества партии овощей.

  5. Пищевая ценность различных хозяйственно-ботанических сортов картофеля.

  6. Требования к качеству картофеля позднего.

  7. На какие товарные сорта подразделяется картофель, свекла, морковь, лук, капуста.

  8. На какие типы подразделяются корнеплоды и отличительные признаки.

  9. Пищевая ценность капустных овощей.

  10. Назовите представителей томатных овощей и их пищевую ценность.

  11. Назовите представителей тыквенных овощей и их пищевая ценность.


Р а б о т а 2. Изучение классификации, ассортимента и оценка качества свежих плодов и ягод.
Ц е л ь р а б о т ы: изучить отличительные признаки ягод помологических сортов семечковых, косточковых плодов, болезни, приобрести навыки оценки качества свежих овощей, определения средней пробы, применения норм естественной убыли, составления качественного удостоверения.
М а т е р и а л ь н о е о б е с п е ч е н и е :

  1. Стандарты на свежие плоды и ягоды.

  2. Натуральные образцы (яблоки, груши, виноград, клюква и т.п.)

  3. Альбомы «Плоды», «Болезни и сельскохозяйственные вредители свежих плодов и ягод».

  4. Муляжи, Сборник «Нормы естественной убыли», калькуляторы.

  5. Линейки, ножи, разделочные доски, весы.


З а д а н и е 1. Изучение внешних признаков наиболее распространенных видов ягод, помологических сортов плодов, возможные заболевания и дефекты.

Изучить предложенные по каталогам ( альбомам) , муляжам и натуральным образцам различные сорта плодов и ягод и заполнить табл. 6, 7.




страница 1 страница 2 ... страница 4 | страница 5

Смотрите также: