страница 1 ... страница 6 | страница 7 | страница 8 страница 9 страница 10 Глава 38
ЛИЦА, СОДЕРЖАЩИЕСЯ ПОД СТРАЖЕЙ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ,
И ЛИЦА, АРЕСТОВАННЫЕ ИЛИ ПОМЕЩЕННЫЕ В ТЮРЬМУ
БЕЗ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ОБВИНЕНИЯ
ЦЕЛЬ
В некоторых странах лица могут заключаться под стражу в связи с выдвинутым против них обвинением по гражданскому делу или в связи с другими причинами административного характера. Цель настоящей главы заключается в подчеркивании того факта, что с этими лицами следует обращаться таким же образом, как и со всеми другими заключенными, которые не были осуждены.
важнейший принцип
Лицам, арестованным или помещенным в тюрьму без предъявления обвинения, предоставляется та же защита и такие же условия, которые предоставляются лицам, находящимся в предварительном заключении.
Этот принцип следует представить наглядно, чтобы он был виден в ходе всего занятия. ПРАВОВАЯ ОСНОВА В МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРАХ
Упражнение:
Используя Сборник договоров, обучаемые, работая парами, должны найти основу этого принципа.
ВЫВОДЫ
Следует подчеркнуть требования, предъявляемые к разным категориям заключенных, отразив при этом сложный характер работы тюремного персонала.
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
Перечень тем содержится в Пособии.
Методика:
Две темы представляются обучаемым наглядно, и затем их просят высказать свои предложения и мнения, которые записываются для дальнейшего рассмотрения в конце занятия.
Аспекты, требующие внимания/вопросы, предлагаемые для обсуждения
На предыдущих занятиях отмечается то особое внимание, которое уделяется в международных договорах важности обеспечения лицам, находящимся в предварительном заключении, доступа к семье, друзьям и адвокатам. Эти положения должны также применяться к лицам, помещенным в тюрьму без предъявления обвинения;
правила и порядок посещений, применяемые к осужденным заключенным, абсолютно не применимы к этой категории задержанных лиц;
171
положения договоров требуют, чтобы с этими задержанными лицами обращались таким же образом, как и с другими неосужденными заключенными. Это также относится к дисциплинарным процедурам.
РАЗБОР КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ
Методика:
Для обеспечения максимальной пользы этого упражнения обучаемых следует разделить на ряд групп, каждая из которых работает под руководством инструктора. В каждой группе один из обучаемых берет на себя роль начальника тюрьмы, которому поручено открыть центр для нелегальных иммигрантов.
Для обеспечения реалистичности планируемого упражнения другие обучаемые выполняют роль старших сотрудников тюремного персонала.
Аспекты, требующие внимания/вопросы, предлагаемые для обсуждения:
ссылка на положения договоров подчеркивает необходимость хорошей и эффективной организации как личных посещений, так и посещений адвокатами;
режим безопасности в тюрьме должен быть минимально необходимым для обеспечения порядка;
задержанным должна предоставляться возможность заниматься какой-либо деятельностью: обучаться чему-либо, в частности языку, если это необходимо, а также трудиться;
действующие сотрудники персонала нуждаются в широкой подготовке, поскольку теперь им приходится иметь дело и работать с абсолютно другой группой лиц.
172
РАЗДЕЛ 11 МЕРЫ, НЕ СВЯЗАННЫЕ С ТЮРЕМНЫМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ
173
ЦЕЛЬ
При принятии решения о том, как поступить с тем или иным лицом, обвиняемым в совершении правонарушения, суд может по своему усмотрению, если он уполномочен на это, позволить этому лицу оставаться в обществе без каких-либо ограничений или может наложить определенные ограничения на свободу передвижения, либо вынести постановление о содержании этого лица под стражей. Если то или иное лицо осуждено за совершение правонарушения, суд вправе назначить одно из нескольких наказаний, которые этот осужденный может отбывать, оставаясь в обществе, либо вынести решение о лишении этого лица свободы.
В международных договорах подчеркивается, что содержание под стражей или заключение в тюрьму должны применяться только при отсутствии другой альтернативы. Во всех прочих случаях рекомендуется использовать меры, не связанные с тюремным заключением. В некоторых странах тюрьмы, а также контроль и надзор за правонарушителями, приговоренными к наказаниям, не связанным с тюремным заключением, находятся в ведении одного и того же органа. Бывает также, что то или иное лицо, отбывшее часть своего приговора в тюрьме, получает право на завершение отбывания срока в обществе в какой-либо форме условного освобождения. Цель настоящего раздела заключается в описании режима, который следует применять к таким правонарушителям.
ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ
Следует рекомендовать и поощрять использование мер, не связанных с тюремным заключением.
Меры, не связанные с тюремным заключением, должны применяться без дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, возраста, языка, религии, политических или других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, места рождения или иного статуса.
Следует изучать возможности принятия мер к правонарушителям силами общественности, избегая, насколько это возможно, проведения суда.
Не связанные с тюремным заключением меры следует применять в соответствии с принципом минимального вмешательства.
Любой вид освобождения или заключения для целей реализации программы, не связанной с тюремным заключением, рассматривается как можно раньше.
Должны обеспечиваться надлежащие механизмы для содействия налаживанию связей между службами, которым поручено применение не связанных с тюремным заключением мер, и другими соответствующими органами системы уголовного правосудия, учреждениями социального развития и обеспечения - как правительственными, так и неправительственными - в таких областях, как здравоохранение, жилищное строительство, образование и занятость, а также средствами массовой информации.
Во избежание неоправданного применения тюремного заключения система уголовного правосудия должна предусматривать широкий выбор мер, не связанных с тюремным заключением, от досудебных до послесудебных мер.
174
Предварительное заключение под стражу используется в судопроизводстве по уголовным делам как крайняя мера, и альтернативы предварительному заключению под стражу должны применяться как можно раньше.
Число и виды мер, не связанных с тюремным заключением, должны определяться таким образом, чтобы оставалась возможной последовательность приговоров.
Компетентные органы, назначающие наказание, при рассмотрении вопроса о применении не связанных с тюремным заключением мер должны принимать во внимание потребности правонарушителя с точки зрения его возвращения к нормальной жизни в обществе, интересы защиты общества и интересы жертвы, с которой в надлежащих случаях следует консультироваться.
Следует поощрять разработку новых мер, не связанных с тюремным заключением, внимательно следить за этим процессом, а также систематически оценивать практику их применения.
Эти принципы следует представить наглядно, чтобы их можно было видеть в ходе всего занятия.
ПРАВОВАЯ ОСНОВА В МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРАХ
Упражнение:
Используя Сборник договоров, обучаемые, работая парами, должны найти основу каждого из этих принципов.
ВЫВОДЫ
Основная идея заключается в том, что не связанные с тюремным заключением меры, когда они возможны, отвечают интересам правосудия в гораздо большей степени, чем меры, связанные с тюремным заключением, при том понимании, что во всех случаях обеспечиваются надлежащие меры безопасности.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Ознакомьте с ними обучаемых, оставив достаточное время для замечаний и обсуждения. ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
Перечень тем содержится в Пособии.
Методика:
Обучаемых следует разделить на небольшие группы для проведения обсуждения. Для обмена всей информацией в рамках данного упражнения рекомендуется провести занятие по рассмотрению результатов обсуждения.
Каждая группа должна обсудить первую тему, а также любые две другие темы из перечня.
175
Аспекты, требующие внимания/вопросы, предлагаемые для обсуждения:
инструктор должен организовать общее обсуждение правовой ситуации в стране и возможных преимуществ изменения законодательства в целях обеспечения большего количества альтернатив, не связанных с тюремным заключением;
можно развернуть дискуссию в отношении того, что представляет собой "мелкое правонарушение"; по данному вопросу мнения, несомненно, разойдутся;
в целом считается, что преступления, не связанные с насилием, должны относиться к этой категории;
важно постоянно ссылаться на основные принципы, выставленные в наглядном виде в учебном помещении;
в договорах отмечается необходимость изучения возможности принятия мер к правонарушителям силами общественности;
существуют другие конкретные мотивы, побуждающие общественность участвовать в работе с теми ее представителями, которые совершили правонарушения;
правонарушители, не оплатившие штрафы, могут вносить свой вклад в жизнь общества путем возмещения ущерба, вместо того чтобы служить дополнительным источником уменьшения его ресурсов в случае своего заключения в тюрьму;
в договорах подчеркивается, что следует поощрять разработку новых мер, не связанных с тюремным заключением, и внимательно следить за этим процессом, а также систематически оценивать практику их применения;
в частности, тщательного рассмотрения заслуживают следующие ключевые аспекты:
-
Обеспечивают ли они перевоспитание правонарушителей, к которым они применяются?
-
Обеспечивают ли они надлежащую защиту общества?
-
Учитывают ли они интересы и потребности потерпевшего?
положительным аспектом следует считать наличие специальных знаний у персонала, осуществляющего на практике меры, не связанные с тюремным заключением. Эти знания позволяют им разумно рассуждать о предмете наказания и преимуществах варианта, не связанного с тюремным заключением;
бывает также так, что ряд рассматриваемых правонарушителей ранее отбывали сроки лишения свободы, поэтому осознание этого опыта может быть весьма полезным при оказании им поддержки, когда на них лежит более высокая ответственность, связанная с тем, что их оставляют в обществе с тем, чтобы они возместили ущерб;
возможные недостатки связаны с "тюремным подходом", который может превалировать среди рассматриваемых сотрудников персонала, которые, в конце концов, обучились осуществлять контроль и отдавать приказы и которые ожидают повиновения;
бывает также, что приговор, не связанный с тюремным заключением, вовсе не рассматривается как наказание, поскольку он не влечет за собой лишения свободы;
176
определенные проблемы, связанные с обеспечением эффективного контроля, создают группы правонарушителей, не имеющих постоянного места жительства или являющихся иностранными гражданами;
в договорах отмечается необходимость надлежащей координации между службами, которым поручено применение не связанных с тюремным заключением мер, и другими соответствующими органами системы уголовного правосудия, учреждениями социального развития и обеспечения в таких областях, как жилищное строительство, образование и занятость;
кроме того, поддержка этих учреждений должна обеспечивать недискриминационное применение мер, не связанных с тюремным заключением.
РАЗБОР КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ
Методика:
Для проведения этого упражнения обучаемые должны оставаться в составе своих групп. Каждой группе поручается обсуждение одной из конкретных ситуаций и предлагается кратко сообщить о результатах обсуждения в конце занятия.
Инструкторам целесообразно переходить от одной группы к другой для оказания помощи при возникновении каких-либо спорных вопросов.
Аспекты, требующие внимания/вопросы, предлагаемые для обсуждения: РАЗБОР КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ 1
В договорах подчеркивается необходимость поиска, когда это возможно, варианта, не связанного с тюремным заключением;
в данном случае правонарушитель, как представляется, сталкивается с проблемой рецидива. Имущество предназначено для его личного пользования, поэтому он вряд ли является профессионалом, однако решение о его наказании зависит от того, какое имущество он украл. Если это продукты питания, то решение весьма очевидно. Если же речь идет о незаконных веществах или законных веществах, которые являются интоксикантами, то тогда перед молодым человеком стоит проблема, связанная с тем, что никакое тюремное заключение не поможет его выздоровлению, если ему не будет предоставлена возможность посещать детоксикационное отделение клиники;
необходимо внести ясность: представляет ли он угрозу для кого-либо, кроме себя лично? РАЗБОР КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ 2
Три года лишения свободы - это достаточно строгий приговор, поэтому указанное правонарушение было, видимо, сочтено серьезным;
положения договоров требуют, чтобы лицо, отбывшее часть своего приговора в тюрьме, имело право на завершение отбывания срока в обществе в какой-либо форме условного освобождения;
мера, не связанная с тюремным заключением, должна пройти оценку и подлежит утверждению;
177
она также должна обеспечивать потребности женщины с точки зрения ее возвращения к нормальной жизни в обществе, а также учитывать необходимость постоянной защиты общества, и в частности интересов любого потерпевшего/потерпевшей.
РАЗБОР КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ 3
В положениях договоров подчеркивается постоянная необходимость в обеспечении безопасности общества;
изнасилование является насильственным преступлением, жертва которого может по-прежнему проживать в конкретной общине. Маловероятно, что эта жертва будет приветствовать возможность новой встречи с насильником;
при вынесении решения судья допустил серьезную ошибку, однако это не означает, что сам принцип общественно полезных работ является неверным только потому, что он неприемлем в конкретных обстоятельствах данного дела;
орган судебного надзора должен публично признать допущенную ошибку и принять меры для сведения ущерба к минимуму.
РАЗБОР КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ 4
Даже если работающие в тюрьме лица выполняют общественно полезные работы, персонал имеет те же потребности и несет те же обязанности, что и любые другие представители общественных служб. Возможное сокращение потребности в тюремном персонале неизбежно вызывает обеспокоенность;
тюремной администрации следует представить свои предложения работникам следующим образом:
-
отправление правосудия направлено на соблюдение международных стандартов, и можно
с гордостью говорить о достижениях в этой области;
-
необходимо внедрять и эффективно применять не связанные с тюремным заключением
меры, давая при этом надежным и добросовестным работникам возможность иным
образом развивать свои профессиональные навыки и добиваться продвижения по службе.
РАЗБОР КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ 5
Основной причиной преступлений, совершаемых этой женщиной, по всей видимости, являются потребности социального характера; у нее нет дома и реальных возможностей для обеспечения своего существования;
заключать ее в тюрьму за совершенные ею правонарушения, несомненно, было бы бессмысленным, поскольку после освобождения она неизбежно совершила бы их опять;
приговор, не связанный с тюремным заключением, может также ни к чему не привести, если ей не будет оказана поддержка со стороны социальных учреждений, отвечающих за такие вопросы, как жилищное строительство, здравоохранение и занятость. Если бы они с самого начала оказали этой женщине поддержку, она получила бы возможность достичь определенного самообеспечения и самоуважения;
правило 22 Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), предписывает установление через приемлемые механизмы на различных уровнях связей между службами, которым поручено применение не связанных с тюремным заключением мер, и учреждениями социального развития и обеспечения, как правительственными, так и неправительственными.
178
РАЗДЕЛ 12
ТЮРЕМНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ И ПЕРСОНАЛ
ТЮРЕМ
179
ЦЕЛЬ
В демократическом обществе тюрьма выступает главным образом в качестве помощника судебной системы, который действует от имени общества. Основная задача тюремной администрации заключается в содержании в достойных и гуманных условиях тех мужчин и женщин, которые помещаются в тюрьму на основании решения соответствующего компетентного суда. Эта задача выполняется персоналом тюрьмы. Вместе с тем важно отметить, что персонал тюрьмы также обладает важными правами человека, которые должно защищать государство. Цель настоящего раздела заключается в обсуждении последствий осуществления этого принципа и изучении взаимосвязи между правами персонала и его обязанностями. Многие из этих стандартов обсуждаются в различных главах Пособия.
ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ
Все должностные лица по поддержанию правопорядка, включая персонал тюрем, должны уважать и защищать человеческое достоинство и защищать права человека по отношению ко всем лицам.
Управление тюремной системой должно осуществляться по гражданской линии. Оно не должно быть частью военной структуры.
Сотрудники персонала подлежат тщательному отбору с учетом таких критериев, как добросовестность, гуманность, компетентность и личные качества.
Тюремная администрация должна неустанно прививать своим сотрудникам и широкой общественности убеждение в том, что деятельность пенитенциарных учреждений представляет собой важную социальную функцию.
Сотрудников персонала тюрем следует назначать на полное рабочее время в качестве работников тюремного управления, пользующихся статусом гражданских служащих. Их заработная плата должна устанавливаться с таким расчетом, чтобы привлекать и удерживать на данной работе способных заниматься ею мужчин и женщин. При этом следует обеспечивать соответствующие льготы и условия труда.
Ни органы по поддержанию правопорядка, ни пенитенциарная администрация не должны проявлять дискриминацию в отношении женщин при наборе, найме, подготовке, назначении на должность, продвижении по службе, установлении заработной платы или в связи с иными карьерными и административными вопросами.
Как органы по поддержанию правопорядка, так и пенитенциарная администрация должны набирать достаточное число женщин в порядке обеспечения справедливой представленности обоих полов и защиты прав женщин, находящихся в тюремном заключении.
Сотрудники персонала должны быть достаточно развитыми и образованными и перед поступлением на работу, а также в процессе своей трудовой деятельности должны проходить курсы соответствующей подготовки.
Сотрудники персонала должны вести себя таким образом, чтобы завоевывать уважение заключенных.
По мере возможности, в штат сотрудников персонала должно входить достаточное число специалистов, таких, как психиатры, психологи, социальные работники, учителя и преподаватели ремесленных дисциплин.
180
На должность начальников пенитенциарных учреждений следует назначать достаточно квалифицированных лиц, которые работают на полной рабочей ставке и проживают на территории вверенных им учреждений либо в непосредственной близости от них.
Начальник, его заместитель и большинство сотрудников персонала должны знать язык, на котором говорит большинство заключенных.
Следует обеспечивать, чтобы неподалеку от пенитенциарного учреждения проживал надлежащий медицинский персонал.
В учреждениях, где содержатся как мужчины, так и женщины, женское отделение должно находиться в ведении ответственного сотрудника женского пола, причем заботу о находящихся в заключении женщинах и надзор за ними следует возлагать на сотрудников женского пола.
Сотрудники персонала тюрем вправе прибегать к применению силы только в случае самозащиты или в случае попыток к бегству либо в случаях активного или пассивного противодействия приказам, отдаваемым на основании действующих законов или правил.
Сотрудники, вынужденные прибегнуть к применению силы, обязаны сводить ее применение к минимуму и обязаны незамедлительно представить начальнику тюрьмы рапорт об имевшем место инциденте.
Сотрудники персонала, находящиеся в непосредственном контакте с заключенными, как правило, не должны носить оружие.
Должностные лица по поддержанию правопорядка должны уважать конфиденциальный характер имеющихся в их распоряжении сведений, если только исполнение обязанностей или интересы правосудия со всей определенностью не требуют иного.
Должностные лица по поддержанию правопорядка обеспечивают полную охрану здоровья задержанных ими лиц.
Применение огнестрельного оружия против лиц, содержащихся под стражей или в заключении, допускается только при следующих обстоятельствах:
в случае самообороны или защиты других лиц от неминуемой угрозы смерти или серьезного ранения;
когда это совершенно необходимо для предотвращения побега лица, явно намеревающегося совершить покушение на чью-либо жизнь.
Преднамеренное применение силы или огнестрельного оружия со смертельным исходом допускается лишь тогда, когда оно абсолютно неизбежно для защиты человеческой жизни.
Эти принципы следует представить наглядно, чтобы их можно было видеть в ходе всего занятия.
ПРАВОВАЯ ОСНОВА В МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРАХ
Упражнение:
Используя Сборник договоров, обучаемые, работая парами, должны найти основу каждого из этих принципов.
181
выводы
Определенная часть этой информации уже знакома обучаемым. В настоящем разделе подчеркивается необходимость профессиональной и независимой тюремной службы, укомплектованной сотрудниками, представляющими население общины.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Комитет министров Совета Европы подготовил весьма краткий и подробно разработанный перечень рекомендаций, которые следует внимательно изучить и рассмотреть.
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
Перечень тем содержится в Пособии.
Методика:
Обучаемых следует разделить на небольшие группы для проведения обсуждения. Каждой группе следует поручить обсудить две темы и затем сообщить о результатах обсуждения.
Аспекты, требующие внимания/вопросы, предлагаемые для обсуждения:
сотрудники полиции и тюремный персонал выполняют взаимосвязанные, но разные функции;
задача полицейских заключается в обнаружении и обеспечении ареста преступников. Частью этого процесса является заключение о предполагаемой виновности;
роль сотрудников тюремного персонала заключается в гуманном содержании тех правонарушителей, которые были приговорены судом к лишению свободы. Они не должны высказывать суждений о возможной виновности или невиновности;
их общая особенность состоит в том, что никто из них не вправе назначать наказание;
функция военных в любой стране заключается в защите государства, как правило, от внешних врагов;
задача тюремного персонала состоит в осуществлении распоряжений судебных органов. При выполнении этой задачи он действует от имени гражданского общества;
в международных договорах подчеркивается, что в демократическом обществе основные права человека носят неотъемлемый характер. Для надлежащей защиты прав человека абсолютно необходимо, чтобы в функции военных не входило поддержание гражданского порядка;
улучшение репутации тюремного персонала в глазах местной общественности в весьма значительной мере зависит от конкретной области, но, видимо, также и от восприятия статуса персонала. Об этом статусе судят по таким вопросам, как уровень оплаты и условия труда, а также необходимая квалификация для поступления на работу;
соответствующее значение имеет также открытость тюрьмы и участие ее персонала в деятельности на местном уровне;
182
все тюрьмы разные. Это говорит о необходимости предоставления тюремному персоналу возможности прохождения службы в различных учреждениях в интересах профессиональной подготовки кадров;
если сотрудники остаются в одной тюрьме в течение слишком длительного времени, возникает опасность панибратства и благодушия. В частности, это может приводить к формированию у них представления о том, что они все знают и им не надо знакомиться с новыми идеями. Такие условия могут способствовать формированию консервативного мышления и созданию обстановки, ориентированной на карательные меры;
с другой стороны, можно отметить, что сотрудники, работающие в учреждении в течение длительного времени, могут способствовать созданию в этом учреждении атмосферы большей стабильности;
основным условием формирования группы добросовестных и компетентных сотрудников является приобретение ими новых знаний, разработка новых идей и использование на практике их инициатив;
многие люди, подвергнутые тюремному заключению, проявляют себя не с лучшей стороны, находясь за решеткой. Они нередко выплескивают свой гнев и недовольство на сотрудников тюрьмы, осуществляющих повседневный надзор за ними. Поэтому неудивительно, что у сотрудников тюрьмы иногда складывается весьма нелестное представление о заключенных;
сотрудники тюрем нуждаются в значительной поддержке, учитывая характер их повседневных обязанностей. Это связано не с какой-либо слабостью, а с психологической напряженностью работы, которую они выполняют от имени общества;
тюремный персонал не должен быть лишен своих гражданских и политических прав;
обсудите последствия права тюремного персонала на проведение забастовки, принимая во внимание конкретные потребности такого учреждения, как тюрьма, и воздействие забастовки на условия содержания заключенных;
взаимоотношения между персоналом и руководством должны быть достаточно хорошими для формирования у каждого сотрудника чувства уверенности в себе.
РАЗБОР КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ
Методика:
Рекомендуется разделить обучаемых на пять групп и поручить каждой группе обсудить одну конкретную ситуацию.
Для обеспечения максимальной пользы проделанного упражнения следует провести короткое занятие по рассмотрению результатов обсуждения, предоставив всем обучаемым возможность пополнить свои знания.
Аспекты, требующие внимания/вопросы, предлагаемые для обсуждения: РАЗБОР КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ 1
Важным средством осуществления норм в области прав человека является расширение осведомленности людей о конкретной профессии. В данном случае речь идет о сотрудниках
183
полиции, которые, стремясь к достижению целей своей профессии, возможно, вышли за установленные рамки и нарушили директивные указания, касающиеся прав человека;
первым возможным шагом является проведение совместного учебного занятия с участием как сотрудников полиции, так и сотрудников тюрьмы для изучения положений международных договоров. Для успешного проведения этого занятия потребуется безоговорочная поддержка со стороны старших сотрудников обеих служб;
в практическом плане представляется целесообразным, чтобы в будущем всех сотрудников полиции сопровождали в их передвижении по тюрьме сотрудники тюрьмы.
РАЗБОР КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ 2
Разделение персонала на две группы, возможно, объясняется не только названием должности и описанием должностных обязанностей. Могут существовать различия в общем уровне образования и профессиональной квалификации;
для формирования сплоченного рабочего коллектива необходимо, чтобы группы сотрудников совместно трудились на благо общего дела. Этого можно достичь за счет профессиональной подготовки, а также путем создания рабочих групп с участием представителей различных категорий работников, сотрудничающих в осуществлении совместного проекта;
более перспективной мерой было бы предоставление всему тюремному персоналу доступа к различным областям специализации посредством проведения программы обучения и профессиональной подготовки. Это означало бы отход от жестких требований при найме на работу и переход к предоставлению более широких возможностей сотрудникам, желающим и способным совершенствоваться в процессе трудовой деятельности;
в международных договорах подчеркивается, что обеспечение наибольшей безопасности связано с установлением хороших рабочих взаимоотношений между всеми сотрудниками персонала и заключенными.
РАЗБОР КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ 3
Изменения начнутся с установления надлежащих требований к приему на работу, не столь строгих, чтобы не исключить потенциально способных кандидатов, но достаточно серьезных для придания этой работе определенного статуса и престижности в глазах общественности;
необходимо разработать программу подготовки для всех новых сотрудников с уделением с самого начала особого внимания обязанностям в области прав человека. Для достижения этой цели важно добиться, чтобы эти обязанности были действительно усвоены, а не признаны только на словах;
для того чтобы сотрудники тюрем выполняли от имени всего общества свои нередко сложные, но имеющие большое значение функции, необходимо, чтобы они осознавали свою роль и профессиональное назначение.
РАЗБОР КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ 4
Выделение тюремному персоналу жилых помещений, расположенных отдельно от жилищ тех, кто проживает в этой общине, может быть оправдано с точки зрения близости к тюрьме и удобства организации дежурных смен, однако это таит в себе определенную опасность. В этих условиях легко формируется образ мышления, свойственный жителям гетто. У людей, живущих и работающих в непосредственной близости друг от друга, могут возникать
184
натянутые взаимоотношения. В результате этого в тюрьме может утрачиваться коллективный дух с соответствующими весьма серьезными последствиями;
тюремному персоналу, вероятно, целесообразно жить среди других представителей общины в самых нормальных, насколько это возможно, условиях;
если этого не удается достичь в короткий промежуток времени, начальнику тюрьмы целесообразно принять меры для поощрения своих сотрудников к налаживанию социально-культурных связей с общественностью. Это необходимо как для сохранения хороших взаимоотношений между самими сотрудниками, так и для улучшения репутации и статуса тюремного персонала в обществе.
РАЗБОР КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ 5
Неверно считать, что тюремный персонал всегда ставится в такое компрометирующее и унижающее его положение;
международные договоры содержат весьма четкие положения по этому вопросу: сотрудники тюрьмы должны иметь зарплату и другие условия труда, отражающие сложность работы, выполнение которой требует от них общество;
начальник тюрьмы должен решать вопрос об устранении серьезных недостатков в условиях труда своего персонала вместе с руководством и настаивать на немедленном и срочном у делении внимания этому вопросу;
начальник должен также управлять тюрьмой и следить за тем, как она функционирует. Он должен сообщить своим сотрудникам, что ему известно о стоящих перед всеми ними проблемах и что он принимает срочные и надлежащие меры для исправления положения. В то же время, однако, начальник должен настаивать на том, чтобы сотрудники соблюдали тюремные правила и не шли на поводу у заключенных. Провинившиеся сотрудники наказываются увольнением.
185
186
страница 1 ... страница 6 | страница 7 | страница 8 страница 9 страница 10
|