Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 | страница 2 страница 3

4.8 «Перехвати платок» («Оломон пайга»)

Задача игры: развитие силы, воспитание чувства коллективизма, общефизическая подготовка.

Условия игры: игра проводится на поляне, площадке, в спортзале. Игра проводится мальчиками-подро­стками и юношами. В ней может учас­твовать от 8 до 40 человек, но обяза­тельно четное количество. Играющим нужен легкий платок (можно заменить его небольшим мячом или другим легким предметом, удобным для перебрасыва­ния). Размер площадки для игры зависит от количества играющих. Участники делятся на две команды. Игроки каждой из них, в свою очередь, делятся на пары, примерно равные по силам. В каждой паре один игрок является «конем», другой — «всадником». Разыгрывается, какая команда получает платок и, следовательно, начи­нает игру. По сигналу «всадники» обеих команд садятся на спины своих «коней». Пе­редвигаясь по площадке на своих «ко­нях», «всадники» команды, владеющей платком, перебрасывают его друг другу, стараясь не уронить на землю (пол). «Всадники» другой команды стремятся перехватить платок. Если им это удалось (или платок упал на землю), то теперь они начинают перебрасывать его между собой. Играют установленное время (5—7 мин), затем «всадники» меняются ролями с «конями». Выигрывает команда «всадников», которая дольше продержит платок.

Примечание:

1) запрещается выходить за пределы установленной площади игры;

2) во время борьбы за платок игроки не имеют права отталкивать игроков другой команды, если это правило нарушено, платок передается другой команде;

3) платок можно перехватывать только в воздухе, не разрешается выхватывать его из рук, применять силу.
4.9 «Попади в мяч» («Капток тегди»)

Задачи игры: развитие двигательных навыков, сноровки, быстроты, наблюдательности, воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки, общефизическая подготовка.

Условия игры: игра проводится на воздухе и в помещении. В игре участвуют подростки и юно­ши, до 40 человек. Для нее требуются набивные мячи весом 1 кг или заменяю­щие их предметы (например, мешочки с песком — по одному на каждого участни­ка). На одном конце площадки чертится линия метания. Играющие де­лятся на две равные команды и стано­вятся по 1 человеку (им дается по мячу) за линией метания. Игроки первой (по жребию) команды метают мяч как мож­но дальше. Игроки второй команды ста­раются метнуть свой мяч так, чтобы он попал в уже лежащий мяч и откатил бы его подальше. Если это удается, то игрок из первой команды должен перенести на спине игрока второй команды (который бросил мяч) от линии метания до места, куда откатился мяч. Если второй мяч не попал в первый, то игрок второй коман­ды несет на спине игрока первой команды от линии метания до мяча. Затем ко­манды меняются местами и заданиями. Игра начинается второй раз. Выигрывает команда, игроки кото­рой попали в мяч соперника большее количество раз.

Примечание:

1) при броске мяча нельзя выходить за линию метания;

2) каждая пара должна метать мяч одинаковым, заранее оговоренным способом;

3) игро­ки в паре должны быть одинаковыми по силе и иметь примерно одинаковый вес.
4.10 «Найди и садись» («Топиб мин»)

Задачи игры: развитие двигательных навыков, сноровки, быстроты, наблюдательности, взаимовыручки, общефизическая подготовка.

Условия игры: игра проводится во дворах, на лужайке с кустарником. Количество игроков от 6 до 40 человек. Для игры требуется любой предмет среднего размеры (мяч, кегля, подушка, колесо и т. д.). Выбираются два капитана. Участники делятся на пары, примерно равные по силам. Для создания своих команд капитаны по очереди делят каж­дую пару следующим образом: каждый в паре выбирает для себя название животного, или птицы, или цветка и т. д. Затем, подойдя к капитанам, они предлагают им выбрать одно из двух названий. Можно использовать и другой способ разделения. Когда команды составлены, одна из них (по жребию) прячет предмет, в то время как игроки другой стоят спиной к ней с закрытыми глазами. Как только предмет спрятан, подается сигнал, и от­вернувшаяся команда начинает искать спрятанный предмет. Если за установленное время (1—2 мин) предмет будет найден, то игроки, искавшие его, садятся на спины игроков, прятавших предмет (каждый только на своего напарника), и те везут их на спине заранее оговоренное расстоя­ние. Если предмет не будет найден за установленное время, то игроки, искав­шие предмет, несут на спине своих со­перников. Затем прячет предмет другая команда. Выигрывает команда, игроки которой чаще и быстрее находили спря­танный предмет.

Примечание:

1) подсматривать, куда пря­чут предмет, запрещено, в противном случае игрок выходит из игры.


5 Таджикские народные игры
Культурно-бытовые традиции тад­жикского народа, которые складывались в процессе труда и борьбы за независи­мость, отражены в многочисленных ори­гинальных народных играх, а также ви­дах спорта. Это и конноспортивные игры, и национальная борьба, и игры с борьбой, и стрельба из лука и др. Особенно популярными были и оста­ются в наше время пешие эстафеты, конные скачки, конное поло и травяной хоккей, «охота на горных козлов», игры с ракеткой и маленьким мячом и др. Подвижные народные игры с древних времен были отражением культурно-бытового уклада жизни таджиков. Условия некоторых игр и забав воспроизводили пастьбу скота, охоту на диких животных и птиц. В играх детей использовались кости домашних животных. Еще за тысячелетие до нашей эры, если судить по археологическим данным, существовала игра «Белая косточка». Давнее происхождение имеет и игра в альчики (кости конечностей домашнего рогатого скота). Многие игры таджиков сопровожда­лись песнями, танцами, игрой на музы­кальных инструментах, что сохранилось и до нашего времени. Древние обряды наложили на народные игры свой отпеча­ток. Игра с перепрыгиванием через костер постепенно видоизменилась, и се­годня играющие прыгают через булавы, кегли, скрещенные связанные палки, пуч­ки соломы и т. п. Большая часть коллективных под­вижных игр у таджиков заканчивается переноской друг друга, т. е. проигравшие игроки должны поднять на спину вы­игравших и доставить их на указанное место.
5.1 «Кто быстрее» («Гир-гиракон»)

Задачи игры: развитие быстроты, ловкости, скорости двигательных реакций, развитие общей физической подготовки.

Условия игры: игра проводится на воздухе, в помещении. Количество от 10 до 40 человек. Посередине площадки чер­тится большой круг. Играющие стано­вятся за кругом на расстоянии вытяну­тых рук, а водящий — в середине круга, По сигналу (счету «раз-два») играющие начинают забегать в круг и сейчас же убегать из него. Водящий старается поймать кого-нибудь из находящихся в кругу. Если ему удается это, то пой­манный становится помощником водя­щего и тоже начинает ловить забегаю­щих в круг. Каждый пойманный присое­диняется к водящим. Игра продолжается до тех пор, пока большинство игроков не станут водящими. Непойманные игроки считаются победителями. Из них выби­рается новый водящий.

Примечание:

1) водящий не имеет права выходить из круга;

2) пойманным счита­ется только тот, кого коснулся водящий, пока тот находился в кругу;

3) ловить за линией круга не разрешается.

Вариант. Если играющих много, можно разделить их на две команды. Одна команда располагается в кругу (водящая), другая — за кругом. Пой­манные выбывают из игры. Игра за­канчивается, когда все находящиеся за кругом будут пойманы. Затем команды меняются ролями. Выигрывает команда, быстрее переловившая своих соперников.
5.2 «Кто допрыгнет дальше» («Баландпарак»)

Задачи игры: развитие ловкости, скорости двигательных реакций, развитие общей физической подготовки.

Условия игры: играют обычно на склоне холмов. Участники выстраиваются парами (в колонну по два). По команде руководителя каждая пара по очереди прыжками двигается снизу вверх холма, плотно соединив обе ноги. Выигрывает в паре тот, кому удастся пройти прыжками большее расстояние.

Примечание:

1) прыгающие должны стоять на определенном расстоянии друг от друга;

2) ноги должны быть соедине­ны во время прыжков, тот, кто их разожмет, проигрывает;

3) выигравшие в парах могут соревноваться между собой.
5.3 «Эстафета прыжками на одной ноге» («Яккалингбози»)

Задачи игры: развитие двигательных навыков, сноровки, быстроты, наблюдательности, воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки, общефизическая подготовка.

Условия игры: игра проводится на спортплощадке, в зале или на ровном широком поле. На одной стороне пло­щадки (зала) проводится линия старта. На расстоянии 15—30 м от нее чертятся два квадрата по 1,5x1,5м, посередине квадратов проводится линия финиша — «марра». Играющие делятся на две команды, каждая выстраивается в ко­лонну по одному за линией старта на расстоянии 1,5 м от нее. По команде руководителя направляющие в колоннах, согнув назад одну ногу и держа ее за область голеностопного сустава, прыга­ют до линии «марра», а затем опускают ногу и возвращаются обратно на старт бегом. Как только они переступят стар­товую линию, в игру вступают следую­щие по очереди игроки, и так до последнего. Выигрывает команда, кото­рая закончит эстафету первой.

Примечание:

1) если игрок согнет левую ногу, то он держит ее левой рукой, а согнув правую, — правой, разрешается прыгать на любой ноге, но до финиша нельзя менять ее;

2) вернувшийся игрок становится в конец своей колонны;

3) можно установить правило: вернув­шийся игрок должен коснуться руки следующего, после чего тот начинает движение к финишу.
5.4 «Борьба за участок» («Палабарак»)

Задача игры: развитие силы, воспитание чувства коллективизма, общефизическая подготовка.

Условия игры: игра проводится на поляне, площадке, в спортзале. Игра проводится мальчиками-подро­стками и юношами. В ней может учас­твовать от 10—20 человек. Площадка делится линией пополам. Одна сторона площадки назы­вается «пал», другая — «чал». Играю­щие делятся на две команды и выстраи­ваются у средней линии: одна — на стороне «пал», другая — на стороне «чал», лицом друг к другу на расстоянии шага. По сигналу руководителя игроки команды «чал» начинают атаковать, т. е. стремятся прорваться на участок «пал», протискиваясь грудью без приме­нения рук. Члены команды «пал» за­держивают грудью и ногами атакующих. Если кто-то из наступающих прорвется в «пал» (то есть на участок) и его ног никто не коснется, то его команда выигрывает и участники меняются ролями. Играют несколько раз. Выигрывает команда, которая сумеет большее число раз и в более короткий срок прорваться на учас­ток «пал», причем одновременно могут прорваться два и три игрока.

Примечание:

1) борьба ведется только ногами и туловищем, но не руками;

2) если игрок попал на участок «пал» после касания его только ногой, он должен возвратиться назад;

3) не допускаются грубые приемы при задержке игроков.
5.5 «Сесть в круг» («Давранишини»)

Задачи игры: развитие двигательных навыков, сноровки, быстроты, наблюдательности, общефизическая подготовка.

Условия игры: игра проводится на воздухе и в помещении. Количество учас­тников — от 6 до 40 человек. Для игры нужен наполненный опилками мешочек (или мячик) и платочек. В середину начерченного большого круга кладется предмет (мешо­чек или мяч). Игроки сидят, скрестив ноги, по кругу и смотрят на предмет. Водящий с платочком в руках становится за кругом. По команде водящий начинает ходить по кругу и незаметно бросает платочек позади кого-нибудь из сидящих. После этого он обегает круг, стараясь занять место того, кому подбросил платок. Сидящий же вскакивает и ловит водящего, даже если он не сразу заметил платок. Игрок, не поймавший водящего, сам становится им. Водящий продолжает водить, если его поймали.

Примечание:

1) подсматривание и под­сказывание запрещаются;

2) платок надо бросать за разными игроками;

3) игрок, которому подбросили платок, должен сначала взять его, а затем догонять водящего.
5.6 «Плетка в приколе» («Дуррадар мех»)

Задачи игры: развитие быстроты, ловкости, меткости, скорости двигательных реакций, развитие общей физической подготовки.

Условия игры: игра проводится на площадке, в спортзале, на большом ровном поле. Для игры требу­ются 2 веревки: одна длиной 3,5—4,5 м, другая 1м. Выбирают двух водящих, остальные играющие образуют большой круг. Один из водящих — «колышек» («мех») — становится в центр круга и берет за конец длинную веревку. Второй водящий берет в руку другой конец веревки. Второй водящий счита­ется защитником «колышка» и держит в другой руке короткую веревочку. От стоящих по кругу он находится на расстоянии 3—4 шагов. По команде ру­ководителя игрок-защитник бежит по кругу, охраняя «колышек», который стоит на месте. Все игроки стараются напасть на «колышек» и занять его место. Если это удается, то игроки меняются местами. Если защитник кос­нется кого-нибудь короткой веревочкой, пока тот не занял места «колышка», то эти игроки также меняются местами. Играют установленное время.

Примечание:

1) пока защитник не на­чнет защищать «колышек», ни один игрок не имеет права нападать на него;

2) если защитник коснулся нападающего веревочкой или рукой, тот считаете пойманным;

3) если играющих много надо выбрать двух защитников, иметь две длинные веревки и две короткие.

5.7 «Бой подушками» («Болишт джанг»)

Задачи игры: развитие силы, быстроты, ловкости, скорости двигательных реакций, развитие общей физической подготовки.

Условия игры: игра проводится на воздухе, в помещении. Количество участников от 2 - 40 человек. Из шерстяного материала шьют подушки, наполняют ватой и играют с ними. Можно использовать и мешочки, наби­тые опилками. Для игры требуется, кро­ме того, бревно. В спортивном зале мож­но воспользоваться бревном или гимна­стическими скамейками. Играющие становятся вдоль бревна, укрепленного на высоте 0,75—1 м, в 2—3 м от него. Двое играющих берут по подушке и становятся на бревне немного боком друг к другу на расстоянии вытянутых рук. По команде руководителя каждый игрок старается ударом своей подушки о подушку партнера вывести его из равновесия. Кто не удержится на бревне, тот проиграл. Победитель играет с очеред­ным игроком. Очередь устанавливается самими играющими. В конце называется победитель, которому удалось большее число раз вывести партнеров из равнове­сия.

Примечание:

1) без команды нельзя начинать сбивание соперника;

2) нельзя ударять по рукам (ударяют только по подушке).


5.8 «Кружись и лови» («Джавловдавгир»)

Задачи игры: развитие скорости двигательных реакций, ловкости, развитие общей физической подготовки.

Условия игры: игра проводится на воздухе, в помещении. Количество игроков от 6 - 30 человек. Для игры требуется полуметровая веревочка или кусок мате­риала. Водящий с веревочкой становится в середине площадки, осталь­ные разбегаются по полю. По команде руководителя водящий бежит за игрока­ми и старается осалить их, т. е. дотро­нуться веревочкой. Игроки бегают по всему полю, не выходя за установленные границы. Игрок может обманным путем, не давая прикоснуться веревочке к своему телу, забрать ее у водящего. Игрок, которого коснется веревочка, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока из игры не выйдет половина или больше игроков, после чего руководитель, обра­щаясь к водящему, кричит: «Чавлон-дав-гир!» («Кружись и лови!»). Услышав эти слова, все игроки вместе с выбывшими начинают ловить водящего, чтобы ото­брать у него веревочку. Водящий, уверты­ваясь, бежит к руководителю. Если его не задержали и он передал веревочку руко­водителю, значит, он выиграл. Тот, кто поймает водящего и отберет у него веревочку, становится водящим, и игра начинается сначала.

Примечание:

1) поймать игрока — это значит слегка коснуться его веревочкой;

2) осаленный игрок должен сразу выйти из игры;

3) веревочку отбирают так, чтобы коснуться ее только рукой;

4) спасаясь от водящего, нельзя убегать за пределы поля, допустивший это счита­ется пойманным;

5) убегать и догонять можно только по команде.
5.9 «Белая палочка» («Сафедчубак»)

Задачи игры: развитие двигательных навыков, сноровки, быстроты, наблюдательности, воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки, общефизическая подготовка.

Условия игры: В нее играют на боль­шой площадке, стадионе, а лучше все­го проводить ее на большой лужайке. Для игры нужны две палки длиной 20—50 см и диаметром 2—3 см. Палки должны быть светлыми, но отличаться друг от друга оттенком или отметинами. Играющие делятся на две команды и выбирают капитанов. На одной стороне площадки чертится линия старта. На расстоянии шага вдоль нее строятся шеренгами обе команды лицом к «полю». Капитаны команд получают палки, выходят вперед и становятся на линии старта. По первому сигналу капи­таны команд меняются своими палками, по второму сигналу они с силой бросают их как можно дальше вперед. Как только палки упадут на землю, игроки обеих команд (лучше по сигналу) устремля­ются к палке соперника. Игрок, добе­жавший до нее первым, быстро поднима­ет ее и бежит к своему капитану, который без промедления передает палку руково­дителю игры. Побеждает команда, кото­рая раньше передаст палку. Если играют учащиеся старшего возраста, то проигравшие сажают со­перников на спину, доставляют их к тому месту, где упала их палка, а затем возвращаются с седоками на спине к на­чальной линии. Так игра продолжается.

Примечание:

1) пока палка не упадет на землю, бежать к ней запрещается;

2) чтобы быстрее доставить палку капи­тану, ее можно передавать друг другу, игру чаще проводят вечером, когда уже темно и сложнее отыскать палку.


5.10 «Сможешь — пересекай» («Шуд -бур»)

Задача игры: воспитание чувства коллективизма, развитие двигательных навыков, смекалки, общефизическая подготовка.

Условия игры: игра проводится на воздухе и в поме­щении. Количество игроков от 8 до 20 человек. Для игры требуются баскетбольный мяч, булава или какой-либо другой небольшой предмет. Посередине площадки чер­тят круг диаметром 5—8 м. В центре круга ставится предмет (мяч, круглый камень, булава, колышек). Выбираются два капитана. Играющие разбиваются на пары, и каждый выбирает себе какое-нибудь название. Затем пары подходят к капитанам и предлагают выбрать их по названиям. Так образуются две команды. Игроки первой команды становятся по кругу внутри него, капитан назначает одного водящим для охраны предмета. Вторая команда становится снаружи по очерченному кругу. По сигналу руково­дителя игроки второй команды стре­мятся пробежать между игроками первой команды и выбить или захватить пред­мет, стоящий в центре. Игроки первой команды стараются не пропустить со­перников. Задача игроков второй ко­манды — любым путем пройти между игроками первой. Если кому-то удастся пройти вокруг, он должен громко сказать: «Пересек!» («Буреш!») Игроки, пропу­стившие соперника, приседают или са­дятся и не принимают участия в дальней­шей игре до окончания партии. Игрок, прорвавшись к предмету, может взять его или вытолкнуть, а защитник стара­ется помешать этому. Как только уда­ется схватить или вытолкнуть предмет, команды меняются местами. Если поло­вина игроков защитников выходит из игры, команды также меняются места­ми. Играют несколько раз. Выигрывает команда, сумевшая овладеть предметом или получившая больше очков за выведе­ние игроков из игры.

Вариант. Команды строятся полу­кругом лицом друг к другу. Одна из них— защитники, другая — нападающие. По­зади защитников на расстоянии 3—4 м по­мещается предмет, возле которого ста­новится один защитник.

Каждый защитник следит за опреде­ленным нападающим. По команде руководителя нападающие; стараются проско­чить между защитниками и взять пред­мет. Игрок, пропустивший соперника, садится там, где пропустил его, и не участвует в игре до конца первой партии. Игроки защиты передвигаются так, что­бы не пропустить соперника, а защитник, стоящий сзади, охраняет предмет. Если защитник коснется соперника руками, тот считается пойманным, отходит в сторону и не участвует в игре до смены. Выигрывает команда, которой удастся дольше сохранить предмет или вывести из игры больше половины соперников.

Примечание:

1) при прорыве через со­перников умышленно толкать друг друга запрещается;

2) защитники закрывают проход туловищем и руками, во втором варианте они стараются коснуться рукой соперника, если им это удается, то соперник выходит из игры;

3) игроки нападения могут обманным путем не только схватить предмет, но и наступить на него и вытолкнуть, в этих случаях предмет считается взятым.



Заключение
Народы Средней Азии Казахстана веками жили вместе, вели сходный образ жизни вместе культивировали одинаковые формы семейно-бытовых отношений. Таким образом сложились общие традиции, обычаи, воззрения на проблемы воспитания и обучения молодого поколения. Но это духовное богатство народа, неся в себе много самобытного, национального, по своей сущности общечеловечно, гуманно, демократично. Через призму национальных обычаев и традиций народ преломляет и усваивает все лучшее в педагогической культуре других народов, имеющее интернациональный характер. Через национальное явление народ познает мировую, общечеловеческую прогрессивную педагогическую культуру и, в свою очередь, вносит лепту в сокровищницу общей, интернациональной педагогической культуры народов.

Эффективное этнокультурное и национальное воспитание в процессе физической подготовки студентов требует выполнение следующих условий:

первое условие - это реализация в педагогическом процессе духовного потенциала носителей традиционных знаний о содержании, правилах игр, передаваемых от одного поколения к другому;

второе условие - системный охват народными играми разнообразных сфер жизнедеятельности;

третье условие - использование традиционной технологии организации игровой деятельности (организация и руководство игрой старшими, постепенное усложнение правил, содержания игр и увеличение нагрузки на организм детей и подростков; проведение игр в условиях, приближенных к природе и промысловой деятельности);

четвертое условие - применение адекватной традиционной символики, атрибутики (игрушек, инвентаря для игр и состязаний, спортивного оборудования), сопровождающих проведение игр и соблюдение традиционных ритуалов.

Народная педагогика Средней Азии выработала средства и параллельно с этим сформировала систему этнопедагогических условий эффективного использования народных игр в целях воспитания подрастающего поколения. Изложенное позволяет считать, что использование народных игр, состязаний при специально созданных этнопедагогических условиях позволит значительно обогатить духовную жизнь не только казахов, но и других народов Казахстана.

Литература


  1. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения - Москва, 1948. – С. 14, 15

  2. Былеева Л.В., Григорьев В.М. Игры народов СССР. – Москва, 1985. – С. 128, 140, 211, 218, 241

  3. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. – Москва, 1982. – С. 129

  4. Горанько М. Организация и методика проведения урока по физическому воспитанию. – Алматы, 1994. – С. 121

  5. Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова «О некоторых вопросах формирования поликультурной личности о воспитания казахского патриотизма» - Источник цитаты (орган): Сайт Парламента РК (http: // www.parlam.kz): [22.12.2008] – пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК.

  6. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана – Москва : «Педагогика», 1991.- С. 234

  7. Клещев Ю.Н. Спортивные игры : учебное пособие для ВУЗов. – Москва : Высшая школа, 1980. – С.142

  8. Коротков И.М. Подвижные игры во дворе. – Москва : Знание, 1987. – С. 87

  9. Козыбаев М.К., Аргынбаев Х.А., Муканов М.С. «Казахи». – Алматы : Казахстан, 1995. – С. 196

  10. Карбушева Г.А. Ознакомление детей шкльного возраста с Казахстаном. – Алматы : Мектеп, 1984. – С. 43

  11. Назаров Ф. Записки о некоторых народах и землях средней части Азии. – Москва, 1968. – С. 25

  12. Таникеев М.Т. История физической культуры в Казахстане. – Алматы, 1977. – С. 143

  13. Янушкевич А. Дневники и письма из путешествий по степи. – Алматы, 1966. – С. 75

Содержание

Введение...............................................................................................3

1 Казахские народные игры…….………………………….………....5

2 Киргизские народные игры.………………..…………..……….....12

3 Туркменские народные игры……………………………..………..18

4 Узбекские народные игры.................................................................25

5 Таджикские народные игры..............................................................33

Заключение .........................................................................................41



Литература...........................................................................................42




страница 1 | страница 2 страница 3

Смотрите также: