страница 1 | страница 2 страница 3
Образовательная область «Коммуникация»:
Ранний возраст (от рождения до 3-х лет)
-
способствует раннему обучению языкам;
-
выстраивается на основе игровых технологий;
-
предусматривает ежедневное индивидуальное или подгрупповое общение с ребенком на различные, близкие ему темы; чтение казахских и других народных сказок, потешек и т.п. произведений устного народного творчества, детских писателей;
-
предусматривает проведение небольших инсценировок с игрушками, спектаклей кукольного театра о событиях, знакомых детям.
Младший дошкольный возраст от 3 до 5 лет
-
предусматривает создание игровых ситуаций общения с детьми;
-
обеспечивает знакомство детей со стихами, сказками, рассказами детских писателей, рассказывание по картинам, иллюстрациям;
-
предусматривает заучивание небольших стихов, произведений народного фольклора, организацию игр-драматизаций и накопление театрального опыта.
Старший дошкольный возраст 5 – 6 лет
-
предусматривает речевую деятельность на основе родного языка, детского опыта и социальных ситуаций;
-
создает условия для овладения государственным языком, воспитания интереса к иностранным языкам;
-
обеспечивает организацию рассказывания по картинам, иллюстрациям, из опыта, по схемам, пересказывание рассказов и сказок;
-
способствует творческому речевому развитию (сочинение сказок, речевые игры, импровизация);
-
предусматривает создание условий для расширения круга общения;
-
предусматривает изучение основ грамоты
Образовательная область «Познание»:
Ранний возраст (от рождения до 3-х лет)
-
способствует развитию познавательной деятельности каждого ребенка;
-
предусматривает организацию сенсорно-дидактических игр;
-
обеспечивает возможности изучения ближайшего окружения и природы;
-
приобщает к элементарному совместному труду со взрослым.
Младший дошкольный возраст от 3 до 5 лет
-
предусматривает организацию элементарной экспериментальной деятельности;
-
строится на основе интеграции познавательной, творческой, музыкальной, речевой деятельности детей;
-
создает возможности для сенсорного анализа предметов и материалов, понимания причинно-следственных связей;
-
предусматривает овладение элементарными математическими представлениями и способами конструктивной деятельности;
-
обеспечивает доступ к различным источникам информации.
Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет
-
обеспечивает интеллектуальный фон на основе познавательно-исследовательской деятельности;
-
предусматривает интеграцию познавательной, речевой, творческой деятельности;
-
способствует овладению элементарными способами природоохранной деятельности;
-
предусматривает применение различных моделей взаимодействия педагога и ребенка;
-
способствует усвоению математических понятий и представлений и реализации конструктивных способностей;
-
способствует расширению информационного пространства ребенка.
Образовательная область «Творчество»:
Ранний возраст от рождения до 3-х лет
-
предусматривает продуктивную творческую деятельность (рисование, лепку, конструирование), слушание музыкальных произведений;
-
обеспечивает участие детей в музыкальных играх, развлечениях и праздниках, театрализованных представлениях, забавах, слушание рассказов, в том числе, с музыкальными иллюстрациями;
-
создает возможности для рассматривания иллюстраций художников, предметов прикладного искусства.
Младший дошкольный возраст от 3 до 5 лет
-
предусматривает продуктивную творческую деятельность детей (рисование, лепка, аппликация) не реже 1 раза в неделю;
-
предусматривает организацию музыкальной деятельности совместно с музыкальным руководителем не реже 2-х раз в неделю;
-
способствует самостоятельной творческой (музыкальной, художественной, театральной) деятельности детей в группе.
Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет
-
предусматривает продуктивную, творческую деятельность детей: рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд не реже 2-х раз в неделю;
-
организацию выставок детского творчества, концертов и др;
-
предусматривает организацию музыкальной деятельности совместно с музыкальным руководителем не реже 2-х раз в неделю;
-
направлен на создание атмосферы коллективной творческой деятельности по интересам и поиск новых творческих решений.
Образовательная область «Социум»:
Ранний дошкольный возраст (от рождения до 3-х лет)
-
направлен на создание ситуаций сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
-
способствует соблюдению элементарных правил поведения, выполнению поручений взрослых;
-
способствует адаптационным процессам.
Младший дошкольный возраст от 3 до 5 лет
-
предусматривает знакомство детей с ближайшим социальным окружением;
-
обеспечивает интеграцию социального развития через другие образовательные области;
-
способствует эмоциональному развитию.
Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет
-
предусматривает проведение социально-психологических тренингов, направленных на развитие успеха, овладение способами разрешения конфликтных ситуаций;
-
построен на социоигровых технологиях;
-
направлен на создание ситуации гуманистической направленности, побуждающей детей к проявлению заботы, внимания, помощи;
-
предусматривает интеграцию социального развития через другие образовательные области.
11. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
11.1 Характеристика предметно-развивающей среды:
11.1.1. Среда должна соответствовать комплексу материально-технических, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических, эстетических условий, обеспечивающих организацию жизни детей;
11.1.2. Предметно-развивающая среда должна стать условием приобретения ребенком опыта взаимодействия со сверстниками, вещными объектами и моделирования различных социальных ситуаций и отношений;
11.1.3 Предметно-развивающая среда должна быть стимулирующей, самостоятельно-практической, демократической, инклюзивной и соответствовать содержанию образовательных областей;
11.1.4. Среда должна обеспечивать психофизическое здоровье детей, соответствовать критерию безопасности, способствовать их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации, активности, уверенности ребенка, проявлению его творчества.
11.1.5. Среда должна быть сменяемой, полифункциональной, вариативной, динамичной, построенной с учетом специфики возрастного развития и чередования деятельности детей.
11.1.6. Среда ребенка должна соответствовать критерию комфортности, т.е. удобства, безопасности.
11.2. Содержание предметно-развивающей среды
11.2.1. Содержание предметно-развивающей среды дошкольной организации должно соответствовать культурно-историческим ценностям: национальным и региональным традициям, особенностям, обусловленным природой, климатом, спецификой производственной жизни местности.
11.2.2. Содержание среды должно закладывать основы первичного мировоззрения, способствовать успешной социализации ребенка;
11.2.3. Содержание среды должно предусматривать компоненты, формирующие полоролевую идентичность.
.
11.3. Особенности организации среды для детей раннего возраста от 0 до 3 лет
-
Обеспечение ребенку возможности постоянного визуального контакта со взрослыми;
-
Обеспечение возможности свободного манипулирования предметами и игрушками;
-
Обеспечение условий игровой деятельности, выполнения физических упражнений, движений под музыку;
-
Предоставление возможностей для речевого, сенсорного, познавательного, эстетического развития;
-
Создание условий успешной адаптации
11.4. Особенности организации среды детей младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет)
-
Стимулирование различных видов детской активности одновременно в многосложном пространстве;
-
Обеспечение потребности ребенка в информации;
-
Стимулирование развития родного, государственного и других языков;
-
Создание атмосферы постоянного поиска, ситуаций успеха;
-
Обеспечение возможностей для приобретения опыта взаимодействия со сверстниками, взрослыми, предметами, объектами;
-
Поддержка творческих начинаний ребенка.
11.5.Особенности организации среды детей старшего возраста (5-6 лет)
Обеспечение ребенку необходимой поддержки для комфортного и безболезненного перехода из дошкольной организации в школу; Стимулирование личностного развития ребенка при высокой степени адаптации; -
Обеспечение условий для формирования самостоятельности, креативности, самопознания, самореализации;
-
Создание условий для формирования гражданских, патриотических чувств и этнической идентичности;
-
Предоставление возможностей для развития когнитивных, физических, социальных, информационных навыков.
12. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГАМ, РАБОТАЮЩИМ С ДЕТЬМИ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
12.1 Педагог несет персональную ответственность за жизнь и здоровье ребенка, за качество результатов своей деятельности в соответствии с психоло-физиологическими особенностями ребенка.
12.2 Педагог должен:
-
владеть профессиональной компетентностью, включающей педагогические знания, аналитические и исследовательские навыки, умение организовать психолого-педагогическое сопровождение развития детей;
-
иметь медико-психолого-педагогические знания о возрастных анатомо-физиологических особенностях и нервно-психической деятельности детей;
-
обеспечивать индивидуализацию процесса обучения и воспитания, создавать развивающую среду, позволяющую успешно формировать ключевые компетентности воспитанников;
-
строить педагогический процесс на основе результатов диагностики освоения детьми ключевых компетентностей;
-
уметь разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка и составлять индивидуально-развивающие программы.
12.3 Педагог организует педагогическое взаимодействие с родителями и другими членами семьи с целью создания необходимых условий для развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных качеств и свойств личности.
-
обладать профессиональной компетентностью, включающей педагогические знания, аналитические и исследовательские навыки, умение организовать психолого-педагогическое сопровождение развития детей;
-
обеспечивать индивидуализацию процесса обучения и воспитания, создавать развивающую среду, позволяющую успешно формировать ключевые компетентности воспитанников.
Образовательная область «Здоровье»:
-
умеет определить проблемы в физическом развитии ребенка и проектировать перспективы его дальнейшего развития;
-
достигает результатов положительной динамики в физическом развитии детей в течение года;
-
выстраивает свою деятельность по физическому развитию и оздоровлению ребенка на основе тесного сотрудничества с семьей;
-
понимает важность здорового образа жизни и прививает его детям.
Образовательная область «Коммуникация»:
-
владеет грамотной, хорошо поставленной, эмоционально выразительной речью;
-
способен научить ребенка основным, эффективным способам коммуникации;
-
предполагает, как ребенок будет овладевать речевыми, коммуникативными знаниями и умениями;
-
сообщает о результатах наблюдений и своих ожиданиях родителям ребенка, предлагает план совместной деятельности;
-
может общаться на государственном, родном и других языках в пределах необходимого минимума, дает образцы правильной речи;
-
наблюдает, как развивается общение со сверстниками у каждого ребенка и соответственно обогащается детский опыт.
Образовательная область «Познание»:
-
представляет перспективу развития познавательной сферы каждого ребенка;
-
владеет основами сведений в различных областях знаний;
-
владеет эффективными способами передачи знаний детям;
-
владеет современными информационными технологиями;
-
сообщает о своих ожиданиях, результатах наблюдений интеллектуального развития ребенка родителям ребенка 1 раз в квартал.
Образовательная область «Творчество»:
-
обладает эстетическим вкусом, способен привить его детям;
-
выстраивает педагогический процесс на основе этнокультурных традиций народов Казахстана;
-
проявляет свои творческие способности в какой-либо сфере деятельности;
-
использует творческий потенциал каждого ребенка для его личностного роста.
Образовательная область «Социум»:
-
владеет навыками позитивного разрешения конфликтных ситуаций;
-
формирует у ребенка позитивное восприятие окружающего мира;
-
готов служить примером для подражания в построении оптимальных социальных отношений;
-
проявляет тактичность, эмпатию, уважает мнение ребенка;
-
умеет включить каждого ребенка в общение со значимыми для него сверстниками;
-
знает конкретные способы преодоления эмоционального неблагополучия, может обучить этому детей;
-
владеет знаниями казахских народных обычаев, традиций.
13. СЕМЬЯ – ПЕРВИЧНЫЙ ИНСТИТУТ
СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА
Семья – малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью. Семья выполняет важнейшие общественные и социальные функции: репродуктивную, хозяйственно-экономическую, воспитательную, социальную, психотерапевтическую и т.д.
Семейное воспитание - это процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых условий для развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных качеств и свойств личности.
Семья как пространство жизнедеятельности, обеспечивает удовлетворение ребенком физиологических потребностей, потребностей безопасности и защиты, потребностей в принадлежности и любви, потребности в уважении и потребности в самоактуализации.
Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Она выступает источником информации о взаимоотношениях с людьми, дает возможность индивиду получить личное удовлетворение от общения с близкими по духу и мировоззрению людьми, обучает детей своеобразным эталонам поведения в обществе.
Семья рассматривается как важнейший социальный институт общества, в котором в большей степени осуществляется воспитание и обучение детей с раннего возраста. Родители закладывают основы личности ребенка, его физического, психического, нравственного здоровья и программируют потребность ребенка на успех во всех видах деятельности.
Семья определяет комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок посредством которых регулирует и контролирует готовность детей к жизни в обществе. Она формирует у ребенка представления о социальных связях, приобщает ребенка к основным общечеловеческим, моральным и культурным стандартам поведения.
Задачи семейного воспитания:
Ранний дошкольный возраст (от рождения до 3-х лет):
-
обеспечение социально-экономической, психологической защиты, и комфорта ребенка;
-
создание максимальных безопасных условий для физического роста и развития ребенка, разнообразных возможностей для знакомства с окружающим миром, формирование интереса к познанию мира, развитие познавательных процессов, любопытства, любознательности;
-
обеспечение эмоциональной поддержки и охрана эмоционального мира ребенка, чувства безопасности,
-
удовлетворение индивидуальной потребности ребенка в общении с близкими людьми и установлении прочных коммуникаций с ними;
-
обучение детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким.
Младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет):
-
создание максимальных условий для физического роста и развития ребенка, обеспечение возможностей для знакомства с окружающим миром, формирование интереса к познанию мира;
-
передача детям ценностей, традиций семьи и общества,
-
создание психологического комфорта, обеспечение эмоциональной поддержки, чувства безопасности, ощущение ценности и значимости своего «Я» для детей в семье;
-
удовлетворение индивидуальной потребности ребенка в общении с людьми и установлении прочных коммуникаций с ними;
-
формирование первоначальных знаний о безопасности жизнедеятельности,
-
развитие познавательных процессов, любознательности и пытливости, сообразительности;
Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет):
-
обеспечение подготовки их к школе;
-
создание условий для общественной жизни ребенка;
-
развитие произвольных, волевых процессов и коммуникативных навыков;
-
передача детям ценностей, традиций семьи и общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала своего рода, семьи;
-
развитие склонностей и интересов ребенка (технических, творческих, музыкальных, художественных, спортивных).
13.1. Родители (законные представители) имеют право выбора формы дошкольного образования с учетом индивидуальных способностей детей, состояния их здоровья, уровня физического развития, возможностей семьи.
13.2. Родители являются партнерами в организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольной организации.
14. Требования к организации семейного воспитания
Образовательная область «Здоровье»
Ранний возраст (от рождения до 3-х лет):
- обеспечивать условия для удовлетворения физиологических потребностей ребенка, его роста, развития, сохранения и укрепления здоровья: проведение прогулок, экскурсий, приобретение физкультурного оборудования и игрушек;
- показывать пример ведения здорового образа жизни (режим, питание, двигательная активность);
-формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания;
- проводить закаливающие мероприятия с учетом здоровья ребенка.
Младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет):
- создавать безопасные условия для физического развития ребенка и формирования двигательных навыков;
- формировать навыки личной и общественной гигиены;
- приобщать ребенка к здоровому образу жизни;
Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет):
- развивать физические качества, интерес к физическим и спортивным упражнениям, первоначальные навыки спортивных игр и упражнений;
-помогать творчески использовать приобретенные навыки двигательной деятельности;
- обеспечивать возможность вести здоровый образ жизни.
Образовательная область «Коммуникация»
Ранний возраст (от рождения до 3-х лет):
- удовлетворять потребности ребенка в общении с близкими людьми и установлении прочных коммуникаций с ними;
- обучать его правильному произношению слов, знакомить с новыми словами и понятиями, предоставлять ребенку образцы грамматически правильной речи;
- приобретать детские книги, журналы, открытки и т.д.;
- читать и рассказывать сказки
Младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет):
- расширять речевой опыт ребенка через чтение и пересказывание сказок, детских рассказов, рассматривание иллюстраций, фотографий;
- оказывать помощь в становлении творческой речевой деятельности ребенка (сочинение сказок, историй, инсценировании);
- учить устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.
Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет):
- пробуждать интерес к овладению основами обучения грамоте;
- обеспечивать возможность общения на родном, государственном и других языках;
- воспитывать интерес к слову.
Образовательная область «Познание»
Ранний возраст (от рождения до 3-х лет):
- знакомить ребенка с окружающим миром;
- удовлетворять любопытство и любознательность ребенка;
- приобретать сенсорные, образные игрушки;
- организовывать семейные походы, экскурсии в театры, зоопарк, на природу.
Младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет):
- расширять знания об окружающем мире через ознакомление с ближайшим окружением (магазины, театры, зоны отдыха), рассказывать познавательные истории, читать детские книги о природе и явлениях общественной жизни;
- организовывать совместные просмотры детских фильмов, обсуждение увиденного;
- знакомить с развивающими компьютерными играми;
- формировать первоначальные математические и экономические знания, знания о безопасности жизнедеятельности на бытовом уровне;
- организовывать развивающие игры с ребенком.
Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет):
- удовлетворять познавательный интерес и любознательность ребенка через совместную практическую, исследовательскую и поисковую деятельность;
- обучать развивающим компьютерным технологиям, пользоваться телефоном и другой бытовой техникой, пополнять знания о ее назначении;
- расширять математические и экономические знания, знания о безопасности жизнедеятельности;
- приобретать многофункциональные игры и игрушки, соответствующие возрасту.
Образовательная область «Социум»
Ранний возраст (от рождения до 3-х лет):
-способствовать позитивному отношению детей к окружающим взрослым и сверстникам;
- передавать детям ценности, традиции своего народа, семьи;
-обучать детей навыкам и умениям по оказанию помощи близким людям;
- привлекать детей к совместной деятельности со взрослыми
Младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет):
-обеспечивать усвоение основ знаний духовно-нравственного поведения,
- формировать представления о новых социально значимых ролях ребенка (сын, дочь, член коллектива и семьи, товарищ, друг и др.);
- формировать адекватные поведенческие линии в коллективе и семье с использованием знаний о себе и другом человеке.
Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет):
- формировать положительную мотивацию к учению в школе;
- развивать настойчивость, целеустремленность и другие волевые качества;
- обеспечить освоение нового вида деятельности - учебной;
- воспитывать понимание значимости единства народов, важности межнациональных отношений и толерантности для сохранения мира в казахстанском обществе и на планете;
-формировать представления о национальных и общечеловеческих ценностях и их значении для личности, осознание себя «Я-человек», особенностей мужского и женского пола;
- знакомить с культурными ценностями своего и других народов, проживающих в Республике Казахстан;
- создавать условия для самореализации ребенка в различных видах деятельности;
-формировать адекватную самооценку, самоконтроль и саморегуляцию.
Образовательная область «Творчество».
Ранний возраст (от рождения до 3-х лет):
- обеспечивать материальные условия для развития изобразительных, конструктивных, музыкальных навыков ребенка;
-изучать интересы, склонности своего ребенка и стимулировать их развитие;
- посещать кукольные спектакли, цирковые представления;
-наблюдать природные явления (цветение фруктовых деревьев, листопад, радуга и т.д.);
-слушать литературные и музыкальные произведения казахского и других народов фольклора;
Младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет):
-предоставлять ребенку возможности свободно выражать свои творческие замыслы;
- посещать выставки, театры, музеи;
- обсуждать произведения искусства.
Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет):
- воспитывать эстетический вкус, интерес к произведениям искусства;
- создавать ситуацию успеха;
- создавать возможности для творческого роста ребенка.
15. Основные направления сотрудничества дошкольной организации с семьей:
-
повышение педагогической и психологической грамотности родителей на основе тесного взаимодействия с дошкольной организацией и освоение предоставляемых программ для обучения родителей;
-
включение родителей в деятельность дошкольной организации через различные формы взаимодействия (участие в проведении педагогических процессов, руководство кружками, работа родительских клубов) и оказание различных дополнительных услуг;
-
участие в совместных с детьми творческих видах деятельности;
-
участие в планировании деятельности дошкольной организации;
-
обеспечение обмена опытом по вопросам формирования, развития и обучение личности в условиях семейного воспитания;
-
участие родителей в создании предметно - развивающей среды в группах детского сада;
-
участие в планировании деятельности дошкольной организации на всех уровнях, разработка сценариев, праздников, конференций, диспутов для родителей.
16. Обеспечение государственного общеобязательного стандарта дошкольного образования
16..1. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного образования обеспечивается организацией надзора за дошкольным воспитанием и обучением, требованиями к педагогическим кадрам, повышением их квалификации и переподготовкой, систематической оценкой уровня развития ребенка.
16.2. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного образования обеспечивается обязательным исполнением нормативной документации.
16.3. Организация и контроль за деятельностью дошкольных организаций в соответствии с нормативными документами государственного общеобязательного стандарта дошкольного образования осуществляется центральным и местными исполнительным органами в области образования.
16.4. Педагогическую работу с детьми в дошкольных организациях осуществляют специалисты с высшим, средним профессиональным педагогическим дошкольным образованием. Педагогические работники, не имеющие дошкольного педагогического образования, допускаются к работе с детьми в случае признания их профессиональной компетентности аттестационной комиссией. Педагогические кадры дошкольных организаций, проходят переподготовку и повышение квалификации в установленном порядке.
страница 1 | страница 2 страница 3
|