страница 1 ... страница 2 | страница 3 | страница 4 страница 5
8 Требования к образовательной среде докторантуры
8.1 Вуз организует учебный процесс в докторантуре в соответствии с полученной лицензией и должен соблюдать квалификационные требования, предъявляемые к образовательной деятельности при лицензировании.
8.2 Вуз обеспечивает образовательную деятельность соответствующей материально-технической базой, квалифицированным профессорско-преподавательским составом, библиотечным фондом, доступом к Интернет и другим информационным ресурсам, общежитием иногородних докторантов.
8.3 Требования к материально-техническому обеспечению:
Вуз, реализующий программы докторантуры, должен располагать материально-технической базой (аудиторный фонд, компьютерные классы, лаборатории, приборное обеспечение, фондовые материалы), соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом, а также эффективное выполнение научно-исследовательской и экспериментально-исследовательской работы докторанта.
8.4 Требования к разработке образовательной программы подготовки докторантов, включая научные исследования:
Вузы, реализующие программы подготовки докторов PhD и докторов по профилю, разрабатывают и утверждают необходимые учебно-методические документы (рабочий учебный план, программы учебных дисциплин и практик, программы научно-исследовательской/ экспериментально-исследовательской работы и др.).
Программы учебных дисциплин разрабатываются вузами, реализующими образовательные программы докторантуры, на основе государственных общеобязательных стандартов образования по специальностям докторантуры.
Образовательные программы докторантуры в части профессиональной подготовки должны разрабатываться на основе изучения опыта высоко рейтинговых зарубежных вузов и научных центров, реализующих аккредитованные программы подготовки докторов PhD или докторов по профилю.
8.5 Требования к учебно-методическому и информационному обеспечению:
Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса должно гарантировать возможность качественного освоения докторантами образовательной программы докторантуры.
Реализация образовательной программы должна обеспечиваться свободным доступом к международным информационным сетям, электронным базам данных, к библиотечным фондам, компьютерным технологиям, учебно-методической и научной литературе.
Информационное и учебно-методическое обеспечение осуществляется с последовательным усилением акцента на самостоятельную работу докторантов.
8.6 Требования к организации практики и научных стажировок:
Практика проводится с целью формирования практических навыков научной, профессиональной деятельности.
Образовательная программа докторантуры должна включать:
- исследовательскую практику – для обучающихся по программе доктора философии (PhD);
- производственную практику – для обучающихся по программе профильной докторантуры.
Исследовательская практика докторанта проводится с целью изучения новейших теоретических, методологических и технологических достижений отечественной и зарубежной науки, а также закрепления практических навыков, применения современных методов научных исследований, обработки и интерпретации экспериментальных данных в диссертационном исследовании.
Производственная практика докторанта проводится с целью закрепления теоретических знаний, полученных в процессе обучения, и повышения профессионального уровня.
Содержание исследовательской и производственной практик определяется темой докторской диссертации.
Все виды практик реализуются в соответствии с индивидуальным учебным планом в сроки, определяемые академическим календарем и индивидуальным планом работы докторанта.
Индивидуальным планом работы докторанта предусматривается обязательное прохождение зарубежной научной стажировки.
8.7 Требования к научно-исследовательской работе обучающегося по программе доктора философии (PhD):
Научно-исследовательская работа докторанта должна:
- соответствовать основной проблематике специальности, по которой защищается докторская диссертация;
- быть актуальной, содержать научную новизну и практическую значимость;
- основываться на современных теоретических, методических и технологических достижениях науки и практики;
- базироваться на современных методах обработки и интерпретации данных с применением компьютерных технологий;
- выполняться с использованием современных методов научных исследований;
- содержать научно-исследовательские (методические, практические) разделы по основным защищаемым положениям.
8.8 Требования к экспериментально-исследовательской работе обучающегося по программе доктора по профилю:
Экспериментально-исследовательская работа докторанта должна:
- соответствовать основной проблематике специальности, по которой защищается докторская диссертация;
- быть актуальной, содержать научную новизну и практическую значимость;
- основываться на современных достижениях науки, техники и производства и содержать конкретные практические рекомендации, самостоятельные решения управленческих задач комплексного, межфункционального характера;
- выполняться с применением передовых информационных технологий;
- содержать экспериментально-исследовательские (методические, практические) разделы по основным защищаемым положениям.
8.9 Результаты научно-исследовательской/экспериментально-исследовательской работы в конце каждого периода их прохождения оформляются докторантом в виде краткого отчета.
8.10 Заключительным итогом научно-исследовательской/ экспериментально-исследовательской работы докторанта является докторская диссертация.
8.11 Основные результаты докторской диссертации должны быть опубликованы в соответствии с пунктом 5.14.
8.12 Требования к содержанию и оформлению докторской диссертации, их подготовке и защите определяются нормативными правовыми актами уполномоченного органа в области образования.
8.13 Докторская диссертация обязательно должна пройти проверку на предмет заимствования без ссылки на автора и источник заимствования (проверка диссертации на предмет плагиата), который осуществляется Национальным центром научно-технической информации.
8.14 Требования к кадровому обеспечению вуза определены квалификационными требованиями, предъявляемыми к образовательной деятельности при лицензировании.
8.15 Научные школы должны быть признанными в масштабах страны или на международном уровне.
Индикатором признания являются публикации в научных изданиях с высоким импакт-фактором, выполняемые международные и отечественные научные проекты совместно с зарубежными партнерами.
8.16 Преподавательские кадры должны владеть современными интерактивными методами и технологиями обучения, использовать их в учебном процессе.
8.17 Докторанту в течение двух месяцев после зачисления для руководства докторской диссертацией назначается научное руководство.
Научное руководство и тема исследования докторанта на основании решения Ученого совета утверждаются приказом ректора вуза.
8.18 Научное руководство докторантами осуществляет консультационная комиссия в количестве не менее 2-х человек, назначаемых из числа докторов и кандидатов наук, докторов философии (PhD), один из которых – это ученый из зарубежного вуза.
Научными консультантами могут быть лица, активно занимающиеся научными исследованиями в данной отрасли наук (по профилю специальности) и имеющие опыт научного руководства.
9 Требования к результатам обучения и уровню подготовки выпускников
9.1 Результаты обучения выражаются через компетенции и проектируются на основании Дублинских дескрипторов квалификации 3 уровня обучения (докторантура) и соответствуют приобретению выпускником докторантуры следующих способностей и навыков:
-
демонстрировать системное понимание области изучения, мастерство в части умений и методов исследования, используемых в данной области;
-
планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс научных исследований;
-
вносить вклад собственными оригинальными исследованиями в расширение границ научной области, которые могут заслуживать публикации на национальном или международном уровне;
-
критически анализировать, оценивать и синтезировать новые и сложные идеи;
-
сообщать свои знания и достижения коллегам, научному сообществу и широкой общественности;
-
содействовать развитию общества, основанного на знаниях.
9.2 Общие компетенции докторантуры:
иметь представление:
-
об основных этапах развития и смене парадигм в эволюции науки;
-
о предметной, мировоззренческой и методологической специфике естественных (социальных, гуманитарных, экономических) наук;
-
о научных школах соответствующей отрасли знаний, их теоретических и практических разработках;
-
о научных концепциях мировой и казахстанской науки в соответствующей области;
-
о механизме внедрения научных разработок в практическую деятельность;
-
о нормах взаимодействия в научном сообществе;
-
о педагогической и научной этике ученого-исследователя.
знать и понимать:
-
современные тенденции, направления и закономерности развития отечественной науки в условиях глобализации и интернационализации;
-
методологию научного познания;
-
достижения мировой и казахстанской науки в соответствующей области;
-
(осознавать и принимать) социальную ответственность науки и образования;
-
в совершенстве иностранный язык для осуществления научной коммуникации и международного сотрудничества;
уметь:
-
организовывать, планировать и реализовывать процесс научных исследований;
-
анализировать, оценивать и сравнивать различные теоретические концепции в области исследования и делать выводы;
-
анализировать и обрабатывать информацию из различных источников;
-
проводить самостоятельное научное исследование, характеризующееся академической целостностью, на основе современных теорий и методов анализа;
-
генерировать собственные новые научные идеи, сообщать свои знания и идеи научному сообществу, расширяя границы научного познания;
-
выбирать и эффективно использовать современную методологию исследования;
-
планировать и прогнозировать свое дальнейшее профессиональное развитие.
иметь навыки:
-
критического анализа, оценки и сравнения различных научных теорий и идей;
-
аналитической и экспериментальной научной деятельности;
-
планирования и прогнозирования результатов исследования;
-
ораторского искусства и публичного выступления на международных научных форумах, конференциях и семинарах;
-
научного письма и научной коммуникации;
-
планирования, координирования и реализации процессов научных исследований;
-
системного понимания области изучения и демонстрировать качественность и результативность выбранных научных методов;
-
участия в научных мероприятиях, фундаментальных научных отечественных и международных проектах;
-
лидерского управления и руководства коллективом;
-
ответственного и творческого отношения к научной и научно-педагогической деятельности;
-
проведения патентного поиска и опыта передачи научной информации с использованием современных информационных и инновационных технологий;
-
защиты интеллектуальных прав собственности на научные открытия и разработки;
-
свободного общения на иностранном языке.
быть компетентным:
-
в области научной и научно-педагогической деятельности в условиях быстрого обновления и роста информационных потоков;
-
в проведении теоретических и экспериментальных научных исследований;
-
в постановке и решении теоретических и прикладных задач в научном исследовании;
-
в проведении профессионального и всестороннего анализа проблем в соответствующей области;
-
в вопросах межличностного общения и управления человеческими ресурсами;
-
в вопросах вузовской подготовки специалистов;
-
в проведении экспертизы научных проектов и исследований;
-
в обеспечении постоянного профессионального роста.
9.3 Специальные компетенции разрабатываются отдельно для каждой специальности докторантуры с учетом требований работодателей и социального запроса общества.
9.4 Итоговая аттестация докторанта – форма государственного контроля учебных достижений докторанта, направленная на определение соответствия полученных им знаний, умений, навыков и компетенций требованиям государственных общеобязательных стандартов образования по специальностям докторантуры.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в сроки, предусмотренные академическим календарем и рабочими учебными планами специальностей в форме комплексного экзамена и защиты докторской диссертации в соответствии с:
Типовыми правилами проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в высших учебных заведениях;
Правилами присуждения ученых степеней;
Типовым положением о диссертационном совете.
9.5 При положительном решении Комитета по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан по результатам проведенной экспертизы лицам, полностью выполнившим образовательную программу докторантуры и успешно защитившим докторскую диссертацию, присуждается ученая степень доктор философии (PhD) или доктор по профилю и выдается диплом государственного образца с приложением (транскрипт).
Приложение 1
НОРМА
распределения компонентов образовательной программы докторантуры PhD (срок обучения 3 года)
№
|
Виды деятельности
|
Кол-во / кредитов
|
Кол-во недель
|
Общий объем в часах
|
В том числе
|
Средняя недельная нагрузка
|
аудит-х / конт-х с преподавателем
|
СРД
|
1
|
Теоретическое обучение (1:6)
|
30
|
60
|
3150
|
450
|
2700
|
52,5
|
2
|
Научно-исследовательская (экспериментально-исследовательская) работа докторанта, включая выполнение докторской диссертации (1:7)
|
19
|
42
|
2280
|
|
2280
|
54,6
|
3
|
Итоговая аттестация (1:6)
|
5
|
10
|
525
|
75
|
450
|
52,5
|
|
ИТОГО
|
54
|
112
|
5955
|
525
|
5430
|
|
4
|
Практика (профессиональная) (1:4)
|
6
|
15
|
450
|
90
|
360
|
30,00
|
6
|
Каникулы
|
|
17
|
|
|
|
|
7
|
Экзаменационная сессия (6х2 нед.)
|
|
12
|
|
|
|
|
|
ВСЕГО 52 недель х 3 года =156
|
60
|
156
|
6405
|
615
|
5790
|
|
ПРИМЕЧАНИЕ:
-
Для получения ученой степени доктора философии (PhD) или доктора по профилю обучающийся должен освоить не менее 30 кредитов теоретического обучения, не менее 6 кредитов практики и не менее 19 кредитов научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы докторанта, независимо от запланированных кредитов в ГОСО специальности
-
На комплексный экзамен планируется 1 кредит, на оформление и защиту докторской диссертации – 4 кредита, независимо от запланированных кредитов в ГОСО специальности
-
Количество кредитов, выделяемых на практику, должно быть не менее 6 кредитов и устанавливается вузом самостоятельно.
-
Общий объем итоговой аттестации (в часах) не входят в среднюю недельную нагрузку докторанта.
-
Количество недель по видам деятельности может изменяться, при этом средняя недельная нагрузка докторанта не должна превышать 57 часов.
-
Продолжительность каникул должна составлять не менее 5 недель в учебном году. Каникулярное время свыше 5 недель в учебном году вуз может самостоятельно перераспределит на другие виды деятельности
страница 1 ... страница 2 | страница 3 | страница 4 страница 5
|