страница 1 ... страница 7 | страница 8 | страница 9 страница 10 ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
187
188
Анкета, распространяемая до начала курсов
В целях эффективного учета ваших потребностей при проведении данных курсов просим вас заполнить эту краткую анкету:
1. Каков ваш уровень образования? (области специализации, полученные свидетельства, университетские дипломы)?
2. Какие обязанности вам поручены?
3. Проходили ли вы ранее курсы подготовки в области прав человека? Если да, то укажите подробности.
4. Какая из проблем, с которыми вы сталкиваетесь как сотрудник тюрьмы, является для вас наиболее сложной?
5. Какие наиболее важные, по вашему мнению, вопросы в отношении прав человека должны рассматриваться на таких курсах?
6. Известны ли вам какие-либо международные нормы, конкретно применимые к работе сотрудников тюрьмы? Если да, то назовите какие-либо из документов/договоров, в которых содержатся эти нормы?
-
Каковы права заключенного?
-
Существуют ли обстоятельства, при которых допустимо применение пыток?
9. Должностному лицу по поддержанию правопорядка становится известно о факте серьезного нарушения прав человека одним из его или ее коллег. Какие действия он или она должны предпринять?
10. Следует ли обращаться с лицами, находящимися в предварительном заключении, по-иному, чем с осужденными заключенными? Объясните почему.
189
1 1. Есть ли какой-либо другой вопрос, который вы хотели бы задать преподавателям или обсудить в ходе проведения курсов?
190
Экзамен по окончании курсов
Пожалуйста, обведите кружком правильный ответ на каждый вопрос:
1. Различные пакты и конвенции, которые обсуждались в ходе настоящих курсов, можно лучше
всего охарактеризовать как:
A. Не имеющие обязательной юридической силы, но являющиеся идеалом, к которому надо
стремиться;
B. Не имеющие обязательной юридической силы, но являющиеся весьма убедительными;
C. Имеющие обязательную юридическую силу для правительств государств-участников, но
не для сотрудников тюрем;
D. Имеющие в полной мере обязательную юридическую силу как для правительств
государств-участников, так и для сотрудников тюрем.
2. Различные декларации, своды принципов и кодексы поведения, которые обсуждались в ходе
настоящих курсов, были разработаны для того, чтобы:
A. Усложнить работу сотрудников тюрем;
B. Служить авторитетным руководством для осуществления тюремными администрациями
и другими службами международных норм на национальном уровне;
C. Служить теоретической основой для изучения прав человека;
D. Служить основой для адвокатов в целях обжалования действий сотрудников тюрем.
3. Если сотрудник тюрьмы обнаруживает, что его коллега взял взятку, он должен:
A. Не предпринимать никаких действий, если это правонарушение совершено впервые;
B. Спокойно провести беседу с виновным в нарушении коллегой без принятия каких-либо
официальных мер;
C. Предпринять официальные шаги таким же образом, как и в отношении совершения
любого другого преступления;
D. Провести консультации с коллегами и организовать принятие неофициальных
коллективных ответных мер.
4. В ходе расследования неудавшегося побега начальство приказывает сотруднику тюрьмы
поместить заключенного в темную камеру и содержать его там, пока он не даст показания.
Правильной реакцией этого сотрудника тюрьмы будет:
A. Выполнить приказ начальства и не предпринимать никаких дальнейших действий;
B. Выполнить приказ начальства и затем подать жалобу;
C. Отказаться выполнить приказ и сообщить об инциденте;
D. Отказаться выполнить приказ и не предпринимать никаких дальнейших действий.
191
5. Согласно статье 18 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на
свободу мысли, совести и религии. В порядке исключения эта норма может не применяться:
A. Если заключенный не исповедует основную религию в стране;
B. Если заключенный принадлежит к группе, которая угрожает национальной безопасности;
C. Если заключенный является единственным среди других заключенных в конкретном
учреждении, кто придерживается определенных убеждений;
D. Ни при каких обстоятельствах.
6. Согласно международным нормам, касающимся отправления правосудия в отношении
несовершеннолетних, цель системы уголовного правосудия в отношении молодых
правонарушителей заключается в:
A. Удовлетворении потребности общества в справедливом наказании правонарушителей;
B. Удержании других детей от совершения преступлений;
C. Облегчении перевоспитания детей и их успешном возвращении к нормальной жизни в
обществе;
D. Стремлении оказывать воздействие на всех родителей, с тем чтобы они должным образом
контролировали поведение своих детей.
7. Какое из следующих утверждений в отношении содержания женщин под стражей является
верным?
A. Меры, направленные исключительно на защиту прав и особого статуса женщин, следует
считать неприемлемой дискриминацией;
B. Руководящие принципы, требующие, чтобы надзор за женщинами-заключенными
осуществлялся сотрудниками тюрьмы женского пола, не обязательно должны
соблюдаться, если отсутствует достаточное количество сотрудников полиции женского
пола;
C. Обыск заключенных и посетителей должен всегда осуществляться лицами того же пола;
D. Совместное содержание в тюрьме мужчин и женщин может иметь место только в
исключительных случаях.
8. Сотрудники тюрьмы, имеющие основания считать, что их коллега нарушил права человека,
должны:
A. Сохранять молчание из-за лояльности к своему коллеге;
B. Сообщать средствам массовой информации о каждом случае нарушения;
C. Сообщать о нарушении вышестоящим начальникам или, если это не приводит к
результатам, - компетентному внешнему органу;
D. Отказываться сотрудничать при проведении разбирательства и расследования
нарушения.
192
9. Какое из следующих утверждений в отношении лиц, находящихся в предварительном
заключении, является неверным?
A. Они считаются невиновными до тех пор, пока их виновность не будет доказана
компетентным судом;
B. Они обязаны трудиться;
C. Им разрешается общаться с адвокатами;
D. Они имеют право на такую защиту прав человека, которая распространяется на всех
заключенных.
10. Какое из следующих утверждений является верным?
A. Все деньги всех заключенных должны изыматься при их поступлении в тюрьму;
B. Фамилия каждого поступившего в тюрьму лица должна регистрироваться, и эта
информация должна быть как можно скорее передана его семье;
C. Оправданием отсутствия подробного входного учета может служить тот факт, что в
учреждение в одно и то же время поступает значительное число заключенных для
содержания под стражей в течение всего лишь одной ночи;
D. Совместное содержание лиц, находящихся в предварительном заключении, и
осужденных заключенных не допускается ни при каких обстоятельствах.
11. Заключенный имеет право подавать жалобу:
A. Главной тюремной администрации, если это разрешено начальником тюрьмы;
B. В конфиденциальном порядке любому инспектору, если это позволяют требования
обеспечения порядка и безопасности;
C. В любое время и в любой форме по желанию этого заключенного;
D. Только если она касается серьезного нарушения прав человека.
12. Все сотрудники тюремного персонала должны проходить обучение:
A. Применению огнестрельного оружия;
B. До поступления на работу и в процессе трудовой деятельности;
C. Исправлению очевидных свойственных им недостатков при назначении на должность;
D. Владению по крайней мере одним языком, помимо языка, на котором обычно говорят в
тюрьме.
13. Меры, не связанные с тюремным заключением, должны применяться:
A. В отношении по крайней мере 50% дел, поступаемых в суд;
B. Во всех возможных случаях;
193
C. Только в отношении лиц, физически пригодных для выполнения общественно полезных
работ;
D. Только при согласии жертвы.
14. Какие из следующих утверждений не соответствуют действительности. Медицинские
сотрудники должны:
A. Иметь возможность уделять заключенным такое же внимание, какое им уделялось бы при
нормальной жизни в обществе;
B. Подчиняться решениям начальника тюрьмы по вопросам наказания заключенных;
C. Регулярно инспектировать тюрьмы;
D. Рекомендовать перевод психически больных заключенных в соответствующие
учреждения.
15. Осужденному заключенному должно быть разрешено:
A. Наказывать других заключенных, если, по мнению начальника тюрьмы, его личные
качества позволяют доверить ему это;
B. Не работать, если он того желает;
C. Получать, насколько это возможно, образование вне тюрьмы;
D. Принимать своего лечащего врача.
16. Какое из следующих утверждений неверно:
A. Каждый заключенный должен иметь доступ к питьевой воде, когда ему это необходимо;
B. Каждый неработающий заключенный должен иметь возможность находиться на свежем
воздухе для выполнения физических упражнений в течение одного часа ежедневно, если
это позволяют погодные условия;
C. Все заключенные обязаны регулярно мыться;
D. Заключенным должно быть всегда разрешено носить особую одежду, если того требует
их религия.
17. Женщина, родившая ребенка во время отбывания приговора в тюрьме:
A. Имеет право оставить ребенка у себя до завершения отбывания срока;
B. Обязана как можно скорее вернуться к работе;
C. Должна всегда досрочно освобождаться;
D. Должна, по возможности, рожать в больнице.
194
18. Какое из следующих утверждений не соответствует действительности? Неправительственные
организации могут оказывать помощь заключенным:
A. Независимо от применяемого к ним режима безопасности;
B. Поскольку они всегда действуют в интересах заключенных, а не персонала;
C. Путем инспектирования тюрем и составления отчетов;
D. Путем обучения их профессиональным навыкам и видам деятельности, которые
помогают подготовить заключенных к освобождению.
19. Какое из следующих утверждений соответствует действительности согласно международным
договорам?
A. Все государства обязаны как можно скорее отменить смертную казнь.
B. Смертная казнь может применяться в любой форме по собственному усмотрению
государства;
C. Беременные женщины и несовершеннолетние не могут быть казнены ни при каких
обстоятельствах;
D. Вся переписка заключенных, ожидающих смертную казнь, подлежит цензуре.
195
196
Образец оценки завершившихся курсов
Для того чтобы мы могли узнать о том, какое впечатление произвели на вас курсы, которые вы только что окончили, и как вы их оцениваете, а также учесть ваши замечания в ходе постоянной доработки и совершенствования учебного процесса, просим вас ответить на несколько кратких вопросов, которые приводятся ниже. Заранее признательны за ваше сотрудничество.
Пожалуйста, обведите кружком правильный ответ по каждому вопросу: 1. Как, на ваш взгляд, представлены международные нормы в этом курсе?
A. Хорошо
B. Удовлетворительно
C. Неудовлетворительно
Просьба дать комментарии:
2. Как, по вашему мнению, рассмотрены способы практической реализации этих норм в вашей
работе?
A. Хорошо
B. Удовлетворительно
C. Неудовлетворительно
Просьба дать комментарии:
3. Как вы оцениваете структуру курсов?
A. Хорошо
B. Удовлетворительно
C. Неудовлетворительно
Просьба дать комментарии:
4. Как вы оцениваете лекции, прочитанные экспертами?
A. Хорошо
B. Удовлетворительно
C. Неудовлетворительно
Просьба дать комментарии:
5. Какова ваша оценка работы в рабочих группах и в ходе других практических занятий, организованных в рамках курсов?
А. Хорошо
197
B. Удовлетворительно
C. Неудовлетворительно
Просьба дать комментарии:
6. Какую оценку вы бы дали проводившимся в ходе курсов обсуждениям на общих занятиях?
A. Хорошо
B. Удовлетворительно
C. Неудовлетворительно
Просьба дать комментарии:
7. Как вы оцениваете материалы, предоставленные вам в ходе проведения курсов?
A. Хорошо
B. Удовлетворительно
C. Неудовлетворительно
Просьба дать комментарии:
8. В ходе проведения курсов вы приобрели необходимые знания и навыки:
A. Для применения норм в области прав человека в вашей работе?
B. Для того чтобы поделиться информацией с вашими коллегами?
Просьба дать комментарии:
9. Каков, по вашему мнению, наилучший метод подготовки сотрудников тюрем в вопросах прав
человека?
10. Какие дополнительные замечания вы хотели бы высказать?.
198
Примерный план курсов
Курсы предлагается проводить в течение пяти дней по четыре занятия ежедневно, каждое продолжительностью около полутора часов с перерывами между занятиями. Начало и завершение занятий в каждый из дней зависит от местных обычаев и практики, однако не рекомендуется планировать занятия в вечернее время, поскольку это может создать дополнительные трудности, связанные с практическими мероприятиями и большей усталостью участников.
Пособие построено таким образом, что для рассмотрения большинства глав требуется приблизительно одно курсовое занятие. Некоторые главы являются более существенными, чем другие. В этих случаях предлагается либо слегка увеличить продолжительность занятия, либо провести два занятия. Что касается очень коротких глав, то в этом случае можно предложить провести одно занятие, охватывающие сразу две главы.
Ведущие курсов должны стремиться как можно активнее привлекать участников к составлению плана курсов. Темы для обсуждения и разбор конкретных ситуаций, изложенные в Пособии, носят лишь рекомендательный характер. Могут существовать конкретные местные ситуации, имеющие отношение к конкретным темам, которые заслуживают обсуждения в ходе курсов. Необходимо также гибко распределять время, отводимое для рассмотрения каждой области. В некоторых странах и в некоторых ситуациях особое значение имеют конкретные аспекты защиты прав человека.
На следующей странице приводится примерный план курсов.
199
До начала курсов
Занятие 1
Занятия 2/3/4
Занятия 5/6* Занятие 7 Занятия 8/9
Занятие 10 Занятие 11 Занятия 12/13
Занятия 14/15/16 Занятие 17
Занятие 18 Занятие 19 Занятие 20
Примерный план курсов
Регистрация
Распределение и заполнение предкурсовых анкет Понедельник
Вступительные замечания представителей тюремной администрации и группы инструкторов
Раздел 1 - Введение
Раздел 2 - Право на физическую и нравственную неприкосновенность
Раздел 3 - Право на достаточный жизненный уровень
Вторник
Раздел 4 - Право заключенных на здоровье Раздел 5 - Обеспечение безопасности в тюрьмах Раздел 6 - Наиболее рациональное использование тюрем
Среда
Раздел 7 - Контакты заключенных с внешним миром Раздел 8 - Подача жалоб и проведение инспекций Раздел 10 - Лица, содержащиеся под стражей до вынесения приговора
Четверг
Раздел 9 - Особые категории заключенных Раздел 11 - Меры, не связанные с тюремным заключением
Пятница
Раздел 12 - Тюремная администрация и персонал тюрем Экзамен по окончании курсов
Оценка завершившихся курсов и церемония закрытия. Выдача свидетельств
* Раздел 2 является более существенным, чем раздел 3. В этой связи часть вопросов занятия 5 можно рассмотреть в оставшееся время по разделу 3.
200
ПРИМЕЧАНИЯ
201
202
203
204
205
206
страница 1 ... страница 7 | страница 8 | страница 9 страница 10
|