страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 | страница 5
8 Требования к образовательной среде магистратуры
8.1 Вуз организует учебный процесс в магистратуре в соответствии с полученной лицензией и должен соблюдать квалификационные требования, предъявляемые к образовательной деятельности при лицензировании.
8.2 Вуз обеспечивает образовательную деятельность соответствующей материально-технической базой, квалифицированным профессорско-преподавательским составом, библиотечным фондом, доступом к Интернет и другим информационным ресурсам, общежитием для иногородних магистрантов.
8.3 Требования к материально-техническому обеспечению:
Вуз, реализующий образовательные программы магистратуры, должен располагать материально-технической базой (аудиторный фонд, компьютерные классы, лаборатории, приборное обеспечение, фондовые материалы), соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом, а также эффективное выполнение научно-исследовательской и экспериментально-исследовательской работы магистранта.
8.4 Требования к учебно-методическому обеспечению:
Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса должно гарантировать возможность качественного освоения магистрантами образовательной программы магистратуры.
Реализация образовательной программы должна обеспечиваться свободным доступом к международным информационным сетям, электронным базам данных, к библиотечным фондам, компьютерным технологиям, учебно-методической и научной литературе.
8.5 Требования к организации практик:
Образовательная программа научной и педагогической магистратуры включает два вида практик:
- педагогическую – в организации образования;
- исследовательскую – по месту выполнения диссертации.
Педагогическая практика проводится с целью формирования практических навыков и методики преподавания.
Педагогическая практика может проводиться в период теоретического обучения без отрыва от учебного процесса.
Исследовательская практика магистранта проводится с целью ознакомления с новейшими теоретическими, методологическими и технологическими достижениями отечественной и зарубежной науки, с современными методами научных исследований, обработки и интерпретации экспериментальных данных.
Образовательная программа профильной магистратуры должна включать производственную практику.
Производственная практика магистранта проводится с целью закрепления теоретических знаний, полученных в процессе обучения, приобретения практических навыков, компетенций и опыта профессиональной деятельности по обучаемой специальности, а также освоения передового опыта.
Содержание исследовательской/производственной практик определяется темой диссертационного исследования.
Все виды практик реализуются в соответствии с индивидуальным учебным планом в сроки, определяемые академическим календарем и индивидуальным планом работы магистранта.
Индивидуальным планом работы магистранта предусматривается обязательное прохождение зарубежной научной стажировки.
8.6 Требования к научно-исследовательской работе магистранта:
Научно-исследовательская работа в научной и педагогической магистратуре должна:
- соответствовать основной проблематике специальности, по которой защищается магистерская диссертация;
- быть актуальной, содержать научную новизну и практическую значимость;
- основываться на современных теоретических, методических и технологических достижениях науки и практики;
- выполняться с использованием современных методов научных исследований;
- содержать научно-исследовательские (методические, практические) разделы по основным защищаемым положениям;
- базироваться на передовом международном опыте в соответствующей области знания.
8.7 Требования к экспериментально-исследовательской работе магистранта:
Экспериментально-исследовательская работа в профильной магистратуре должна:
- соответствовать основной проблематике специальности, по которой защищается магистерская работа;
- основываться на современных достижениях науки, техники и производства и содержать конкретные практические рекомендации, самостоятельные решения управленческих задач;
- выполняться с применением передовых информационных технологий;
- содержать экспериментально-исследовательские (методические, практические) разделы по основным защищаемым положениям.
8.8 Результаты научно-исследовательской или экспериментально- исследовательской работы в конце каждого периода их прохождения оформляются магистрантом в виде отчета.
8.9 Заключительным итогом научно-исследовательской или экспериментально-исследовательской работы магистранта является магистерская диссертация.
8.10 Основные результаты магистерской диссертации должны быть представлены не менее чем в одной публикации и/или одном выступлении на научно-практической конференции.
8.11 Требования к содержанию и оформлению магистерской диссертации, их подготовке и защите определяются нормативными правовыми актами уполномоченного органа в области образования.
8.12 Магистерская диссертация обязательно должна пройти проверку на предмет плагиата.
8.13 Требования к кадровому обеспечению вуза определены квалификационными требованиями, предъявляемыми к образовательной деятельности при лицензировании.
8.14 В течение двух месяцев после зачисления каждому магистранту для руководства магистерской диссертацией назначается научный руководитель.
Научный руководитель и тема исследования магистранта на основании решения Ученого совета утверждаются приказом ректора вуза.
Научный руководитель магистранта должен иметь ученую степень и активно заниматься научными исследованиями в данной отрасли науки (по специальности обучения магистранта). При необходимости могут назначаться научные консультанты по смежным отраслям наук.
8.15 Вуз оказывает содействие магистранту в публикации результатов исследования.
9 Требования к результатам обучения и уровню подготовки выпускников
9.1 Результаты обучения выражаются через компетенции и проектируются на основании Дублинских дескрипторов 2 уровня обучения (магистратура) и соответствуют приобретению выпускником магистратуры следующих способностей и навыков:
- демонстрировать развивающие знания и понимание, полученные на уровне высшего профессионального образования, которые являются основой или возможностью для оригинального развития или применения идей, часто в контексте научных исследований;
- применять знания, понимание и способность решать проблемы в новых или незнакомых ситуациях в контекстах и рамках более широких (или междисциплинарных) областей, связанных с изучаемой областью;
- интегрировать знания, справляться со сложностями и выносить суждения на основе неполной или ограниченной информации с учетом этической и социальной ответственности за применения этих суждений и знаний;
- четко и ясно сообщать свои выводы и знания и их обоснование специалистам и неспециалистам;
- продолжать обучение самостоятельно.
9.2 Требования к ключевым компетенциям выпускников профильной магистратуры:
должен:
иметь представление:
-
о современных тенденциях в развитии научного познания;
-
об актуальных методологических и философских проблемах естественных (социальных, гуманитарных, экономических) наук;
-
о противоречиях и социально-экономических последствиях процессов глобализации;
-
о современном состоянии экономической, политической, правовой, культурной и технологической среды мирового бизнес-партнерства;
-
об организации стратегического управления предприятием, инновационного менеджмента, теориях лидерства;
-
об основных финансово–хозяйственных проблемах функционирования предприятий.
знать:
-
методологию научного познания;
-
основные движущие силы изменения структуры экономики;
-
особенности и правила инвестиционного сотрудничества;
-
не менее чем один иностранный язык на профессиональном уровне, позволяющим проводить научные исследования и практическую деятельность.
уметь:
-
применять научные методы познания в профессиональной деятельности;
-
критически анализировать существующие концепции, теории и подходы к изучению процессов и явлений;
-
интегрировать знания, полученные в рамках разных дисциплин, использовать их для решения аналитических и управленческих задач в новых незнакомых условиях;
-
проводить микроэкономический анализ хозяйственной деятельности предприятия и использовать его результаты в управлении предприятием;
-
применять на практике новые подходы к организации маркетинга и менеджмента;
-
принимать решения в сложных и нестандартных ситуациях в области организации и управления хозяйственной деятельностью предприятия (фирмы);
-
применять на практике нормы законодательства Республики Казахстан в области регулирования экономических отношений;
-
креативно мыслить и творчески подходить к решению новых проблем и ситуаций;
-
проводить информационно-аналитическую и информационно-библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
-
обобщать результаты экспериментально-исследовательской и аналитической работы в виде диссертации, статьи, отчета, аналитической записки и др.
иметь навыки:
-
решения стандартных научных и профессиональных задач;
-
научного анализа и решения практических проблем в организации и управлении экономической деятельностью организаций и предприятий;
-
исследования проблем в области менеджмента и маркетинга и использовать полученные результаты для совершенствования методов управления предприятием;
-
профессионального общения и межкультурной коммуникации;
-
ораторского искусства, правильного и логичного оформления своих мыслей в устной и письменной форме;
-
расширения и углубления знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности и продолжения образования в докторантуре;
-
использования информационных и компьютерных технологий в сфере профессиональной деятельности.
быть компетентным:
-
в области методологии исследований по специальности;
-
в области современных проблем мировой экономики и участия национальных экономик в мирохозяйственных процессах;
-
в организации и управлении деятельностью предприятия;
-
в осуществлении производственных связей с различными организациями, в том числе органов государственной службы;
-
в способах обеспечения постоянного обновления знаний, расширения профессиональных навыков и умений.
9.3 Требования к ключевым компетенциям выпускников научной и педагогической магистратуры:
должен:
иметь представление:
-
о роли науки и образования в общественной жизни;
-
о современных тенденциях в развитии научного познания;
-
об актуальных методологических и философских проблемах естественных (социальных, гуманитарных, экономических) наук;
-
о профессиональной компетентности преподавателя высшей школы;
-
о противоречиях и социально-экономических последствиях процессов глобализации;
знать:
-
методологию научного познания;
-
принципы и структуру организации научной деятельности;
-
психологию познавательной деятельности студентов в процессе обучения;
-
психологические методы и средства повышения эффективности и качества обучения;
уметь:
-
использовать полученные знания для оригинального развития и применения идей в контексте научных исследований;
-
критически анализировать существующие концепции, теории и подходы к анализу процессов и явлений;
-
интегрировать знания, полученные в рамках разных дисциплин для решения исследовательских задач в новых незнакомых условиях;
-
путем интеграции знаний выносить суждения и принимать решения на основе неполной или ограниченной информации;
-
применять знания педагогики и психологии высшей школы в своей педагогической деятельности;
-
применять интерактивные методы обучения;
-
проводить информационно-аналитическую и информационно-библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
-
креативно мыслить и творчески подходить к решению новых проблем и ситуаций;
-
свободно владеть иностранным языком на профессиональном уровне, позволяющим проводить научные исследования и осуществлять преподавание специальных дисциплин в вузах;
-
обобщать результаты научно-исследовательской и аналитической работы в виде диссертации, научной статьи, отчета, аналитической записки и др;
иметь навыки:
-
научно-исследовательской деятельности, решения стандартных научных задач;
-
осуществления образовательной и педагогической деятельности по кредитной технологии обучения;
-
методики преподавания профессиональных дисциплин;
-
использования современных информационных технологий в образовательном процессе;
-
профессионального общения и межкультурной коммуникации;
-
ораторского искусства, правильного и логичного оформления своих мыслей в устной и письменной форме;
-
расширения и углубления знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности и продолжения образования в докторантуре.
быть компетентным:
-
в области методологии научных исследований;
-
в области научной и научно-педагогической деятельности в высших учебных заведениях;
-
в вопросах современных образовательных технологий;
-
в выполнении научных проектов и исследований в профессиональной области;
-
в способах обеспечения постоянного обновления знаний, расширения профессиональных навыков и умений.
9.4 Специальные компетенции разрабатываются отдельно для каждой специальности магистратуры с учетом требований работодателей и социального запроса общества.
9.5 Итоговая аттестация магистрантов – форма государственного контроля учебных достижений магистранта, направленная на определение соответствия полученных им знаний, умений, навыков и компетенций требованиям государственных общеобязательных стандартов образования по специальностям магистратуры.
9.6 Итоговая аттестация магистрантов проводится в сроки, предусмотренные академическим календарем и рабочими учебными планами специальностей в форме комплексного экзамена и защиты магистерской диссертации.
9.7 Комплексный экзамен и защита диссертации проводятся Государственной аттестационной комиссией (ГАК).
9.8 Председатель ГАК утверждается уполномоченным органом в области образования в установленном порядке.
9.9 Комплексный экзамен проводится не позднее, чем за 1 месяц до защиты диссертации. В комплексный экзамен по специальности входят дисциплины циклов базовых и профилирующих дисциплин образовательной программы магистратуры.
9.10 Процедура защиты магистерской диссертации определяется вузом самостоятельно в соответствии с Типовыми правилами проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в высших учебных заведениях.
9.11 Лицам, завершившим обучение по образовательной программе магистратуры, присуждается академическая степень «магистра» по соответствующей специальности и выдается диплом государственного образца с приложением (транскрипт).
Приложение 1
НОРМА
распределения компонентов образовательной программы научной и педагогической магистратуры
(срок обучения 2 года)
|
Виды деятельности
|
Кол-во / кредитов
|
Кол-во недель
|
Общий объем в часах
|
В том числе
|
Средняя недельная нагрузка
|
аудит-х / конт-х с преподавателем
|
СРМ
|
1
|
Теоретическое обучение (1:4)
|
34
|
45
|
2550
|
510
|
2040
|
56,7
|
2
|
Научно-исследовательская работа магистранта, включая выполнение магистерской диссертации (1:7)
|
7
|
15
|
840
|
-
|
840
|
54,5
|
3
|
Итоговая аттестация (1:6)
|
4
|
8
|
420
|
60
|
360
|
52,5
|
|
ИТОГО
|
45
|
68
|
3810
|
570
|
3240
|
|
4
|
Практика (педагогическая) (1:1)
|
3
|
3
|
90
|
45
|
45
|
30,00
|
5
|
Практика (исследовательская) (1:7)
|
3
|
12
|
360
|
45
|
315
|
30,00
|
6
|
Каникулы
|
-
|
15
|
-
|
-
|
-
|
|
7
|
Экзаменационная сессия (3х2 нед.)
|
-
|
6
|
-
|
-
|
-
|
|
|
ВСЕГО 52 недели х 2 года =104
|
51
|
104
|
4260
|
660
|
3600
|
|
ПРИМЕЧАНИЕ:
-
Для получения академической степени магистра обучающийся должен освоить не менее 34 кредитов теоретического обучения, не менее 6 кредитов практики и не менее 7 кредитов научно-исследовательской работы магистранта, независимо от запланированных кредитов в ГОСО специальности
-
На комплексный экзамен планируется 1 кредит, на оформление и защиту магистерской диссертации – 3 кредита, независимо от запланированных кредитов в ГОСО специальности
-
Количество кредитов, выделяемых на практику, должно быть не менее 6. При этом для всех специальностей магистратуры вузом самостоятельно устанавливается не менее 3 кредитов на педагогическую и не менее 3 кредитов на исследовательскую практику.
-
Общий объем итоговой аттестации (в часах) не входят в среднюю недельную нагрузку магистранта.
-
Количество недель по видам деятельности может изменяться, при этом средняя недельная нагрузка магистранта не должна превышать 57 часов.
-
Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 недель в учебном году. Каникулярное время свыше 7 недель в учебном году вуз может самостоятельно перераспределит на другие виды деятельности
-
Летний семестр, ДВО могут планироваться за счет каникул или отдельно по академическому календарю
Приложение 2
НОРМА
распределения компонентов образовательной программы профильной магистратуры (срок обучения 1 год)
№
|
Виды деятельности
|
Кол-во / кредитов
|
Кол-во недель
|
Общий объем в часах
|
В том числе
|
Средняя недельная нагрузка
|
аудит-х / конт-х с преподавателем
|
СРМ
|
1
|
Теоретическое обучение (1:3)
|
18
|
20
|
1080
|
270
|
810
|
54,0
|
2
|
Экспериментально-исследовательская работа магистранта, включая выполнение магистерской диссертации (1:7)
|
2
|
4
|
240
|
30
|
210
|
54,6
|
3
|
Итоговая аттестация (1:6)
|
4
|
8
|
420
|
60
|
360
|
52,5
|
|
ИТОГО
|
24
|
32
|
1740
|
360
|
1380
|
|
4
|
Практика (производственная) (1:4)
|
2
|
5
|
150
|
30
|
120
|
30,00
|
5
|
Каникулы
|
|
11
|
|
|
|
|
6
|
Экзаменационная сессия (2х2 нед.)
|
|
4
|
|
|
|
|
|
ВСЕГО 52 недели х 1 год = 52
|
26
|
52
|
1890
|
390
|
1500
|
|
ПРИМЕЧАНИЕ:
-
Для получения академической степени магистра обучающийся должен освоить не менее 18 кредитов теоретического обучения, не менее 2 кредитов производственной практики и не менее 2 кредитов экспериментально-исследовательской работы магистранта, независимо от запланированных кредитов в ГОСО специальности
-
На комплексный экзамен планируется 1 кредит, на оформление и защиту магистерской диссертации – 3 кредита, независимо от запланированных кредитов в ГОСО специальности
-
Для всех специальностей магистратуры вузом самостоятельно устанавливается не менее 2 кредитов производственной практики, независимо от запланированных кредитов в ГОСО специальности
-
Общий объем итоговой аттестации (в часах) не входят в среднюю недельную нагрузку магистранта.
-
Количество недель по видам деятельности может изменяться, при этом средняя недельная нагрузка магистранта не должна превышать 57 часов.
-
Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 недель в учебном году. Каникулярное время свыше 7 недель в учебном году вуз может самостоятельно перераспределит на другие виды деятельности
-
Летний семестр, ДВО могут планироваться за счет каникул или отдельно по академическому календарю
Приложение 3
НОРМА
распределения компонентов образовательной программы профильной магистратуры
(срок обучения 1,5 года)
№
|
Виды деятельности
|
Кол-во / кредитов
|
Кол-во недель
|
Общий объем в часах
|
В том числе
|
Средняя недельная нагрузка
|
аудит-х / конт-х с преподавателем
|
СРМ
|
1
|
Теоретическое обучение (1:3)
|
28
|
30
|
1680
|
420
|
1260
|
56,0
|
2
|
Экспериментально-исследовательская работа магистранта, включая выполнение магистерской диссертации (1:7)
|
4
|
9
|
480
|
60
|
480
|
54,6
|
3
|
Итоговая аттестация (1:6)
|
4
|
8
|
420
|
60
|
360
|
52,5
|
|
ИТОГО
|
36
|
47
|
2580
|
540
|
2040
|
|
4
|
Практика (производственная) (1:4)
|
4
|
10
|
300
|
60
|
300
|
30,00
|
5
|
Каникулы
|
|
15
|
|
|
|
|
6
|
Экзаменационная сессия (3х2 нед.)
|
|
6
|
|
|
|
|
|
ВСЕГО 52 недели х 1,5 года =78
|
40
|
78
|
2880
|
600
|
2280
|
|
ПРИМЕЧАНИЕ:
-
Для получения академической степени магистра обучающийся должен освоить не менее 28 кредитов теоретического обучения, не менее 3 кредитов производственной практики и не менее 3 кредитов экспериментально-исследовательской работы магистранта, независимо от запланированных кредитов в ГОСО специальности
-
На комплексный экзамен планируется 1 кредит, на оформление и защиту магистерской диссертации – 3 кредита, независимо от запланированных кредитов в ГОСО специальности
-
Для всех специальностей магистратуры вузом самостоятельно устанавливается не менее 3 кредитов производственной практики, независимо от запланированных кредитов в ГОСО специальности
-
Общий объем итоговой аттестации (в часах) не входят в среднюю недельную нагрузку магистранта.
-
Количество недель по видам деятельности может изменяться, при этом средняя недельная нагрузка магистранта не должна превышать 57 часов.
-
Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 недель в учебном году. Каникулярное время свыше 7 недель в учебном году вуз может самостоятельно перераспределит на другие виды деятельности
-
Летний семестр, ДВО могут планироваться за счет каникул или отдельно по академическому календарю
Утвержден
Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан
от « 17 » июня 2011 г. № 261
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ДОКТОРАНТУРА.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГОСО РК 5.04.034 – 2011
Астана, 2011
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к содержанию образовательных программ докторантуры PhD, образовательной траектории обучающихся, структуре и содержанию образования, оценке полученного выпускниками уровня образования и академической степени.
Стандарт гармонизирован с международными документами в сфере высшего образования, рекомендациями программ «Руководство пользователя ECTS» («ECTS Users’ Guide»), «Настройка образовательных структур в европейских вузах» («Tuning Educational Structures in Europe»).
Положения стандарта обязательны для применения высшими учебными заведениями Республики Казахстан (далее – вузы), осуществляющими подготовку докторов философии (PhD) и/или докторов по профилю независимо от их формы собственности, ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы.
Стандарт также может использоваться органами государственного управления, аккредитационными органами, комиссиями по лицензированию и аттестации организаций образования и науки, учебно-методическими секциями (советами) по специальностям, работодателями и служит основой для оценки качества подготовки докторантов.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании»;
ГОСО РК 5.04.019-2011 «Высшее образование. Бакалавриат. Основные положения», утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 июня 2011 года № 261;
ГОСО РК 5.04.033-2011 «Послевузовское образование. Магистратура. Основные положения», утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 июня 2011 года № 261;
Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года № 152;
Типовое положение о диссертационном совете, утвержденное приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 марта 2011 года № 126;
Правила присуждения ученых степеней, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 марта 2011 года № 127;
Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в высших учебных заведениях, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 (с изменениями и дополнениями от 16 марта 2011 года № 94).
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применяются сокращения, термины и определения в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» (2007 г.), ГОСО РК 5.04.019-2011 «Высшее образование. Бакалавриат. Основные положения», ГОСО РК 5.04.033-2011 «Послевузовское образование. Магистратура. Основные положения», Болонской декларацией (1999 г.) и другими международными документами в сфере образования, Европейской системой перевода и накопления кредитов.
В дополнение к ним в настоящем стандарте установлены следующие термины и определения:
3.1 Докторантура: Профессиональная образовательная программа послевузовского образования, направленная на подготовку научных и педагогических кадров с присуждением ученой степени доктор философии (PhD) или доктор по профилю с нормативным сроком обучения не менее 3 лет.
3.3 Докторант: Лицо, обучающееся в докторантуре.
3.5 Докторская диссертация: Научная работа, представляющая собой самостоятельное исследование, в которой разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое научное достижение, или решена научная проблема, имеющая важное социально-культурное или экономическое значение, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие экономики страны.
страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 | страница 5
|