Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 страница 3

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Дата введения 2007 год
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 Настоящий стандарт устанавливает систему норм и требований к содержанию воспитания и обучения в дошкольных организациях, семье, уровню развития детей от рождения и до 6 лет и овладению ими ключевыми компетенциями.

1.2 Стандарт предназначен для применения:

  • всеми дошкольными организациями Республики Казахстан, независимо от форм собственности, их типов и видов;

  • учебными заведениями, осуществляющими подготовку педагогических кадров, при разработке учебных программ;

  • институтами повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, научно-исследовательскими институтами при разработке программ обучения работников дошкольной сферы и организации исследовательской деятельности;

  • центральными и местными исполнительными органами в области образования при осуществлении государственного контроля над качеством воспитания и обучения;

  • органами государственного управления и организациями РК, при проведении работ по лицензированию образовательной деятельности, аттестации дошкольных организаций.




  1. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007года, №319-III ЗРК.

Закон РК «О языках в Республике Казахстан», 11 июля 1997года, № 151-1.

Государственная программа развития системы образования в республике Казахстан на 2005-2010 годы, от 11 октября 2004 года, № 1459.

Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 1 марта 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира».

Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 28 февраля 2007 года «Новый Казахстан в новом мире».

СТ РК 1.2-98 Государственная система стандартизации Республики Казахстан.

Порядок разработки государственных стандартов.

СТ РК 1.5- 2000 98 Государственная система стандартизации Республики Казахстан. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

ПР РК 40.1.01- 2000 «Государственная система стандартизации Республики Казахстан. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению государственных общеобязательных стандартов образования».

Постановление Правительства Республики Казахстан «О порядке разработки, утверждения и сроках действия государственных общеобязательных стандартов» от 2 сентября 1999 года, № 1290.


3.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ

В настоящем стандарте использованы следующие термины c соответствующими определениями:



3.1 Адаптация – приспособление, привыкание организма к новым условиям.

3.2. Амплификация – обогащение психических процессов развития

3.3.Аттестация - комплексная экспертиза деятельности организаций дошкольного воспитания, предшкольных классов, дошкольных групп во внешкольных организациях на соответствие требованием, государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения.

3.4 Базовая дошкольная общеобразовательная программа воспитания и обучения - нормативный документ, который определяет обязательный минимум содержания образования воспитанников организаций дошкольного воспитания в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями.

3.5. Билингвизм - двуязычие, владение кроме родного, вторым языком.

3.5. Ведущий тип деятельности деятельность, с которой на данном этапе развития связано появление важнейших психических новообразований и в русле которой развиваются другие виды деятельности.

3.7. Готовность учиться – врожденная способность человеческого интеллекта усваивать знания и овладевать умениями и навыками.

3.8 Ясли-сад воспитательная организация для детей от 1 года до 6 лет, в котором воспитание детей раннего и дошкольного возрастов преемственно связано.

3.9 Детский сад организация для общественного воспитания детей дошкольного возраста.

3.10 Диагностика психического развития - определение индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их состояния и прогнозирования дальнейшего развития.

3.11 Дидактические игрушки – игрушки, предназначенные для развития и обучения детей.

3.12 Дошкольная общеобразовательная программа - программа, определяющая содержание дошкольного воспитания и обучения.

3.13 Дошкольная организация - осуществляет воспитание и обучение детей дошкольного возраста от одного года до шести лет, охрану и укрепление их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей и необходимую коррекцию нарушений развития детей.

3.14.Здоровый образ жизни - типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма.

3.15 Зона ближайшего развития - реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи со стороны окружающих людей;

3.16 Индивидуализация обучения - организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей детей. Осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения. Позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка;

3.17 Инклюзивное образование - процесс интегрированного обучения детей с особыми потребностями в дошкольных организациях общего типа, подразумевающий доступность образования для всех и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей.

3.18 Инклюзивные дошкольные организации – организационная форма совместного воспитания и обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, которая является составной частью специального образования.

3.19 Инновационный процесс – комплекс мероприятий, направленных на внедрение новых технологий, изобретений.

3.20 Интеграция - понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.

3.21 Интериоризация - формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности.

3.22 Ключевая компетентность – совокупность или универсальная система знаний, умений, навыков, способностей, вошедшая в личностный опыт, которая обеспечивает качество или успех в деятельности при решении тех или иных жизненных проблем или ситуаций.

3.23 Компетентность - уровень развития, необходимый для самостоятельного решения возникающих познавательных проблем, определения своей позиции и позволяющий человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.

3.24 Концепция - система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда;

3.25 Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида со стороны его включенности в социальные отношения.

3.26 Личностно-ориентированный образовательный процесс - последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия; базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребёнком и коллективом.

3.27 Медицинское обеспечение детей дошкольного возраста - контроль за состоянием здоровья на основе правильной организации первичной профилактики и оздоровления, своевременной коррекции отклонений в состоянии здоровья, привития гигиенических навыков и физической культуры.

3.28 Моторика – совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. Выделяют общую, тонкую (ручную) и артикуляционную моторику.

3.29. Непрерывное образование - связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.

3.30 Образовательная среда - целостная качественная характеристика внутренней жизни образовательного учреждения, определяющаяся конкретными задачами которые это учреждение решает в своей деятельности, проявляющаяся в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются, содержательно оцениваемая по тому эффекту в личностном, социальном и интеллектуальном развитии детей, которого эта среда позволяет достичь.

3.31 Обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком содержания обучения.

3.32 Обучение – целенаправленное и систематическое воздействие на обучаемого с целью передачи ему определенных знаний, навыков и умений.

3.33 Общение – взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего материального или духовного результата.

3.34 Открытое планирование – модель планирования, которая допускает отклонение от примерных планов и содержаний тематики воспитательной работы с учетом интересов детей к какой-либо деятельности, теме, явлению или возникшей ситуации;

3.35 Педагогика сотрудничества - модель педагогической деятельности, в которой требования педагога к детям в усвоении базового уровня знаний, умений и навыков неразрывно связаны с обязательным уважительным отношением к детям и оказанием помощи в обучении и развитии.

3.36. Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития; не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между старым и новым как основа поступательного развития процесса.

3.37 Психическое развитие – процесс количественных и качественных изменений в психике ребенка на протяжении онтогенеза; процесс усвоения ребенком общественно-исторического опыта.

3.38 Предшкольная подготовка – обязательное звено системы дошкольного образования, в рамках которой реализуется программа готовности ребенка 4-6 лет к школе. Предшкольная подготовка в государственных организациях образования является бесплатной.

3.39 Рефлексия- процесс познания человеком самого себя, внутренних психических актов, состояний и особенностей, своего внутреннего мира, осознания того, как он воспринимается другими и построения своего поведения с учетом возможных реакций других.

3.40 Семья – социальный институт воспитания, в котором осуществляется преемственность поколений, социализация детей, передача семейных ценностей и стереотипов поведения.

3.41 Сензитивные периоды развития – периоды в жизни ребенка, в которые наиболее интенсивно и гармонично развивается та или иная психическая функция.

3.42 Склонность - предрасположенность к чему-либо.

3.43 Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

3.44 Социальная адаптация - процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

3.45 Способности - индивидуально–психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приёмам деятельности.

3.46 Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, обусловливающее способность выполнять ими тонкие скоординированные манипуляции.

3.47 Тьютор - человек, сопровождающий ребенка на протяжении ряда лет, выстраивающий его траекторию развития;

3.48 Эмпатия - от греч. empatheia – сопереживание, способность сопереживать другому человеку, принимать на себя его чувства в результате сопоставления и проникновения в его внутренний мир.
4. ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте использованы следующие обозначения и сокращения:

ГОСО - государственный общеобязательный стандарт образования;

ДО – дошкольные организации;

ДВО – дошкольное воспитание и обучение;

ДОП – дошкольные общеобразовательные программы;

МЦ – мини-центры.

МОН РК – Министерство образования и науки Республики Казахстан.



5. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. Настоящий стандарт:

  • предусматривает обеспечение единой государственной политики в области дошкольного образования;

  • обеспечивает доступ детей к качественному дошкольному образованию;

  • дает характеристику требованиям к развитию детей от 0 до 3 лет, от 3 до 5 лет, от 5 до 6 лет;

  • определяет базовое содержание дошкольного образования детей от 0 до 3 лет, от 3 до 5 лет, от 5 до 6 лет, построенное на пяти образовательных областях и направленное на раскрытие потенциальных возможностей ребенка через формирование ключевых компетентностей;

  • обеспечивает инновационность педагогического процесса, ориентацию воспитательно-образовательной работы на «жизненные ситуации» детей;

  • определяет содержание предметно-развивающей среды возрастных групп, как основного условия воспитания и обучения дошкольника;

  • выдвигает требования к педагогам, работающим с детьми разных возрастов;

  • рассматривает семью, как первичный социальный институт общества, обеспечивающий удовлетворение базовых потребностей ребенка.



5.2 Требования стандарта являются обязательными при:

  • разработке образовательных программ;

  • организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольной организации независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности, их типов и видов;

  • разработке учебно-дидактических пособий и методических рекомендаций для дошкольных организаций;

  • финансировании дошкольных организаций;

  • государственной аттестации и лицензировании деятельности дошкольной организации и педагогов;

  • осуществлении мониторинга и контроля качества деятельности педагогов дошкольной организации, а также отслеживании развития детей от 0 до 3 лет, от 3 до 5 лет, от 5 до 6 лет.


5.3. Стандартом предусматривается разработка дошкольных образовательных программ воспитания и обучения, которые подразделяются на:

основные (базовые, вариативные), включающие в себя основные направления развития ребенка, обеспечивающие формирование ключевых компетентностей;

дополнительные, включающие приоритетные направления, обеспечивающие потребности населения в образовательных услугах, в соответствии с ключевыми компетентностями;

специальные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями в развитии.

В ДОП должен соблюдаться светский характер воспитания и обучения.
5.4. Цель воспитания и обучения детей дошкольного возраста:

Создание полноценного пространства и организация комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка дошкольного возраста, способствующего благоприятной социализации и усвоению им ключевых компетентностей, базирующихся на общечеловеческих и национальных ценностях, воспитание творческой личности, способной к позитивным отношениям в социуме.


5.5. Основные задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста:

  • формирование ценностей здорового образа жизни на основе национальных традиций народов Казахстана;

  • развитие творческого потенциала ребенка дошкольного возраста;

  • активизация интереса к познанию, любознательности;

  • формирование ценностных ориентаций у ребенка на образцах позитивного социального поведения человека, нормах, правилах поведения, народных обычаях и традициях, сложившихся в казахстанском обществе;

  • реализация индивидуальных потребностей, соотнесение их с социальными и общекультурными нормами;

  • создание необходимых условий для саморазвития, развития способностей ребенка-дошкольника;

  • поддержка и развитие самостоятельности ребенка дошкольного возраста.


5.6. Дошкольные организации несут ответственность за выполнение требований настоящего стандарта.


  1. СТРУКТУРА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Настоящим Государственным общеобязательным стандартом регулируется деятельность основных институтов дошкольного воспитания и обучения:



6.1.Семейное воспитание.
6.2.Дошкольные организации: государственные, частные, ведомственные (разные виды и типы).

6.3. Организации образования, при наличии соответствующей развивающей предметно-пространственной среды и санитарно-гигиенических условий, в которых могут создаваться дошкольные группы с гибким режимом дня для детей от года до 4 лет, а также предшкольные группы и классы с 4 до 6 лет

В предшкольных классах общеобразовательных школ устанавливается наполняемость не более 25 детей, в дошкольных группах - не белее 20. В малокомплектных общеобразовательных школах по согласованию с местной исполнительной властью может устанавливаться меньшая наполняемость предшкольных классов и дошкольных групп.

6.4.Дошкольные организации различаются:

по принадлежности: государственные и негосударственные (частные, общественных объединений, зарегистрированных на территории РК)

по возрастному составу воспитанников:


    • детские ясли,

    • детские сады,

    • ясли-сады.

по назначению:

общеразвивающие:

    • ясли-сад,

    • детский сад общего типа,

    • детский сад на дому.

    • дошкольный учебно-воспитательный центр с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (физического, интеллектуального, эстетического и др.);

    • мини-центр;

    • ясельные и дошкольные группы в домах-малютки, детских домах и школах-интернатах для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    • предшкольные группы и классы.

коррекционные:

  • ясли-сад;

  • детский сад для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии (с тяжелыми и более лёгкими нарушениями речи, зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательных функций, часто и длительно болеющих детей, задержкой психического развития, с ранними проявлениями туберкулёзной инфекции, с малыми и затихающими формами туберкулеза и др.);

комбинированные:

  • ясли-сад;

  • комплекс «Детский сад-школа»;

  • детский сад, совмещающий функции общеразвивающего и коррекционного характера

по режиму работы:

  • дневные;

  • круглосуточные;

  • с гибким режимом.


6.4. Возможны новые модели и структуры дошкольных организаций.


7. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ



7.1. В Республике Казахстан устанавливается следующая возрастная периодизация, отражающая особенности физического и психического развития ребенка:

  • дети от рождения до 1 года

  • от 1 до 2 лет

  • от 2 до 3 лет

  • от 3 до 4 лет

  • от 4 до 5 лет

  • от 5 до 6 лет


7.2. Исходя из возрастной периодизации в организациях дошкольного воспитания на 1 сентября комплектуются следующие возрастные группы:

- I группа раннего возраста (от 6 месяцев до 1 года)*



  • II группа раннего возраста (от 1 года до 2 лет)

  • I младшая группа (от 2 до3 лет)

  • II младшая группа (от 3 до 4 лет)

  • I предшкольная группа (от 4 до 5 лет)

  • II предшкольная группа (от 5 до 6 лет)


7.3. Возможно создание разновозрастных дошкольных групп.

8. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 6 ЛЕТ
8.1. Содержание стандарта реализуется через следующие образовательные области: здоровье, коммуникация, познание, творчество, социум.

8.2. Ожидаемый результат развития детей раннего возраста - формирование следующих ключевых компетентностей:

  • Здоровьесберегающая компетентность - как степень соответствия физического и нервно-психического развития ребенка возрастным критериям; владение двигательными действиями, развитие мелкой моторики;

____________________

* предпочтительно семейное воспитание детей от рождения до достижения одного года


  • Сенсорно-познавательная компетентность как потребность к развитию познавательной активности детей, обогащению их представлений об окружающих предметах и явлениях на основе сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа;




  • Коммуникативно-языковая компетентность – как формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками на родном и других языках;

  • Социально-эмоциональная компетентность - наличие навыков правилосообразного поведения, способность к позитивному восприятию окружающего мира;

  • Творческая компетентность - как первичный интерес к основам знаний о музыке, искусстве и другим продуктивным видам деятельности.


8.3. Ожидаемый результат развития детей от 3 до 5 лет - формирование следующих ключевых компетентностей:

  • Здоровьесберегающая компетентность - привычка к здоровому образу жизни, сознательное отношение к сохранению здоровья, владение культурно-гигиеническими навыками.

  • Общедвигательная компетентность – владение основными движениями, мелкой и крупной моторикой, применение физических навыков в нестандартных ситуациях.

  • Коммуникативно-языковая компетентность – умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, владение основными языковыми нормами; взаимодействие на родном и других языках.

  • Познавательная компетентность - наличие определенных знаний, представлений об окружающем мире, развитых познавательных потребностей; проявление любознательности, интереса к какой-либо деятельности, новым знаниям.

  • Информационная компетентность – способность находить и применять информацию в различных жизненных ситуациях; понимание важности владения новой информацией для применения в повседневной жизни.

  • Художественно-эстетическая компетентность – умение наблюдать, выделяя свойства предметов и явлений действительности; владение основами знаний о музыке и музыкантах, об изобразительном искусстве и художниках, театре, народном искусстве, способность к эстетическому восприятию окружающего мира.

  • Социальная компетентность - проявление интереса к социуму (семья, сверстники, взрослые, люди в стране и мире) и культуре, умение ориентироваться в системе социальных отношений, соблюдать установленные в обществе нормы и правила.

  • Ценностно-смысловая компетентность - проявление ценностных отношений в разных видах деятельности, наличие нравственных представлений.


8.4. Ожидаемый результат развития детей 5- 6 лет - формирование следующих ключевых компетентностей:

  • Здоровьесберегающая компетентность – признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, сформированность потребности быть здоровым, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.

  • Общедвигательная компетентность – развитость сенсорно-моторных и двигательных навыков, физических качеств в соответствии с психофизиологическими особенностями ребенка, творческий подход к выполнению различных физических упражнений.

  • Коммуникативно-языковая компетентность - умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, владение ребенком языковыми нормами казахского, русского (других).

  • Познавательная компетентность - наличие у ребенка знаний об окружающем мире и представлений о целостной картине мира, уровень развитости психических процессов, соответствующих возрасту, владение навыками познавательной деятельности.

  • Информационная компетентность – наличие навыков работы с источниками информации, умение анализировать информацию, полученную из различных источников, умение обмениваться информацией.

  • Индивидуально-творческая компетентность – умение проявлять индивидуально-творческие способности, придумывать оригинальные способы, выдвигать разные подходы в решении проблем.

  • Художественно-эстетическая компетентность – проявление осознанного и активного эстетического отношения к миру, художественно-творческих способностей, готовность к эстетическому восприятию окружающей действительности.

  • Социальная компетентность - владение жизненными навыками, необходимыми для успешной социализации ребенка в коллективе, обществе, адаптации к школе и быстроменяющимся условиям жизни.

  • Ценностно-смысловая компетентность – сформированность важнейших нравственных качеств личности, усвоение общечеловеческих ценностей и норм, умение адекватно оценивать свои возможности, личностные качества.



    1. МИНИМУМ БАЗОВОГО СОДЕРЖАНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Содержание образования детей строится на результатах оценки индивидуального развития детей и их достижений. Содержание образовательной области одного возрастного периода накладывается на содержание образовательной области следующего возрастного периода.

В основу системы оценки компетентностного развития ребенка положен процесс интериоризации, когда внешний опыт из стадии понимания переходит во внутренний опыт, поэтому определены три условных уровня:

1 уровень – когда ребенок воспроизводит те или иные действия;

2 уровень – когда ребенок понимает, что он делает;

3 уровень – когда ребенок применяет то, что он умеет.

Для отслеживания уровня развития компетентностей ребенка используется система индикаторов, позволяющая педагогам проводить диагностику и выстраивать планы индивидуального развития ребенка.


9.1 Образовательная область «Здоровье».

Цель: воспитание сознательного отношения к собственному здоровью, понимания того, что здоровье – главная ценность, дарованная человеку природой.

9.1.1.Ранний возраст (от рождения до 3 лет)

Содержание области «Здоровье» предполагает формирование здоровьесберегающей компетентности и включает:



  • овладение детьми культурно-гигиеническими навыками;

  • освоение элементарных навыков самообслуживания;

  • овладение достаточным объемом жизненно важных движений;

  • использование разнообразных двигательных действий (ходьба, бег, ползание, перешагивание).

9.1.2 Младший дошкольный возраст (3 – 5 лет)

Содержание образовательной области «Здоровье» предполагает формирование здоровьесберегающей и общедвигательной компетентности и включает:



  • самостоятельное выполнение гигиенических процедур;

  • осознанное выполнение основных движений;

  • овладение строевыми и спортивными упражнениями, знание своего тела;

  • достаточную физическую активность;

  • овладение элементарными навыками здорового образа жизни.

9.1.3. Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет)

Содержание образовательной области «Здоровье» предполагает формирование здоровьесберегающей и общедвигательной компетентности и включает:



  • самостоятельное творческое выполнение основных видов движений;

  • демонстрацию развитых физических и волевых качеств;

  • понимание возможностей своего тела;

  • использование правил здорового образа жизни.


9.2. Образовательная область «Коммуникация»

Цель: воспитание полиязычной личности дошкольника, освоившего базовые ценности родного языка, готового к социокультурному взаимодействию на государственном и других языках, способного общаться с окружающим вербальными и невербальными средствами.

9.2.1. Ранний возраст (от рождения до 3 лет)

Содержание образовательной области «Коммуникация» предполагает развитие коммуникативно-языковой компетентности и включает:

- развитие разговорной речи детей;

- формирование первых навыков культуры общения;

- быстрое и активное развитие словаря;

- освоение правильной грамматической структуры речи;

- развитие общеречевых умений (речевое дыхание, темп, ритм речи, дикция).

9.2.2. Младший дошкольный возраст (3 – 5 лет)

Содержание образовательной области «Коммуникация» предполагает развитие коммуникативно-языковой компетентности и включает:

- возникновение новых возможностей в развитии связной речи;

- осуществление творческой речевой деятельности;

- формирование фонематического восприятия речи;

- умение правильно произносить звуки.



9.2.3. Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет)

Содержание образовательной области «Коммуникация» предполагает развитие коммуникативно-языковой компетентности и включает:

- содержательность и связность речи (диалог и монолог);

- речевое творчество;

- развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности;

- готовность к обучению грамоте и подготовку руки к письму.


9.3 Образовательная область «Познание»

Цель: формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно-важных проблем:

9.3.1. Ранний возраст (от рождения до 3-х лет)

Образовательная область «Познание» предполагает формирование сенсорно-познавательной компетентности и включает:



  • активное познание предметов ближайшего окружения;

  • установление связи между назначением предмета и действиями с ними;

  • представления о связи между природными явлениями;

  • разнообразную деятельность в природе, уход за растениями и животными;

  • усвоение системы сенсорных эталонов (цветов спектра, геометрических форм);

  • способность группировать предметы по признакам (форма, цвет, величина.

9.3.2. Младший дошкольный возраст (3 – 5 лет)

Образовательная область «Познание» предполагает формирование познавательной и информационной компетентности и включает:



  • усвоение существенных признаков, лежащих в основе родовых обобщений;

  • формирование обобщенных способов конструирования;

  • развитие элементарной поисковой деятельности и экспериментирования;

  • знание признаков и свойств растений, животных и человека, как живых существ, их связь со средой обитания, потребности для роста и развития;

  • умение пользоваться всеми способами сенсорного анализа предметов и материалов для использования в разных видах детской деятельности;

  • понимание простейших причинно-следственных связей между назначением предметов, их строением, материалами, из которых они сделаны;

  • освоение элементарных трудовых навыков;

  • умение воспроизводить информацию из доступных источников (книги, журналы, рассказы взрослых, телевидение).

9.3.3. Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Образовательная область «Познание» предполагает формирование познавательной и информационной компетентности и включает:



  • накопление и обобщение знаний о действительности для развития разнообразных видов детской деятельности;

  • стремление понять и ценить предметы материальной культуры;

  • способность экспериментировать, моделировать, заниматься элементарной, поисковой деятельностью;

  • владение некоторыми способами природоохранной деятельности;

  • способность сравнивать, обобщать, анализировать;

  • умения работать с различными источниками информации.



9.4. Образовательная область «Творчество»

Цель: формирование чувственно-эмоциональной сферы и эстетического вкуса, развитие культуры творческого мышления и воображения у детей дошкольного возраста.

9.4.1. Ранний возраст (от рождения до 3-х лет)

Образовательная область «Творчество» предполагает формирование творческой компетентности и включает:



  • эмоциональный отклик на произведения народного искусства;

  • умение создавать близкие образы формообразующими движениями с помощью карандаша, фломастера, гуаши, пластилина;

  • различать высокое и низкое звучание музыкальной фразы, желание петь совместно со взрослыми;

  • знания некоторых свойств изобразительных материалов и инструментов.

9.4.2. Младший дошкольный возраст (3-5 лет)

Образовательная область «Творчество» предполагает формирование художественно-эстетической компетентности и включает:



  • развитие художественного мышления;

  • умение сравнивать художественные образы между собой;

  • умения передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа в рисовании, лепке, музыке;

  • умения узнавать и различать контрастные по звучанию знакомые песни и пьесы;

  • владение опытом элементарного музыцирования;

  • знания о назначении предметов искусства и их создателях;

  • способность эмоционально откликаться на образное содержание живописи, сопереживать настроению художественных образов;

  • знания о некоторых видах народно-прикладного искусства;

  • владение навыками и умениями собственной творческой, изобразительной, декоративной деятельности.

9.4.3. Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет)

Образовательная область «Творчество» предполагает формирование индивидуально-творческой и художественно-эстетической компетентности и включает:



  • умение различать и называть жанры живописи, виды прикладного искусства своего народа;

  • умение различать и называть средства музыкальной и художественной выразительности;

  • умение самостоятельно выбирать технические способы изображения в соответствии с характером образов;

  • пользоваться голосом, телом, приемами игры на инструментах для создания собственных музыкальных образов, характеров, настроений.



9.5 Образовательная область «Социум»

Цель: воспитание социально-адаптивной, творческой личности, способной к позитивному поведению и отношениям в социуме, воспитание любви к Родине, уважения к старшим.

9.5.1. Ранний возраст (от рождения до 3-х лет)

Образовательная область «Социум» предполагает формирование социально-эмоциональной компетентности в семейных условиях, а также способствует благоприятной адаптации малышей в детском саду и включает:



  • развитие доброжелательных отношений к близким людям;

  • обогащение представлений о людях, о ярко выраженных эмоциональных состояниях;

  • способность выражать отдельные состояния и потребности.

9.5.2. Младший дошкольный возраст (3 – 5 лет)

Образовательная область «Социум» предполагает формирование социальной и ценностно-смысловой компетентности и включает:



  • развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию;

  • формирование социальных ориентаций в области правил и норм культуры поведения и общения, владение культурой общения со сверстниками и близкими;

  • освоение новых социальных ролей;

  • приобщение к доступным формам гуманного и культурного поведения;

  • накопление положительного опыта добрых чувств, поступков, взаимоотношений.

9.5.3. Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет)

Образовательная область «Социум» предполагает формирование социальной и ценностно-смысловой компетентности и включает:



  • освоение культуры общения со взрослыми и сверстниками, культуры поведения в общественных местах;

  • углубление представлений о семье и родственных отношениях;

  • развитие умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими;

  • самореализация способностей и потребностей в различных видах деятельности;

  • развитие знаний о себе, об особенностях мужского и женского пола и гендерного поведения, осознание себя как личности «Я – человек»;

  • формирование поведенческих линий в коллективе и семье, развитие чувства и действия детей на совершение положительных поступков;

  • знание культурных ценностей своего и других народов, проживающих в Республике Казахстан.


10. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

10.1 Педагогический процесс организуется на основе компетентностного подхода, обеспечивающего формирование ключевых компетентностей у ребенка с учетом его возрастных особенностей, потребностей, интересов.

10.2 Педагогический процесс строится на основе гармоничного сочетания индивидуальных, подгрупповых и групповых форм организации, обеспечивающих его инновационность и целостность.

10.3 Педагогический процесс организуется на основе общения, игры, экспериментально-поисковой деятельности, труда, сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

10.4. Педагогический процесс носит характер межпредметного, междеятельностного взаимодействия, создает оптимальные возможности для самореализации и самоутверждения каждого его участника.

10.5. Педагогический процесс предусматривает направляющую роль воспитателя и предполагает реализацию следующих функций:

  • прогнозирование, проектирование и конструирование педагогического процесса;

  • объективную диагностику результата педагогической деятельности;

  • осуществление преемственных связей между наукой и практикой.

10.6. Педагогический процесс выстаивается на основе психолого-педагогической диагностики, обеспечивающей получение информации об уровне развития и актуальном состоянии каждого ребенка и выработки индивидуальной траектории его развития.

10.7. Педагогический процесс осуществляется через образовательные области.

10.8. Требования к педагогическому процессу в образовательной области «Здоровье»:

Ранний возраст (от рождения до 3-х лет):

  • обеспечивает комфортное физическое и психическое самочувствие ребенка в детском саду;

  • предусматривает создание условий для самостоятельной, двигательной деятельности детей;

  • предусматривает соблюдение режима, выполнения режимных процессов и закаливающих мероприятий;

  • способствует формированию культурно-гигиенических навыков;

  • обеспечивает развитие тонкой и крупной моторики, движений в разных формах двигательной деятельности;

  • предусматривает организацию подвижных игр и физических упражнений.

Младший дошкольный возраст от 3 до 5 лет

  • предусматривает групповую физическую деятельность детей на основе игровых технологий не реже 2-х раз в неделю;

  • способствует расширению области самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей;

  • выстраивается на основе здоровьесберегающих технологий и оптимальных способов закаливания детей в течение года;

  • предусматривает соблюдение режима дня, рациональную организацию режимных процессов на основе культурных традиций народов Казахстана;

  • обеспечивает индивидуальную работу с детьми, отстающими в физическом развитии;

  • предусматривает организацию спортивных праздников, развлечений, досугов, подвижных и спортивных игр.

Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет

  • предусматривает групповую физическую деятельность детей на основе социоигровых технологий не реже 2-х раз в неделю;

  • способствует освоению правил безопасного поведения в социуме, способов сохранения своего здоровья;

  • обеспечивает использование возможностей режимных процессов для формирования телесной рефлексии;

  • предусматривает самостоятельные подвижные, спортивные игры и упражнения.





страница 1 страница 2 страница 3

Смотрите также: