Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 страница 3




Тема заседания, сроки

Содержание

Тематика выступлений представителей других методических формирований

Организация образовательного процесса на первой ступени общего среднего образования в 2012/2013 учебном году
Сроки проведения: август

Научно-методический блок

Обеспечение образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2012/2013 учебном году

    • Нормативное правовое обеспечение образовательного процесса на I ступени общего среднего образования.

    • Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2012/2013 учебном году.

    • Результаты республиканского мониторинга качества начального образования в 2011/2012 учебном году.

    • Использование контрольно-измерительных материалов при осуществлении контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся начальных классов.

Учебно-методический блок

Организация образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2012/2013 учебном году

    • Анализ результатов образовательного процесса на первой ступени общего среднего образования в районе за 2011/2012 учебный год по основным учебным предметам. Типичные ошибки.

    • Контроль и оценка результатов учебной деятельности учащихся 3-4 классов по музыке, изобразительному искусству, трудовому обучению и физической культуре.

    • Особенности работы по новому учебно-методическому комплексу «Математика. 2 класс» авторов Г.Л. Муравьевой и М.А. Урбан.

Практический блок

Содержание и организация методической работы с учителями начальных классов в районе

  • Организация методической работы с учителеми начальных классов в новом учебном году: определение целей и задач деятельности методического объединения на текущий учебный год, обсуждение структуры и содержания методической работы, направлений деятельности методических формирований, согласование планов работы методического объединения учителей начальных классов и других методических формирований.

При подготовке к августовскому заседанию МО учителей начальных классов можно создать несколько временных творческих коллективов (ВТК), в состав которых будут входить опытные педагоги. Целью первого ВТК будет изучение новых нормативных правовых документов Министерства образования (Положение об учреждении общего среднего образования и др.) и Министерства здравоохранения Республики Беларусь, инструктивно-методических писем к началу учебного года, разработка памятки по их реализации в образовательном процессе. Второй ВТК изучит результаты республиканского мониторинга качества начального образования за 2011/2012 учебный год и подготовит презентацию. Третий ВТК подготовит информацию о результатах работы учителей начальных классов, преподававших в 2011/2012 учебном году предметы «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье», по внедрению безотметочного обучения, об организации контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся 4 классов на уроках музыки, изобразительного искусства, трудового обучения и физической культуры на содержательно-оценочной основе без выставления отметок.



Основные направления работы учителя по совершенствованию орфографической подготовки учащихся начальных классов.
Сроки проведения: осенние каникулы

Научно-методический блок

  • Психолого-педагогические основы формирования орфографических навыков в начальной школе.

  • Базовые знания и умения, необходимые для выработки орфографического грамотного письма.

  • Значение положительного воздействия культуры личности педагога, грамотной устной и письменной речи на освоение ребенком языка.

Учебно-методический блок

  • Реализация методических принципов при обучении орфографии (связь орфографии с фонетикой, орфоэпией, морфемикой и морфологией, развитие речи учащихся).

  • Мотивация орфографической работы.

  • Формирование орфографического навыка при изучении фонетики (выступления из опыта работы педагогов, открытые уроки).

  • Формирование орфографических умений и навыков при изучении словообразования (выступления педагогов из опыта работы, анализ видеофрагментов уроков).

Практический блок

  • Тренинг по определению базовых знаний, необходимых младшим школьникам для грамотного написания различных видов орфограмм.

  • Алгоритмы как средство развития мышления школьников при изучении орфографии (разработка памяток-алгоритмов написания орфограмм).




ПГ:

Межпредметные связи – важнейший фактор оптимзации процесса говорения, развития вербальных способностей.

Установление внутрипредметных связей между орфографией и фонетикой, морфологией, культурой речи.


Сучасны беларускі правапіс - гэта стройная сістэма правіл, што адлюстроўваюць арфаэпічныя і граматычныя нормы літаратурнай мовы. Ён будуецца на двух прынцыпах – фанетычным і марфалагічным. Да асноўных прыёмаў, якія спрыяюць выпрацоўцы ў вучняў увагі пры напісанні слоў на беларускай мове, адносяцца:

  • выразнае вымаўленне слова;

  • прагаворванне слова перад напісаннем або ў працэсе яго;

  • устаноўка на запамінанне (прачытай і запомні; напішы і правер);

  • выкананне разнастайных практыкаванняў, накіраваных на развіццё фанематычнага слыху і выпрацоўку навыкаў напісання слоў, якія пішуцца так, як чуюцца.

Пастаянная ўвага да гукавога і гука-літарнага аналізу дае магчымасць папярэдзіць пропускі галосных і зычных літар, перастаноўку і ўстаўку літар. Прагаворванне слова перад напісаннем ці ў час напісання дапамагае вучням пачуць яго гучанне, падзяліць на склады, вызначыць гукавы склад, а таксама прывучае дзяцей да самакантролю, спрыяе выпрацоўцы арфаграфічнай пільнасці. Засвоіць напісанне слоў на беларускай мове без скажэнняў можна толькі на аснове яго фанетычнай будовы. Аднак адных графічных практыкаванняў недастаткова. Слыхавыя дыктоўкі, запіс завучанага на памяць спрыяюць развіццю фанематычнага слыху, выпрацоўваюць ўменне дакладна вызначаць гукавы склад слова.

Фарміраванне арфаграфічных навыкаў у пачатковых класах адбываецца на кожным этапе ўрока: падчас хвілінак чыстапісання, пры выкананні практыкаванняў, тлумачэнні новага матэрыялу ці самастойнай рабоце. Разам з тым арганізацыя вучэбнай дзейнасці на ўроку беларускай мовы (асабліва ў школах з рускай мовай навучання) павінна спрыяць не толькі выпрацоўцы арфаграфічных навыкаў, але і актывізацыі пазнавальнай дзейнасці вучняў, станоўчай матывацыі вывучэння беларускай мовы, павышэнню цікавасці да прадмета.



Фарміраванне маўленчых і арфаграфічных навыкаў на ўроках беларускай мовы

Час правядзення: снежань



Навукова-метадычны блок

  • Псіхалагічныя і метадычныя асновы арфаграфічнай працы ў пачатковай школе.

  • Рэалізацыя агульнадыдактычных і прыватнаметадычных прынцыпаў навучання арфаграфіі ў працэсе выкладання беларускай мовы.


Вучэбна-метадычны блок

  • Развіццё маўленчага слыху вучняў ва ўмовах вывучэння дзвюх блізкароднасных моў.

  • Эфектыўныя метады і прыёмы навучання арфаграфіі.

  • Арфаграфічны разбор і методыка яго правядзення.

  • Арганізацыя самастойнай работы вучняў на занятках па арфаграфіі.

  • Месца і роля арфаграфічнага слоўніка ў сістэме навучання правапісу. Віды практыкаванняў са слоўнікам.

  • Кантроль і ацэнка арфаграфічнай пісьменнасці вучняў.


Практычны блок

  • Методыка работы над памылкамі на ўроках беларускай мовы (вучэбная дыдактычная гульня).

  • Ацэньванне вусных выказванняў вучняў на ўроках беларускай мовы (практыкум)




ШСПМ (ШУПМ):

Асноўныя прынцыпы методыкі развіцця маўлення.

Авалодванне формамі вуснай і пісьмовай працы, раскрыццё заканамернасцей ужывання мовы на ўсіх узроўнях моўнай сістэмы – вымаўленчым, лексічным, граматычным.

Удасканаленне арфаграфічных уменняў і навыкаў у працэсе падрыхтоўкі школьнікаў да напісання творчых работ (пераказаў, сачыненняў)



ТГ:

Арганізацыя вучэбнага ўзаемадзеяння малодшых школьникаў пры фарміраванні навыкаў вуснага маўлення.



ШСПМ (ШУПМ):

Эфектыўныя прыёмы кантролю і ацэнкі вынікаў вучэбнай дзейнасці вучняў на ўроках беларускай мовы.



ПГ:

Узаемасувязь урокаў рускай і беларускай моў пры фарміраванні арфаграфічных навыкаў (памяткі).





Пути совершенствования орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка

Сроки проведения: весенние каникулы



Учебно-методический блок

  • Овладение учащимися 1-2-х классов навыками фонетического анализа.

  • Формирование первоначальных представлений об орфографических правилах письма с помощью моделей и схем.

  • Формирование орфографической зоркости и общего алгоритма орфографических действий у младших школьников на уроках русского языка.

  • Формирование навыков орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка.


Практический блок

    • Моделирование фрагментов уроков русского языка при изучении раздела «Орфография» с использование различных методов, подходов обучения: проблемного, поискового, исследовательского.

ТГ: Организация поисковой деятельности младших школьников на уроках языка.

Проблемное обучение при изучении орфографии.

Организация учебно-исследовательской деятельности при изучении орфографии.

Использование электронных образовательных ресурсов на этапе контроля, оценки и коррекции знаний.



ШСПМ: Эффективные приемы контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся на уроках русского (белорусского) языка.

ПГ: Межпредметные связи и их роль в формировании связной речи младшего школьника на уроках языка и литературного чтения (серия открытых уроков).

ШМУ: Эффективные приемы, упражнения формирования и развития орфографической зоркости учащихся начальных классов (письмо с пропусками орфограмм, письмо орфографической дробью, фонетико-орфографический разбор, орфографическое чтение, комментированное письмо с указанием орфограмм, письмо с проговариванием, игровые упражнения, орфографические минутки, работа с орфографическим словарём, работа с памяткой «Пишу грамотно»).



Система работы учителя по развитию письменной речи учащихся начальных классов

Сроки проведения:

май


Учебно-методический блок

  • Работа учителя по обогащению словарного запаса учащихся.

  • Методы и приёмы работы по формированию умений и навыков связной письменной речи.

  • Развитие творческих способностей младших школьников на уроках языка через систему творческих заданий.

  • Обучение орфографии в единстве с развитием письменной речи учащихся.

Практический блок

  • Анализ фрагментов видеоуроков, представляющих различные виды работ по развитию письменной речи учащихся.




ШСПМ:

Методика проведения уроков изложения.

Сочинение как вид работы по развитию связной речи.



Рекомендации по организации работы в районе других методических формирований учителей начальных классов
Школа совершенствования педагогического мастерства (ШСПМ) строит свою деятельность на диагностической основе, т.е. определяются схожие проблемы у педагогов на основе диагностики, формируются школы, определяется руководитель. Таких школ в районе может быть несколько, в зависимости от уровня профессиональной компетентности педагогов, их запросов и потребностей.
Тэма: Фарміраванне ў вучняў пачатковых класаў маўленча-камунікатыўных уменняў і навыкаў на ўроках беларускай мовы і факультатыўных занятках.

Развіццё маўлення – адна з асноўных задач навучання роднай мове


Фарміраванне ўменняў вуснага маўлення

Фарміраванне ўменняў пісьмовага маўлення ў працэсе навучання малодшых школьнікаў беларускай мове

Праверка і ацэнка творчых работ вучняў

Паглыбленне і пашырэнне сферы ўжывання малодшымі школьнікамі беларускай мовы на факультатыўных занятках

Навуковыя асновы методыкі развіцця маўлення.

Авалодванне формамі вуснай і пісьмовай працы, раскрыццё заканамернасцей ўжывання мовы на ўсіх узроўнях моўнай сістэмы – вымаўленчым, лексічным, граматычным.

Развіццё маўленчага слыху вучняў ва ўмовах вывучэння дзвюх блізкароднасных моў.

Фарміраванне першапачатковых навыкаў чытання.



Асаблівасці навучання беларускай мове ў першым класе.

Метады і прыёмы фарміравання маўленчых уменняў і навыкаў, якія забяспечваюць разуменне вуснага і пісьмовага маўлення, стварэння вучнямі ўласнага вуснага выказвання на беларускай мове.




Пераказы ў сістэме працы па развіцці звязнага маўлення вучняў.

Методыка правядзення навучальных пераказаў.

Сачыненне як від работы па развіцці звязнага маўлення, сродак самавыражэння асобы школьніка. Спосабы падрыхтоўкі да сачынення.

Удасканаленне арфаграфічных уменняў і навыкаў у працэсе падрыхтоўкі школьнікаў да напісання творчых работ (пераказаў, сачыненняў).



Класіфікацыя, улік, прыёмы

выпраўлення памылак.

Работа над памылкамі.

Праверка і ацэнка навучальных пераказаў и сачыненняў (вучнёўскія работы). Авалоданне формамі вуснай і пісьмовай працы, раскрыццё заканамернасцей ўжывання мовы на ўсіх узроўнях моўнай сістэмы – вымаўленчым, лексічным, граматычным.





Адзінства ўрочнай і пазаўрочнай работы па мове як найвышэйная ўмова фарміравання маўленча-камунікатыўных навыкаў.

Дыферэнцаванае навучанне мове праз арганізацыю факультатыўных заняткаў.



Пабудова вучнямі ўласных выказванняў і ўдзел у суразмоўніцтве праз узаемадзеянне ўдзельнікаў адукацыйнага працэсу на факультатыўных занятках.

Фарміраванне ўмення вучняў выкарыстоўваць беларускую мову ў якасці сродку зносін паміж людзьмі.



Роля факультатыўных заняткаў у павышэнні арфаграфічнай граматнасці школьнікаў.



Тема: Совершенствование деятельности учителя начальных классов по организации контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся І ― ІV классов на уроках русского и белорусского языков.


Контроль и оценка результатов учебной деятельности учащихся

Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся в условиях безотметочного обучения


Пути совершенствования контрольно-оценочной деятельности педагога в ІІІ ― ІV классах

Контрольно-оценочная деятельность младших школьников как основа формирования учебной самостоятельности

Учебная деловая игра «Контроль и оценка результатов учебной деятельности учащихся» (погружение в проблему, диагностика уровня владения теорией и практикой рассматриваемого вопроса).



  • Принципы безотметочного обучения и их реализация в образовательном процессе.

  • Контрольно-оценочная деятельность педагога.

  • Формирование навыков самоконтроля и самооценки на уроках русского языка в первом классе.

  • Оценка контрольных, проверочных, тестовых работ учащихся при безотметочном обучении.

  • Просмотр видеоуроков русского и белорусского языков. Анализ контрольно-оценочной деятельности учителя и учащихся на уроке.

  • Организация последовательной и системной работы на уроках языка по вооружению учащихся инструментарием для контроля и оценки учебных действий.

  • Влияние оценки учителя на эффективность учебно-познавательной деятельности и формирование адекватной самооценки школьника.

  • Эффективные приемы контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся на уроках русского (белорусского) языка.

  • Разработка тематических контрольных работ по русскому и белорусскому языкам.

  • Практикум по оцениванию контрольных работ по русскому и белорусскому языкам.

  • Формирование навыков орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского (белорусского) языка.

  • Формирование контрольно-оценочных действий в рамках учебной деятельности.

  • Формирование учебной самостоятельности учащихся при безотметочном обучении.

  • Оценка деятельности учащихся при организации группового взаимодействия.

  • Личностная направленность оценки результатов учебной деятельности учащихся.

  • Формирование контрольно-оценочных действий как фактор развития рефлексивных способностей учащихся начальных классов.

  • Формирование рефлексивно-оценочных умений младших школьников на уроках русского (белорусского) языка.

  • Разработка памяток для осуществления рефлексивно-оценочной деятельности учащихся на уроках русского (белорусского) языка.


Школа молодого учителя (ШМУ). Деятельность данного методического формирования направлена на адаптацию молодых педагогов к профессиональной деятельности, оказание им помощи в овладении основами профессионального мастерства, формирование у них потребности в непрерывном самообразовании. При организации методической работы с молодыми специалистами предпочтение следует отдавать активным формам обучения.

В зависимости от количества молодых специалистов в районе и их педагогического стажа может быть организована как одна школа молодого учителя, так и две: первого и второго годов обучения. В зависимости от кадрового состава (количество представленных учебных предметов) деятельность школы может носить как предметный характер (учителя одного учебного предмета, направления), так и надпредметный (работают учителя различных учебных предметов). Для работы школы молодого учителя в рамках единой методической проблемы предлагаем темы: «Формирование у младших школьников навыков орфографической грамотности» и «Формирование общих учебных умений и навыков у младших школьников».


ШМУ (1-ый год обучения)

Тема: «Формирование у младших школьников навыков орфографической грамотности».


Психолого-педагогические основы формирования орфографического навыка у младших школьников

Развитие орфографической зоркости у младших школьников

Формирование у младших школьников орфографических умений

Предупреждение и коррекция типичных ошибок и затруднений учащихся при изучении русского (белорусского) языка

Психолого-педагогическая характеристика орфографического навыка.

Основные принципы русской орфографии.


Сущность орфографического правила. Орфограмма.
Психологические особенности процесса письма у младших школьников.



Формирование орфографической зоркости как условие формирования орфографического навыка.

Педагогические условия формирования орфографической зоркости у учащихся начальных классов.

Эффективных приемы, упражнения формирования и развития орфографической зоркости учащихся начальных классов (письмо с пропусками орфограмм, письмо орфографической дробью, фонетико-орфографический разбор, орфографическое чтение, комментированное письмо с указанием орфограмм, письмо с проговариванием, игровые упражнения, орфографические минутки, работа с орфографическим словарём, работа с памяткой «Пишу грамотно»).


Формирование орфографической грамотности и общего алгоритма орфографических действий у младших школьников (поэтапность и последовательность выполнения данных действий) на уроках русского языка.

Формирование орфографических умений у младших школьников (умение обнаруживать орфограммы, умение различать орфограммы и соотносить их с определённым правилом, умение выполнять действие по правилу, умение осуществлять орфографический самоконтроль).



Классификация и учет ученических ошибок.

Типичные ошибки, причины их возникновения.

Система работы учителя начальных классов по формированию орфографических навыков через организацию работы над ошибками.

Организация систематического повторения для повышения орфографической грамотности школьников.

Проектирование, проведение и анализ уроков коррекции знаний учащихся.




страница 1 страница 2 страница 3

Смотрите также: