страница 1 страница 2 страница 3
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Дата введения 2007 год
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1 Настоящий стандарт устанавливает систему норм и требований к содержанию воспитания и обучения в дошкольных организациях, семье, уровню развития детей от рождения и до 6 лет и овладению ими ключевыми компетенциями.
1.2 Стандарт предназначен для применения:
-
всеми дошкольными организациями Республики Казахстан, независимо от форм собственности, их типов и видов;
-
учебными заведениями, осуществляющими подготовку педагогических кадров, при разработке учебных программ;
-
институтами повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, научно-исследовательскими институтами при разработке программ обучения работников дошкольной сферы и организации исследовательской деятельности;
-
центральными и местными исполнительными органами в области образования при осуществлении государственного контроля над качеством воспитания и обучения;
-
органами государственного управления и организациями РК, при проведении работ по лицензированию образовательной деятельности, аттестации дошкольных организаций.
-
НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007года, №319-III ЗРК.
Закон РК «О языках в Республике Казахстан», 11 июля 1997года, № 151-1.
Государственная программа развития системы образования в республике Казахстан на 2005-2010 годы, от 11 октября 2004 года, № 1459.
Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 1 марта 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира».
Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 28 февраля 2007 года «Новый Казахстан в новом мире».
СТ РК 1.2-98 Государственная система стандартизации Республики Казахстан.
Порядок разработки государственных стандартов.
СТ РК 1.5- 2000 98 Государственная система стандартизации Республики Казахстан. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.
ПР РК 40.1.01- 2000 «Государственная система стандартизации Республики Казахстан. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению государственных общеобязательных стандартов образования».
Постановление Правительства Республики Казахстан «О порядке разработки, утверждения и сроках действия государственных общеобязательных стандартов» от 2 сентября 1999 года, № 1290.
3.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ
В настоящем стандарте использованы следующие термины c соответствующими определениями:
3.1 Адаптация – приспособление, привыкание организма к новым условиям.
3.2. Амплификация – обогащение психических процессов развития
3.3.Аттестация - комплексная экспертиза деятельности организаций дошкольного воспитания, предшкольных классов, дошкольных групп во внешкольных организациях на соответствие требованием, государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения.
3.4 Базовая дошкольная общеобразовательная программа воспитания и обучения - нормативный документ, который определяет обязательный минимум содержания образования воспитанников организаций дошкольного воспитания в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями.
3.5. Билингвизм - двуязычие, владение кроме родного, вторым языком.
3.5. Ведущий тип деятельности — деятельность, с которой на данном этапе развития связано появление важнейших психических новообразований и в русле которой развиваются другие виды деятельности.
3.7. Готовность учиться – врожденная способность человеческого интеллекта усваивать знания и овладевать умениями и навыками.
3.8 Ясли-сад – воспитательная организация для детей от 1 года до 6 лет, в котором воспитание детей раннего и дошкольного возрастов преемственно связано.
3.9 Детский сад – организация для общественного воспитания детей дошкольного возраста.
3.10 Диагностика психического развития - определение индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их состояния и прогнозирования дальнейшего развития.
3.11 Дидактические игрушки – игрушки, предназначенные для развития и обучения детей.
3.12 Дошкольная общеобразовательная программа - программа, определяющая содержание дошкольного воспитания и обучения.
3.13 Дошкольная организация - осуществляет воспитание и обучение детей дошкольного возраста от одного года до шести лет, охрану и укрепление их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей и необходимую коррекцию нарушений развития детей.
3.14.Здоровый образ жизни - типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма.
3.15 Зона ближайшего развития - реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи со стороны окружающих людей;
3.16 Индивидуализация обучения - организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей детей. Осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения. Позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка;
3.17 Инклюзивное образование - процесс интегрированного обучения детей с особыми потребностями в дошкольных организациях общего типа, подразумевающий доступность образования для всех и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей.
3.18 Инклюзивные дошкольные организации – организационная форма совместного воспитания и обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, которая является составной частью специального образования.
3.19 Инновационный процесс – комплекс мероприятий, направленных на внедрение новых технологий, изобретений.
3.20 Интеграция - понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.
3.21 Интериоризация - формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности.
3.22 Ключевая компетентность – совокупность или универсальная система знаний, умений, навыков, способностей, вошедшая в личностный опыт, которая обеспечивает качество или успех в деятельности при решении тех или иных жизненных проблем или ситуаций.
3.23 Компетентность - уровень развития, необходимый для самостоятельного решения возникающих познавательных проблем, определения своей позиции и позволяющий человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.
3.24 Концепция - система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда;
3.25 Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида со стороны его включенности в социальные отношения.
3.26 Личностно-ориентированный образовательный процесс - последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия; базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребёнком и коллективом.
3.27 Медицинское обеспечение детей дошкольного возраста - контроль за состоянием здоровья на основе правильной организации первичной профилактики и оздоровления, своевременной коррекции отклонений в состоянии здоровья, привития гигиенических навыков и физической культуры.
3.28 Моторика – совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. Выделяют общую, тонкую (ручную) и артикуляционную моторику.
3.29. Непрерывное образование - связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.
3.30 Образовательная среда - целостная качественная характеристика внутренней жизни образовательного учреждения, определяющаяся конкретными задачами которые это учреждение решает в своей деятельности, проявляющаяся в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются, содержательно оцениваемая по тому эффекту в личностном, социальном и интеллектуальном развитии детей, которого эта среда позволяет достичь.
3.31 Обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком содержания обучения.
3.32 Обучение – целенаправленное и систематическое воздействие на обучаемого с целью передачи ему определенных знаний, навыков и умений.
3.33 Общение – взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего материального или духовного результата.
3.34 Открытое планирование – модель планирования, которая допускает отклонение от примерных планов и содержаний тематики воспитательной работы с учетом интересов детей к какой-либо деятельности, теме, явлению или возникшей ситуации;
3.35 Педагогика сотрудничества - модель педагогической деятельности, в которой требования педагога к детям в усвоении базового уровня знаний, умений и навыков неразрывно связаны с обязательным уважительным отношением к детям и оказанием помощи в обучении и развитии.
3.36. Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития; не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между старым и новым как основа поступательного развития процесса.
3.37 Психическое развитие – процесс количественных и качественных изменений в психике ребенка на протяжении онтогенеза; процесс усвоения ребенком общественно-исторического опыта.
3.38 Предшкольная подготовка – обязательное звено системы дошкольного образования, в рамках которой реализуется программа готовности ребенка 4-6 лет к школе. Предшкольная подготовка в государственных организациях образования является бесплатной.
3.39 Рефлексия- процесс познания человеком самого себя, внутренних психических актов, состояний и особенностей, своего внутреннего мира, осознания того, как он воспринимается другими и построения своего поведения с учетом возможных реакций других.
3.40 Семья – социальный институт воспитания, в котором осуществляется преемственность поколений, социализация детей, передача семейных ценностей и стереотипов поведения.
3.41 Сензитивные периоды развития – периоды в жизни ребенка, в которые наиболее интенсивно и гармонично развивается та или иная психическая функция.
3.42 Склонность - предрасположенность к чему-либо.
3.43 Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
3.44 Социальная адаптация - процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.
3.45 Способности - индивидуально–психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приёмам деятельности.
3.46 Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, обусловливающее способность выполнять ими тонкие скоординированные манипуляции.
3.47 Тьютор - человек, сопровождающий ребенка на протяжении ряда лет, выстраивающий его траекторию развития;
3.48 Эмпатия - от греч. empatheia – сопереживание, способность сопереживать другому человеку, принимать на себя его чувства в результате сопоставления и проникновения в его внутренний мир.
4. ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте использованы следующие обозначения и сокращения:
ГОСО - государственный общеобязательный стандарт образования;
ДО – дошкольные организации;
ДВО – дошкольное воспитание и обучение;
ДОП – дошкольные общеобразовательные программы;
МЦ – мини-центры.
МОН РК – Министерство образования и науки Республики Казахстан.
5. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Настоящий стандарт:
-
предусматривает обеспечение единой государственной политики в области дошкольного образования;
-
обеспечивает доступ детей к качественному дошкольному образованию;
-
дает характеристику требованиям к развитию детей от 0 до 3 лет, от 3 до 5 лет, от 5 до 6 лет;
-
определяет базовое содержание дошкольного образования детей от 0 до 3 лет, от 3 до 5 лет, от 5 до 6 лет, построенное на пяти образовательных областях и направленное на раскрытие потенциальных возможностей ребенка через формирование ключевых компетентностей;
-
обеспечивает инновационность педагогического процесса, ориентацию воспитательно-образовательной работы на «жизненные ситуации» детей;
-
определяет содержание предметно-развивающей среды возрастных групп, как основного условия воспитания и обучения дошкольника;
-
выдвигает требования к педагогам, работающим с детьми разных возрастов;
-
рассматривает семью, как первичный социальный институт общества, обеспечивающий удовлетворение базовых потребностей ребенка.
5.2 Требования стандарта являются обязательными при:
-
разработке образовательных программ;
-
организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольной организации независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности, их типов и видов;
-
разработке учебно-дидактических пособий и методических рекомендаций для дошкольных организаций;
-
финансировании дошкольных организаций;
-
государственной аттестации и лицензировании деятельности дошкольной организации и педагогов;
-
осуществлении мониторинга и контроля качества деятельности педагогов дошкольной организации, а также отслеживании развития детей от 0 до 3 лет, от 3 до 5 лет, от 5 до 6 лет.
5.3. Стандартом предусматривается разработка дошкольных образовательных программ воспитания и обучения, которые подразделяются на:
основные (базовые, вариативные), включающие в себя основные направления развития ребенка, обеспечивающие формирование ключевых компетентностей;
дополнительные, включающие приоритетные направления, обеспечивающие потребности населения в образовательных услугах, в соответствии с ключевыми компетентностями;
специальные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями в развитии.
В ДОП должен соблюдаться светский характер воспитания и обучения.
5.4. Цель воспитания и обучения детей дошкольного возраста:
Создание полноценного пространства и организация комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка дошкольного возраста, способствующего благоприятной социализации и усвоению им ключевых компетентностей, базирующихся на общечеловеческих и национальных ценностях, воспитание творческой личности, способной к позитивным отношениям в социуме.
5.5. Основные задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста:
-
формирование ценностей здорового образа жизни на основе национальных традиций народов Казахстана;
-
развитие творческого потенциала ребенка дошкольного возраста;
-
активизация интереса к познанию, любознательности;
-
формирование ценностных ориентаций у ребенка на образцах позитивного социального поведения человека, нормах, правилах поведения, народных обычаях и традициях, сложившихся в казахстанском обществе;
-
реализация индивидуальных потребностей, соотнесение их с социальными и общекультурными нормами;
-
создание необходимых условий для саморазвития, развития способностей ребенка-дошкольника;
-
поддержка и развитие самостоятельности ребенка дошкольного возраста.
5.6. Дошкольные организации несут ответственность за выполнение требований настоящего стандарта.
-
СТРУКТУРА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Настоящим Государственным общеобязательным стандартом регулируется деятельность основных институтов дошкольного воспитания и обучения:
6.1.Семейное воспитание.
6.2.Дошкольные организации: государственные, частные, ведомственные (разные виды и типы).
6.3. Организации образования, при наличии соответствующей развивающей предметно-пространственной среды и санитарно-гигиенических условий, в которых могут создаваться дошкольные группы с гибким режимом дня для детей от года до 4 лет, а также предшкольные группы и классы с 4 до 6 лет
В предшкольных классах общеобразовательных школ устанавливается наполняемость не более 25 детей, в дошкольных группах - не белее 20. В малокомплектных общеобразовательных школах по согласованию с местной исполнительной властью может устанавливаться меньшая наполняемость предшкольных классов и дошкольных групп.
6.4.Дошкольные организации различаются:
по принадлежности: государственные и негосударственные (частные, общественных объединений, зарегистрированных на территории РК)
по возрастному составу воспитанников:
-
детские ясли,
-
детские сады,
-
ясли-сады.
по назначению:
общеразвивающие:
-
ясли-сад,
-
детский сад общего типа,
-
детский сад на дому.
-
дошкольный учебно-воспитательный центр с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (физического, интеллектуального, эстетического и др.);
-
мини-центр;
-
ясельные и дошкольные группы в домах-малютки, детских домах и школах-интернатах для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
-
предшкольные группы и классы.
коррекционные:
-
ясли-сад;
-
детский сад для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии (с тяжелыми и более лёгкими нарушениями речи, зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательных функций, часто и длительно болеющих детей, задержкой психического развития, с ранними проявлениями туберкулёзной инфекции, с малыми и затихающими формами туберкулеза и др.);
комбинированные:
-
ясли-сад;
-
комплекс «Детский сад-школа»;
-
детский сад, совмещающий функции общеразвивающего и коррекционного характера
по режиму работы:
-
дневные;
-
круглосуточные;
-
с гибким режимом.
6.4. Возможны новые модели и структуры дошкольных организаций.
7. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ
7.1. В Республике Казахстан устанавливается следующая возрастная периодизация, отражающая особенности физического и психического развития ребенка:
-
дети от рождения до 1 года
-
от 1 до 2 лет
-
от 2 до 3 лет
-
от 3 до 4 лет
-
от 4 до 5 лет
-
от 5 до 6 лет
7.2. Исходя из возрастной периодизации в организациях дошкольного воспитания на 1 сентября комплектуются следующие возрастные группы:
- I группа раннего возраста (от 6 месяцев до 1 года)*
-
II группа раннего возраста (от 1 года до 2 лет)
-
I младшая группа (от 2 до3 лет)
-
II младшая группа (от 3 до 4 лет)
-
I предшкольная группа (от 4 до 5 лет)
-
II предшкольная группа (от 5 до 6 лет)
7.3. Возможно создание разновозрастных дошкольных групп.
8. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 6 ЛЕТ
8.1. Содержание стандарта реализуется через следующие образовательные области: здоровье, коммуникация, познание, творчество, социум.
8.2. Ожидаемый результат развития детей раннего возраста - формирование следующих ключевых компетентностей:
-
Здоровьесберегающая компетентность - как степень соответствия физического и нервно-психического развития ребенка возрастным критериям; владение двигательными действиями, развитие мелкой моторики;
____________________
* предпочтительно семейное воспитание детей от рождения до достижения одного года
-
Сенсорно-познавательная компетентность как потребность к развитию познавательной активности детей, обогащению их представлений об окружающих предметах и явлениях на основе сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа;
-
Коммуникативно-языковая компетентность – как формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками на родном и других языках;
-
Социально-эмоциональная компетентность - наличие навыков правилосообразного поведения, способность к позитивному восприятию окружающего мира;
-
Творческая компетентность - как первичный интерес к основам знаний о музыке, искусстве и другим продуктивным видам деятельности.
8.3. Ожидаемый результат развития детей от 3 до 5 лет - формирование следующих ключевых компетентностей:
-
Здоровьесберегающая компетентность - привычка к здоровому образу жизни, сознательное отношение к сохранению здоровья, владение культурно-гигиеническими навыками.
-
Общедвигательная компетентность – владение основными движениями, мелкой и крупной моторикой, применение физических навыков в нестандартных ситуациях.
-
Коммуникативно-языковая компетентность – умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, владение основными языковыми нормами; взаимодействие на родном и других языках.
-
Познавательная компетентность - наличие определенных знаний, представлений об окружающем мире, развитых познавательных потребностей; проявление любознательности, интереса к какой-либо деятельности, новым знаниям.
-
Информационная компетентность – способность находить и применять информацию в различных жизненных ситуациях; понимание важности владения новой информацией для применения в повседневной жизни.
-
Художественно-эстетическая компетентность – умение наблюдать, выделяя свойства предметов и явлений действительности; владение основами знаний о музыке и музыкантах, об изобразительном искусстве и художниках, театре, народном искусстве, способность к эстетическому восприятию окружающего мира.
-
Социальная компетентность - проявление интереса к социуму (семья, сверстники, взрослые, люди в стране и мире) и культуре, умение ориентироваться в системе социальных отношений, соблюдать установленные в обществе нормы и правила.
-
Ценностно-смысловая компетентность - проявление ценностных отношений в разных видах деятельности, наличие нравственных представлений.
8.4. Ожидаемый результат развития детей 5- 6 лет - формирование следующих ключевых компетентностей:
-
Здоровьесберегающая компетентность – признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, сформированность потребности быть здоровым, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.
-
Общедвигательная компетентность – развитость сенсорно-моторных и двигательных навыков, физических качеств в соответствии с психофизиологическими особенностями ребенка, творческий подход к выполнению различных физических упражнений.
-
Коммуникативно-языковая компетентность - умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, владение ребенком языковыми нормами казахского, русского (других).
-
Познавательная компетентность - наличие у ребенка знаний об окружающем мире и представлений о целостной картине мира, уровень развитости психических процессов, соответствующих возрасту, владение навыками познавательной деятельности.
-
Информационная компетентность – наличие навыков работы с источниками информации, умение анализировать информацию, полученную из различных источников, умение обмениваться информацией.
-
Индивидуально-творческая компетентность – умение проявлять индивидуально-творческие способности, придумывать оригинальные способы, выдвигать разные подходы в решении проблем.
-
Художественно-эстетическая компетентность – проявление осознанного и активного эстетического отношения к миру, художественно-творческих способностей, готовность к эстетическому восприятию окружающей действительности.
-
Социальная компетентность - владение жизненными навыками, необходимыми для успешной социализации ребенка в коллективе, обществе, адаптации к школе и быстроменяющимся условиям жизни.
-
Ценностно-смысловая компетентность – сформированность важнейших нравственных качеств личности, усвоение общечеловеческих ценностей и норм, умение адекватно оценивать свои возможности, личностные качества.
-
МИНИМУМ БАЗОВОГО СОДЕРЖАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Содержание образования детей строится на результатах оценки индивидуального развития детей и их достижений. Содержание образовательной области одного возрастного периода накладывается на содержание образовательной области следующего возрастного периода.
В основу системы оценки компетентностного развития ребенка положен процесс интериоризации, когда внешний опыт из стадии понимания переходит во внутренний опыт, поэтому определены три условных уровня:
1 уровень – когда ребенок воспроизводит те или иные действия;
2 уровень – когда ребенок понимает, что он делает;
3 уровень – когда ребенок применяет то, что он умеет.
Для отслеживания уровня развития компетентностей ребенка используется система индикаторов, позволяющая педагогам проводить диагностику и выстраивать планы индивидуального развития ребенка.
9.1 Образовательная область «Здоровье».
Цель: воспитание сознательного отношения к собственному здоровью, понимания того, что здоровье – главная ценность, дарованная человеку природой.
9.1.1.Ранний возраст (от рождения до 3 лет)
Содержание области «Здоровье» предполагает формирование здоровьесберегающей компетентности и включает:
-
овладение детьми культурно-гигиеническими навыками;
-
освоение элементарных навыков самообслуживания;
-
овладение достаточным объемом жизненно важных движений;
-
использование разнообразных двигательных действий (ходьба, бег, ползание, перешагивание).
9.1.2 Младший дошкольный возраст (3 – 5 лет)
Содержание образовательной области «Здоровье» предполагает формирование здоровьесберегающей и общедвигательной компетентности и включает:
-
самостоятельное выполнение гигиенических процедур;
-
осознанное выполнение основных движений;
-
овладение строевыми и спортивными упражнениями, знание своего тела;
-
достаточную физическую активность;
-
овладение элементарными навыками здорового образа жизни.
9.1.3. Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет)
Содержание образовательной области «Здоровье» предполагает формирование здоровьесберегающей и общедвигательной компетентности и включает:
-
самостоятельное творческое выполнение основных видов движений;
-
демонстрацию развитых физических и волевых качеств;
-
понимание возможностей своего тела;
-
использование правил здорового образа жизни.
9.2. Образовательная область «Коммуникация»
Цель: воспитание полиязычной личности дошкольника, освоившего базовые ценности родного языка, готового к социокультурному взаимодействию на государственном и других языках, способного общаться с окружающим вербальными и невербальными средствами.
9.2.1. Ранний возраст (от рождения до 3 лет)
Содержание образовательной области «Коммуникация» предполагает развитие коммуникативно-языковой компетентности и включает:
- развитие разговорной речи детей;
- формирование первых навыков культуры общения;
- быстрое и активное развитие словаря;
- освоение правильной грамматической структуры речи;
- развитие общеречевых умений (речевое дыхание, темп, ритм речи, дикция).
9.2.2. Младший дошкольный возраст (3 – 5 лет)
Содержание образовательной области «Коммуникация» предполагает развитие коммуникативно-языковой компетентности и включает:
- возникновение новых возможностей в развитии связной речи;
- осуществление творческой речевой деятельности;
- формирование фонематического восприятия речи;
- умение правильно произносить звуки.
9.2.3. Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет)
Содержание образовательной области «Коммуникация» предполагает развитие коммуникативно-языковой компетентности и включает:
- содержательность и связность речи (диалог и монолог);
- речевое творчество;
- развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности;
- готовность к обучению грамоте и подготовку руки к письму.
9.3 Образовательная область «Познание»
Цель: формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно-важных проблем:
9.3.1. Ранний возраст (от рождения до 3-х лет)
Образовательная область «Познание» предполагает формирование сенсорно-познавательной компетентности и включает:
-
активное познание предметов ближайшего окружения;
-
установление связи между назначением предмета и действиями с ними;
-
представления о связи между природными явлениями;
-
разнообразную деятельность в природе, уход за растениями и животными;
-
усвоение системы сенсорных эталонов (цветов спектра, геометрических форм);
-
способность группировать предметы по признакам (форма, цвет, величина.
9.3.2. Младший дошкольный возраст (3 – 5 лет)
Образовательная область «Познание» предполагает формирование познавательной и информационной компетентности и включает:
-
усвоение существенных признаков, лежащих в основе родовых обобщений;
-
формирование обобщенных способов конструирования;
-
развитие элементарной поисковой деятельности и экспериментирования;
-
знание признаков и свойств растений, животных и человека, как живых существ, их связь со средой обитания, потребности для роста и развития;
-
умение пользоваться всеми способами сенсорного анализа предметов и материалов для использования в разных видах детской деятельности;
-
понимание простейших причинно-следственных связей между назначением предметов, их строением, материалами, из которых они сделаны;
-
освоение элементарных трудовых навыков;
-
умение воспроизводить информацию из доступных источников (книги, журналы, рассказы взрослых, телевидение).
9.3.3. Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Образовательная область «Познание» предполагает формирование познавательной и информационной компетентности и включает:
-
накопление и обобщение знаний о действительности для развития разнообразных видов детской деятельности;
-
стремление понять и ценить предметы материальной культуры;
-
способность экспериментировать, моделировать, заниматься элементарной, поисковой деятельностью;
-
владение некоторыми способами природоохранной деятельности;
-
способность сравнивать, обобщать, анализировать;
-
умения работать с различными источниками информации.
9.4. Образовательная область «Творчество»
Цель: формирование чувственно-эмоциональной сферы и эстетического вкуса, развитие культуры творческого мышления и воображения у детей дошкольного возраста.
9.4.1. Ранний возраст (от рождения до 3-х лет)
Образовательная область «Творчество» предполагает формирование творческой компетентности и включает:
-
эмоциональный отклик на произведения народного искусства;
-
умение создавать близкие образы формообразующими движениями с помощью карандаша, фломастера, гуаши, пластилина;
-
различать высокое и низкое звучание музыкальной фразы, желание петь совместно со взрослыми;
-
знания некоторых свойств изобразительных материалов и инструментов.
9.4.2. Младший дошкольный возраст (3-5 лет)
Образовательная область «Творчество» предполагает формирование художественно-эстетической компетентности и включает:
-
развитие художественного мышления;
-
умение сравнивать художественные образы между собой;
-
умения передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа в рисовании, лепке, музыке;
-
умения узнавать и различать контрастные по звучанию знакомые песни и пьесы;
-
владение опытом элементарного музыцирования;
-
знания о назначении предметов искусства и их создателях;
-
способность эмоционально откликаться на образное содержание живописи, сопереживать настроению художественных образов;
-
знания о некоторых видах народно-прикладного искусства;
-
владение навыками и умениями собственной творческой, изобразительной, декоративной деятельности.
9.4.3. Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет)
Образовательная область «Творчество» предполагает формирование индивидуально-творческой и художественно-эстетической компетентности и включает:
-
умение различать и называть жанры живописи, виды прикладного искусства своего народа;
-
умение различать и называть средства музыкальной и художественной выразительности;
-
умение самостоятельно выбирать технические способы изображения в соответствии с характером образов;
-
пользоваться голосом, телом, приемами игры на инструментах для создания собственных музыкальных образов, характеров, настроений.
9.5 Образовательная область «Социум»
Цель: воспитание социально-адаптивной, творческой личности, способной к позитивному поведению и отношениям в социуме, воспитание любви к Родине, уважения к старшим.
9.5.1. Ранний возраст (от рождения до 3-х лет)
Образовательная область «Социум» предполагает формирование социально-эмоциональной компетентности в семейных условиях, а также способствует благоприятной адаптации малышей в детском саду и включает:
-
развитие доброжелательных отношений к близким людям;
-
обогащение представлений о людях, о ярко выраженных эмоциональных состояниях;
-
способность выражать отдельные состояния и потребности.
9.5.2. Младший дошкольный возраст (3 – 5 лет)
Образовательная область «Социум» предполагает формирование социальной и ценностно-смысловой компетентности и включает:
-
развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию;
-
формирование социальных ориентаций в области правил и норм культуры поведения и общения, владение культурой общения со сверстниками и близкими;
-
освоение новых социальных ролей;
-
приобщение к доступным формам гуманного и культурного поведения;
-
накопление положительного опыта добрых чувств, поступков, взаимоотношений.
9.5.3. Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет)
Образовательная область «Социум» предполагает формирование социальной и ценностно-смысловой компетентности и включает:
-
освоение культуры общения со взрослыми и сверстниками, культуры поведения в общественных местах;
-
углубление представлений о семье и родственных отношениях;
-
развитие умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими;
-
самореализация способностей и потребностей в различных видах деятельности;
-
развитие знаний о себе, об особенностях мужского и женского пола и гендерного поведения, осознание себя как личности «Я – человек»;
-
формирование поведенческих линий в коллективе и семье, развитие чувства и действия детей на совершение положительных поступков;
-
знание культурных ценностей своего и других народов, проживающих в Республике Казахстан.
10. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
10.1 Педагогический процесс организуется на основе компетентностного подхода, обеспечивающего формирование ключевых компетентностей у ребенка с учетом его возрастных особенностей, потребностей, интересов.
10.2 Педагогический процесс строится на основе гармоничного сочетания индивидуальных, подгрупповых и групповых форм организации, обеспечивающих его инновационность и целостность.
10.3 Педагогический процесс организуется на основе общения, игры, экспериментально-поисковой деятельности, труда, сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
10.4. Педагогический процесс носит характер межпредметного, междеятельностного взаимодействия, создает оптимальные возможности для самореализации и самоутверждения каждого его участника.
10.5. Педагогический процесс предусматривает направляющую роль воспитателя и предполагает реализацию следующих функций:
-
прогнозирование, проектирование и конструирование педагогического процесса;
-
объективную диагностику результата педагогической деятельности;
-
осуществление преемственных связей между наукой и практикой.
10.6. Педагогический процесс выстаивается на основе психолого-педагогической диагностики, обеспечивающей получение информации об уровне развития и актуальном состоянии каждого ребенка и выработки индивидуальной траектории его развития.
10.7. Педагогический процесс осуществляется через образовательные области.
10.8. Требования к педагогическому процессу в образовательной области «Здоровье»:
Ранний возраст (от рождения до 3-х лет):
-
обеспечивает комфортное физическое и психическое самочувствие ребенка в детском саду;
-
предусматривает создание условий для самостоятельной, двигательной деятельности детей;
-
предусматривает соблюдение режима, выполнения режимных процессов и закаливающих мероприятий;
-
способствует формированию культурно-гигиенических навыков;
-
обеспечивает развитие тонкой и крупной моторики, движений в разных формах двигательной деятельности;
-
предусматривает организацию подвижных игр и физических упражнений.
Младший дошкольный возраст от 3 до 5 лет
-
предусматривает групповую физическую деятельность детей на основе игровых технологий не реже 2-х раз в неделю;
-
способствует расширению области самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей;
-
выстраивается на основе здоровьесберегающих технологий и оптимальных способов закаливания детей в течение года;
-
предусматривает соблюдение режима дня, рациональную организацию режимных процессов на основе культурных традиций народов Казахстана;
-
обеспечивает индивидуальную работу с детьми, отстающими в физическом развитии;
-
предусматривает организацию спортивных праздников, развлечений, досугов, подвижных и спортивных игр.
Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет
-
предусматривает групповую физическую деятельность детей на основе социоигровых технологий не реже 2-х раз в неделю;
-
способствует освоению правил безопасного поведения в социуме, способов сохранения своего здоровья;
-
обеспечивает использование возможностей режимных процессов для формирования телесной рефлексии;
-
предусматривает самостоятельные подвижные, спортивные игры и упражнения.
страница 1 страница 2 страница 3
|