Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 | страница 2 страница 3


ШМУ (2-ой год обучения)

Тема: «Формирование общих учебных умений и навыков у младших школьников».
Формирование общих учебных умений и навыков – один из приоритетов современного начального образования, предопределяющий успешность всего последующего обучения. Общеучебные умения - это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний (в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или другой учебной дисциплины).

Формирование общеучебных умений и навыков – специальная педагогическая задача. Однако не все учителя придают этому большое значение и рассматривают эту проблему с данной точки зрения. Часто считается, что специальная, целенаправленная отработка этих умений и навыков не нужна, поскольку ученики сами в процессе обучения приобретают необходимые умения, - это неверно. Младший школьник в своей учебной деятельности действительно перерабатывает те способы учебной работы, которые ему задает учитель. Однако такая внутренняя бесконтрольная переработка приводит к тому, что усвоенный ребенком способ работы с учебным материалом иногда довольно резко может отличаться от учительского эталона. В то же время педагоги, как правило, не контролируют этот процесс, фиксируя только качество полученного учеником результата (решенная или нерешенная задача; содержательный или неглубокий, отрывочный, малоинформативный ответ и т.д.) и не представляет себе, какие индивидуальные умения, приемы учебной работы у ребенка стихийно сложились. А эти приемы могут оказаться нерациональными или просто неверными, что существенно мешает ученику продвигаться в учебном материале, развивать учебную деятельность. Громоздкие системы нерациональных приемов тормозят учебный процесс, затрудняют формирование умений и их автоматизацию.

Система общих учебных умений и навыков включает отдельные группы умений (умения учебной деятельности, учебно-интеллектуальные, учебно-организационные, учебно-информационные и учебно-интеллектуальные), которые находятся во взаимосвязи и вместе составляют целостность.

Младший школьный возраст считается сензитивным периодом формирования общеучебных умений. В связи с этим уже в первом классе необходимо закладывать основу для умения учиться. Именно в этот период учеба приобретает характер ведущей деятельности ребенка, формируя все основные психологические новообразования этого возраста.



Умения учебной деятельности Тиринова О.И. предлагает выделить в отдельную группу, т.к. младшие школьники в процессе решения учебных задач выполняют определенные учебные действия, которые требуют определенных умений.

Без умения организовать себя в учебном труде вряд ли можно рассчитывать на серьезные успехи в овладении знаниями. Вот почему так важны учебно-организационные умения. Многие из них закладываются еще на начальной стадии образования. Учебно-интеллектуальные умения связаны с восприятием и осмыслением учебного материала, выделения в нем главного, осуществлением логических приемов мышления. В эту группу входит такое важное умение, как умение мотивировать свою собственную деятельность. Учебно-информационные объединяют умения правильно, осознанно и выразительно читать, пользоваться учебниками и различными учебными пособиями, осуществлять самостоятельный поиск информации с помощью справочной и научно-познавательной литературы и др. Учебно-коммуникативные умения направлены на формирование культуры устной и письменной речи. Сюда входят умения и навыки письма, умение составлять собственный текст, связно пересказывать учебный материал, отвечать на вопросы и самому задавать их.

Выделение пяти групп общеучебных умений помогает организовать педагогическую деятельность, направленную на их формирование, разработать программу действий для каждого года обучения в начальной школе. Каждое занятие следует посвятить одной из пяти групп общих учебных умений и навыков. Важным условием качественной работы ШМУ по данной теме является разработка конкретных методических рекомендаций по формированию общих учебных умений и навыков младших школьников с учетом возраста и класса обучения. По итогам занятий методические рекомендации могут быть представлены на заседаниях методического объединения учиелей начальных классов.
Проблемная группа (ПГ)

В последние годы наблюдается усиление внимания к проблеме интеграции и межпредметных связей в процессе обучения, что вполне естественно, так как межпредметные связи являются важным средством повышения эффективности процесса обучения. Поэтому членам проблемной группы рекомендуем проработать тему «Реализация межпредметных и внутрипредметных связей в начальном образовании».

В методической, психолого-педагогической литературе выделяют (И.Д.Зверев, В.Н.Максимова и др.) следующие элементы интеграции: 1) внутрипредметные связи – синтез понятий внутри отдельного учебного предмета; 2) межпредметные связи – объединение фактов, понятий, принципов двух и более дисциплин.

Межпредметные связи в обучении вносят элементы творчества в мыслительную деятельность ученика, а также элементы поиска, проявляющиеся в познавательной деятельности. Следует отметить, что на основе межпредметных связей строятся интегрированные уроки. Интегрированный урок имеет психологическое преимущество: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей, тем самым обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет вести не только учебную, но и исследовательскую деятельность. Интегрированные уроки являются эффективной формой, используемой для систематизации знаний в современной школе, так как на данных уроках осуществятся синтез знаний различных учебных дисциплин. В результате этого образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний.

Межпредметные связи как элемент урока могут использоваться учителями на разных этапах работы, где решается определённая познавательная задача, требующая привлечений знаний из других предметов. Межпредметные связи – важнейший фактор оптимизации процесса обучения, повышения его результативности. В процессе решения межпредметной познавательной задачи умственная активность ученика направляется на то, чтобы вспомнить, когда, в связи с какими вопросами программы другого предмета изучались привлекаемые из него знания. Затем ученику необходимо отобрать именно те элементы знаний из разделов, учебных тем другого предмета, которые требуются для изучения нового вопроса данного предмета, воспроизвести их, что требует значительного напряжения памяти, как бы «вынуть» эти знания из привычной системы связей того предмета, в котором они были усвоены, и перенести, включить в новую систему связей изучаемого предмета. На этой основе у ученика возникает познавательная активность и познавательный интерес к общим для смежных учебных предметов вопросам. При этом активно протекают мыслительные процессы анализа и синтеза.


Установление связей между учебными предметами для формирования системы знаний у учащихся и обеспечения целостности процесса обучения

Реализация межпредметных и внутрипредметных связей на уроках языка и других учебных предметов

Роль межпредметных связей в активизации познавательной деятельности школьников


Интегрированные уроки в начальной школе и их значение в реализации межпредметных связей

Психологические особенности реализации межпредметных связей.

Анализ учебных программ, определение возможности межпредметной интеграции в начальной школе.

Межпредметные связи - важнейший фактор оптимизации процесса говорения, развития вербальных способностей учащихся


Отбор межпредметного лексического материала, выявление общих сквозных тем, позволяющих интегрировать содержание разных предметов на уроке.

Повышение качества языкового образования младших школьников через реализацию внутрипредметных связей (из опыта работы педагогов).

Межпредметные связи и их роль в формировании связной речи младшего школьника на уроках языка и литературного чтения (серия открытых уроков).

Установление внутрипредметных связей между орфографией и фонетикой, морфологией, культурой речи.

Взаимосвязь уроков русского и белорусского языков при формировании орфографических навыков (разработка памятки).


Межпредметные связи как элемент урока.

Повышение познавательного интереса учащихся начальных классов к изучению нового учебного материала при реализации внутрипредметных и межпредметных связей на уроке.

Активизация учебной деятельности учащихся начальных классов через организацию поисковой, исследовательской деятельности в учебном процессе при реализации межпредметных связей.

Анализ видеофрагментов уроков по различным учебным дисциплинам.



Интегрированные уроки как эффективная форма систематизации знаний и умений нескольких учебных дисциплин.

Психологическое преимущество интегрированных уроков.



Проектирование, проведение и анализ интегрированных уроков.




В творческие группы (ТГ) объединяются педагоги, желающие разработать методические, дидактические материалы по интересующей их теме для дальнейшего их использования в практике собственной работы и для распространения среди коллег. На 2012/2013 учебный год можно предложить творческим группам учителей начальных классов актуальные темы:

«Использование информационных компьютерных технологий и электронных средств обучения на уроках русского (белорусского) языка при формировании орфографической грамотности младших школьников». На заседаниях можно рассмотреть вопросы:

  • Информационные компьютерные технологии, национальные электронные средства обучения, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.

  • Создание и использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе для повышения орфографической грамотности учащихся начальных классов.

  • Разработка методических рекомендаций по использованию компьютерных технологий и электронных средств обучения на уроках русского (белорусского) языка.

  • Создание (разработка) авторских ЭСО «Орфографическая зоркость», тренажеров «Орфографическая грамотность» для отработки орфографических навыков.

  • Разработка тестовых заданий для этапа контроля, оценки и коррекции орфографических знаний и умений учащихся.


«Учебно-исследовательская, поисковая деятельность учащихся начальных классов на уроках языка при формировании речевых и орфографических умений и навыков». На заседаниях можно рассмотреть вопросы:

  • Организация учебного взаимодействия младших школьников при формировании навыков устной речи.

  • Организация поисковой деятельности младших школьников на уроках языка.

  • Проблемное обучение при изучении орфографии.

  • Организация учебно-исследовательской деятельности при изучении орфографии.


Литература

  1. Алексеева, А. В. Преподавание в начальных классах: психолого-педагогическая практика / А. В. Алексеева, Г. Н. Сиделева. – М., 2003.

  2. Андриевская, В. В. Психологические предпосылки эффективности совместной учебной работы младших школьников / В. В. Андриевская // Вопросы психологии. – 1985. – № 4. – С.15-20.

  3. Антановіч, Н. М. Прыватнаметадычныя прынцыпы навучання беларускай арфаграфіі ў пачатковых класах рускамоўных школ / Н. М. Антановіч // Пачатковая школа. – 2011. – № 10. – С. 3-7.

  4. Антипова, М. Б. Роль звукобуквенного разбора в речевом развитии и повышении орфографической грамотности учащихся / М. Б. Антипова // Пачатковая школа. – 2012. – № 4. – С. 42-45.

  5. Антонава, Н. У. Аднолькавыя, адметныя і спецыяльныя ўменні і навыкі аўдзіравання і чытання / Н. У. Антонава // Пачатковая школа. – 2011. – № 6. – С. 54-57.

  6. Антонава, Н. У. Інтэграваны падыход да навучання беларускай мове і літаратурнаму чытанню / Н. У. Антонава // Пачатковая школа. – 2011. – № 4. – С. 42-45.

  7. Антонава, Н. У. Узаемасувязь паміж навучаннем аўдзіраванню і чытанню / Н. У. Антонава // Пачатковая школа. – 2011. – № 2. – с. 12-17.

  8. Арямова, О. С. Обучение решению орфографических задач / О. С. Арямов // Начальная школа. – 1999. – №4. – С.17

  9. Атливанова, В. Б. Безотметочное обучение на уроках изобразительного искусства в III классе / В. Б. Атливанова // Пачатковая школа. – №4. – 2012.

  10. Ахметгалиев, А. А. Поэтапное формирование умственных действий в начальной школе / А. А. Ахметгалиев // Школьные технологии. – 2004. - № 3. – с. 58-63.

  11. Бардин, К. В. Как научить детей учиться / К. В. Бардин. – М. : Просвещение, 1969.

  12. Блашчынская, І. А. Методыка слоўнікавай работы ў сітуацыі блізкароднаснага двухмоўя / І. А. Блашчынская // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2011.- № 3. – С. 62-68.

  13. Блашчынская, І. А. Развіццё слоўніка дзяцей у сітуацыі блізкароднаснага білінгвізму / І. А. Блашчынская // Пачатковая школа. – 2011. – № 8. – С. 37-40.

  14. Богоявленский, Д. Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии / Д. Н. Богоявленский // Начальная школа. –2003. – №4. – С.39

  15. Булохов, В. Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся / В. Я. Булохов //Начальная школа. – 2002. – №1. – С.90

  16. Буркова, Т. В. Списывание и его виды в процессе обучения младших школьников грамматике и правописанию/ Т. В. Буркова //Начальная школа. – 2002. – №10. – С.29-35.

  17. Буртовой, И. Д. Организация учебного труда младших школьников / И. Д. Буртовой, Б. П. Зязин, М. А. Маркова. – Алма-Ата : Мектеп, 1988.

  18. Варганова, Л. Д. Орфографическое программирование как способ под-готовки к формированию орфографической зоркости учащихся / Л. Д. Варганова // Начальная школа. – 2005. – №6. – С.16-20.

  19. Власенков, А. И. Обучение русской орфографии в школе с белорусским языком преподавания / А. И. Власенков. – Минск : Народная асвета, 1980.

  20. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. / под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова.- М. :АПН - 1962.- 288 с.

  21. Горецкий, В. Г. Организация текущего и рубежного контроля за усвоением знаний, умений и навыков в процессе обучения детей чтению в начальных классах / В. Г. Горецкий, Л. И. Тикунова. – М. : Новая школа, 1994.

  22. Горецкий, В. Г. Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе: методическое пособие / В. Г. Горецкий, Л. И. Тикунова. – М. : Дрофа, 1995. – 160 с.

  23. Горшкова Е. А. Учет особенностей поведения младших школьников в процессе обучения и воспитания // Начальная школа. – 2009. - № 1. – С. 10-13

  24. Грабчикова, Е. С. Работа над безударными гласными на уроках русского языка / Е. С. Грабчикова // Начальная школа. –1999. – № 3.

  25. Гулецкая, Е. А. Основные направления совершенствования качества начального образования // Е.А. Гулецкая // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2011. - № 12. – С. 10-13.

  26. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении: книга для учителя. – М : Просвещение, 2006.- 192 с.

  27. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. – М. : изд-во АПН РСФСР, 1953.

  28. Ермакова И. В., Поливанова Н. И., Ривина И. В. Представления учителей о взаимодействии с учащимися на уроке // Вестник практической психологии образования. - 2005. - № 4 (5). – С. 16 – 20

  29. Ермакова И. В., Поливанова Н. И., Ривина И. В. Эмоциональное состояние учащихся в условиях различных взаимодействий учителя и детей на уроках // Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся / Под ред. В. В. Рубцова, Н. И. Поливановой. - М., 2007.- С. 11-20

  30. Ермакова И. В., Цукерман Г. А. Поиск новых средств решения учебных задач в начальной и основной школе // Вопросы психологии. – 2009. - № 6. – С.13-22

  31. Ермакова И. В., Цукерман Г. А. Типы поисковой активности учащихся в начальной и основной школе // Вопросы психологии. – 2010. - № 1. – С.15-23

  32. Жедек, П. С. Пути совершенствования обучения орфографии / П. С. Жедек // Начальная школа. – 1990. – № 10. – С.24-26.

  33. Жуйков, С. Ф. Формирование орфографических действий / С. Ф. Жуйков. – М., 1995.

  34. Захарова, А. В. Психология формирования самооценки / А. В. Захаровап. – Минск : Белинкоммаш, 1993.

  35. Квасных, Г. С. Роль межпредметных связей в методике преподавания русского языка / Г. С. Квасных // Менеджмент в образовании. – 2006. – № 2. – С.36-42.

  36. Кошмина, И. В. Межпредметные связи в начальной школе / И. В. Кошмина. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

  37. Ладыженская, Т. А. Методика развития речи на уроках русского языка / Т. А. Ладыженская. – М., Просвещение, 2006.

  38. Львов, М. Р. Основы обучения правописанию в начальной школе / М. Р. Львов. – М. : Прометей, 1988.

  39. Львов, М. Р. Правописание в начальных классах / М. Р. Львов. – М. «Просвещение», 1990.

  40. Медведская, Е. И. Оценка и отметка / Е. И. Медведская // Пачатковая школа. – №3. – 2011.

  41. Методика грамматики и орфографии в начальных классах / В. А. Кустарева [и др.] ; под ред. Н. С. Рожджественского. – М. : Просвещение, 1979.

  42. Одегова, В. Ф. Развитие орфогорафической зоркости / В. Ф. Одегова // Начальная школа. – 1989. – № 6. – С. 20-22.

  43. Одновол, Л. А. Обучение младших школьников письму слов с непроверяемыми написаниями / Л. А. Одновол // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2011. - № 4. – С. 17-21.

  44. Оморокова, М. И. Навыки чтения младших школьников (экспериментальный материал) / М. И. Оморокова. – М. : АПН СССР, НИИ СиМО, 1972.

  45. Оморокова, М. И. Совершенствование чтения младших школьников: методическое пособие для учителя / М. И. Оморокова. – М. АРКТИ, 1999.

  46. Поль, Е. В. Психолого-педагогические особенности грамотного письма/ Е. В. Поль // Начальная школа. – 1997. – №1. – С.21-26.

  47. Потапова, Е. Н. Интегрированные уроки в начальной школе или как создать у младших школьников целостную картину мира / Е. Н. Потапова. – М. : Новая школа. – 2002.

  48. Разумовская, М. М. Методика обучения оорфографии в школе / М. М. Разумовская. – М. : Просвещение, 1992.

  49. Разумовская, М. М. Методика обучения орфографии в школе / М. М. Разумовская. – М., 1992.

  50. Садовская, И. А. Я все смогу. Формирование адекватной самооценки в период безотметочного обучения / И. А. Садовская // Пачатковая школа. – 2011. – № 6.

  51. Свірыдзенка, В. І. Развіццё чытацкай культуры малодшых школьнікаў у працэсе іх літаратурнай адукацыі / В. І. Свірыдзенка // Пачатковая школа. – 2011. – № 9. – С. 37-39.

  52. Сердюкова, Н. С. Интеграция учебных занятий в начальной школе / Н. С. Сердюкова // Начальная школа. – 1994. – № 11.

  53. Слонимская, Н. В. Учиться не ради отметки. Система оценки знаний и приемы работы при безотметочном обучении / Н. В. Слонимская, Е. В. Ефимчик, М. И. Казакевич, Т. К. Минец // Пачатковая школа. . – 2012. – № 2.

  54. Стремок, И. М. Литературное чтение. Контроль результатов учебной деятельности младших школьников / И. М. Стремок, О. И. Тиринова // Пачатковая школа. – 2004. – № 3. – с. 15-21.

  55. Тиринова, О.И. Умения учебной деятельности / О. И. Тиринова // Пачатковая школа. – 2010. – № 6. – С. 18-21.

  56. Тиринова, О. И. Учебная деятельность: психолого-педагогичесая характеристика / О. И. Тиринова // Пачатковая школа. – 2010. – № 5. – С. 41-44.

  57. Фролова, Л. А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников/ Л. А. Фролова // Начальная школа.- 2001. – № 5. – С.43-48.

  58. Фролова, Л. А. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников/ Л. А. Фролова // Начальная школа. – 2005. – № 3. – С.103-115.

  59. Цірынава, В. І. Агульныя вучэбные ўменні і навыкі малодшых школьнікаў / В. І. Цірынава // Пачатковая школа. 2002. – № 2. – С. 11-19.

  60. Цукерман, Г. А. Оценка без отметки / Г. А. Цукерман. – М., Рига, 1999.

  61. Шеститко, И. В. Организация рефлексивной деятельности учащихся: теория и практика / И. В. Шеститко // Пачатковая школа. – 2011. – № 1, 2, 4, 7, 12. – С. 5-7.

  62. Шинтарь, З. Л. Формирование мотивации к самосовершенствованию у младших школьников / З. Л. Шинтарь, Н. В. Казак // Пачатковая школа. – 2010. – № 6. – С. 14-17.

  63. Шлапакова, М. М. Приёмы реализации межпредметной связи в обучении русскому языку / М. М.Шлапакова // Педагогика. – 2010. – № 3. – С. 371-373.

  64. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. – М., 1974.

  65. Яленскі, М. Г. Выкладанне беларускай мовы ў школе / М. Г. Яленскі [і інш.] ; пад рэд. М. Г. Яленскага – Мінск : Народная света, 1994.

  66. Яленскі, М. Г. Методыка выкладання беларускай мовы. Сучасная лінгвадыдактыка / М. Г. Яленскі. – Мінск : Адукацыя і выхаванне, 2005.




страница 1 | страница 2 страница 3

Смотрите также: